Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осужденные различной криминальной направленности обладают характерными особенностями системы ценностных ориентаций: для осужденных за преступления против личности ценности социальных отношений имеют наименьшую по сравнению с остальными категориями значимостьдля корыстных преступников приоритетными ценностями являются низшие ценности. Принципиальных различий в приоритетных смыслах жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы
    • 1. 1. Анализ современных психологических подходов к изучению системы ценностных ориентаций личности
    • 1. 2. Психологические механизмы и факторы формирования системы ценностных ориентаций личности
    • 1. 3. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы
    • 1. 4. Организация и методы исследования системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы
  • Глава 2. Система ценностных ориентаций осужденных и ее динамика в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы
    • 2. 1. Особенности системы ценностных ориентаций осужденных и законопослушных граждан
    • 2. 2. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы в контексте уголовно-правовых характеристик личности
    • 2. 3. Структурная динамика ценностных ориентаций осужденных в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы
    • 2. 4. Интрапсихическая структура системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы

Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

л.

Актуальность исследования. Основными целями уголовного наказания, связанного с лишением свободы, являются изоляция от общества лиц, совершивших противоправные деяния, и изменение личности преступника, обеспечивающее готовность вести правопослушный образ жизни. Однако, общеизвестно, что пенитенциарная среда и изоляция от общества зачастую приводят к весьма существенным личностным изменениям негативного характера. В связи с этим одним из приоритетных направлений в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы рассматривается «минимизация негативных последствий лишения человека свободы"1, реализация которого предусмотрена в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из важных направлений реформирования является также «совершенствование форм и методов исправительного воздействия, и повышение эффективности использования психолого-педагогических методов работы с различными категориями осужденных к лишению свободы"2.

Особое место отводится разработке рекомендаций по индивидуализации процесса ресоциализации, что возможно только при комплексном анализе широкого спектра индивидуально-психологических особенностей личности осужденного. В качестве центрального компонента в структуре личности, определяющего поступки, характер деятельности, а также способ реализации поставленных целей, многие психологи (И.Ю. Истошин, 1979; Б. Г. Ананьев, 1980; Л. В. Колесникова, 2000; М. С. Яницкий, 2000 и др.) рассматривают ценности и ценностные ориентации. Несмотря на очевидную.

1 Pemiep А. А. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сб. материалов. Псков, 2009. Ч. 2. С. 16.

2 Решение коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы за 2008 год и задачах на 2009 год: объявлено приказом ФСИН России от 16 апреля 2009 г. № 168 // Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сб. материалов. Ч. 1. Псков, 2009. С. 157. значимость ценностных ориентаций личности в анализе и прогнозировании поведения осужденного как в период отбывания наказания, так и после освобождения, проблема ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы является недостаточно изученным вопросом пенитенциарной психологии. В арсенале методов психологов исправительных учреждений отсутствует инструментарий, позволяющий диагностировать систему ценностных ориентаций осужденных и осуществлять на основе полученных данных прогноз в отношении их поведения, нет также и научно обоснованных программ и методик коррекции ценностных ориентаций.

Создание научно обоснованного подхода к диагностике ценностных ориентаций осужденных на уровне системы, состоящей из взаимосвязанных между собой компонентов ценностно-смысловой сферы личности, и разработка программы коррекции системы ценностных ориентаций позволит индивидуализировать процесс ресоциализации личности и снижать негативные последствия пребывания в местах лишения свободы.

Степень разработанности темы исследования. Анализ научных источников показывает, что ценностные ориентации принадлежат к числу феноменов, активно разрабатываемых в психологической науке уже достаточно длительное время. Изучению ценностных ориентаций посвятили свои труды многие отечественные психологи (Н.И. Непомнящая, 1980; Б. С. Братусь, 1988; К.А. Абульханова-Славская, 1991; Ю. М. Плюснин, 1995, 1996, 1999; Ю. В. Бобошкина, 1999; С. С. Бубнова, 1999; H.A. Журавлева, 2002, 2006 и др.).

Вопросы ценностей и ценностных ориентаций правонарушителей и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в пенитенциарных учреждениях, затрагивали в своих работах A.C. Михлин, В. Ф. Пирожков (1976), Г. Ф. Хохряков, В. П. Голубев (1982), А. И. Ушатиков (1982), А. Р. Ратинов (1994), В. Г. Морогин (1996), А. В. Наприс (1997), Н. Б. Ярощук (1997), В. В. Яковлев (1998), М. С. Яницкий (2000), Л. Ф. Шестопалова, Т. А. Перевозная (2003) и др.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных ценностным ориентациям осужденных к лишению свободы, следует отметить, что большая их часть описывает особенности терминальных ценностей и показателей осмысленности жизни преступников советского (A.C. Михлин, В. Ф. Пирожков, А.Р. Ратинов) и раннего постсоветского периода (В.Г. Морогин, В. В. Яковлев, М.С. Яницкий). В контексте произошедших за последние десятилетия социально-политических и экономических преобразований в российском обществе ценностные ориентации осужденных изучены недостаточно.

Системный подход к изучению ценностных ориентации осужденных к лишению свободы встречается только в единичных работах. Употребляя термин «система ценностных ориентацию), психологи подразумевают, как правило, только систему терминальных ценностей (Н.И. Лапин, 1975, 1996; И. С. Кон, 1980; Ф. Е. Василюк, 1984, В. В. Лунеев, 1986; А. Г. Здравомыслов, 1994; A.B. Серый, 1999), не уделяя внимания таким важным составляющим ценностно-смысловой сферы личности, как смыслы жизни и показатели осмысленности жизни. Систему ценностных ориентаций осужденных как совокупность составляющих ценностно-смысловой сферы личности рассматривал в своих работах только М. С. Яницкий (2000).

В современной научной литературе практически отсутствуют исследования, раскрывающие особенности деформации ценностных ориентаций личности на разных этапах отбывания наказания в виде лишения свободы. Попытки проанализировать динамику ценностных ориентаций осужденных в условиях лишения свободы предпринимались только в работах В. В. Яковлева (1998) и В. Г. Морогина (1999).

В связи с этим, несмотря на весьма представительный список работ, посвященных ценностным ориентациям, следует обратить внимание на недостаточную изученность данного феномена у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Объект исследования — система ценностных ориентаций осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях общего и строгого видов режима содержания.

Предмет исследования — структурно-психологические особенности системы ценностных ориентаций лиц мужского пола, осужденных к лишению свободы.

Цель диссертационного исследования — теоретико-эмпирическое изучение системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы и разработка научно обоснованной программы коррекции системы ценностных ориентаций личности в условиях исправительного учреждения.

Гипотезы исследования:

1. У осужденных происходят изменения интрапсихической структуры ценностных ориентаций в следующих направлениях:

— в смещении системы терминальных ценностей к ценностям низшего порядка;

— уплощении системы ценностных ориентаций, выражающемся в общем снижении уровня ценностных отношений к действительности;

— изменении структуры интрапсихических связей системы ценностных ориентаций личности.

2. Психологический механизм изменений в системе ценностных ориентаций в период отбывания наказания в местах лишения свободы заключается в актуализации низших ценностей и смыслов жизни гедонистического характера с одновременным снижением показателей осмысленности жизни.

Задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать отечественные и зарубежные научно-теоретические подходы к изучению системы ценностных ориентаций личности, психологических механизмов и факторов формирования ценностных ориентацийпроанализировать исследования, посвященные ценностным ори-ентациям осужденных к лишению свободы. Обосновать выбор теоретического подхода к изучению системы ценностных ориентаций осужденных.

2. Обосновать комплекс методов эмпирического исследования системы ценностных ориентации: осужденных к лишению свободы.

3. Провести эмпирическое исследование системы ценностных ориен-таций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности (законопослушные граждане) — выполнить математико-статистическую обработку полученных данных.

4. Осуществить сравнительный анализ систем ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы и законопослушных гражданвыявить особенности систем ценностных ориентаций осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения и уголовно-правовых характеристик личности.

5. Проанализировать структурную динамику системы ценностных ориентаций осужденных в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы в зависимости от времени, проведенного в исправительном учреждении, и повторности осуждения к лишению свободы.

6. Изучить особенности интрапсихической структуры систем ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях разных видов, и осужденных, больных острой формой туберкулеза.

7. Разработать научно обоснованную программу коррекции системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы.

Методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Б.Ф. Ломов) — личностный подход (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, 3. Фрейд), концепция ценностных ориентаций личности (Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. М. Плюснин, К. Роджерс, М. Рокич) — концепция личностного роста (Г. Оллпорт, Ф. Перлз, В. Франьсл).

Методы и методики исследования. Для диагностики компонентов системы ценностных ориентаций в работе были использованы следующие психологические методики: тест диагностики смысложизненных ориентаций личности (СЖО) (Д.А. Леонтьев, 1992), позволяющий оценить уровень сформированности показателей осмысленности жизнимодифицированная методика диагностики ценностных ориентации: М. Рокича (Ю.М. Плюснин, 1995), направленная на определение иерархии терминальных и инструментальных ценностейметодика определения смыслов жизни Морриса-Роджерса (К. Роджерс, 1994). Определение социально-демографических, криминологических характеристик личности, а также особенностей, связанных с отбыванием наказания в исправительном учреждении, осуществлялось с помощью разработанной авторской анкеты «Актуальные проблемы людей, находящихся в местах лишения свободы».

В процессе обработки результатов были применены следующие методы математической статистики: корреляционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ, t-критерий Стьюдента и F-критерий Фишера. Как минимально достоверный использовался 95-процентный уровень достоверности статистических данных (р<0,05). Математико-статистическая обработка проводилась с использованием компьютерных программ SPSS 11.5 и Statistica 6.0.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа в период с 2005 по 2010 г. На первом этапе проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме.

На втором этапе был проведен сбор эмпирического материала и выполнена математико-статистическая обработка полученных данных. В качестве экспериментальной базы исследования были задействованы исправительные учреждения УФСИН России по Псковской и Новгородской областям и УФСИН России по Республике Карелия. Контрольная выборка представлена мужчинами трудоспособного возраста, проживающими на территории Псковской области и не имевшими случаев привлечения к уголовной ответственности.

Объем экспериментальной выборки составил 754 человека, объем контрольной группы — 168. Совокупный объем выборки диссертационного исследования составил 922 человека.

Третий этап заключался в научно-психологической интерпретации результатов исследования, обосновании и разработке программы коррекции системы ценностных ориентаций лиц, осужденных к лишению свободы.

Научная новизна диссертационного исследования. Реализован системный подход к изучению ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы. Представлена и обоснована система ценностных ориентаций осужденных, изучены особенности систем ценностных ориентаций осужденных с разной уголовно-правовой характеристикой и отбывающих наказание в исправительных учреждениях разных видов. Исследована динамика систем ценностных ориентаций осужденных в зависимости от числа судимостей и времени, проведенного в исправительном учреждении. Проанализирован характер интрапсихических взаимозависимостей систем ценностных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в разных видах исправительных учреждений, а также осужденных исправительных учреждений для больных острой формой туберкулеза. Разработана научно обоснованная программа психокоррекции системы ценностных ориентаций для работы с осужденными к лишению свободы.

Теоретическая значимость исследования. Определено понятие «система ценностных ориентаций осужденных», рассмотрены ее компоненты, их взаимосвязьвыявлены относительно стабильные и динамичные компоненты в системе ценностных ориентаций. На основе анализа теоретико-экспериментальных данных выявлена специфика систем ценностных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего и строгого видов режима содержания, а также осужденных исправительных колоний строгого режима для больных острой формой туберкулеза. Изучены особенности ценностных ориентаций осужденных разной криминальной направленности, лиц, осужденных впервые, и осужденных, характеризующихся рецидивом преступлений. Проанализированы особенности структурной динамики системы ценностных ориентаций осужденных, выявлены компоненты системы, подверженные наибольшей деформации в условиях пенитенциарного учреждения. Изучен характер интрапсихических взаимосвязей в системе ценностных ориента-ций осужденных и выявлены факторы, способствующие их изменению.

Практическая значимость исследования. Научно обоснована, разработана и предложена к использованию комплексная методика изучения системы ценностных ориентаций осужденных в условиях исправительного учреждения. Предложены научно-психологические основы воздействия на систему ценностных ориентаций и разработана программа психологической коррекции системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы на основе индивидуальных консультаций.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений, выводов и рекомендаций исследования обеспечивались избранной методологией, реализацией комплексной программы' исследования на репрезентативной выборке и корректным использованием современных математико-статистических методов обработки эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы состоит из компонентов ценностно-смысловой сферы личностиосновными элементами, составляющими систему, являются смыслы жизни, терминальные, инструментальные ценности и показатели осмысленности жизни.

2. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы по сравнению с законопослушными гражданами характеризуется смещением иерархии терминальных ценностей в сторону низших ценностей и уплощением системы, которое выражается в общем снижении ценностного отношения к действительности.

3. Система ценностных ориентаций у различных категорий осужденных имеет характерные особенности. В процессе отбывания наказания в условиях исправительного учреждения система ценностных ориентаций претерпевает серьезные негативные изменения, затрагивающие все компоненты системыизменения выражаются в актуализации низших примитивных ценностей и смыслов жизни гедонистического характера, а также в снижении показателей осмысленности жизни.

4. Интрапсихические взаимосвязи систем ценностных ориентаций осужденных имеют характерные особенности, связанные с отбыванием наказания в виде лишения свободы, состоянием здоровья, уровнем адаптированности к условиям исправительного учреждения.

5. Научно обоснована программа психологической коррекции системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на межвузовских и международных научно-практических конференциях, семинарах, учебно-методических сборах, которые проводились в 2005;2010 годах в г. Пскове («Права человека в пенитенциарной практике современной России», «Преступность и духовная сфера жизнедеятельности», «Альтернативные виды наказания: состояние, проблемы, перспективы развития»), г. Санкт-Петербурге («Психологические основы педагогической деятельности»), г. Рязани: («Проблемы мотивации и направленности личности»), при обсуждении на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России.

По теме диссертации опубликовано одиннадцать научных статей (три из них — в ведущих рецензируемых научных изданиях, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России) и одна монография. Объем публикаций составил 17,2 п. л.

Основные теоретические выводы, практические предложения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, внедрены в деятельность психологических служб УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Рязанской области и УФСИН России по Республике Мордовия. Результаты исследования используются в учебном процессе Псковского юридического института ФСИН России и Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова при изучении дисциплин «Юридическая психология» и «Пенитенциарная психология», а также при организации научно-исследовательской работы студентов, курсантов и слушателей, что подтверждается актами о внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя девять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Основной материал диссертации изложен на 187 машинописных листах. Материал иллюстрирован 20 таблицами, 24 рисунками.

Список литературы

включает в себя 218 наименований, в том числе 10 на иностранном языке.

Выводы по второй главе:

1. Система ценностных ориентаций осужденных имеет свои характерные особенности по сравнению с ценностно-смысловой сферой законопослушных граждан: для осужденных характерна большая значимость низших примитивных ценностей и ценностей само актуализацииценности социальных отношений для них, напротив, менее значимы. Ведущие инструментальные ценности осужденных — аккуратность, воспитанность, независимость и ответственностьдля законопослушных граждан в первую очередь важны ответственность, честность, рационализм, жизнерадостность и воспитанность. Ведущие смыслы жизни законопослушных граждан и осужденных к лишению свободы абсолютно идентичны. Выраженность показателей осмысленности жизни значительно выше у мужчин, не привлекавшихся к уголовной. ответственности.

2. Ведущие смыслы жизни осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего и строгого режимов, а также осужденных, ~ колоний строгого режима для больных острой формой туберкулеза не имеют значимых различий. Оценка состояния здоровья и психоэмоциональный статус также не влияют на смыслы жизни осужденных к лишению свободы. Существенной разницы в иерархиях терминальных ценностей осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, разных видов.

3. Осужденные различной криминальной направленности обладают характерными особенностями системы ценностных ориентаций: для осужденных за преступления против личности ценности социальных отношений имеют наименьшую по сравнению с остальными категориями значимостьдля корыстных преступников приоритетными ценностями являются низшие ценности. Принципиальных различий в приоритетных смыслах жизни не обнаружено. Показатели осмысленности жизни тесно взаимосвязаны с криминальной характеристикой осужденных: осужденные за мошенничество демонстрируют наибольшие значения осмысленности жизни по сравнению со всеми остальными категориями преступников. Степень тяжести совершенного преступления связана с иерархией индивидуальных ценностей и прежде всего с особенностями выраженности ценностей социальных отношений и самоактуализациипредпочтение ведущих смыслов жизни осужденными за преступления разной степени тяжести не имеет различийстепень тяжести преступления незначительно влияет на показатели осмысленности жизни: чем опаснее совершенное преступление, тем ниже показатели осмысленности жизни осужденного. Такой показатель, как множественный рецидив, не взаимосвязан с индивидуальными ценностями осужденных, смыслами жизни и не влияет на выраженность показателей осмысленности жизни.

4. В течение первых4 двух лет первого осуждения существенных негативных изменений в иерархии ценностей не происходитдинамика, носящая заметный негативный характер, наблюдается у лиц, впервые осужденных к лишению свободы, только после двух лет лишения свободы. При последующих осуждениях к лишению свободы система ценностных ориентаций осужденных заметно смещается в сторону низших ценностей. Смыслы жизни являются более стабильной составляющей системы ценностных ориентаций: в период первого осуждения они остаются практически неизменны, но при последующих осуждениях происходят ярко выраженные деформации, носящие регрессивный характер. Показатели осмысленности жизни во время первого осуждения практически не изменяют своих значений, однако впоследствии начинают снижаться пропорционально времени, проведенному в исправительном учреждении, и показателю повторности осуждения: происходит уплощение системы ценностных ориентаций, выражающееся в общем снижении уровня ценностных отношений к действительности.

5. Для осужденных, характеризующихся повторным рецидивом преступлений, характерна унификация систем ценностных ориентаций: выборка осужденных-рецидивистов разделяется всего лишь на два кластера, больший из которых представлен лицами с примитивной ценностно-смысловой направленностью .

6. На фоне упрощения организации системы терминальных ценностей у осужденных отмечено также изменение латентной структуры ценностей: изменяется число и сила интрапсихических связей. Кризисные ситуации (наличие тяжелой болезни, психологические проблемы, связанные с адаптацией к условиям колонии, и др.), способствуют увеличению внутренних связей в системе ценностных ориентаций личности осужденных, однако, в отличие от законопослушных граждан, внутрисистемные связи затрагивают только инструментальные ценности. Система ценностных ориентаций осужденных может быть охарактеризована как поверхностная и ситуативная, особенно это характерно для осужденных колоний строгого режима и осужденных, больных острой формой туберкулеза.

7. В научной психологической литературе отсутствуют единые подходы к вопросам коррекции и развития системы ценностных ориентаций личности. Существуют две основные точки зрения относительно коррекции ценностных ориентаций, согласно одной из них ценностные ориентации не подлежат коррекции вследствие их высокой стабильности. Однако более убедительной и подкрепленной практическими исследованиями выглядит противоположная точка зрения, согласно которой ценностные ориентации поддаются целенаправленному изменению. В практической деятельности пенитенциарных психологов могут быть использованы методики, позволяющие корректировать систему ценностных ориентаций личности и изменять ее в социально-желательном направлении.

Заключение

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению особенностей системы ценностных ориентаций осужденных мужского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего и строгого режимов содержания, а также осужденных, больных острой формой туберкулеза.

Анализ отечественных и зарубежных научно-теоретических подходов к изучению системы ценностных ориентаций личности позволил установить, что ценностные ориентации выступают центральным компонентом направленности личности. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность элементов ценностно-смысловой сферы личности, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостность и единство. Основными, на наш взгляд, элементами системы ценностных ориентаций личности являются смыслы жизни, терминальные и инструментальные ценности, а также показатели осмысленности жизни.

Система ценностных ориентаций динамична и изменяется в течение всей жизни под влиянием внутренних и внешних факторов. Одно из важных условий реорганизации системы ценностных ориентаций в зрелом возрастеэто новые условия средысистема ценностных ориентаций особенно подвержена переориентации в кризисных для личности условиях и ситуациях.

В настоящее время ценностные ориентации осужденных к лишению свободы изучены недостаточно, особенно в контексте происходящих социально-политических преобразований в обществе и реформирования уголовно-исполнительной системы. В современной психологической литературе практически не изучен вопрос деформации ценностных ориентаций личности в ходе реализации наказания в виде лишения свободы.

В рамках настоящего исследования нами осуществлен сравнительный анализ систем ценностных ориентаций осужденных и законопослушных граждан, а также осужденных в зависимости от вида режима отбывания наказания, показателей состояния здоровья и психоэмоционального статуса.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что системы ценностных ориентаций осужденных и законопослушных граждан имеют существенные различия: терминальные ценности осужденных смещены в сторону низших примитивных ценностей, показатели осмысленности жизни выражены в меньшей степени. Вместе с тем смыслы жизни личности как основополагающие компоненты системы ценностных ориентаций не имеют принципиальных различий у осужденных и законопослушных граждан. На смыслы жизни осужденных не оказывает влияния даже наличие тяжелого социально значимого заболевания в виде острой формы туберкулеза.

Системы ценностных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях разных видов, достаточно схожидля осужденных, больных острой формой туберкулеза, характерна большая значимость ценности «здоровье» (актуализация данной ценности происходит по причине серьезного заболевания). Показатели осмысленности жизни существенно ниже у осужденных исправительных колоний строгого режима и осужденных, больных туберкулезом. Субъективная оценка собственного здоровья, как выяснилось, также влияет на систему ценностных ориентаций: среди тех, кто положительно оценивает свое физиологическое самочувствие, более выражены ценности социальных связейсреди оценивающих отрицательноценности группы безопасностипоказатели осмысленности жизни снижаются пропорционально состоянию здоровья. Психоэмоциональный статус не оказывает влияния на систему терминальных ценностей, однако показатели осмысленности жизни оказались ниже у осужденных, характеризующихся низким психоэмоциональным статусом.

Изучена структурная динамика ценностных ориентаций осужденных в условиях исправительного учреждения в зависимости от времени, проведенного в колонии, и показателей повторности осуждения к лишению свободывыявлены относительно стабильные и динамичные компоненты в системе ценностных ориентаций.

Обнаружено, что в условиях исправительного учреждения в системе ценностных ориентаций осужденных происходят изменения, приводящие к актуализации низших ценностей и смыслов жизни. Основные деформации начинают происходить через два года лишения свободы в период первого осужденияпри последующих осуждениях к лишению свободы динамика ценностей и смыслов жизни носит еще более выраженный негативный характер, система ценностных ориентаций приобретает стойкие черты деформации.

Проанализирована интрапсихическая структура системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях разных видов. Выявлено, что особенности ин-трапсихических взаимосвязей систем ценностных ориентаций осужденных исправительных учреждений общего и строгого режимов, осужденных, больных острой формой туберкулеза, и законопослушных граждан обладают характерными чертами. На фоне общего упрощения организации системы ценностных ориентаций у осужденных происходит изменение латентной структуры ценностей: изменяется число и сила интрапсихических связей.

Изучен характер интрапсихических взаимозависимостей систем ценностных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях разных видов, а также в контексте таких характеристик, как состояние здоровья и адаптация к условиям исправительного учреждениявыявлены факторы, приводящие к изменению интрапсихических взаимосвязей в системе ценностных ориентаций.

Разработаны научно-психологические основы воздействия на систему ценностных ориентаций и подготовлены практические рекомендации по коррекции системы ценностных ориентаций осужденных в условиях пенитенциарного учреждения.

Выполненное диссертационное исследование позволяет предложить следующие рекомендации по использованию на практике полученных результатов.

1. Использовать полученный теоретический и практический материал в учебном процессе при подготовке практических психологов, специалистов по социальной работе для уголовно-исполнительной системы по следующим учебным дисциплинам: «Юридическая психология», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», а таюке при обучении практических психологов, начальников психологических лабораторий ИУ на Высших академических курсах и курсах переподготовки кадров УИС.

2. Психологам подразделений учреждений ФСИН России использовать предложенный диагностический инструментарий при изучении индивидуально-психологических особенностей личности осужденныхиспользовать предложенные практические рекомендации по коррекции системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы.

Таким образом, в ходе реализации диссертационного исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутые на защиту положения доказаны. Определены теоретические подходы к исследованию системы ценностных ориентаций личности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, обоснован комплекс методов для эмпирического исследования системы ценностных ориентаций осужденных и законопослушных граждан, изучены особенности ценностных ориентаций осужденных различных категорий, разработаны методические подходы по коррекции системы ценностных ориентаций лиц, осужденных к лишению свободы.

В ходе экспериментальной проверки нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза. Цель исследования — теоретико-эмпирическое изучение системы ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы и разработка научно обоснованной программы коррекции системы ценностных ориентаций личности в условиях исправительного учреждения достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные и нормативные документы
  2. Конституция Российской Федерации. СПб., 2010. — 64 с.
  3. Комментарий к международным правовым актам и стандартам обращения с осужденными. Псков, 2009. — 381 с.
  4. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. -М., 2010. 80 с.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 2010. 176 с.
  7. Книги, учебники, учебные пособия
  8. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.
  9. А.Е., Айви М. Б., Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории техники: практическое руководство: пер. с англ. М., 1999. — 487 с.
  10. Александров Ю. К Очерки криминальной субкультуры. М.: Права человека, 2002. — 148 с.
  11. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М., 1979.
  12. Ю.А. Личность осужденного. М., 1990. — 112 с.
  13. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М., 1977.-344 с.
  14. Ананьев Б. Г Избранные труды: в 2 т. М., 1980. — Т. 1. — 232 с.
  15. В.М. Антиобщественные традиции, обычаи и нормы поведения.-М., 1991.-241 с.
  16. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними. Томск, 1989. — 160 с.
  17. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. — 172 с.
  18. Ю.М., Бородин C.B. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998. — 215 с.
  19. АсмоловА.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  20. Г. К., Мидлер А. П. В тисках духовного гнета. — М.: Мысль, 1986.-253 с.
  21. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). — М., 1993. 251 с.
  22. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 270 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  24. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 301 с.
  25. У. Два мира детства. Дети в США и СССР: пер. с англ.-М., 1976.-165 с.
  26. В.А. Ценности и оценка. — Киев, 1964. 180 с.
  27. В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2009. 608 с.
  28. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  29. JI.C. Избранные психологические труды. М., 1956. — 519 с.
  30. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология.-М., 1975.-342 с.
  31. B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1985. — 184 с.
  32. А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность.-М., 1990.-304 с. 32 .Деболъский М. Г. Психологический анализ отрицательных тенденций в социальной среде осужденных. — М., 1990.
  33. ЗЗ.Деев В. Г., Ушатиков А. И. Характеристика направленности личности несовершеннолетних правонарушителей. Рязань, 1978. — 84 с.
  34. В.Г., Ушатикое А. И. и др. Психодиагностика осужденных. -Рязань, 2000.-215 с.
  35. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
  36. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: «Хэлтон», 1998.-399 с.
  37. В.А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы. Рязань, 1976. — 200 с.
  38. В.А. Лишение свободы как наказание, соединенное с исправительно-трудовым воздействием. Рязань, 1995. — 55 с.
  39. H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 335 с.
  40. Г. В. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М., 1994.-142 с.
  41. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-222 с.
  42. A.A. Глобальный Человейник. -М.: Центрполиграф, 1997.-448 с.
  43. A.A. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы: монография. Псков, 2010. — 212 с.
  44. О.Г., Ушатикое А. И., Деев В. Г. Криминальная психология. -Рязань, 1997. 116 с.
  45. Кириленко Г. ГМировоззрение и формирование ценностей ориентаций личности. -М., 1983.
  46. Кон КС. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. -М.: Просвещение, 1979. 174 с.
  47. КрапивскаяЛ.В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 1983.-291 с.
  48. Краткий словарь по социологии. -М.: Политиздат, 1988. 479 с.
  49. ДА. Методика изучения ценностных ориентаций. -М., 1992. -17 с.
  50. В.М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных: монография. Рязань, 1999. — 159 с.
  51. В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. — 383 с.
  52. П., Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности ребенка: пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-272 с.
  53. Маслоу, А Самоактуализация // Психология личности: Тесты. М., 1982.-287 с.
  54. А. Психология бытия: пер. с англ. —М.: Рефл-бук, 1997.-304 с.
  55. А. Новые рубежи человеческой природы: пер. с англ. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  56. Е. Я ТЫ — МЫ. Психологические возможности улучшения общения: пер. с польск. — М., 1986. — 256 с.
  57. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.-120 с.
  58. A.C., Пирожков В. Ф. Отношение к совершенному преступлению и характеристика личности осужденного. М., 1971. — 48 с.
  59. A.C., Пирожков В. Ф. Ценностные ориентации осужденных к лишению свободы. — Рязань, 1976. 53 с.
  60. A.B. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение осужденных молодежного возраста. Рязань, 2003. — 258 с.
  61. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с.
  62. А.Н. Тюремная культура. — М., 2001. -418 с.
  63. , Г. Личность в психологии: пер. с англ. М., 1998. — 345 с.
  64. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М., 1991.-287 с.
  65. А.И. Исследование положения поведения в группе осужденных к лишению свободы // Тр. Высшей школы МВД СССР. М., 1974. — № 36. — 93 с.
  66. . Собрание сочинений. М., 1966.
  67. В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994. — 135 с.
  68. Ю.М. Малые города России. Социально-экономическое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 г. -М., 2000. 147 с.
  69. В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М.: Академия управления МВД России, 2000.-270 с.
  70. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. — 256 с.
  71. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-478 с.
  72. В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. — 360 с,
  73. Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности: монография. М.: ПЕР СЭ, 2002.-304 с.
  74. А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: учеб. пособие. -Рязань: РВШМВД РФ, 1993.-134 с.
  75. О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. -М.: Прогресс, 1986.-456 с.
  76. У ледов А. К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981.-93 с.
  77. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник. -2-е изд., перераб. и допол. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.-758 с.
  78. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  79. Ю.А. НЛП техники манипулирования. — Минск, 2009. -512 с.
  80. В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  81. С.Д. Психологическая коррекция осужденных за совершение сексуальных преступлений: учеб.-метод. пособие. Владимир, 2009. — 112 с.
  82. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991. — 224 с.
  83. Г. Ю. Социальные массовые явления: исследовательские подходы. Дубна: Феникс+, 2005. — 208 с.
  84. В.Д. Духовные способности. -М., 1996. 104 с.
  85. Г. Г. Юридическая психология. М., Зерцало, 2006. — 272 с.
  86. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  87. ЯницкийМ.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с. 1. Статьи
  88. Абулъханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психол. журн. 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 5−14.
  89. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63−70.
  90. Ю.М., Астаршабов A.B., Кулинич В. В. Потребности и межличностные позиции виновных в совершении изнасилования // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний. М., 1991. — С. 9−18.
  91. В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства: сб. науч. тр. Горький, 1982. — С. 116−129.
  92. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита //Психол. журн.- 1994. -Т. 15.-№ 1.-С. 3−18.
  93. Артемов С Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии//Молодежь и труд. М., 1970.-С. 135−136.
  94. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. — С. 3−17.
  95. Т.Д. Изучение ценностного мира молодежи // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ГУ, 1997. — С. 153−154.
  96. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая интеграция // Бессознательное. Новочеркасск, 1994.-Т. 1.-С. 187−200.
  97. М.И., Дорофеев Е. Д. Изменение ценностных систем личности в период преобразования общества // Ценностное сознание личности в период преобразования общества / под ред. Е. Д. Дорофеева, Л. А. Седова. -М.: Изд-во ИП РАН, 1997. С. 32−46.
  98. Ю.В. Ценностные ориентации подростков-сирот с нарушениями интеллекта // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ГУ, 1999. — С. 257.
  99. Л.И. Психологические закономерности формирования личности // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 34−44.
  100. Д02. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 99−105.
  101. В.М. Ценностные ориентации представителей коми и русских этносов // Психол. журн. 1998. — Т. 19. — № 5. — С. 60−70.
  102. В.М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психол. журн. — 2002. Т. 23. — № 1. — С. 101−112.
  103. Г. А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психол. журн. 1998. — № 5. — С. 3−14.
  104. А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. — 1993. С. 46−55.
  105. В.В., Сухинская Л. А. Исследование мотивационно-смысловой сферы осужденных // Психолог в учреждении. Вып. 6. — Днепропетровск, 1994. — С. 46−48.
  106. A.A. Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психол. журн. 2004. -Т. 25.-№ 2.-С. 17−33.
  107. В.Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодн. РПО. Т. 1. — Вып. 2. — М., 1995. — С. 172−174.
  108. Н.Ф., Морозов А. Е. О мотивах деятельности курсантов экономического факультета // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. -СПб.: С:-Петерб. ГУ, 2002. С. 211−213.
  109. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000. С. 256−269.
  110. В.В., Смотрова Т. Н. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению (на примере этнических мигрантов и коренных жителей Саратовской области) // Психол. журн. 2005. — Т. 26. — № 6. — С. 44−58.
  111. Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. — С.102−109.
  112. В. В. Мотивация преступного поведения психопатической личности // Криминальная мотивация. -М.: Наука, 1986. С. 189−251.
  113. А.Г. Кросскультурный анализ категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психол. журн. -2005.-Т. 26. -№ 1.-е. 46−55.
  114. В.Г. Теоретические вопросы изучения и переориентации направленности личности осужденных молодежного возраста // Специфика изучения и переориентации направленности личности осужденных, содержащихся в ИТУ. Рязань, 1979. — С. 17−23.
  115. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−30.
  116. .И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 291−364.
  117. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 34−52.
  118. А.И. О ценностных отношениях личности // Сов. педагогика. 1974. — № 5. — С. 67−76.
  119. И.В., Круглое Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983. — С. 27−36.
  120. Е.Г. Динамика типов ценностной направленности личности: возрастной аспект // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. -СПб.: С.-Петерб. ГУ, 2002. С. 327−329.
  121. H.A. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психол. журн. 2006. — Т. 27. — № 1. -С.35−53.
  122. ЗеерЭ.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности // Ежегодн. РПО. М., 1995.- Т. 1. — Вып. 2. -С. 183−185.
  123. Г. Ф. Доклад // Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сб. материалов. — Ч. 2. Псков, 2009. — С. 31.
  124. К.Е. О типологии личности осужденного и содержании программ его ресоциализации // Тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1977. — № 44.
  125. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности в изменяющемся обществе // Полис. 1997. — № 4. — С. 6−32.
  126. A.A. Ценностные ориентации учащихся военных и гражданских высших учебных заведений // Права человека в пенитенциарной практике современной России. Псков, 2005. — С. 247−251.
  127. A.A., Березина Н. В., Марченкова A.M. Ценностные ориентации осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и законопослушных граждан // Вузовская наука как составной элемент подготовки специалистов. Псков, 2007. — С. 138−141.
  128. A.A. Особенности ценностных ориентаций, социально-демографических и криминологических характеристик осужденных, склонных к суицидальному поведению // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. — № 5. — С. 245−247.
  129. A.A. Выраженность смысложизненных ориентаций осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Психологические основы педагогической деятельности: материалы 10-й межвуз. науч. конф. СПб., 2007. — С. 33−37.
  130. A.A., Истомина О. В. Возрастные особенности смысложизненных и ценностных ориентаций лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2008. -№ 2.-С. 71−74.
  131. A.A. Динамика смысложизненных ориентаций осужденных в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы // Вестн. Костром, гос. ун-та им. H.A. Некрасова. 2008. — № 3.- С. 32−35.
  132. A.A., Колесникова Н. Е. Психологические особенности осужденных, характеризующихся разным уровнем проявления религиозности // Преступность и духовная сфера жизнедеятельности, материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. Псков, 2008. — С. 34−40.
  133. A.A. Динамика ценностных ориентаций осужденных в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы // Психологическая служба на современном этапе реформирования УИС. XX Психологическая школа. Рязань, 2009. — С. 39−43.
  134. A.A. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. — № 4. — С.119−128.
  135. A.A. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2010. -№ 4 (12).-С. 53−63.
  136. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — С. 266−267.
  137. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е годы) // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 59−72.
  138. О.Г. Психологические особенности осужденных-суицидентов // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний: сборник. М.: Права человека, 2001. — С. 26−31.
  139. JI.B. К вопросу о классификации ценностей личности // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ГУ, 2000. -С. 130−132.
  140. KpacHopndifeea О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психол. журн. 1998. — № 7. — С. 25−29.
  141. .Г. Опыт изучения ценностных ориентаций личности у молодых рабочих // Вопросы психологии труда и профтехобразования. -Иркутск, 1978. С. 77−91.
  142. . С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989. — С. 12−14.
  143. И.А., Семенова О. Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическим расстройствами, совершивших насильственные правонарушения // Психол. журн. 2002. — Т. 23. — № 3. — С. 54−62.
  144. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3—23.
  145. Д. А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн. 1992. — № 2. — С. 107−117.
  146. Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 372−377.
  147. В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986. — С. 98−115.
  148. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108−118.
  149. М.О., Лидская Э. В. Влияние информационной среды на социализацию // Психология и практика: Ежегодн. РПО. Ярославль, 1998. -Т. 4.-Вып. 1.-С. 117−120.
  150. В.Г. Теоретические и методические вопросы экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности осужденных// Сибирский психол. журн. 1996. — Вып. 3. — С. 23−33.
  151. В.Г. Некоторые результаты экспериментально-психологического исследования ценностно-потребностной сферы личности // Сибирский психол. журн. 1997. — Вып. 5. — С. 87−96.
  152. В.Г., Детков А. П. Особенности ценностно-потребностной сферы личности осужденных, отбывающих пожизненное и срочное лишение свободы // Сибирский психол. журн. 1996. № 2. — С. 39−42.
  153. В.Г., Залееский Г. В. Ценностно-потребностная сфера личности осужденных, переживших смертный приговор, и сотрудников пенитенциарной системы // Психол. журн. 1999. — Т. 20. — № 2. — С. 73−81.
  154. Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 22−30.
  155. В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР.-М., 1965.-Т. 1.-С. 471−511.
  156. ПибодиД, Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера- кросскультурный аспект // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 101−109.
  157. Ю.М. Два полюса ценностного развития личности // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 34−40.
  158. Ю.М., Давыдова Г. В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в- Сибири.- 1996. -№ 1.-С. 25−32.
  159. Ю.М., Долматова Г. В., Плюснин В. М. В каком направлении изменяются базовые ценности в современном российской обществе? // • Гуманитарные науки в Сибири. 1999. — №Т. — С. 71−75.
  160. А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Р. Щур. М., 1997. — С. 183−208.
  161. А.Р. Психология личности преступника: Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования / под ред. А. Р. Ратинова. М., 1979. — С. 3−33.
  162. A.A. Актуальные вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы // Современное состояние уголовно-исполнительной системы: сб. материалов. Ч. 2. — Псков, 2009. — С. 14−19.
  163. Е.В., Вызова В. М. Жизненные принципы учащейся молодежи на рубеже веков // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. СПб.: С.-Петерб. ГУ, 2002. — С. 236−237.
  164. М. Методика «ценностные ориентации» // Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: «Издательство ACT», 1997. — С. 57−62.
  165. A.B. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. — С. 354−360.
  166. Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психол. журн. 2001. — Т. 22. -№ 2.-С. 27−35.
  167. О. Третья волна // США. Экономика. Политика. Идеология. 1982. — № 7. — С. 97−102.
  168. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 118−126.
  169. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во ИП РАН, 1998. — С. 107−122.
  170. Г. Ф., Голубев В. П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические правовые проблемы профилактики правонарушений в ИГУ. Рязань, 1982. — С. 102−111.
  171. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С. 154−167.
  172. В.И., ДисиЭ.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 48−56.
  173. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эманси-пированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. журн. 1995. — № 2. -С. 15−25.
  174. В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. — № 2. — С. 82−89.
  175. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. — № 3. — С. 3−14.
  176. A.B., Баранова Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психол. жури. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 28−47.
  177. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психол. журн. 1982. — Т. 3. -№ 5. — С. 135−145.
  178. ШестопаловаЛ.Ф., Перевозная Т. А. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению // Психол. журн. 2003. — Т. 24. — № 3. — С. 66−71.
  179. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журн. 1994. — № 1. — С. 35−52.
  180. Н.Б. Особенности ценностных ориентаций у подростков с различными формами и степенью выраженности девиантного поведения // Ананьевские чтения 97: тез. науч.-практ. конф. — СПб., 1997. С. 266−268.1. Диссертации, авторефераты
  181. . С. Психологическая теория ценности (системно-1 функциональный подход): автореф. дисд-ра психол. наук. Казань, 2002. — 32 с.
  182. JI.B. Ценностные ориентации наркозависимой личности: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2004. — 165 с.
  183. А.Н. Ценностные ориентации алкоголиков: дис.. канд. психол. наук. Казань, 2002. — 158 с.
  184. В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: автореф. дис.. канд. психол. наук. -Курск, 2000. 22 с.
  185. Г. А. Формирование ценностных ориентаций госслужащих: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1999. -24 с.
  186. В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ: дис.. д-ра психол. наук. Рязань, 1985. — 370 с.
  187. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1994. — 27 с.
  188. JI. А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 1999.- 17 с.
  189. H.A. Динамика ценностных ориентаций личности в условиях социально-экономических изменений: дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 226 с.
  190. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.-321 с.
  191. A.B. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 1997. — 24 с.
  192. Н.В. Смысложизненные и ценностные ориентации спасателей МЧС России: дис.. канд. психол. наук. СПб., 2005. — 184 с.
  193. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999.-39 с.
  194. H.A. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы: дис.. канд. психол. наук. — Рязань, 2005. — 228 с.
  195. О.Ф. Особенности смысловой сферы несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения: дис.. канд. психол. наук. М., 2001.
  196. С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2002.
  197. Г. В. Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2002. — 24 с.
  198. В.В. Психологическая характеристика смысловой сферы личности осужденных к лишению свободы: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 1999. — 22 с.
  199. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: автореф. дис.. д-ра мед. наук. СПб., 1995.
  200. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. — 301 с.
  201. Hofstede G. Culture s Consequences / International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L. Sage Publications, 1980.
  202. MaslowA.H. Motivation and Personality. -N.Y., 1954.-441 p.
  203. Maslow A.H. Some Basic Propositions of a Growth and Self-Actualization Psychology 11 Gall C, Lindsey G. (Ed.). Theories of Personality. -N.Y., 1965.-P. 307−316.
  204. Morris C.W. Varieties of Human Value. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1956.
  205. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, Josey-Bass Co, 1972.-214 p.
  206. Rokeach M. The Nature of Human Values. L.- N.Y., 1986.
  207. Schwartz S., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journ. of Personality and Social Psychology. 1987. — Vol. 58. -№ 5.-P. 550−562.
  208. Smith H.C. Personality Adjustment. N.Y., 1961.
  209. White H., Sally A. The relationship between goal orientation and received purposes of sport ! Journ. of sport behavior. 1998. — Vol. 12. — P. 12−18.
Заполнить форму текущей работой