Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства
Для реализации цели были поставлены и решались следующие основные задачи: провести теоретический анализ категориального статуса понятий «субъектность» и «гуманизация образования» — выявить факторы превращения участников школьного образовательного пространства в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к немупостроить экспериментальную модель гуманистически организованной школьной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Проблема становления и развития субъектности школьника: психолого-педагогическое измерение. ^ ^
- 1. 1. Историография проблемы. Понятие «субъектность» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. П
- 1. 2. Факторы становления и развития субъектности
- 1. 3. Гуманизация образовательного пространства как системообразующая основа становления и развития субъектности
- 1. 3. 1. Категориальный статус понятия «гуманизация образовательного пространства»
- 1. 3. 2. Теоретические основы построения модели щ гуманизации образовательного пространства
- 1. 3. 3. Проектирование субъект-субъектных отношений в образовательной среде школы
- 1. 3. 4. Развитие субъектности школьника в условиях развивающего личностно-ориентированного образования
- 2. 1. Построение экспериментальной работы: цели, задачи, методики, основные этапы
- 2. 1. 1. Характеристика экспериментальной модели образовательного пространства
- 2. 1. 2. Характеристика экспериментальной образовательной технологии
- 2. 2. Результаты формирующего эксперимента и их интерпретация
- 2. 2. 1. Психолого-педагогическая экспертиза динамики экспериментального и традиционного образовательного пространства
- 2. 2. 2. Анализ динамики субъектных характеристик обучающихся в условиях экспериментального и традиционного образовательного пространства
- 2. 2. 3. Анализ динамики субъектных качеств педагогов и родителей обучающихся
Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На рубеже тысячелетий Россия переживает период глубоких изменений во многих сферах жизни человека и общества, позволяющих констатировать начало перехода человечества к новой стадии цивилизационного процесса — постиндустриальному информационному обществу. Последнее характеризуется социально-ориентированной рыночной экономикой, прогрессирующими информационными технологиями и средствами телекоммуникаций, весьма подвижной социальной культурой, демократической политической организацией, потребительскими ценностями и ориентациями, доминирующей ролью массовой культуры.
Постиндустриализация связана с индивидуализацией процесса труда и превращением его в средство самореализации, с гуманизацией и демократизацией всех сторон общественной жизни, хотя и противоречивой, и неравномерной. В центре постиндустриальной модернизации стоит развитие человека и как субъекта преобразований, и как главного их результата.
Проблема субъектности выступает прямым следствием выдвижения проблемы Человека в центр научного изучения, что отвечает текущей потребности выживания людей в условиях углубляющейся дисгармонии их с природным и социокультурным окружением. В настоящее время в современной психологии развития активно изучаются феномены субъектности (В.А. Петровский [152]), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий [148]), внутренние предпосылки и внешние проявления субъектности (E.H. Волкова [38]), изучаются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов [55]), закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (В.И. Слободчиков [180], Д. И. Фельдштейн [199], Г. А. Цукерман [211]), исследуется эффективность и результативность внутренней субъектной позиции в профессиональной деятельности (Б.Ф. Ломов [118], А. К. Маркова [126], В. Д. Шадриков [214]). В исследованиях А. Г. Асмолова [14] показано, что высшей формой проявления субъектности является личностный смысл (смысловые образования), придаваемый событиям и действиям.
Согласно исследованиям В. П. Зинченко [75], именно гуманизация образования может служить мощным средством становления и развития человеческой субъектности, так как через гуманитарно-культурную деятельность индивид самореализуется, самоутверждается, проявляет духовную свободу и творчество, преобразует социокультурное пространство. В гуманизированной социокультурной среде человек приобретает гуманистические и эстетические образцы, эталоны и нормы духовности, нравственности и морали, культуру интеллектуальной деятельности (мышления).
На фоне утверждения гуманизированной образовательной политики в современном обществе продолжает прослеживаться утеря специалистами образования субъектной матрицы своей деятельности, отказ от самого предмета субъектности, культивирование в образовательных учреждениях эмпирического, технократического мышления, уплощенности (тупости) эмоций и других психических особенностей.
Выявленное противоречие позволяет конкретизировать проблему исследования, которая заключается в развитии субъектности как целостного ядерного образования личности в специально организованном гуманистическом образовательном пространстве.
Объект исследования: участники образовательного процесса — учителя, учащиеся разных возрастных групп и родители, вовлеченные в мир традиционного и специально организованного по гуманистическому типу образовательного пространства.
Предмет исследования: факторы становления и развития субъектности в специально организованной по гуманистическому типу образовательной среде.
Гипотеза исследования: субъектность как базальная характеристика личности становится и развивается в условиях гуманистически организованной образовательной среды, в которой происходит возникновение и развитие способности личности превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования. Как субъект предметной деятельности в условиях гуманистической образовательной среды, «мир и Я» человека взаимодействуют в актах познания и практики для производства личностной, интеллектуальной и эмоциональной культуры.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить и создать условия, обеспечивающие гуманизацию образовательного пространства и тем самым предопределяющие становление и развитие субъектности, а также изучить принципы и механизмы усвоения этого пространства субъектами деятельности.
Для реализации цели были поставлены и решались следующие основные задачи: провести теоретический анализ категориального статуса понятий «субъектность» и «гуманизация образования" — выявить факторы превращения участников школьного образовательного пространства в субъектов, заинтересованных в саморазвитии и способных к немупостроить экспериментальную модель гуманистически организованной школьной образовательной средыиспользовать эту модель, во-первых, для объединения различных ее проявлений (внешних и внутренних), характеризующих одну и ту же реальность, но выступающих до настоящего времени в исследовании проблемы развития субъектности вне связей друг с другом, во-вторых, для диагностики эффективности данной модели в развитии субъектностиизучить динамику становления и развития субъектности в условиях гуманистического и традиционного образовательного пространства для выявления их эффективности.
Теоретико-методологической основой исследования являются деятельностный подход, сложившийся в психологии и изложенный в работах К.А. Абульхановой-Славской [7], Л. С. Выготского [41], А. Н. Леонтьева [113],.
В.А. Петровского [152], Д. Б. Эльконина [225] и др.- идеи рассмотрения личности как субъекта и субъектности как качества личности, разработанные Б. П. Ананьевым [10], A.B. Брушлинским [33], Н. М. Пейсаховым [150], СЛ. Рубинштейном [167] и др.- концептуальные положения культурно-исторической теории JI.C. Выготского [41] и теории развивающего обучения В. В. Давыдова [56] и Д. Б. Эльконина [224]- идеи гуманитаризации образования (науки и труда), выдвинутые и разрабатываемые такими философами, психологами и педагогами, как JI.M. Аболин [2], В. И. Андреев [11], А. Г. Асмолов [13], H.A. Бердяев [19], И. А. Зимняя [70], В. П. Зинченко [71], В. Г. Каташев [91], Г. В. Мухаметзянова [140], JI.M. Попов [156], П. А. Флоренский [200] и др.- теория событийной общности В. И. Слободчикова [181].
Основными методами получения и обработки данных являлись: формирующий эксперимент как один из методов социального эксперимента, методы моделирования и проектирования, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, вычисление статистических нормативов, определение достоверности среднегрупповых различий по критерию Стьюдента-Фишера, вычисление коэффициента ранговой корреляции по Спирмену, а также качественный анализ полученных данных. При проработке теоретических аспектов проблемы важную роль играли сравнительно-сопоставительный и историко-генетический методы.
Выбор адекватных методологических позиций, непротиворечивость исходных теоретических положений и понятийного аппарата, целостность, системность рассмотрения предмета исследования, реализация комплекса соответствующих исследовательских процедур и методов, длительный характер опытно-экспериментальной работы, практическое подтверждение в ней основных теоретических положений обусловили достоверность и обоснованность выводов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены факторы развития субъектности в условиях специально спроектированного по гуманистическому типу образовательного пространства. Данные факторы могут рассматриваться как гуманистически организованное образовательное пространство с двумя его составляющими: внешней и внутренней. Первая включает природное окружениесоциальное окружениепрофессиональные и личностные характеристики учителей и родителейособенности образовательной технологии (принципов, содержания, форм и способов усвоения содержания, критериев развития). Вторая (внутренняя) включает учет личностных особенностей обучающихся.
Кроме того, теоретическим путем определены, а экспериментальнымподтверждены принципы функционирующей модели гуманизации образовательного пространства. Подтверждена сопряженность развития внешних (свойства образовательного пространства, профессиональные и личностные качества педагогов и родителей) и внутренних (деятельностных, личностных, процессуальных) характеристик субъектности школьника.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в психологию развития, акмеологию и педагогическую психологию, где речь идет о факторах становления и условиях развития субъектности и конкретизируются типы условий (внешние и внутренние), обобщенно представленных понятием «гуманистически организованное пространство». Показано базовое значение гуманистического подхода для моделирования и проектирования современного образовательного пространства, которое при организации в нем событийной деятельности как развивающейся системы деятельностей становится воплощением новой образовательной парадигмы. Определены теоретические основы критериальной базы образовательных эффектов как единства деятельностной, процессуальной и личностной сторон развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут способствовать решению педагогическими коллективами школ центральной задачи — повышению уровня субъектности участников образовательного пространства. Разработанная модель гуманизированного образовательного пространства может быть спроектирована на образовательные пространства учебных заведений среднего образования с целью развития субъектности школьников. Применяемый в работе психологический инструментарий может быть использован для разработки адекватных показателей качества современного образования. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, учебных и учебно-методических пособий по проблемам психологии развития, моделирования и проектирования деятельностно-событийного образовательного пространства.
На защиту выносятся следующие положения:
— понятие «гуманизация образовательного пространства» является выражением интегральной характеристики новой образовательной парадигмы, которая не может не быть парадигмой развивающего и личностно ориентированного образования. Гуманистически ориентированное образовательное пространство есть пространство, развивающее субъектность как «ядерного» образования личности. Поскольку субъектность формируется, развивается и проявляется в деятельности, постольку все компоненты гуманистически-ориентированного образовательного пространства носят деятельностный характер;
— гуманистическое образовательное пространство характеризуется гуманистической направленностью всех его основных компонентов: природного (психофизического, физико-химического) окруженияобщественного или социального окруженияличностных особенностей деятельности и жизнедеятельности обучающихсяпрофессиональных и личностных характеристик деятельности учителейличностных свойств родителейособенностей образовательной технологии (принципов, содержания, форм и способов усвоения содержания, критериев развития);
— в условиях гуманизированного образовательного пространства происходит становление и развитие деятельностных, процессуальных, личностных свойств его субъектов, а также совершенствование качественных (модальностных) и формально-динамических параметров самого образовательного пространства.
Внедрение результатов исследования в практику. Разработанная и спроектированная с целью развития субъектности модель гуманизированного образовательного пространства апробирована в ходе экспериментальной работы автора и его коллег. Теоретические положения и практические рекомендации используются: в программах спецкурсов по дисциплинам «Педагогика» и «Педагогическая психология», разработанных и используемых диссертантом в лекционной работе в Институте переподготовки и повышения квалификации работников образования Республики Татарстанв дипломных проектах слушателей факультета профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология в системе образования».
Апробация результатов исследования проведена:
— на заседании кафедры педагогики и педагогической психологии Казанского социально-юридического института, на заседании кафедры начального образования Института переподготовки и повышения квалификации работников образования Республики Татарстан (г. Казань).
Отдельные разделы и результаты исследования докладывались: на Всероссийской конференции по развивающему обучению (Москва, 1997 г.), на Республиканских конференциях по развивающему обучению (Казань, 1998, 1999 г. г.), на Республиканской конференции по преемственности дошкольного и начального образования (Казань, 1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Укрепление здоровья школьников» (Казань, 2000 г), на Всероссийской конференции «Школы века — 2000» (Сочи, 2001 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Формирование толерантного сознания учащихся» (Брянск, 2002 г.), а также нашли отражение в публикациях автора.
Структура и объем диссертационной работы. Текст диссертации изложен на 173 страницах. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 243 наименования, 10 из которых на иностранном языке, и приложения. Работа содержит 19 рисунков и 12 таблиц.
Теоретическое и экспериментальное исследование проблемы становления и развития субъектности дало возможность сформулировать следующие основные положения и выводы:
1. Понятие «субъектность» имеет важный категориальный статус и входит в методологический аппарат современных психолого-педагогических исследований. Его использование вовлекает в исследовательское поле целый ряд сущностных философских (Н.А. Бердяев [19], В. П. Зинченко [74], Е. Б. Моргунов [75], П. А. Флоренский [200] и др.), психологических (К.А. Абульханова-Славская [7], А. Г. Асмолов [13], А. В. Брушлинский [32], Л. Рубинштейн [166], В. И. Слободчиков [181] и др.) и педагогических (И.А. Зимняя [70], М. И. Махмутов [130], В. А. Мейдер [133], Г. В. Мухаметзянова [140], М. И. Надеева [141], А. И. Субетто [185] и др.) категорий, включая такие, как «личность», «субъект», «субъект-субъектные отношения», «смысловые образования», «личностно-ориентированное обучение», «развивающая функция», «гуманизация», «деятельность», «социокультурное пространство» и многие другие. Все эти категории задают субъектно-гуманистический вектор исследования, детерминируемый запросами практики. В исследованиях А. В. Брушлинского [32], Ф. Г. Ивлевой [79], В. И. Слободчикова [181] и др. показано, что в понятии «субъектность» заключена не только определенная системность, целостность, интегративная человеческая реальность, атрибутивными характеристиками которой являются активность, инициативность, сознательность, самостоятельность, креативность, способность к саморегуляции и рефлексии, но и меняющаяся, саморазвивающаяся целостность (В.И. Слободчиков [181]). Термин «субъектность» вводится для обозначения специфической базовой характеристики личности, «ядра» личности, центром которого является связанная система личностных смыслов (А.Г. Асмолов [14], В. П. Зинченко [75] и др.), определенных личностных, процессуальных и деятельностных особенностей. Будучи порождением деятельности и жизнедеятельности субъекта, субъектность, система ее личностных особенностей является конституирующей характеристикой человека. Кроме того, с помощью понятия субъектности преодолевается ложная дихотомия внешнего и внутреннего (субъекта и объекта). При этом субъект выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности, которая опосредует его отношения с объективной.
(идеальной) реальностью и в которой воплощается единство (тождество) субъекта и объекта.2. Образование, работающее на будущее, ориентировано на развитие целостной личности. Применительно к современному образовательному пространству это означает его гуманизацию — ориентацию на личность, ее потребности, возможности и психологические особенностистановление и развитие личности как культурно-исторического субъекта деятельности воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящего от его действий в настоящемнепосредственное общение с другой личностью, с окружающимипревращение вещной цели в невещную (личностную).Гуманизированное образовательное пространство (идеальная внешняя форма культуры) — это не просто пространство, автоматически развивающее субъектность, и не детерминанта развития субъектности (И.А. Зимняя [70], В. П. Зинченко [75], А. А. Мильграмм [136], Г. В. Мухаметзянова [140] и др.).Основным условием усвоения всеми участниками этого пространства общественно выработанных субъектных особенностей является их включенность в живую событийную (развивающую) деятельность, которая направляется соответствующими смысловыми образованиями. Эта деятельность направлена на превращение учащихся, родителей и учителей в субъектов, заинтересованных в самоизменении и способных к нему. Основными теоретическими конструкциями при этом выступают такие принципы, как принцип творческого (деятельностного) характера развития. принцип ведущей роли социокультурного контекста развития, принцип ведущей роли сенситивных периодов развития, принцип совместной деятельности и общения, принцип ведущей деятельности, принцип зоны ближайшего развитияпринцип амплификации (расширения) психического развития, принцип непреходящей ценности всех этапов развития, принцип единства аффекта и интеллекта, принцип опосредующей роли знаково символической деятельности, принцип интериоризации и экстериоризации. В практическом плане, имея в виду задачу достижения высоких образовательных и развивающих эффектов, необходимо расширять границы развивающего образовательного пространства, стремиться к его наполнению развивающейся системой деятельностей, совместных деятельностей и общения обучающих и обучаемых, образовательными ресурсами, к их доступности, придавая тем самым этому пространству и развивающий, и развивающийся характер. В обозначенном контексте не менее важно, чтобы обеспечение развития обучающихся было функцией всех компонентов образовательного пространства-системы, взаимодействующих между собой на основе обшей гуманистической образовательной парадигмы.3. Гуманизированное образовательное пространство характеризуется гуманистической направленностью всех его основных компонентов, имеющих внешнее и внутреннее начала: • природного (психофизического, физико-химического) окружения, а именно: наличием комфортного, хорошо оснащенного помещения, достаточной широтой материальной базы учебного заведения и т. п.- • общественного или социального окружения — наличием разнообразных форм внеучебной работы и возможности выбора субъектами образовательного пространства образовательных микросред, наличием традиций, летописи, символики учебного заведения, широкой социальной интеграцией учебного заведения (работа со СМИ, с зарубежными коллегами и т. п.), совместными усилиями учащихся, педагогов, родителей, направленными на развитие образовательного пространства, сформированным сознанием сопричастности с учебным заведениемличностных особенностей деятельности и жизнедеятельности обучающихся — обеспечение жизнедеятельности в наиболее благоприятном ритме, в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями, способность посредством предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей всех субъектов образовательного процесса, развитие личностной и нравственной зрелости обучающихся- • профессиональных и личностных характеристик деятельности учителей, а именно: целенаправленным повышением профессионализма педагогов, осознанной реализации единой образовательной стратегии, способностью преподавателей обеспечить всем субъектам учебного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития- • личностных свойств родителей — активным вовлечением родителей в воспитательную работу, целенаправленным повышением психолого педагогической компетентности родителей- • особенностей образовательной технологии (принципов, содержания, форм и способов усвоения содержания, критериев развития) — усиленной программой по ряду предметов, мобильностью целей и содержания образования в соответствии с социальными тенденциями, общей направленностью реализуемой педагогической технологии на всестороннее развитие обучающихся. Такое пространство не возникает само по себе, а является результатом целесообразных психолого-педагогических усилий специалистов, разрабатывающих и проектирующих психотехники взаимодействия субъектов образовательной среды.4. Разработанная и спроектированная при помощи специальных психотехник экспериментальная модель гуманизированного образовательного пространства приводит к более эффективному по сравнению с традиционным образовательным пространством развитию деятельностных (в среднем в 2,1 раза, что при уровне достоверности 99% (р<0,01) выше, чем у учащихся традиционного образовательного пространства), процессуальных (в 2,7 раза, что при уровне значимости 95%-99,9% (р<0,05 — р<0,001) выше, чем у учащихся традиционного образовательного пространства) и личностных показателей субъектности всех его участников: • у учащихся возрастает мотивация учебной деятельности (в 2,2 раза), З^ебно-познавательный интерес (в 1,6 раза), целеполагание (в 1,6 раза), учебные действия (в 1,6 раза) и действия оценки (в 1,9 раза), социальная смелость (в 1,6 раза), самоконтроль (в 1,2 раза), общительность (в 1,2 раза), вербальный интеллект (в 1,4 раза), уверенность в себе (в 1,1 раза), ответственность (в 1,4 раза), а также уровень развития таких интеллектуальных свойств, как выполнение инструкций, дополнение предложений, установление сходства и различия, анализ числовых рядов, установление аналогий, классифицирование, обобщение. Все изученные проявления субъектности становятся устойчивыми по мере взросления детей, участвующих в эксперименте, по сравнению с детьми, обз^ающимися по традиционной системе- • у взрослых участников образовательного пространства (учителей,.
родителей) личностный смысл как высшая форма субъектности повышает гуманистическую направленность, проявляющуюся в ценностном отношении к ученику как к уникальному, неповторимому существу. В целом у учителя с хорошо развитой субъектностью все компоненты (звенья) деятельности выступают по отношению к образовательной цели как единый и сообразно с ней согласованный процесс, о чем свидетельствует положительная динамика (в среднем в 1,9 раза, что при уровне достоверности 99,9% (р<0,001) выше, чем у педагогов традиционного образовательного пространства) содержательных рациональных признаков, характеризующих различные компоненты процесса саморегуляции педагогической деятельности, а именно: принятие педагогом педагогической целиформирование субъектной модели значимых условий педагогической деятельностисоставление комплекса критериев успешности деятельностиподготовка и реализация программыуправление собственными исполнительскими действиямисамооценка реально достигнутых результатов педагогической деятельностиосуществление коррекции результатов. У родителей уровень психолого-педагогической компетентности возрастает в 2,2 раза, а степень педагогического сопровождения ребенка во внеурочных ситуациях на 39%, в то время как у родителей учащихся традиционного образовательного пространства данные показатели остаются практически неизменными- • анализ диагностических материалов показал, что на протяжении десяти лет происходило развитие как содерлсательно-качественных, так и формально динамических параметров экспериментального образовательного пространства, а именно: возросла его широта (+2 балла), интенсивность (+2 балла), эмоциональность (+2 балла), доминантность (+2 балла), социальная активность (+2 балла), мобильность (+1 балл), устойчивость (+2 балла). Наибольшая динамика обнаружена в отношении таких характеристик образовательного пространства, как его обобщенность (+4 балла), осознаваемость (+3 балла) и когерентность (+3 балла). В результате проведения эксперимента удалось достичь преобразования догматической среды образовательного пространства в творческую среду субъектной свободы. Таким образом, нашла свое подтверждение гипотеза о том, что субъектность как базальная характеристика личности становится и развивается в условиях гуманистически организованной образовательной среды, в которой происходит возникновение и развитие способности личности превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования. Дальнейшее изучение проблем, связанных со становлением и развитием субъектности, является перспективной и значимой теоретической и практической задачей. Наибольший интерес для науки и практики представляет обогащение и развитие понятийного аппарата развития субъектности, поиск и выявление новых средств и способов гуманизации образовательного пространства, механизмов обеспечения преемственности и восходящего движения в работе по развитию субъектности школьника в начальной, основной и полной средней школе, разработка современных показателей качества образования в духе гуманистической образовательной парадигмы.
Список литературы
- 3,8 0,2 0,6 1,364 Не значимо
- Геометрия 3,5 0,1 0,6 4,0 0,1 0,3 3,571 0,001
- История 4,0 0,2 0,8 4,2 0,1 0,5 0,909 Не значимо
- География 3,8 0,1 0,6 4,0 0,1 0,5 1,429 Не значимо
- Биология 4,2 0,1 0,6 4,2 0,1 0,4 0,000 Не значимо
- Физика 3,7 0,1 0,7 4,3 0,2 0,6 4,545 0,001
- Химия 3,7 0,2 0,9 4,3 0,2 0,7 2,143 0,0517 2-ой ин. язык 4,0 0,1 0,7 4,3 0,2 0,7 1,364 Не значимо
- ИЗО 4,8 0,1 0,4 4,7 0,1 0,6 0,714 Не значимо
- Музыка 4,8 0,1 0,4 4,9 0,1 0,6 0,714 Не значимо
- Физкультура 3,4 0,2 1,1 4,2 0,2 0,7 2,857 0,01
- Труд 5,0 0,04 0,2 7,9 0,1 0,2 1,00 Не значимо
- Хср= 5,5 т=0,81 у=14,7 В классе преобладает жизнерадостное настроение
- Хср=4 т=2,58 у=64,5 Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
- Хср=4,9 т=1,5 у=36,6 Между группировками в классе взаимопонимание
- Хср=5,4 т=1,39 у=25,7 Ученикам нравится участвовать в совместных делах
- Хср=4,3 т=1,52 у=35,3 Успехи и неудачи одноклассников вызывают соучастие других
- Хср=4,7 т=1,07 у=22,8 Взаимоотношения отличаются поддержкой, критика доброжелательна
- Хср=3,6 т=1,58 у=43,9 Ученики уважают мнение друг друга
- Хср=4,3 т=1,8 у=41,9 Действует принцип один за всех и все за одного
- Хср=3,8 т=1,97 у=51,8 Успехи и неудачи класса переживаются каждым
- Хср=4,3 т=1,9 у=44,2 Новичкам класс помогает освоиться
- Хср=5,3 т=1,72 у=32,5 Класс активен, полон энергии
- Хср=4,8 т=1,37 у=28,5 Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
- Хср=4 т=1,08 у=27 В классе справедливое отношение ко всем