Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля
Диссертация
Среди других направлений в работе командиров учебных подразделений и преподавателей вузов пограничного профиля по преодолению рассматриваемого явления были выделены: проведение с курсантами, испытывающими коммуникативные барьеры в общении и затрудняющими его, индивидуальной консультационной работыповышение авторитета курсантов, старших по воинской должности (званию), обучение их приемам работы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Коммуникативные барьеры в общении как социальнопсихологическая проблема
- 1. Понятие общения и его социально-психологическая характеристика
- 2. Сущность, детерминанты и классификация коммуникативных барьеров в общении субъектов деятельности
- 3. Влияние особенностей межличностного общения курсантов вузов пограничного профиля на возникновение коммуникативных барьеров
- Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля
- 1. Анализ социально-психологических детерминант и форм проявления коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля
- 2. Исследование личностных качеств курсантов, испытывающих и создающих коммуникативные барьеры в межличностном общении
- 3. Экспериментальное исследование возможностей социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов
Список литературы
- Абдурахманов P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.-223 с.
- Авдеев А.Д. Психологические условия формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля: Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 263 с.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
- Алешина Ю.Е., Петровская JI.A. Психологическая компетентность пропагандиста. М.: Знание, 1989. — 61 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. — 315 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.376 с.
- Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения // Психология влияния / сост. A.B. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004.- 264 с.
- Анцупов А .Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГА ВС, 1992. — 261 с.
- Анцупов А .Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин O.A. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций -XX век. -М.: Современный гуманитарный Институт, 2000. — 527 с.
- Аржакаева Т.А. Исследование трудностей общения начинающих учителей: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 222 с.
- Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дис.. канд. психол. наук. — Ростов н/Д., 2004. 222 с.
- Афанасьев С.Н. Формирование умений профессионального и межличностного общения у выпускников военных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 14 с.
- Бажин Е.Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал. Методические рекомендации. Л., 1983. — 12 с.
- Барсуков И.И. Социальное общение и его роль в укреплении воинских коллективов в социалистической армии: Дис.. канд. филос. наук. М., 1979. — 206 с.
- Барабанщиков A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. — М., 1973. 302 с.
- Батаршев A.B. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей). Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. — 108 с.
- Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. 176 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 398 с.
- Бирюкова М.В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Серпухов, 2000. — 219 с.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 576 с.
- Бодал ев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 198 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. — М., 1995 — 326 с.
- Бодалев A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М., 2002. — 256 с.
- Богомолова И.В. Психолого-акмеологические особенности преодоления сотрудниками налоговой полиции затруднений в коммуникативной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 200 с.
- Богомолова H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М.: Издательство МГУ, 1997. — С.183−204.
- Богомолова H.H., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981.-248 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб: Служба доверия, 1994. — 316 с.
- Большой толковый психологический словарь. Т.2 / пер. с англ. Р. Артур. Изд-во «Вече», 2003. — 560 с.
- Борисов A.C. Социальное общение как объект управленческой деятельности командных кадров ВС: Дис.. канд. фил. наук. М., 1993. — 215 с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1999. — 224 с.
- Брудный A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 63 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
- Буренков М.А. Психологическое обеспечение развития коммуникативной компетентности оперативного состава пограничной службы федеральной службы безопасности Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 2004. — 22 с.
- Ванина Т.О. Подготовка студентов педвуза к предупреждению трудностей педагогического общения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. -192 с.
- Васильев Ю.С. Совершенствование процесса педагогической профилактики неуставных взаимоотношений во внутренних войсках МВД РФ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. — 253 с.
- Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. JI.M. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — С. 66−78.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2008. 256 с.
- Введение в практическую социальную психологию / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская и др./ под ред. Ю. М. Жукова. М.: Смысл, 1996.-373 с.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-173 с.
- Военная педагогика и психология / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. Л. Утлик, Н. Ф. Феденко. -М.: Воениздат, 1986. 240 с.
- Военная психология и педагогика / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Издательство «Совершенство», 1998. -384 с.
- Габуева Е.М. Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников.: Дис.. канд. психол. наук. -Таганрог, 2004. 137 с.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. — 294 с.
- Гительмахер Р.Б., Зайцев А. Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю. Иваново: Ивановский гос. Университет, 1996. —166 с.
- Гительмахер Р.Б., Когаловская A.C., Марушкин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. — Иваново: Ивановский гос. университет, 1996.- 168 с.
- Глоточкин А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Дис.. канд. пед. наук (по психолог.). М.: ВПА, 1964. — 144 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Изд. 2-е, стереотип. Т.1 / пер. с франц. -М.: Мир, 1996.-496 е., ил.
- Головачев А.А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза: Дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2000. -184 с.
- Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов: (соц-психол. исслед. на материалах воен. уч-щ МВД СССР): Дис.. канд. психол. наук. -М., 1991. 282 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.- 104 с.
- Григорьева М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. — 18 с.
- Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 207 с.
- Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих Пограничной службы России: монография. — М.: Академия ФПС России, 2001. 252 с.
- Давыдов В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы Российской Федерации: учебник. — М.: Академия ФПС России, 2002. -302 с.
- Давыдов В.Ф. Психологические условия регулирования взаимоотношений в коллективах полка (корабля) // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 239−250.
- Давыдов Г. А. Психологические предпосылки эффективного общения офицера-политработника с воинами // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 280−293.
- Далецкий Ч.Б. Этика делового общения. — М.: Современный гуманитарный университет, 1994. — 32 с.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. В 2-х томах. Т.1. -1978.-315с.
- Девятко B.B. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. .канд. психол. наук. М., 1990. -241 с.
- Девятко В.В. Социально-психологический тренинг: теория и практика. М.: ВУ, 1995. — 72 с.
- Деркач A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. М.: Луч, 1993. — 72 с.
- Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С. 20−30.
- Дьячук И.А. Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект: Дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2001.- 181 с.
- Егидес А.П. Лабиринты общения. М., 1998. — 199 с.
- Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении: концепции и технологии: Дис.. докт. психол. наук. М., 2004. — 395 с.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое научение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 166 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. докт. психол. наук. — Л., 1990. 403 с.
- Ерастов Н.П. Психология общения: пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979. — 95 с.
- Железняк Л.Ф. Взаимоотношения в полку (на корабле) и пути их регулирования средствами партийно-политической работы и психологического воздействия // Военная психология. — М.: ВПА, 1978. — 390 с.
- Железняк Л.Ф. Социально-психологическая характеристика различных категорий личного состава полка (корабля) // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 98−113.
- Жешко В.Н. Формирование культуры общения курсантов в системе военно-профессилнальной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2003. 186 с.
- Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -64 с.
- Жуков Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 104 с.
- Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. — 192 с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. Д.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. — 384 с.
- Знаков В. В. Понимание и познание в общении. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.-237 с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев А. Г. Классификация психологических типов общения // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 15−18.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.108 с.
- Как-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). М.: Центр по проблемам общения, 1990.32 с.
- Караяни А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М.: ГАВС, 1992. — 52 с.
- Квиткин A.B. Социальное общение в воинских коллективах: Дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 125 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 486 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
- Ковальчук М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 140−146.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 144 с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 320 с.
- Козлова Р.П. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности: Дис.. канд. психол. наук. -Пермь: 1994.-226 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / B.C. Агеев, С. П. Безносов, В. А. Богданов и др. под ред. Е. С. Кузьмина, Е. В. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. —350 с.
- Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Эксмо, 2009.-509 с.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ- Изд-во ЧеРо, 2001. — 256 с.
- Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995. — 31 с.
- Краткий психологический словарь / сост. Л.Я. Карпенко- под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кретов С.А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях: Автореф. дис.. канд. соци-ол. наук. М., 1995. — 30 с.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. -М.: Смысл- Академический проект, 1999. 279 с.
- Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение: учеб пособие.-М.: Изд-во РАГАС, 2000. 115 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 432 с.
- Крысько В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практ. психологии, 1996. — 344 с.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд: М.: «Ось-89», 1998- 208 с.
- Куликов Т.П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.- 144 с.
- Куницына В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985. 20 с.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб-, 1991. — 38 с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения:. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В: А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М: Издательский’центр «Академия», 2001. — 288 с.
- Ламанов И.А. Межличностные конфликты, во взаимоотношениях суворовцев и способы их конструктивного разрешения: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-298 с.
- Ламанов, И.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования у курсантов ввузов конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2000. — 156 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
- Лигновская Е.В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2005. -206 с.
- Лихачев Б.Д. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии: сб. статей. — М.: Наука, 1969. С. 242 -288.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука,-1976. С. 64−93.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 124−133.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.125 с.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991.-222 с.
- Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-668 е.: ил.
- Макаров Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб., 1996. — 18 с.
- Малыгина Г. Р. Формирование речевой культуры курсантов в высшем военном заведении: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 179 с.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. — М. Просвещение, 1993. — 192 с.
- Матора О.В. Коммуникативные барьеры в общении и детерминанты их возникновения // Сборник научных статей № 1. — Голицыно, 2007.- С. 68−75.
- Матора О.В. Коммуникативные барьеры в общении курсантов образовательных учреждений ФСБ России: причины и факторы их возникновения // Научно-информационный сборник Пограничной службы ФСБ России № 42.- М.: Граница, 2008. С. 232−243.
- Матора О.В. К проблеме коммуникативных барьеров в общении курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля // Материалы научно-практической конференции. — Анапа: Институт береговой охраны ФСБ России, 2008. С. 96−104.
- Матора О.В. Изучение распространенности, характера и осознаваемых причин коммуникативных барьеров в общении курсантов // Сборник научных статей № 4. — Голицыно, 2009. — С. 27−35.
- Матора О.В. Исследование психологического портрета курсанта, создающего коммуникативные барьеры в общении // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. Раздел 3. Социальная психология. Т.1. — М., 2009. — С. 87−92.
- Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-295 с.
- Мелибурда Е. Я — Ты —Мы. Психологические возможности улучшения общения / пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Методы психологической диагностики / под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 88 с.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения: (учителю о коммуникативных умениях). СПб., 1993. — 56 с.
- Мицкевич А.Н. Социально-психологический климат первичного курсантского коллектива и пути его регулирования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 15 с.
- Молчанова Я.В. Представления различных половозрастных групп о причинах трудностей межличностного общения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003.-465 с.
- Мудрик A.B. Общение школьников. -М.: Знание, 1987. 86 с.
- Мушкатов В.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990.-21 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 224 с.
- Мурашов A.A. Культура речи: практикум / A.A. Мурашов, В. Ф. Русецкий. второе изд., стер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 272 с.
- Немов P.C. Психология: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. М.: Просвещение, 1990. — 301 е.: ил.
- Новикова Л.И. Коммуникативные барьеры и возможность их преодоления с помощью ролевой игры / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1984. -20 с.
- Нолиу З.А. Психологические особенности возникновения когнитивных барьеров в педагогическом общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ташкент, 1994. — 16 с.
- Обозов H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. — 151 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 20-е изд. стереотип. — М., 1988. — 750 с.
- Орлов С.Ф. Формирование культуры межнационального общения военнослужащих в условиях демократизации общества: Дис.. канд. филос. наук. Львов, 1991. — 218 с.
- Орлова Е.А. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей начальных классов: Автореф дис.. канд. психол. наук. — Минск, 1990. 20 с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990. 112 с.
- Панкратов В.Н. Культура общения офицера (Методическое пособие). М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993. — 64 с.
- Панкратов В.Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 1999. — 136 с.
- Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1972. № 7.-С. 162−173.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Л., 1983. — 42 с.
- Парыгин Б.Ф. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Л., 1975. — вып. 3. — С. 3−13.
- Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301с.
- Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики). М., 1991. — 204 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
- Петровская Л.А. Основные характеристики компетентности в общении //Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. I. Кострома, 1986. — С. 74−75.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. — С. 150−167.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
- Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. СПб.: Речь, 2003. -452 с.
- Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. — 624 с.
- Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 16 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. —232 с.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. — 352 е.: ил.
- Прутченков A.C. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
- Психология: учеб. И. Г. Антипова и др. под ред. Е. И. Рогова. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 591 с.
- Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 е.: ил.
- Психологический словарь /Авт. сост. В. М. Корпорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова / Под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 630 с.
- Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — 205 с.
- Рабочая книга практического психолога / H.H. Ежова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с.
- Реан A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «Прайм — ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
- Реан А., Коломинский А. Я. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.
- Рогов Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-336 с.
- Рояк A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношении со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975. — 30 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 720 е.: ил.
- Рудской И.И. Общая и военная психология. Ч 2, М.: Граница, 2004. -230 с.
- Рудской И.И., Ситников В. Г. Межличностные отношения в курсантском коллективе: вопросы теории и методики изучения. — Голицыно, 2006. -68 с.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла 95. Руководство по использованию. — СПб., 1995. — 88 с.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 34−53.
- Сергеева Н.Г. Повышение эффективности общения старшеклассников средствами проектной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2006. — 232 с.
- Сидоренко E.B. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000.234 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 е., ил.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002. — 208 е.: ил.
- Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997. -240 с.
- Скрипников А.П. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 232 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
- Современная военная психология: Хрестоматия / сост. A.A. Урба-нович. Мн.: Харвест, 2003. — 576 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. -Минск: «Современное слово», 2001. — 928 с.
- Солопов A.A. Социально-психологические условия возникновения коммуникативно-смысловых барьеров у сотрудников таможенных органов: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. -237 с.
- Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук — Краснодар, 1999. 170 с.
- Социальная психология /А.Н. Сухов, A.A. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2002. — 600 с.
- Столин В.В. Самопознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
- Съедин С.И. Психологический практикум. М.: РИО РТА, 1996.80 с.
- Тренинг партнерского общения: Методическое пособие / под ред. П. К. Власова. X., 2005. — 22 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.
- Улыбина Е.В. Взаимосвязь инструментальных и мотивационных трудностей межличностного общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 18−21.
- Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1987. 158 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития малых групп. М., Изд-во института психотерапии, 2002. — 490 с.
- Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1980. — 247 с.
- Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Выща школа, 1985. — 159 с.
- Чернецкая C.B. Межпоколенная коммуникация: барьеры и конфликты: социально-антропологическийаспект.: Дис.. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 2003. 161 с.
- Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении ПВО: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 22 с.
- Шипилов А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис.. докт. психол. наук. М., 2000. -370 с.
- Шкуратова И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 7−10.
- Эксакусто Т.В. Психологические и психо-физиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия: Дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1997. — 148 с.
- Энциклопедия психологических тестов. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 496 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 6−20.
- Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала//Вопр. психол. 1979. № 1. — С. 17−27.
- Anderson J.Y.E. The development of social behavior. Human Relations, vol. VII, № 3, 1956. — P. 88−97.
- Aronson E. The Social Animal. S-F, 1972. — 112 p.
- Back K. Influens through social communication. Y. of Abnormal and social psychology, 1951, 46. — P. 51−79.
- Heun L.R., Heun R.E. Developing Skills for Human Interection. -Columbus eto: Merrill, 1978. 342 p.
- Rogers C.R. Barriers and gateways to Communication. In: Management: a book for reading. N.Y., 1968. — 148 p.
- Schutz W.C. Interpersonal Underworld. Human Ralation Series part. 1. Reprinted from Harvard Business Review, July — August, 1958, № 58 410. -P. 89−101.