Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политика и идеология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мыслители конца XVIII — начала XIX в. уже включали в понятие идеологии представление о ложном сознании, т. е. различных предрассудках, идолах, которые могли стать объектом теоретического анализа. Негативный смысл слову «идеология» придал Наполеон, который с 1797 г. был членом Национального института, разделял мысли просветителей, но после того как они осудили его деспотические действия, резко… Читать ещё >

Политика и идеология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • какова связь между политикой и идеологией;
  • • что такое «критика идеологии» ;

уметь

• анализировать различные подходы к идеологии;

владеть

• навыками опознавания иррационального в политике.

И власть торопится скорей Всех тех, кто перестал быть пешкой В тур превратить, или в коней.

Александр Блок

Идеология и идеологизация

Идеология — это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы и ценности конкретного общества или его части (класса, социальной группы, страны, нации, партии, движения, больших социальных общностей).

Первым, кто в Европе пытался последовательно развить и продумать вопросы, связанные с раскрытием социальной сущности идеологии, можно считать Макиавелли. В его основном труде «Государь» были высказаны серьезные мысли о роли идей в политических столкновениях. В работах Бэкона рассмотрены некоторые познавательные особенности теории идеологии. Огромное значение для формирования концепции идеологии имела критика религии как формы идеологического сознания в трудах Клода Гельвеция и Поля Гольбаха. С XVIII в. «критика идеологии» имела преимущественно моральный характер. Идеология, согласно просветителям, должна изобличать политические институты как средства духовного воздействия на людей, вскрывать сущность религии как средства оправдания несправедливых социальных отношений.

Само слово «идеология» впервые употребил французский ученый Антуан Дестют де Траси в 1796 г. На рубеже XVIII—XIX вв. поздние просветители превратили учение об идеях в моральнополитическую доктрину, подчеркивая активный характер, практическую значимость идеологии. Деятели того времени пытались теоретически осмыслить, как философские идеи влияют на политику. В частности, Пьер Кабанис полагал, что именно идеи оказывают наибольшее влияние на общественную мораль, которая рассматривалась им в качестве источника политических страстей.

Именно в этот период группа французских экономистов, философов, естествоиспытателей (А. Дестют де Траси, П. Кабанис, Э. Кондильяк, К. Вольней, Ж. Тара) использовала новое слово «идеология» для обозначения теоретической дисциплины, призванной заниматься изучением генезиса и функционирования идей. Термин «идеология», таким образом, первоначально означал науку об идеях. Эти мыслители предполагали создать особую философскую дисциплину, призванную изучать методологические основы всех наук. Идеология как самостоятельная наука должна была, по словам Кабаниса, иметь в настоящем или будущем непосредственное приложение к изысканиям и работам мыслителя, моралиста и законодателя.

А. Дестют де Траси видел свою задачу в том, чтобы выявлять истоки человеческого познания, его границы и степень достоверности, поэтому науку об идеях он считал наиболее фундаментальной, рассматривая ее как базу для всех других дисциплин. В его многотомной работе «Элементы идеологии», первый том которой вышел в 1801 г., идеология трактовалась как своеобразный эталон, как познание универсальных законов на основе рационального функционирования человеческого разума.

А. Дестют де Траси полагал, что подлинное понимание сущности вещей позволит построить справедливый и разумный общественный порядок. Тем самым идеология в истолковании французского исследователя являлась теоретической основой общественного устройства. Ученый считал, что можно добиться эффективного научного анализа общественного сознания путем устранения различных ересей, ложных авторитетов и традиций, заблуждений и преднамеренной лжи.

Ограниченность взглядов де Траси состояла в том, что он думал, будто человек изначально стремится к гармонии, порядку, которого можно достичь без преобразования общественного строя, лишь на основе просвещения. Он и его сторонники даже наметили программу народного образования, которая, как им казалось, сама по себе послужит улучшению буржуазного государства и его упрочению. Как видим, первоначально термин «идеология» имел положительный смысл, означал учение об идеях, которые, очистившись от религиозных и научных предрассудков, станут базой для всестороннего просвещения людей.

Мыслители конца XVIII — начала XIX в. уже включали в понятие идеологии представление о ложном сознании, т. е. различных предрассудках, идолах, которые могли стать объектом теоретического анализа. Негативный смысл слову «идеология» придал Наполеон, который с 1797 г. был членом Национального института, разделял мысли просветителей, но после того как они осудили его деспотические действия, резко разошелся с ними. Наполеон обвинил своих недавних единомышленников в доктринерстве и романтическом идеализме, в непонимании реальной политической практики и тех интересов, которые волновали французское общество. Он стал презрительно именовать их «идеологами». С того времени началось смысловое преображение понятия «идеология». Оно стало обретать отрицательный смысл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой