Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мышление. 
Общая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, первым основанием для признания наличия у человека особого психического процесса, названного мышлением, является самонаблюдение человека за собой, его умение делать выводы, подтверждающие наличие у нас мышления. И конечно, при таком критерии мышления не надо спрашивать о наличии такового у животных, ибо оно недоступно для внешнего наблюдателя, а животное ничего не может нам рассказать… Читать ещё >

Мышление. Общая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • представления о мышлении как решении различных задач;
  • • факторы, влияющие на успех мышления;
  • • средства мышления, роль языка в мышлении;

уметь

• различать виды задач и типы мышления;

владеть

навыками анализа особенностей мышления животных и человека.

Глупость не избавляет от обязанности мыслить.

С. Е. Леи,

Мы не можем запретить дурным мыслям приходить к нам в голову, но мы должны не позволить им гнездиться в нашем мозгу.

Мартин Лютер

Понятие «мышление»

Эта глава посвящена самому почитаемому свойству психики человека, способности, наличием которой у себя гордится каждый человек, — мышлению. При всей многочисленности жалоб больных, посещающих врачей, почти никто не жалуется на свое мышление; жалуются на память, внимание, работоспособность, плохое настроение, но своим мышлением довольны почти все, по крайней мере «на людях» .

Если восприятие совершается как бы автоматически и мы не видим нашей работы по созданию образов, то мышление чаще всего кажется нам результатом наших усилий — это проявление нашего ума, интеллекта, то, что мы совершаем самостоятельно и намеренно. Непроизвольными в мышлении для нас являются только всплывающие из памяти прошлые решения или неожиданные решения задачи. При этом никто не может вспомнить и объяснить, как он нашел верное (или неверное) решение. И главное, все «знают», что мышление происходит в голове человека как внутренний процесс, данный ему Богом или природой. Именно мышление с его способностью во всем сомневаться (кроме собственных недостатков в мышлении) дает нам возможность не сомневаться, что мы есть, что мы существуем, потому что мы мыслим. (На это обратил внимание Р. Декарт, сказав: «Я мыслю, следовательно, я существую» .).

Даже Винни-Пух, у которого в голове были только опилки, понимал, что если из домика Кролика отвечают «нет», то там кто-то есть. Этот вывод есть результат умозаключения, которое кажется главным в процессе мышления.

Итак, первым основанием для признания наличия у человека особого психического процесса, названного мышлением, является самонаблюдение человека за собой, его умение делать выводы, подтверждающие наличие у нас мышления. И конечно, при таком критерии мышления не надо спрашивать о наличии такового у животных, ибо оно недоступно для внешнего наблюдателя, а животное ничего не может нам рассказать о своей психике. Потому либо у них нет мышления вообще, либо нет такого мышления как у нас, т. е. их мышление принципиально другое, не похожее на человеческое, и о нем мы ничего не можем сказать — даже подтвердить или опровергнуть его наличие.

Однако при внимательном анализе нашего переживания «я мыслю» можно заметить, что человек при этом часто просто вспоминает вчерашнее событие, переживает случившееся с ним или близкими, строит фантазии о своей будущей жизни или действительно размышляет о том, как жить или как лучше добраться в пункт N, решает — взять взаймы у знакомых или в банке, поехать в отпуск в деревню или на Канарские острова и т. д. Хотелось бы обратить внимание на то, что в переживании «я думаю», совершаемом во внутреннем плане, в уме на самом деле представлен не только процесс рассуждения, но и воспоминания, и эмоциональные переживания, и мечты, и планы на будущее, и фантазии (представления и воображения). Поэтому субъективный критерий наличия мышления становится неопределенным.

Всегда нужно провести дополнительный анализ содержания того, что скрывается за нашим осознанным переживанием «я думаю». Но так понимаемое мышление есть всего лишь явление, аналогичное переживанию ощущения теплоты. Мы знаем, что за теплотой стоят движение атомов и инфракрасное излучение, а что же стоит за явлением, которое мы называем мышлением?

Философия имеет четкий ответ на вопрос о мышлении — это рациональное, понятийное познание, результаты которого представлены в объективном описании мира и законах его функционирования (теориях устройства мира). Помимо чувственного восприятия объектов и воздействий среды человек способен к открытию через познание сущности вещей. Это достигается через процесс рассуждения, совершаемый субъектом по законам логики. Поэтому логика и претендовала на звание науки о мышлении. Здесь мы видим второй способ введения понятия мышления — как теоретического конструкта, объясняющего нашу способность к познанию. Может ли такой подход к мышлению устроить психологию? Не только может, но многих и устраивает. И психологи чаще всего определяют мышление как высшую стадию отражения, как более сложное и верное познание мира, говорят о построении объективной картины (образа) мира, о способности человека оперировать понятиями как особыми знаками предметов (знанием о них).

Но психология должна при этом четко понимать, что познание мира есть лишь одна из задач, которая решается человеком с помощью психики. Есть много других задач, которые не объясняются таким понятием мышления. И тогда процессы, участвующие в решении этих новых задач, требуют либо нового названия для себя, отличного от мышления, либо должны считаться особым мышлением.

И животные, и человек должны исследовать среду (поле действия) для определения того, что является предметами потребностей и ориентирами поведении. Те и другие должны находить новые способы поведения в нестандартных незнакомых условиях, находить или создавать при необходимости вспомогательные средства поведения, а человек должен также создавать орудия с заранее намеченными характеристиками, уметь решать творческие задачи своей духовной деятельности. И конечно, человек должен познавать мир, чтобы на основе знаний о нем производить нужные ему предметы потребностей и другие условия существования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой