Создание психологической безопасности социальной среды организации средствами активного социально-психологического обучения
Диссертация
В современной социокультурной ситуации психический мир человека нуждается в защите и поддержке, а зам человек испытывает дефицит защищенности и, прежде всего, психологической защищенности. Психологическая защищенность человека тесно связанна с безопасностью условий, в которых осуществляются деятельность и поведение человека. Усиление сложности и ответственности трудового процесса приводит… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- 1. 1. Психологическая характеристика безопасности социальной среды организации
- 1. 2. Насилие как угроза психологической безопасности социальной среды
- 1. 3. Активное социально-психологическое обучение как средство создания психологической безопасности социальной среды организации
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
- 2. 1. Цель, гипотезы, задачи и этапы исследования
- 2. 2. Методы исследования показателей психологической безопасности социальной среды организации
- 2. 3. Основание для разработки программы активного социально-психологического обучения, направленной на повышение показателей психологической безопасности социальной среды организации
- 2. 4. Программа активного социально-психологического обучения, направленная на повышение показателей психологической безопасности социальной среды организации
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
- ЗЛ Состояние психологической безопасности социальной среды организации и характеристика субъективного благополучия участников эксперимента
- 3. 2. Анализ изменений показателей психологической безопасности и характеристик субъективного благополучия участников эксперимента после реализации программы
3.3 Анализ взаимосвязи показателей психологической безопасности социальной среды, показателей субъективного благополучия и объективных показателей эффективности деятельности сотрудников после проведения программы.
ВЫВОДЫ.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Аверин В.А. Психологическая структура личности //Психология личности: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999- 89 с.
- Александрова JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82−90.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев / Рос. акад. наук, ин-т психологии. М.: Наука, 2000. — 350 с.
- Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2006 384 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс. 2000 с. 198
- Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе / Г. М. Андреева и др. М., 1978. — 271 с.
- БаеваИ.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация. доктора психологических наук: Санкт-Петербург, 2002.
- Богомолова Н.Н., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии.-М., 1979.
- Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса //Психологический журнал. 2006. — Т. 27, № 2.-С. 113−123.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. — М.: Высшая школа психологии, 2004. — 160 с.
- Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности. «Университетское управление: практика и анализ» № 7, 2005
- Вачков И.В. Основы группового тренинга. М.: Издательство «Ось -89», 1989 — с.
- Волкова Е.Н., Балашова Т. Н., Волков В.В Защита детей от жестокого обращения. СПб.: Изд-во «Питер», 2007 256 с.
- Гливаковский А.К. Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр. 1991. № 2. С. 47−51.
- Горшкова Е.Г., Бухаркова О. В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса. Практическое руководство. Спб.: Речь, 2006. — 144 с.
- Грабе М. Синдром выгорания болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем. — Спб.: Речь, 2008. — 96 с.
- Грачев А.А. Психологическое проектирование производственной организации. СПб.: АНО Институт практической психологии, 2008.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 123 с.
- Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008 368с.
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Высшее профессиональное образование. Педагогика. 2005 — с
- Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей /пер. с англ. -М.:Издательство «Добрая книга», 2007 288 с.
- Джидарьян И.А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 76−94.
- Джуэлл JI. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 19.
- Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. -256 с.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. Спб.: Издательство «Речь», — 2005. — 256 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Ленинград, Изд. Ленинградского университета, 1985.
- Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга Текст. / Ю. Н. Емельянов, Е. С. Кузьмин. -Л.: ЛГУ, 1983.
- Еникеев М.М. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев СПб.: Питер 2003 — 752 с.
- Еремеев Б. А. Социально-психологический подход к образованию // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. тр. СПб.: ЛОИРО, 2006. — С. 92−95.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000 -512 с.
- Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой и др. М., 1984.-С. 197−203.
- Клаттербак Д. Командный коучинг на рабочем месте: технология создания самообучающейся организации. М. Эксмо, 2008 — 288с.
- КобзеваВ., Баранова Г. Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга/ М.: Издательство «Добрая книга», 2006. — 456 с.• т
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.:
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М.Психология отношений межличностной значимости. М.:ПЕР СЭ, 2006. — 272 с.
- Котик М.А. «Психология и безопасность» Таллин, Варгаус, с. 19
- Котик М.А. Психология защищенности человека от опасности в профессиональной деятельности. Дисс.докт.психол.н. М., 1985
- Краткий оксфордский словарь http://www.oed.com/
- Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности// Психология здоровья. Под редакцией Г. С. Никифорова. Спб.: 2000 -с.405−442.
- Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
- Кэрри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О’Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение/ Пер. с англ. X.: Издательство Гуманитарный Центр, 2007. — 336.
- Лазарева Н.В. Исследование влияния различных факторов трудовой среды на удовлетворенность трудом // Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия «Экономика». Вып. 5. Ставрополь, 2002.
- Лекции по методике конкретных социальных исследования. Под редакцией профессора Г. М. Андреевой. Издательство Московского университета, 1972.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. Смысл, 2006. -63 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 548 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
- Лунев Ю.А., Чернышев А. С. Социальное обучение молодежи: оптимальные условия, принципы, технологии. Курск, 1999
- Лунев Ю.А., Чернышев А.С: Формирование развивающейся социальной среды в бизнес-организациях.http://kmtec.ru/publications/library/authors/form soc sred bus org. shtml
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений / Г. Л. Лэндрет / пер. с англ. М.: Междунар. Педагогич. Академия, 1994
- Львов В.М. Основные составляющие психологической безопасности субъектов профессиональной деятельности. // Журнал практического психолога, № 4, 2008. с. 122−137.
- Магура М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. М.: ЗАЛ «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал, т.22, № 1, 2001, с.16−24
- Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография / С. И. Макшанов. СПб.: Образование, 1997. -238 с.
- Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Изд-во Эксмо — 2006. 1008 с.
- Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сб. статей разных лет. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003, с. 18
- Маслоу А. Мотивация и личность 3-е изд. СПб: Питер, 2003 с.364
- Мерзлякова Е.Л., Петухов В. Э. Выжить в офисе! Школа психологической безопасности работника офиса. Спб.: Издательство «Речь», 2007. — 332 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58−64.
- Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб.: Речь, 2006 — 400 с.
- Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т.1, № 2. — С. 100−111.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 2004.
- Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 5. — С.20−30.
- Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. Обзор. Всемирная организация здравоохранения. Издательство «Весь мир» 2002.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002.
- Ньюстром Д.И., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте / Пер. с анг. Под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб.: Питер, 2000
- О’Нил Мэри Бэт Коучинг руководителей: твердость и открытость. Системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем. / Пер. с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. — с.224
- Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Издательство «Ось-89" — 2002- 176 с.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001.- Т.22, № 1.- С.90−101.
- Основы социально-психологической теории под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. М.: Международн. пед. академия, 1995. — 421 с.
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональнойдеятельности: Учебное пособие. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 1999, 496 с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология: учебное пособие. Издательство ИГУП, 1999 год 592 с.
- Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов (под ред. Абдуллиной О.А.) Изд. 2-е 2002 512 с.
- Петровская, JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / JI.A. Петровская. М.: МГУ, 1982.
- Петровская, JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. JI. Ф. Обуховой Г. В. Бурменской. Изд. Академика, 2001.
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
- Почебут JI. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПБ: Речь, 2000
- Практикум по социально-психологическому тренингу Текст.: под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: ИГУП, 1997. — 308 с.
- Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. Спб.: «Речь», Институт Тренинга, 2004 — 256 с.
- Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Первый Международный Форум, Санкт-Петербург, 5−7 июня 2006 г. сб. науч. статей / под общ. ред. И. А. Баевой и др. СПб.: Книжный Дом, 2006. -302 с.
- Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 40 с.
- Психологический словарь/авт.- сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI. М. Балабанова- Под общ. редакцией Ю. JI. Неймера. Ростов-на-Дону: в Феникс, 2003. — 640 с.)
- Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / Под ред. И. А. Баевой. СПб: ООО «Книжный дом», 2008. — 288 с.
- Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды и типы межличностных отношений ее участников / Диссертация канд. психол. наук. — СПб, 2005
- Реан А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.
- Регуш J1.A. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: Материалы Всероссийской конференции (СПб, 27—28 ноября 2003 г.). —М., 2003.1. С. 182—185.
- Регуш JI.A. Практикум по наблюдению и наблюдательности. 2-е издании., переработанное и дополненное. Спб.: Питер, 2008. — 208 с.
- Регуш JI.A. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб: Речь, 2003. — 352 с.
- Рейнольде Марша, Коучинг: эмоциональная компетентность. Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003, 112.с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. 2002, том23, № 3. — с.85−95.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М. Прогресс, 1993
- Русалинова А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат коллектива. Теории и методы изучения. М., 1979
- Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 45−57.
- Семёнов И.Н. Военная наука и военная безопасность// Безопасность. Информ. сб-к. СПб. 1994. № 5. С.52−55.
- Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. Спб.: Издательство «Речь" — ООО «Сидоренко и Ко», 2007.- 336 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -Спб.: Речь, 2006. 256 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2007. — 208 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с.
- Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми / Е. В. Сидоренко. СПб., 1992.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 264 с.
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— № 7.— С. 3−9.
- Спенсер Лайл М. мл., Спенсер СайнМ. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: ШРРО, 2005. — 384 с.
- Тихонина С.А. Профессиональная среда государственной гражданской службы: теоретико методологические и методический аспекты социологического анализа. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. — 178 с.
- Тренинги на все случаи жизни / Под ред. Ж. В. Завьяловой. Спб.: Речь, 2008. — 151 с.
- Уитворт Л., Кимски-Хауз Г., Сандал Ф. Коактивный коучинг: учебник / Пер. с англ. М.: Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. — с.360
- Уитмор Дж. Coaching новый стиль менеджмента и управления персоналом: Практическое пособие: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
- Урсул А.Д. Переход на модель устойчивого развития и экодемографическая безопасность// Информ. сб-к. СПб. 1994. № 4.С.25−29.
- Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2006. -336 с.
- Фопель, К. Технология ведения тренинга / Клаус Фопель- пер. с нем. М.: Генезис, 2003. — 272 с.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2001.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПБ: ПИТЕР, 2009 288 с.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Прогресс, 1989.
- Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания//Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 1523.
- Шепель В.М. Трудовой коллектив и руководитель: Социально-психологический аспект. М.: Знание, 1976. — 32с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д., 1998. — 544 с
- Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности : диссертация. доктора психологических наук: Москва, 2004.
- Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации Издательство «Дело», 2002 год- 272 стр.
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — С. 111−127.
- Эрделевский A.M. «Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. 3 изд, исправленное.М.: Волтерс Клувер, 2007 320 с.)
- Adams A. Bullying at work. How to confront and overcome it. London, 1992: Vigaro Press.
- Baer Marcus, Frese Michael. Innovation is not enough: climates for initiative and psychological safety, process innovations, and firm performance. Journal of Organizational Behavior. Num.24, pp.45−68, 2003
- Beggs J.M. Dimensions of work satisfaction as predictors of commitment type // Journal of Managerial Psychology. 2002. № 7. P. 564−579.
- Chappell Duncan, Vittorio Di Martino. Violence at work. Third edition. International Labour office. Geneva 2006
- Diener, E., Horowitz, J., Emmons, R.A. (1985). Happiness of the very wealth. Social Indicators Research, 16, 263 274.
- Edmondson A. «Psychological safety and learning behavior in work teams», Administrative Science Quarterly, 44. 1999: 350 383.
- Goleman D. Emotional intelligence & Working with emotional intelligence. BLOOMSBURY. London, 2004.
- Hackman J., Suttle J. Improving Life at Work//Santa Monica, Calif.: Goodear, 1977, p.4−6
- Hackman J.R. Groups that work (and those that don’t): creating conditions for effective teamwork, Jossey-Bass, San Francisco, 1990.
- Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936
- Leymann Heinz. Mobbing at work and the development of post-traumatic stress and disorders. European Journal of Work and Organizational Psychology, pp. 251 275, 1996.
- Leymann Heinz. The content and development of mobbing at work. European Journal of Work and Organizational Psychology, pp. 165 184, 1996.
- Megginson D., Clutterbuck D. Techniques for coaching and mentoring, Elsevier, Oxford, 2005.
- Nadler D., Lawler E. Quality of Life: Perspectives and Directions//Organizational dynamics, Winter 1983, p.26
- Norton В., Tivey J. Mentoring. Northants, 1995.
- Rogers, C.R. Psychotherapy and personality change / C.R. Rogers. -Chicago, 1954.
- Vartia M. The sources of bullying psychological work: environment and organizational climate. European Journal of Work and Organizational Psychology: Mobbing and victimization at work. London. 1996, p.203 — 215