Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика развития дивергентного мышления будущих менеджеров отражает поэтапный характер реализации содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств учебно-педагогического взаимодействия преподавателей и студентов. Процесс формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров происходит более успешно в контексте специально разработанной методики, состоящей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
    • 1. 1. Дивергентное мышление будущего менеджера как научное понятие
    • 1. 2. Особенности формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
    • 1. 3. Научно-педагогическое обеспечение формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по внедрению модели и педагогических условий формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процесс профессиональной подготовки
    • 2. 1. Задачи, методы и условия осуществления экспериментальной работы по внедрению модели и педагогических условий формирования дивергентного мышления будущих менеджеров
    • 2. 2. Методика формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по внедрению модели и педагогических условий формирования дивергентного мышления будущих менеджеров
  • Выводы по второй главе

Формирование дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новый этап структурной перестройки экономики России в условиях непростой социально-политической обстановки, обусловленной преодолением экономического кризиса, требует повышения ответственности менеджеров разных уровней за принятие обоснованных и взвешенных решений. Специфический характер современного управления обусловливает усложнение профессиональных задач и кардинальное изменение роли менеджеров в устойчивом развитии предприятия. В этой связи особое значение приобретают способности менеджеров к пониманию тенденций развития рынка, анализу экономической ситуации, оценке сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности предприятия и принятию рациональных управленческих решений.

Мировой экономический кризис достаточно убедительно указывает на возрастающую потребность изменения мышления российских управляющих. Невозможно менеджеру успешно решать постоянно возникающие нестандартные ситуации только на основе актуального знания, потому что ему необходимо самостоятельно разрабатывать многошаговые комбинации, разновариантные решения, из которых нужно сделать обоснованный выбор наиболее оптимального в конкретной ситуации. А для этого менеджер должен обладать хорошо развитым дивергентным мышлением. Все это повышает ответственность высших учебных заведений за подготовку конкурентоспособных менеджеров, обладающих всеми необходимыми качествами и способностями для осуществления профессиональной деятельности.

К настоящему времени в науке имеется достаточно широкий спектр исследований и разработок, позволяющих продвинуться в понимании сущности и механизма протекания процесса формирования дивергентного мышления будущих менеджеров. Так, психологический механизм мышления как мыслительного процесса исследован учеными: В. С. Библиром, который рассматривал мышление творчеством в логике мысленного диалогаА. В. Брушлинским, исследовавшим на уровне субъекта связь между процессами мышления, умения и воображенияВ. П. Зинченко, разработавшим проблему мышления в контексте образования, создания и культуры личностиА. Н. Кочергиным, изучавшим возможности моделирования мышления, и др.

Теоретическое осмысление продуктивного характера мышления нашло отражение в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анциферовой, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, О. К. Тихомирова, Д. Б. Эльконина, М. Я. Ярошевского и др. Основное направление психологических исследований в этой области было связано с выявлением закономерностей продуктивного характера мыслительной деятельности и их использованием в процессе обучения и профессиональной подготовки.

В научной литературе широко исследуются разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-действенное, образное, визуальное, аутистическое, латеральное, творческое, критическое, теоретическое и практическое, аналитическое и интуитивное, продуктивное и репродуктивное и т. п. (Р. Арнхейм, Э. Блейлер, Э. Де Боно, Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, Л. Л. Гурова, В. В. Давыдов, 3. И. Калмыкова, Б. М. Теплов, О. К. Тихомиров, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл и др.). В этих исследованиях было установлено, что различные виды мышления отражают особенности умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида мышления лежит особое отношение сигнальных систем.

Накоплен определенный материал в области формирования технического мышления (Д. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Пушкин, 3. А. Решетова и др.) — математического мышления (Л. С. Блонский, Л. С. Выготский, Н. А. Менчин-ская и др.) — художественного мышления (Я. А. Пономарев, В. И. Хрулев и др.), педагогического мышления (А. В. Петровский, А. В. Щербаков и др.) — клинического мышления (Г. И. Лернер, Е. С. Мясоедов, Л. Б. Наумов и др.).

Изучением особенностей дивергентного мышления и факторов его развития занимались отдельные российские (И. В. Блауберг, А. М. Матюшкин, С. Татищев, А. Б. Шнейдер и др.) и зарубежные (Дж. Гилфорд, Г. Груббер, С. Медник, Дж. Монета, Д. Пиагет, Д. Роджерс, К. Тейлор, Е. Торранс, И. Хайн и др.) ученые.

Несмотря па имеющиеся научные разработки, многочисленные опросы выпускников вузов и собственников бизнеса позволяют констатировать, что потенциал вузов используется недостаточно для развития дивергентного мышления у будущих менеджеров: недостаточно педагогических технологий, слабо представлено научно-методическое обеспечение данного процесса.

Таким образом, правомерно констатировать существование в теории и практике современного образования противоречий:

— между потребностью общества в профессиональной подготовке кадров с выраженной системностью, гибкостью и нестандартностью мышления, обеспечивающих дивергентный характер генерирования управленческих решений и несориентированностью сложившейся системы профессиональной подготовки на формирование у будущих менеджеров дивергентного мышления;

— между необходимостью отбора содержания, форм, методов, средств и условий эффективного формирования дивергентного мышления будущих менеджеров и недостаточным теоретическим обоснованием этого отбора в системе профессиональной подготовки специалистов в области управления;

— между целесообразностью использования научно-методического потенциала высшей школы для формирования дивергентного мышления будущих менеджеров и недостаточной методической разработанностью соответствующих содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств профессиональной подготовки управленческих кадров.

Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также определяет его проблему: как использовать потенциал сложившейся системы профессиональной подготовки управленческих кадров для формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров?

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить модель формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе.

Предмет исследования — научно-педагогическое обеспечение формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования. Основана на предположении о том, что процесс профессиональной подготовки управленческих кадров в вузе будет ориентирован на формирование у будущих менеджеров дивергентного мышления, если:

— на основе системного, деятельностного и полилатерального подходов разработать модель, нацеленную на формирование у будущих менеджеров мышления, основанного на стратегии генерирования многообразия управленческих решений для поставленной задачи;

— определить и экспериментально проверить педагогические условия успешного функционирования модели: 1) использование в образовательном процессе положений нелинейной дидактики- 2) организацию самостоятельной работы студентов по расширению информационного профессионального пространства- 3) применение современных методов активизации мыслительной деятельности студентов;

— разработать и внедрить методику формирования дивергентного мышления будущих менеджеров.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Осуществить анализ научной и методической литературы с целыо выявления степени разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятие «дивергентное мышление будущих менеджеров», определить его характеристики и критерии.

3. Разработать и экспериментально проверить модель формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе и комплекс педагогических условий, обеспечивающий её успешное функционирование.

4. Спроектировать и внедрить методику формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — деятельностный подход (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,.

B. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — полилатеральный подход (Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов и др.);

— теории и концепции управленческой деятельности (А. Г. Гостев, А. А. Деркач, Д. Ф. Ильясов, Т. С. Кабаченко, Р. Л. Кричевский, Г. Н. Сериков, Е. С. Кузьмин, А. Л. Свенцицкий и др.);

— теоретические исследования в области совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров (О. С. Виханский, А. А. Деркач, А. М. Зобов, Т. С. Кабаченко, А. Я. Кибанов, А. В. Кореньков, Р. Л. Кричевский, И. П. Пономарев, И. В. Резанович, В. Ф. Уколов, Э. А. Уткин и др.);

— теории развития мышления (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Я. Дранков, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Я. А. Пономарев,.

C. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров и др.);

— теоретические разработки в области дивергентности и творчества (И. В. Блауберг, Дж. Гилфорд, Г. Груббер, А. М. Матюшкин, С. Медник, Дж. Монета, Д. Пиагет, Д. Роджерс, К. Тейлор, Е. Торранс, А. Б. Шнейдер и др.);

— исследования механизма бифуркации (Д. Б. Богоявленская, В. Дорф-ман, Н. Н. Моисеев и др.).

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: анализ нормативных документов, научной и методической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, моделирование, системный анализэмпирические методы: анкетирование, тестирование, изучение личных дел и продуктов деятельности студентов, экспертные методы, методы математической статистики. .

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг. на базе Южно-Уральского профессионального института. Проверка отдельных положений экспериментальной работы осуществлялась на базе Южно-Уральского государственного университета, Уральской академии государственной службы, Российской академии образования (Челябинский филиал). Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (с 2005 по 2006 годы) был связан с изучением научной и методической литературы по проблеме исследования, выявлением её состояния в теории и практике профессиональной подготовки менеджеров. Исследовался механизм дивергенции, определялись критерии, показатели и движущие силы формирования дивергентного мышления будущих менеджеров. Осуществлялись разработка модели и педагогических условий формирования дивергентного мышления будущих менеджеров. На этом же этапе был проведен констатирующий эксперимент. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе (с 2006 по 2008 годы) был организован и проведен формирующий эксперимент по внедрению модели и педагогических условий формирования дивергентного мышления будущих менеджеров. Разработана авторская методика формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. Проводилось отслеживание результатов внедрения модели и педагогических условий.

На третьем этапе (с 2008 по 2009 годы) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Данные исследования были обобщены в методических рекомендациях, положены в основу докладов, едеданных на Всероссийских и международных научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования: целостно представлено формирование дивергентного мышления будущих менеджеров как ориентир для проектирования образовательного процесса подготовки управленческих кадров в вузе:

1. Сконструирована модель, раскрывающая механизм формирования у будущих менеджеров мышления, основанного на стратегии генерирования многообразия и многовариантности управленческих решений поставленной задачи. Модель разработана в соответствии с положениями системного, деятельностно-го и полилатерального подходов.

2. Определены педагогические условия успешного функционирования модели формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: 1) использование в образовательном процессе положений нелинейной дидактики- 2) организация самостоятельной работы студентов по расширению информационного профессионального пространства- 3) применение современных методов активизации мыслительной деятельности студентов.

3. Разработана методика, отражающая поэтапный характер реализации содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств формирования дивергентного мышления будущих менеджеров.

Теоретическая значимость исследования:

1. Конкретизировано понятие «дивергентное мышление будущего менеджера» и определены его основные критерии: системность, рефлексивность, ин-новационность, критичность, самостоятельность, гибкость и активность.

2. Определена взаимосвязь явлений дивергенции и бифуркациитеоретически обоснован механизм формирования дивергентного мышления будущих менеджеров на основе теории бифуркационных изменений.

3. Обоснованы возможность и пути организации профессиональной подготовки будущих менеджеров в вузе, которые направлены на формирование их дивергентного мышления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные модель, педагогические условия и методика формирования дивергентного мышления будущих менеджеров обеспечивают совершенствование системы профессиональной подготовки управленческих кадров. Она определяется разработкой и внедрением в практику профессиональной подготовки: а) содержательных, организационно-педагогических и процессуальных средств формирования дивергентного мышления будущих менеджеровб) критериально-оценочного аппарата, позволяющего определить успешность формирования дивергентного мышления будущих менеджеровв) прикладных научно-методических пособий и разработок. Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной, подготовки будущих менеджеров, а также в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель формирования дивергентного мышления будущих менеджеров отражает целостный процесс развития системности, гибкости и нестандартности мышления, выработки умений осуществления анализа ситуации и принятия ответственных решений, развития способности к стратегическому планированию и самостоятельному поиску неординарных, творческих идей.

2. Успешное функционирование модели формирования дивергентного мышления будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе обеспечивают педагогические условия: использование в образовательном процессе положений нелинейной дидактикиорганизация самостоятельной работы студентов по расширению информационного профессионального пространстваприменение современных методов активизации мыслительной деятельности студентов.

3. Методика формирования дивергентного мышления будущих менеджеров включает три этапа: целепостановочный (предполагающий раскрытие роли дивергентного мышления в управленческой деятельности, формирование у студентов умений работать в команде и оценку степени достижения поставленных целей) — мотивационно-деятельностный (направленный на развитие системности, гибкости и нестандартности мышления студентов) и деятельностно-развивающий (ориентированный на подготовку будущих менеджеров к решению управленческих задач в ситуации экономических кризисов).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается глубоким теоретическим анализом проблемы, разносторонностью методов исследования, их адекватностью поставленным целям и задачамсоблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментоврепрезентативностью полученных диагностических данныхсоответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике общего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством:

— выступлений на международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах по проблемам высшей школы:

— участия в семинарах кафедры «Финансы и кредит», ежегодных научно-практических конференциях Южно-Уральского профессионального института;

— внедрения в учебный процесс Южно-Уральского профессионального института учебно-методического пособия, разработанного на основе созданной модели и с учетом комплекса педагогических условий.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (202 источника, из них 16 на иностранном языке). Текст иллюстрируют 17 таблиц, 7 рисунков.

Выводы по второй главе.

Экспериментальная работа по теме исследования проводилась с целью проверки достоверности выдвинутых нами теоретических положений, подтверждения необходимости реализации комплекса педагогических условий для повышения успешности функционирования модели формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров, наполнения конкретным содержанием каждого педагогического условия, определения его места в разработанном комплексе.

1. Результаты констатирующего эксперимента показали, что для формирования дивергентного мышления будущих менеджеров необходимо разработать и внедрить в процесс профессиональной подготовки специалистов комплекс педагогических условий в контексте разработанной нами структурно-функциональной модели.

2. Организация и осуществление целенаправленной работы по формированию дивергентного мышления у студентов управленческих специальностей в условиях образовательного процесса высшей школы, в соответствии с системной идеологией, включает пять основных элементов, а именно:

— уточнение цели и задач каждого этапа образовательного процесса;

— отбор и представление содержания образования (в аспекте развития интересующего нас качества);

— создание методики развития исследуемой характеристики;

— разработка методического и дидактического обеспечения содержания образовательного процесса;

— разработка инструментального и диагностического обеспечения.

3. Формирующий эксперимент проходил в специально создаваемых педагогических условиях. Проводилась корректировка программ по специальным дисциплинам и их методическое обеспечение. Были определены методы реализации комплекса педагогических условий, осуществлялся контроль за учебной деятельностью студентов, изменением уровней развития дивергентного мышления у будущих менеджеров и своевременная коррекция учебно-воспитательного процесса.

4. Процесс формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров происходит более успешно в контексте специально разработанной методики, состоящей из трех этапов: целепостановочныйЮ мотивационно-деятельностный, деятельностно-развивающий. На целепостановочном этапе актуализируется необходимость развития дивергентного мышления у будущих менеджеров, ставятся цели и выбираются способы их достиженияна мотива-ционно-деятельностном этапе осуществляется повышение мотивационных аспектов к поиску эффективных управленческих решений в индивидуальной и командной работе, а на деятельностно-развивающем этапе определяются методы и средства, повышающие качество знаний, совершенствующие профессиональные умения и способности, наращивающие профессиональный опыт по разработке разновариантных решений и выбора из них наиболее оптимального в соответствующей ситуации.

5. В процессе исследовании была избрана 7-ми балльная шкала оценки дивергентного мышления у будущих менеджеров, которая предполагала пять уровней его развития, которые условно мы назвали: 1) одновариабельное- 2) микровариабельное- 3) вариабельное- 4) макровариабельное- 5) мегавариабель-ное.

6. Методика формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров рассчитана на два года обучения студентов (2−3 курсы) и реализуется в соответствии с этапами структурно-функциональной модели данного процесса.

7. По окончании формирующего эксперимента распределение студентов по уровням сформированности дивергентного мышления, как будущих специалистов управления, показывает, что в экспериментальной группе более высокие уровни. Это подтверждает эффективность разработанной модели и рекомендуемых условий её функционирования. Таким образом, выделенные нами педагогические условия являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования модели формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

8. Проведенная опытно-экспериментальная работа и анализ фактического материала позволили убедиться в правомерности первоначально выдвинутых предположений.

Повторный формирующий эксперимент подтвердил первые выводы.

Следовательно, мы доказали экспериментально, что существуют реальные возможности совершенствования процесса обучения в системе высшего профессионального образования, в области повышения качества формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров, повышая тем самым конкурентоспособность выпускников управленческих специальностей на международном и российском профессиональном рынке труда.

Проведенный теоретический анализ и выполненная практическая работа подтвердили важность целенаправленной, специально организованной работы по развитию дивергентного мышления у будущих менеджеров в высшей школе. Именно в период зарождения, становления и формирования профессионального мышления возрастает значимость педагогического содействия студентам в осознании собственных внутренних резервов и развития умения эффективно управлять ими, в утверждении значимости своей личности на основе приобретенных специальных знаний и социально-профессионального опыта.

Применяя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, многокритериальную оценку состояния дивергентного мышления, мы установили прямую зависимость эффективности процесса развития дивергентного мышления у студентов управленческих специальностей в вузе от точности реализации разработанной модели, полноты и качества выполнения комплекса заданных педагогических условий.

Данные наблюдения и результаты контрольных срезов в процессе исследования показали, что повышается качество дивергентного мышления в таких характеристиках, как системность, рефлексивность, инновационность, критичность, самостоятельность, гибкость, активность.

Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. На основе теоретического анализа установлено, что дивергентное мышление является разновидностью мышления человека. Его основу составляет явление дивергенции, которое означает особое качество, особенность активности, существования и развития во времени объектов любого родасвойство и способность объекта разделяться на признаки. В наиболее общем плане дивергенция понимается как расхождение, разъединение сторон целого. В соответствии с этим дивергентное мышление будущего менеджера определяется как форма мышления, основанная на стратегии генерирования множества управленческих решений для поставленной задачи и опирающаяся на широкое мировосприятие человека, глубокую информационную базу и развитые мыслительные способности.

2. При определении структуры дивергентного мышления будущего менеджера были установлены специфические особенности управленческой деятельности. В соответствии с этим выделены следующие характеристики дивергентного мышления будущего менеджера: системность, рефлексивность, инновационность, критичность, самостоятельность, гибкость и активность.

3. Определена взаимосвязь явлений дивергенции и бифуркации. Теоретическое обоснование механизма формирования дивергентного мышления будущих менеджеров проведено на основе теории бифуркационных изменений.

4. Целостный процесс формирования дивергентного мышления будущих менеджеров представлен в виде модели. Структурными компонентами модели выбраны: целевой, содержательно-смысловой, процессуальный и результативно-определяющий. Реализация модели осуществляется на трех этапах: целепо-становочном, мотивационно-деятельностном и деятельностно-развивающем.

5. Педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования дивергентного мышления будущих менеджеров являются: использование в образовательном процессе положений нелинейной дидактикиорганизация самостоятельной работы студентов по расширению информационного профессионального пространстваприменение современных методов активизации мыслительной деятельности студентов.

6. Методика развития дивергентного мышления будущих менеджеров отражает поэтапный характер реализации содержательных, организационно-педагогических и процессуально-действенных средств учебно-педагогического взаимодействия преподавателей и студентов. Процесс формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров происходит более успешно в контексте специально разработанной методики, состоящей из трех этапов: це-лепостановочныймотивационно-деятельностныйдеятельностио-развивающий. На целепостановочном этапе актуализируется необходимость развития дивергентного мышления у будущих менеджеров, ставятся цели и выбираются способы их достиженияна мотивационно-деятельностном этапе осуществляется повышение мотивациионных аспектов к поиску эффективных управленческий решений в индивидуальной и командной работе, а на деятельностно-развивающем этапе определяются методы и средства, повышающие качество знаний, совершенствующие профессиональные умения и способности, наращивающие профессиональный опыт по разработке разновариантных решений и выбора из них наиболее оптимального в соответствующей ситуации.

7. В процессе исследования была избрана 7-ми балльная шкала оценки дивергентного мышления у будущих менеджеров, которая предполагала пять уровней его развития, которые условно мы назвали: 1) одновариабельное- 2) микровариабельное- 3) вариабельное- 4) макровариабельное- 5) мегавариа-бельное.

Разработанный диагностический инструментарий позволил зафиксировать качественные изменения в развитии дивергентного мышления у будущих менеджеров во всех экспериментальных группах.

По окончании формирующего эксперимента распределение студентов по уровням сформированности дивергентного мышления, как будущих специалистов управления, показывает, что в экспериментальной группе более высокие уровни. Это подтверждает эффективность разработанной модели и рекоменI дуемых условий её функционирования. Таким образом, выделенные нами педагогические условия являются необходимыми и достаточными для эффективного функционирования модели формирования дивергентного мышления у будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Проведенный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях: а) модернизация модели с помощью включения иных методологических подходовв) совершенствование форм и методов групповой и индивидуальной работы студентовв) разработка учебно-методического обеспечения развития дивергентного мышления у менеджеров-практиков в системе бизнес-образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Н. Системное познание мира: Методические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. — М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , Ш. Г. Логика, диалектика и реальное мышление Текст. / Ш. Г. Адэишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 147 с.
  3. , Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1996. — 375 с.
  4. , Р. Визуальное мышление Текст. / Р. Арнхейм // Психология мышления: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. А. Фаликман, В. В. Петухова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ACT: Астрель, 2008. — С. 182−190.
  5. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. — 2. изд., испр. М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 895 с.
  6. , В. Г. Общество: системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  7. , В. Г. Человек в управлении обществом Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  8. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский — авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др. — АПН СССР. — М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  9. , Ю. К. Педагогика Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский и др. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. -478 с.
  10. Ю.Безусова Т. А. Некорректные задачи в развитии дивергентного мышления студентов Текст. / Т. А. Безусова // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 6 (приложение «Педагогические науки»), — С. 12.
  11. П.Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В. А. Беликов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-356 с.
  12. , У. Лидеры Текст. / У. Беннис, Б. Нанус- пер. с англ. СПб.: Сильван: ИЧП «Чарли» (Рийк), 1995.- 183 с.
  13. , А. И. Проблемы управления и кибернетика Текст. / А. И. Берг // Философские вопросы кибернетики. М., 1961. — С. 24−35.
  14. , В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  15. , В. С. Мышление как творчество : (введение в логику мысленного диалога) Текст. / В. С. Библер. Москва: Политиздат, 1975. -398 с.
  16. Биологический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. М. С. Гиляров. 2-е изд., испр. — М.: Большая рос. энцикл., 1995. — 863 с.
  17. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блаубер, В. Н. Садовский. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  18. , Э. Аутистическое мышление Текст. Э. Блейлер // Психология мышления: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. А. Фаликман, В. В. Петухова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ACT: Астрель, 2008. — С. 196−203.
  19. , Л. Язык Текст. / Л. Блумфилд — пер. с англ. Е. С. Кубряковой и В. П. Мурат — коммент. Е. С. Кубряковой — под ред. и с предисл. М. М. Гухман. 2. изд., стер. — М.: УРСС, 2002. — 606 с.
  20. , Д. Б. Б 74 Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б. Богоявленская.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  21. , Л. И. Избранные психологические труды : Пробл. формирования личности Текст. / Л. И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
  22. Большая советская энциклопедия (БСЭ) Электронный ресурс.: 30 т. на трех СО. — Москва: Большая Российская энцикл., 2003. — 3 Электрон, опт. диск (СБ).
  23. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл., 1997. — 1434 с.
  24. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Булат, 2000. — 351 с.
  25. , М. В. Развитие учебной культуры в контексте компетентностного подхода в современной немецкой педагогике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Бондина. Ростов-на-Дону, 2009. — 192 с.
  26. , Н. В. Педагогика Текст.: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 299 с.
  27. , С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения Текст.: автореф. дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07 / С. Л. Братченко- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1987. — 16 с.
  28. , А. В. Мышление и прогнозирование : логико-психологический анализ Текст. / А. В. Брушлинский — Ин-т психологии Акад. наук СССР. М.: Мысль, 1979. — 228 с.
  29. , В. Н. Логика, мышление, информация Текст. / В. Н. Брюшинкин- Калинингр. гос. ун-т. Л.: изд-во ЛГУ, 1988. — 148 с.
  30. , А. Г. Моделирование содержания педагогической подготовки руководителей предприятий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Васильев- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2003.-22 с.
  31. , В. Г. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. Г. Вилюнас- М.: Высш. шк, 1990. 214 с.
  32. , Н. Кибернетика и общество- Творец и робот Текст. / Н. Винер- пер. с англ.- предисл. и примеч. И. Г. Поспелова. — М.: Тайдекс Ко, 2003.-245 е.-
  33. , О. С. Менеджмент Текст.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Гардарики, 2001. 527 с.
  34. , И. М. Развитие рефлексивного мышления государственных служащих в профессиональном образовании Текст.: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.13/И. М.Войтик.-М., 2000.-213 с.
  35. , Ф. С. Систематизированый толковый словарь по информатике : Ввод, курс по информатике и вычисл. техники в терминах Текст. / Ф. С. Воройский. М.: Либерея, 1998. — 375 с.
  36. Воронцова, Ю, А. Дидактические условия подготовки менеджеров промышленного производства в процессе изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю. А. Воронцова. — Брянск, 2001. — 255 с.
  37. , Е. С. Индивидуализация содержания самостоятельной работы студентов как фактор развития их профессиональной компетентности
  38. Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. С. Врублевская. Челябинск, 2002.- 185 с.
  39. , JI. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-414 с.
  40. , Л. С. Психология Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. 1006 с.
  41. Гил форд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфор // Психология мышления. М., 1965. — С. 44−62.
  42. , Дж. Три стороны мышления Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления — пер. с нем. и англ. М.: Психология, 1965. — С. 133 147.
  43. , Е. Н. Психология физического воспитания и спорта Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед., обучающихся по спец. «Физ. культура и спорт» / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М.: Academia, 2000. — 287 с.
  44. , Л. А. Педагогические основы подготовки менеджеров для системы образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Горшунова- Бийский гос. пед. ин-т. Новосибирск, 1995. — 20 с.
  45. , А. Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно ориентированный аспект Текст. / А. Г. Гостев- Урал. гос. акад. физ. культуры. Челябинск: Челяб. Дом печати, 1996. -213 с.
  46. , В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт- пер. с нем. под ред., с предисл. Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984, —397 с.
  47. , Л. Л. Психологический анализ решения задач Текст. / Л. Л. Гурова. Воронеж, 1976. — 244 с.
  48. , В. В. Виды обобщений в обучении Текст. / В. В. Давыдов. -М., 1972.- 182 с.
  49. , В. В. Развитие мышления в школьном возрасте Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Возрастная и педагогическая психология: Тексты- сост. и коммент. М. О. Шуаре. — М.: изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 132−147.
  50. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  51. Де Боно, Э. Латеральное мышление Текст. / Э. Де Боно // Психология мышления: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. А. Фаликман, В. В. Петухова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ACT: Астрель, 2008. — С. 225−230.
  52. , А. А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих Текст. / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю. Синягин. -М.: РАГС, 1999. 144 с.
  53. , У. Психология Текст.: / У. Джемс- под ред. и с предисл. Л. А. Петровской. -М.: Педагогика, 1991. 367 с.
  54. , Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Текст. / Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии, 1999. -№ 2. -С. 101−111.
  55. , В. Ф. Эстетика Текст.: Курс лекций / В. Ф. Дружинин- Моск. пед. ун-т. -М.: изд-во МПУ «Народный Учитель», 2001. 187 с.
  56. , К. В. Формирование дивергентного мышления учителей в системе повышения квалификации Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / К. В. Дрязгунов- Калуж. Гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. -Калуга, 2002. -22 с.
  57. , М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст. / М. Е. Дуранов- М-во культуры Рос. Федерации. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2002. 276 с.
  58. , А. М. Концепции современного естествознания Текст.: учеб. пособие / А. М. Дыбов, В. А. Иванов- М-во общ. и проф. образования РФ. Удм. гос. ун-т, Ин-т экономики и упр. УдГУ. Ижевск: изд-во Удм. гос. ун-та, 1998.-352 с.
  59. , И. Д. Юридическая психология Текст.: учеб. пособие / И. Д. Еналеева. М.: РИОР, 2005. — 78 с.
  60. , Е. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Текст. / Е. Ф. Есарева. Л.: изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  61. , А. Н. Система специальных задаиий как дидактическое средство развития дивергентного мышления младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Н. Иванов. Мурманск, 2007. — 121 с.
  62. , Е. П. Психология спорта. Современные направления в психологии Текст.: учеб. пособие / Е. П. Ильин, В. К. Сафонов, Ю. Я. Киселев- ЛГУ. Л.: ЛГУ, 1989. — 96 с.
  63. , Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные и субъективные факторы в управлении Текст.: монография / Д. Ф. Ильясов. М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2005.-302 с.
  64. , Д. Ф. Теория управления образованием Текст.: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. специальностей и рук. образоват. учреждений / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-343 с.
  65. , Т. С. Психология управления Текст. / Т. С. Кабачепко. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.
  66. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  67. , Г. И. Индивидуализация самостоятельной работы студентов индустриально-педагогических факультетов по общей физике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г. И. Китайгородская. М., 1997. -199 с.
  68. А. Н. Жизнь и мышление с точки зрения кибернетики Текст. / А. Н. Колмогоров: тезисы доклада на объединенной теоретической конференции философских семинаров по философским вопросам кибернетики- Академия наук СССР. -М., 1962. С. 44−49.
  69. , Ю. А. Что нужно знать директору школы и системах и системном подходе Текст. / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 133 с.
  70. , П. В. Проблемы диалектики как логики и теории познания Текст.: избр. филос. работы / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982. — 368 с.
  71. , А. В. Формирование экономического мышления будущих менеджеров в техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. В. Коренысов: 13.00.08. Волгоград, 2001.- 170 с.
  72. О.Коробова, И. В. Развитие дивергентного мышления учащихся основной школы в обучении физике Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02- Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова / И. В. Коробова. Киев, 2000. — 198 с.
  73. Краткий экономический словарь Текст. / Абалкин Л. И. и др.- под ред. Ю. А. Велика и др. М.: Политиздат, 1987. — 397 с.
  74. , В. П. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание Текст. / В. П. Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 254 с.
  75. , Р. Л. Психология лидерства Текст.: учеб. пособие / Р. Л. Кричевский. -М.: Статут, 2007. 541 с.
  76. , Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии Текст. / Р. Л. Кричевский // Вопросы психологии. 1977. — № 6. — С. 119−120 с.
  77. , А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике Текст.: монография / А. Г. Кузнецова. Хабаровск: Изд-во ХК ИППКГЖ, 2003. — 152 с.
  78. , В. П. Системный подход в современном научном познании Текст. / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. 1980. — № 1. — С. 55−73.
  79. , Н. В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст.: монография / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л. Е. Паутова. СПб. [и др.]: изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2008. — 375 с.
  80. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / А. Н. Леонтьев — под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл: Кн. дом Ун-т, 2005.-509 с.
  81. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лерпер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  82. , В. В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. В. Лихолетов. — Челябинск, 2002. — 432 с.
  83. , И. А. Дивергентное мышление: теория и практика Текст.: монография / И. А. Майданник. Ставрополь: [ИДНК], 2006. — 228 с.
  84. , И. А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр Текст.: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.07 / И. А. Майданник. Ставрополь, 1997. — 165 с.
  85. , Д. Дж. Социальная психология Текст. / Д. Майерс — пер. с англ. 3. Замчук. 7. изд. — М.: Питер, 2004. — 793 с.
  86. , Л. Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы Текст. :дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / JI. Н. Макарова. Белгород, 2000. -449 с.
  87. , В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте Текст. / В. Р. Малкин. М.: Физкультура и Спорт, 2008. — 193 с.
  88. , М. К. Эстетика мышления Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2001. — 412 с.
  89. , Т. М. Индивидуализация учебной деятельности учащихся в процессе самостоятельной работы по формированию математических понятий Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. М. Мамунова- Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1996. — 17 с.
  90. , JT. В. Дивергентное мышление как микросистема и компонент системы общих способностей Текст. / JT. В. Марищук, Е. В. Пыжьянова // Психологический журнал. — 2007. — № 3 (15). — С. 44−51.
  91. , В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Матезиус. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 232 с.
  92. , А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  93. , Н. Н. Простейшие математические модели экономического прогнозирования Текст. / H.H. Моисеев. М.: Знание, 1975. -61 с.
  94. , IT. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества Текст. / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. — 1999. № 4. — С. 310.
  95. , Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы Текст. / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. 1995. — № 1. — С. 330.
  96. , А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Найн- Гл. упр. проф.-техн. образования Администрации Челяб. обл., Ин-т проф. образования, Челяб. фил. Челябинск: Челяб. ФИПО, 1995.-288 с.
  97. , Р. С. Психологический словарь Текст. / Р. С. Немов. М.: Гумапит. издат. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  98. , С. Г. Индивидуализация программных средств профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Г. Нестерцова. Магнитогорск, 2003. -206 с.
  99. , И. В. Влияние самостоятельности мышления специалиста управленческого профиля на решение многовариантных задач Текст.: дис.. канд. психолог, наук: 19.00.03 / И. В. Овчинникова. Тверь, 2006. — 196 с.
  100. , Г. Становление личности Текст.: избр. тр. / Г. Олпорт- пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева- под общ. ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2002. — 461 с.
  101. , А. Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления Текст. / А. Осборн. -М., 1953.
  102. , Ю. Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студентов как средство самоуправления Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Н. Пароходов. Л., 1986. — 18 с.
  103. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово — 2005. — 720 с.
  104. Педагогический словарь Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова- под ред. В. И. Загвязинского. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 353 с.
  105. , П. И. Учебное пособие по курсу «Педагогика» / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев- ред. В. В. Домнина. М.: МЭИ, 1982. — 77 с.
  106. , В. С. Теоретические основы управления (школоведческий аспект) Текст.: метод, пособие / В. С. Пикельная. М .: Высш. шк, 1990.- 175 с.
  107. , И. П. Педагогика Текст.: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М. — Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС: Просвещение, 1996. — 630 с.
  108. , И. П. Продуктивная педагогика Текст.: кн. для учителя / И. П. Подласый. М.: Народное образование, 2003. — 494 с.
  109. , В. М. Словарь-справочник по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. 512 с.
  110. , И. П. Принятие управленческих решений Текст.: учеб. пособие / И. П. Пономарев — Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. 2-е изд. — М.: МАКС Пресс, 2005. — 126 с.
  111. , Я. А. Психика и интуиция Текст. / Я. А. Пономарев. -М., 1967.-236 с.
  112. , А. Л. Спортивная психология Текст.: учеб. пособие для физкультур, вузов / А. Л. Попов. 2. изд. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1999. — 149 с.
  113. Прикладная юридическая психология Текст.: учеб, для студентов вузов, обучающихся по юрид. специальностям / И. И. Аминов, А. И. Афиногенов, А. Г. Гельманов и др.- под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ (UNITY), 2001.-639 с.
  114. Психологический словарь Текст. / редкол.: В. В. Давыдов и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 2001. 438 с.
  115. Психология менеджмента Текст. / И. М. Лущихина, А. В. Липницкий, П. К. Власов- под ред. Г. С. Никифорова. М.: Гуманитарный цент, 2007.-512 с.
  116. Психология мышления Текст.: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. А. Фаликман, В. В. Петухова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 672 с.
  117. Рабочая книга социолога Текст. / редколлегия: Г. В. Осипов, Д. М. Гвишиани, М. Н. Руткевич и др. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  118. , И. В. Бизнес-образование: профессиональное развитие менеджеров Текст.: монография / И. В. Резанович- М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж.-Урал. гос. ун-т. — Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2005. 290 с.
  119. , И. В. Методология развития профессионального мастерства менеджера Текст.: монография / И. В. Резанович- М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. ун-т. — Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2005.-255 с.
  120. , В. М. Азбука педагогического труда Текст. / В. М. Рогинсикй. — М.: Высшая школа, 1990. — 112 с.
  121. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира Текст. / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др.- отв. ред. Б. А. Серебренников- АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1988. — 212 с.
  122. , Т. И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям Текст.: дис.. д-ра психолог, наук: 19.00.01 / Т. И. Ронгинская. -СПб, 1995.-292 с.
  123. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. /гл. ред.
  124. B. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с. — Т. 2- -М-Я.
  125. Российский менеджмент. Серия «Учеб. конкрет. ситуации» Текст. / отв. ред. А. М. Зобов- Нац. фонд подгот. фин. и управлен. кадров и др. — М., 1997.- 1032 с.
  126. , С. JI. О мышлении и путях его исследования Текст. /
  127. C. JI. Рубинштейн. -М.: изд-во Академии наук СССР, 1958. 158 с.
  128. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JL Рубинштейн- послесл. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. — СПб.: Питер Ком, 1998. 705 с.
  129. , В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий Текст. / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  130. , В. П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. психолог, наук / В. П. Саврасов. Л., 1986. — 19 с.
  131. , В. Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1979. — 278 с.
  132. , Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности Текст. / Г. Н. Сериков. — Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 1985. 137 с.
  133. , Р. Образное мышление беседа о груз, эстетике Текст. / Р. Сирадзе. Тбилиси: Накадули, 1982. — 237 е.-
  134. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  135. , В. А. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- под ред. В. А. Сластенина. М.: Academia, 2002. — 566 с.
  136. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  137. Словарь по экономике Текст. / сост. К. Пасс. — М.: Институт Экономическая школа, 2004. 752 с.
  138. Словарь терминов по гуманитарным наукам Текст. / Ковров, гос. технол. акад., сост.: Г. И. Бессуднова и др.- под общ. ред. Е. Д. Мартьянова. -Ковров: КГТА, 1997. 150 с.
  139. Словарь-справочник по педагогике Текст. / авт.-сост. В. А. Мижериков- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ «Сфера» 2004. — 448 с.
  140. , JI. М. Компетенции. Модели максимальной эффективности работы Текст. / JI. М. Спенсер, С. М. Спенсер- пер. с англ. М. Яковенко. М.: HIPPO, 2005. — 371 с.
  141. , JI. Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающее проф.-пед. обучение и самообразование Текст. / JI. Ф. Спирин- под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 173 с.
  142. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов Текст.: хрестоматия / сост.: И. П. Волков, Н. С. Цикунова. М.: изд-во Совет, спорт, 2005. — 284 с.
  143. , Р. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии Текст.: дис.. канд. психол. наук / Р. Тафель. М., 1974. — 174 с.
  144. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов- под ред. М. Г. Ярошевского. М. — Воронеж, 1998.-538 с.
  145. , О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. К. Тихомиров. — 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 287 с.
  146. , О. К. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / О. К. Тихомиров. М., 1969. — 144 с.
  147. , А. М. Может ли машина мыслить? Текст. / А. М. Тьюринг- пер. с англ. Ю. А. Данилова. — Саратов: изд-во Гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1999. 98 с.
  148. Тюмасева, 3. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны Текст. / 3. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. -464 с.
  149. , В. Ф. Теория управления Текст.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности «Гос. и муницип. упр.» / В. Ф. Уколов, А. М. Масс, И. К. Быстряков. М.: Экономика, 2003. — 575 с.
  150. , А. К. Духовная жизнь общества : Пробл. методологии исслед.Текст. / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  151. , А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания Текст.: курс лекций / А. К. Уледов- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. -М.: РАГС, 1995. 151 с.
  152. , А.Д. Общенаучный статус к функции системного подхода и общая теория систем // Системные исследования. М.: Наука, 1978. — С. 44−57.
  153. , Э. А., Государственное и региональное управление Текст. / Э. А. Уткин, А. Ф. Денисов. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. — 320 с.
  154. , Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция Текст. / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008. — 960 с.
  155. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  156. Философский энциклопедический словарь Текст. / сост. JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. И. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  157. , А. У. Руководитель, его личность и деятельность: штрихи к психол. портр. Текст. / А. У. Хараш. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  158. , И. Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 1997. — 506 с.
  159. , В. В. Логика и формы научного мышления Текст.: учеб. пособие / В. В. Ходыкин. — Самара: изд-во СГАУ, 2008. 91 с.
  160. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2. изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с.
  161. , В. С. Экспертные методы в педагогике Текст.: учеб. пособие / В. С. Черепанов. Пермь: ПГПИ, 1988. — 84 с.
  162. , А. А. Социальная психология первичного научного коллектива Текст. / А. А. Чечулин- отв. ред. В. И. Бойко- АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права. — Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1992. — 172 с.
  163. , Ю. В. Юридическая психология Текст.: учеб. пособие для юрид. вузов / Ю. В. Чуфаровский. — М.: Право и закон, 1997. — 310с.
  164. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. — М.: Педагогика, 1982. 20 с.
  165. , И. А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика Текст. / И. А. Шаршов. М. — Тамбов, 2005. — 204 с.
  166. , В. М. Научное познание как деятельность Текст. / В. М. Швырев. -М.: Прогресс, 1989. 195 с.
  167. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани- пер с англ. В. Б. Ольшанского. — М.: ACT — Ростов н/Д: Феникс, 1999. 538 с.
  168. , А. Теория Дарвина в применении к науке о языке : Публ. послание д-ру Эрнсту Генкелю Текст. / А. Шдейхер. СПб.: тип. П. А. Кулиша, 1864. -14 с.
  169. , А. Б. Экспериментальная психология Текст.: учебное пособие / А. Б. Шнейдер. М.: Академический проект, 2007. — 300 с.
  170. , В. А. Проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. М., 1978. — 336 с.
  171. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  172. , А. В. Эволюционное учение Текст. / А. В. Яблоков, А. Г. Юсуфов. М.: Высшая школа, 2006. — 310 с.
  173. , Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения Текст. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
  174. , Н. М. Теория и практика педагогического творчества : Учеб. пособие к спецкурсу / Н. М. Яковлева- Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1987 (1988). — 67,1. с.
  175. , В. Я. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / В. Я. Якунин. 2-е изд. — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  176. , М. Г. Краткий курс истории психологии Текст. / М. Г. Ярошевский. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. 144 с.
  177. , L. В. The first-time manager Text. / L. В. Belker. 4. ed. -New York etc.: AMACOM. Amer. management assoc., Cop. 1997. — XII, 211 p.
  178. Cohen, M. R. Method Scientific Text. / M. R. Cohen // Encyclopedia of the Social Science. New York, 1933.
  179. Dorfman, W. I. Understanding psychological assessment Text. / W. I. Dorfman. New York [etc.]: Kluwer acad./Plenum, Cop. 2001. — XII, 380 p.
  180. Gordon, W. Synectics Text. / W. Gordon. N.Y., 1961.
  181. Greif, S.- Kurtz, H.-J. Handbuch: Selbstorganisiertes Lernen Text. / S. Greif, H.-J. Kurtz. Gottingen 1996.
  182. Gruber, H. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-system approach to creative thinking Text. / H. Gruber, S. Devis // The nature of creativity.- Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243−270.
  183. Herold, M.- Landherr, B.: SOL Selbstorganisiertes Lernen. Ein systemischer Ansatz fur Unterricht Text. / M. Herold, B. Landherr. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2003, 2. Uberarb. Aufig.
  184. Hill, L. International business: Competing in the global marketplace Text. / L. Hill. 3. ed., Intern, ed. — Boston [etc.]: McGraw-Hill/Irwin, Cop. 2001.- XXVIII, 692 p.
  185. Huber- Gunter L.: Lehren und Lernen in Zeiten der Ungewissheit Text. /Gunter L. Huber und Jurgen H.W.Roth. Schwangau: Huber, 1999
  186. Koch, P. Selbst Organisiertes Lernen (SOL) Schule ohne Lehrer? Text. / P. Koch // Bildung und Wissenschaft (b&w), April 2003. — S. 38−41.
  187. Mednick, S. A. The associative basis of the creative process Text. / S. A. Mednick // Psychol. Rev. 1969. — № 2. — P. 220−232.
  188. Moneta, G. A model of scientist’s creative potential Text. / G. Moneta // Philosof. Psychol. 1993. -V. 6 (1). — P. 23−37.
  189. Piaget, J. The development of thought: Equilibration of cognitive structures Text. / J. Piaget — Transl. by Arnold Rosin. New York: Viking press, Cop. 1977.-VIII, 213 c.
  190. Runco, M. A. Creativity: theories and themes: research, development, and practice Text. / M. A. Runco. Amsterdam [etc.]: Elsevier, 2007. — 492 p.
  191. Taylor, C. W. Various approaches to and definitions of creativity Text. / C. W. Taylor // The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. — P. 99−126.
  192. Torrance, E. P. The nature of creativity as manifest in the testing Text. / E. P. Torrance // The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. — P. 43−75.
Заполнить форму текущей работой