Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа — Я: На материале студентов факультета коррекционной педагогики и психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когнитивная составляющая профессионального самосознания обнаруживает различный уровень выраженности отдельных показателей образа — Я студентов в зависимости от этапа обучения. С переходом на старший курс обучения у студентов возрастает осознание профессионального своеобразия, профессиональной типичности, выраженность профессиональной самореализации, показатель «Яреальное» приближается к «Я… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ феномена образа мира и его влияния на формирование когнитивной составляющей профессионального самосознания
    • 1. 1. Образ мира: его структура и детерминация
    • 1. 2. Анализ проблемы самосознания и характеристика его составляющих
    • 1. 3. Формирование профессионального самосознания
    • 1. 4. Взаимодействие образа мира и образа — Я психолога
    • 1. 5. Особенности деятельности психолога: виды, содержание и структура
  • Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи образа мира и образа — Я
    • 2. 1. Организация и методики исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация данных сформированности образа мира
    • 2. 3. Анализ и интерпретация данных сформированности образа — Я
    • 2. 4. Исследование взаимосвязи образа мира и образа — Я
    • 2. 5. Психолого — педагогическая технология формирования образа — Я

Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа — Я: На материале студентов факультета коррекционной педагогики и психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы профессионального самосознания и условий формирования определена тем, что его адекватное строение и выраженность помогают нивелировать стихийность процесса развития профессионала, в целом определяют эффективность процесса профессионализации, сократить вероятность профессиональнообусловленных деструктивных изменений, сгладить ситуацию переживания и преодоления профессиональных кризисов.

На современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, экстраполируемых на любые профессиональные задачи, а профессионалы, отличительной особенностью которых является их характеристика как субъектов профессиональной деятельности, удерживающих ее предметность в многообразии изменяющихся условий и способных к самоактуализации и саморазвитию.

Изучение влияния профессиональной составляющей образа мира на образ — Я имеет особую актуальность, поскольку студент, обучающийся по специальности, рассматривает ее как систему отношений к окружающему миру, формирующуюся под воздействием процесса профессионального обучения. Данная система отношений отражается в комплексе представлений о себе как профессионале, образе — Я.

В современной психологии труда представлены исследования общих проблем образа мира профессионала. Феномен профессиональной составляющей образа мира является, по мнению исследователей (Е.Ю. Артемьева, Ю. К. Стрелков, 1988; Е. А. Климов, 1995), источником регулирования и саморегуляции активности личности, основой успешного выполнения профессиональной деятельности. В рамках нашего исследования профессиональная составляющая образа мира рассматривается в тесной взаимосвязи с когнитивной составляющей образа — Я студентов, что также обуславливает актуальность исследования. В психологической науке вопросу о движущих силах и источниках профессионального развития проблеме самосознания посвящено значительное число работ (Г.В. Акопов, 1989; В. А. Вавилов, А. И. Галактионов, 1990; Е. А. Климов, 1988, 1996; А. К. Маркова, 1996; Т. Л. Миронова, 1999; Ю. П. Поваренков, 1991; D. Super, 1957; J.Z. Holland, 1966; A. Bandura, 1977 и др.). В рамках нашего исследования образ — Я рассматривается как динамичная субъектная характеристика, формирующаяся на протяжении всего процесса профессионального обучения, имеющая особенности структуры на каждом этапе этого процесса.

Таким образом, цель исследования: изучение особенностей профессиональной составляющей образа мира и ее связи с образом — Я студентов на разных этапах обучения по специальности, а также разработка программы психотехнологии формирования образа — Я.

Объект исследования профессиональная составляющая образа мира и профессиональное самосознание студентов.

Предмет исследования особенности образа — Я студентов на разных этапах подготовки во взаимосвязи с профессиональной составляющей образа мира.

Гипотеза исследования.

Профессиональное самосознание выполняет регулирующую роль в профессиональном развитии человека, результатом которого является образ — Ястепень влияния образа мира на формирование образа — Я зависит от этапа профессионального обученияспециально организованное формирование адекватного образа мира и образа — Я способствует становлению специалиста.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Систематизировать опыт исследований проблемы образа мира в контексте его профессиональной обусловленности и профессионального самосознания человека с позиции его профессионального развития.

2. Исследовать структуру и уровень выраженности профессиональной составляющей образа мира студентов.

3. Выявить особенности когнитивной составляющей профессионального самосознания студентов с учетом этапа обучения по специальности.

4. Сравнить особенности взаимосвязи профессиональной составляющей образа мира и когнитивной составляющей самосознания в зависимости от этапа обучения по специальности.

5. Разработать психолого — педагогическую технологию формирования образа — Я студентов.

Теоретике — методологическую базу исследования составляют: ведущие положения психологической науки: принцип единства сознания и деятельности (C.J7. Рубинштейн, 1946) — положение о взаимной детерминированности сознания и социокультурной среды (Л.ГАсмолов, 1996; JJ.C. Выготский, 1984) и конкретизация данного положения о взаимообусловленности самосознания и социально — профессиональной среды (Е.Ю. Артемьева, 1980; Е. А. Климов, 1995, 1996) — принципы изучения человека как субъекта профессиональной деятельности (КА. Абульханова — Славская, 1995; А. В. Бруитинский, 1992). Частным теоретическим основанием работы послужила концепция субъектной профессионализации педагога (Н С. Глуханюк, 2000).

Научная новизна.

Систематизирован и обобщен материал исследований, касающихся взаимосвязи профессиональной составляющей образа мира и образа — Я.

Доказано своеобразие взаимосвязи профессиональной составляющей образа мира и когнитивной составляющей профессионального самосознания студентов на разных этапах обучения по специальности.

Разработана и апробирована методика исследования образа — Я психолога.

Теоретическая значимость работы заключается, во — первых, в обогащении психологических представлений о роли профессиональной составляющей образа мира в формировании образа — Я в процессе профессионального обучения, во — вторых, во внесении определенного вклада в формирование концепции профессионализации психолога.

Практическое значение работы.

По результатам эмпирического исследования разработана психологопедагогическая технология формирования образа — Я под влиянием профессиональной составляющей образа мира у студентов.

Непосредственное практическое значение имеет разработанная и апробированная методика исследования образа — Я психолога.

Исследовательские данные включены в программы спецкурсов «Особенности профессионального самосознания психолога», «Проблема профессиональной составляющей образа мира» и курса «Основы общей психологии».

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением широкого спектра методик, прошедших психометрическую проверку и адекватных цели и предмету исследования. Применением статистических методов для психометрической проверки и обработки эмпирических данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения по проблеме исследования докладывались, были обсуждены и одобрены на региональной научно — практической конференции (Шадринск, 2000, 2001) — на конференции научно — исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 2000, 2002), на II региональном съезде психологов «Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе» (Курган, 2002), на конференции «Гуманизация образования XXI века» (Шадринск, 2002), российских конференциях «Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании» (Екатеринбург, 1999, 2000).

По теме исследования в печати опубликовано десять работ.

Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Изложена на 194страницах машинописного текста, содержит 33 рисунков, 19 таблиц, 4 приложения.

Список литературы

насчитывает 191 наименование, из них 21 на иностранных языках.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Результаты выполненного нами эмпирического исследования влияния профессиональной составляющей образа мира на формирование образаЯ студентов подтверждают и конкретизируют исходные гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Систематизация исследовательского поиска по проблемам профессиональной составляющей образа мира и профессионального самосознания позволила содержательно определить понятия «профессиональная составляющая образа мира» и «когнитивная составляющая профессионального самосознания — образ — Я», а также разработать их теоретические модели.

2. В исследовании установлен своеобразный характер строения и уровня выраженности профессиональной составляющей образа мира в зависимости от этапа профессионального обучения. В данной системе представлений у студентов I — II курса главенствующее место занимают события, относящиеся к личностно — психологическому типу (студенты не относят себя к профессиональному сообществу, отличаются отсутствием представлений о себе как профессионале и не связывают свое будущее с профессиональным ростом) — у студентов III, IV и V курса представлена событиями, относящимися к изменениям социальной среды (события, связанные с учебой, повышением квалификации, работой) и событиями личностно — психологического типа. У студентов IV и V курсов события, связанные с профессиональным ростом, учебой количественно больше представлены.

Таким образом, в исследовании подтверждено предположение о детерминированности образа мира принадлежностью к профессиональному сообществу, причем характер этой детерминации имеет ярко выраженные особенности, соответствующие этапам профессионального обучения.

3. Когнитивная составляющая профессионального самосознания обнаруживает различный уровень выраженности отдельных показателей образа — Я студентов в зависимости от этапа обучения. С переходом на старший курс обучения у студентов возрастает осознание профессионального своеобразия, профессиональной типичности, выраженность профессиональной самореализации, показатель «Яреальное» приближается к «Я — идеальное». Своеобразие строения образа — Я студентов в зависимости от этапа обучения характеризуется целостностью и структурированностью в количественном и качественном отношении.

Осознание своего профессионального образа — Я подвержено динамике: для студентов V курса, характерно наличие высокой степени осознанности особенностей своего профессионального Я, в отличие от студентов I курса, не экстраполирующих таковой.

4. Установлен сложный, неоднозначный характер взаимосвязи профессиональной составляющей образа мира и параметров образа — Я. Выявленная взаимосвязь характеризуется количественным и качественным своеобразием: наиболее высокая плотность и теснота связей прослеживается у студентов IV — V курсаменее плотная у студентов младших курсов. Обнаружены особенности субъективной картины жизненного пути студентов, которые свидетельствуют об адекватном отношении к событиям своей биографии. Субъективная картина жизненного пути студентов старших курсов отличается наличием перспектив успешного профессионального роста. Выявлена также взаимосвязь восприятия студентами своего жизненного пути (в первую очередь событий будущего) с параметрами образа — Я.

5. Разработана психологопедагогическую технологию формирования образа — Я посредством метода личностнопрофессионального тренинга, обеспечивающего условия для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Предлагаемая технология охватывает процесс профессионального становления специалиста. Основными направлениями психолого — педагогической технологии выступают обучение выбору, создание ориентационного поля развития, формирование адекватного образа — Я.

Таким образом, выдвинутая в ходе теоретического анализа гипотеза о своеобразии влияния профессиональной составляющей образа мира на формирование образа — Я в зависимости от этапа профессионального обучения нашла свое подтверждение в ходе эмпирического исследования.

Полученные результаты открывают перспективы изучения вопроса о направлении влияния между профессиональной составляющей образа мира и профессиональным самосознанием в зависимости от этапа профессионализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  2. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Абульханова Славская К. А. Субъект — символ российского самосоз-нания//Сознание личности в кризисном обществе/ Под. ред. К. А. Абульхановой — Славской, А. В. Брушлинского и М.И. Воловико-вой. М., 1995. С. 10−28.
  4. А.Е., Айви М. Б., Саймек Даунинг J1. Консультирование и психотерапия. Сочетание теории и практики. Новосибирск, 1987.
  5. Н.А., Молоканов М. В. О компетенции специальных способностей будущих школьных психологов//Психол. журнал. 1992. Т.13, № 5. С.104- 109.
  6. Н.А., Молоканов М. В. Социально психологические предпосылки специальных способностей школьного психолога//Вопр. психологии. 1992. № 1. С. 74−83.
  7. .Г. Профессиональное формирование характера. В кн.: Изб. психологические труды. Т.2. М., 1980. С. 52 — 81.
  8. .Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развития человека//Вопр. психологии. 1968. № 1. С. З- 11.
  9. Н.Е. О развитии самосознания//Дошк. воспитание. 1958. № 2. С. 9−16.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся систе-мы//Психология формирования и развития личности. М., 1987. С. 3 -19.
  11. П.Артемьева ЕЛО., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира. В кн.: Мышление, общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. тр. / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1988. С. 52 — 65.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  13. П.Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
  14. М.Я. Личность и профессия. М., 1926.
  15. Н.В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога//Современные психолого педагогичесике проблемы высшей школы. Вып.5 М., 1985. С. 78 — 86.
  16. Г. М. Профессиональное становление студентов — психологов: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  17. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986.
  18. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1988.
  19. А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Афтореф. .канд психол. наук. СПб, 1993.
  20. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М., 1995.21 .Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель. М., 1991.
  21. Н.Н., Петровская Л. А. Социально психологический тренинг как форма обучения общению/Юбщение и деятельность. Прага, 1981.
  22. А.А. Профессионализм ученого психолога: характеристики, типология//Вопросы практической психологии. Саратов, 1996.
  23. А.А. Психологу быть профессионалом — обязательно//Вестн. Балтийской академии. Вып. 3. 1996.
  24. А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественных психологов — практиков//Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 1. С. 63 76.
  25. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дисс. д- ра психол. наук. М., 1995.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
  27. БрушлинскиЙ А. В. Проблема субъекта в психологической науке (статья 2)//Психол. журнал. 1992. Т. 13, № 6. С. 14 32.
  28. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  29. С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф.дисс. канд. психол. наук. Киев, 1987.
  30. И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
  31. И.В. Структура профессионального самосознания учите-ля//Школ. психолог. 2000. № 13 (109). С.12- 13.
  32. Л.С. Собрание сочинений в 6 -ти томах. Т.З. М., 1983.
  33. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной психологии. М., 2001.
  34. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
  35. Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург, 2000.
  36. Е.А. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  37. А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышле-ния//Вопр. психологии. 1984. № 1. С. 114 119.
  38. А.А., Дружинин В. Н., Дрынков А. В. Проблемы психологии образа //Психол. журнал. 1984. Т.5, № 2. С. 124 128.
  39. К.М. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров//Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. С. 69 -76.
  40. У. Психология/Под ред. А. В. Петровского. М., 1991.
  41. Л.Я. Проблема целого и части в зарубежных системных ис-следованиях//Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. 2000. № 1 2.
  42. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  43. Е.В. Особенности самосознания педагога в процессе профессионализации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 2002.
  44. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально — психологического тренинга. Л., 1983.
  45. А.В. Генезис самооценки: Автореф. дисс. д- ра психол. наук. М., 1989.
  46. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагогаУ/Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 57 — 66.
  47. М.С. Человеческая деятельность//Опыт системного анализа. М., 1974.
  48. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 8 — 17.
  49. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
  50. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на-Дону, 1996.
  51. В.И. К проблеме мотивов//Психол. журнал. 1981. Т.2. № 1. С. 29−45.
  52. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дисс. канд психол. наук. JL, 1980.
  53. А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием потерей и отсутствием работы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
  54. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
  55. Кон И. С. Категория Я в психологии//Психол. журнал. 1981. Т.2, № 3. С. 25 38.
  56. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  57. И.М., Никлопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локус контроля//Психол. журнал. 1995. № 1.
  58. О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М., 1980.
  59. А.П. Диагностика регулятивной функции самосозна-ния//Психол. журнал. 1995. Т. 16, № 2. С. 107 114.
  60. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф.дисс.. канд психол. наук. М., 1984.
  61. Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя. В кн.: Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978.
  62. Р.В. Становление взаимооценок и самооценок учащихся групп токарей универсалов в среднем профтехучилище//Вопр. психологии. 1980. № 6. С. 131 — 134.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  64. А.Н. К психологии образа//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72 — 76.
  65. А.Н. О механизме чувственного отражения//Вопр. психологии. 1959. № 2. С. 19−41.
  66. А.Н. Психология образа //Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3 — 13.
  67. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического об-раза//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1988. № 2. С. 3 — 14.
  68. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  69. .Ф. Проблема психического отражения в трудах А.Н. Леонтьева (к 80 летию со дня рождения)//Психол. журнал. 1983. Т.4, № 3. С. 115 — 125.
  70. А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
  71. И.С. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. Монография. СПб., 1997.
  72. С.И. Профессиональный тренинг//Психология профессиональной подготовки: Колл. монография/ Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 1993. С. 44 81.
  73. А.К. Психологические проблемы повышения квалификации/Педагогика. 1992. № 9 10. С. 65 — 67.
  74. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  75. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  76. А. Психология бытия. М., 1997.
  77. А.П. Формирование концептуальной модели профессиональной деятельности педагога. СПб, 1999.
  78. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учеб. пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь, 1990.
  79. B.C. Самосознание//Проблемы экспериментальной психологии личности: Уч. Записки. Т.77. Вып.6. Пермь, 1970. С. 164 192.
  80. Миронова T. J1. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1985.
  81. Миронова T. J1. Структура и развитие профессионального самосознания: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1999.
  82. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность лично-сти//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 71 79.
  83. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально экономических условиях//Вопр. психологии. 1997. № 4. С. 28−38.
  84. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. диссд ра. психол. наук. М., 1995.
  85. Л.М. Формирование профессионального самосознания учите-ля//Вопр. психологии. 1990. № 3. С. 58 64.
  86. Моделирование педагогических ситуаций. Проблема повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под. ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.
  87. И.С. К вопросу о формировании профессиональной направленности у студентов высшей педагогической школы//Психология. XXI Герценовские чтения/Межвузовская конференция/.Л., 1968. С. 8.
  88. М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов (инструкторов учебно тренировочных групп): Автореф.дисс. канд. психол. наук. М., 1994.
  89. Морено 3. Обзор психодраматических техник//Московский психологический журнал. 1993. № 1. С. 47 62.
  90. К. Психология ответственности. Л., 1983.
  91. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  92. О.В. Терапевтическая роль групповой динамика/Московский психологический журнал. 1993. № 3. С. 5 24.
  93. Н.Н. Психолого — педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
  94. Е.А., Райгородская И. А. К вопросу оценки студентами профессиональных и личных качеств учителя: в кн. Вопросы психологии личности и деятельности студентов/Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск, 1978. С.100- 104.
  95. Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов//Вестн. моек, ун та. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 41 -49.102.0вчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  96. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально оценочной системы: Дис.канд. психол. наук. М., 1989.
  97. Ю.Н. Метод анализа и рационализации учебной деятельности студентов как средство самоуправления: Автореф. дис канд.психол. наук. Л., 1986.
  98. Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-психологии). М., 1993.
  99. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  100. О.Петренко В. Ф. Психосемантический анализ профессиональных сте-реотипов//Вопр. психологии. 1986. № 3. С.133 143.
  101. I .Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982.
  102. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов: Автореф. дисс. канд психол. наук. Л., 1985.
  103. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышле-ния//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 13 -21.
  104. Н.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  105. В.А. Одухотворение профессиональной подготов-ки//Антология современной психологии конца XX века (по материалам конференции психологии созидания). Казань, 2001. С.148 156.
  106. А.А. Полное собрание сочинений. Т.1. Одесса, 1922.
  107. В.Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959.
  108. Профессиональное самосознание будущего учителя//Психологические аспекты формирования профессионально педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе. Куйбышев, 1989.
  109. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж, 1996.
  110. А.А. Профессиональная самооценка личности// Психология: итоги и перспективы: Тезисы докладов научно практической конференции. М., 1996.С.95 -96.
  111. А.А. Профессиональная Я концепция педагога/Педагогическая социальная психология. СПб., 1998.
  112. JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 86−93.
  113. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  114. Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцеп-ции//Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. Краснодар, 1977.
  115. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
  116. Д.В. Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992.
  117. СЛ. Основы общей психологии. В 2 х томах. М., 1989.
  118. СЛ. Принципы и пути развития личности. М., 1959.
  119. К. Групповая психотерапия. СПб, 1999.
  120. В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1986.
  121. А.В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1999.
  122. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997.
  123. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  124. Е.В., Хрящева Ю. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов//Актуальные проблемы психологической теории и практики/Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 99 106.
  125. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учи-теля/ZMagister. 1995. № 3. С. 52 58.
  126. С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтье-ва//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 15 -25.
  127. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  128. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  129. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д ра психол. наук. М., 1985.
  130. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  131. Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  132. П.А. Столб и утверждения истины. М., 1990.
  133. НЗ.Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально психологического тренинга поведения//Психол. журнал. 1984. Т.5, № 4. С. 57 — 64.
  134. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  135. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  136. Э. Душа человека. М., 1998.
  137. Э. Искусство любить. Исследование природы любви. Минск, 1991.
  138. Э. Человек для себя. Иметь или быть. Минск, 1997.
  139. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей структуры образа мира//Вестн. Моск. ун та. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 42 -50.
  140. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1994.
  141. Д., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  142. Э. Анти Карнеги, или Человек — манипулятор. Минск, 1992.
  143. П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя//Сов. педагогика. 1985. № 8. С. 92 97.
  144. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  145. Т.Н. Формирование самосознания менеджера при групповой интенсивной подготовке: Автореф. .канд. психол. наук. Ярославль, 1996.
  146. О.А. Послеуниверситетский тренинг учителей в США: новые ориентиры//Педагогика. 1996. № 1. С. 104 108.
  147. Е.В. Проблема «Я» и самосознание//Проблема сознания. М., 1966.
  148. Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М., 1961.
  149. Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности//Сов. педагогика. 1980. № 9. С. 27−33.Ж
  150. И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
  151. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич-ности//Методологические проблемы социальной психологии/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
  152. И.С. Основные направления исследований образного мышления//Вопр. психологии. 1985. № 5. С. 5 16.
  153. Adler A. The practice and theory of individual psychology. New York, 1927.
  154. Bandura A. Self efficacy: Toward to unifying theory of behavioral change// Psychological Review. 1977. № 2.
  155. R.F. (Ed.) Self esteem: The puzzle of low self — regard. New York, 1993.
  156. Cooly C. Human Nature and Social Order. New York, 1964.
  157. Coopersmith S. The antecedents of self esteem. San Francisko, 1967.
  158. Fromm E. The revolutions of hope. New York, 1968.
  159. Erikson E.H. Childhood and Society. New York, 1963.
  160. Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York, 1968.
  161. Horney K. Self- analysis. New York, 1942.
  162. Maslow A.H. The father reaches of human nature. New York, 1971.181 .Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
  163. Palmonari H., Lani В. Les representations sociales dans le champ des professions psychologiques//Les representations sociales/Ed. D. Jodelet. P., 1989.
  164. Pearlin L.I. The structure of coping// Journal of Health and Social Behavior. 1978. № 19.
  165. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client centered framework. In S. Koch (Ed.) Psychology: A study of a science (Vol. 3. pp. 184 — 256). New York, 1959.
  166. Rosenberg M. Coceiving the self. New York, 1979.
  167. Rosenberg M. Society d adolescent self- image. Princeton, 1965.
  168. Rotter J.B. Generalized expectancies for inernal versus external control of reinforcement//Psychological Vonographs. 1966. № 69.
  169. Secord P.F. and Backman C.W. Social psychology. New York, 1964.
  170. Wexley K.N., Latham G.P. Peveloping and training human resources in an organisation. Santa Monica. Galif: Goodyear Publishing, 1980.
  171. Whitaker D.S., Lieberman M.N. Psyhotherapy through the group process. New York, 1964.191 .Wyilie R. The Self concept. Lincoln, 1974.
Заполнить форму текущей работой