Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Формирование социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях психической депривации как актуальная проблема специальной психологии
- 1. 1. Феномен психического недоразвития и его проявления в процессе социокультурного развития ребенка
- 1. 2. Закономерности социально-личностного развития на этапах детства в условиях дизонтогенеза
§ 1.3. Формирование социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях интернатных образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
§ 1.4. Постановка проблемы исследования
Выводы по главе
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей проявления социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
§ 2.1. Методики экспериментального изучения социальной компетентности у детей-сирот старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития
§ 2.2. Анализ экспериментальных данных изучения социального интеллекта у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
§ 2.3. Анализ экспериментальных данных изучения эмоционального компонента социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития воспитанников детского дома
§ 2.4. Анализ экспериментальных данных изучения поведенческого компонента социальной компетентности у старших дошкольников легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома
Выводы по главе
ГЛАВА III. Теоретические и организационные походы к разработке программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития на этапе дошкольного детства в условиях детского дома для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
§ 3.1. Теоретико-организационные принципы разработки коррекционной программы формирования эмоциональной компетентности у детей и ее содержание
§ 3.2. Оценка возможностей компенсации социально — личностного развития по результатам реализации коррекци-онно-развивающей программы
Выводы по главе
Список литературы
- Абраменкова, B.B. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. — 1984. -№ 3. — С. 53−59.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования •// Психологический журнал. 1994. — Т. 14., № 4.-С. 35−55.
- Авдеева, H.H. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, H.H. Толстых. М., 1986. — 322 с.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. 356 с.
- Агавелян, М.Г. Опознание невербального поведения человека умственноотсталыми школьниками: дис.. канд. пед. наук -Новосибирск, 1998. -189 с.
- Агавелян, O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: авто реф. дис. д-ра психол. наук М., 1989. — 334 с.
- Аксарина, Н.М., Щелованов, Н.М. Воспитание детей в яслях М.: Педагогика, 1939. — 139 с.
- Аксенова, Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: автореф. дис.. канд. психол. наук Н. Новгород, 1992. -17 с.
- Аксенова, Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1999. — 18 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под. ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. -125 с.
- Альраххаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1992. 17 с.
- Андрущенко, Т.Ю., Шашлова, Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога- М.: АСАДЕМА, 2003. 92 с.
- Антипина, H.A. Когнитивная дифференцированность как детерминанта особенностей общения: дис.. канд. психол. наук -СПб., 1998.-213 с.
- Антонов, В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. 1975. — № 10. — С. 20−25.
- Аралова, М.П. Психологические особенности общения со взрослым и сверстниками выпускников школы — интерната: автореф дис.. канд. психол. наук — М., 1991. 19 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 328 с.
- Аугене, Д.Й. Речевое общение у олигофренов //Дефектология. 1987.- № 4. С. 76−80.
- Баз, JI.JI., Баженова, О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни
- Психологический журнал. -1996. Т. 17. — С. 97−110.
- Байкенов, С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы // Вопросы пато-психологии-М., 1970 С .14.
- Бардышевская, М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. — 2006. — № 1. — С. 6−21.
- Басилова, Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998. — С. 35−48.
- Бгажнокова, И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью
- Дефектология. 1994. — № 1. — С.11−14.
- Бгажнокова, И.М., Мускаева, Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46−52.
- Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков: автореф. дис.. доктора психол. наук -М., 1989.-48 с.
- Белопольская, H. JL Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: автореф. дис.. д-ра психол. наук М., 1996. — 47 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. -420 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение — М.: Международная педаг. Академия, 1995. 328 с.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. — 207 с.
- Бойков Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школы интерната: автореф. дис.. канд. психол. наук — СПб., 1994.-23 с.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2005 — С. 288.
- Болбачану, А. Значение общения со взрослым для умственного развития детей // Дошкольное воспитание. 1984. — № 1. — С. 36−39.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве -М.: Педагогика, 1990. 35−78 с.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта // Психологический журнал. 2003. т.24. № 2. — С. 15−17.
- Бурменская, Г. В., Карабанова, O.A., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей М.: МГУ, 1990. — 134 с.
- Бутко Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003- № 2. — С. 44−50.
- Буфетов, Д.В. О некоторых особенностях социального статуса учащихся с нарушением интеллекта в классных коллективах // Специальная психология. — 2004. № 2(2). — С. 21−35.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра М.: Просвещение, 1988. — 207с.
- Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1987. 17 с.
- Васильева, E.H. Формирование эмпатии к сверстнику с задержкой психического развита // Шестилетние дети: проблемы и исследования. — Н. Новгород, 1998. С. 56−71.
- Венгер, Л.А., Ибатулина, A.A. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. —1989. № 2. — С. 88−89.
- Викулова, Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов
- Вопросы экспериментальной пато-психологии. М., 1965. — С.13−18.
- Винникова, Е.А., Слепович, Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР // Дефектология. -1999. -№ 1.-С. 18−24.
- Власова, Т.А., Лебединская, К.С., Лубовский, В.И., Никашина, H.A. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления
- Обзорная информация) М.: НИИД АПН СССР, 1976. — 47 с.
- Власова, Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии-М.: Просвещение, 1967. 105 с.
- Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии -М.: Просвещение, 1973. 1/5 с.
- Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей. //Коррекционная педагогика,. — 2003. № 2— С.3−18.
- Володина, И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: автореф. дис.. канд. психол. наук СПб., 2004. — 27 с.
- Волосовец, Т.В. Состояние и перспективы развития специального образования в России //Модернизация специального образования: проблемв1 коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 4−11.
- Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. 1996. -Т. 17. № 4.-С. 55−63.
- Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т.: Т.З. М.: Педагогика, 1983. — С. 5−329.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т.: Т. 5. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
- Выготский, Л.С. Детская психология. //Собр. соч. В 6-ти т.: Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии М.: Просвещение, 1995.-527 с.
- Гаврилушкина, О.П., Головиц, Л.А., Егорова, М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1. С. 79−88.
- Галигузова, Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996.-№ 3.-С. 101−116.
- Галлямова, Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстником у детей 5−7 лет с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук-М, 2000. -21 с.
- Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии — М.: МГУ, 1978. 120 с.
- Гарбузов В.И. Психический инфантилизм // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб., 2001-С.270−286.
- Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995. -№ 2. — С. 27−30.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.^еРо, 1997. -240 с.
- Головина, Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослым у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. -Иркутск, 1989. С. 34.
- Гончарова, Е.Л., Кукушкина, О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. -№ 3. — С. 3−14.
- Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнеговозраста /Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М: Педагогика, 1989. — С. 6−31.
- Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома //Дефектология. 1993. — № 6. -С.13−18.
- Грибанова, Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психологической неустойчивости и задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1999. -17 с.
- Гудонис В.П., Самошонок К. Л. Особенности адаптации детей и подростков, оставшихся без опеки родителей //Дефектология. -2007.- № 4. С. 70−77.
- Гуменюк, М.Е. Особенности самопринятия у младших подростков с ЗПР //Шестилетние дети: проблемы и исследования. H.H., 1998. — С. 198−207.
- Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 25−30.
- Даргевичене, Л.И. Некоторые особенности личностных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов // Дефектология. 1970. — № 3. — С. 36−40.
- Демьянов, Ю.Г. Психопатология детского возраста -Л., 1988. С. 16−50.
- Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. -М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
- Дети социального риска и их воспитание / Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. 336 с.
- Дзукоева, Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 19−25.
- Дзукоева, Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. .канд. психол. наук. М, 2000. — 22 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под. ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. — 224 с.
- Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Соц. Здоровье России, 1992.-204 с.
- Дианова В.И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей —сирот с нарушениями развития. // Дефектология. — 2006. — № 1.- С. 63−66.
- Димитров, И.Т. Содержание функции «образа самого себя» у дошкольников: автореферат дис.. канд. психол. наук -М., 1979. -19 с.
- Дмитриева С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста Красноярск, 2005 — 32 с.
- Дмитриева, Е. Е, Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 200−210.
- Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография -Н.Новгород: НГПУ, 2004.-258 с.
- Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативного развития у детей сзадержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2004. — № 6. С. 11−17.
- Дошкольники с задержкой психического развития: Актуальные проблемы диагностики и коррекции // Сборник научных трудов /Под. ред. И. Ю. Левченко, Т. Ю. Ортиной. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 129с.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений М. Книголюб, 2006. — 64 с.
- Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и в вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., АПН СССР, 1982. — С. 8−19.
- Душкина, М.Р. Взаимосвязь структуры «Я- концепции ребенка» и специфики внутрисемейных отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук М., 2003. — 24 с.
- Евсеева, А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития «Я концепции»: автореф. дис. .канд. психол. наук — Н. Новгород- 2000. — 21с.
- Егорова, М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе — интернате //Дефектология. — 2006. — № 1 .С. 25−30.
- Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающий в развитии М: Педагогика, 1973. — 150 с.
- Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 25−35.
- Екжанова Е.А., Стребелева, Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением интеллекта. //Дефектология. 2000. — № 3. — С .66−78.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта //Дефектология. 2006. — № 6. — С. 3−15
- Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.-№ 1.-С. 36−39.
- Елагина, М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 1. — С. 37−42.
- Ермолова Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет. // Вопросы психологии. 1999.- № 1. — С. 50−60.
- Ермолова, Т.В., Панцырная, Е.В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7−8 лет // Психологическая наука и образование. 1999. -№ 1. — С. 38−45.
- Ефремова, Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд.. психол. наук Н. Новгород, 1997. — 172 с.
- Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М.: Просвещение, Владос, 1995. — 112 с.
- Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ М.: Новая школа, 1998. -144 с.
- Заззо, Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 11−24.
- Закрепина A.B. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: Автореферат дис. канд. пед. наук М.: 2003. 23 с.
- Закрепина, A.B. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, воспитывающихся в семье // Дефектология. 2003. — № 1. -С. 60−66.
- Залысина, И.А., Смирнова, Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 31−37.
- Запорожец, A.B. Избранные психологические труды: Т 1 — М.: Педагогика, 1986. 320 с.
- Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Защиринская, О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конф. «Ананьевские чтения 97» / Под ред. A.A. Крылова. — СПб., 1997. -С. 83−89.
- Защиринская, О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития
- Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под. ред. О. В. Защиринской. СПб., 2001. — С. 213−252.
- Зейгарник, Б.В. Личность и патология деятельности М.: МГУ, 1971.-С. 43−98.
- Зеленина, Н.Ю. Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии//Дефектология. 2007.- № 5.- С. 19−27.
- Землянухина, Т.М., Лисина, М.И. Особенности общения илюбознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. — С. 36−39.
- Иванова, А .Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С.34.
- Иванова, Н.П., Бобылева, И.А., Заводилкина, О. В. Возрастной стандарт социализации детей сирот — М., 1999. — С. 11−17.
- Ильина, Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды //Дефектология. 2007-№ 4. — С. 18−25.
- Инденбаум, EJT. Роль социокультурных условий в генезе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008- № 3. — С. 3−10.
- Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство СПб.: Речь, 2003 .-391 с. 118. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника /центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца. М., 1997. — 34 с.
- Капчеля, Г. И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис.. канд. психол. наук -М.- 1983.- 189 с.
- Карвялис, В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: автореф. дис.. доктора пед. наук -М., 1987. -35 с.
- Кауненко, И.А. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1993. 21 с.
- Киселева, H.A. Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук Н. Новгород, 2000.-258 с.
- Князева, Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающихзанятий для младших школьников: М.: АРКТИ, 2004. 216 с.
- Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. — 354−388 с.
- Ковалев, Г. А., Радзиховский, Л.А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов //Общение и развитие психики. М., 1986. — С.ЗЗ.
- Кожалиева, Ч.Б. Особенности образа «Я» у умственно отсталых подростков: дис.. канд. психол. наук -М., 1995. 137 с.
- Коломенский, Н.Л. Самооценка, уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1972.-20 с.
- Колотыгина Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях //Дефектология. 2008. — № 5. — С. 66−70.
- Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей сирот: социально-эмоциональные проблемы /Под научным руководством Л. М. Шипициной, Е. К. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. — 108 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994. С.32−37.
- Кондрашин, В.И. Совершенствование социальной адаптации детей — сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы — интерната: дис. канд.. психол. наук — М., 1991.-160 с.
- Конева, И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития: автореф. дис.. .канд. психол. наук — Н. Новгород, 2002. — 26 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. — № 6. — С. 21.
- Коробейников, И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис.. д-ра психол. наук М., 1997.-323 с.
- Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.-192 с.
- Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. — № 1. — С. 54−60.
- Коробейников, И. А. Проблема сиротства: реальность и ожидание //Дефектология. 2006. — № 1.- С. 3−6.
- Коробейников, И.А., Слуцкий, В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. -№ 3. — С.12−16.
- Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук Н.Новгород., 2005. — 22 с.
- Кравцов, Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст): дис.. докт. психол. наук -М., 1995.-288с.
- Кравцова, Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от общения ребенка с окружающими: дис.. канд.психол. наук -М., 1981. 171с.
- Красницкая, Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства) М., 2001, С.3−5.
- Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологическите особенности воспитанников детских домой и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2007. — № 2. -С. 3 — 12.
- Кузнецова, JI.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1986. 16 с.
- Кузьмина Т.И. Проблема исследования Я — концепции умственно-отсталых младших школьников // Коррекционная педагогика -2005.- № 2(8). С.29−34. ¦
- Кулагина, И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1982. — № 6.-С. 3−10.
- Куницына, В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под. ред. A.A. Крылова. СПб., 1996. — С. 48−60.
- Лазарева, В.А. Принципы коррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенным родительского попечения // Специальная психология. — 2004. № 2 (2). — С. 36−48.
- Лазарева, В.А. Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения //Коррекционная педагогика. 2004 — № 4 (6). — С. 73−80.
- Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей М.: МГУ, 1985.- 167 с.
- Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика М.: Академия, 2000.-231 с.
- Левченко, И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография М.: Изд. Центр Академия, 2001. — 232 с.
- Левченко, И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: дис.. д-ра психол. наук М., 2001.-385с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. т.1 М.: Педагогика, 1983. — 231с.
- Леонтьев, А.Н. Психология общения М.: Смысл, 1999. — 365 с.
- Лисина, М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей: дис. д-ра. псих, наук — М., 1974. 416 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка М., Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.
- Лисина, М.И., Сильвестру, А.К. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиница, 1983. — 110 с.
- Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / Под ред.
- B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 2002.
- Локтева Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 3/2007 с.27−35.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов — М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. № 6. — С. 16−20.
- Лубовский, В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. — № 1.1. C.17−24.
- Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
- Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лубовский, Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показатель развития личности (в контексте работы детского практического психолога): дис.. канд. психол. наук. -М., 1990.-132 с.
- Макеева, Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2004. 24 с.
- Малофеев, H.H. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996 г.
- Малофеев, H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997.- № 4.1. С. 3−15.
- Малофеев, H.H., Шматко, Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008 — № 1. — С. 71−79.
- Малофеев, Н.Н., Шматко, Н.Д. Интеграция и специализоваронные образовательные учреждения: необходимость перемен
- Дефектология. 2008.- № 2. — С. 86−94.
- Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
- Мамайчук, И.И., Трошихина, Е.Г. Особенности психологической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов
- Дефектология. 1997. -№ 3. — С. 3−10.
- Манова-Томова, B.C., Пирьов, Г. Д., Пенушлиева, Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
- Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) — М.: Колпенс-центр, 1993.- 198 с.
- Мартьянова, Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003, — № 2.
- Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция М.: Просвещение, 1992. — 94 с.
- Матасова, Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. 1997. № 2. -С.З- 8.
- Махова, В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. — 2000.-№ 6.-С. 9−14.
- Мачихина, В.Ф. Организованно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения //Дефектология. — 1992. — № 4. — С. 19−24.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1998. -. С 237−245.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва-Воронеж: НПД МОДЭК, 2001. -239 с.
- Менчинская, H.A. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. — М.: Просвещение, 1971. С. 2−31.
- Мещерякова, С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
- Михайлова Ю.А. Социальное поведение и эмоциональная регуляция у воспитанников домов ребенка //Психолог в детском саду 2003.-№ 2.- С.83−114.
- Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста- дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. 2001. — № 1.1. С. 60- 64.
- Мнухин, С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей М., 1961. — С. 14.
- Москаленко Н.В., Щербакова A.M. Подготовка воспитанников -сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни //Дефектология. 2006. — № 1- С. 47−53.
- Москаленко, Н.В. Круг общения и формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей // Дефектология. —1991.-№ 6.-С. 41−46.
- Москаленко, H.B. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей — сирот // Дефектология. — 1991.-№ 3.-С. 30−34.
- Москвичева, Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения: авторф. дис.. канд. психол. наук -H.H., 2003.-22 с.
- Московкина, А.Г., Сагдуллаев, A.A. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростка с легкими формами умственной отсталости
- Дефектология, 1991.-№ 3.- С.11−19.
- Мухадмедрахимов Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка //Дефектология. -2006.-№ 1, — С. 21−25.
- Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. — 1980. Т. 1. № 5. — С. 49−53.
- Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 32−39.
- Мясищев, В.Н. Психология отношения / Под ред. A.A. Бодалева.-М.: Институт практической психологии, 1998. 363 с.
- Намазбаева, Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф.. дис. д-ра психол. наук — М., 1986. 35 с.
- Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития -М.: Владос, 2003. 128 с.
- Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред.Д. И. Фельдштейна. М., 2008.-218 с.
- Обухова, Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития
- Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С 30−38.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы М.:1. Академия, 1996. — 372 с.
- Омарова, П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: дис.. канд. психол. наук -Махачкала, 1999. 167 с.
- Орехова, Г. А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития //Специальная психология. 2005. — № 3−4 (5−6). С. 36−40.
- Павлий, Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы у детей с задержкой психического развития: дис.. канд. психол. наук -М., 1997.-210 с.
- Панов А.И., Юдинцев H.H. Программа социально-психологического развития детей (Для образовательных учреждений для детей-сир от и детей, оставшихся без попечения родителей): Социальная защита детства Отв. ред. Л. К. Селявина М., 2000. Вып.З.
- Пенькова, В.А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2003. № 4. — С. 2−6.
- Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. 2007.- № 5. — С.75−84.
- Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие -М.: Академия, 2002. — 157с.
- Петровский, A.B. Развитие личности. Возрастные периодизации //Психология развивающейся личности. — М., 1987.-С. 38−76.
- Печерский В .Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию уподростков и юношей с легкой умственной отсталостью //Дефектология. 2007.- № 5.- С. 3−10.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология М.: Международная пед. академия, 1994. — 680 с.
- Пиклер, Э. Современные формы проявления госпитализма
- Некоторые проблемы общения взрослого и ребенка: доклады -документы ХУП / Государственный Методологический Институт Домов ребенка Будапешт, 1975. — С. 8−10.
- Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников М., 1962. — С. 38.
- Преодоление трудностей специализации детей — сирот / Под ред. Л. В. Бейбородовой. Ярославль: Ярославский гос. пед. университет, 1997.-196 с.
- Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества. — М.: Педагогика, 1990 160 с.
- Прихожан, A.M., Толстых, H.H. Психология сиротства. С.-Пб., 2005.- 265 с.
- Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе практической психологии образования. М., 2005. — С. 20−87.
- Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под ред. Волковой E.H. С.-Пб., «Питер», 2008. С. 14−97.
- Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника (Т.И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.) — Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. М.: «Просвещение», 2003. — 335 с.
- Психическое развитие воспитанников детских домов /Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1990. — 264 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Психическое развитие детей-сирот (по результатом психологического мониторинга) / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.- 186 с.
- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сот. И общая редакция В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001. -256с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под. ред. И. В. Дубровиной. -М.: Academ А, 1999. 160 с.
- Радина, Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов —Н.Новгород: НГУ, 2004. 193 с.
- Развитие личности в условиях психической депривации /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 159 с.
- Развитие образа себя, образа сверстника и возможности детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989. с 166−187.
- Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. — 1989. -№ 3. С. 36−40.
- Раку, А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье // Дефектология. 1977. — № 4. — С. 55−58.
- Резникова, Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. — 2007. — № 4.- С. 26−33.
- Романова, В. Кросс-культурные исследования //Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 118−130.
- Рубинштейн, С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр.соч.: В 2 т.М. 1989, Т2. с 236−250.
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Савина, Е.А., Чарова, О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 15−23.
- Сагдуллаев, A.A., Московкина, А.Г. Некоторые социологические характеристики детей-сирот // Дефектология. — 1989. — № 6. — С. 1317.
- Сагдуллаев, A.A., Московкина, А.Г. Этиологические аспекты исследования интеллектуального недоразвития у детей
- Дефектология. 1991. — № 6.-С. 17−23.
- Салмина, Н.Г., Иовлева, Т.Е., Тихонова, И. Л. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // «Психологическая наука и образование». 2006. — № 4. — С. 81−95.
- Сатышева, С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей: автореф. дис.. канд. психол. наук -Новосибирск, 2003. -20 с.
- Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития
- Дефектология. 2000. — № 1. — С. 66−75.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001 -С. 55−67.
- Семья, Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — М., 2001. — 190 с.
- Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: автореф. дис.. д-ра психол. наук -М., 1994.-37 с.
- Слободчиков, И.М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование.-2004.-№ 1.-С. 18−21.
- Слободчиков, В. И, Цукерман, Г. А. Интегральная возрастная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.
- Слуцкий, В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 141−145.
- Слуцкий, В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психологический журнал. — 1996. Т. 17. № 1. — С. 86−96.
- Соколова, Е.В. Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: дис.. канд. психол. наук Новосибирск, 2000.-262 с.
- Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования М.: ТЦ Сфера, 2008 — 128с.
- Стернина, Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1988. — 16 с.
- Стребелева, Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. — № 1. — С. 53−59.
- Стрекалова, Т.А. Возможности коррекции мышления шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1989. -№ 1. — С. 58−63.
- Субботский, Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник Моск.-ун-та. Сер. 14. Психология. -1979. С. 36−47.
- Султангалиева, Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: дис.. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1988. — 187 с.
- Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М.: Медгиз, 1974. — 320 с.
- Ткачева, И.А. Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 61 -66 .
- Ткачева, В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1999.- 16 с.
- Тотева, С. Психични разстройства и отклонения в поведението при деца на алкохолици // Неврол. Психиатр. Неврохир.1983.-Р. 214−218.
- Тригер, Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. -1989. -№ 5.-С. 12−17.
- Трошихина, Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: дис.. канд. психол. наук -СПб., 1997.-219 с.
- Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: автореф. дис.. д-ра. психол. наук М., 1983. — 38 с.
- Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития -Н.Новгород: НГПУ, 1994. 228 с.
- Ульенкова, У. В. Выготский JI.C. и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 26−32.
- Ульенкова, У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и решения
- Шестилетние дети: проблемы и исследования Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — С. 93−102.
- Ульенкова, У.В. Научно-организационные основы психологической помощи детям с задержкой психического развития в системе дошкольного учреждения общеобразовательная школа //Специальная психология. — 2004. — № 1. — С. 12−22.
- Ульенкова, У.В., Лебедева, О.В. Л. С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня — Н. Новгород: НГПУ, 2001.-196 с.
- Ульенкова, У.В., Лебедева, О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии М.: Академия, 2005. — 185 с.
- Ульенкова, У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и решения
- Шестилетние дети: проблемы и исследования Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — С. 93−102.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. -№ 6. — С. 26−37.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства -М.: Флинта, 1997. — 160 с.
- Фиглин, JI.A. Социальная компетентность: цели, возможности развития и совершенствования // Акмеология в образовательных процессах. Саратов, 2000. — С. 14−17.
- Фурманов, И.А., Аладьин, A.A., Фурманова, Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства —Мн.: «Тесей», 1999 160 с.
- Хайратдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта. Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., — 2002. — 23 с.
- Чиркова, Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис.. доктора.псйхол.наук -М., 1999.-431с.
- Чистякова, М.М. Психогимнастика: 2-ое издание / Под. ред М. И. Буянова. -М.: Просвещение. 1995. — 123 с.
- Шалимов, В.Ф., Новикова, Г.Р. К вопросу о коррекционно-развивающем обучении детей с пограничными психическими расстройствами // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 135−153.
- Шаповалова, O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы интерната // Дефектология. — 1996.-№ 5.-С. 59−64.
- Шаумаров, Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе стандартизованной методики: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1994. — 22 с.
- Шевченко, С.Г. Организация коррекционно развивающего обучения для детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1998.-№ 5.-С. 16−20.
- Шибутани, Т. Социальная психология Ростов на Дону: Феникс, 1998.-544 с.
- Шипицына, Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская, O.B. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб. -Детство- Пресс, 2001 380 с.
- Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С., Виноградова, А.Д. и др. Развитие личности в условиях материнской депривации —СПб.: ИСПиП, 1997.-160 с.
- Шиф, Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей // Основы обучения и воспитание аномальных детей / Под. ред. А. И. Дьячковаи др. -М., 1965. 150 с.
- Шпиц, P.A. Поведение депривированных детей // Психология аномального развития ребенка / Под. ред. В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской: в 2 томах Т.Г. — М., 2002. — С. 192−193.
- Щербакова, A.M., Москаленко, Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида. Дефектология. 2001 — № 4. — С. 31−36.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. — 555 с.
- Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М.: МГУ, 1990. — 196 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество: пер. с англ СПб.: Речь, 2000. -415с.
- Юдинцева, H.H. Об особенностях становления идентичности и отношения к другим у социальных сирот // Дефектология. -2006 № 1.- С. 36−42.
- Юсупова, Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. канд. психол. наук — Н. Новгород, 2003. 19 с.
- Якобсон, С.Г., Морева, Г.И. Образ себя и моральное поведение
- Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−72.
- Aronson, М., Kyllerman, М., Sabel, K.-G., Sandin, В., Olegard, R. Children of Alcoholie Mothers. Development, Perseptual and Behavioral Characteristics as Compared to Matched Controls // Acta Paediatr Scand.- 1985,74,1.- P. 27−35.
- Bowlby, J. Attachment and love L., 1969. — V. 1. — 104 p.
- Damon, W. Patterns of change in children1 s social reasoning: A two year longitudinal study // Child Development. 1980. -51. P. 1010−1017.
- Dann, L. Peabody Picture Vocabulary Test Manual Nashville, 1958.
- Gibello, B. Vraies et fausses debilites mentales chez I enfant // Vie med.- 1983. -64. № 5. -P. 1161−1172.
- Goldfarb, W. Infants rearing and problem behaviors // Amer. J. Of Orthopsychiathry. 1943. — Vol.13. — P. 29−47.
- Kirk, S.A., Kirk, W.D. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation Urbana III., 1971. — 198 p.
- Лангмейер, Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте -Прага: Авеценум, 1984. С. 334.
- Lovell, К. Malagoljisted and Diligent Children. in Educational psychology and children. — London Univ. of London Press, 1973. — P. 264−278
- Meyer, K. Somatische, psychologische und soziologisce Untersuchungen zur Unterbegabung. — Die Bedeunung psychologischer und soziologischer Factoren: diss, von (Tubingen). 1972.
- Piaget, J. The Moral Judgment of the Child. New York: Free Press, 1965.
- Robertson, J., Bowiby, J. Pesponses of young children to separation from their mothers // Courier of the international children s centre. Paris, 1952. -V.2.
- Rubin, K. Play preference and its relationship to egocentrism, popularity and classification skills in preschoolers // Merrill Palmer Quarterly, 1975. -21.- P. 171−178. •
- Sears, R. Your ancients Resisted: A History of Child Psychology
- I Hetherington E.N. Review of child development research. V.S. Chicago, 1975.
- Siemon, M.K. Family subsystem: working with School-age Children experiencing Psychological stress. Clinical Practice in psychosozial nursing: assesment and intervention — N.Y.: Appleton-Centry-Crofts, 1978.-P. 289−318.
- Skinner, B.F. Contingencies of reinforcement- A theoretical analysis — N. Y., 1969.
- Staub, E. The Development of Prosocial Behavior (Vol.1). New York: Academic Press, 1979.
- Тарнопол, Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 40−46.
- Hoffman, M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization // Higgins, Rubl & Hartup (eds), Social Cognition and Social Behavior. Developmental Perspectives. New York: Cambridge University Press, 1983.
- Jaspers, K. Gesammelte Schriften fuer Psychopathology Berlin, 1963.