Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Никколо Макиавелли. 
История психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Никколо Макиавелли (итал. Niccold di Bernardo dei Machiavelli, 1469— 1527) — итальянский политический деятель, философ, писатель. Родился Макиавелли (рис. 4.5) в Саи-Кашано близ Флоренции в семье адвоката со средним достатком. Его отец, происходивший из очень знатного рода, стремился дать ему разностороннее образование, и Никколо посещал различные школы, где учился арифметике, грамматике латыни… Читать ещё >

Никколо Макиавелли. История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Никколо Макиавелли (итал. Niccold di Bernardo dei Machiavelli, 1469— 1527) — итальянский политический деятель, философ, писатель. Родился Макиавелли (рис. 4.5) в Саи-Кашано близ Флоренции в семье адвоката со средним достатком. Его отец, происходивший из очень знатного рода, стремился дать ему разностороннее образование, и Никколо посещал различные школы, где учился арифметике, грамматике латыни, музыке. Кроме того у его отца имелась обширная библиотека, где будущий философ мог познакомиться с трудами классиков античной мысли и Средневековья, сочинениями итальянских поэтов и писателей. Никколо воспитывался в духе светских образовательных традиций, поскольку его отец был приверженцем гуманистических взглядов и выбирал для своих детей школы именно этой направленности, чтобы избежать влияния церковных догматов.

Никколо Макиавелли.

Рис. 45. Никколо Макиавелли В университете Никколо не учился, поскольку отец не мог платить за обучение, но при этом сам познакомил сына с основами юридической теории и практики.

Знания, полученные от отца, помогли Макиавелли поступить на государственную службу в 1498 г. и успешно заниматься ею до 1512 г. Это было сложный политический период для итальянских городов, период борьбы за власть между различными влиятельными семьями, которые впоследствии станут королевскими династиями европейских стран. Макиавелли довольно успешно справлялся со своими обязанностями, которые более всего соответствуют определению «дипломатические». По воспоминаниям современников, он был жизнерадостным человеком, любил семью, умел сопереживать людям и печалился о человеческой судьбе в целом. В 1512 г. Флорентийская республика пала, наряду со многими городами Италии она была разграблена испанскими войсками. Никколо Макиавелли потерял работу и попал в немилость к новым властям. Его как неблагонадежного отправили в ссылку в поместье рядом с деревней, где он родился. В это время он пишет политические и философские труды, как бы воплощая свою любимую фразу: «Сначала жить, потом философствовать». После десятилетней ссылки он пытается вернуться в политику, и это ему удается в 1527 г. В этот момент после ряда политических и военных событий удается восстановить Флорентийскую республику, и Макиавелли предлагает свою кандидатуру на пост канцлера. К сожалению, его политическим амбициям не суждено было реализоваться, через месяц он умирает. Современники по достоинству оценили его заслуги, выбив на надгробном памятнике: «Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени».

Основные труды: «Государь». Кроме того, Макиавелли был автором политических рассуждений, пьес, романа, лирики и биографий.

Философское и политическое учение. Никколо Макиавелли является первым ученым, обратившимся к политике и устройству общества не с позиций построения идеального государства, а с точки зрения реальной практики политической деятельности. Его основной труд «Государь» можно считать учебно-методическим пособием для политика, стремящегося завоевать власть и долго удерживать ее. В трактате описываются реальные социально-политические процессы в обществе, им дается оценка и проводится их анализ на конкретных исторических примерах. Очевидная несовместимость морали и политики Макиавелли принимается как данность. Если цель есть власть, то все средства оказываются хороши для достижения этой цели. Он говорит, что государю на этом пути стоит забыть о добродетели и собственном нраве, поскольку, будучи у власти, он больше уже не принадлежит себе. «Что может быть похвальнее для государя, нежели соединять в себе лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, и от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более»[1]. Управляя государством, правителю также не стоит рассчитывать на добродетельность подданных. И здесь мы находим яркое подтверждение «антропологического пессимизма» Никколо Макиавелли. Человек не плох и не хорош, но, при прочих равных, склонен скорее к плохому, чем к хорошему, «ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость»[2]. Поэтому государь должен внушать не столько любовь, сколько страх, обещать, но не обязательно сдерживать обещания. Добрыми делами можно навлечь на себя гнев и ненависть, как и злыми, поэтому государь нередко вынужден отступать от добра, чтобы сохранить государство. Психологически тонко описывает Макиавелли деяния и качества государя и то, как они влияют на поддержание или падение его авторитета. Главным для правителя является харизма. «Ничто не приносит государю такого уважения, как великие походы и необыкновенные поступки»[3]. Государь должен также выказывать себя поклонником всех выдающихся доблестей и поощрять лиц, отличающихся во всяком искусстве. Кроме того, ему следует внушить гражданам, что «они могут спокойно предаваться своим занятиям, как то: торговле, земледелию и прочим предприятиям, дабы сельский житель мог украшать свое имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец — перевозить товары, не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается приумножать владения и богатства государства, правитель должен вознаграждать. Еще ему следует в подходящее время года занимать народ празднествами и зрелищами. Так как в каждом городе существуют объединения по цехам или улицам, государю следует уделять внимание этим сообществам, иной раз встречаться с ними и являть образцы щедрости и добросердечия, строго соблюдая, однако, при этом величие своего звания, ибо о нем никогда не следует забывать»[4]. Таким образом, государь должен совмещать в себе качества льва и лисицы; быть напористым и дееспособным, чтобы противостоять фортуне, и тогда она будет к нему благосклонна. Макиавелли описывает те черты и особенности поведения государя, которые были бы необходимы в современных для итальянского политика условиях. Вместе с тем, многие приемы ведения политической деятельности, приведенные в «Государе», остаются актуальными и по сей день.

  • [1] Макиавелли II. Государь. СПб., 2004. С. 91.
  • [2] Там же. С. 127.
  • [3] Там же. С. 119.
  • [4] Там же. С. 123.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой