Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические аспекты психического здоровья детей и школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что… Читать ещё >

Психологические аспекты психического здоровья детей и школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Почему мы решили написать книгу о психическом здоровье ребенка и школьника?

Коллектив авторов довольно продолжительное время разрабатывает проблемы детской практической психологии в контексте психологической службы государственного образования (Психологическая служба в школе, 1984; Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога, .1990; Детский практический психолог в системе народного образования, 1990; Рабочая книга школьного психолога, 1991; А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, 1990; И. В. Дубровина, 1991; Н. И. Гуткина, 1995; Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками, 1993; и др.). Основной целью этой службы мы долгое время и не без серьезных оснований считали максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников, обеспечивающему им к окончанию школы сформированность психологической готовности к самоопределению в самостоятельной, взрослой жизни.

Однако чем глубже мы погружались в проблему, чем больший опыт практической работы с детьми разного возраста накапливали, тем все отчетливее эта цель начинала восприниматься нами как красивый постулат, не наполненный реальным психологическим содержанием. Очень непросто дать точное определение понятиям «максимальное развитие», «максимальное содействие», «условия для развития» и т. п. Каждое из этих понятий многозначно, различные исследователи и практики вкладывают в них разное содержание.

Быть может, поэтому психологам, работающим в детских садах, школах, лицеях, интернатах и других детских учебно-воспитательных учреждениях трудно определить предмет своей деятельности, трудно объяснить окружающим (учителям, воспитателям, родителям, администрации), чем же именно они занимаются, трудно понять, за что они профессионально отвечают. Руководители образования теряются при аттестации практических психологов, не зная, что же у них спросить и как определить уровень их профессиональной квалификации.

И лишь в последнее время мы стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми может быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие — условием, средством достижения этого здоровья.

Такое наше понимание или предположение основано, во-первых, на анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам психического здоровья; во-вторых, на критическом анализе и обобщении нашей собственной теоретической и опытно-экспериментальной работы в этом направлении; в-третьих, на результатах изучения основных проблем, трудностей, удач и неудач, сомнений, достижений, разочарований практических психологов, работающих в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, с нашей точки зрения, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» — относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. По существу эту же мысль высказывает А. Ф. Лосев, говоря о том, что «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но «вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением» (А.Ф.Лосев, 1989).

Таким образом, мы высказываем предположение, что именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматирвать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Знакомство с литературой показало, что проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается безусловно.

Мы обратили внимание на то, что в «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только ОТСУТСТВИЕ болезней и физических дефектов» (т. 1, с. 391).

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.

Мы видим, что в упомянутое выше единство медицины и психологии уже включается и социология — ее наука и ее практика. В «Кратком словаре по социологии» (1989, с. 76−77) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает: 1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.

Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним; поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», — констатируется в докладе.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: вопервых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В.А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечньге заболевания и др.» (1974, с. 104−105).

Исследования представителей ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям.

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не только воспитанию ребенка в семье, но и школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Причем, подчеркивается, что решающая роль принадлежит в этом плане НРАВСТВЕННОЙ АТМОСФЕРЕ, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

Интересным, на наш взгляд, и справедливым является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния не обязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем.

Эти моменты с большей или меньшей глубиной рассматриваются в ряде работ медицинского характера (М.М.Кабанов, 1983; А. И. Захаров, 1982; Д. Р. Исаев, 1983; В. П. Козлов, 1983; С. М. Громбах, 1988; А. Н. Винокуров, 1992 и др.). Указывается, что сам детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовым влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Установленным считается факт, что в основе патогенеза невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. Это приводит ее к невротическому развитию, понимаемому в рамках концепции неврозов В. Н. Мясищева как нарушение особо значимых отношений личности, образующих целостную систему. А. И. Захаров подчеркивает:

«Успешно лечить невроз ребенка можно только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье» (1982, с. 5).

Определенный интерес в плане решения проблемы психологического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П. Б. Ганнушкиным (1964, с. 116), и получившая значительное распространение в последние годы (А.Е.Личко, 1977, 1979; Э. Г. Эйдмиллер, В. В. Юстицкий, 1983 и др.). В соответствии с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптаций, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций.

Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилёптоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при сензитивном — «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом — необходимостью делать выбор, принять решение. Во всех случаях, подчеркивают Э. Г. Эйдмиллер и В. В. Юстицкий (1983), причина дезадаптации — встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психотерапевта — помочь подростку повысить способность к ее разрешению.

Хотелось бы обратить внимание читателя на следующий интересный факт. Несмотря на то, что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», соответствующая проблема представлена неполно. Речь по существу идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п. Это еще в 1979 г. отметили эксперты ВОЗ. В их докладе представлены коллективно разработанные принципы построения профилактических программ и рекомендуемые профилактические мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья детей. Эти программы весьма интересны, но позволим себе задержать внимание читателя только на одном моменте, а именно на задачах научных исследований в связи с проблемой психического здоровья: «необходимо переместить фокус научных исследований и перейти ОТ изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, К изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса, ОТ изучения вредных влияний, ОТ изучения неудачных мер воздействия — К изучению воздействий, которые бы позволили ПРЕДУПРЕЖДАТЬ психические нарушения».

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех, психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Предполагаемая дефиниция представляется не очень удачной, так как, во-первых, определение явления через отсутствие какихлибо качеств не может быть продуктивным, а во-вторых, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчеркивающему, что здоровье — не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие. Таким образом, требуется дальнейшая, более углубленная работа над дефиницией данного термина.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Определяющую роль, в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное, место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (1982,с. 6−7).

Подтверждением этому могут служить результаты исследования многих детских психологов. Например, Н. М. Неупокоева (1983) обнаружила тесную связь между особенностями общения младших школьников с очень значимым для них человеком — учителем и развитием у них мотивов учения. В младших классах довольно часто у детей формируется конфликтное отношение к учителю, при котором у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У этих детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как неудовлетворенная потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях — со страхом перед учителем. Такие дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться.

Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее взрослые. Первоклассники из-за недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя.

Чешские психологи ЙЛангмейер, З. Матейчик (1984) подчеркивают, что лишь в виде исключения депривация может вызываться воздействием всего одного фактора, практически для каждой депривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях. Поэтому так важно установить: какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. При этом, следуёт помнить, что разные дети, испытывающие воздействие одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя-различно. Однако, считают авторы, каждый ребенок для своего ЗДОРОВОГО развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.

С нашей точки зрения, очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое условие самоактуализации, по его мнению, — нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т. д. (1971, с.

112). Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нем природой, а перестройка общества должна вестись путем создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психического здоровья — стремление к гуманистическим ценностям. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству (1970). Несколько иной, но в том же контексте развития зрелой личности, подход к решению проблемы психического здоровья мы видим у некоторых других крупных ученых (В.Франкл, Ш. Бюллер и др.).

Так В. Франкл пишет: «У каждого времени свои неврозы… Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты…» (В.Франкл, 1990, с. 24). Он приводит высказывание Эйнштейна, который заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только не счастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

В.Франкл в толковании идеи стремления к смыслу солидаризируется с Ш. Бюллер, согласно теории которой полнота, степень самоисполненности зависит от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность называется у Бюллер самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т. е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условиями сохранения психического здоровья. Причем под самоосуществлением Ш. Бюллер имеет в виду осуществление смысла, а не осуществление себя или самоактуализацию.

Самоактуализация — это не конечное предназначение человека, утверждает В.Франкл. Он пишет: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя, — и продолжает: — Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания…» (В.Франкл, 1990, с. 59).

В.Франкл утверждает, что смысл — это всякий раз смысл конкретной ситуации и нет такого человека, для которого жизнь не держала наготове какое-нибудь дело. Надо найти это дело, этот смысл, а у ребенка надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим (1990, с. 39−40).

По сущ ству эту же мысль высказывает С. Л. Рубинштейн, говоря о том, что идеал — это идея, содержание которой выражает нечто, значимое для человека, и идеальный человек — это человек, в котором реализованы все его возможности по приближению к идеалу (С-Л.Рубинштейн, 1976, (с. 363−365).

Не вводя в свое повествование термин «психическое здоровье», именно о таком здоровье по существу беспот коился Я. Корчак, когда писал: «Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, мы стремимся усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой его духа, силой его требований и намерений. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен» (1990, с. 24).

Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей; интересов; его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой и пр.

Конечно, возникает множество вопросов: можно ли говорить о психологическом здоровье ребенка, подростка, юноши, взрослого? Человек, обладающий психологическим здоровьем, — каков он? В каких условиях он рос, развивался? Каковы его самоощущения, взаимоотношения с жизнью, чем он отличается от людей, имеющих различного рода «психологическое нездоровье»?

Все эти и другие вопросы требуют серьезного рассмотрения и изучения. Ясно лишь одно: психологическое здоровье неразрывно связано со здоровьем психическим, состояние и развитие которого еще не занимает подобающего ему места в педагогических и психологических программах работы с ребенком. Обсуждению психологических аспектов психического здоровья и посвящена наша книга. Представленные в ней материалы охватывают период развития ребенка от дошкольного возраста до окончания школы и выделяют те аспекты, которые наиболее значимы в контексте сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков. Особое внимание при этом уделено проблеме учета при работе с детьми их индивидуальных особеннностей, психофизиологических характеристик, поскольку анализ практики, особенно практики применения рекомендаций педагогами и родителями, свидетельствует, что неуспешность применения рекомендаций, а иногда даже и наносимый этим вред часто связаны с недооценкой индивидуально-психологических различий. Как это ни парадоксально, индивидуально-психологические особенности (такие, как школьные неврозы, тревожность, страхи, неуверенность в себе и др.) зачастую не учитываются и врачами. Между тем, специальные исследования показывают, что эти особенности оказывают существенное влияние на ход лечения практически любой болезни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой