Психологические особенности копинг поведения следственных работников МВД России
Диссертация
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные' результаты способствуют повышению эффективности процесса оценки, прогнозирования и формирования стресс-преодолевающего поведения следственных работников МВД России. Определен комплекс информативных психодиагностических тестов для прогноза оценки типов, стратегий и личностных ресурсов копинг поведения следственных… Читать ещё >
Содержание
- В
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСАК-ЦИОНАЛЬНОЙ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ СТРЕССА (КОПИНГ ПОВЕДЕНИЯ) И ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Теоретические 'основы, тезаурус, современные теории стресс-преодолевающего поведения (копинг поведения)
- 1. 2. Современные направления психологических исследований копинг поведения
- 1. 3. Особенности профессиональной деятельности и требования к психологическим качествам личности следователя
- Резюме по главе
- Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация и общая характеристика исследования
- 2. 2. Психологические методики исследования
- 2. 3. Статистическая обработка данных
- Резюме по главе
- Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ ПОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ МВД РОССИИ
- 3. 1. Результаты оценки распределения следователей ОВД по уровням копинг поведения
- 3. 2. Взаимосвязь копинг поведения и успешности деятельности следователей ОВД
- 3. 3. Базисные стратегии копинг поведения следователей ОВД и особенности их изменения в различных стрессовых ситуациях
- 3. 4. Психологические особенности личности следователей ОВД с различным уровнем копинг поведения
- 3. 4. 1. Особенности профессиональной мотивации следственных работников МВД России с разным уровнем копинг поведения. N
- 3. 4. 2. Психологические особенности личности следователей ОВД с разным уровнем копинг поведения по данным тестов «Поведение в конфликтных ситуациях» и «SACS»
- 3. 4. 2. 1. Результаты исследования по данным теста «Поведение в конфликтных ситуациях»
- 3. 4. 2. 2. Результаты исследования по данным теста «SACS»
- 3. 4. 3. Сравнение психологических особенностей личности следователей ОВД с различным уровнем копинг поведения по данным 16-факторного личностного опросника Кет-телла
- 3. 4. 4. Сравнение патопсихологических особенностей личности следственных работников с различным уровнем копинг поведения по данным тестов СМИЛ, «Прогноз-2»
- 3. 5. Результаты сравнения психологических качеств личности у следователей с различным уровнем копинг поведением по данным тестов ПД, УСКи КОС
- 3. 6. Результаты сравнения показателей интеллектуальных способностей у следователей с различным уровнем копинг поведением по данным тестов Д. Равена и КОТ
- 3. 7. Разработка и обоснование психодиагностического алгоритма прогнозирования копинг поведения следователей
- Резюме по главе
Список литературы
- Алексеев С.С., Яковлев В. Ф., О модели юриста и обучении в юридических вузах. // Изв. Вузов. Правоведение. 1976. № 4.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. -Ростов н/Д., 1997.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
- Альманах психологических тестов. М., 1995.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1, 2. — М., 1980.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человека. М., 1996. — С. 25−44.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -С. 339.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 тт. М., 1982.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
- Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.
- Апарова Т.В., Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах.- М., 1976. 67с.
- Артамонов И.И. Психологический анализ возможностей теории игр в следственной тактике. // Вопросы судебной психологии.- Вып.2. -Минск, 1972.
- Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995, 212 с.
- Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Дисс.. д-ра психол. наук: 19.00.03. СПб.: СПбГУ, 1997.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебноепособие. М: «ПЕРП СЭ», 2001.
- Бодров В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. М.: ИП, 1998. — 285с.
- Бухвоствов А.В. Психологические особенности копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России: Дисс.. канд психол. наук. СПб., 2005. -180 с.
- Болыиев В.Н., Мягких Н. И., Шутко Г. В. Оценка уровня интеллекта при профессиональном отборе кандидатов на службу в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах, № 2 (4). Омск: Омск. юр. ин-т., 1996.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А.В. Психологический анализ мышления как прогнозирования: Автореферат дис. д-ра психол. наук. М., 1977. — С. 37
- Брушлинский А.В. Субьектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психол., 1999, N5. С. 110−121.
- Букалов К.А. Формирование профессионализма следователя // Известия ВУЗ. Правоведение. 1993.-N1.- С.45−46.
- Васильев B.JI. О психологических качествах следователя // Вопросы судебной психологии. Материалы Всесоюзной конференции по судебной психологии. М., 1971. I
- Васильев B.JI. Психологические основы повышения эффективности труда следователей: Дисс. докт. псих. наук. JL: ЛГУ, 1983. — 472с.
- Васильев В.Л. Акмеологическая система деятельности следователя при рассмотрении насильственных преступлений // Материалы международной научно-практической конференции «Общество. Право. Полиция."-СПб.: СПб. Юридический институт, 1996.- С. 11.
- Васильев B. J1. Юридическая психология. Учебник. СПб, 2001.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. -СПб.: Речь, 2001. С. 311−322.
- Гайда В.К., Захаров В. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
- Грановская P.M. Защита личности (психологические механизмы). -СПб.: Знание, 1998.-305 с.
- Гранат H.JI. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук.- М., 1973.
- Григорьев А.В., Морозов В. М., Пузанов Ю. П. и др. Работа с персоналом в правоохранительных органах Соединенных Штатов Америки -Екатеринбург. 1996- 150с.
- Данилова Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников. -Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1997. — 27 с.
- Дагель П. С. Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974.
- Дулов А.В. Судебная психология. Изд. 2-е. Минск, 1975.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М., 1993.
- Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристъ, 1996.-631с.
- Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 1991.-С. 144−156.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологическойадаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. // Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М., 1979. — С. 219−232.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие. М., 1998.
- Использование краткого отборочного теста для оценки уровня интеллекта при психологическом отборе на службу и учебу в ОВД. // Большев В. Н., Ипатов В. В., Мягких Н.И.- Шутко Г. В. Методические рекомендации. -М.: Мед. управление МВД России, 1996.
- Котов Д.П., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж., 1976.-56с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт- ЮНИТИ, 1998.
- Короленко Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. -JL: Наука, 1978.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Д.: Медицина, 1984. '
- Клигман А. В прокуратуру через квалифицированный отбор.- Российская юстиция. — N5. -1995. — С.38.
- Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989. — С. 121−126.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс // Под ред. Л. Леви. Д.: Медицина, 1970. — С. 178 208.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
- Лебедев И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное: Монография. -М.: Московская академия МВД России, 2000. 150 с.
- Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России): Автореферат дисс. докт. психол. наук. СПб. — 2002. — 31 с.
- Либина Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2003.
- Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на межличностно-профессиональное развитие врача: Автореферат. дисс. канд. психол. наук. СПб. — 1997. — 21с.
- Ларин A.M. От следственной версии к истине. М., 1976.
- Ларин A.M. Я следователь.- М., 1991.-25с.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука. 1984.
- Лузгин И.М. Построение и проверка версий при производстве расследования по уголовному делу. // Вопросы криминалистики, вып. 8−9. -М., 1963.
- Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. М., 1969.
- Маршцук В.Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств. Дисс. докт. психол. наук. Л., 1982.
- Марищук В.Л. Особенности поведения человека в экстремальных условиях. // Психология и педагогика, военная психология. Под. ред. А. Г. Маклакова. СПб., 1997.
- Марищук В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Дом, 2004.
- Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс. докт. психол. наук. СПб., 1996. — 393с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Марьин М.И. и др. Организация психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие.- М.: ГУК МВД России, 2004. 240 с.
- Маслоу А. Дальнейшие пределы человеческой психики. СПб., 1997.
- Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. I
- Методы психологической диагностики. М., 1993.
- Назыров Р.К. Отношение к болезни и лечению, конфликтность и ко-пинг-поведение у больных неврозами. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -СПб.- 1993.-20с.
- Назыров Р.К. Отношение к здоровью и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами: Дис.. канд. мед. наук. СПб.: Питер, 2004. — С. 339−368.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван. 1988. — 263с.
- Никифоров Г. С. (ред.) Психология профессионального здоровья. -СПб.: Речь, 2006.- 480с.
- Никифоров Г. С., М.А.Дмитриева, В.М.Снетков. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. -СПб.: Речь, 2001.460 с.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб., 1996.
- Общая психодиагностика. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, 1987. ч
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие. // Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М.: НИЦПМО МВД России, 1997,344с.
- Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. Пособие // Под ред. В. А. Пухова. М.: МО СССР, 1981.
- Основы профессионального психофизиологического отбора. Авт. колл.: Макаренко Н. В., Пуков В. А., Кольченко Н. В., Майдиков Ю. Л., Киенко
- В.М., Вороновская В. И. Киев: Наукова думка, 1987.
- Осипов Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М.- 1990 — С. 140−144.
- Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ.-М., 1991.-75с.
- Пинчук В.А. Анализ психологических характеристик, диагностируемых вопросником 16 pF Кеттелла // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии.-М., 1979.-С. 27−34.
- Пономарев И.Б. Избранные труды. М.: ГУК МВД России, 2002.-376с.
- Подготовка кадров полиции за рубежом. Реферативный сбор ник. М.: Академия МВД, 2003. — 128с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1989.
- Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие. Авт. колл.: Войцех В. Ф., Касперович Ю. Г., Марьин М. И., Мягких Н. И., Рыбников В. Ю. М.: Главное управление кадров МВД России, 2004.- 180 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255с.
- Психология личности. Тесты, опросники, методики. М., 1995.
- Ратинов, А Р. Судебная психология для следователей. М&bdquo- 1967.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-изд. М.: Просвещение. 1946.
- Рубинштейн С. Я. Методики экспериментальной патопсихологии.1. М., 1970.
- Романов В.В., Кроз М. В. В прокуратуру через психологический отбор. // Российская юстиция — N8. — 1995.- С.50−52.
- Романов В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профес сиональном отборе кадров для прокуратуры. // Вопросы психологии.- 1994.-N3-C.94−108.
- Романов В.В. Социально-психологические аспекты повышения качества подготовки и эффективности использования работников юстиции // Опыт и актуальные проблемы нравственного и профессионального воспитания кадров юстиции. М., 1980.-С. 131−132.
- Романов В.В. Юридическая психология. М. 1999.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Дисс.. докт. психол. наук. -СПбГУ, 2000.-440 с.
- Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб.: СПб У-т МВД, 2000. — 205 с.
- Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972,122 с.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960. — 254 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979,124 с.
- Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс. д-ра мед. наук. М., 1994.
- Сирота Н.А., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиат. и мед. психол. 1993. -№ 1.
- Словарь практического психолога. // Сост. Головин С. Ю. Минск, 1997.-С. 10−11.
- Снижение риска гибели людей при пожарах: Материалы XVIII научно-практической конференции. Ч. 3. М., 2003.
- Собчик JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М. 1977. -С. 480.
- Собчик JI.H. Психодиагностика: методы и методология. М., 1990:
- Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990. -Вып. 3.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Старченко А. А. Логика в судебном исследовании.- М., 1958.
- Стресс жизни: понять, противостоять, управлять им. СПб., 1994.
- Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990.
- Тер-Багдасанян Л. П. Исследование динамики клинических и психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии (в связи с задачами оценки ее эффективности и прогноза): Автореф. дис.. канд. мед. наук. Л, 1990.
- Хвеженко С.П. Психологические средства профессионального отбора курсантов вузов МВД России будущих следователей: Автореф. дисканд. психол. наук. -СПб., 2000. 20с.
- Човдырова Г. С. Стрессовые расстройства и проблемы адаптации личного состава МВД России // Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. — С. 72 -90.
- Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием).- Монография. СПб.: СПб. УнОт МВД России, 2000.- 219с.
- Шестаков А.Г. Психология управленческих воздействий руковоли-теля на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. СПб.: СПб. ГУ, 1997.
- Юрасова Е.Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения: Автореферат дис. канд. психол. наук.-СПб., 1996.- 94 с.
- Яни С. А. Психологический отбор и подготовка следователей// Советское государство и право. 1968.- N10.- С. 129−132.
- Яни С. А. Профессиональный отбор и подготовка следователей. -«Социалистическая законность», 1970, № 5.
- Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией. Дисс. докт. мед. наук. СПб., 1995.
- Amirkhan J.H. A Factor Analytically Drived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator. // J. of Personality and Social Psychology/ 1990. -Vol. 59, N.5.-P. 1066−1074.
- Aro H. Social Support, Life events and psychosomatic symptoms among 14−16 year old adolescents //Soc.Sci. Med.-1989.-Vol. 29, N. 9.-P. 1051−1056.
- Batson C.D., Fultz J., Schoenrade P.A. Distress and Empathy: Two Qualitatively Distinct Vicarious Emotions with Different Motivational Consequences // J. of Personality. 1987. — Vol. 55. N. 1. — P. 18−39.
- Beckham E.E., Adams R.L. Coping in depression: Report on new scale // Behaiour Research and Therapy. 1984. N. 22. — P. 71−75.
- Bell R.Q. «Changing Psychological Risk. Implications Mass Targeted Mental Health Intervention and Promotion» // Invited address presented at the Annual Meeting of the American Psychological Association. — Washington, 1986. — P. 64.
- Bien N.A., Bry B.H. An experimentally designed comparison of four intensities of school based prevention comparison of Community Psychology. -1980.-N. 8.-P. 110−116.
- Billings A.G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with umpolar depression // J. of Person and Soc. Psychology. 1984. — Vol.46.-P. 877−891.
- Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // J. of Personality and Soc. Psychol. 1990. — Vol. 59, N. 3 — P. 525−537.
- Brehm S.S., Kassin S.M. Social Psychology. Houghton, 1990. — Chapter 14.-P. 102.
- Carver C.S., Sheier M.F. Assessing coping strategies // J. of Person and Soc. Psychol. 1989. — N. 56. — P. 267−283.
- Cattel R.B. Hand boock of the sixteen personality factor questionnaire. Chicago, 1968. — 262 p.
- Cohen S.A., Wills T.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin. 1985. — N. 98. — P. 310−357.
- Coyne J.C., Lasarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping // Kutash I.L., Schlesinger L.B. // Eds. // Handbook on stress and anxiety. 1980. — P. 144−158.
- Deykin E.J., Levy J.C. Wells V. Adolescent depression, alcohol and drug abuse // Amer. J. Publ. Hlth. 1997. — Vol. 77. N. 2. — P. 178−182.
- Dumser Т., Barocka A., Schubert E. Weight of adrenal glands may be increased in persons who commit suicide. Am J of Forensic Medicine and Pathology. 1998. Vol. 19(1). P. 72−76.
- Eisenberg N., Miller P.A. The relation of empathy to prosocial and related behaviors // Psychological Bulletin. 1987. — Vol. 101. N. 1. — P. 91−119.
- Endler N.S., Parker J.D. Multidimensional assessment of coping // J. of Person and Social Psychology. 1990. — Vol. 58. N. 5. — P. 844−854.
- Engeland H. Adolescence, stress and psychopathology // Triangle. -1990.-Vol. 29. N. 2−3.-P. 65−71.
- Folkman S. Personal Control and Stress and Coping Processes: A Theoretical Analysis // J. of Person. And Soc. Psychology. 1984. — Vol. 46. N. 4. — P. 839−852.
- Folkman S., Lazarus R. Manual for the Ways of Coping Questionnaire.
- Palo-Alto, CA.- 1988. -32 p.
- Folkman S., Lazarus R. Sv An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. — Vol. 21. — P. 219−239.
- Folkman S., Lazarus R.S., Pimley S., Novasek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Adding. 1987. — Vol. 2, N. 4. — P. 106−116.
- Galagher D. Extraversion, neurotism and appraisal of stressful academic events//Pers. And Indiv. Diff. 1990. — Vol. 11. N10. — P. 1053−1057.
- Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organization. N. Y., Academic Press. — 1977. — 457 p.
- Hathawey S., McKinley J. Basic readings on the MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.
- Hathawey S.R., McKinley J.Ch. Minnesota Multiphasic Personality Inventory. New York: Wiley, 1971,200 p.
- Heim E. Koping und adaptivited: gibt es geeignetes oder ungeeignetes koping? Psychother., Psychosom., Med. Psychol. 1988. — N. 1. — P. 8−17.
- Holohan C.J., Moos R.H. Life stressor, resistance factors, and improved psychological functioning: An extension of stress resistance paradigm // J. of Personality and Social Psychology. 1990. — Vol. 58, N. 5. — P. 909−917.
- Jonston B.K. Stress, coping, and adjustment in female adolescent incest victims // Child Abuse. Neglect. -1991. Vol. 5. — P. 293−305.
- Jorgensen R.S., Dusek J. Adolescent adjustment and coping strategies // J. Pers. 1990. — Vol. 58, N. 3. — P. 503−513.
- Kagan J. Stress and coping in early development // Gormery, M. Rutter // Eds. // Stress, coping and development in children. N.Y.: Ke Graw-Hill, 1983.1. P. 191−216.
- Kelley К. Et al. Chronic self-destructiveness: conceptualization, measurement, and initial validation of the construct // J. Motivation and Emotion. -1985.-Vol. 9, N. 2. P. 135−151.
- Kuiper N. et al. Stressful Events, dysfunctional attitudes, coping styles and depression // Pers. and Indiv. Diff. 1989. — Vol. 10, N. 2. — P. 229−237.
- Lazarus R.S. Emotions and adaptation: Conceptual and empirical relations // W.J. Arnold (Eds.) Nebraska Press, Lincoln, N.Y. 1968. — P. 175−266.
- Lazarus R.S. Patterns of adjustment (3-rd ed.) N.Y. — 1976.
- Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. McGraw -Hill, N.Y.- 1966.-29 p.
- Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Distorter et al. Models for Clinical Psychopathology. N.Y. -1981. — P. 177−214.
- Lazarus R.S. The stress &nd coping paradigm // L. A. Bond, J. C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover. — 1980.
- Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. — N.Y.: Guilford. — P. 282−325.
- MacKinnon D.W. Motivation. W Boring E.G. (ed.) Foundations of psychology. New York, 1947.
- McCrae R.R. Situational determinants of coping responses // J. of Person. and. Soc. Psychology. — 1984. — Vol. 46. — P. 919−928.
- Miller L. Tough Guys: Psychotherapeutic Strategies With Law Enforcement and Emergency Services Personnel // Psychotherapies. Vol. 32, Winter 1995. N. 4.-P. 592−600.
- Mirin S.M. Substance abuse and psychopathology. Washington, D.C.: American Psychiatric Press, Inc. — 1984. — P. 51.
- Mittlin J. et al. Situational determinants of coping and coping effectiveness III Health and Soc. Behav. 1990. — Vol. 31, N. 1. — P. 103−122.
- Moos R.H., Billings A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes // L. Goldenberg, S. Breznitz (Eds.) Handbook of Stress. -N.Y., 1982. P. 212−230,
- Pearlin L.I., Schooter C. The structure of coping //j. of Health and Soc. Behav.- 1978.-Vol. 19.-P. 2−21.
- Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
- Ryan N.M. Stress-coping strategies identified from school age children’s perspective // Research in Nursing & Health. 1989. — N. 12. — P. 111−122.
- Sandler I.N., Lakey B. Locus of control as stress moderator: The role of control perceptions and social support // Am. J. of Com. Psychology. N. 10. — P. 65−80.
- Strauman T.J., Hoggins E.T. Self-Discrepancies as predictors of vulnerability to distinct syndromes of chronic emotional distress // J. Pers. 1988. — Vol. 56, N. 4. — P. 685−707.
- Super L.T. et al Vocational Development A // Framework of Research. -N.Y. 1957.-391 p.
- Terry D. Coping resources and adaptation // Austral. J. Psychol. 1989. -Vol.41,N. 2.-P. 159−173.
- Terry D. Coping resources and situational appraisals as predicators of coping behavior// Pers. and Indiv. Diff. -1991. Vol. 12, N. 10. — P. 1031−1047.
- Wells K.B., Golding J.M. & Burman M.A. Psychiatric disorder in a sample of the general population with and without chronic medical conditions // American Journal of Psychiatry. 1990. — Vol. 145, N. 8. — P. 976−981.
- Woodward J., Frank B. Rural adolescent loveliness and coping strategies // Adolescence. 1998. — Vol. 23, N. 91. — P. 559−565.
- Zeitlin S., Williamson G. Coping characteristics of disabled and no disabled young children // Amer. J. Orthopsychiat. 2003. — Vol. 60, N. 3. — P. 189 206.
- Анкета «Профессиональная мотивация»
- Главное для меня в работе -это: Оценка
- Быть высококвалифицированным специалистом 1 2 3 4 5
- Постоянно расширять свои профессиональные знания и умения 1 2 3 4 5
- Хорошо выполнять свою текущую работу 1 2 3 4 5
- Выполнять нужную обществу и важную для государства работу 1 2 3 4 5
- Быть лучшим специалистом среди коллег 1 2 3 4 5
- Убежденность в правильности выбора профессии, ее соответствии моим интересам и желаниям 1 2 3 4 5
- Приобретать новые знания и иметь возможность профессионального роста 1 2 3 4 5
- Избежать наказания за упущения в работе 1 2 3 4 5
- Приносить своей работой пользу государству и обществу 1 2 3 4 5
- Быть примером отличного специалиста для других коллег 1 2 3 4 5
- Не запускать работу, планомерно ее выполнять 1 2 3 4 5
- Выполнять нужную для государства и важную для ОВД работу 1 2 3 4 5
- Получить одобрение руководителей 1 2 3 4 5
- Желание в полной мере овладеть данным видом деятельности спасателя и стать отличным специалистом 1 2 3 4 5
- Стремление к саморазвитию и совершенствованию профессиональных знаний 1 2 3 4 5
- Выполнять работу за хорошее материальное вознаграждение (заработную плату) 1 2 3 4 5
- Иметь хорошее положение в своей профессиональной среде, обществе, утвердить себя как личность 1 2 3 4 5
- Осознавать, что выполняемая работа в наибольшей степени отвечает моим способностям, жизненным устремлениям 1 2 3 4 5
- Постоянно совершенствовать свои знания и умения, развиваться в профессии 1 2 3 4 5
- Опросник «SACS» Стратегии копинг-поведения
- Вам предлагаются 54 утверждения, относительно поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Оцените, пожалуйста, как Вы обычно поступаете в данных случаях.
- В любых сложных ситуациях Вы не сдаетесь.
- Объединяетесь с другими людьми, чтобы вместе разрешить ситуацию.
- Советуетесь с друзьями или близкими о том, что бы они сделали, оказавшись в Вашем положении.
- Вы всегда очень тщательно взвешиваете возможные варианты решений (лучше быть осторожным, чем подвергать себя риску).
- Вы полагаетесь на свою интуицию.
- Как правило, Вы откладываете решение возникшей проблемы в надежде, что она разрешится сама.
- Стараетесь держать все под контролем, хотя и не показываете этого другим.
- Вы полагаете, что иногда необходимо действовать столь быстро и решительно, чтобы застать других врасплох.
- Решая неприятные проблемы, выходите из себя и можете «наломать немало дров».
- Когда кто-либо из близких поступает с Вами несправедливо, Вы пытаетесь вести себя так, чтобы они не почувствовали, что Вы расстроены или обижены.
- Стараетесь помочь другим при решении ваших общих проблем.
- Не стесняетесь при необходимости обращаться к другим людям за помощью или поддержкой.
- Без необходимости не «выкладываетесь» полностью, предпочитая экономить свои силы.
- Вы часто удивляетесь, что наиболее правильным является то решение, которое первым пришло в голову.
- Иногда предпочитаете заняться чем угодно, лишь бы забыть о неприятном деле, которое нужно делать.
- Для достижения своих целей Вам часто приходиться «подыгрывать» другим или подстраиваться под других людей (несколько «кривить душой»).
- В определенных ситуациях Вы ставите свои личные интересы превыше всего, даже если это пойдет во вред другим.
- Как правило, препятствия для решения Ваших проблем или достижения желаемого сильно выводят Вас из себя, можно сказать, что они просто «бесят «Вас.
- Вы считаете, что в сложных ситуациях лучше действовать самому, чем ждать, когда ее будут решать другие.
- Находясь в трудной ситуации, Вы раздумываете о том, как бы поступили бы в этом случае другие люди.
- В трудные минуты для Вас очень важна эмоциональная поддержка близких людей.
- Считаете, что во всех случаях лучше «семь и более раз отмерить, прежде чем отрезать».
- Вы часто проигрываете из-за того, что не полагаетесь на свои предчувствия.
- Вы не тратите свою энергию на разрешение того, что возможно само по себе рассеется.
- Позволяете другим людям думать, что они могут повлиять на Вас, но на самом деле Вы «крепкий орешек», и никому не позволяете манипулировать собой.
- Считаете, что полезно демонстрировать свою власть и превосходство для укрепления собственного авторитета.
- Вас можно назвать вспыльчивым человеком.
- Вам бывает достаточно трудно ответить отказом на чьи-либо требования или просьбы.
- Вы полагаете, что в критических ситуациях лучше действовать сообща с другими.
- Вы считаете, что на душе может стать легче, если поделиться с другими своими переживаниями.
- Ничего не принимаете на веру, так как полагаете, что в любой ситуации могут быть «подводные камни».
- Ваша интуиция Вас никогда не подводит.
- В конфликтной ситуации убеждаете себя и других, что проблема «не стоит и выеденного яйца».
- Иногда Вам приходиться немного манипулировать людьми (решать свои проблемы, не взирая на интересы других).
- Бывает очень выгодно поставить другого человека в неловкое и зависимое положение.
- Вы считаете, что лучше решительно и быстро дать отпор тем, кто не согласен с Вашим мнением, чем «тянуть кота за хвост».
- Вы легко и спокойно можете защитить себя от несправедливых действий со стороны других, в случае необходимости сказать «нет» в ситуации эмоционального давления.
- Вы считаете, что общение с другими людьми обогатит Ваш жизненный опыт.
- Вы полагаете, что поддержка других людей очень помогает Вам в трудных ситуациях.
- В трудных ситуациях Вы долго готовитесь и предпочитаете сначала успокоиться, а потом уже действовать.
- В сложных ситуациях лучше следовать первому импульсу, чем долго взвешивать возможные варианты.
- По возможности избегаете решительных действий, требующих большой напряженности и ответственности за последствия.
- Для достижения своих заветных целей не грех и немного полукавить.
- Ищите «слабости» других людей и используете их со своей выгодой.
- Грубость и глупости других людей часто приводят Вас в ярость («выводят Вас из себя»).
- Вы испытываете неловкость, когда Вас хвалят или говорят комплименты.
- Считаете, что совместные усилия с другими принесут больше пользы в любых ситуациях (при решении любых задач).
- Вы уверены, что в трудных ситуациях Вы всегда найдете понимание и сочувствие со стороны близких людей.
- Вы полагаете, что во всех случаях нужно следовать принципу «тише едешь, дальше будешь».
- Действие под влиянием первого порыва всегда хуже, чем трезвый расчет.
- В конфликтных ситуациях предпочитаете найти какие-либо важные и неотложные дела, позволяя другим заняться решением проблемы или надеясь, что время все расставит на свои места.
- Вы полагаете, что хитростью можно добиться порою больше, чем действуя напрямую.
- Цель оправдывает средство.
- В значимых и конфликтных ситуациях Вы бываете агрессивным.
- Регистрационный бланк к методике «SACS» Дата заполненияФ.И.О.
- Опросник «Поведение в конфликтных ситуациях»
- Вам предлагается 30 пар утверждений, относительно поведения в конфликтных ситуациях. Внимательно прочтите вопрос и выберите, пожалуйста, из каждой пары вариант ответа «А» или «Б».
- А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
- Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
- А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
- Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
- А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
- Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
- А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.
- А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
- Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
- А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
- Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
- А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
- Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
- А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
- Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.11.