Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бессознательное и его связь с сознанием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фрейд противопоставил бессознательную и сознательную регуляцию поведения друг другу, представив их в своих работах как несовместимые друг с другом части психики человека. В теории личности, по Фрейду, между ними изначально заложен антагонизм, и это во многом предопределило постановку и решение вопроса о соотношении сознания и бессознательного в регуляции психики и поведения человека в учении… Читать ещё >

Бессознательное и его связь с сознанием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сознание не является единственной формой существования психических явлений. Далеко не все, что входит в структуру психики, актуально осознается человеком. Кроме сознания или осознаваемых психических явлений у человека есть то, что называют бессознательным. Его можно определить как совокупность явлений, описываемых в психологических терминах, но актуально не осознаваемых человеком или не осознаваемых вообще. Это те явления, которые по сопровождающим их реакциям организма соответствуют известным осознаваемым психическим явлениям и оказывают такое же влияние на поведение человека, как и осознаваемые психические явления.

Так понимаемое бессознательное представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть, например бессознательные ощущения, к которым относятся субсенсорные ощущения, например ощущения равновесия, многие ощущения, связанные с работой мышц и внутренних органов тела, ощущения, возникающие у человека во сне под воздействием стимулов из окружающей среды, и др. Есть неосознаваемые зрительные, слуховые и другие ощущения, которые могут порождаться стимулами, величина которых не достигла порогового значения.

Существуют неосознаваемые образы, связанные с восприятием, происходящим на подсознательном уровне. Они проявляются, например, в известных феноменах «ранее виденного», суть которых заключается в том, что при восприятии чего-либо у человека возникает ощущение того, что он это уже где-то когда-то видел, но не в состоянии вспомнить, где и когда именно. В данном случае можно допустить, что когда-то у человека уже имело место неосознанное восприятие, и соответствующий образ не только сформировался, но запомнился и сохранился в памяти человека на подсознательном уровне.

Бессознательная память — это также многие из тех сведений, которые хранятся в нашей долговременной и генетической памяти. Ни один человек не в состоянии точно сказать, что на самом деле хранится в его памяти, если иметь в виду ее полный объем. Время от времени он, конечно, может кое-что вспоминать, но никогда, ни при каких условиях не в состоянии сразу все полностью вспомнить и описать. Тем более человеку не дано знать о том, что хранит и передает по наследству его генетическая память. Кроме того, человек не осознает и того, что его восприятием, вниманием, воображением мышлением и речью в каждый момент времени управляет память, а ею в свою очередь — потребности.

Существует и бессознательное воображение. Это, в частности, галлюцинации и сновидения. Можно привести примеры неосознаваемого мышления. К ним, например, относятся те процессы, которые приводят человека к неожиданным выводам и даже к открытиям. Существование бессознательного мышления было четко зафиксировано еще Г. Лейбницем в XVIII в. а позднее — в конце XIX в. также немецкими психологами, представителями Вюрцбургской школы мышления. Они обратили внимание на то, что самые существенные моменты своего мышления, особенно творческого, человек почти никогда не осознает, но тем не менее приходит к правильным решениям, которые в свою очередь им осознаются. Вюрцбурские психологи назвали этот процесс бессознательным умозаключением. Наконец, существует и несознаваемая речь. Это, например, внутренняя речь человека, а также речь, произносимая во сне или в бредовом состоянии.

Большой вклад в разработку проблематики бессознательного внес 3. Фрейд. Он сделал бессознательное главным в психике человека, доказывая, что именно оно управляет поведением человека, а не его сознание. Фрейд распространил бессознательное на личность человека, продемонстрировав наличие у человека неосознаваемых черт личности и бессознательных мотивов поведения. Бессознательное в личности человека — это также его потребности, влечения, которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях и действиях. К ним относятся ошибки, связанные с речью (оговорки, ослышки, описки); трудности, связанные с памятью (забывание фактов, имен событий, обещаний, намерений, содержания сновидений и т. п.).

Оговорки, по Фрейду, представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные движения, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения не являются случайными. 3. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания человека мотивы, мысли и переживания. Оговорки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью, которая находится в противоречии со скрытым в глубинах бессознательного мотивом. Когда бессознательное побеждает сознание, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий, по Фрейду, в основе всех ошибочных действий человека.

Забывание имен представляет собой еще один пример бессознательного процесса. Такое забывание обычно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к тому человеку, имя которого он забыл, или же эти чувства ассоциируются с некоторыми событиями, связанными с данным человеком. Такое забывание обычно происходит помимо воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Содержание сновидений, также связано с бессознательными желаниями, чувствами и намерениями человека, его неудовлетворенными, но важными жизненными потребностями. Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая — детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом временного устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, странными и непонятными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидений под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, которая и предлагается классическим психоанализом 3. Фрейда в процедуре толкования сновидений. Сама же цензура выступает как бессознательный психологический защитный механизм, который проявляется в пропусках, изменениях, перегруппировках материала памяти, сновидений или представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные психические явления вместе с осознаваемыми управляют поведением человека, хотя их функциональная роль различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного и повышенного внимания. Оно включается в регуляцию поведением в следующих случаях:

— перед человеком возникают неожиданные, достаточно сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

человеку требуется преодолеть серьезное физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или поведения;

  • — необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой, без волевого усилия разрешиться не может;
  • — человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных, срочных действий;
  • — перед человеком встает новая задача, с которой он никогда раньше не сталкивался;
  • — привычные формы поведения в возникшей ситуации почему-то оказываются не подходящими и не дают должного результата.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми довольно часто, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения практически постоянно присутствует и участвует в регуляции поведения. Наряду с этим многие поведенческие акты выполняются на бессознательном, предсознателыюм или полусознательном уровнях.

Одно из возможных решений проблемы соотношения сознательной и бессознательной регуляции поведения предложил Н. А. Бернштейн, который высказал и обосновал гипотезу о многоуровневой динамической регуляции движений человека. Эта гипотеза может быть использована и по отношению к регуляции поведения человека в целом. Согласно данной гипотезе сознание и бессознательное не антагонисты, как ошибочно полагал Фрейд, а разные, взаимно дополняющие друг друга уровни регуляции поведения, которые включаются в действие в зависимости от того, какие проблемы возникают перед человеком.

3. Фрейд противопоставил бессознательную и сознательную регуляцию поведения друг другу, представив их в своих работах как несовместимые друг с другом части психики человека. В теории личности, по Фрейду, между ними изначально заложен антагонизм, и это во многом предопределило постановку и решение вопроса о соотношении сознания и бессознательного в регуляции психики и поведения человека в учении Фрейда о личности. Ситуация в решении данного вопроса осложнялась еще и тем, что бессознательное при его обсуждении трактовалось по Фрейду, и те, кто обсуждал эту проблему, забывали о том, что психологи заговорили о бессознательном, как минимум, за столетие до появления соответствующих работ Фрейда и обсуждали эту проблему во время жизни Фрейда и после него по-разному, зачастую совершенно в ином ключе. В той постановке вопроса, которая характерна для теории Фрейда, другого решения проблемы соотношения сознания и бессознательного действительно нет. Однако для иного понимания природы бессознательного это далеко не так.

Изучая процесс психофизиологической регуляции движений человека, Н. А. Бернштейн пришел к выводу о том, что в зависимости от характера движения (простой автоматизм или новое разучиваемое человеком сложное движение) оно может регулироваться на разных уровнях. Автор выделил пять таких уровней, примерно соответствующих выделенным нами шести уровням сознательной и бессознательной регуляции поведения (если объединить иолусознание и иредсознание в нашем его определении, то останется только пять уровней регуляции, соответствующих тем, которые были выделены Бернштейном), и показал, что управление движениями может динамически переходить с одного уровня регуляции на другой, в том числе от сознательной к бессознательной его регуляции и наоборот. Поэтому в действительности никакого антагонизма или противоречия между этими уровнями регуляции поведения нет, это противоречие является надуманным.

Вместе с тем следует признать, что вопрос об отношениях между сознательными и бессознательными уровнями регуляции поведения остается до конца не решенным. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть, например, бессознательные психические явления, связанные с областью предсознания; имеются бессознательные психические явления, называемые подсознанием; наконец, известны и такие психические явления, которые по праву можно обозначить как бессознательные. Попробуем разобраться в этом вопросе, а затем вновь вернемся к обсуждению проблемы соотношения сознания и бессознательного.

Предсознанием называется та область психики, где находятся психические явления, которые в скором времени могут стать осознаваемыми. Например, человек что-то припоминает, и у него возникает ощущение того, что он вот-вот вспомнит именно то, что ему нужно. Это означает, что припоминаемый им материал в данный момент времени уже находится в предсознании. Приведем еще один пример. Когда человек решает какую-либо задачу, пользуясь теми или иными хорошо ему известными сведениями, то в момент решения данной задачи соответствующие сведения также находятся в области предсознания и могут стать доступными человеку (осознаваемыми) в любой момент времени.

Неосознаваемым обычно называют то, что человек в данный момент времени полностью не осознает и не может осознать, во всяком случае не сразу и не просто. Человеку для этого может понадобиться большая работа по извлечению, например, из долговременной памяти нужного материала и осознанию его. Неосознаваемое — это также то, что, в принципе, может быть осознано человеком. Наконец, бессознательное — это то, что никогда, ни при каких условиях человеком не осознается.

Естественно, возникает вопрос: как люди могут знать о существовании такого бессознательного? Тот факт, что оно не осознается человеком, которому принадлежит, еще не означает, что его осознать невозможно. Это можно сделать, но при проведении специального психологического исследования, направленного на его извлечение из сферы бессознательного и осознания. С этой целью, например, используется толкование сновидений как предложенный 3. Фрейдом метод исследования бессознательного в психике человека.

Каждый из обозначенных выше типов бессознательных (в широком смысле этого слова) явлений может быть по-разному связан с поведением человека и с его регуляцией. Предсознание — это звено в нормальной регуляции поведения, которая осуществляется на полуавтоматическом уровне, в условиях только частичного сознательного контроля. К нему относятся, например, хорошо освоенные человеком умения. Неосознаваемое — это также нормальный, но уже другой уровень регуляции, имеющий дело с навыками. Бессознательное — это то, что связано с функционированием организма человека. Все, что касается сознания, представляет собой высшие, наиболее сложные или только осваиваемые формы человеческого поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой