Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа — Я: На материале студентов факультета коррекционной педагогики и психологии
Диссертация
Когнитивная составляющая профессионального самосознания обнаруживает различный уровень выраженности отдельных показателей образа — Я студентов в зависимости от этапа обучения. С переходом на старший курс обучения у студентов возрастает осознание профессионального своеобразия, профессиональной типичности, выраженность профессиональной самореализации, показатель «Яреальное» приближается к «Я… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ феномена образа мира и его влияния на формирование когнитивной составляющей профессионального самосознания
- 1. 1. Образ мира: его структура и детерминация
- 1. 2. Анализ проблемы самосознания и характеристика его составляющих
- 1. 3. Формирование профессионального самосознания
- 1. 4. Взаимодействие образа мира и образа — Я психолога
- 1. 5. Особенности деятельности психолога: виды, содержание и структура
- Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа мира и образа — Я
- 2. 1. Организация и методики исследования
- 2. 2. Анализ и интерпретация данных сформированности образа мира
- 2. 3. Анализ и интерпретация данных сформированности образа — Я
- 2. 4. Исследование взаимосвязи образа мира и образа — Я
- 2. 5. Психолого — педагогическая технология формирования образа — Я
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Абульханова Славская К. А. Субъект — символ российского самосоз-нания//Сознание личности в кризисном обществе/ Под. ред. К. А. Абульхановой — Славской, А. В. Брушлинского и М.И. Воловико-вой. М., 1995. С. 10−28.
- Айви А.Е., Айви М. Б., Саймек Даунинг J1. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики. Новосибирск, 1987.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. О компетенции специальных способностей будущих школьных психологов//Психол. журнал. 1992. Т.13, № 5. С.104- 109.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. Социально психологические предпосылки специальных способностей школьного психолога//Вопр. психологии. 1992. № 1. С. 74−83.
- Ананьев Б.Г. Профессиональное формирование характера. В кн.: Изб. психологические труды. Т.2. М., 1980. С. 52 — 81.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развития человека//Вопр. психологии. 1968. № 1. С. З- 11.
- Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания//Дошк. воспитание. 1958. № 2. С. 9−16.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы//Психология формирования и развития личности. М., 1987. С. 3 -19.
- П.Артемьева ЕЛО., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. В кн.: Мышление, общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. тр. / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1988. С. 52 — 65.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- П.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
- Басов М.Я. Личность и профессия. М., 1926.
- Бачманова Н.В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога//Современные психолого педагогичесике проблемы высшей школы. Вып.5 М., 1985. С. 78 — 86.
- Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов — психологов: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
- Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. Казань, 1988.
- Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Афтореф. .канд психол. наук. СПб, 1993.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М., 1995.21 .Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель. М., 1991.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Социально психологический тренинг как форма обучения общению/Юбщение и деятельность. Прага, 1981.
- Бодалев А.А. Профессионализм ученого психолога: характеристики, типология//Вопросы практической психологии. Саратов, 1996.
- Бодалев А.А. Психологу быть профессионалом — обязательно//Вестн. Балтийской академии. Вып. 3. 1996.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественных психологов — практиков//Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1. С. 63 76.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дисс. д- ра психол. наук. М., 1995.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
- БрушлинскиЙ А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья 2)//Психол. журнал. 1992. Т. 13, № 6. С. 14 32.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф.дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
- Вачков И.В. Структура профессионального самосознания учите-ля//Школ. психолог. 2000. № 13 (109). С.12- 13.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 -ти томах. Т.З. М., 1983.
- Габдреев Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной психологии. М., 2001.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2000.
- Головаха Е.А. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
- Гостев А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышле-ния//Вопр. психологии. 1984. № 1. С. 114 119.
- Гостев А.А., Дружинин В. Н., Дрынков А. В. Проблемы психологии образа //Психол. журнал. 1984. Т.5, № 2. С. 124 128.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров//Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. С. 69 -76.
- Джемс У. Психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1991.
- Дорфман Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных ис-следованиях//Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. 2000. № 1 2.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
- Дьяченко Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 2002.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально — психологического тренинга. Л., 1983.
- Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. дисс. д- ра психол. наук. М., 1989.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагогаУ/Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 57 — 66.
- Каган М.С. Человеческая деятельность//Опыт системного анализа. М., 1974.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 8 — 17.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на-Дону, 1996.
- Ковалев В.И. К проблеме мотивов//Психол. журнал. 1981. Т.2. № 1. С. 29−45.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дисс. канд психол. наук. JL, 1980.
- Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием потерей и отсутствием работы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Категория Я в психологии//Психол. журнал. 1981. Т.2, № 3. С. 25 38.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кондаков И.М., Никлопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локус контроля//Психол. журнал. 1995. № 1.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М., 1980.
- Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосозна-ния//Психол. журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 107 114.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф.дисс.. канд психол. наук. М., 1984.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978.
- Кэрт Р.В. Становление взаимооценок и самооценок учащихся групп токарей универсалов в среднем профтехучилище//Вопр. психологии. 1980. № 6. С. 131 — 134.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. К психологии образа//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72 — 76.
- Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения//Вопр. психологии. 1959. № 2. С. 19−41.
- Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3 — 13.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического об-раза//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 — 14.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б.Ф. Проблема психического отражения в трудах А.Н. Леонтьева (к 80 летию со дня рождения)//Психол. журнал. 1983. Т.4, № 3. С. 115 — 125.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
- Макшанов И.С. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. Монография. СПб., 1997.
- Макшанов С.И. Профессиональный тренинг//Психология профессиональной подготовки: Колл. монография/ Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 1993. С. 44 81.
- Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации/Педагогика. 1992. № 9 10. С. 65 — 67.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
- Мережников А.П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога. СПб, 1999.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.
- Мерлин B.C. Самосознание//Проблемы экспериментальной психологии личности: Уч. Записки. Т.77. Вып.6. Пермь, 1970. С. 164 192.
- Миронова T. J1. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985.
- Миронова T. J1. Структура и развитие профессионального самосознания: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1999.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность лично-сти//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 71 79.
- Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях//Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. диссд ра. психол. наук. М., 1995.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учите-ля//Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 58 64.
- Моделирование педагогических ситуаций. Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.
- Мокеев И.С. К вопросу о формировании профессиональной направленности у студентов высшей педагогической школы//Психология. XXI Герценовские чтения/Межвузовская конференция/.Л., 1968. С. 8.
- Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов (инструкторов учебно тренировочных групп): Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
- Морено 3. Обзор психодраматических техник//Московский психологический журнал. 1993. № 1. С. 47 62.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
- Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамика/Московский психологический журнал. 1993. № 3. С. 5 24.
- Нечаев Н.Н. Психолого — педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
- Нечаева Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личных качеств учителя: в кн. Вопросы психологии личности и деятельности студентов/Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1978. С.100- 104.
- Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов//Вестн. моек, ун та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 41 -49.102.0вчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Пантелеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально оценочной системы: Дис.канд. психол. наук. М., 1989.
- Пароходов Ю.Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студентов как средство самоуправления: Автореф. дис канд.психол. наук. Л., 1986.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-психологии). М., 1993.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
- О.Петренко В. Ф. Психосемантический анализ профессиональных сте-реотипов//Вопр. психологии. 1986. № 3. С.133 143.
- I .Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982.
- Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов: Автореф. дисс. канд психол. наук. Л., 1985.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышле-ния//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 13 -21.
- Н.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Пономаренко В.А. Одухотворение профессиональной подготов-ки//Антология современной психологии конца XX века (по материалам конференции психологии созидания). Казань, 2001. С.148 156.
- Потебня А.А. Полное собрание сочинений. Т.1. Одесса, 1922.
- Протасеня В.Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959.
- Профессиональное самосознание будущего учителя//Психологические аспекты формирования профессионально педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе. Куйбышев, 1989.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж, 1996.
- Реан А.А. Профессиональная самооценка личности// Психология: итоги и перспективы: Тезисы докладов научно практической конференции. М., 1996.С.95 -96.
- Реан А.А. Профессиональная Я концепция педагога/Педагогическая социальная психология. СПб., 1998.
- Регуш JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 86−93.
- Рождерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Розен Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцеп-ции//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. Краснодар, 1977.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
- Ронзин Д.В. Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 х томах. М., 1989.
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития личности. М., 1959.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб, 1999.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.
- Савчук А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
- Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Сидоренко Е.В., Хрящева Ю. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов//Актуальные проблемы психологической теории и практики/Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 99 106.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учи-теля/ZMagister. 1995. № 3. С. 52 58.
- Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтье-ва//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 15 -25.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д ра психол. наук. М., 1985.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
- Флоренский П.А. Столб и утверждения истины. М., 1990.
- НЗ.Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально психологического тренинга поведения//Психол. журнал. 1984. Т.5, № 4. С. 57 — 64.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. Минск, 1991.
- Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск, 1997.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей структуры образа мира//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 42 -50.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1994.
- Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Шостром Э. Анти Карнеги, или Человек — манипулятор. Минск, 1992.
- Шавир П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя//Сов. педагогика. 1985. № 8. С. 92 97.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Шашкова Т.Н. Формирование самосознания менеджера при групповой интенсивной подготовке: Автореф. .канд. психол. наук. Ярославль, 1996.
- Шиян О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры//Педагогика. 1996. № 1. С. 104 108.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание//Проблема сознания. М., 1966.
- Шорохова Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М., 1961.
- Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности//Сов. педагогика. 1980. № 9. С. 27−33.Ж
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич-ности//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
- Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления//Вопр. психологии. 1985. № 5. С. 5 16.
- Adler A. The practice and theory of individual psychology. New York, 1927.
- Bandura A. Self efficacy: Toward to unifying theory of behavioral change// Psychological Review. 1977. № 2.
- Baumeister R.F. (Ed.) Self esteem: The puzzle of low self — regard. New York, 1993.
- Cooly C. Human Nature and Social Order. New York, 1964.
- Coopersmith S. The antecedents of self esteem. San Francisko, 1967.
- Fromm E. The revolutions of hope. New York, 1968.
- Erikson E.H. Childhood and Society. New York, 1963.
- Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York, 1968.
- Horney K. Self- analysis. New York, 1942.
- Maslow A.H. The father reaches of human nature. New York, 1971.181 .Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
- Palmonari H., Lani В. Les representations sociales dans le champ des professions psychologiques//Les representations sociales/Ed. D. Jodelet. P., 1989.
- Pearlin L.I. The structure of coping// Journal of Health and Social Behavior. 1978. № 19.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework. In S. Koch (Ed.) Psychology: A study of a science (Vol. 3. pp. 184 — 256). New York, 1959.
- Rosenberg M. Coceiving the self. New York, 1979.
- Rosenberg M. Society d adolescent self- image. Princeton, 1965.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for inernal versus external control of reinforcement//Psychological Vonographs. 1966. № 69.
- Secord P.F. and Backman C.W. Social psychology. New York, 1964.
- Wexley K.N., Latham G.P. Peveloping and training human resources in an organisation. Santa Monica. Galif: Goodyear Publishing, 1980.
- Whitaker D.S., Lieberman M.N. Psyhotherapy through the group process. New York, 1964.191 .Wyilie R. The Self concept. Lincoln, 1974.