Особенности эмоциональной сферы детей с детским церебральным параличом дошкольного и младшего школьного возраста
Диссертация
Оценок степени выраженности эмоциональных нарушений в группе больных детей адаптивного уровня оказались дети, проявления эмоций у которых, либо соответствзтот возрастной норме, либо приближены к ней. Эмоциональные особенности детей экстремально адаптивного уровня характеризуется общей незрелостью, свойственной детям более раннего возрастного периода. И, наконец, в дезадаптивный уровень у детей… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТЖО-МЕТОДОЛОШЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Исследование проблемы эмоций в психологической литературе
- 1. 2. Теоретико-методологические исследования страхов
- 1. 3. Основные теории происхождения тревожности
- 1. 4. Агрессия. Основные теории происхождения агрессивности
- 1. 5. Фрустрация. Причины возникновения
- Виды фрустрационных реакций
- 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ
- 2. 1. Детский церебральный паралич
- Особенности проявления
- 2. 2. Роль биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы детей с церебральными параличами
- 2. 3. Эмоциональные особенности детей с ДЦП
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМИ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ
- 3. 1. Обоснование методов, процедуры и базы исследования
- 3. 1. 1. Программа и методы исследования
- 3. 1. 2. База эксперимента и экспериментальная выборка
- 3. 1. 3. Особенности процедуры исследования
- 3. 2. Анализ и обсуждение результатов
- 3. 2. 1. Сравнительное изучение особенностей эмоциональных проявлений у детей с двигательной патологией и здоровых детей
- 3. 2. 2. Распределение респондентов экспериментальной группы по уровням эмоциональной адаптации
- 3. 2. 3. Анализ влияния факторов на особенности эмоциональной сферы детей с ДЦП
- 3. 1. Обоснование методов, процедуры и базы исследования
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с немецкого, — М., 1995. — 296 с.
- А. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства — М., Медицина, 1997. — 400 с.
- Б. Альманах «Исцеление» Выпуск 2 / Под ред. И. А. Скворцова — М.: Тривола, 1995. — 508 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1982. -320 с.
- Андрусенко В.А. Социальный страх — Свердловск, 1991. — 168 с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса — М., Медицина, 1968. — 127 с.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изз^ению состояния тревоги // Психологический журнал — 1992. — № 5. — с. 120−131.
- Бадалян Л.О. Невропатология — М., Просвещение, 1982. — 364 с.
- Банпщков В.М., Гуськов B.C., Мягков И. Ф. Медицинская психология — М., Медицина, 1967. — 139 с.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения — М., Педагогика, 1975. — 432 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека — Л. 1988.-201 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М., Знание, 1976. — 64 с. И. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) М., просвещение, 1968. — 464 с.
- Бортфельд А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массаж при ДЦП — Л., Педагогика. 1986. — 120 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения — М., Педагогика, 1990. — 144 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике — СПб. Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб., Питер Ком, 1997. — 336 с.
- Вагенас Э. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук / МПГУ — М., 1995. — 18 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) — М., МГУ, 1984. — 200 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. -143 с.
- Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. — М., Независимая фирма «Класс», 1998.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной — М., 1982. — 317 с.
- Вунд В. Очерки психологии. Пер. с нем. — М., 1987. — 369 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 тг. Т. 5.,-М., 1960.-485 с.
- Выготский Л.С. Развитие выспшх психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Ганушкин П.Б. Избранные труды. М., Медицина, 1964. — 292 с.
- Гаспарова Е. Страхи у детей // Дошкольное воспитание, -1991. — № 3. — с. 75−80.
- Гаспарова Е., Гурьева В. А. Что делать со страхом // Допжольное воспитание, -1991. — № % - с, 48−53.
- Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков — М., 1996.-208 с.
- Детский церебральный паралич / Под редакцией П. Я. Фищенко — Л., 1974.-32 с.
- Егошкина Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук /МПГУ. — .М., 1995. — 17 с.
- Жезлова Л. Детские страхи // Семья и школа. — 1983. — № 7. — с. 32.
- Заграбян Черпно-мозговая травма — М., Медицина, 1965.
- Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра психол. наук / Н.-И. Психоневрологический ин-т. — Л., 1991. — 36 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л., 1982. — 112 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., Просвещения, 1986. — 127 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М., Педагогика, 1986. — 112 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология, — М., Изд-во МГУ, 1976. — 240 с.
- Изард К. Эмоции человека. — М., Изд-во МГУ, 1980. — 385 с.
- Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., Просвещение, 1980.-305 с.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л., Медицина, 1981. — 207 с.
- Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации. — М., Минздрав СССР, 1982. -27 с.
- Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно- педагогической работы с детьми-допжольниками, страдающими церебральным параличом и задержкой психического развития: Методические рекомендации. — М., Минздрав СССР, 1978. — 40 с.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — Киев, Вища ппсола, 1987. — 272 с.
- Калижнюк Э. С Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах: Методические рекомендации. — М., Минздрав СССР, 1982. — 27 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — М., Медицина, 1985. -277 с.
- Ковалев В.В. Семиогика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. -М., Медицина, 1985. — 277 с.
- Корниенко Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности: Автореф. дне. д-ра психол. Н Т^Й: / Рос. Акад. Гос. службы при Президенте РФ. — М., 1998. — 59 с.
- Коростелева И.С. Психологические предпосылки и последствия переживания фрустрации в норме и при психосоматическом заболевании: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. МГУ. — М., 1991.-27 с.
- Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги в школе и дома // Семья и школа. — 1988. — № 10. — с. 36−38.
- Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа. — 1988. — № 7. — с. 29−31.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьников. — 1990. — № 6. — с. 34−41
- Кочубей Б., Новикова Е. Снимаем маску с тревоги // Семья и ппсола. — 1988.-№ 11.-с. 34−36.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревоги // Семья и школа. — 1988. — № 9. — с. 27−29.
- Кравцова Е. Е, Психологические новообразования доппсольного периода развития: Автореф. дис. д-ра психол. наук / Исслед. центр семьи и детства. -М., 1996. — 33 с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского — М., Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кэннон У. Физиология эмоций. — М., 1927.
- Лебединский В.В. Нарушение психичесвюго развития у детей. — М., Просвещение, 1985. — 104 с.
- Лебединский М.С. Об особенностях нарушений психики при поражениях правого полушария. В сб.: «Проблемы современной психиатрии». М., 1945.
- Лебедев Б.В., Барапшев Ю. И., Якушж Ю. А. Невропатология раннего детского возраста: Руководство для врачей. — Л., Медицина, 1981. — 352с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М., Просвещение, 1964.-344 с.
- Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — с. 331−338.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, № 6,1967. — с. 118−129.
- Левитов Н.Д. Фрустрация, конфликты, запщта // Вопросы психологии, № 61 991.-с. 69−83.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975.-304 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. — М., Знание, 1976. — 64 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., Педагогика, 1986. — 144 с.
- Лисина М.И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата, Мектеп, 1989. — 80 с.
- Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков. — В книге: Патологические нарзшхения поведения у подростков. — Л., 1973. -с. 5−16.
- Лоренц К. Агрессия. — М., Изд-во МГУ, 1994. — 272 с.
- Лз^ кин Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации Розенцвейга — СПб., 1993.-86 с,
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.
- Лзфия А.Р. и современная психология: сборник статей памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. — М., Изд-во МГУ, 1982. — 256 с.
- Малая медицинская энциклопедия: в 6-ти т. АМН СССР / Под ред. В. И. Покровского. — Т. 2.1991. — 624 с.
- Мамайчук И.И. О взаимосвязи соматических и психических нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве»: Материалы науч. практ. конф. — Воронеж, 1982. — с. 106−114.
- Мартене Р. Социальная психология и спорт. — М., 1979. -113 с.
- Мендоса Х, Р Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. псих, наук / Н.-И. Психоневр. ин-т им. Бехтерева Л., 1990. — 23 с.
- Метшак В. Эмоциональное развитие глухих детей: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра псих, наук / НИИ дефектологии. — М., 1991. -33 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Т. 3. — М., Просвещение, 1995.
- Никифоров А.С. Болезни века — неврозы // Биология в школе. — 1996. — № 2. — с. 9−14.
- Овчарова Р.Е. Ранняя профилактика и коррекция социально- педагогической запущенности детей: Автореф. дис. д-ра психол. наук / Ин-т развития личности. -М., 1995. — 42 с.
- Особенности психологического развития учапщхся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. — М., Медицина, 1985. — 128 с.
- Особенности психофизического развития учшщгкся специальных пщол с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М. А. Ипполитовой. — М, 1985−215 с.
- Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков: Тез. докл. Vn Междунар. симп. детских психиатров соц. стран. Суздаль, 15−17 окг., 1986. — М., 1986. — 86 с.
- Прихожан А.М. Тревожность и страх младших школьников. Руководство практического психолога / Под ред. Дубровиной А. — М., 1995. -170 с.
- Прохоров В.К. Навязчивые состояния у беременных // Журнал практического психолога. — 1997. — № 4. — с. 81−90.
- Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т. В. Лаврентьевой — М., Новая школа, 1996. — 144 с.
- Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М., Изд-во МГУ, 1984. — 288 с.
- Рашпбург И., Поппер П. Секреты личности. — М., 1983. — с. 125−135.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. — М., Прогресс, 1979.-283 с.
- Родовые повреждения головного и спинного мозга у детей / Под ред. А. Ю. Ратнер. — Казань, 1975.
- Рубинштейн Л.С. Проблемы обш-ей психологии. Отв. ред. Е. В. Шорохов. Изд. 2-е, М., Педагогика, 1976. -270 с.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста / Методич. рекомендации в помощь педагогам практикам. — М., 1991. -16 с.
- Семенюк Л.М. Агрессия. — М., 1998. — 178 с.
- Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. -Ташкент, Медицина, 1979. — 485 с.
- Семенова К.А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. -К., Здоровья, 1986. — 163 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., Изд-во АН СССР, 1952. — 772 с.
- Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
- Скворцов И.А., Осипенко Т. Н., Дедов Н. П., Ночевка Л. А. и др. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка. / В сборнике: Медицинская наука и практика -детям инвалидам. -М., 1999. — с. 397−422.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. -- М., Институт прикладной психологии, 1997.-480 с.
- Сотникова А. П, Психологическое исследование синдрома раннего детского аутизма и его коррекция: Автореф. дис. канд. психол. наук / Рос. академия образования. Ин-т развития личности. М., 1995. — 20 с.
- Спиваковская А.С. Профилактик детских неврозов. — М., Просвещение, 1996.-352 с.
- Стельмах А. Проблемы психологического обеспечения деятельности дошкольных учреждений. / В сборнике «Проблемы совершенствования деятельности дошкольных учреждений». — Усть-Каменогорск, 1997. — с. 70−74.
- Стельмах А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом. / В сборнике «Актуальные проблемы педагогической науки и практики». — Усть-Каменогорск, Изд-во ВКГУ, 1998.-с. 84−89.
- Стресс и тревога в спорте: Междунар. сборник научн. статей. — М., Физкультура и спорт, 1983. — 287 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2. — М., Медгиз, 1959. — 406 с.
- Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Шостранная психология. Том 2. № 2 (4). 1994. — с. 68−87.
- Усова А.В. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6−7 лет: Автореф. дис. канд. психол. н^^, / Моск. пед. ун-т. — М., 1996. — 16 с.
- Фрейд 3. Я и Оно. — Тбилиси, 1991. — 375 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994. — 447 с.
- Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978. — 177 с.
- Шорохов Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. — М., 1961.-270 с.
- Эберлейн Г. Страхи здоровых детей / Пер. с немецкого. — М., знание, 1981.-192 с.
- Эди М.Ж., Тайрер Д. Х. Противосудорожная терапия / Пер. с англ. М. Г. Лепилина. — М., Медицина, 1983. — 382 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., ЗАО «Издательство „Питер“», 1999. — 656 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск, 1993. — 23 с.
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л., НИИ психоневрологии, 1980. — с. 110−114.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., Просвещение, 1966. — 392 с.
- Якулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей допшольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Автореф. дис. канд. психол. наук / Ин-т развития личности. Рос. академ. образования. — М., 1996. — 16 с.
- Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 1. — М., Издательский центр Академия- СПб. Белый кролик, 1996. — 352 с.
- Bandiira А. Aggression: А Social Learning Analysis. Englewood Cliffs/ - 1973.
- Berkowitz I. Aggression: A social psychological analysis. — N.Y. — 1962/
- Buss A. The psychology of aggression. N.Y. — 1961.
- Cohn R. Von der Psychoanalyse zur themenzentrierten Interaktion. — Stuttgart: Klett-Cotta, 1980.
- Culbertson F.M. (1977). The search for help of parents of autistic children or beware of professional «groupthink». // Journal of Clinical Child Psychology, Winter, — p. 63−65.
- Dollard I. Et al. Frustration and aggression — New-Haven, Yale. -1939.
- Gruischank W.M. Cerebral palsy. A developmental disabihty. — Third Revised Edition, ed WilUum M. Cruischank. — Syracuse (N.Y): Univ. Press, 1976. -622 p.
- Oswin M. Behavior problems among children with cerebral palsy. — Bristol: John Wright and Sons Limited, 1967. — 93 p.
- Wolf S. M. The results of treatment in cerebral palsy. — Springfield: Tomas, 1969.-327 p. Таблица Особенности нарушений развития при ДЦП