Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди других направлений в работе командиров учебных подразделений и преподавателей вузов пограничного профиля по преодолению рассматриваемого явления были выделены: проведение с курсантами, испытывающими коммуникативные барьеры в общении и затрудняющими его, индивидуальной консультационной работыповышение авторитета курсантов, старших по воинской должности (званию), обучение их приемам работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Коммуникативные барьеры в общении как социальнопсихологическая проблема
    • 1. Понятие общения и его социально-психологическая характеристика
    • 2. Сущность, детерминанты и классификация коммуникативных барьеров в общении субъектов деятельности
    • 3. Влияние особенностей межличностного общения курсантов вузов пограничного профиля на возникновение коммуникативных барьеров
  • Глава II. Экспериментальное исследование коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля
    • 1. Анализ социально-психологических детерминант и форм проявления коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля
    • 2. Исследование личностных качеств курсантов, испытывающих и создающих коммуникативные барьеры в межличностном общении
    • 3. Экспериментальное исследование возможностей социально-психологического тренинга в преодолении коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов

Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из важных резервов совершенствования подготовки будущих офицеров является более полное использование в образовательном процессе ресурса социально-психологических явлений, возникающих в курсантских коллективах, и, прежде всего, процессов межличностного общения. Воинская деятельность курсантов, как и другие виды человеческого труда, предполагает широкую сеть контактов, в ходе которых между военнослужащими происходит обмен индивидуальными результатами учебной работы, взаимное побуждение к определенным действиям, совместная подготовка к занятиям (зачетам, экзаменам), а также выполнение конкретных служебных задач. В связи с этим в условиях высших военных профессиональных учреждений общение курсантов является необходимым условием их жизни и деятельности. Оно оказывает существенное влияние на успешность их службы, учебы и развития как будущих офицеров (С.Н. АфанасьевA.C. БорисовИ.А. ДьячукВ.Н. ЖешкоA.B. Квиткин и другие).

Вместе с тем, общение курсантов не всегда бывает успешным, комфортным, благополучным и налаженным. Во многих ситуациях общения военнослужащих возникают коммуникативные барьеры, которые не только снижают эффективность данного процесса, затрудняя передачу информации, препятствуя адекватному пониманию курсантами друг друга, но и приводят к возникновению психологического дискомфорта от контакта, нарушают согласованность взаимодействия между ними, обостряют взаимоотношения вплоть до конфликтов. Все это негативно влияет на сплоченность курсантского подразделения и на результаты совместной деятельности военнослужащих.

В связи с этим особое значение приобретает изучение феномена коммуникативных барьеров в общении, а также детерминант возникновения рассматриваемого явления в условиях воинской деятельности курсантов. Анализ этих и других вопросов позволит разработать конкретные практические рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров в общении курсантов, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности общения, а следовательно, и оптимизации процесса обучения и воспитания военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля.

Следует отметить, что решение данного вопроса важно не только для воинской деятельности курсантов, но и для их предстоящей профессиональной деятельности в качестве офицеров. Ведь умение офицера преодолевать возникающие в общении коммуникативные барьеры позволит ему минимизировать отрицательные последствия, которые могут быть связаны с непониманием подчиненными отданных распоряжений и приказов, с неумением четко изложить свою позицию перед вышестоящим руководством, аргументировать ее. От данного умения во многом будет зависеть и уровень авторитета офицера среди подчиненного личного состава, руководства, сослуживцев, а соответственно и морально-психологический климат в коллективе, уровень сплоченности и готовности подразделения к решению оперативно-служебных задач.

Состояние научной разработанности проблемы.

На сегодняшний день существует большое количество работ, в которых описываются факторы, снижающие эффективность общения. В отечественной и зарубежной психологии к таким работам относятся труды Г. М. Андреевой, Б. Г. Ананьева, Э. Берна, A.A. Бодалева, A.A. Брудного, Г. Гибша,.

A.П. Егидеса, A.A. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Е. А. Орловой, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина, Л. А. Петровской, К. Роджерса,.

B. Шутца, Л. Б. Филонова, Д. Б. Эльконина и других ученых.

В качестве предмета диссертационного исследования коммуникативные барьеры (трудности, затруднения) в общении рассматриваются в работах Т. А. Аржакаевой, Т. О. Ваниной, М. Н. Григорьевой, Е. В. Залюбовской, Р. П. Козловой, В. Н. Куницыной, В. А. Лабунской, Л. И. Новиковой, З. А. Нолиу, Л. А. Поварницыной, Е. В. Цукановой и других ученых.

В военной психологии проблемы общения нашли отражение в трудах А. Д. Авдеева, П. И. Антипина, А. Я. Анцупова, И. И. Барсукова,.

M.B. Бирюковой, A.C. Борисова, M.A. Буренкова, Г. А. Давыдова, B.B. Девят-ко, И. А. Дьячука, A.A. Головачева, А. И. Гончарова, В. Н. Жешко, A.B. Квитки-на, Е. В. Лигновской, Г. Р. Малыгиной, В. Н. Мушкатова, В. В. Синеока, А. П. Скрипникова, А. И. Шипилова и других исследователей. В качестве же предмета диссертационного исследования описываемое явление рассматривается лишь в диссертации P.A. Абдурахманова в рамках изучения психологических трудностей общения у ветеранов боевых действий в Афганистане.

Таким образом, несмотря на широкий-спектр теоретических исследований, в военной психологии на сегодняшний день в прямой постановке не представлены научные знания о сущности, содержании, социально-психологических детерминантах коммуникативных барьеров-в общении курсантов, что не позволяет строить процесс по преодолению данного явления среди военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, объективная потребность войсковой практики в более качественной подготовке высококвалифицированных специалистов для силовых структур Российской Федерации обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования — межличностное общение курсантов в процессе обучения в вузе пограничного профиля.

Предмет исследования — коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля и их социально-психологические детерминанты.

Цель исследования — выявить характерные для курсантов вузов пограничного профиля коммуникативные барьеры в межличностном общении и обосновать возможность их преодоления в процессе групповой социально-психологической работы.

Гипотеза исследования. В межличностном общении курсантов существуют коммуникативные барьеры, которые снижают его эффективность и негативно" влияют на результаты совместной деятельности военнослужащих, обучающихся в вузе пограничного профиля.

Понимание сущности коммуникативных барьеров позволяет установить взаимосвязь между детерминантами их возникновения и особенностями межличностного общения, осуществляемого в условиях воинской деятельности.

С учетом этого представляется1 возможным разработать социально-психологическую * программу преодоления^ коммуникативных барьеров. Эффективной технологией решения этой задачи в межличностном общении курсантов, может стать* групповая* социально-психологическая работа в форме социально-психологического тренинга.

Задачи исследования:

Г. На основе анализа* и обобщения* теоретических положений о процессе общения уточнить сущность. и содержание коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузовшограничного профиля:

2. Выявить социально-психологические1 детерминанты, обусловливающие возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля.

3. Эмпирически исследовать, личностные качества курсантовиспытывающих коммуникативные барьеры, а также определить влияние указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности данных военнослужащих.

4'. Изучить и обобщить представления военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля, О’психологическом портрете курсанта, в общении с которым возникают коммуникативные барьеры.

5: Разработать и экспериментально апробировать программу социально-психологического тренинга по преодолениюкоммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля.

Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические подходы к пониманию психологической структурыи сущности общения-(Г.М1 Андреева, A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов, A.A. Брудный. и др.), проблемы затрудненного общения (Т.А. Аржакаева, Е.ЕГ. Залюбовская, Е. В. Цуканова и др.), теория развития коммуникативной компетентности (Петровская Л.А.), концепции деятельностного подхода (А.Н: Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), основополагающие принципы психологии: детерминизма, развития, активности, единства сознания и деятельности (JI.C. ВыготскийА.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), целостного-развития* личности (Б.Г. Ананьев), системности (Б.ФЛомов).

Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов: анализ литературных источников и документов, наблюдение, опросы (интервью и анкетирование), экспертный/опрос, беседы, психологическое тестирование по методикам: психосемантическая^ методика «Личностный-дифференциал» A.M. Эткинда, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, «Речевые барьеры приобщении"-(В. Маклини), «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении"-(В.В. Бойко) — «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2).

Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ1 методами математической* статистики (подсчет средних значений, проверка значимости различий с применением ^критерия* Стьюдента, U-критерия' Манна-Уитни и непараметрического' критерия Вилкоксона) с использованием программного обеспечения1 «SPSS 11.5».

Этапы исследования.

Первый этап исследования, (ноябрь 2005 года — май 2006 года) — постановка проблемы на основе анализа опыта службы в вузе пограничного профиля и первичного ознакомления с научными источниками. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели, задач и рабочих гипотез исследования. Определение методик исследования.

Второй этап исследования'(июнь 2006 г. — сентябрь 2008 г.) — проведение эмпирического исследованиякоммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля.

Третий этап исследования (октябрь 2008 года — март 2009 года) — разработка и апробация программы социально-психологического тренинга, направленного на преодоление коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов*вузов пограничного профиля. Обобщение итогового материала, формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций.

Эмпирическую базу исследования-составили результаты обследования курсантов вузов пограничного профиля, расположенных в. городах Москве, Голицыно Московской области (далее — Голицыно) и Калининграде (547 военнослужащих).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивались использованием исходных теоретико-методологических позицийрепрезентативностью выборки испытуемыхобоснованностью научных методов и психодиагностических методик, адекватных предмету, целям и гипотезе исследованиясочетанием качественного^ количественного анализа собранных данныхиспользованием аппарата математической статистики для обработки количественных данныхопытно-экспериментальнойработойпо проверке гипотезы исследованиясопоставимостью полученных результатов с практикой.

В ходе исследования была решена^научная задача, которая состояла в выявлении коммуникативных барьеров, их места, функций исоциально-психологических детерминант в процессе межличностного общения курсантов, а также в обосновании возможностей преодоления-указанных затруднений у военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля, в процессе групповой социально-психологической работы.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования^от результатов, полученных другимиавторами, состоит в том, что коммуникативные барьеры в межличностном общении впервые-были изучены* применительно к условиям воинской деятельности курсантов вузов пограничного профиля. В’работе представлен авторский взгляд на понятие указанных затруднений, определены формы их проявления, и детерминанты возникновения. Выявленные детерминанты представлены с учетом особенностей межличностного общения курсантов вузов пограничного профиля, поэтому имеют различия от предложенных ранее детерминант — Т. А. Аржакаева, Е. В. Залюбовская, Е. В. Цуканова и другие. В работе впервые приводится описание личностных качеств курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры в общении, показано влияние указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности данных военнослужащих. Также в работе впервые обобщены представления военнослужащих вузов пограничного профиля о психологическом портрете курсанта, в общении с которым возникают указанные затруднения. Для развития коммуникативной компетентности по преодолению коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов предложена авторская программа социально-психологического тренинга с элементами ролевой игры, учитывающая особенности воинской деятельности военнослужащих вузов пограничного профиля.

Отличие эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что впервые оно проведено на специфическом контингенте испытуемых, которыми стали курсанты вузов пограничного профиля, в то время, как другие авторы проводили исследования на школьниках, учителях, студентах, то есть лицах, не являющихся сотрудниками органов безопасности.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна состоит в том, что:

1. На основе анализа и обобщения теоретических положений о процессе общения, возникающих в нем коммуникативных барьеров, а также установления влияния особенностей межличностного общения курсантов на возникновение и проявление указанных затруднений уточнены сущность и содержание коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов. Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов проявляются как социально-психологические затруднения, снижающие результаты обмена информацией между военнослужащими, приводящие к нарушению согласованности их взаимодействия, а также препятствующие достижению между ними эффективного восприятия, понимания и оценивания друг друга.

2. Выявлены социально-психологические детерминанты, обусловливающие возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов, обучающихся в вузах пограничного профиля. Представленные детерминанты позволили типологизировать указанные затруднения по-двум основаниям: коммуникативные барьеры, в, основе которых лежат внешние (объективные) обстоятельстване связанные с психологическимиособенностями субъекта общениякоммуникативные барьеры в межличностном-общении, в основе которых лежат детерминанты внутреннего (субъективного) порядка.

3. Эмпирически1 исследованы личностные качества курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры, а также определено влияние указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности данных военнослужащих.

4. Изучены и обобщены представления военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля, о*психологическом портрете курсанта, в общении с которым возникают коммуникативные барьеры. В описании данного портрета наиболее значимыми являются не социально привлекательные черты, а наличие у военнослужащего, затрудняющего общение, личностных качеств коммуникативной пассивности и слабости.

5. Научно обоснована и экспериментально апробирована разработанная авторская программа социально-психологического тренинга с элементами ролевой игры по> преодолению коммуникативных барьеров' в межличностном общении курсантов, которая представляет собой’двухуровневую педагогическую1 технологию, включающую в себя теоретический и практический (тре-нинговый) блоки.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся в отечественной и зарубежной психологии представлений^ о коммуникативных барьерах в общении, в уточнении сущности и содержания указанных затруднений в межличностном общении^ курсантов. Впервые вводимые в научный оборот данные эмпирического исследования существенно расширяют представления о социально-психологических детерминантах рассматриваемого явления, формах его проявления, а также о личностных качествах курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры и затрудняющих общение. Обоснованная авторская программа преодоления коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов дополняет теоретические разработки оптимизации данного процесса в воинских коллективах вузов пограничного профиля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретическая база и эмпирические материалы диссертационного исследования могут быть использованы психологами, преподавателями, офицерами курсового звена в образовательном процессе вузов пограничного профиля в целях выявления и преодоления возникающих у курсантов коммуникативных барьеров, повышения эффективности общения военнослужащих, и следовательно, оптимизации процесса обучения и воспитания будущих офицеров. Результаты исследования могут быть применены в системе подготовки и повышения квалификации руководителей различных звеньев военного управления.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов проявляется как социально-психологические затруднения, снижающие результаты обмена информацией между военнослужащими, приводящие к нарушению согласованности их взаимодействия, а также препятствующие достижению между ними эффективного восприятия, понимания и оценивания друг друга. Содержание коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов раскрывается через внешневыраженные и внутривыраженные формы проявления указанных затруднений в процессе взаимодействия военнослужащих друг с другом, а также позитивную и негативную функции данного явления.

2. Возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов обусловлено влиянием наиболее существенных социально-психологических детерминант, к которым относятся: функционально-ролевой, нормативный и субординационный характер общенияосуществление общения в замкнутой микросреде между юношами, принадлежащими к различным социальным группам и различающимися по своим индивидуально-психологическим особенностямхарактер сложившихся межличностных отношений между военнослужащимиотрицательные эмоциинизкий уровень сформированное&tradeу отдельных курсантов умений и навыков общенияособенности речи отдельных военнослужащихотсутствие или снижение мотивации общения.

3. Личностными качествами курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры в общении, в сравнении с курсантами, успешными в общении, являются замкнутость, сдержанность, робость, тревожность и конформность. Наличие указанных затруднений у курсантов способствует снижению результатов их учебной деятельности, а также приводит к сужению круга общения данных военнослужащих.

4. Представления военнослужащих о психологическом портрете курсанта, в общении с которым возникают коммуникативные барьеры, выступают как обобщенный образ данного субъекта, формируемый на’основе собственного опыта и под влиянием внешних факторов. Наиболее значимыми характеристиками в описании данного образа являются не социально привлекательные черты, а наличие у курсанта, затрудняющего общение, личностных качеств коммуникативной пассивности и слабости, а именно: молчаливости, замкнутости, вялости, нелюдимости, пассивности, неуверенности в себе, слабоволия, робости. Именно эти качества и составляют обобщенный психологический портрет курсанта, в общении с которым возникают указанные затруднения.

5. Программа социально-психологического тренинга с элементами ролевой игры по преодолению коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов представлена как комплекс мероприятий, направленных на развитие у военнослужащих коммуникативной компетентности и овладение ими механизмами, техникой и процедурой преодоления указанных затруднений. В основу программы социально-психологического тренинга легли выявленные в ходе проведения эмпирического исследования детерминанты возникновения рассматриваемого явления, а также представления курсантов о психологическом портрете субъекта, в общении с которым возникают указанные затруднения. Использованная в программе двухуровневая педагогическая технология, включающая в себя теоретический и практический (тренинговый) блоки, позволила сформировать у курсантов, участвующих в тренинге, представления о сущности и содержании коммуникативных барьеров в общении, а также приобрести определенный опыт по преодолению указанных затруднений в различных ситуациях общения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования заслушаны на заседаниях кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности Голицынского пограничного института ФСБ России (2006;2008 гг.), обсуждены на Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки кадров для береговой охраны ФСБ России и пути их решения» (апрель 2008 г.), на научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования воспитательной работы в органах ФСБ России (февраль 2009 г.).

Результаты исследования были использованы в учебном процессе Голицынского пограничного института ФСБ России и Российского государственного социального университета, а также внедрены в работу внештатной психологической службы Голицынского пограничного института ФСБ России.

Материалы диссертационного исследования отражены в статьях и публикациях общим объемом 2,6 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Выводы по главе:

1. Большое влияние на возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов оказывает: характер сложившихся межличностных отношений между военнослужащимисоциальные причины, обусловленные принадлежностью курсантов к различным социальным группам: национальным, статусным, возрастным и т. п.- необходимость совместного проживания с другими курсантами в течение 5-ти лет обучения, что может приводить к возникновению состояния эмоциональной напряженности, а также снижать мотивацию общенияфункционально-ролевой характер общения курсантов, связанный с выполнением ими конкретных служебных обязанностейиндивидуально-психологические особенности курсантовнедостаточная сформированность у курсантов умений и навыков общенияфакторы окружающей среды.

2. Основными формами проявления коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов являются: 1) внешневыраженные, наблюдаемые в коммуникативном поведении курсантов в процессе их взаимодействия друг с другом и 2) внутривыраженные, отражающиеся в сознании курсантов на эмоциональном уровне.

3. Курсанты, испытывающие коммуникативные барьеры в общении, по сравнению с курсантами, успешными в общении, являются более замкнутыми, сдержанными, робкими, тревожными и конформными, имеют более низкие результаты учебной деятельности, ограниченный круг общения, стремятся к снижению контактов с сослуживцами, внешне производят впечатление чрезмерно сдержанных и скованных людей.

4. В представлениях опрашиваемых военнослужащих, исследуемых с помощью методики «Личностный дифференциал» Эткинда, возникновение коммуникативных барьеров в общении с курсантом связывается с наличием у него личностных свойств коммуникативной пассивности и слабости, а именно: молчаливости, замкнутости, вялости, нелюдимости, пассивности, неуверенности в себе, слабоволия, робости. Именно эти качества и составляют обобщенный психологический портрет курсанта, в общении с которым возникают указанные затруднения.

5. Достигнутые в ходе проведения социально-психологического тренинга результаты — уменьшение уровня выраженности у курсантов экспериментальных групп речевых и эмоциональных барьеров в общении, повышение уровня развития у них коммуникативных умений, осознание участниками тренинга равной ответственности партнеров за возникновение коммуникативных барьеров в общении и так далее, позволяют говорить об эффективности применения социально-психологического тренинга в преодолении рассматриваемого явления.

При этом следует отметить, что предлагаемая в настоящей работе и апробированная на практике программа социально-психологического тренинга, является одним из возможных вариантов преодоления коммуникативных барьеров в общении курсантов.

Среди других направлений в работе командиров учебных подразделений и преподавателей вузов пограничного профиля по преодолению рассматриваемого явления были выделены: проведение с курсантами, испытывающими коммуникативные барьеры в общении и затрудняющими его, индивидуальной консультационной работыповышение авторитета курсантов, старших по воинской должности (званию), обучение их приемам работы с личным составомповышение культуры общения курсантовулучшение межличностных отношений между нимимоделирование и проигрывание на занятиях по военным предметам, а также по службе войск ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться в обстановке и давать адекватные ситуации ответыумения держаться без напряжения, при постановке приказа (задачи), отдачи распоряжения другим курсантамумения логично и аргументировано излагать свои мысли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования удалось доказать научную состоятельность выдвинутой гипотезы, сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации.

Теоретические выводы.

1. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной разработанности категориального аппарата исследуемой проблемы. Термин «коммуникативные барьеры в общении» употребляется в психологической литературе как синомичный терминам «затруднения в общении», «трудности в общении», «психологические барьеры в общении», «барьеры коммуникации» и так далее. Стоящие за этими терминами психологические реалии, конкретные феномены коммуникативных барьеров в общении интерпретируются и исследуются разными авторами далеко не однозначно, что существенно затрудняет возможность теоретических обобщений в данной области исследований.

Предпринятый анализ работ, в которых коммуникативные барьеры общения выступают предметом диссертационного исследования, позволил говорить о внешней (объективной) и внутренней (субъективной) детерминации исследуемого явления. Однако, как показал анализ, разведение внешних и внутренних детерминант коммуникативных барьеров в общении не является абсолютным. Это обусловлено тем, что не только внешние преграды могут вызывать внутренние трудности, но и наоборот, внутренние трудности субъекта могут приводить к образованию внешних преград перед партнером по общению.

Проведенное исследование также показало, что в трудах отечественных и зарубежных исследователей предлагаются различные основания для построения классификации коммуникативных барьеров в общении, однако общей чертой почти всех приведенных классификаций является то, что в основе их построения лежит теоретический анализ возможных причин, факторов возникновения исследуемого явления.

2. Изучение межличностного общения военнослужащих, обучающихся в вузах пограничного профиля, позволило сделать вывод о том, что коммуникативные барьеры у курсантов во многом детерминированы особенностями данного процесса и возникают во всех сферах жизнедеятельности будущих офицеров, а именно: в военно-учебной, военно-служебной, общественной и досугово-бытовой.

Анализ проявлений указанных затруднений показал их влияние на все три традиционно выделяемые в процессе общения стороны, а именно: на коммуникативную (возникновение трудностей в обмене информацией), перцептивную (искажение точности межличностного восприятия военнослужащими друг друга, возникновение между ними непонимания) и интерактивную (нарушение согласованности действий военнослужащих, возникновение между ними ситуаций конфронтации и конфликта). Это позволило автору рассматривать коммуникативные барьеры как социально-психологические затруднения, снижающие результаты обмена информацией между военнослужащими, приводящие к нарушению согласованности их взаимодействия, а также препятствующие достижению между ними эффективного восприятия, понимания и оценивания друг друга.

Теоретический анализ литературных источников, а также проведенное эмпирическое исследование показали, что социально-психологическими детерминантами коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля являются: функционально-ролевой, нормативный и субординационный характер общенияосуществление общения в замкнутой микросреде среди юношей, принадлежащих к различным социальным группам и различающихся по своим индивидуально-психологическим особенностямхарактер сложившихся межличностных отношений между военнослужащимиотрицательные эмоциинизкий уровень сформированности у отдельных курсантов умений и навыков общения, особенности речи отдельных военнослужащих, отсутствие или снижение мотивации общения.

Исходя из представлений о причинной обусловленности рассматриваемого явления, коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов могут быть типологизированы по основаниям объективной (внешней) и субъективной (внутренней) детерминации.

3. Изучение личностных качеств курсантов, а также влияния указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности военнослужащих, позволило сделать вывод о том, что курсанты, испытывающие коммуникативные барьеры, по сравнению с курсантами, успешными в общении, обладают следующими психологическими характеристиками: они более замкнуты, сдержанны, робки, тревожны и конформны, имеют более низкие результаты учебной деятельности, ограниченный круг общения, стремятся к снижению контактов с сослуживцами, внешне производят впечатление чрезмерно сдержанных и скованных людей.

4. Полученные при применении психосемантической методики «Личностный дифференциал» A.M. Эткинда результаты позволили сделать вывод о том, что в представлениях опрашиваемых военнослужащих возникновение коммуникативных барьеров в общении с курсантом связывается, прежде всего, не с отсутствием у него социально-желательных психологических характеристик, а с наличием у него личностных свойств коммуникативной пассивности и слабости, а именно: молчаливости, замкнутости, вялости, нелюдимости, пассивности, неуверенности в себе, слабоволия, робости.

5. Одним из эффективных средств по преодолению коммуникативных барьеров в общении курсантов является социально-психологический тренинг с элементами ролевой игры, проводимый по разработанной автором программе. В ходе проведения социально-психологического тренинга с курсантами вуза пограничного профиля были получены следующие результаты: статистически значимое снижение уровня выраженности у курсантов экспериментальной группы эмоциональных и речевых барьеров в общении, а также приращение у них коммуникативных уменийотражение в самоотчетах курсантов положительного воздействия социально-психологического тренинга, приобретение ими определенного опыта по преодолению коммуникативных барьеров в различных ситуациях общенияосознание большинством участников социально-психологического тренинга равной ответственности партнеров за возникновение коммуникативных барьеров в общенииотражение участниками социально-психологического тренинга в итоговых анкетах произошедших с ними позитивных изменений.

Среди других направлений в работе командиров учебных подразделений и преподавателей вузов пограничного профиля по преодолению указанных затруднений были выделены: проведение с курсантами, испытывающими коммуникативные барьеры в общении и затрудняющими его, индивидуальной консультационной работыповышение авторитета курсантов, старших по воинской должности (званию), обучение их приемам работы с личным составомповышение культуры общения курсантовулучшение межличностных отношений между нимимоделирование и проигрывание на занятиях по военным предметам, а также по службе войск ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться в обстановке и давать адекватные ситуации ответы, умения держаться без напряжения, при постановке приказа (задачи), отдачи распоряжения другим курсантам, умения логично и аргументировано излагать свои мысли.

Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Практические рекомендации В целях практического осуществления обобщенных теоретических выводов и апробированных эмпирическим путем результатов целесообразно:

1. Внедрить в практику образовательного процесса вузов пограничного профиля разработанную и апробированную в ходе исследования анкету по изучению коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов пограничного профиля.

2. Использовать результаты исследования при организации и планировании мероприятий образовательного процесса вузов пограничного профиля.

3. Внедрить в практику образовательного процесса вузов пограничного профиля разработанную и апробированную в ходе формирующего эксперимента программу социально-психологического тренинга с элементами ролевой игры по преодолению коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов.

4. Использовать результаты исследования в системе подготовки и повышения квалификации офицеров курсового звена и преподавателей вузов пограничного профиля.

Вместе с тем, наше исследование не исчерпало всей полноты изучаемой проблемы, поэтому дальнейшие исследования, способствующие развитию теории и практики изучения коммуникативных барьеров в общении целесообразно продолжить по следующим направлениям: преодоление коммуникативных барьеров в общении командиров курсантских подразделений вузов пограничного профилясоциально-психологические особенности коммуникативных барьеров в общении преподавателей вузов пограничного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.-223 с.
  2. А.Д. Психологические условия формирования профессиональных коммуникативных умений у курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля: Дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 263 с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  4. Ю.Е., Петровская JI.A. Психологическая компетентность пропагандиста. М.: Знание, 1989. — 61 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. — 315 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.376 с.
  7. Г. М. Общение и межличностные отношения // Психология влияния / сост. A.B. Морозов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  8. Е.В. Социальная психология / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004.- 264 с.
  9. А .Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГА ВС, 1992. — 261 с.
  10. А .Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин O.A. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций -XX век. -М.: Современный гуманитарный Институт, 2000. — 527 с.
  11. Т.А. Исследование трудностей общения начинающих учителей: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995. 222 с.
  12. Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: Дис.. канд. психол. наук. — Ростов н/Д., 2004. 222 с.
  13. С.Н. Формирование умений профессионального и межличностного общения у выпускников военных вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2002. — 14 с.
  14. Е.Ф., Эткинд А. М. Личностный дифференциал. Методические рекомендации. Л., 1983. — 12 с.
  15. И.И. Социальное общение и его роль в укреплении воинских коллективов в социалистической армии: Дис.. канд. филос. наук. М., 1979. — 206 с.
  16. A.B., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. — М., 1973. 302 с.
  17. A.B. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей). Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. — 108 с.
  18. A.B. Психодиагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. 176 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 398 с.
  20. М.В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Серпухов, 2000. — 219 с.
  21. М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 576 с.
  22. Бодал ев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 198 с.
  23. A.A. Личность и общение. — М., 1995 — 326 с.
  24. A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. М., 2002. — 256 с.
  25. И.В. Психолого-акмеологические особенности преодоления сотрудниками налоговой полиции затруднений в коммуникативной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 200 с.
  26. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М.: Издательство МГУ, 1997. — С.183−204.
  27. H.H., Петровская JI.A. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность. Прага, 1981.-248 с.
  28. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб: Служба доверия, 1994. — 316 с.
  29. Большой толковый психологический словарь. Т.2 / пер. с англ. Р. Артур. Изд-во «Вече», 2003. — 560 с.
  30. A.C. Социальное общение как объект управленческой деятельности командных кадров ВС: Дис.. канд. фил. наук. М., 1993. — 215 с.
  31. Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1999. — 224 с.
  32. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 63 с.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.216 с.
  34. М.А. Психологическое обеспечение развития коммуникативной компетентности оперативного состава пограничной службы федеральной службы безопасности Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 2004. — 22 с.
  35. Т.О. Подготовка студентов педвуза к предупреждению трудностей педагогического общения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. -192 с.
  36. Ю.С. Совершенствование процесса педагогической профилактики неуставных взаимоотношений во внутренних войсках МВД РФ: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. — 253 с.
  37. И.В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. JI.M. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — С. 66−78.
  38. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2008. 256 с.
  39. Введение в практическую социальную психологию / А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская и др./ под ред. Ю. М. Жукова. М.: Смысл, 1996.-373 с.
  40. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-173 с.
  41. Военная педагогика и психология / A.B. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. Л. Утлик, Н. Ф. Феденко. -М.: Воениздат, 1986. 240 с.
  42. Военная психология и педагогика / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Издательство «Совершенство», 1998. -384 с.
  43. Е.М. Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников.: Дис.. канд. психол. наук. -Таганрог, 2004. 137 с.
  44. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / пер. с нем. М.: Прогресс, 1972. — 294 с.
  45. Р.Б., Зайцев А. Б. Психологические отношения подчиненных к руководителю. Иваново: Ивановский гос. Университет, 1996. —166 с.
  46. Р.Б., Когаловская A.C., Марушкин Ю. Б. Конфликт: социально-психологический аспект. — Иваново: Ивановский гос. университет, 1996.- 168 с.
  47. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Дис.. канд. пед. наук (по психолог.). М.: ВПА, 1964. — 144 с.
  48. . Что такое психология. В 2-х т. Изд. 2-е, стереотип. Т.1 / пер. с франц. -М.: Мир, 1996.-496 е., ил.
  49. А.А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза: Дис.. канд. психол. наук. — Ярославль, 2000. -184 с.
  50. А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов: (соц-психол. исслед. на материалах воен. уч-щ МВД СССР): Дис.. канд. психол. наук. -М., 1991. 282 с.
  51. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Наука, 1980.- 104 с.
  52. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. — 18 с.
  53. Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1978. — 207 с.
  54. Ю.Н. Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих Пограничной службы России: монография. — М.: Академия ФПС России, 2001. 252 с.
  55. В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы Российской Федерации: учебник. — М.: Академия ФПС России, 2002. -302 с.
  56. В.Ф. Психологические условия регулирования взаимоотношений в коллективах полка (корабля) // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 239−250.
  57. Г. А. Психологические предпосылки эффективного общения офицера-политработника с воинами // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 280−293.
  58. Ч.Б. Этика делового общения. — М.: Современный гуманитарный университет, 1994. — 32 с.
  59. В.И. Пословицы и поговорки русского народа. В 2-х томах. Т.1. -1978.-315с.
  60. B.B. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. .канд. психол. наук. М., 1990. -241 с.
  61. В.В. Социально-психологический тренинг: теория и практика. М.: ВУ, 1995. — 72 с.
  62. A.A., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1−2. М.: Луч, 1993. — 72 с.
  63. А.И. Общение как фактор развития коллектива // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С. 20−30.
  64. И.А. Влияние лидерских качеств на межличностные коммуникации курсантов: социальный аспект: Дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2001.- 181 с.
  65. А.П. Лабиринты общения. М., 1998. — 199 с.
  66. А.П. Психология конфликтов в деловом общении: концепции и технологии: Дис.. докт. психол. наук. М., 2004. — 395 с.
  67. Ю. Н. Активное социально-психологическое научение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 166 с.
  68. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.. докт. психол. наук. — Л., 1990. 403 с.
  69. Н.П. Психология общения: пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979. — 95 с.
  70. Л.Ф. Взаимоотношения в полку (на корабле) и пути их регулирования средствами партийно-политической работы и психологического воздействия // Военная психология. — М.: ВПА, 1978. — 390 с.
  71. Л.Ф. Социально-психологическая характеристика различных категорий личного состава полка (корабля) // Социальная и военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко М.: ВПА, 1990. — С. 98−113.
  72. В.Н. Формирование культуры общения курсантов в системе военно-профессилнальной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2003. 186 с.
  73. Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. -64 с.
  74. Ю.М., Петровская JI.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 104 с.
  75. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. — 192 с.
  76. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие. Д.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 55 с.
  77. И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2003. — 384 с.
  78. В. В. Понимание и познание в общении. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.-237 с.
  79. Кан-Калик В.А., Ковалев А. Г. Классификация психологических типов общения // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 15−18.
  80. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.108 с.
  81. Как-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения (методические рекомендации). М.: Центр по проблемам общения, 1990.32 с.
  82. А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М.: ГАВС, 1992. — 52 с.
  83. A.B. Социальное общение в воинских коллективах: Дис.. канд. социол. наук. М., 1997. — 125 с.
  84. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 486 с.
  85. Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
  86. М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 140−146.
  87. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  88. Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 320 с.
  89. Р.П. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности: Дис.. канд. психол. наук. -Пермь: 1994.-226 с.
  90. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / B.C. Агеев, С. П. Безносов, В. А. Богданов и др. под ред. Е. С. Кузьмина, Е. В. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 143 с.
  91. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.
  92. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  93. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. —350 с.
  94. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Эксмо, 2009.-509 с.
  95. Т.В. Введение в психологический эксперимент: учебник. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ- Изд-во ЧеРо, 2001. — 256 с.
  96. Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995. — 31 с.
  97. Краткий психологический словарь / сост. Л.Я. Карпенко- под общ. ред А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  98. С.А. Особенности взаимоотношений в воинских коллективах и пути их оптимизации в современных условиях: Автореф. дис.. канд. соци-ол. наук. М., 1995. — 30 с.
  99. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд. -М.: Смысл- Академический проект, 1999. 279 с.
  100. Р.Л. Социальная психология: личность и общение: учеб пособие.-М.: Изд-во РАГАС, 2000. 115 с.
  101. В.Г. Социальная психология: учебник для вузов: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 432 с.
  102. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М.: Институт практ. психологии, 1996. — 344 с.
  103. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд: М.: «Ось-89», 1998- 208 с.
  104. Т.П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.- 144 с.
  105. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985. 20 с.
  106. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис.. докт. психол. наук. СПб-, 1991. — 38 с.
  107. В.Н., Казаринова Н. В., Поголына В. М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  108. В.А. и др. Психология затрудненного общения:. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В: А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М: Издательский’центр «Академия», 2001. — 288 с.
  109. И.А. Межличностные конфликты, во взаимоотношениях суворовцев и способы их конструктивного разрешения: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1997.-298 с.
  110. , И.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования у курсантов ввузов конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2000. — 156 с.
  111. A.A. Психология общения. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1974. — 219 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  114. Е.В. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у курсантов военного вуза: Дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2005. -206 с.
  115. .Д. Педагогика. Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  116. .Ф. Проблема общения в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии: сб. статей. — М.: Наука, 1969. С. 242 -288.
  117. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука,-1976. С. 64−93.
  118. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 124−133.
  119. .Ф. Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.125 с.
  120. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991.-222 с.
  121. Д. Социальная психология / пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-668 е.: ил.
  122. Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб., 1996. — 18 с.
  123. Г. Р. Формирование речевой культуры курсантов в высшем военном заведении: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. — 179 с.
  124. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995. — 152 с.
  125. А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. — М. Просвещение, 1993. — 192 с.
  126. О.В. Коммуникативные барьеры в общении и детерминанты их возникновения // Сборник научных статей № 1. — Голицыно, 2007.- С. 68−75.
  127. О.В. Коммуникативные барьеры в общении курсантов образовательных учреждений ФСБ России: причины и факторы их возникновения // Научно-информационный сборник Пограничной службы ФСБ России № 42.- М.: Граница, 2008. С. 232−243.
  128. О.В. К проблеме коммуникативных барьеров в общении курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля // Материалы научно-практической конференции. — Анапа: Институт береговой охраны ФСБ России, 2008. С. 96−104.
  129. О.В. Изучение распространенности, характера и осознаваемых причин коммуникативных барьеров в общении курсантов // Сборник научных статей № 4. — Голицыно, 2009. — С. 27−35.
  130. О.В. Исследование психологического портрета курсанта, создающего коммуникативные барьеры в общении // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». № 3. Раздел 3. Социальная психология. Т.1. — М., 2009. — С. 87−92.
  131. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-295 с.
  132. Е. Я — Ты —Мы. Психологические возможности улучшения общения / пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
  133. Методы психологической диагностики / под ред. В. Н. Дружинина, Т. В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 88 с.
  134. Г. И. Профессионализм общения: (учителю о коммуникативных умениях). СПб., 1993. — 56 с.
  135. А.Н. Социально-психологический климат первичного курсантского коллектива и пути его регулирования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. — 15 с.
  136. Я.В. Представления различных половозрастных групп о причинах трудностей межличностного общения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003.-465 с.
  137. A.B. Общение школьников. -М.: Знание, 1987. 86 с.
  138. В.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990.-21 с.
  139. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 224 с.
  140. A.A. Культура речи: практикум / A.A. Мурашов, В. Ф. Русецкий. второе изд., стер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 272 с.
  141. P.C. Психология: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. М.: Просвещение, 1990. — 301 е.: ил.
  142. Л.И. Коммуникативные барьеры и возможность их преодоления с помощью ролевой игры / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1984. -20 с.
  143. З.А. Психологические особенности возникновения когнитивных барьеров в педагогическом общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ташкент, 1994. — 16 с.
  144. H.H. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. — 151 с.
  145. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с.
  146. С.И. Словарь русского языка. 20-е изд. стереотип. — М., 1988. — 750 с.
  147. С.Ф. Формирование культуры межнационального общения военнослужащих в условиях демократизации общества: Дис.. канд. филос. наук. Львов, 1991. — 218 с.
  148. Е.А. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей начальных классов: Автореф дис.. канд. психол. наук. — Минск, 1990. 20 с.
  149. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990. 112 с.
  150. В.Н. Культура общения офицера (Методическое пособие). М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993. — 64 с.
  151. В.Н. Искусство управлять людьми: Практические рекомендации. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 1999. — 136 с.
  152. В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1972. № 7.-С. 162−173.
  153. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Л., 1983. — 42 с.
  154. .Ф. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Л., 1975. — вып. 3. — С. 3−13.
  155. .Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 301с.
  156. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (вопросы теории и методики). М., 1991. — 204 с.
  157. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
  158. Л.А. Основные характеристики компетентности в общении //Актуальные проблемы социальной психологии. Ч. I. Кострома, 1986. — С. 74−75.
  159. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
  160. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. — С. 150−167.
  161. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  162. Ю.П. Основы этнической психологии. СПб.: Речь, 2003. -452 с.
  163. Ю.П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. — 624 с.
  164. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 16 с.
  165. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. —232 с.
  166. Г. Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998. — 352 е.: ил.
  167. A.C. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
  168. Психология: учеб. И. Г. Антипова и др. под ред. Е. И. Рогова. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 591 с.
  169. Психология. Словарь. / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  170. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 е.: ил.
  171. Психологический словарь /Авт. сост. В. М. Корпорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, JI.M. Балабанова / Под общей ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 630 с.
  172. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — 205 с.
  173. Рабочая книга практического психолога / H.H. Ежова. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 315 с.
  174. A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: «Прайм — ЕВРОЗНАК», 2004. — 416 с.
  175. А., Коломинский А. Я. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.
  176. Е.И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-336 с.
  177. A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношении со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1975. — 30 с.
  178. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 720 е.: ил.
  179. И.И. Общая и военная психология. Ч 2, М.: Граница, 2004. -230 с.
  180. И.И., Ситников В. Г. Межличностные отношения в курсантском коллективе: вопросы теории и методики изучения. — Голицыно, 2006. -68 с.
  181. A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла 95. Руководство по использованию. — СПб., 1995. — 88 с.
  182. В.М. Предметный и коммуникативный аспект темперамента человека // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 1. — С. 34−53.
  183. Н.Г. Повышение эффективности общения старшеклассников средствами проектной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2006. — 232 с.
  184. E.B. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000.234 с.
  185. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 е., ил.
  186. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002. — 208 е.: ил.
  187. В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997. -240 с.
  188. А.П. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 232 с.
  189. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  190. Современная военная психология: Хрестоматия / сост. A.A. Урба-нович. Мн.: Харвест, 2003. — 576 с.
  191. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е. С. -Минск: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  192. A.A. Социально-психологические условия возникновения коммуникативно-смысловых барьеров у сотрудников таможенных органов: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. -237 с.
  193. Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук — Краснодар, 1999. 170 с.
  194. Социальная психология /А.Н. Сухов, A.A. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2002. — 600 с.
  195. В.В. Самопознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.284 с.
  196. С.И. Психологический практикум. М.: РИО РТА, 1996.80 с.
  197. Тренинг партнерского общения: Методическое пособие / под ред. П. К. Власова. X., 2005. — 22 с.
  198. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451 с.
  199. Е.В. Взаимосвязь инструментальных и мотивационных трудностей межличностного общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 18−21.
  200. В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1987. 158 с.
  201. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития малых групп. М., Изд-во института психотерапии, 2002. — 490 с.
  202. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  203. Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1980. — 247 с.
  204. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Выща школа, 1985. — 159 с.
  205. C.B. Межпоколенная коммуникация: барьеры и конфликты: социально-антропологическийаспект.: Дис.. канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 2003. 161 с.
  206. А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении ПВО: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 22 с.
  207. А.И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис.. докт. психол. наук. М., 2000. -370 с.
  208. И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов н/Д, 1990. — С. 7−10.
  209. Т.В. Психологические и психо-физиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия: Дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1997. — 148 с.
  210. Энциклопедия психологических тестов. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 496 с.
  211. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 6−20.
  212. A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала//Вопр. психол. 1979. № 1. — С. 17−27.
  213. Anderson J.Y.E. The development of social behavior. Human Relations, vol. VII, № 3, 1956. — P. 88−97.
  214. Aronson E. The Social Animal. S-F, 1972. — 112 p.
  215. Back K. Influens through social communication. Y. of Abnormal and social psychology, 1951, 46. — P. 51−79.
  216. Heun L.R., Heun R.E. Developing Skills for Human Interection. -Columbus eto: Merrill, 1978. 342 p.
  217. Rogers C.R. Barriers and gateways to Communication. In: Management: a book for reading. N.Y., 1968. — 148 p.
  218. Schutz W.C. Interpersonal Underworld. Human Ralation Series part. 1. Reprinted from Harvard Business Review, July — August, 1958, № 58 410. -P. 89−101.
Заполнить форму текущей работой