Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая эмпирически устанавливаемое разнообразие людей по параметру трудности (легкости) их вхождения в новый образ, жизни, можно полагать, что готовность к изменению образа жизни является той характеристикой человека, которую необходимо учитывать как при прогнозировании психологических последствий социальных, политических, природных и других катаклизмов, так и при оказании конкретной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС КАТЕГОРИЙ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» И «ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ РИГИДНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. «Образ жизни» как научная категория и ее психологический смысл
    • 1. 2. Психологическая симптоматика при изменении образа жизни и проблема готовности человека к его изменению
    • 1. 3. Готовность к изменению образа жизни и ригидность личности в контексте методологических установок ТПС
  • ГЛАВА 2. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМНОГО ВУЗА
    • 2. 1. Психологические особенности профессиональной деятельности в особых условиях
    • 2. 2. Личностная обусловленность процесса вхождения курсантов в образ жизни, регламентированный условиями обучения в режимном вузе
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ И ЛОКАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАК ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Возможности использования и условия применения методов диагностики ригидности, интернальности и профессиональной зрелости
    • 3. 2. Особенности континуума ригидность-интернальность в процессе повышения профессиональной зрелости субъектов особой деятельности
    • 3. 3. Квазиэкспериментальное исследование особенностей континуума ригидность-интернальность
  • ВЫВОДЫ

Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество переживает период резких политических и экономических перемен, природных и геополитических катаклизмов, растущей миграции населения. Для жизни человека становятся характерными ситуации потери работы, резко падающие и взлетающие уровни жизни, рвущиеся родственные связи и т. д. Последствия вынужденных изменений образа жизни проявляются в росте негативных психологических проявлений, повышении уровня психоэмоционального напряжения, развитии и широком распространении таких неблагоприятных для здоровья психических состояний, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции. Этот психологический фон способствует алкоголизации и наркотизации населения (Н.П. Абаскалова, Ж. Г. Агеева, М. Вайтхед, А. В. Гнездилов, Е. В. Заикина, Г. В. Залевский, В. Н. Ирхин, Г. А. Калачев, O.K. Копина, Т. Д. Марцинковская, Е. А. Суслова и др.).

Учитывая эмпирически устанавливаемое разнообразие людей по параметру трудности (легкости) их вхождения в новый образ, жизни, можно полагать, что готовность к изменению образа жизни является той характеристикой человека, которую необходимо учитывать как при прогнозировании психологических последствий социальных, политических, природных и других катаклизмов, так и при оказании конкретной психологической помощи людям, оказавшимся втянутым в эти процессы. Иными словами, психологическая проблема готовности человека к изменению образа жизни становится все более значимой по мере того, как все большее число людей начинают испытывать состояние, которое В. Франки (1954) определил словами «потеря уклада всего существования».

Своевременность постановки этой проблемы определяется также тем, что психологическая наука, смещаясь от «психологии психики» к психологии человека (В.И. Слободчиков), становится способной ставить и решать проблемы нового уровня. Ее интересуют сейчас не только (и не столько) психологические проявления, свойственные адаптации (дезадаптации) субъекта, но и сам механизм устойчивости человека и его подвижности, особенности которого, в конечном счете, определяют и то, что принято понимать под психологическими признаками адаптации (дезадаптации).

На фоне уже достаточно развитых понятий, определяющих разные аспекты «мира человека» как особой психологической реальности, таких, как Ф «жизненное пространство» (К. Левин), «жизненный мир» (Ю.Е. Василюк), «смысловое поле» (JI.C. Выготский), «многомерный мир» (А.Н. Леонтьев), «субъективная реальность» (В.И. Слободчиков), понятие «образ жизни человека» только начинает обретать категориальный смысл. Оно оказывается востребованным в связи с необходимостью определения того, что ограничивает пространство жизни человека, придает ему индивидуальную конфигурацию и конкретное ценностно-смысловое содержание, и, кроме того, позволяет объяснить индивидуальные особенности, проявляющиеся в легкости ^ (трудности) перестройки жизненного пространства в самом процессе жизни человека.

Многие аспекты понимания человека в свете новых парадигмальных установок просматриваются в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Ас-молова, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Л. Ф. Обуховой, А. Б. Орлова, А. А. Пузырея, В. М. Розина, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова и других исследователей. Таким образом, на сегодня сложились соответствующие методологиче0 ские и теоретические условия для постановки и решения проблемы готовности человека к изменению образа жизни в контексте нового (антропного) понимания человека в качестве предмета психологического исследования.

В теории открытых самоорганизующихся психологических систем (В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева и др.), в общей теории ригидности.

•О.

Г. В. Залевского, в исследованиях, выполненных на стыке этих теорий (Э.В. Галажинский, И. О. Гилева, И. А. Тепленева, О. Б. Шептенко и др.) содержится много оснований, позволяющих представить готовность к изменению образа жизни как проявление самоорганизации человека.

Целью работы стало доказательство того, что готовность к изменению образа жизни является внеситуативным параметром человека, характеризующим особенности перестройки его как открытой системы, происходящей под действием внешних (не зависящих от человека) или внутренних (самодетерминация) факторов.

Объект исследования — готовность к изменению образа жизни как психологический феномен.

Предмет исследования — личностная ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни.

Гипотеза. Предполагается, что теоретически определяемая связь личностной ригидности и самосознания в структуре готовности человека к изменению образа жизни будет экспериментально доказана в том случае, если в конкретных исследованиях удастся выделить континуум «ригидность-интернальность» и его характерные особенности у людей, находящихся в условиях необходимости перестройки образа жизни. В плане развития гипотезы утверждаетсячто существование такого континуума может быть установлено на уровне факторного анализа данных, полученных с помощью общепризнанных методов исследования ригидности и локуса контроля.

Задачи исследования.

1. В процессе теоретического анализа определить психологический (функциональный и содержательный) смысл полидисциплинарных понятий «образ жизни» и «готовность к изменению образа жизни» и определить методологическую базу исследования.

2. В пилотажном исследовании выявить особенности проявлений личностных характеристик (ригидности, локализации контроля, ценностно-смысловых компонентов образа мира) у людей, отличающихся разной степенью готовности к изменению образа жизни (на примере поступления в режимный вуз и обучения в особых условиях военного вуза).

3. С помощью факторного анализа проверить гипотезу о существовании континуума «ригидность-интернальность» как основного звена в структуре готовности человека к изменению образа жизни.

Теоретико-методологическими основаниями исследования являются труды ученых, внесших вклад в разработку проблемы изменения образа жизни человека как психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, К. Ясперс и др.), идеи общей теории ригидности (Г.В. Залевский) и теории психологических систем (В.Е. Клочко).

Научная новизна исследования: показано, что готовность к изменению образа жизни обозначает не просто способность человека к адаптации, приспособлению к новым условиям жизни, а указывает на индивидуальные особенности человека, обеспечивающие его устойчивость в условиях разрешения постоянно воспроизводимого противоречия между образом жизни и образом мира человека. Получены доказательства того, что по отношению к феномену готовности человека к изменению образа жизни значимым является континуум «ригидность-интернальность».

Теоретическая значимость: представление о человеке как открытой самоорганизующейся системе (в рамках ТПС) позволило осуществить интеграцию фактологии, полученной при исследовании проблемы образа жизни человека и готовности к его изменению в теориях, построенных на использовании частных методологических подходов: поведенческого, деятельност-ного, личностного, процессуального и др. Определенное теоретическое значение имеет утверждение того факта, что в процессе изменения образа жизни человек не просто осваивает новые способы поведения, но происходит вписывание этого нового в сложившиеся поведенческие структуры, преломляется в них, вызывая трансформацию всего образа жизни как индивидуальной конфигурации самобытия человека.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе готовность к изменению образа жизни показана как такая характеристика человека, которая выделяется в качестве особого показателя и предмета щ психологической диагностики и последующей коррекции при оказании психологической помощи людям, находящимся в ситуациях смены образа жизни. Полученные данные об особенностях готовности и вхождения курсантов в новый образ жизни внедрены в организацию образовательного процесса и обеспечение психологического сопровождения курсантов, обучающихся в условиях режимного вуза.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования представлялись на Всероссийском научном симпозиуме «Человек культуры» (Бийск, 2000), межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях» (Барнаул, 2000), межрегиональной конференции «Человек как самоорганизующаяся психологическая система» (Барнаул, 2000), региональных школах молодых ученых «Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре» (Белокуриха, 2000), «Психологическое исследование: методология, теория, методы» (Бийск, 2000), «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (БарнаО ул-Бийск, 2002), краевых научно-практических конференциях «Проблемы взаимодействия психолога с работниками образовательных учреждений» (Барнаул, 1997), «Психологическая диагностика в образовательной практике». (Барнаул, 1999), «Психологическое здоровье участников образовательного О процесса» (Барнаул, 2001), «Психологическое сопровождение становления личности» (Барнаул, 2002). По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под готовностью к изменению образа жизни понимаются предельно общие, интегральные параметры человека как открытой самоорганизующейся системы, которые определяют ее устойчивость благодаря присущей ей подвижности, являющейся базальным основанием устойчивости системы.

2. В структуре готовности к изменению образа жизни выделяется такой индивидуальный параметр, как присущее данное системе сочетание ригид-ности-интернальности, обеспечивающее согласование осознаваемых человеком новых условий жизни с неосознаваемыми (или частично осознаваемыми) жизненными стереотипами и сложившимися (фиксированными) схемами поведения.

3. Факторный анализ доказал существование континуума «ригидность-интернальность», в котором показатели ригидности (экстенсивность) отвечают за трудность перестройки сложившихся жизненных стереотипов и коррекции программ поведения, релевантных всей системе в целом, происходящих в связи с объективной необходимостью. В то же время разная степень осознания и принятия этой необходимости определяется рефлексивными возможностями человека, проявляющимися в параметрах его самосознаниябольшего (интернальность) или меньшего (экстернальность) осознания себя субъектом, ответственным за качество собственной жизни.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследованияметоды сбора эмпирических данных: разработанные программы наблюдения, беседы с курсантами и курсовыми командирами, опросник для выявления особенностей мотивации поступления в режимный вуз, методика диагностики проявлений в континууме «ригидность-флексибильность» (Томский опросник ригидности Г. В. Залевского), методика определения локализации контроля (методика Е.Г. Ксенофонтовой), опросник «Профессиональная зрелость» А. П. Чернявской, «Методика предельных смыслов» Д. А. Леонтьевапроцедура кзавазиэкспериментального исследования континуума «ригидность-интернальность».

Методы обработки и интерпретации данных: качественный анализ полученных результатов, математические методы статистической обработки данных (корреляционный и факторный анализ).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1998;1999 гг.) — анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследованияотработка понятийного аппаратаопределение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (1999;2000 гг.) — составление программы эмпирического исследования, подбор методик для решения его задачпроведение пилотажного исследованиякачественная и количественная обработка полученных результатов.

Третий этап (2000;2002 гт.) — проведение квазиэкспериментального исследования континуума «ригидность-интернальность" — количественная обработка (корреляционный и факторный анализ) результатов с последующей интерпретациейподведение итогов и литературное оформление диссертации.

В исследовании принимали участие курсанты Барнаульского юридического института МВД России (всего 462 человека).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, комплексом апробированных и валидизированных методик, адекватных целям и задачам исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования и статистической значимостью экспериментальных данных.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Готовность к изменению образа жизни как интегративный (системный) психологический конструкт характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизниа также то, какие усилия необходимо прикладывать человеку для удержания самоидентичности в условиях постоянно происходящих изменений образа мира и образа жизни.

2. Готовность к изменению образа жизни проявляется в способности человека к той духовной работе, в результате которой человек удерживает целостность собственного Я, своей самости в пространстве конструктивных и деструктивных внутренних и внешних причин, инициирующих трансформацию.

3. В структуру готовности к изменению образа жизни, кроме факторов, обусловливающих динамические характеристики трансформации образа жизни, проявляющиеся в таких показателях личностной ригидности, как экстенсивность, входят также рефлексивные возможности человека, определяющие участие самосознания в трансформации образа жизни.

4. Поступление в режимный вуз в большинстве случаев означает попадание слушателя (курсанта) в заведомо стрессовую ситуацию. Если в центре негативных эмоциональных состояний оказывается сам новый образ жизни, жестко регламентированный извне, то возникает разочарование в своем выборе, гаснут мечты, рушится проект будущего, каким он рисовался в момент поступления в вуз. Эти состояния более выражены у тех курсантов, для которых мотивы поступления в вуз были достаточно случайными, внешними — подражание товарищам, советы людей, не знающих о трудностях учебы и профессии сотрудника ОВД и т. д.

5. С нашей точки зрения неправомерно адаптацию человека как самоорганизующейся системы сводить к объяснению «совокупности приспособи-тельских реакций организма», делая упор на то, что полная адаптация наступает тогда, когда новые условия, в которые попал курсант, «становятся привычными» (Хорошавина Е.А., 1996). В том, как идет процесс, традиционный обозначаемый «адаптация», проявляется готовность к изменению образа жизни — системная внеситуативная, личностно обусловленная характеристика человека, свидетельствующая об особенности протекания и направленности перестройки его как открытой системы, происходящей под действием и внешних (не зависящих от человека), и внутренних (самодетерминация) факторов.

6. Полученные нами данные свидетельствуют о наличии в структуре готовности к изменению образа жизни у молодых людей, избравших для себя профессии, протекающие в особых условиях, как динамических характеристик, проявляющихся в показателях континуума «ригидность-флексибильность», так и рефлексивные возможности, проявляющиеся в показателях континуума «интернальность-экстернальность». Попытки установления корреляционных зависимостей между показателями различных личностных конструктов, входящих в структуру готовности к изменению образа жизни показывают отсутствие прямой однозначной зависимости между ними, хотя качественный анализ позволяет выделить ряд типичных особенностей в выраженности континуумов «ригидность-флексибильность», «интернальность-экстернальность», показателей психологической зрелости и предельных смыслов у курсантов, отличающихся характерным протеканием процесса вхождения в образ жизни, регламентированный условиями обучения в режимном вузе.

7. Средствами факторного анализа показана возможность использования диагностического инструментария, предназначенного для выявления особенностей психической ригидности и локуса контроля, в целях исследования общего феноменологического пространства, образуемого явлениями, описываемыми этими понятиями. При анализе факторов, представленных шкалами, относящимися к различным понятиям, необходимо учитывать, что их объяснительный потенциал может быть значительно выше, чем тот, на который указывает объем описываемой ими дисперсии, поскольку методы ТОРЗ и JIK разрабатывались независимо друг от друга с целью изоляции измеряемого ими феномена.

8. Применение факторного анализа делает возможным выделение ряда параметров континуума «ригидность-интернальность», которые могут использоваться в качестве характеристик людей, выбор жизненного пути которых и дальнейшая самореализация лежат в области профессиональной деятельности, предъявляющей особые требования к своим субъектам, а также позволяющих судить об их готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз». — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001.- 316 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Изд-во «Мысль», 1977. — 223 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности / В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974. — С.34−82.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-336 с.
  5. .Г. Экстремальные ситуации внутренней миграции в России // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. -М., 2002.-335 с.
  6. Актуальные проблемы и основные направления развития личности как субъекта деятельности в особых условиях труда / Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 1996. — 267 с.
  7. А.А. Особенности личной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1984. — 22 с.
  8. А.Г. Психологические механизмы формирования мотива-ционной готовности к учебно-познавательной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1999. — 23 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — 2-е изд. — СПб, 2001.-260 с.
  11. А. Психологическое тестирование. В 2 т. — М., 1982.
  12. В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1999. — 25 с.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М.: Медицина, 1997. — 286 с.
  14. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем — М.: Медицина, 1975. 242 с.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуацией и психологическая защита // Психологический журнал. — 1993. Т. 15. 1. — С.3−18.
  16. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 2. С.3−16.
  17. Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб, 1992.-123 с.
  18. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-248 с.
  19. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. С.52−66.
  20. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. — Иркутск: ИГПИ, 1986.-С.З-17.
  21. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. — С.3−12.
  22. А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. — 768 с.
  23. А.Г. У порога неклассической релятивистской психологии // Сибирский психологический журнал. Вып.7 — 1998. — С.7−16.
  24. А. С. Размышления о работе C.JI. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр. филос. 1993. — № 5. — С. 130−160.
  25. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии // Вопр. психологии. 1989.-№ 1.-С.92−101.
  26. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии) // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979. — С.24−43.
  27. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб: РХГИ, 1997.
  28. Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
  29. Н.А. Самопознание. — М.: Изд-во «Книга», 1991. — 445 с.
  30. B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.
  31. И.Н. Педагогические условия профессиональной адаптации участковых уполномоченных милиции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2001. — 22 с.
  32. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1995. — 20 с.
  33. О.А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 2002. — 21 с.
  34. Т.Г. Ригидность как состояние у младших школьников и возможность ее психологической коррекции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1996. — 19 с.
  35. . С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. психологии. 1990. — № 6. — С.9−17.
  36. . С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. — 1997.-№ 5.-0.3−19.
  37. .С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопр. психологии. 1998. — № 4. — С.71−79.
  38. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — JL: Наука, 1987.- 125 с.
  39. И.И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  40. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — Москва-Воронеж, 1996.
  41. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по математической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
  42. В.Г. Психологическая адаптация курсантов к условиям вуза // Вестник ЛГУ. Серия 6. — 1986. — Вып.З. — С. 13−22.
  43. Вайнер Э Н. Общая валеология. Липецк, 1998. — 183 с.
  44. Н.Г. Переживание социального бытия личности как фундаментальная проблема экзистенциальной психологии: Дис.. канд. пси-хол. наук. Томск, 2002. — 208 с.. •
  45. А.А. Психологическая подготовка рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных центрах МВД, УВД: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Академия МВД СССР, 1987. — 22 с.
  46. Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  47. Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психологии. 1996. — № 6.
  48. Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. № 1. — С. 15−32.
  49. М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь.-М., 2002.-335 с.
  50. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям: Автореф. дис.. .докт. психол. наук. -СПб, 1994.-26 с.
  51. В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2000. — 36 с.
  52. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.
  53. Л.С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982. -Т.1.-488 с.
  54. Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 285 с.
  55. Э.В. Психическая ригидность как индивидуально-психологический фактор школьной дезадаптации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Томск, 1996. — 23 с.
  56. Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — Барнаул, 2002. — 36 с.
  57. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство. СПб: СПбГУ, 1991. — 74 с.
  58. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ., под ред. Ю. П. Адлера. — М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  59. И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: Автореф. дис .канд. психол. наук. — Барнаул, 2000.-20 с.
  60. А.В. Особенности оказания психологической помощи в терминальный период жизни. // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь. — М., 2002. — 335 с.
  61. Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-464 с.
  62. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Изд-во «Наука», 1970. — 270 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 541 с.
  64. Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Барнаул, 2001.-21 с.
  65. Л.Я. Детерминированность и свобода человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. — М.: Изд-во «Смысл», 1997. — С.3−19.
  66. В.Н. Экспериментальная психология. — М.: ИНФРА-М, 1997. -269 с.
  67. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптирован-ности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JI., 1989. — 15 с.
  68. В.Г. Психолого-акмеологические основы деятельности специалистов в особых условиях: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1994.-66 с.
  69. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы). М.: НИИВО, 1994. — 267 с.
  70. Г. К. Школьная валеология: Научное обоснованное и программное обеспечение. СПб, 1997. — 92 с.
  71. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1998.-48 с.
  72. Г. В. Фиксированные формы поведения. — Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1976.— 185 с. .
  73. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. — Томск: Изд-во ТГУ, 1993.-272 с.
  74. Г. В. Возрастно-половые характеристики психической ригидности // Сибирский психологический журнал. Вып.8−9. — 1998. — С.15−22.
  75. Г. В. Фиксированные формы поведения на уровне индивидуальных и групповых систем // Сибирский психологический журнал. — 2000. Вып. 12. — С.36−42.
  76. В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Барнаул, 1999. — 25 с.
  77. Л.Н. Психические состояния в экстремальных условиях деятельности пожарных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1985. -18 с.
  78. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. .докт. психол. наук. — Новосибирск, 1997. -38 с.
  79. .В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. — № 2. — С.9−14.
  80. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Изд-во Тривола, 1994. — 303 с.
  81. В.П. Живое Знание. Самара, 1997. — 315 с.
  82. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1998.-21 с.
  83. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: Изд-во УРАО, 1998. 141 с.
  84. В. П. Человеческая деятельность — познание искусство. — Киев: Наукова думка, 1977. — 273 с.
  85. Э. В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. — 318 с.
  86. К. Факторный анализ. М.: Статистика, 1980. — 388 с.
  87. В.П. Стенография лекций по валеологии // Валеология. —1996.-№ 3−4.-С.70−97.
  88. В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-48 с.
  89. А.Ф. Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 2. — С.8−13.
  90. Т.Б. Личностные изменения: проблемы психологической диагностики // Человек в системе наук. М.: Изд-во «Наука», 1989. — С.483−492.
  91. Д. Эксперименты и квазиэксперименты // Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб, 1996. -С.34−191.
  92. М.Дж., Сюарт А. Статистические алгоритмы в социологических исследованиях. — Новосибирск: Изд-во «Наука», 1985. — 207 с.
  93. .А. Психологический механизм формирования образа жизни: Автореф. дис. .:. канд. психол. наук. Новосибирск, 1996. — 20 с.
  94. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1978. — 212 с.
  95. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.-223 с.
  96. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1991. — 46 с.
  97. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — С.154.
  98. В.Е. Психосинергетика как форма профессионально-психологического мышления. Психосинергетика и образование. Материалы 1 Забайкальской межрегиональной Школы молодых ученых 11−16 июня 2001. Часть 2. Чита, 2002. — С.3−12.
  99. В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления. // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация — толерантность. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. — 258 с.
  100. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование исоциальное развитие региона. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1995. — № 3−4. — С.104−112.
  101. В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — С.8−16.
  102. Ю.В. Психологические основания ригидности социального поведения студентов // Фиксированные формы поведения: Материалы региональной школы молодых ученых. Бийск: Изд-во БиГПИ, 2000. -С.85−90.
  103. Е.А. Педагогика и психология социальной депривации // Вопр. психологии. 1993. — № 3. — С.39−46.
  104. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб: ДЕАН, 1998. — 232 с. .
  105. Н.Т. Формирование адаптивных характеристик личности устудентов в начальный период обучения: Автореф. дис.канд. психол.наук.-Л., 1989.-15 с.
  106. Т.В. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: ФОРУМ- ИНФРА М, 1998. — 295 с.
  107. Ц.П. Психология человека в экстремальных условиях. М.: Изд-во «Наука», 1978. — 3 80 с.
  108. О.М. Психологические особенности возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — Москва, 1997. 47 с.
  109. О.М. Психологические аспекты самоопределения в процессе профессионализации / Проблемы управления процессом профессионального самоопределения личности в современных условиях. — Барнаул, 1999. — С.28−31.
  110. О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. — 2002. Вып. 16.
  111. Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журнал. 1999. — Т.20. — № 2. — С.103−114.
  112. В.Ю. Проблемы адаптационного процесса слушателей вузов МВД России //Известия МВД РФ, 1997. С. 180−189.
  113. П.С. Адаптация как функция развития личности. — Саратов, 1991.-78 с.
  114. М.Н. Адаптация выпускников вузов МВД РФ пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1996. — 24 с.
  115. Г. А. Предмет, задачи и методы валеологии // Валеология. 1999.-№ 3.- С.9−15.
  116. А.Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. 1979. -№ 2. — С.3−13.
  117. Д.А. Методика предельных смыслов. — М.: Изд-во «Смысл», 1999.-35 с.
  118. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. — 2001.-№ 1. С.57−65.
  119. A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Отд. образов, адми-нистр. Октябрьского района, 1997.
  120. А.Д. Измерения в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993. -480 с.
  121. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психологии. 1985.-№ 1.-С. 103−109.
  122. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975.-№ 2.-С.31−45.
  123. О.В. Смысл психической ригидности и психологический возраст // Сибирский психологический журнал. Вып.11. — 1999. — С.63−68.
  124. Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского//Вестн. МГУ.-Сер. 14. Психология. 1983.-№ 1.-С.31−40.
  125. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. -368 с.
  126. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — Тбилиси, 1984.
  127. М.К. Обязательность формы // Вопр. лит. — 1976. — № 11. С.75−80.
  128. Т.Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса // Антология тяжелых. переживаний: социально-психологическая помощь. — Москва, 2002. — 335 с.
  129. А.В. Личностные детерминанты-динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Москва, 1993. — 19 с.
  130. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: Изд-во «Наука», 1990. 189 с.
  131. И.Н. Амбивалентность личности: Морально-психологический аспект. — М.: Изд-во «Наука», 1991. — 137 с.
  132. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-256 с.
  133. .Д. Психологические особенности возникновения профессиональной деформации сотрудников исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Тверь, 1993. — 21 с.
  134. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Роспедагентство, 1996.-226 с.
  135. B.C. Профессиональная мораль и служебный этикет сотрудников милиции. Л.: ЛВШМ, 1986. — 450 с.
  136. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. — 1999. № 1.
  137. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. МВД РФ, 1997. — 85 с.
  138. Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-на-Дону, 1996.-405 с.
  139. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. — М.: Логос, 1995. 240 с.
  140. И.П. Полн. собр. соч. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
  141. В.В. Психологические факторы адаптации личности к служеб-но-боевой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1999.-23 с.
  142. А.В., Велисер У. Ф., Прочаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопр. психологии. — 1994. -№ 2.-С. 113−122.
  143. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996. 250 с.
  144. А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 327 с.
  145. В.М. Психология и культурное развитие человека. — М.: Изд-во РОУ, 1994.- 132 с.
  146. C.JI. Человек и мир. — М.: Изд-во «Наука», 1997.
  147. С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. / Ред. Б. Ф. Ломов. М.: Изд-во «Наука», 1989. — С.435.
  148. С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  149. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — Москва: Изд-во «Наука», 1979. — 352 с.
  150. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 1996. -349 с.
  151. А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1985.-17 с.
  152. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С.37−50.
  153. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1994. 39 с.
  154. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  155. В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии. // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация — толерантность. — Томск: Изд-во Томского университета, 2002. — С.258.
  156. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопр. психологии. 1998. -№ 6. — С.3−17.
  157. В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопр. психологии. — 1991.-№ 2.-С.37−50.
  158. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  159. В.В., Хаснулин В. И., Пуркауста С. С. К вопросу рассмотрения концептуальных основ профессионального развития в зарубежных теориях // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. — Новосибирск: ИфиПСО РАН, ЮНЕСКО, 1995. С.131−132.
  160. В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. — Новосибирск, 1998. — 278 с.
  161. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т.2. / Пер. с англ., под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С. А. Айвазяна, Ю. Н. Тюрина. — М.: Фи-нанасы и статистика, 1990. 526 с.
  162. Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития: Дис. .д-ра пед. наук в виде научн. докл.: 13.00.01. — М., 1996. — 64 с.
  163. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития-СПб, 1997.-415 с.
  164. Томский опросник ригидности Г. В. Залевского // Сибирский психологический журнал.-2000.-Вып. 12.-С. 129−137.
  165. Е.П. Жизненное самоопределение людей с выраженными различиями в показателях континуума «ригидность-флексибильность»: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Барнаул, 2002. 22 с.
  166. С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. -Пг., 1917.
  167. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — С.367.
  168. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 3. — С.16−20.
  169. Е.А. Психологический анализ трудностей адаптации слушателей вуза (на примере ИФ ЮИ МВД России) — М., 1995. — С.53−55.
  170. М.И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института MB России к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. -22 с.
  171. А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии // Психологическая наука: проблемы и перспективы. — Киев, 1990.-220 с.
  172. А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Владос-ПРЕСС, 2001. — 95 с.
  173. А.Г. Понятие индивидуального здоровья — центральная проблема валеологии. — Новосибирск, 1996. — С.25.
  174. И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 2000. — 27 с.
  175. К. Общая психопатология. — М.: Изд-во «Практика», 1997. — 1053 с.
  176. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Иркутск, 1995.-20 с.
  177. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — Москва-Воронеж, 1996. 383 с.
  178. Brawn D., Brooks L.&oth. Career Choice and Development. Applying Contemporary Theories to Practice.- San-Francisco. 1984.
  179. Cattell R. B/ The description of Personality: Principles and findings in a factor analysis. American Journal of Psychology, 1945. — P.69−90
  180. Crites J. Vocational Psychology. The Study of Vocational Behaviour and Development. N.Y., 1969.
  181. Ericson E.H. Identity, youth and crisis. L.: Faber and Faber, 1968.7.
  182. Ericson E.H. The problem of ego identity // Stein M.R. et al. (eds.) Identity and anxiety: Survival of the person in mass society. Glencoe: The Free Press, 1960.
  183. Eysenk H.J. The science of personality: Homothetic! Psychological Review, 1961. -P.339−342.
  184. Gregory R.J. Psychological Testing: History, Principles and Applications. Boston: Allyn and Bacon. 1992.
  185. Guilford J.P. psychometric Methods (2 nd edition) New York: Mc Graw-Hill. 1954.
  186. Holzkamp K. Theorie und Experiment in der Psychologie: Berlin, N-Y: De Gruyter, 1981.
  187. Lea H.D., Leibowitz Z.B. (Eds) Adult Career Development: Concepts, Issues & Practices. Alexandria. 1992.
  188. Mathematical Psychology. Ed. by R. Duncan Luce, et al. N.Y.-London, 1963. Vol 1,2,3.
  189. Marcia J.E., Friedman M.L. Ego identity status in college women // J. Person. 1970. V. 38. N 2. P.249−268.
  190. Nurmi J.E. How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning//Devel.Re v. 1991. —№ 11 p. 1−59.
  191. Prochaska J.O., DiCtemente С. C. The transtheoretical approach: Crossing traditional boundaries of change. Homewood, II.: Dorsey Press, 1984.
  192. Rovine M.J., von Eye A. Applied Computational Statistic in Logitudinal Re-search.Boston, etc.: Acad. Press, 1982. — 372p.
  193. Swann W.B., Jr. Tode know or to de adored: The interplay of self-enhancement and self-verification. New York, NY: Guilford, 1990. — 128p.
  194. Swann W.B.& Tafarodi, R.W. Embracing criticism in the wake of praise: Compensatory self-verification among people with negative self-views.
  195. Manuscript under review: Journal of Personality and Social Psychology .1991.-230p.
  196. Thibodeau R.,& Aronson E. Taking a closer look: Reasserting the role of the selfconcept in dissonance theory. Personality and Social Psychology Bulletin, 1992. 18. — № 5. -P.591−602.
  197. Thurstone L.L. A method of scaling psychological and educational tests. Journal of Educational psychology. 1925. 433−45 lp.
  198. W.B., Osipow S.H. (Eds) Handbook of Vocational Psychology. N. Jersey- London. 1983. Vol.1.
Заполнить форму текущей работой