Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с семьёй школа способна создавать условия для формирования этнического самосознания и его компонентов, а также воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к другим народам путём трансляции этнокультурных ценностей разных народов и одновременного поддержания уровня национального самосознания каждого ребёнка. Начинать решение этой проблемы необходимо в младшем школьном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы состояния проблемы самосознания и национального самосознания в научной литературе
    • 1. 1. Проблема самосознания в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Национальное самосознание как предмет научного исследования
    • 1. 3. Возрастные аспекты развития национального самосознания и факторы его обуславливающие
  • Глава 2. Организация экспериментального исследования национального самосознания младших школьников
    • 2. 1. Организация исследования. Методы и методики
    • 2. 2. Реализация формирующего эксперимента по развитию национального самосознания младших школьников
    • 2. 3. Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования

Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

События последнего десятилетия обусловили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества.

Вступление России на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культурывозросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей.

Кризис современного общества стал причиной стремительного роста этничности, что подтверждается данными этнопсихологических исследований.

На сегодняшний день трудно переоценить значение этнического фактора. В современном мире более 800 наций. Свыше 90% населения планеты живет в многонациональных государствах. 2/3 человечества представляют собой результат расового смешения. В России 120 народностей и свыше 800 этнокультурных групп.

Этнические процессы, обладая относительной самостоятельностью, одновременно оказывают влияние на различные сферы социально-общественной и культурно-политической жизни.

Рост национального самосознания этносоциумов приводит к усилению этноцентризма, который в условиях снижения нравственной культуры общества вызывает такие негативные последствия как всплеск национализма, обострение межэтнической напряженности, рост межнациональных конфликтов, спекуляцию национальным вопросом в рамках политической борьбы и, как следствие — развитие межэтнической нестабильности в обществе (А.Б. Андрищук, С. Н. Артановский, JI.H. Дробижева, Г. У.Солдатова).

Указанные причины, характерные для России, особенно актуальны для Северного Кавказа, где проживает свыше 90 народов, говорящих на языках 3 лингвистических семей: кавказской, индоевропейской и алтайской.

Этнические миграции, которым подвергался Кавказ в течение всей своей истории, обусловили уникальную степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия проживающих там народов.

Кавказ — место, где соприкасаются два мира: мусульманский и славянохристианский. В зависимости от того, как здесь будут решаться этносоциальные проблемы, по мнению В. Александровой, «регион либо станет мостом между этими мирами, либо ареной их жесточайшей схватки» (5).

Национальное самосознание является одним из значимых признаков этноса и одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на национальные процессы, происходящие в обществе, обуславливая главный вектор его развития.

Уровень развития этнического самосознания народов в значительной степени определяет социально-политическую и этнопсихологическую атмосферу общества в целом.

Во все происходящее неизбежно вовлечены дети. Исследования современных психологов (Ю.В. Бромлей, JI.M. Дробижева, А. Ф. Даждамиров, И. А Снежкова, Ж. В. Топоркова и др.) показали, что детский возраст является наиболее сенситивным периодом интенсивного формирования самосознания и рефлексивного отношения к «своему» и к «чужим» этносам.

Приобщение детей к традиционной культуре своего и других этносов, проживающих на одной территории, является важнейшей гуманистической задачей, основой стабилизации полиэтнического поликультурного общества.

Поэтому в современных условиях актуализируются вопросы формирования этнического самосознания, которые требуют комплексного подхода со стороны представителей разных наук: педагогов, психологов, социологов, этнологов, философов и др.

Одним из естественных механизмов преодоления нарастания негативных тенденций в обществе и гуманизации межнациональных отношений является система образования.

Современная общеобразовательная система, стремящаяся к построению цивилизованных, гуманных отношений, должна реализовывать принцип: от восприятия культуры своего народа к культуре сопредельных народов, а затем к пониманию мировой культуры, т. е. идея межкультурного образования должна стать принципиальной в организации образовательной системы.

В последние годы в отечественной науке под гуманистическим образованием понимают чаще всего приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. Во все времена гуманистическое образование, по мнению Ю В. Науменко, призвано было решать три основные задачи:

— обеспечить человеку возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного народа определенной национальной культуры;

— научить человека реализовываться в рамках определенной культуры и исторической общности как творческой личности и ответственного гражданина;

— обеспечить человеку возможность вступления в равноправный диалог с иными культурами и возможность включения в современные мировые цивилизационные процессы (133).

При этом значительно возрастает роль поликультурного образовательного пространства, отражающего взаимосвязь общечеловеческого интернационального и национального в развитии личности в новой социокультурной ситуации.

Важным условием вхождения ребенка в поликультурную среду является наличие в поликультурном образовательном пространстве реальной связи между семьей и школой. Бесспорно, именно в семье начинают закладываться базовые элементы национального самосознания. Но особая роль в развитии этого феномена должна принадлежать общеобразовательной школе.

Наибольшую актуальность приобретает эта проблема в условиях полиэтнических регионов, каковым и является Северный Кавказ.

Наряду с семьёй школа способна создавать условия для формирования этнического самосознания и его компонентов, а также воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к другим народам путём трансляции этнокультурных ценностей разных народов и одновременного поддержания уровня национального самосознания каждого ребёнка. Начинать решение этой проблемы необходимо в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период, как подчеркивает Ж. В. Топоркова, начинают формироваться механизмы этнообъединительных и этноразганичительных представлений (184).

К концу XX века уже накоплен богатый опыт изучения этнического самосознания. Этой проблемой занимались Ю. В. Бромлей, J1.H. Гумилев, Л. М. Дробижева, А. Ф. Даждамиров, В. Н. Козлов, Г. У. Кцоева, В. П. Левкович, B.C. Мухина, Б. Ф. Поршнев, Г. В. Старовойтова, И. А. Снежкова и др.

Этническое самосознание в широком смысле — есть осознание членами этноса их особого единства и отличия от других общностей. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих особенностей этнокультурной среды. Оно тесным образом переплетается с категорией национального самосознания, которая рассматривается в научной литературе как более широкое социокультурное понятие, включающее не только знания этноса о себе, но и знания, воспринятые от других родственных народов (Э.Э. Кибизова, В.С.Полянский).

Этническое самосознание изучается как явление, функционирующее на двух уровнях: индивидуальном (С.Н. Еникополов, Н. Г. Скворцов, В. Ю. Хотинец, B.C. Мухина, Л. Г. Почебут и др.) и групповом (А.Р. Аклаев, С. А. Арутюнов, Э. А. Баграмов, Г. У. Солдатова и др.).

С позиции большинства этнопсихологов оно соотносится с такими категориями, как: этническая идентичность, этнические ценности, этнические стереотипы, этнические чувства, межэтнические отношения и пр. (Т.А.Талалуева, Э. Э. Кибизова, Н. В. Кокшаров, В. Ю. Хотинец, B.C. Мухина, В. П. Левкович, О.Б. Мухаметтбердиев).

Формирование этнического самосознания — это длительный процесс, берущий начало в раннем возрасте и продолжающийся на протяжении всей жизни личности. В целом, в своем развитии оно проходит ряд этапов или стадий (Н Е. Веракса, О. М. Дьяченко, А. И. Оконешникова, B.C. Мухина, Т. Г. Стефаненко, И. А. Снежкова, Ю. В. Бромлей и др.).

Все выше перечисленные аспекты рассматриваемой проблемы, а также ограниченность эмпирического материала по формированию этнического самосознания, в частности, в младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательных школ многонациональных регионовактуализация национально-культурного возрожденияпотребность в этнокультурной консолидации народов и развитии гармоничной личности, направленной на миротворческую созидательную деятельность, обусловили выбор темы научного исследования.

Цель исследования: выявление психологических особенностей, обуславливающих формирование этнического самосознания в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: национальное самосознание младших школьников.

Предмет исследования: психологические особенности формирования национального самосознания.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы самосознания и национального самосознания в зарубежной и отечественной литературе.

2. Выявить психологические особенности и факторы, обуславливающие формирование национального самосознания в младшем школьном возрасте.

3. Разработать критерии, определяющие уровень сформированное&tradeнационального самосознания у обучающихся.

4. Исследовать уровень сформированное&tradeнационального самосознания у младших школьников.

5. Разработать и апробировать программу по формированию национального самосознания у младших школьников.

6. Подготовить научно-методические рекомендации по оптимизации процесса формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: формирование национального самосознания младших школьников обусловлено наличием следующих психологических особенностей:

— сформированностью самосознания личности младшего школьника;

— идентификацией себя с представителями своей национальности и отношением к представителям своей и других этнических групп;

— сформированностью системы этнических ценностей, этнических стереотипов, этнических чувств, информированностью детей в области национальных вопросов и проблем;

— познавательной мотивацией, обуславливающей интерес к другим этносам.

Общей методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии:

— развития (J1. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В В.

Давыдов, А. В. Петровский);

— системности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,.

П.Я.Гальперин);

— активности [Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, В. А. Петровский].

Теоретическую основу составили основные положения психологии:

— о роли деятельности в развитии личности (А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, А. В. Петровский и др.);

— о личности и её интегративных характеристиках (А.А. Ананьев, С Л. Рубинштейн, Б. Ф. Поршнев, И. Б. Котова, Ю. В. Бромлей, А. Ф. Даждамиров и др.);

— о гуманизации образования (ВВ. Давыдов, В. А. Мудрик, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.).

В исследовании использовались следующие виды анализа:

— компонентный анализ, позволивший выделить структурные компоненты самосознания и национального самосознания, изучить их качественные характеристики;

— уровневый анализ, • позволивший изучить особенности сформированности национального самосознания на начальном и конечном этапах исследования.

— сравнительный анализ, позволивший выделить особенности развития национального самосознания младшего школьника, определить общее и особенное в его функционировании.

Научное исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (2000 — 2001 г. г.) был проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической и этнопсихологической литературы по вопросу развития и становления самосознания и национального самосознания развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, осуществлялся подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На этом же этапе проводились пилотажные исследования, основная задача которых заключалась в апробировании составленных и модифицированных методик.

На втором этапе (2001 — 2002 г. г.) осуществлялась комплексная диагностика сформированности начального уровня этнического самосознания младших школьников, разработка критериев, определяющих уровень развития их национального самосознания, и формирующей программы по развитию национального самосознания обучающихся, так как исследование, проведённое на констатирующем этапе, показало необходимость разработки такой программы.

На третьем этапе (2001 — 2002 г. г.) осуществлялось формирование этнического самосознания младших школьников с помощью специальной программы.

Формирующий этап исследования заключался в организации системной работы с учащимися младшего школьного возраста, направленной на оптимизацию формирования их национального самосознания в условиях общеобразовательной школы.

В ходе эксперимента осуществлялось также этническое воспитание учающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества.

На четвёртом этапе (2002 — 2003 г. г.) проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись психологические особенности, условия и факторы формирования национального самосознания младших школьников.

Для определения уровня сформированности национального самосознания использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены основные компоненты структуры национального самосознания. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на данные критерии.

Аналитический этап исследования включал в себя интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов и заключения, разработку методических рекомендаций по оптимизации формирования национального самосознания младших школьников.

Базой исследования явились: МОУ Гимназия № 25, МОУ СОШ № 2 г. Ставрополя.

Испытуемые — дети младшего школьного возраста и их родители. В экспериментальном исследовании всего приняло участие 219 человек. Из них детей -147, родителей — 72.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы и методики:

— метод анализа научной литературы;

— наблюдение;

— беседа;

— анкетирование;

— проективные тесты;

— методы статистической обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась общим методологическим подходом к изучению формирования национального самосознания как сложного динамического образованияподбором методов и методик, адекватных цели и задачам исследованияиспользованием методов математико-статистического анализа данных.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработаны критерии, определяющие уровень сформированности национального самосознания.

2. Изучена и обоснована целесообразность развития национального самосознания у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса во внеурочное время.

3. Выявлено и доказано эффективное влияние разработанной программы на формирование национального самосознания младших школьников.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и углублении научного опыта в вопросах формирования национального самосознанияв выявлении психологических особенностей, условий, факторов и возрастных закономерностей его становленияв определении взаимосвязи этнического самосознания с категориями, составляющими и обуславливающими его формирование.

Практическая значимость состоит в возможности применения разработанных критериев, определяющих уровень сформированности национального самосознанияв использовании программы, направленной на формирование национального самосознания младших школьников и методических рекомендаций, способствующих оптимизации развития национального самосознания личности в условиях дошкольных учреждений и общеобразовательных школ в полиэтническом регионе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Формирование национального самосознания определяется, в первую очередь, сформированностью базовой категории, т. е. самосознанием личности.

2.Формирование национального самосознания тесным образом связано с развитием этнической идентичности, которая выступает в качестве главного его компонента.

3. Национальное самосознание является сложным психологическим феноменом, развитие которого зависит от психологических особенностей и факторов, его обуславливающих: этнической общности, в рамках которой ребенок развивается, условий национального воспитания в семье, социальной ситуации развитии личности, характера межэтнического взаимодействия и пр.

4. Младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом развития этнической принадлежности, формирования национальных чувств, стереотипов, ценностей и интернационального мировоззрения.

5.Специально разработанная программа по формированию национального самосознания способствует активизации интереса детей к представителям других этносов и формированию положительной установки на взаимодействие с ними.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход исследования и его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного педагогического института, на научно-практической конференции Ставропольского государственного педагогического института «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2002), на V Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (Ставрополь, 2001), на VI Региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону (Ставрополь, 2002), на Всероссийской научной конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, 2001), на Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов-на-Дону, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Психологический ресурс в экономике и предпринимательстве» (Ставрополь, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика — региону» (Ставрополь, 2003), педагогических советах и методических семинарах учителей МОУ СОШ № 2, нашли отражение в тезисах, научных статьях, программе.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы составляет 160 страниц машинописного текста. Работа содержит 18 таблиц, список литературы включает 225 наименований.

Заключение

.

В настоящее время, как указывают большинство этнопсихологов, процесс формирования новой Российской ментальности находится на начальном этапе своего становления. Он, по мнению A.JI. Свенцицкого, будет трудным и болезненным. и займет, по всей вероятности, не одно десятилетие (154).

Поэтому на современном этапе развития нашего общества возрастает потребность в этнопсихологических знаниях, направленных на сохранение стабильности межэтнических отношений, поддержание и развитие национального самосознания различных этнических общностей, становление российской ментальности в новых этносоциальных условиях.

Формирование национального самосознания тесным образом связано, с развитием базовой категории, т. е.' самосознания и обусловлено этническим воспитанием личности, как одним из компонентов её целостного гармоничного развития. Это требует реализации комплексного подхода на основе синтеза данных разных наук.

Под гармоничной личностью мы подразумеваем личность, способную установить гармоничные отношения между окружающим ее миром, который населяют разные этносы, и ею самой.

Участие в развитии мировой культуры является главнейшей задачей национального воспитания в полиэтническом обществе, в котором формирование национального самосознания находится в тесной связи с общечеловеческими ценностями.

Формирование этих установок и системы этнических ценностей личности, на наш взгляд, можно осуществлять в условиях общеобразовательной школы, способной оказать существенное позитивное влияние на этносоциальное развитие современного общества.

Основы национального самосознания начинают закладываться в раннем возрасте, а осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентификации и определение себя в качестве субъекта определённой этнической общности, складывается к 7−10 годам, что соответствует младшему школьному возрасту.

Исследование этнопсихологических условий и факторов, влияющих на развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста, как наиболее сенситивного периода в формировании данного феномена, приобретает на современном этапе особую актуальность, связанную с разнообразием этнодинамических процессов, происходящих в СевероКавказском регионе и мире в целом.

При составлении программы опытно-экспериментального исследования, выбора методов и методик, анализа результатов формирования этнического самосознания младших школьников мы руководствовались основными методологическими принципами отечественной психологии. Характеризуя современное состояние методологических подходов к исследованию проблемы национального самосознания, можно констатировать широту диапазона возможных исследований, включающих общепсихологический, социально-психологический и этнокультурный контексты данного феномена.

В основу нашего исследования были положены идеи гуманистической психологии, которые направлены на формирование личности как высшей ценности нашего общества.

Основой современного гуманистического образования, на сегодняшний день, является приобщение подрастающего поколения, прежде всего, к целостной системе культурных ценностей своей страны. Знакомство с духовными и культурными ценностями других народов и стран, на наш взгляд, должно происходить на основе осознания уникальности и ценностей своего народа, признание его как равноправного участника всемирного цивилизационного процесса.

Осуществляя на практике идеи аксиологического и культурологического подходов, мы стремились раскрыть потенциальные способности личности, пробуждающие её творческую активность и самостоятельность, направленную на реализацию приоритета национальных общечеловеческих ценностей в русле современных тенденций развития личности, общества и культуры.

Обобщая данные опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы самосознания и национального самосознания позволил раскрыть их сущность с позиции философского и психологического аспектов, показать различные точки зрения и подходы в интерпретации данных категорий отечественными и зарубежными учеными.

2. Национальное самосознание является составным элементом структуры самосознания личности, важным компонентом и непременным условием функционирования каждого этноса, включающее идентификацию личности с определенной этнической общностью и соотносящееся с понятием этнического самосознания.

3. К психологическим особенностям формирования национального самосознания детей младшего школьного возраста относятся: сформированность самосознания личностисистемы этнических ценностей, стереотипов, чувствидентификация себя с представителями своей национальностиинформированность в области национальных вопросов и проблемпознавательная мотивация, обуславливающая интерес и позитивное отношения к представителям своей и других этнических групп.

4. Наиболее важными факторами, обуславливающими развитие национального самосознания, являются: социальная ситуация развития, семья, язык, общность происхождения членов этноса, особенности их взаимодействия, этнические стереотипы, средства массовой информации и др.

5. Возрастные границы становления этнического самосознания не универсальны, однако младший школьный возраст (7−10 лет), является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания в условиях активного межнационального взаимодействия в полиэтническом регионе.

6. Разработанные критерии, в основу которых были положены основные компоненты национального самосознания (идентификация, язык, отношение к своей национальности и осведомлённость в области её национальных вопросов и проблем, отношение к другим национальностям и осведомленность в области их национальных вопросов и проблем, общая информированность в области этнических вопросов и проблем) позволили выявить уровень его сформированности у детей младшего школьного возраста.

7. Позитивные изменения в развитии национального самосознания младших школьников произошли в обеих группах: контрольной и экспериментальной. Однако положительная тенденция в развитии национального самосознания в большей степени была обнаружена у учащихся экспериментальной группы:

— более 95% детей идентифицируют себя со своей этнической общностью, позитивно относятся к ней, испытывают патриотическое чувство гордости;

— у доминирующей части испытуемых (более 95%) повысился уровень осведомлённости в области национального фольклора, обычаев, традиций собственного и других этносоввозрос интерес к особенностям национального языка, истории его развитияк психологическим универсалиям своего и других народов;

— проблема этносов и стремление обсуждать её со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками стала настоятельной потребностью более 66% испытуемыхглавным источником знаний, способствующим повышению информационности обучающихся в области национальных проблем и вопросов, были названы занятия, реализуемые в ходе формирующего эксперимента (50%) в условиях общеобразовательной школы;

8. Развивающая программа по формированию национального самосознания дала позитивные результаты и активизировала интерес детей к этническим проблемам своего и других этносов, сформировав положительную установку на взаимоотношения с представителями других национальных общностей.

Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили правильность постановки задач, положений, выносимых на защиту и верность выдвинутой гипотезы.

Методические рекомендации по формированию национального самосознания у детей младшего школьного возраста.

1. Исходя из того, что национальное самосознание связано с развитием базовой категории — самосознания, которое формируется в процессе развития личности и её взаимодействия с другими людьми, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на его развитие.

2. Национальное самосознание является сложным психосоциальным феноменом, имеющим свою структуру, поэтому воздействовать на его формирование необходимо в комплексе всех его составляющих: национальной идентификации, особенностей этнической культуры, национального характера, национальных чувств, стереотипов и т. д.

3. В процессе формирования национального самосознания следует учитывать, что в своём развитии оно проходит ряд стадий: от сознания национальных чувств и принадлежности, до осознания себя в качестве субъекта этнической общности. Поэтому необходимо не нарушать эту иерархию становления национального самосознания.

4. Формирование национального самосознания должно осуществляться в трёх уровнях: когнитивном — формирование основных понятий, знаний, символов и т. д.- эмоционально-оценочном — • формирование позитивного отношения к своему и другим этносамрезультативно-волевом — формирование национальных установок, национального интереса, национальных потребностей, национальной системы ценностей и т. д.;

5. Развитие национального самосознания может происходить как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Более эффективным является групповой путь формирования национального самосознания, так как он создаёт возможность коллективного оценивания полученных сведений, сравнения их с другими данными, обсуждение новой информации друг с другом;

6. Важнейшим фактором формирования национального самосознания является социальная ситуация развития в многонациональном регионе. Поэтому необходимо учитывать особенности её функционирования и воздействия на личность;

7. Особое внимание в развитии национального самосознания должно быть отведено роли семьи, необходимо вовлекать родителей в этот процесс, посредством организации родительских собраний, семинаров, лекториев по данной тематике;

8. Наиболее оптимальными формами работы по формированию национального самосознания являются специально разработанные программы развивающего характера, рекомендуемые в рамках образовательного процесса (факультативы, классные часы, внеклассные мероприятия и т. д.);

9. Занятия для детей младшего школьного возраста целесообразно проводить в игровой, тренинговой и других формах активного обучения из расчёта 1−2 раза в неделю, продолжительностью 40−60 минут;

10. Каждое из занятий должно быть снабжено специальным инструментарием этнопсихологической направленности: иллюстрации, элементы национальной атрибутики, национальные мелодии, ребусы и т. д.;

11. Основной целью каждого занятия должно стать привитие любви, уважения и интереса к этнокультурным особенностям своего и других этносов (традиции, обычаи, национальные праздники, национальный фольклор и т. д.).

12. Занятия по формированию национального самосознания должны быть направлены не только на реализацию основных образовательных целей, но и воспитательных: развитие нравственной культуры, чувства патриотизма и коллективизма, сопричастности к происходящим в стране событиям, гордости за свой народ и т. д.

13. В процессе развития национального самосознания у детей, необходимо сформировать, в первую очередь, представление о таких понятиях как: этнос, национальность, национальная культура, национальный фольклор, национальный этикет и т. д.

14. Процесс развития национального самосознания подразумевает активное участие детей в проведении занятий: подготовка детских рисунков, атрибутов национальной одежды, блюд национальной кухни, кроссвордов и т. д.

15. Организация и проведение занятий требует активизации познавательной сферы ребёнкаповышение его информированности в области национальных проблем и вопросовв формировании позитивного отношения к другим национальным общностям.

16. Предполагаемым результатом занятий по формированию национального самосознания должны являться желание и потребность обучающихся, продолжить познание собственного и других этносов самостоятельно, путём чтения специальной литературы, просмотра телепередач и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельность — М., 1989. Кн. 1. С. 110−134.
  2. А.Г. Судьба народностей. М., 1978 — 112 с.
  3. Актуальные проблемы этнической психологии / Отв. ред. Е В. Заика -Харьков., 1993.-484 с.
  4. Э.Г. Этнические самосознания или этническая идентичность // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13−23.
  5. В. Кавказский котел противоречий // Ориентир. 2000. № 2. С. 8−11.
  6. Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России // СОЦИС. № 19. № 2. С. 49−54.
  7. Л.А. К проблеме психологического анализа национальных стереотипов. Баку, 1987.
  8. .Г. Этнопедагогизация учебно-воспитательной работы в полиэтническом ученическом коллективе. Сб. науч. статей. М., 2003.С. 1−2.
  9. Амелин В В. Национальная идея и проблемы русских регионов // СОЦИС, 1997. № 5. С. 132.
  10. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия. АПН РСФСР, Вып. 18. 1948. С. 101−124.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 380.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1996. С. 276.
  13. И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социально-этнических изменений. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998.
  14. С.Н. Проблемы этноцентризма и этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежнойэтнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современной зарубежной науки. Л., 1979. С/11−40.
  15. Ю.В. Опыт социально этнического исследования //Советская этнография. 1968. № 4. С. 3−13.
  16. Ю.В., Дробижева J1.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. 303 с.
  17. И.Н. Педагогические проблемы формирования коллектива с многонациональным коллективом учащихся. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1965.
  18. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М. -Л., 1984.
  19. Т.В. Этнопсихологическая ситуация в постсоветской России // Россия и современный мир. М., 2000. № 1. С. 16−29.
  20. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996. С. 43−49.
  21. А.Б. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура. Сб. науч. статей. -М., 2002. с. 5.
  22. Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». М., 1973. — 204 с.
  23. А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы. Л., 1985.
  24. Э.А. Этнические социотипы поведения. Л., 1985.
  25. Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. Л., 1979.
  26. А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. С. 143−169.
  27. Н.А. Национальность и человечество // Судьба России. М., 1918. С. 93−101.
  28. Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. 205 с.
  29. В.М. Сознание и его границы. М., Л., 1868. — 32 с.
  30. Бим Бад Б. М. Педагогическая антропология МРОУ., 1998.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 1968.
  32. М.И. Психологические особенности самопознания подростков. Киев, 1980
  33. Ю.М. Этнос, нация, государство // Поиск, 1992. № 5- 6.
  34. Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1983. № 3.
  35. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 411 с.
  36. Ю.В. Этнопсихологические процессы в современном мире. М., Наука. 1987.
  37. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1979. — С. 98.
  38. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке -М., 1983. -С. 109.
  39. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 196 с.
  40. Введение в этническую психологию. Платонов Ю. Г., Бороноев, А О. и др. -СПб., 1995. С. 40−41.
  41. Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в VIII—XIX вв..в. М., 1974.
  42. Н.В. Идентификация как психологический механизм формирования этнического самосознания // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 1.
  43. В. Проблема психологии народов. М.: Космос, 1912. 132с.
  44. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т.4. М., 1984.
  45. Л.С. Педология подростка // Собр. Соч. в 6-ти т. М., 1984. Т.4 Детская психология. С. 6 — 242.
  46. З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.
  47. П.Н. К проблеме этнопсихологической адаптации // СоЦИС, 1995. № 11
  48. Г. В. Феноменология духа. Соч. в 15-ти томах. Т. 4. М.: 1959. 376 с.
  49. Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев, 1980. С. 307.
  50. A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков. Автореферат дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
  51. Л.Н. О термине «этнос» //Докл. Отд. Географического общества СССР. Л., 1967. Вып. 3. С. 14−15.
  52. Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 5−44.
  53. А.Ф. Социально психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. № 3. С. 3−13.
  54. X. Фрейда. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979. С. 116 -122.
  55. Р. Избранные произведения. М.: Мысль, 1956. 712 с.
  56. В. Основы психологии. М., 1890. 258 с.
  57. Дреев О Н. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1982. 162 с.
  58. Л.М. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. -М., 1985. С. 117- 123.
  59. Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях// Советская этнография. 1999. № 1.
  60. Л.М. Некоторые проблемы этнопсихологических исследований // Психологический журнал. 1988. № 4. С 114−118.
  61. Л.М. О тенденциях в этническом самосознании русских на рубеже последнего десятилетия // Современные этнические процессы в СССР и СФ РЮ. М., 1992. С. 19−33.
  62. Дробижева JI M. Социально-культурные особенности личности и национальные установки // Советская этнография. 1971. № 3. С. 116−121.
  63. Духовная культура и этническое самосознание нации. Вып. 2. М., 1991.
  64. JT.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в РФ. М., 1999.
  65. Е.В. Программа формирования национального самосознания младших школьников. Ставрополь, 2003.
  66. А.Ф. Три лика России // Россия глазами русского. СПб. 1991. С. 5−19.
  67. А.В. Формирование самосознания в учебной деятельности. М., 1977.
  68. О.А. Национальное самосознание как фактор сохранения национальной самобытности. Курск, 2002. 5 с.
  69. А.А. Особенности этнического самосознания подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
  70. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993.-С. 232−233.
  71. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов удмуртов // Психологический журнал. Т. 18. — № 4. 1997. С. 36−42.
  72. П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1877. 633 с.
  73. Карнышев, А Д. Межэтнические взаимодействия в Бурятии. Улан -Удэ, 1997. 184 с.
  74. М. Этническая идентификация в еврейской школе // Социология. 1997. С. С1−8.
  75. Э.Э. Этносоциальные ценности разных поколений: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  76. А.И. Социально-психологическая концепция руководства // Социально-психологическая проблема руководства и управления коллективами. -М., 1974. С. 173−178.
  77. Е.И. Социальная структура и национальное самосознание: Дисс. канд. психол. наук. М., 1971.
  78. В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. № 2. С. 111.
  79. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография, 1983. № 2.
  80. В.И., Шелепов Г. В. Национальный характер и проблема его исследования // Советская этнография. 1974.№ 2 С. 12−24.
  81. В.И. Проблематика этничности // Этническое обозрение. 1995. № 4.
  82. Н.В. Нация и культура. Новгород, 1997. 140 с.
  83. И.Б. Психология личности в России. Ростов н / Д. 1994.294 с.
  84. Е.М. Этнос и этничность // Этнографические обозрения.1995. № 5. С. 17.
  85. Кон И.С. К проблеме национального характера. М., 1987.
  86. Кон И. С. Открытие «Я», — М., 1978. 367 с.
  87. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 269 с.
  88. Н.Я. Национальная психология и ее влияние на формирование и развитие личности // Национальное и интернациональное в жизни народов. Вып. 1. -М., 1970. 213 с.
  89. М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема онтогенеза. в кн: Расы и народы. — М., 1976. Вып. 6. С. 112 — 63.
  90. В.Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М., 1996. С. 149.
  91. Кукушкин В Н. К вопросу о структуре национальной психологии // Социальная психология и философия. JL, 1973.
  92. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. Краткие сообщения Института этнографии. Вып. 6. Т. VIII. 1999. С. 3−35.
  93. ГУ. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений. М., 1985. 24 с.
  94. Г. У. Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. 1985. С. 114−121.
  95. ГУ. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. № 2. С. 88−92.
  96. Г. Психические законы эволюции народов. М., 1966. 148с.
  97. Н.М. Социальная психология этнических миграций. -М., 1993.
  98. Ю. Уходящая натура. Человек советский //Знание, 1992. -№ 6, — С. 208.
  99. В. П. Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 3542.
  100. В. П. Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического самосознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 138−143.
  101. В.П. Социально психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1984. № 4. С. 75 — 79.
  102. В.П. Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания в ситуации социоэтнических изменений // Этнопсихология и общество. М., 1997.
  103. В.И. Философские тетради. Полное собрание сочинений Т. 29. С. 85.
  104. А.А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография. 1934. № 3. С.111−120.
  105. А.А. Национальная психология и этнопсихология. М., 1980.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.
  107. К.Н. Византизм и Славянство. // Россия глазами русского. -СПб., 1991. С. 152−204.
  108. А.И. Психология самооценки школьников. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1974. 35 с.
  109. Д.С. Национальное самосознание древней Руси. М. Л., 1995.
  110. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды. СПб., — 1996. — 174 с.
  111. Н.О. Характер русского народа. М., 1990. 90 с.
  112. В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945.
  113. В.В. Формирование русской нации. Л., 1997. 36 с.
  114. Н.Г. Этнические стереотипы в контексте политизированой этничности // Этническая психология и общество. -М., 1997.
  115. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. З С. 21.
  116. А. Психология бытия. М., 1997.
  117. А.А. Личность и сознание. М., 1978. С. 176.
  118. B.C. Структура личности, характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 107 с.
  119. Методологические проблемы исследования этнической культуры Сб. статей. Ереван. 1976.
  120. Ф.Т. Сознание и самосознание. М., 1991.
  121. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М&bdquo- 1993.
  122. М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социс. 1999. № 5. С. 118−127.
  123. О.Б. Национальное самосознание. М., 1992. 142
  124. B.C. Возрастная психология. М., 1998. — С. 83.
  125. B.C. Проблемы генезиса личности. Учебное пособие. М., 1985. 103 с.
  126. B.C. Психология межнациональных отношений и воздействие на нее средствами массовой информации. Ч. I. М., 1989.
  127. B.C. Развитие межнациональных отношений основа формирования самосознания личности // Просвещение на Крайнем Севере. СПб., 1992. Вып. 25 С. 60−71.
  128. B.C. Современное самосознание народов Севера // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 44−52.
  129. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. М., 1966.
  130. А. А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
  131. Национальные отношения. Словарь. М., 1997. С. 116.
  132. Ю.В. Национальное в культурном содержании современного гуманистического образования. Сб. науч. статей. М., 2002. С. 16.
  133. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1989. 16 с.
  134. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1975. 19с.
  135. .С. Россия в поисках новой идентичности // Россия и современный мир. М., 1999. № 2. С. 31−42.
  136. А.В. Психология неадекватной активности. М., 1992. С. 36.
  137. . Избранные психологические произведения. М., 1969.
  138. . Речь и мышление ребенка. М., 1932.
  139. Ю.Н. Страницы истории этнической психологии. -Тверь, 1992.
  140. Повесть временных лет. М., JL: Изд-во АН СССР, 1950. — 4.1.
  141. B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // СоЦИС. 1999. № 3. С. 11−20.
  142. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. С. 1−14.
  143. Л.Г. Этническое и социальное в природе человека // Актуальные проблемы этнической психологии. Тверь, 1992. — 140 с.
  144. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореф. дисс. канд. психол. наук. 18 с.
  145. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000. 672 с.
  146. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского М., 1990. 494 с.
  147. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  148. О.Л. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде // Процессы психического развития: в поисках новых подходов. М., 1995. — С. 103−114.
  149. С.Л. Основы общей психологии. М., 1947. 704 с.
  150. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии. В 2 т. М., 1992. Т 2.
  151. С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю. В. Бромлея // Этнографическое обозрение. 2001. № 1. С. 3−22.
  152. Э. А. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.-344 с.
  153. А.Л. Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем // Психологический ж л. 1998. Т. 19. № 4. с. 146−150.
  154. В.И. История философии как история самосознания человеческого духа. Сб. науч. статей. М., 2002. 5 с.
  155. З.В. Расколотое сознание // Этносоциологические очерки -СПб., 1996. 120 с.
  156. Л.В. Россия:'генезис и органон самосознания // Россия и современный мир. 1999. № 2. С. 31−42.
  157. Н.Н. Этничность в процессе социальных изменений // Социально-политический журнал. 1996. № 1.
  158. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // СоЦИС. 1999. № 1. С. 21−31.
  159. И.А. Формирование этнического самосознание у детей и юношества. М., 1983.
  160. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. 1982. № 1. С. 80−88.
  161. B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 206−247.
  162. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 44.
  163. B.C. Русская идея // Россия глазами русского. СПб., 1991. С. 202−236.
  164. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. 303 с.
  165. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3.
  166. Г. В. К исследованию этнопсихологии городских жителей // Советская этнография. 1976. № 3. С. 45−56.
  167. Г. В. Некоторые методологические вопросы определенной предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. 233 с.
  168. Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Том V. Вып. VI. М., 1998. С. 96.
  169. Т.Г. Этнопсихология. Вып. 3. М., 1998. С. 13.
  170. Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998. С. 21.
  171. В.В. Самосознание личности. М., 1983. 286 с.
  172. ВВ. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, B.C. Столина. М., 1987.
  173. Г. Т. Этнология // Словарь справочник. — М., 1998.
  174. Т.А. Особенности самосознания и межэтнических отношений детей в период образования нового государства на территории бывшего СССР: Дис. канд. психол. наук. М., 1997.
  175. Г. Законы подражания. СПб., 1982.
  176. JI.H. Определение своей национальной принадлежности подростков в национально-смешанных семьях // Советская этнография. 1996. № 3.
  177. JI.H. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М., 1974. С. 12.
  178. Дж. С. Оукс П. Дж. Хеслен С. А. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа иностранная // Инженерная психология. Т.2. № 2 (4). 1994. С. 8−16.
  179. В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 12−13.
  180. С.А. Проблема типов этнических общностей // Вопросы философии. 1964. № 1. С. 53.
  181. Т.С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника в процессе обучения и межличностного общения. Автор, дисс. канд. пед. наук. Киев, 1988.
  182. С.А. Этнография народов СССР. -М., 1958. 615 с.
  183. .В. Особенности этнического самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996.
  184. Т.И. Этнопсихологический фактор в структуре направленности личности современного подростка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1997. 135 с.
  185. К.Д. Избранные педагогические сочинения Т. 2. М., 1971.
  186. С.Е. Этнокультурная компетентность педагога. Сб. науч. трудов. — Иошкар Ола, 2002.
  187. В.Н. О структуре национального самосознания // Изв. А Н. Киргизии. 1998. № 6. С. 84−86, С. 62−85.
  188. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 366 с.
  189. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Т. 1. Тбилиси, 1991. С.71−139.
  190. Фрейд 3. Тотем и табу // «Я» и «Оно». Т. 1. С. 193−351.
  191. К.Н. Этническое самосознание в современных национальных движениях России- СПб., 1995. — 336 с.
  192. Э. Национализм и этничность // Национализм. М., 1995.
  193. В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 31−42.
  194. В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. Ижевск, 1996. 442 с.
  195. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., И.Э.И.А., 1994. 236 с.
  196. П.Я. Философские письма // Россия глазами русских. -СПб. 1991. С. 19−139.
  197. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. М., 1960. С. 91−110.
  198. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности: Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1996. С. 228−239.
  199. Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых //Советская этнография. 1967. № 4.
  200. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.144 с.
  201. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1973. № 3.
  202. В.К. Этнокультурная направленность содержания общего среднего образования в России. М., 2002. 227с.
  203. В.К. Опыт анализа этнической идентификации школьников / Проблемы гуманитарных наук в меняющемся мире. Ставрополь, 1996.
  204. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. 1998. С. 126−128
  205. Т.В. Общность происхождения признак этнической общности // Советская этнография. 1967. № 2.
  206. Е.Б., Брицкий Г. О., Денисенко М. В. Этнические стереотипы русских //СоЦИС. 1999. № 4. С. 62−70.
  207. Т. Социальная психология, — М., 1968. 535с.
  208. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учеб. пособие. Москва — Ставрополь, 1991. 180 с.
  209. . Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование // Иностранная психология. Т.2. № 2. М., 1994. С. 47−51.
  210. Е.И., Еникополов С. Н. Методы изучения этнической толерантности личности. М., 1993.
  211. Шпет Г Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.225с.
  212. А.Н. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблема сознания. М., 1966. — С. 195−211.
  213. А.А. Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской республике РФ. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  214. X. Лацарус М. Мысли о национальной психологии. Воронеж, 1865.
  215. Социология социальных изменений. М., 1998. С 92.
  216. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., 1998.528 с.
  217. П.П. Национальная психология: сущность, структура, социальная роль: Дисс. канд. психол. наук. Горький, 1986. 198 с.
  218. Энциклопедический социологический словарь. РАН. 1995. 939 с.
  219. Э. Идентичность. Юность и кризис. М., 1996.
  220. Этнические факторы в жизни общества. Сб. статей. М., 1991. 218с.
  221. Этнопсихологические сюжеты (из отечественного наследия). М., 1992.
  222. Этнопсихологические проблемы развития личности / Отв. ред. А С. Байрамов. Баку, 1985. 140 с.
  223. Этнос. Традиции и современность. Сб. научных трудов. Якутск, 1994.92 с.
  224. Этносоциология. Учеб. пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, А. А. Сусоколов. М., 1998. — 271 с.
Заполнить форму текущей работой