Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Формирование социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях психической депривации как актуальная проблема специальной психологии
    • 1. 1. Феномен психического недоразвития и его проявления в процессе социокультурного развития ребенка
    • 1. 2. Закономерности социально-личностного развития на этапах детства в условиях дизонтогенеза

    § 1.3. Формирование социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития в условиях интернатных образовательных учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 1.4. Постановка проблемы исследования

    Выводы по главе

    ГЛАВА II. Экспериментальное изучение особенностей проявления социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития в условиях образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 2.1. Методики экспериментального изучения социальной компетентности у детей-сирот старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития

    § 2.2. Анализ экспериментальных данных изучения социального интеллекта у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома

    § 2.3. Анализ экспериментальных данных изучения эмоционального компонента социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития воспитанников детского дома

    § 2.4. Анализ экспериментальных данных изучения поведенческого компонента социальной компетентности у старших дошкольников легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома

    Выводы по главе

    ГЛАВА III. Теоретические и организационные походы к разработке программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития на этапе дошкольного детства в условиях детского дома для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    § 3.1. Теоретико-организационные принципы разработки коррекционной программы формирования эмоциональной компетентности у детей и ее содержание

    § 3.2. Оценка возможностей компенсации социально — личностного развития по результатам реализации коррекци-онно-развивающей программы

    Выводы по главе

Психологические особенности развития социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация общественного развития вызывает повышенный интерес к детям с легкими состояниями психического недоразвития, к условиям их оптимальной интеграции в социум. Психологи относят к легким состояниям психического недоразвития пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержку психического развития (ЗПР) различного генеза, а также легкую умственную отсталость (ЛУО) (Д.Н.Исаев, 1982; В. В. Ковалев, 1995; И. А. Коробейников, 1997). Количество таких детей точно не определено, поскольку оно подсчитывается главным образом при ориентации на детей, обучающихся в специальных коррекционных ДОУ, школах и классах. Естественно, что значительная часть детей с легкими формами недоразвития при этом не учитывается.

Некоторые авторы на основании обобщения результатов психологических исследований пытаются определить основания для типологии психологического недоразвития: в качестве таковых выделяются особенности дезадаптации ребенка. Так, некоторые авторы выделяют следующие основные типы дезадаптации:

1. Ребенок дезадаптирован по совокупности нерезко выраженных нарушений развития как познавательных способностей, так и поведения.

2. Ребенок дезадаптирован преимущественно из-за поведенческих нарушений.

3. Ребенок дезадаптирован главным образом из-за недостаточности познавательных способностей.

4. Ребенок дезадаптирован как вследствие дефицита познавательных способностей, так и поведенческих нарушений.

5. Главная причина дезадаптации — эмоциональные нарушения. (Е.Л. Ин-денбаум, 2008).

Подобный подход облегчает выход на разработку коррекционно-развивающих программ, нацеливающих на парциальные направления. Однако, все не так просто, поскольку нарушения в развитии представлены в легкой степени и носят системный характер.

Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с легкими формами психического недоразвития (Т.В. Егорова, С. Д. Забрамная, Т. Н. Князева, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Ю. Т. Матасов, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Е.С. Слепо-вич, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова и др.) позволила получить значительные позитивные результаты в решении задач диагностики и компенсации нарушений познавательной деятельности.

К сожалению, вопросы, касающиеся генезиса и специфики собственно личностных проблем, значимых для разработки проблем социализации этих детей, исследованы недостаточно. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом, начинается его социальное становление. Разработка проблемы психолого-педагогической помощи детям с легкими формами недоразвития, безусловно, требует разностороннего и глубокого изучения специфики их социально-личностного развития, особенностей социального окружения, возможностей ребенка как субъекта общения, создания эффективных коррекционно-развивающих и профилактических программ.

Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л. С. Выготского. По мнению Л. С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру» (JI.C. Выготский, 1983). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л. С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел основной путь компенсации дефектов развития ребенка. Однако этот путь, открывающий, по мнению JI.C. Выготского, новый пласт в исследовании дефективности, пока еще не получил достаточного осмысления и реализации в специальной психологии, особенно применительно к детям с легкими формами психического недоразвития.

В специальной литературе, к сожалению, до сих пор доминирует пато-биологический подход к пониманию нарушений развития (Т.А. Басилова, Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, A.A. Сагдуллае-ва, Е. Сухарева, М. Н. Фишман и др.). В немногочисленных исследованиях становится реальностью изучение социальных детерминант патологического развития (Д.И. Бойков, Г. В. Грибанова, Е. Е. Дмитриева, Е.Л. Ин-денбаум, И. А. Коробейников, И. Ю. Левченко, В. Б. Никишина, В. М. Слуцкий, Е. В. Соколова, У. В. Ульенкова и др.), что очень важно для понимания объективных закономерностей социализации детей, имеющих нарушения в развитии, для постановки и решения диагностических, профилактических, кор-рекционно-развивающих задач в практической работе с ними. Однако в экспериментальном плане роль общения со взрослым, механизмы его влияния на психосоциальное развитие детей с негрубыми формами нарушений психики, можно сказать, не изучались. Отсутствие конкретных научных данных в этом направлении не может не затруднять разработку проблем образовательной дифференциации детей, создания для них личностно ориентированных диагностических и коррекционно-развивающих программ, реализации этих программ в деятельности, в частности, в ведущих видах деятельности.

Особый теоретический и практический интерес представляют дети с легкими формами психического недоразвития, воспитывающиеся в условиях психической депривации. Проблема изучения психологического сопровождения детей-сирот, по тем или иным причинам оставшихся без родительской опеки, в настоящее время особенно актуальна. По данным Министерства внутренних дел на январь 2007 года, 700 тысяч детей в стране являются сиротами (И.А.Ткачева, 2008). Как показывают статистические данные, значительный процент выпускников сиротских учреждений оказывается неприспособленным к самостоятельной жизни. Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ о выпускниках сиротских учреждений, 10% из них приходят к суициду, 40% -попадают в разряд алкоголиков и наркоманов, 40% - становятся преступниками, и только 10% адаптируются в обществе (И.А. Крестинина, 2007).

По данным исследований, дети-сироты не имеют доверия к окружающему миру, не владеют нормами и правилами социально приемлемого поведения, не владеют базовыми социально-нравственными ценностями (И.В. Дубровина, И. А. Коробейников, М. И. Лисина, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, Е. О. Смирнова, И. А. Ткачева, H.H. Толстых, И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова, Дж. Бо-улби, И. Лангмейер, З. Матейчик, Э. Пиклер и др.).

Значительная группа детей-сирот (65−77% от общего числа воспитанников детских домов) — это дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания (И.А. Коробейников, Е. С. Слепович, В. М. Слуцкий, И. А. Ткачева, У. В. Ульенкова, А. Б. Холмогорова и др.). Неблагоприятная социальная ситуация развития в значительной мере утяжеляет картину их психического недоразвития, приводит к отставанию в становлении самосознания, эмоционально-волевой сферы, к формированию специфических механизмов адаптивного поведения, к их рассогласованию с принятыми в обществе социальными нормами (С.Г. Байкенова, Г. М. Дульнев, Н. Л. Коломинский, И. А. Коробейников, Л. М. Шипицына, Ж. И. Шиф, и др.).

Немногочисленные научные факты актуализируют проблему изучения социального самосознания воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития. Мы полагаем, что изучение социальной компетентности как образа социального «Я» ребенка (М.И. Лисина) у этих детей поможет выйти на ключевые характеристики процесса их социализации.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение специфики формирования социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома, выявление условий оптимизации этого процесса.

Объект исследования: социальноличностное развитие старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома.

Предмет исследования: изучение особенностей проявления социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома в традиционных для них условиях развития и в условиях целенаправленного педагогического влияния.

Гипотеза исследования: опираясь на исследования, посвященные проблеме социального развития детей с умственной недостаточностью (Н. Л. Белопольская, Е. Дзукоева, Е. А. Екжанова, A.B. Закрепина, О.В. За-щиринская, Ю. А. Ильина, И. А. Коробейников, Н. В. Москаленко, Ж. И. Назамбаева, Н. М. Назарова, Е. В. Резникова, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицына, A.M. Щербакова, Л. Ф. Хайртдинова и др.), немногочисленные данные о специфике социального развития воспитанников детского дома (М.И. Лисина, Е. О. Смирнова, А. И. Прихожан, H.H. Толстых и др.), мы полагаем: старшие дошкольники детского дома с легкими формами психического недоразвития в силу биологических особенностей и социальной ситуации их развития имеют системное нарушение всех компонентов социальной компетентности: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Коррекционноразвивающая программа, опирающаяся на общую программу коррекции психического развития детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития в условиях детского дома, специально нацеленная на развитие их социального интеллекта, коммуникативных навыков, поведенческой саморегуляции, является ключевой в оптимизации процесса формирования у них социальной компетентности как возрастного психического новообразования.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать актуальность проблемы социализации детей дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития, воспитывающихся в условиях депривации основных потребностей.

2. Разработать программу диагностики актуальных и потенциальных особенностей формирования социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.

3. Выявить и охарактеризовать у испытуемых уровни сформированности на момент изучения основных компонентов социальной компетентности (интеллектуального, эмоционального, поведенческого).

4. Разработать и апробировать в работе со старшими дошкольниками с легкими формами психического недоразвития — воспитанниками детского дома программу оптимизации их социально-личностного развития.

5. Проследить возможности формирования у испытуемых социальной компетентности в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Экспериментом были охвачены: старшие дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР), легкой умственной отсталостью (ЛУО), воспитывающиеся в детском доме (92 ребенка) — старшие дошкольники с ЗПР, ЛУО, воспитывающиеся в семье (86 детей) — нормально развивающиеся дети — старшие дошкольники (50 человек).

Методы исследования: междисциплинарный теоретический анализ исследований, констатирующий, формирующий эксперименты, наблюдение, анализ историй развития детей, методы количественной и качественной обработки фактических данных.

Основные этапы исследования:

1. Обоснование теоретических подходов к изучению социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития.

2. Разработка и реализация комплексной диагностической программы исследования основных компонентов социальной компетентности у испытуемых.

3. Разработка программы оптимизации социально-личностного развития на основе авторской позиции понимания социализации изучаемой категории детей в инновационных психолого-педагогических условиях детского дома и ее апробация.

4. Оформление диссертационного исследования.

Методологические позиции исследования были определены на основе: — важнейших положений культурно-исторической теории развития высших психических функций (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Д. Забрамная, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— теории единства и сложного взаимодействия факторов органического и социального ряда в онтогенетическом развитии ребенка с нарушениями в развитии (Т.А.Басилова, Л. С. Выготский, Г. В. Грибанова, Ю. Г. Демьянов, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, В.И. Лу-бовский, М. С. Певзнер, В. М. Слуцкий, Г. Е. Сухарева, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Л. М. Шипицына и др.);

— положений о гуманизации интегративных процессов, необходимости создания в обществе условий для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова, Т. В. Волосовец, Л. С. Выготский, И. Ю. Левченко, H.H. Малофеев, Н. М. Назарова, В. В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Л. М. Шипицына и др.);

— результатов исследований в области специальной психологии, направленных на изучение социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития (O.K. Агавелян, М. Г. Агавелян, H.JI. Белопольская, Д. И. Бойков, Е. Г. Дзукоева, Е. Е. Дмитриева, Г. И. Ефремова, О.В. Защирин-ская, A.B. Закрепина, Е. Г. Злобина, Ю. А. Ильина, Ч. Б. Кожалиева, И. А. Конева, JI.B. Кузнецова, И. Ю. Левченко, Ж. И. Намазбаева, Е. И. Разувай, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, О. Н. Усанова, Е. В. Хлыстова и др.);

— современной концепции развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в которой социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка (С.Л. Новоселова, Л. Ф. Обухова, Л. Н. Павлова и др.).

Научная новизна исследования. В работе реализован личностный подход при изучении феномена психического недоразвития ребенка, что обусловлено смещением акцента с патобиологических детерминант на социально-психологические. В нем впервые:

— социально-личностное развитие детей с легкими формами психического недоразвития — воспитанников детского дома изучалось в качестве самостоятельной проблемы коррекционной психологии;

— развитие сферы общения в условиях дизонтогенеза рассматривается в контексте единого концептуального подхода к пониманию психологической сущности общения и его роли в психическом развитии ребенка;

— проведено сравнительное исследование социально-личностного развития детей с ЗПР, ЛУО, нормально развивающихся сверстников, имеющих различный опыт общения с взрослыми: развивающихся в условиях детского дома и в условиях семьи;

— на основе социально-психологического исследования репрезентативной выборки испытуемых показана роль средового фактора в патогенезе социально-личностной сферы, выявлены наиболее вероятные механизмы нарушения процесса социализации детей с легкими формами психического недоразвития;

— в исследовании обоснован новый подход к организации диагностической, профилактической, коррекционной работы с детьми с легкими формами психического недоразвития, ключевым направлением которого стала сфера социально-личностного развития детей;

— в процессе констатирующего эксперимента получен и обработан большой массив эмпирических сведений о детях, характеризующих специфические особенности развития социальной компетентности у воспитанников детского дома и детей из семьи;

— получены специфические характеристики особенностей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов социальной компетентности их сформированности на момент изучения в условиях констатирующего эксперимента у социально депривированных детей;

— критериально ориентированный подход к анализу фактических данных позволил получить выход на индивидуальные характеристики развития социальной компетентности детей в условиях социальной депривации психического развития;

— индивидуальные характеристики особенностей сферы социальной компетентности испытуемых с легкими формами недоразвития в свою очередь помогли определить направление разработки, задачи и содержание коррекционно-развивающей программы.

Теоретическая значимость исследования:

— в исследовании получил дальнейшее развитие теоретический принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтверждена роль общения со взрослым в качестве источника социализации детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза;

— получило подтверждение и конкретизацию положение коррекционной психологии о специфических закономерностях развития психики детей в закрытых учреждениях в условиях дизонтогенеза — о нарушении сферы их социально-личностного развития;

— разработаны и апробированы теоретические принципы и соответствующий психолого-педагогический инструментарий диагностики (диагностический комплекс) особенностей развития социально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с легкими формами психического недоразвития;

— разработанный диагностический комплекс позволил получить данные об индивидуальных актуальных и потенциальных возможностях развития у детей детского дома в условиях дизонтогенеза сферы самосознания;

— установлены специфические закономерности развития социальной компетентности у детей с легкими формами психического недоразвития;

— определены теоретические принципы разработки коррекционно-развивающей программы социально-личностного развития детей с легкими формами психического недоразвития в условиях закрытого учреждения в органической взаимосвязи с теоретическим моделированием диагностического комплекса;

— получены обнадеживающие сведения в аспекте возможностей создания специальных психолого-педагогических условий с целью реализации потенциала социально-личностного развития старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития.

Практическая значимость исследования:

— полученный нами большой массив фактических данных в условиях конкретного эксперимента убеждает в том, что у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социально-личностная сфера развивается своеобразно по причинам не только органического дефекта, но и своеобразия социальной депривации их развития;

— теоретически обоснованный диагностический комплекс, позволяющий выявлять особенности развития социально-личностной сферы детей с легкими формами психического недоразвития, а также сконструированная на его основе программа индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи им, позволяют на качественно новом уровне решать ряд практических задач, связанных с дифференциацией этих детей, научным обоснованием содержания и своевременной организацией профилактической работы с ними.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными теоретическими и методологическими положениями, использованием современных научных достижений психолого-педагогической науки, применением психодиагностических методов, отвечающих цели, объекту, предмету, задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, использованием методов их статистической обработки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ключевой характеристикой социализации детей — воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития является развитие у них социальной компетентности, ее интеллектуального, эмоционального, поведенческого компонентов.

Заключая в себе своеобразный синтез биологических, социальных влияний, субъектно-личностных особенностей самого ребенка, социальная компетентность определяет его возрастную социально-личностную зрелость: ориентированность в социальных условиях и возникающих проблемах, характер взаимоотношений с окружающими, уровень поведенческой саморегуляции.

2. В силу особенностей дефекта и дефицита общения с близкими взрослыми старшие дошкольники детского дома с легкими формами психического недоразвития вне целенаправленной педагогической работы не достигают оптимальной возрастной нормы в формировании социальной компетентности. В силу этого у детей наблюдается системное недоразвитие всех ее компонентов.

3. Теоретическое моделирование диагностических программ на основе учета специфики развития психики ребенка дошкольного возраста в условиях депривации и принципов критериально ориентированного подхода к их разработке позволяет как выявлять актуальные и потенциальные возможности формирования у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социальной компетентности, так и прогнозировать индивидуализированные коррекционно-развивающие психолого-педагогические средства воздействия на их социально-личностную сферу.

4. Целенаправленная коррекционно-развивающая программа, опирающаяся на общую программу коррекции психического недоразвития и нацеленная на развитие социального интеллекта, коммуникативных навыков, ролевого поведения, является главным условием оптимизации процесса формирования у старших дошкольников — воспитанников детского дома социальной компетентности как возрастного психического новообразования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на: заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии Нижегородского государственного педагогического университетаМеждународной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста» (Н.Новгород, 2006) — Региональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию К.А. Некрасовой- «Педагогика и психология детства» (Н.Новгород, 2007) — Международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008) — Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве» (Н.Новгород, 2008).

Структура и объем диссертации

.

Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, приложения (4), список литературы, включивший в себя 300 источников (в том числе 12 на иностранном языке). Работа иллюстрирована 21 таблицей, 17 диаграммами.

5. Результаты исследования подтвердили объективную значимость нашего теоретико-методического проектирования коррекционно-развивающей программы, по итогам реализации которой мы зафиксировали значительное продвижение детей с легкими формами психического недоразвития в направлении возрастных достижений в социальйо-личностном развитии.

Специальное коррекционное обучение обеспечило воспитанникам детского дома с легкими формами психического недоразвития высокий уровень развития социальной компетенетности, ее эмоционального и поведенческого компонентов. Таким образом, своевременное и компетентное включение ребенка в систему коммуникативных отношений с учетом его опыта общения, актуальных и потенциальных особенностей социально-личностного развития можно рассматривать в качестве важнейшего условия оптимизации процесса социализации детей с нарушениями в развитии.

6. Внедрение результатов исследования в практику работы с детьми с легким психическим недоразвитием в рамках проводимого эксперимента убедительно показало, что разработанные программы изучения и коррекции социально-личностного развития этих детей при достаточной профессиональной подготовке педагога, практического психолога могут быть использованы в педагогической работе с ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие общие выводы:

1. Получил дальнейшее развитие принцип отечественной психологии о социальной обусловленности психического развития ребенка, подтверждена роль общения со взрослым в качестве источника социализации детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза.

Смещение акцента с патобиологических детерминант на социальные позволило реализовать при изучении феномена психического недоразвития ребенка личностный подход.

2. Получило подтверждение теоретическое положение о единстве закономерностей психического развития детей, развивающихся в норме и с легкими формами психического недоразвития, оно конкретизировано нами в аспекте социально-личностного развития этих детей.

3. Получило подтверждение положение о том, что дефицит общения со взрослым не только обедняет, но и нарушает процесс социализации, в особенности социально-личностное развитие детей на этапах раннего онтогенеза.

Полученный нами большой массив сравнительных экспериментальных данных убеждает в том, что у воспитанников детского дома с легкими формами психического недоразвития социально-личностная сфера развивается своеобразно по причинам не только органического дефекта, но и своеобразия социальной ситуации их развития.

4. Выявлено, что воспитанники детского дома 6−7 лет с легкими формами психического недоразвития вне целенаправленной педагогической работы не достигают возрастных возможностей в развитии социальной компетентности, у них имеет место системное нарушение в развитии всех компонентов социальной компетентности (когнитивного, эмоционального, поведенческого).

Ввиду недостаточности общения с близким взрослым и отсутствия личностного отношения к себе у этих детей в большей степени, чем у детей с легкими формами психического недоразвития, воспитывающихся в семье, нарушено формирование образа социального «Я», что затрудняет формирование у них гармоничного отношения к себе и другим людям. Выявление возможного механизма нарушения процесса социализации этих детей позволило обосновать новые отходы к организации коррекционной работы, ключевым направлением которой стала сфера формирования у детей социальной компетентности как базовой социально-личностной характеристики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.B. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. — 1984. -№ 3. — С. 53−59.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования •// Психологический журнал. 1994. — Т. 14., № 4.-С. 35−55.
  3. , H.H. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности / Под ред. И. В. Дубровиной, H.H. Толстых. М., 1986. — 322 с.
  4. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития — Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. 356 с.
  5. , М.Г. Опознание невербального поведения человека умственноотсталыми школьниками: дис.. канд. пед. наук -Новосибирск, 1998. -189 с.
  6. , O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: авто реф. дис. д-ра психол. наук М., 1989. — 334 с.
  7. , Н.М., Щелованов, Н.М. Воспитание детей в яслях М.: Педагогика, 1939. — 139 с.
  8. , Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: автореф. дис.. канд. психол. наук Н. Новгород, 1992. -17 с.
  9. , Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1999. — 18 с.
  10. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под. ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. -125 с.
  11. , Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1992. 17 с.
  12. , Т.Ю., Шашлова, Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога- М.: АСАДЕМА, 2003. 92 с.
  13. , H.A. Когнитивная дифференцированность как детерминанта особенностей общения: дис.. канд. психол. наук -СПб., 1998.-213 с.
  14. , В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии ребенка // Невропатология и психиатрия. 1975. — № 10. — С. 20−25.
  15. , М.П. Психологические особенности общения со взрослым и сверстниками выпускников школы — интерната: автореф дис.. канд. психол. наук — М., 1991. 19 с.
  16. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 328 с.
  17. , Д.Й. Речевое общение у олигофренов //Дефектология. 1987.- № 4. С. 76−80.
  18. Баз, JI.JI., Баженова, О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни
  19. Психологический журнал. -1996. Т. 17. — С. 97−110.
  20. , С. Г. Экспериментальное изучение самооценки учащихся вспомогательной школы // Вопросы пато-психологии-М., 1970 С .14.
  21. , М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. — 2006. — № 1. — С. 6−21.
  22. , Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998. — С. 35−48.
  23. Бгажнокова, И. М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью
  24. Дефектология. 1994. — № 1. — С.11−14.
  25. , И.М., Мускаева, Ф.В. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 46−52.
  26. , С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков: автореф. дис.. доктора психол. наук -М., 1989.-48 с.
  27. Белопольская, H. JL Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: автореф. дис.. д-ра психол. наук М., 1996. — 47 с.
  28. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  29. , A.A. Личность и общение — М.: Международная педаг. Академия, 1995. 328 с.
  30. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. — 207 с.
  31. Д.И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школы интерната: автореф. дис.. канд. психол. наук — СПб., 1994.-23 с.
  32. Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2005 — С. 288.
  33. , А. Значение общения со взрослым для умственного развития детей // Дошкольное воспитание. 1984. — № 1. — С. 36−39.
  34. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве -М.: Педагогика, 1990. 35−78 с.
  35. , A.B. Психология субъекта // Психологический журнал. 2003. т.24. № 2. — С. 15−17.
  36. , Г. В., Карабанова, O.A., Лидере, А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей М.: МГУ, 1990. — 134 с.
  37. Г. А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003- № 2. — С. 44−50.
  38. , Д.В. О некоторых особенностях социального статуса учащихся с нарушением интеллекта в классных коллективах // Специальная психология. — 2004. № 2(2). — С. 21−35.
  39. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра М.: Просвещение, 1988. — 207с.
  40. , А.Я. Структура и типы родительских отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1987. 17 с.
  41. , E.H. Формирование эмпатии к сверстнику с задержкой психического развита // Шестилетние дети: проблемы и исследования. — Н. Новгород, 1998. С. 56−71.
  42. , Л.А., Ибатулина, A.A. Соотношения обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. —1989. № 2. — С. 88−89.
  43. Викулова, Л. В. Исследование уровня притязаний у детей-олигофренов
  44. Вопросы экспериментальной пато-психологии. М., 1965. — С.13−18.
  45. , Е.А., Слепович, Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР // Дефектология. -1999. -№ 1.-С. 18−24.
  46. , Т.А., Лебединская, К.С., Лубовский, В.И., Никашина, H.A. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления
  47. Обзорная информация) М.: НИИД АПН СССР, 1976. — 47 с.
  48. , Т.А., Певзнер, М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии-М.: Просвещение, 1967. 105 с.
  49. , Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии -М.: Просвещение, 1973. 1/5 с.
  50. , Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей. //Коррекционная педагогика,. — 2003. № 2— С.3−18.
  51. , И.С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью: автореф. дис.. канд. психол. наук СПб., 2004. — 27 с.
  52. , Т.В. Состояние и перспективы развития специального образования в России //Модернизация специального образования: проблемв1 коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 4−11.
  53. , Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. 1996. -Т. 17. № 4.-С. 55−63.
  54. , Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т.: Т.З. М.: Педагогика, 1983. — С. 5−329.
  55. , Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т.: Т. 5. -М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  56. , Л.С. Детская психология. //Собр. соч. В 6-ти т.: Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  57. , Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  58. , Л.С. Проблемы дефектологии М.: Просвещение, 1995.-527 с.
  59. , О.П., Головиц, Л.А., Егорова, М. А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 1. С. 79−88.
  60. , Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996.-№ 3.-С. 101−116.
  61. , Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстником у детей 5−7 лет с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук-М, 2000. -21 с.
  62. , П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии — М.: МГУ, 1978. 120 с.
  63. В.И. Психический инфантилизм // Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб., 2001-С.270−286.
  64. , А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы // Дефектология. 1995. -№ 2. — С. 27−30.
  65. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.^еРо, 1997. -240 с.
  66. , Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослым у детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. -Иркутск, 1989. С. 34.
  67. , Е.Л., Кукушкина, О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. -№ 3. — С. 3−14.
  68. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнеговозраста /Сб. научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М: Педагогика, 1989. — С. 6−31.
  69. Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома //Дефектология. 1993. — № 6. -С.13−18.
  70. , Г. В. Психологические особенности подростков с явлениями психологической неустойчивости и задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1999. -17 с.
  71. В.П., Самошонок К. Л. Особенности адаптации детей и подростков, оставшихся без опеки родителей //Дефектология. -2007.- № 4. С. 70−77.
  72. , М.Е. Особенности самопринятия у младших подростков с ЗПР //Шестилетние дети: проблемы и исследования. H.H., 1998. — С. 198−207.
  73. , В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 25−30.
  74. , Л.И. Некоторые особенности личностных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов // Дефектология. 1970. — № 3. — С. 36−40.
  75. , Ю.Г. Психопатология детского возраста -Л., 1988. С. 16−50.
  76. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. -М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  77. Дети социального риска и их воспитание / Под. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  78. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. 336 с.
  79. , Е.Г. Общение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии // Дефектология. 1999. — № 2. — С. 19−25.
  80. , Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. .канд. психол. наук. М, 2000. — 22 с.
  81. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под. ред. С. Г. Шевченко. М.: Аркти, 2001. — 224 с.
  82. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Соц. Здоровье России, 1992.-204 с.
  83. В.И. Роль комплексного сопровождения в социализации детей —сирот с нарушениями развития. // Дефектология. — 2006. — № 1.- С. 63−66.
  84. , И.Т. Содержание функции «образа самого себя» у дошкольников: автореферат дис.. канд. психол. наук -М., 1979. -19 с.
  85. С.А. Принципы и содержание психологической коррекции эмоциональных нарушений у воспитанников детского дома младшего школьного возраста Красноярск, 2005 — 32 с.
  86. Дмитриева, Е. Е, Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с ЗПР // Психология детей с задержкой психического развития. Изучение, социализация, психокоррекция. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 200−210.
  87. , Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография -Н.Новгород: НГПУ, 2004.-258 с.
  88. , Е.Е. Коррекция коммуникативного развития у детей сзадержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2004. — № 6. С. 11−17.
  89. Дошкольники с задержкой психического развития: Актуальные проблемы диагностики и коррекции // Сборник научных трудов /Под. ред. И. Ю. Левченко, Т. Ю. Ортиной. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 129с.
  90. Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений М. Книголюб, 2006. — 64 с.
  91. , И.В., Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и в вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., АПН СССР, 1982. — С. 8−19.
  92. , М.Р. Взаимосвязь структуры «Я- концепции ребенка» и специфики внутрисемейных отношений: автореф. дис.. канд. психол. наук М., 2003. — 24 с.
  93. , А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития «Я концепции»: автореф. дис. .канд. психол. наук — Н. Новгород- 2000. — 21с.
  94. , М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе — интернате //Дефектология. — 2006. — № 1 .С. 25−30.
  95. , Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающий в развитии М: Педагогика, 1973. — 150 с.
  96. , Е.А., Стребелева, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6. — С. 25−35.
  97. Е.А., Стребелева, Е.А. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в условиях специализированного учреждения для детей с нарушением интеллекта. //Дефектология. 2000. — № 3. — С .66−78.
  98. Е.А., Стребелева Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта //Дефектология. 2006. — № 6. — С. 3−15
  99. , Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.-№ 1.-С. 36−39.
  100. , М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 1. — С. 37−42.
  101. Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет. // Вопросы психологии. 1999.- № 1. — С. 50−60.
  102. , Т.В., Панцырная, Е.В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7−8 лет // Психологическая наука и образование. 1999. -№ 1. — С. 38−45.
  103. , Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: дис. канд.. психол. наук Н. Новгород, 1997. — 172 с.
  104. , С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М.: Просвещение, Владос, 1995. — 112 с.
  105. , С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ М.: Новая школа, 1998. -144 с.
  106. , Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 11−24.
  107. A.B. Пути социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: Автореферат дис. канд. пед. наук М.: 2003. 23 с.
  108. , A.B. Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, воспитывающихся в семье // Дефектология. 2003. — № 1. -С. 60−66.
  109. , И.А., Смирнова, Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 31−37.
  110. , A.B. Избранные психологические труды: Т 1 — М.: Педагогика, 1986. 320 с.
  111. , А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  112. , О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конф. «Ананьевские чтения 97» / Под ред. A.A. Крылова. — СПб., 1997. -С. 83−89.
  113. Защиринская, О. В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития
  114. Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под. ред. О. В. Защиринской. СПб., 2001. — С. 213−252.
  115. , Б.В. Личность и патология деятельности М.: МГУ, 1971.-С. 43−98.
  116. , Н.Ю. Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии//Дефектология. 2007.- № 5.- С. 19−27.
  117. , Т.М., Лисина, М.И. Особенности общения илюбознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. М.: АПН СССР, 1982. — С. 36−39.
  118. , А .Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С.34.
  119. , Н.П., Бобылева, И.А., Заводилкина, О. В. Возрастной стандарт социализации детей сирот — М., 1999. — С. 11−17.
  120. , Ю.А. Исследование взаимоотношений со сверстниками дошкольников с умеренной умственной отсталостью в условиях интегративной среды //Дефектология. 2007-№ 4. — С. 18−25.
  121. Инденбаум, EJT. Роль социокультурных условий в генезе легкого психического недоразвития // Дефектология. 2008- № 3. — С. 3−10.
  122. , Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство СПб.: Речь, 2003 .-391 с. 118. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника /центр «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца. М., 1997. — 34 с.
  123. , Г. И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис.. канд. психол. наук -М.- 1983.- 189 с.
  124. , В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: автореф. дис.. доктора пед. наук -М., 1987. -35 с.
  125. , И.А. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1993. 21 с.
  126. , H.A. Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста: дис.. канд. психол. наук Н. Новгород, 2000.-258 с.
  127. , Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающихзанятий для младших школьников: М.: АРКТИ, 2004. 216 с.
  128. , В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1995. — 354−388 с.
  129. , Г. А., Радзиховский, Л.А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов //Общение и развитие психики. М., 1986. — С.ЗЗ.
  130. , Ч.Б. Особенности образа «Я» у умственно отсталых подростков: дис.. канд. психол. наук -М., 1995. 137 с.
  131. , Н.Л. Самооценка, уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1972.-20 с.
  132. Е.А. Особенности эмоционального развития умственно отсталых младших школьников, находящихся в разных социальных условиях //Дефектология. 2008. — № 5. — С. 66−70.
  133. Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей сирот: социально-эмоциональные проблемы /Под научным руководством Л. М. Шипициной, Е. К. Казаковой. СПб.: ИСПиП, 2000. — 108 с.
  134. М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994. С.32−37.
  135. , В.И. Совершенствование социальной адаптации детей — сирот младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях школы — интерната: дис. канд.. психол. наук — М., 1991.-160 с.
  136. , И.А. Особенности образа «Я» младших подростков с задержкой психического развития: автореф. дис.. .канд. психол. наук — Н. Новгород, 2002. — 26 с.
  137. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. 2002. — № 6. — С. 21.
  138. , И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: дис.. д-ра психол. наук М., 1997.-323 с.
  139. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.-192 с.
  140. , И.А. Диагностика нарушений психического развития в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. — № 1. — С. 54−60.
  141. Коробейников, И. А. Проблема сиротства: реальность и ожидание //Дефектология. 2006. — № 1.- С. 3−6.
  142. , И.А., Слуцкий, В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. -№ 3. — С.12−16.
  143. , И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук Н.Новгород., 2005. — 22 с.
  144. , Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст): дис.. докт. психол. наук -М., 1995.-288с.
  145. , Е.Е. Зависимость психологической готовности к школьному обучению от общения ребенка с окружающими: дис.. канд.психол. наук -М., 1981. 171с.
  146. , Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства) М., 2001, С.3−5.
  147. , И.А. Проблемы и социально-психологическите особенности воспитанников детских домой и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2007. — № 2. -С. 3 — 12.
  148. , JI.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1986. 16 с.
  149. Т.И. Проблема исследования Я — концепции умственно-отсталых младших школьников // Коррекционная педагогика -2005.- № 2(8). С.29−34. ¦
  150. , И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1982. — № 6.-С. 3−10.
  151. , В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Теоретические и прикладные вопросы психологии /Под. ред. A.A. Крылова. СПб., 1996. — С. 48−60.
  152. , В.А. Принципы коррекционной работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием, лишенным родительского попечения // Специальная психология. — 2004. № 2 (2). — С. 36−48.
  153. , В.А. Депривация социальных потребностей детей с умственной отсталостью в условиях сиротского учреждения //Коррекционная педагогика. 2004 — № 4 (6). — С. 73−80.
  154. , В.В. Нарушения психического развития у детей М.: МГУ, 1985.- 167 с.
  155. , И.Ю. Патопсихология: теория и практика М.: Академия, 2000.-231 с.
  156. , И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография М.: Изд. Центр Академия, 2001. — 232 с.
  157. , И.Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: дис.. д-ра психол. наук М., 2001.-385с.
  158. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. т.1 М.: Педагогика, 1983. — 231с.
  159. , А.Н. Психология общения М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  160. , М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей: дис. д-ра. псих, наук — М., 1974. 416 с.
  161. , М.И. Общение, личность и психика ребенка М., Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.
  162. , М.И., Сильвестру, А.К. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиница, 1983. — 110 с.
  163. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / Под ред.
  164. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  165. В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 2002.
  166. Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 3/2007 с.27−35.
  167. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов — М.: Наука, 1984. — 444 с.
  168. , В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. № 6. — С. 16−20.
  169. , В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. — № 1.1. C.17−24.
  170. , В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  171. , В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  172. , Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показатель развития личности (в контексте работы детского практического психолога): дис.. канд. психол. наук. -М., 1990.-132 с.
  173. , Е.А. Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2004. 24 с.
  174. , H.H. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996 г.
  175. , H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997.- № 4.1. С. 3−15.
  176. , H.H., Шматко, Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008 — № 1. — С. 71−79.
  177. , Н.Н., Шматко, Н.Д. Интеграция и специализоваронные образовательные учреждения: необходимость перемен
  178. Дефектология. 2008.- № 2. — С. 86−94.
  179. , И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
  180. , И.И., Трошихина, Е.Г. Особенности психологической адаптации учащихся вспомогательных школ-интернатов
  181. Дефектология. 1997. -№ 3. — С. 3−10.
  182. Манова-Томова, B.C., Пирьов, Г. Д., Пенушлиева, Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
  183. , И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика) — М.: Колпенс-центр, 1993.- 198 с.
  184. Мартьянова, Г. Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003, — № 2.
  185. , Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция М.: Просвещение, 1992. — 94 с.
  186. , Ю.Т. Интегративная характеристика развития мышления умственно отсталых школьников // Дефектология. 1997. № 2. -С.З- 8.
  187. , В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. — 2000.-№ 6.-С. 9−14.
  188. , В.Ф. Организованно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей сирот и детей, оставшихся без родительского попечения //Дефектология. — 1992. — № 4. — С. 19−24.
  189. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1998. -. С 237−245.
  190. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва-Воронеж: НПД МОДЭК, 2001. -239 с.
  191. , H.A. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. — М.: Просвещение, 1971. С. 2−31.
  192. , С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 84−89.
  193. Ю.А. Социальное поведение и эмоциональная регуляция у воспитанников домов ребенка //Психолог в детском саду 2003.-№ 2.- С.83−114.
  194. , Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста- дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. 2001. — № 1.1. С. 60- 64.
  195. , С.С. О клинико-физиологической классификации состояний общего психического недоразвития у детей М., 1961. — С. 14.
  196. Н.В., Щербакова A.M. Подготовка воспитанников -сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни //Дефектология. 2006. — № 1- С. 47−53.
  197. , Н.В. Круг общения и формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей — сирот и детей оставшихся без попечения родителей // Дефектология. —1991.-№ 6.-С. 41−46.
  198. , H.B. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими умственно отсталых детей — сирот // Дефектология. — 1991.-№ 3.-С. 30−34.
  199. , Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения: авторф. дис.. канд. психол. наук -H.H., 2003.-22 с.
  200. , А.Г., Сагдуллаев, A.A. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростка с легкими формами умственной отсталости
  201. Дефектология, 1991.-№ 3.- С.11−19.
  202. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка //Дефектология. -2006.-№ 1, — С. 21−25.
  203. , B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. — 1980. Т. 1. № 5. — С. 49−53.
  204. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 32−39.
  205. , В.Н. Психология отношения / Под ред. A.A. Бодалева.-М.: Институт практической психологии, 1998. 363 с.
  206. , Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф.. дис. д-ра психол. наук — М., 1986. 35 с.
  207. , В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития -М.: Владос, 2003. 128 с.
  208. Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред.Д. И. Фельдштейна. М., 2008.-218 с.
  209. Обухова, Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития
  210. Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С 30−38.
  211. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы М.:1. Академия, 1996. — 372 с.
  212. , П.О. Формирование общения у умственно отсталых учащихся первых классов в условиях социально-психологического тренинга: дис.. канд. психол. наук -Махачкала, 1999. 167 с.
  213. , Г. А. К проблеме исследования социальных отношений детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития //Специальная психология. 2005. — № 3−4 (5−6). С. 36−40.
  214. , Т.Н. Исследование особенностей аффективной сферы у детей с задержкой психического развития: дис.. канд. психол. наук -М., 1997.-210 с.
  215. А.И., Юдинцев H.H. Программа социально-психологического развития детей (Для образовательных учреждений для детей-сир от и детей, оставшихся без попечения родителей): Социальная защита детства Отв. ред. Л. К. Селявина М., 2000. Вып.З.
  216. , В.А. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2003. № 4. — С. 2−6.
  217. М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. 2007.- № 5. — С.75−84.
  218. , В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие -М.: Академия, 2002. — 157с.
  219. , A.B. Развитие личности. Возрастные периодизации //Психология развивающейся личности. — М., 1987.-С. 38−76.
  220. В .Г. Психолого-педагогическая поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию уподростков и юношей с легкой умственной отсталостью //Дефектология. 2007.- № 5.- С. 3−10.
  221. , Ж. Избранные психологические труды: психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология М.: Международная пед. академия, 1994. — 680 с.
  222. Пиклер, Э. Современные формы проявления госпитализма
  223. Некоторые проблемы общения взрослого и ребенка: доклады -документы ХУП / Государственный Методологический Институт Домов ребенка Будапешт, 1975. — С. 8−10.
  224. , Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников М., 1962. — С. 38.
  225. Преодоление трудностей специализации детей — сирот / Под ред. Л. В. Бейбородовой. Ярославль: Ярославский гос. пед. университет, 1997.-196 с.
  226. , A.M., Толстых, H.H. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества. — М.: Педагогика, 1990 160 с.
  227. , A.M., Толстых, H.H. Психология сиротства. С.-Пб., 2005.- 265 с.
  228. Проблемы комплексного сопровождения детей-сирот в системе практической психологии образования. М., 2005. — С. 20−87.
  229. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. Под ред. Волковой E.H. С.-Пб., «Питер», 2008. С. 14−97.
  230. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка- дошкольника (Т.И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.) — Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. М.: «Просвещение», 2003. — 335 с.
  231. Психическое развитие воспитанников детских домов /Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1990. — 264 с.
  232. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  233. Психическое развитие детей-сирот (по результатом психологического мониторинга) / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1996.- 186 с.
  234. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сот. И общая редакция В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001. -256с.
  235. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под. ред. И. В. Дубровиной. -М.: Academ А, 1999. 160 с.
  236. , Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов —Н.Новгород: НГУ, 2004. 193 с.
  237. Развитие личности в условиях психической депривации /Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — 159 с.
  238. Развитие образа себя, образа сверстника и возможности детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками М.: Педагогика, 1989. с 166−187.
  239. , Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы // Дефектология. — 1989. -№ 3. С. 36−40.
  240. , А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье // Дефектология. 1977. — № 4. — С. 55−58.
  241. , Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. — 2007. — № 4.- С. 26−33.
  242. , В. Кросс-культурные исследования //Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 118−130.
  243. , С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр.соч.: В 2 т.М. 1989, Т2. с 236−250.
  244. , С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
  245. , Е.А., Чарова, О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. — № 6. — С. 15−23.
  246. , A.A., Московкина, А.Г. Некоторые социологические характеристики детей-сирот // Дефектология. — 1989. — № 6. — С. 1317.
  247. , A.A., Московкина, А.Г. Этиологические аспекты исследования интеллектуального недоразвития у детей
  248. Дефектология. 1991. — № 6.-С. 17−23.
  249. , Н.Г., Иовлева, Т.Е., Тихонова, И. Л. Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // «Психологическая наука и образование». 2006. — № 4. — С. 81−95.
  250. , С.Н. Психологические особенности общения воспитанников детских домов и многодетных семей: автореф. дис.. канд. психол. наук -Новосибирск, 2003. -20 с.
  251. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития
  252. Дефектология. 2000. — № 1. — С. 66−75.
  253. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001 -С. 55−67.
  254. , Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — М., 2001. — 190 с.
  255. , Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: автореф. дис.. д-ра психол. наук -М., 1994.-37 с.
  256. , И.М. К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование.-2004.-№ 1.-С. 18−21.
  257. Слободчиков, В. И, Цукерман, Г. А. Интегральная возрастная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−50.
  258. , В.М. Психологические методы коррекции личности ребенка // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 141−145.
  259. , В.М. Социальная изоляция и психическое развитие старших дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психологический журнал. — 1996. Т. 17. № 1. — С. 86−96.
  260. , Е.В. Психологические условия оптимизации психического развития в дизонтогенезе: дис.. канд. психол. наук Новосибирск, 2000.-262 с.
  261. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования М.: ТЦ Сфера, 2008 — 128с.
  262. , Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития: автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1988. — 16 с.
  263. , Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. 1994. — № 1. — С. 53−59.
  264. , Т.А. Возможности коррекции мышления шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1989. -№ 1. — С. 58−63.
  265. , Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник Моск.-ун-та. Сер. 14. Психология. -1979. С. 36−47.
  266. , Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: дис.. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1988. — 187 с.
  267. , Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М.: Медгиз, 1974. — 320 с.
  268. , И.А. Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 61 -66 .
  269. , В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис.. канд. психол. наук -М., 1999.- 16 с.
  270. , С. Психични разстройства и отклонения в поведението при деца на алкохолици // Неврол. Психиатр. Неврохир.1983.-Р. 214−218.
  271. , Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. -1989. -№ 5.-С. 12−17.
  272. , Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: дис.. канд. психол. наук -СПб., 1997.-219 с.
  273. У.В. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития и коррекционно-педагогическая работа с ними: автореф. дис.. д-ра. психол. наук М., 1983. — 38 с.
  274. , У.В. Дети с задержкой психического развития -Н.Новгород: НГПУ, 1994. 228 с.
  275. , У. В. Выготский JI.C. и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 26−32.
  276. , У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и решения
  277. Шестилетние дети: проблемы и исследования Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — С. 93−102.
  278. , У.В. Научно-организационные основы психологической помощи детям с задержкой психического развития в системе дошкольного учреждения общеобразовательная школа //Специальная психология. — 2004. — № 1. — С. 12−22.
  279. , У.В., Лебедева, О.В. Л. С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня — Н. Новгород: НГПУ, 2001.-196 с.
  280. , У.В., Лебедева, О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии М.: Академия, 2005. — 185 с.
  281. , У.В. Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и решения
  282. Шестилетние дети: проблемы и исследования Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — С. 93−102.
  283. , Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. -№ 6. — С. 26−37.
  284. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  285. , Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства -М.: Флинта, 1997. — 160 с.
  286. , JI.A. Социальная компетентность: цели, возможности развития и совершенствования // Акмеология в образовательных процессах. Саратов, 2000. — С. 14−17.
  287. , И.А., Аладьин, A.A., Фурманова, Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства —Мн.: «Тесей», 1999 160 с.
  288. Хайратдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта. Автореф. Дис.. канд.пед.наук. М., — 2002. — 23 с.
  289. , Т.И. Теоретические основы дошкольной психологической службы: дис.. доктора.псйхол.наук -М., 1999.-431с.
  290. , М.М. Психогимнастика: 2-ое издание / Под. ред М. И. Буянова. -М.: Просвещение. 1995. — 123 с.
  291. , В.Ф., Новикова, Г.Р. К вопросу о коррекционно-развивающем обучении детей с пограничными психическими расстройствами // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 135−153.
  292. , O.E. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы интерната // Дефектология. — 1996.-№ 5.-С. 59−64.
  293. , Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе стандартизованной методики: автореф. дис.. канд. психол. наук — М., 1994. — 22 с.
  294. , С.Г. Организация коррекционно развивающего обучения для детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1998.-№ 5.-С. 16−20.
  295. , Т. Социальная психология Ростов на Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  296. , Л.М. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  297. Л.М., Защиринская, O.B. Азбука общений. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб. -Детство- Пресс, 2001 380 с.
  298. , Л.М., Иванов, Е.С., Виноградова, А.Д. и др. Развитие личности в условиях материнской депривации —СПб.: ИСПиП, 1997.-160 с.
  299. Шиф, Ж. И. Психологические вопросы обучения аномальных детей // Основы обучения и воспитание аномальных детей / Под. ред. А. И. Дьячковаи др. -М., 1965. 150 с.
  300. , P.A. Поведение депривированных детей // Психология аномального развития ребенка / Под. ред. В. В. Лебединского и М. К. Бардышевской: в 2 томах Т.Г. — М., 2002. — С. 192−193.
  301. , A.M., Москаленко, Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида. Дефектология. 2001 — № 4. — С. 31−36.
  302. , Д.Б. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1989. — 555 с.
  303. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М.: МГУ, 1990. — 196 с.
  304. , Э. Детство и общество: пер. с англ СПб.: Речь, 2000. -415с.
  305. , H.H. Об особенностях становления идентичности и отношения к другим у социальных сирот // Дефектология. -2006 № 1.- С. 36−42.
  306. , Г. Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.. канд. психол. наук — Н. Новгород, 2003. 19 с.
  307. , С.Г., Морева, Г.И. Образ себя и моральное поведение
  308. Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−72.
  309. Aronson, М., Kyllerman, М., Sabel, K.-G., Sandin, В., Olegard, R. Children of Alcoholie Mothers. Development, Perseptual and Behavioral Characteristics as Compared to Matched Controls // Acta Paediatr Scand.- 1985,74,1.- P. 27−35.
  310. Bowlby, J. Attachment and love L., 1969. — V. 1. — 104 p.
  311. Damon, W. Patterns of change in children1 s social reasoning: A two year longitudinal study // Child Development. 1980. -51. P. 1010−1017.
  312. Dann, L. Peabody Picture Vocabulary Test Manual Nashville, 1958.
  313. Gibello, B. Vraies et fausses debilites mentales chez I enfant // Vie med.- 1983. -64. № 5. -P. 1161−1172.
  314. Goldfarb, W. Infants rearing and problem behaviors // Amer. J. Of Orthopsychiathry. 1943. — Vol.13. — P. 29−47.
  315. Kirk, S.A., Kirk, W.D. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation Urbana III., 1971. — 198 p.
  316. , Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте -Прага: Авеценум, 1984. С. 334.
  317. Lovell, К. Malagoljisted and Diligent Children. in Educational psychology and children. — London Univ. of London Press, 1973. — P. 264−278
  318. Meyer, K. Somatische, psychologische und soziologisce Untersuchungen zur Unterbegabung. — Die Bedeunung psychologischer und soziologischer Factoren: diss, von (Tubingen). 1972.
  319. Piaget, J. The Moral Judgment of the Child. New York: Free Press, 1965.
  320. Robertson, J., Bowiby, J. Pesponses of young children to separation from their mothers // Courier of the international children s centre. Paris, 1952. -V.2.
  321. Rubin, K. Play preference and its relationship to egocentrism, popularity and classification skills in preschoolers // Merrill Palmer Quarterly, 1975. -21.- P. 171−178. •
  322. Sears, R. Your ancients Resisted: A History of Child Psychology
  323. I Hetherington E.N. Review of child development research. V.S. Chicago, 1975.
  324. Siemon, M.K. Family subsystem: working with School-age Children experiencing Psychological stress. Clinical Practice in psychosozial nursing: assesment and intervention — N.Y.: Appleton-Centry-Crofts, 1978.-P. 289−318.
  325. Skinner, B.F. Contingencies of reinforcement- A theoretical analysis — N. Y., 1969.
  326. Staub, E. The Development of Prosocial Behavior (Vol.1). New York: Academic Press, 1979.
  327. , Л. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния) // Дефектология. 1975. — № 6. — С. 40−46.
  328. Hoffman, M.L. Affective and cognitive processes in moral internalization // Higgins, Rubl & Hartup (eds), Social Cognition and Social Behavior. Developmental Perspectives. New York: Cambridge University Press, 1983.
  329. Jaspers, K. Gesammelte Schriften fuer Psychopathology Berlin, 1963.
Заполнить форму текущей работой