Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии и основные закономерности реализации антропоцентрической концепции профессионально-образовательной карьеры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении и оценке образовательной карьеры педагога большое значение имеет то, что движет им в его профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего занимается данным делом, какие уникальные внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. Профессионализм образовательной карьеры педагога — это не только способности в достижении высоких… Читать ещё >

Критерии и основные закономерности реализации антропоцентрической концепции профессионально-образовательной карьеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При оценке действенности управления процессом реализации той или иной антропоцентрической модели профессиональной подготовки педагогов существует объективная возможность охарактеризовать ее через профессионально-личностные их качества, или профессиональный потенциал их способностей. Объективная оценка этого потенциала определяется теми же критериями, что и при характеристике любой деятельности, а именно, производительностью, то есть продуктивностью, качеством и надежностью.

Своеобразие такого подхода к профессиональной подготовке, с одной стороны, преемственно лучшим традициям отечественной педагогики и психологии, а с другой, — всегда остается специфичным. Через содержание профессиональной направленности, то есть через качества или способности личности выявляется адекватность теоретической и практической подготовки студентов актуальным требованиям конкретной профессии, в частности, — требованиям профессии педагога, формируемого в условиях колледжа или университета.

Значительный вклад в разработку профессиограмм педагога сделан В. А. Сластениным на основе всестороннего анализа им практической деятельности учителя. По утверждению В. А. Сластенина, функциональный анализ педагогической деятельности отражает систему основных отношений, действий, качеств, образующих в совокупности те профессиональные требования, которые предъявляются к личности педагога. При этом личность педагога, с учетом ее внутренней структуры, формируемой потребностями общества, рассматривается как сложная динамическая система, адекватно отражающая содержание профессиональной деятельности (219).

Подчиняя номенклатуру личностных и профессиональных качеств отечественного учителя категории профессионально-педагогической направленности, В. А. Сластенин, представляет ее как сложную совокупность различных свойств и качеств. К ним относятся: интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность; педагогический такт; организаторские способности; требовательность, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, адекватная самооценка и профессиональная работоспособность (165; 37).

Изучение профессиональной направленности будущих педагогов свидетельствует, что се содержание часто интерпретируется адекватно профессиограммам, включающим такие профессионально-личностные характеристики, как гражданственность, социальная активность, целеустремленность, организаторские и коммуникативные способности, справедливость, толерантность, эмпатия, тактичность, доброжелательность и другие (251; 168).

Характеризуя профессионально важные и значимые качества личности как в широком смысле слова «педагогические», или социальные и духовные способности, В. Д. Шадриков объединяет их нс только в понятии профессиональной направленности, но и в понятии веры: «…вера в ученика есть нечто… большее, чем научное знание. Верить — это гораздо больше, чем признать за истину. …Вера учителя в ученика коренится не в знании ученика, а в себе самом, в своих личностных ценностях, своих чувствах и стремлениях. Верить в ученика — значит сделать его реальным центром своей жизни, своей любви и своего служения. …Не будем упрекать тех, кто не поднялся до подлинной веры, но будем отчетливо представлять резервы педагогики» (251; 238−239).

Отсюда следует, что сами по себе те или иные модели изменения условий организации учебно-воспитательного процесса в колледже или в университете не могут автоматически привести к успешному формированию профессионально важных качеств и способностей педагога. Для этого необходимо целенаправленное управление творческой, созидательной и систематической работой с каждым студентом.

Имея в виду специфику подготовки педагогов, в частности, процесс формирования их профессионально важных качеств, особенно следует отметить, что в юношеском возрасте профессиональная направленность является центральным личностным новообразованием. С одной стороны, эта направленность формируется в результате многомерного социально-нравственного личностного самоопределения, а с другой, — преобразуется в процессе осуществления трудовой или учебной профессиональной деятельности, обуславливая это самоопределение.

При завершении профессионального педагогического образования, профессиональная направленность преобразуется в профессиональную подготовленность, — на основе общих, возрастно-психологических изменений личности студентов, овладевших профессионально необходимыми способностями.

Под влиянием целей и условий конкретного вида труда складывается профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Так, Е. М. Борисова отмечает, что профессиональный тип не является застывшим. Процесс формирования личности совершается непрерывно, и любые изменения в процессе профессионального становления могут повлиять на ее развитие (34; 9).

По мнению Г. С. Никифоровой, профессиональная деятельность человека во многом определяет направление развития личности. Многолетнее участие людей в совместной деятельности, часто сопровождающееся сходством условий труда, быта и общения, приводит к тому, что формируются сходные особенности личности (174).

Совокупность факторов социально-ориентированной деятельности педагогов и непрерывно усложняющихся требований к их подготовке представляют целостное, взаимообусловленное, интегративное образование, компенсирующее значительную вариативность этой деятельности. Постоянное обновление информационно-педагогических технологий и усложнение взаимодействия педагогов с другими специалистами выдвигает альтернативное требование приближения содержания их подготовки к условиям конкретной деятельности.

Эта альтернатива в особенности характеризует образовательную карьеру педагогов, при осуществлении которой необходимо разрешение противоречия между широкой общетеоретической основой их профессии и узкой или «глубокой» их специализацией. Одним из путей разрешения данного противоречия является дифференциация подготовки и, соответственно, гибкая дифференциация профессионально важных качеств педагога, мобильность профессиональной направленности на основе готовности к динамичным перестройкам структуры указанных качеств.

Переход к такой подвижной структурно-динамической системе становления образовательной карьеры педагогов обеспечивается как углублением их фундаментальных знаний, так и дифференциацией содержания обучения по основным видам и объектам профессиональной деятельности, в связи с которыми изменяются и требования к профессионально важным качествам.

Интеграция содержания образовательной карьеры педагога осуществляется посредством создания определенных условий организации педагогического процесса, совокупность которых целесообразно назвать творческо-образовательной средой учебного заведения. При таком инновационном определении этой среды системная, структурнодинамическая модель образовательной карьеры будущих педагогов в условиях колледжа и университета будет органично включать все известные элементы и методы системы непрерывного профессионального образования, не теряя особенностей специфики того или иного вида или уровня профессиональной подготовки.

При рассмотрении и оценке образовательной карьеры педагога большое значение имеет то, что движет им в его профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего занимается данным делом, какие уникальные внутренние ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. Профессионализм образовательной карьеры педагога — это не только способности в достижении высоких профессиональных результатов, но и наличие адекватных им личностных компонентов, то есть профессионально-личностных качеств, связанных с его нравственным, осознанным отношением к труду и общим высоким уровнем развития свойств его профессионально ориентированной психологии.

Образовательная карьера педагога и профессиональное становление его личности рассматривается как процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека и включающий несколько этапов. Одним из центральных является юношеский возраст, где самоопределение, связанное с формированием внутренней позиции, в особенности обращено в будущее человека.

В этом возрасте идеал педагога компактно представляет существо образовательной карьеры в профессионально недифференцированных представлениях студентов о будущей их деятельности. Вместе с тем, понятие идеала педагога до сих пор раскрывается неоднозначно, представляя вполне актуальную научную и практическую проблему. Анализ профессионально-личностных характеристик педагога позволяет определить состав и структуру идеала, включающего, в частности, следующие профессионально значимые и профессионально важные качества: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в социальной ситуации, интуиция, эмпатия, рефлексия, самоконтроль, общительность, доброта, оптимизм, эмоционально-волевая устойчивость и альтруизм.

В зарубежных исследованиях, в частности, в Великобритании, к идеальным личностным качествам или способностям преподавателя относят высокий уровень интеллектуального развития, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, настойчивость и выносливость, способность к перенесению моральных нагрузок, умение четко мыслить и тонко чувствовать.

Эти и многие другие качества и способности идеального педагога должны быть диагностируемы у студентов педагогического учебного заведения уже на этапе выбора профессии. При этом должно учитываться многообразие личностных качеств человека, которые в процессе профессиональной подготовки будут интегрированы в идеальный образ педагога, соотносимый с его объективной профессиограммой.

В сферах различных профессий, в тесной связи с проявлениями в них особенностей профессиональной направленности, обнаруживаются специфические характеристики личности, предполагаемые соответствующими профессиограммами. Так, по мнению Е. А. Климова, направленность личности в одной профессиональной области значимо отличается от другой своими объектно-предметными характеристиками, на основе чего становится возможной детальная разработка профессиограмм, необходимых для осознанного выбора и планирования индивидуальной карьеры.

Объектом профессиограммы педагога, в особенности является формирование человека в его юности, вследствие чего предметом в определении профессии будущего педагога и является именно становление, развитие, воспитание и обучение молодежи. Таким образом, педагогическая направленность образовательной карьеры студентов, являясь особенной профессиональной направленностью, отличается от других ее видов не только своим объектно-предметным содержанием, но и личностно-развивающимся ее характером.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой