Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа с детьми, пережившими утрату

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период горевания, особенно острого горя, ребенку важно чувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Детям легче перенести печаль… Читать ещё >

Работа с детьми, пережившими утрату (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая различные аспекты психологической помощи при переживании потери, стоит обратить внимание и на такую тему, как работа с детьми, пережившими утрату.

У детей иные представления о жизни и смерти, чем у взрослых. По мнению С. Левина, возможно, дети не боятся небытия, потому что совсем недавно пришли оттуда. Считается, что у детей до двух лет вообще нет никакого представления о смерти. Между двумя и шестью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (пять—семь лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к восьми годам.

По данным Р. Bios (1978), для детей в возрасте шести-десяти лет смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного периода они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к десяти годам они понимают, что смерть — часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души.

Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии: шок, отрицание, гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых. Среди особенностей поведения детей, переживших утрату родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злится из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять живущего.

Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако сокрытие факта смерти или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:

— у* энурез, заикание, сонливость или бессонницу, обкусывание ногтей, анорексию (отсутствие аппетита), галлюцинации;

длительное неуправляемое поведение; острую чувствительность к разлуке; полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

?> отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);

депрессию (у подростков— это гнев, загнанный внутрь).

Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не следует игнорировать. Это самое основное правило, так как ребенок тоже должен отгоревать свою потерю. Как отмечает А. Д. Андреева, непережитое вовремя горе может вернуться месяцы или годы спустя.

В период горевания, особенно острого горя, ребенку важно чувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать.

По мнению А. Д. Андреевой, невозможно дать рецепт для каждого отдельного случая. Важно исходить из потребности ребенка в любви и внимании. Наверное, самый лучший способ помочь ребену справиться с горем — .это доверять естественному ходу самого горя, чувствовать состояние и потребности ребенка, переживающего этот процесс. Необходимо также научить родителя помогать ребенку. Для ребенка важно выразить свои переживания — будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки.

В соответствующих условиях работа горя у детей проходит так же, как и у взрослых. Благоприятными условиями проживания горя для детей являются следующие:

  • -Фхорошие отношения с родителем до его смерти;
  • -Фполучение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • -Фучастие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • ? хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Тема психологической помощи детям, пережившим утрату, неизменно подводит нас к следующей проблеме.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой