ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ классификации Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ развития ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ° (ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, соматогСнный, психогСнный, Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-органичСский). Этиология влияСт Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития: астСничСскиС расстройства (ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‰Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ) — ΠΏΡ€ΠΈ соматичСской этиологии; ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π·Π°ΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΏΡ€ΠΈ психогСнной… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ классификации Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ проявлСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… уровнях: биологичСском, психологичСском, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ. Π‘ΠΈΠΎΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ модСль Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… аспСктов ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°.

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ для патопсихологии ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°:

  • β€’ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°;
  • β€’ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития;
  • β€’ содСрТаниС кризисов развития Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ симптомов возрастной Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ рСагирования ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚ологичСских симптомов Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ Π² ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°;
  • β€’ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° мСтодичСских ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ичСских срСдств для ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΡƒ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Π½Π° Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΡ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°.

Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ отСчСствСнной клиничСской психологии ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚опсихологии ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ исслСдоватСлями принимаСтся прСдставлСниС.

06 ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π΅, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ психичСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈ. НапримСр, Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Н. К. ΠšΠΎΡ€ΡΠ°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ обосновываСтся взгляд Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΠΉ возраст (возраст старСния) ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΡ‚Π°ΠΏΠΎΠ² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π΅Π³Π΅Π·Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ характСризуСтся своим собствСнным особым кризисом развития.

Вопрос ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΈ ΠΈ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ возрастных кризисов развития связан с Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ кризисныС (собствСнно, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅) ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ психичСски больной Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. БущСствуСт Π»ΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ умствСнной отсталости кризис.

7 Π»Π΅Ρ‚? Каково психологичСскоС содСрТаниС кризиса 3 Π»Π΅Ρ‚ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΡΠΈΠ½Π΄Ρ€ΠΎΠΌΠΎΠΌ ΠšΠ°Π½Π½Π΅Ρ€Π°? Как ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ психологичСскиС ΠΈ Ρ„изиологичСскиС проявлСния критичСских ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² развития (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ кризиса) Ρƒ ΠΏΠ°Ρ†ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° с Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ умствСнной отсталости, Ρƒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ с ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΡˆΠΈΠ·ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΉ (со ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ)? Π£ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ичСскими Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сдвиги хронологичСских Ρ€Π°ΠΌΠΎΠΊ кризисов развития, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ «ΠΏΡ€ΠΎΠΏΡƒΡΠΊΠΈ» ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… критичСских ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², усилСниС выраТСнности ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Скания.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития («ΠΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ модСль ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°» — Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π’. Π’. ЛСбСдинского 1981 Π³.), ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ психичСского Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (Π’. Π’. ЛСбСдинский, М. М. ΠΈ Н. Π―. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ) ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· (Н. Π’. Π—Π²Π΅Ρ€Π΅Π²Π°, А. А. Коваль-Π—Π°ΠΉΡ†Π΅Π², 2005, 2010) Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ идСнтичности, (Π‘. Н. ΠœΠ°Ρ‚Π΅Π²ΠΎΡΡΠ½ ΠΈ Π΄Ρ€.), Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· (Π›. П. Лассан, 2011), Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· общСния (Защиринская, 2011), психосоматичСский Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· ΠΈ Π΄Ρ€.

Асинхрония развития рассматриваСтся ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС (Π’. Π’. КовалСв, Π’. Π’. ЛСбСдинский), слСдуСт ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΡƒΡŽ Π°ΡΠΈΠ½Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΈΡŽ распада психики, ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΡƒΡŽ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Π΄Π΅Ρ‚ским возрастом.

Π’. Π’. ЛСбСдинский, говоря ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ… дизонтогСнСтичСского развития, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π² Π²ΠΈΠ΄Ρƒ особСнности развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° роТдСния Π΄ΠΎ Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π° взрослости, обусловлСнныС особыми условиями развития, воздСйствиСм Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² «Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» Π² ΡΠ΅Π½Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ заболСвания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ сущСствСнно измСняСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’. Π’. ЛСбСдинский творчСски пСрСосмыслил прСдставлСния психиатров, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ Π’. П. Π‘ΠΈΠΌΠ΅ΠΎΠ½, Н. И. ΠžΠ·Π΅Ρ€Π΅Ρ†ΠΊΠΈΠΉ, Π“. Π•. Π‘ΡƒΡ…Π°Ρ€Π΅Π²Π°, Π’. Π’. КовалСв ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития. На ΡΡ‚ΠΎΠΉ основС ΠΎΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» свою ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ развития (Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² психичСского Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°), ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ сгруппированы ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡƒ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ развития ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… проявлСний. Π•Π³ΠΎ классификация содСрТит ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ эти Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½Ρ‹ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ основного Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ (Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ) (Ρ‚Π°Π±Π». 1).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 1

ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (ΠΏΠΎ Π’. Π’. ЛСбСдинскому, 2003).

Аномалия (Ρ‚ΠΈΠΏ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°)

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°

1. НСдоразвитиС.

ΠžΡ‚ΡΡ‚Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ.

2. Π—Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

3. ΠŸΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Поломка Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ.

4. Π”Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

5. ИскаТСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Асинхрония развития.

6. ДисгармоничСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π‘Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π’. Π’. ЛСбСдинским Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΈΡΡŒ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ, Π±Ρ‹Π»ΠΈ:

  • β€’ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ локализация Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ;
  • β€’ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пораТСния;
  • β€’ врСмя пораТСния;
  • β€’ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²;
  • β€’ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… взаимодСйствий Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ аномального систСмогСнСза (ЛСбСдинский, 1985).

ΠšΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎ рассмотрим ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, анализируя ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹.

НСдоразвитиС. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ Π°Π½ΠΎΠΌΠ°Π»ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ нСдоразвития ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… систСм, ΡΠΊΡΡ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пораТСния, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ стойкоС Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психики вслСдствиС ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ пораТСния, Ρ‚. Π΅. Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, болСзнь, органичСскоС Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ систСмы ΠΊΠ°ΠΊ Π² Π°Π½Π°Ρ‚омичСском, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΏΠ»Π°Π½Π΅. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ гСнСтичСскиС ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ развития, Π΄ΠΈΡ„Ρ„ΡƒΠ·Π½Ρ‹Π΅ поврСТдСния ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΏΡ€ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, Π² Ρ€ΠΎΠ΄Π°Ρ…, Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅.

Для нСдоразвития Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹: ΠΈΠ½Π΅Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ психичСских процСссов, затруднСния формирования иСрархичСских связСй, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Π°ΡΠΈΠ½Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ€Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΈ. НаиболСС Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π’ΠŸΠ€, Π° Π½Π°ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ — Π±Π°Π·Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π‘Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ выраТСнности нСдоразвития ΡƒΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, восприятиС, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ эмоции.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ (Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ стСпСни умствСнной отсталости).

Π—Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ выраТаСтся Π² Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° всСго психичСского развития вслСдствиС слабого органичСского поврСТдСния ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-органичСских Π΅Π³ΠΎ проявлСний. Π’ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ гСнСтичСскиС, соматогСнныС, психогСнныС, органичСскиС.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ: Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° формирования ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСр с ΠΈΡ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ фиксациСй Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… возрастных этапах. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° ΠΌΠΎΠ·Π°ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ пораТСния — сочСтаниС сохранных ΠΈ Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π’ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ являСтся инСртная фиксация элСмСнтарных связСй Π² Π±Π°Π·Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π²Π΅Π½ΡŒΡΡ… (Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° ΠΈΠ½Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ). ЯвлСния асинхронии связаны с ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π±Π°Π·Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ — Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… звСньСв психичСских процСссов.

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΡ‚ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ развития ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ° (ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, соматогСнный, психогСнный, Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-органичСский). Этиология влияСт Π½Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития: астСничСскиС расстройства (ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‰Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ) — ΠΏΡ€ΠΈ соматичСской этиологии; ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Π·Π°ΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΏΡ€ΠΈ психогСнной этиологии; для органичСской этиологии Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ Π½Π°Π±ΠΎΡ€ расстройств — нСйродинамичСскиС (цСрСбрастСничСскиС) ΠΈ ΡΠ½Ρ†Π΅Ρ„алопатичСскиС (психопатоподобныС ΠΈ ΡΠΏΠΈΠ»Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ½Ρ‹Π΅) ΠΈ/ΠΈΠ»ΠΈ пСрвичная Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²ΠΎ-ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, праксиса, гнозиса, Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, памяти.

Π’ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ΅ Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ многочислСнныС Π—ΠŸΠ  (Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° психичСского развития) Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΠΎΠΌΠ°Ρ‚ичСскими, психогСнными, органичСскими ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΠ°Ρ€Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ расстройств ΠΈ ΠΏΠΎΡ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ опрСдСляСт Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠŸΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ отклонСния характСризуСтся сочСтаниСм Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΠ³ΠΎ поврСТдСния ряда сформированных психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ с Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ онтогСнСтичСски Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ: Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π΅ (послС 2—3 Π»Π΅Ρ‚) патологичСскоС воздСйствиС Π½Π° ΠΌΠΎΠ·Π³; ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ прСимущСствСнно Π»ΠΎΠ±Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ расстройства ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС растормоТСниС Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ цСлСнаправлСнности Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ). Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° поврСТдСния Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ явлСния изоляции ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΠ°Π΄Π° слоТных иСрархичСских связСй, Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹ΠΉ рСгрСсс ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ.

Π’ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ΅ Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ органичСскиС Π΄Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, возникшиС ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌ послС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития (Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС). Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ аномального развития присутствуСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ…, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ (ослоТнСнныС ΠΎΠ»ΠΈΠ³ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ) ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ пусковой ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ (Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ замСдлСния Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° развития).

Π”Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… систСм (Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, слух, ΠΌΡ‹ΡˆΠ΅Ρ‡Π½ΠΎ-кинСстСтичСская, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΡ€Π½ΠΎ-Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, систСма).

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ: Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π° (слСпота, Π³Π»ΡƒΡ…ΠΎΡ‚Π°, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ двиТСния), ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Ρ‹, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСр. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΈΠΏ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивно изучаСтся Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии, Π° Π½Π΅ Π² ΠΏΠ°Ρ‚опсихологии.

ИскаТСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ Ρ‚ΠΈΠΏΠ΅ прСдставлСны Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ слоТных сочСтаний нСдоразвития, Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ускорСнного ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ являСтся Π°ΡΠΈΠ½Ρ…Ρ€ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ развития, Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, диссоциация ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°, Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°, своСобразиС Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, особСнности ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ манипуляции с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, отсутствиС Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ Ρ‚. Π΄.). Π’ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠΌ искаТСнного психичСского развития являСтся Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΉ дСтский Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ (Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ синдромы) ΠΈ ΡˆΠΈΠ·ΠΎΡ„рСния, Π½Π°Ρ‡Π°Π²ΡˆΠ°ΡΡΡ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС.

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎ проявлСния Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° искаТСнного Ρ‚ΠΈΠΏΠ°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π±ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡˆΠΈΠ·ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΉ, ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π Π”А (Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠΌ дСтским Π°ΡƒΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ) ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ: 1) Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия, Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΠ΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… дСйствий, трудности ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ сличСния ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°ΠΌ; 2) особоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, с Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π΅ Π°ΠΊΡƒΡΡ‚ичСской стороны ΠΏΡ€ΠΈ нСдостаточной ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ отнСсСнности; 3) ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚Ρ€ΠΎΡ„ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ понятий ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ обобщСния; 4) диссоциация развития ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСр.

ПослСдняя Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся Π² Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ направлСнности Π½Π° Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ свойства ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, Π½Π΅Π΄ΠΎΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, нСравномСрности этих Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠΏΠΎΠ½Ρ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΠΏΠΎ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Ρƒ. Π Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½Π½Π°Ρ информация ΠΎΠ± ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских исслСдованиях Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΡΡ‚Ρ€Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡˆΠΈΠ·ΠΎΡ„Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΉ, прСдставлСна Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅ пособия (см. Π³Π»Π°Π²Ρƒ 6).

ДисгармоничСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. Π­Ρ‚ΠΎ послСдний ΠΈΠ· Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π’. Π’. ЛСбСдинским Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, своСобразным, особым личностным Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ всСго ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ особой ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры. Π§Π°Ρ‰Π΅ всСго Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ психопатиями ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ личностными аномалиями, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ наряду с Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, гСнСтичСскими, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ нСблагоприятныС условия воспитания.

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ классификации, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π’. Π’. ЛСбСдинским, Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ аномального развития имССтся классификация ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ, аномального развития, разрабатываСмая Н. Π―. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ ΠΈ М. М. Π‘Π΅ΠΌΠ°Π³ΠΎ. Π­Ρ‚ΠΈ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, квалифицируя ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ развития): 1) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° нСдостаточного развития (Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π½Π΅ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ); 2) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° асинхронного развития (дисгармоничноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, искаТСнный Π΄ΠΈΠ·ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·); 3) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΏΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ 4) Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ