Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моральная ценность апеллирует к основным правам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как указывалось ранее, зрелость в межличностной сфере, достигнутая на стадии III, переходит и на сложную социальную систему на стадии IV. Моральная ценность рассматривается как требование для (а не от) общества или одного из его институтов. Моральные нормы обосновываются апелляцией к основным правам или ценностям, применимым к любому жизнеспособному обществу. Приверженность моральным нормам… Читать ещё >

Моральная ценность апеллирует к основным правам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как указывалось ранее, зрелость в межличностной сфере, достигнутая на стадии III, переходит и на сложную социальную систему на стадии IV. Моральная ценность рассматривается как требование для (а не от) общества или одного из его институтов. Моральные нормы обосновываются апелляцией к основным правам или ценностям, применимым к любому жизнеспособному обществу. Приверженность моральным нормам предполагается как ответственность, обязанность или соглашение, которое субъект принял или должен принять.

Собственно, каждая стадия характеризуется 5—7 аспектами или различными категориями обоснований. В зрелых стадиях, кроме того, выделяется и «моральный тип». Поскольку объем работы не позволяет представить их полное описание, здесь приводится лишь концепция, или краткая характеристика, каждой стадии (табл. 11.1). С более полным описанием методики можно познакомиться в цитируемой литературе.

Краткая характеристика стадий развития моральных суждений.

Таблица 11.1

Стадия.

Аспект.

Типы суждений.

I стадия. Односторонняя материалистичность.

I. Односторонний авторитет (этика одностороннего авторитета):

— все в авторитете, особенно те, кто обладает физическим могуществом, объявляется морально верным.

• Ты должен следовать закону.

  • 2. Статус (непосредственный или физический):
    • — обоснование апелляцией к наиболее заметной роли или статусу человека или людей, физическое понимание морального авторитета
  • • Отец — главный, поскольку он больше.
  • • Помощь родителям важна, поскольку они «большие», «старше» или «взрослые».
  • • Спасение жизни обосновывается наличием множества вещей у спасаемого
  • 3. Правила (принуждающие правила, максима-подобные предписания или абсолютные запреты):
    • — простые утверждения с максимаподобным размахом, часто выражены в абсолютных терминах. Это обычно запретительн ыс утверждения, но могут быть и предписывающими
  • • Спасение жизни незнакомца не важно, поскольку никогда нельзя подходить к незнакомым
  • • Ты всегда должен выполнять обещания.
  • • Ты должен всегда/иикогда…
  • • Важно заключать нарушителей в тюрьму, поскольку судья должен отправлять людей в тюрьму
  • 4. Ярлыки (неспецифические позитивные или негативные):
    • — поверхностное применение грубых или недифференцированных ярлыков (хороший/плохой, приятный/ подлый, правильный/неправильный и т. п.)
  • • Обещания надо выполнять, чтобы быть хорошим, в противном случае будешь болтуном.
  • • Обещания надо выполнять, иначе другой человек не будет твоим другом.
  • • Помощь другу важна, чтобы быть хорошим или потому, что это хорошо
  • 5. Физические последствия (физические или карательные):
    • — оправдание моральных ценностей в физических терминах, обычно в карательных последствиях за нарушение нормативных ценностей (побьют, убьют, обнаружат, накажут, посадят в тюрьму), реже позитивными физическими последствиями
  • • Выполнять обещание надо, иначе тебя побьют.
  • • Выполнять обещание, чтобы получить угощение

II стадия. Обмены и инструментализм.

  • 1. Обмены («услуга за услугу» или обмены):
    • — включены ожидания взаимности, как позитивные, так и негативные. Легальная справедливость обосновывается как негативная взаимность, которую нарушитель закона должен принять как честную при поимке
  • • Помощь родителям важна, поскольку они для вас что-то делают.
  • • Помогать другу надо, так как друг вернет услугу.
  • • Друг может отплатить: стать безразличным.
  • • Не можешь отсидеть, не воруй

Стадия.

Аспект.

Типы суждений.

  • 2. Равенства (точные равенства или неравенства):
    • — моральное сознание эмпатично, эгалитарно; «грубое равенство»
  • • Помощь родителям неважна, поскольку дети и родители равны, родители не должны управлять детьми.
  • • Люди не должны брать чужие вещи, поскольку я сам не ворую, и они не должны.
  • • Судьи иногда должны быть снисходительны, поскольку судья тоже мог что-то украсть
  • 3. Свободы (конкретные права или делимитированные свободы):
    • — апелляции к неограниченным свободам как конкретным правам
  • • Спасение жизни другого может быть неважным, поскольку вы не должны совать нос в чужие дела.
  • • Если не хотите жить, то и не должны.
  • • Судьи должны быть снисходительны: если у преступника не было свободы выбора, возможно, он был вынужден украсть
  • 4. Предпочтения (условные предпочтения или диспозиции):
    • — обоснования, в которых благоприятная оценка зависит от желаний или склонностей действующего лица. Иногда апелляция к предпочтениям обобщается, становится внешне предписывающей или в ней ссылаются на других
  • • Помощь другу важна, если вы этого хотите или вы любите своего друга.
  • • Никому не хочется попадать в тюрьму.
  • • Не красть важно, поскольку другие люди могут любить свои вещи
  • 5. Потребности (прагматические потребности):
    • — апелляции к предполагаемым или вероятным прагматическим потребностям
  • • Не красть важно, поскольку вы в этом не нуждаетесь или другие люди нуждаются в своих вещах.
  • • Помощь другим важна, если они нуждаются в вашей помощи.
  • • Помощь другу важна, поскольку он ваш единственный друг

6. Преимущества (подсчет преимуществ и неудобств).

  • • Жить когда не хочется, важно, поскольку еще можно получать удовольствия.
  • • Помощь другу важна, если он может когда-нибудь сделать добро.
  • • Подчиняться закону важно, поскольку вы не должны рисковать, нарушая закон, ведь вы

не знаете, во что это выльется или воровство ничего не даст.

Стадия.

Аспект.

Типы суждений.

  • • Заключение преступников важно, поскольку они не будут снова воровать.
  • • Выполнять обещания малознакомому глупо, поскольку он никогда нс узнает, что вы не держите слово

III стадия. Взаимность и просоциальность.

  • 1. Отношения (отношения или взаимности):
    • — состоит из апелляций к взаимным чувствам, которые появляются, когда индивид достигает понимания смысла межличностных отношений. Учитываются последствия для другого (особенно его чувств), детерминация морального статуса, но критерию того, как субъект будет себя чувствовать па месте реципиента действия
  • • Выполнять обещания важно ради хороших отношений, поскольку друг становится частью вас самого или чтобы другой не потерял веру в вас.
  • • Как вы себя будете чувствовать, если у вас что-то украдут?
  • • Помощь другу важна, поскольку вы будете ждать его помощи
  • 2. Эмпатическое принятие роли (эмпатическос принятие роли или внутренняя забота):
    • — явная или сильная эмпатия по отношению к психологическому или эмоциональному состоянию другого. Возможно сострадание, выражаемое в ролевых апелляциях к «прощению» или пониманию «других»
  • • Не воровать важно, так как людям тяжело зарабатывать на свои вещи, и они очень сильно к ним привязываются.
  • • Следует выполнять свои обещания, чтобы не причинять боль другому.
  • • Важно спасти жизнь другому, поскольку вы не захотите смотреть, как кто-то умирает
  • 3. Нормативные ожидания:
    • — апелляции к нормально ожидаемому ролевому поведению или к последствиям нарушения нормативных ожиданий
  • • Друзья для этого и есть.
  • • От судей этого и ждут.
  • • Предполагается, что дети уважают родителей.
  • • Люди не заслуживают, чтобы у них крали.
  • • Нарушение законов приведет к хаосу, беспорядку или опустошению

4. Просоциальные намерения (лежащие в основе суждений просоциальные или антисоциальные намерения): — апелляции к просоциальным намерениям или чертам нормальной социальной личности.

• Помощь другу важна, чтобы показать свою любовь или действовать из любви.

  • 5. Обобщенная забота (обобщенная забота или ценность):
    • — апелляции, обобщающие нормативные просоциальные предписания или ценности вне контекста особых отношений или ролей
  • • Спасение жизни важно, поскольку вы должны заботиться не только о друзьях.
  • • Даже жизнь незнакомца — человеческая жизнь.
  • • Жизнь бесценна.
  • • Родители должны держать слово, данное детям, поскольку дети — тоже люди

Стадия.

Аспект.

Типы суждений.

  • 6. Внутриличностное одобрение (внутриличностное одобрение или неодобрение):
    • — предполагает важность моральных ценностей с точки зрения чистой совести или гордости, или самонеодобрепия за неправильное поведение

• Выполнять обещания важно, так как вам будет хорошо от этого.

  • • Не воровать важно ради мира в душе.
  • • Иначе как вы будете жить сами с собой?
  • • Заключение преступника

в тюрьму может не иметь значения, если он уже достаточно себя сам наказал.

Переход.

III/IV.

Релятивизм личностных ценностей.

Смесь аспектов смежных стадий.

  • • Выполнять обещания важно, поскольку отношения основаны на доверии.
  • • Важность выполнения обещаний зависит от морали человека.

IV стадия. Система и стандарт.

  • 1. Социальное требование:
    • — моральная ценность рассматривается как требование во благо общества или одного его института.

• Подчинение закону важно, чтобы держать общество в порядке, иначе система разрушится.

  • • Закон — основа нашего общества.
  • • Выполнять обещания важно, поскольку дружба требует правды или общество основано на доверии.
  • • Помощь родителям важна, поскольку семья должна стоять выше индивидуальных желаний.
  • • Спасение жизни важно, поскольку мир не выживет, если никто ни о ком не будет заботиться
  • 2. Основные права и ценности:
    • — обоснование моральных норм апелляцией к основным правам и ценностям, применимым к любому жизнеспособному обществу
  • • Выполнять обещания важно поскольку честность — это стандарт, который может быть принят каждым.
  • • Нс воровать важно, поскольку человек должен уважать права других.
  • • Воровство против морали, которое общество для себя установило.
  • • Помощь родителям важна, поскольку таким образом человек вносит вклад в семью.
  • • Жизнь важна, поскольку каждый может что-то предложить обществу

Стадия.

Аспект.

Типы суждений.

  • 3. Ответственность (социальная ответственность или контрактные обязательства):
    • — приверженность моральным нормам предполагается как ответственность или обязанность, или соглашение, которое субъект принял или должен принять
  • • Держать слово важно, поскольку обещание является договором или делом чести.
  • • Заключение преступников

в тюрьму важно, поскольку судья присягал соблюдать законы.

  • • Исключения в следовании закону могут быть оправданы, если человек готов принять последствия.
  • • Подчинение закону важно, так как никто не может ожидать преимуществ жизни в обществе без принятия ответственности, сопряженной с этими преимуществами
  • 4. Характер (ответственный характер или цельность):
    • — обоснования, апеллирующие к ответственному характеру или цельности. Внимание к характеру может быть выражено в терминах его развития
  • • Держать слово — это проявление характера, отражение честности или демонстрация самоуважения.
  • • Выполнение обещаний, данных ребенку, может оцениваться как важное, поскольку родители представляют модель цельности, чести или характера
  • 5. Последовательная практика (практика прецедентов или последовательная и стандартная практика):
    • — обоснования последовательной или стандартной практики нормативных моральных ценностей, поскольку альтернатива — субъективные действия или решения произвольны и могут быть губительны для общества
  • • Заключение преступников в тюрьму важно, поскольку этим избегается опасный прецедент или непоследовательность приведет к анархии.
  • • Не воровать важно, поскольку кража может быть рационализована любым вором.
  • • Спасение жизни незнакомца важно, так как кто может сказать, что одна жизнь стоит меньше, чем другая?
  • 6. Процессуальное беспристрастие (процессуальное беспристрастие или социальная ciiраведливость):
    • — подчеркивает долг общества или индивида перед человеком, или социальную справедливость
  • • Выполнять обещания, данные детям, важно, чтобы не подорвать свой авторитет или чтобы заслужить уважение детей.
  • • Судья должен интерпретировать закон или понимать, что каждый случай отличен от другого
  • 7. Стандарты совести:
    • — оправдывает моральные ценности апелляцией к стандартам индивидов или личной совести: к собственному самоуважению, чувству собственного достоинства, личному удовлетворению, достоинству

В стандартной процедуре обработки данных СРД-КФ учитывается только максимальный балл, полученный за каждый ответ. Это возможно, если испытуемый дает на один вопрос развернутый ответ, содержащий, по сути, несколько обоснований, фактически несколько ответов. Естественно, они могут относиться как к одной стадии, но представлять несколько разных аспектов, так и к различным стадиям. Затем вычисляется среднее значение, которое и отражает уровень социомора. ыюй рефлексии1.

А. А. Хвостов представляет следующие нормативные данные, полученные им на российской выборке и авторами методики — на американской[1][2] (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Данные американцев и россиян по СРД-КФ (SRM-SF)

Возраст (в годах).

Выборка США.

(человек).

Выборка россиян.

(человек).

Средние значения.

(США).

Средние значения.

(россияне).

Стандартное отклонение.

(россияне).

2,15.

1,87.

0,303.

2,36.

2,06.

0,432.

2,59.

2,71.

0,41.

2,96.

2,79.

0,34.

3,12.

3,048.

0,485.

30−50.

3,50.

2,95.

0,289.

По представленным данным Хвостов отмечает, что в целом российские и американские школьники и студенты показывают сравнимые результаты. При этом очевидно некоторое отставание от американцев младших групп (10 и 12 лет), но некоторое преимущество группы 14-летних. Соответственно, можно сделать вывод, что на российской выборке подтверждается константный прогресс нравственных суждений, хотя и с несколько иной (чем у американцев) динамикой. По сути, россияне и американцы указанных возрастных групп в уровне обоснований не отличаются.

Что касается возрастной динамики, Хвостов отмечает, что первая и вторая группы (10 и 12 лет) между собой достоверно не различаются, но в то же время группа 14-летних значимо (на 0,1% уровне) превосходит младшие группы по развитию социоморальной рефлексии. Далее, незначимыми оказались и различия между российскими группами 14 и 16 лет, хотя эти группы значимо (на 5% уровне значимости) отличаются на американской выборке. (Это, скорее всего, обусловлено просто небольшим количеством российских испытуемых; в целом тенденция очень сходна с таковой по американским данным.).

  • [1] Джиббс Д., Бэсинджер К., Фуллер Д. Моральная зрелость: диагностика развития социоморальной рефлексии / пер. А. А. Хвостова // Развитие личности. 1997. № 1. С. 138—153 ;1998. № 2. С. 109−126.
  • [2] Хвостов А. А. Сравнительный анализ моральных суждений… С. 26—47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой