Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения
Диссертация
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: 1) наблюдение, 2) индивидуальная беседа, 3) анализ документов, имевшихся в администрации школ, 4) пакет психодиагностических методик. В диагностических целях использовались следующие методики: 12 факторный опросник Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана (модифицированный вариант Э. М. Александровской, И.Н. Гильяшевой), тест родительского отношения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические подходы к изучению категории индивидуального опыта
- 1. 1. Категория индивидуального опыта в отечественной и зарубежной литературе
- 1. 2. Условия формирования индивидуального опыта младших школьников
- 1. 3. Основные подходы к описанию детско — родительских отношений
- 1. 4. Методы изучения индивидуального опыта
- 1. 5. Результаты анализа литературы по проблеме
- Глава 2. Изучение индивидуального опыта жизни младших школьников
- 2. 1. Замысел, программа и процедура исследования
- 2. 2. Методики диагностического обследования
- 2. 2. 1. Методика, выявляющая стиль родительского отношения
- 2. 2. 2. Методика исследования прошлого опыта ребенка
- 2. 2. 3. Методика, выявляющая особенности опыт общения младших школьников
- 2. 2. 4. Методика исследования психологического благополучия младшего школьника
- 2. 2. 5. Методика исследования представленности образа Я ребенка в его индивидуальном опыте
- 2. 2. 6. Методика изучения личностных особенностей младшего школьника
- 2. 3. Основные результаты опытно — экспериментальной работы
- 2. 3. 1. Изучение стиля родительского отношения
- 2. 3. 2. Выделение экспериментальных групп детей
- 2. 3. 3. Исследование индивидуального опыта жизни
- 2. 3. 4. Изучение опыта общения младших школьников
- 2. 3. 5. Исследование актуализации категорий «Добро» и «Зло» в индивидуальном опыте младших школьников
- 2. 3. 6. Изучение представленности в индивидуальном опыте младшего школьника его самооценки
- 2. 3. 7. Изучение личностных особенностей младших школьников
- 2. 4. Обсуждение результатов
- Глава 3. Опыт создания и проведения коррекционной программы по формированию позитивного отношения к индивидуальному опыту у младших школьников
- 3. 1. Обзор методов и технологий коррекции отношения к жизни
- 3. 2. Принципы и задачи построения коррекционной программы
- 3. 3. Основные методы работы при проведении формирующего эксперимента
- 3. 4. Структура формирующего эксперимента
- 3. 5. Изучение результатов влияния коррекционно — развивающей программы
- 3. 6. Анализ результатов
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни.— М.: Мысль, 1991.-299с.
- Адлер А. Понять природу человека— СПб.: Гуманитар, агентство «Акад. проект», 1997.-251с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания -М.: Наука, 2000—350с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982.-318с.
- Анциферова JI.H. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Вопр. психол.—1978. № 1. с.37−50
- Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореферат.канд. психол. наук М., 1994−24с.
- Бирюкова Ю.О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе: Диссертация.канд. психол. наук— Волгоград, 2000.-254С.
- Блонский П.П. Психология младшего школьника.— М.: Ин-т практ. психологии, 1997.-574с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.: Междунар. пед. академия, 1995.-209с.
- Ю.Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической нау-ке//Психол. журн. 1991. № 6. с.6−1011 .Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопр. психол.-2002. № 2. с.28−39
- Варга А .Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат.канд. психол. наук — М., 1987.-19с.
- Василюк Ф.Е. Автобиография и личность//Наука и техника—1984. № 2
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций-М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.
- Введение в экспериментальную психологию личности — М.: Просвещение, 1985.-153с.
- Ветрова В.В. Обращение к опыту человека как условие оказания ему психологической поддержки// Социальная нестабильность в России. Сб. научных трудов М., 1996.-с.35−44
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья М.: Смысл, 2000 — 67с.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода// Вопр. психол. 1990. № 2. с.3−12
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте — М.: Просвещение, 1991 -90с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. сочинений: В 6 т. Т.З.—М.: Педагогика, 1983—367с.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств— М.: Знание, 1984.-79с.
- Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в дошкольном возрасте-М.: НИИОП, 1980.-С.67−78
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев: Наук, думка, 1988−142с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога.-М.: Школа-пресс, 1993.-109с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности — Киев: Наук, думка, 1984.-207с.
- Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма// Вопр. психол. 2002. № 3. с.119−131
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х т. Т.4.— М.: Русский язык, 1981.-779с.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы — М.: Дрофа: Вече, 2002.-910с.
- Ермолаева Т.В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников// Вопр. психол. 1995. № 2. с.47−58
- ЗО.Ермолаева М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста—М.: Ин-т практ. психологии, 1996 -102с.
- Забродин Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами— М.: Финстатинформ: КноРус, 2002—358с.32.3ахаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье// Вопр. психол. 1981. № 3. с.58−68
- ЗЗ.Зеньковский В. В. Психология детства — Екатеринбург: Деловая книга, 1995−346с.34.3имбардо Ф. Застенчивость.-М.: Педагогика, 1991.-207с.
- Иванушкина С., Пряжников Н. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков// Журн. практич. психол. 1998. № 4. с.52−61
- Ивашкин B.C., Онуфриева В. В. Определение индивидуального стиля отношения родителей к детям Владимир: Мир, 1991- 113с.
- Ильин Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования// Вопр. психол. 1992. № 3−4. с. 19−23
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000−508с.
- Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств//Вопр. психол. 1998. № 6. с.65—74
- Ильясов И.И. Структура процесса учения — М.: Изд-во МГУ, 1986.— 198с.
- Исполатова Е.Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний//Вопр. психол. 1999. № 1. с.69−77
- Коган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа — М.: Знание, 1974.-123с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста— М.: Медицина, 1995 — 558с.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореферат.канд. психол. наук-М., 1988.-16с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопр. психол. 1993. № 1. с. 13−23
- Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореферат.канд. психол. наук — М., 1998.—21с.
- Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования// Человек в системе наук.- М.: Знание, 1989.-е. 132−156
- Корнеев П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980. № 1. с. 143−147
- Корнеев П.В. Эволюция философско-националистического подхода к жизненному опыту// Философские науки. 1992. № 1. с.50−63
- Коул М. Культурно-историческая психология Наука будущего — М.: Когит-центр: Ин-т психологии, 1992.—431с.
- Краткая философская энциклопедия —М.: Прогресс, 1994.-574с.
- Кроник А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути.-М.: Смысл, 2003−285с.
- Кроник А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности// Психол. журнал, 1983. № 5. с.57−65
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе// Вопрос, психол. 2001. № 4. с.14−30
- Кудрявцев И.А. и др. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения// Психол. журн. 1986. № 2. с.127−140
- Лагутина А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Диссертация. .канд. психол. наук М., 1991 -143с.
- Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы- М.: Высш. школа, 1991 223с.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы.— М.: Знание, 1984.-79с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность- М.: Прогресс, 1983.-365с.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986 — 143с.
- Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников- Кишинев: Штиинца, 1983.-111с.
- Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореферат.канд. психол. наук- Л., 1975 -23с.63."Life Line" и другие новые методы в психологии жизненного пути/ Под ред. А. Кроника.-М.: Смысл, 1993−279с.
- Макаренко А.С. О воспитании в семье: Избр. педагогические произведения—М.: Педагогика, 195 5.-267с.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопр. философии. 1990. № 10. с.3−18
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.— М.: Смысл, 1999 — 423с.
- Мей Р. Искусство психологического консультирования— М.: Класс, 2001.-132с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности-М.: Просвещение, 1985—319с.
- Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм// Вопр. философии. 1996. № 10. с. 133−143
- Мухина B.C. Детская психология.— СПб.: Просвещение: Санкт-Петербургское отделение, 1992 — 302с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Прогресс, 1960.-367с.
- Мячсищев В.Н. Психология отношений.— Москва-Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998.-362с.
- Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: Автореф. дис.канд. психол. наук-Киев, 1990.-16с.
- Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Диссертация.канд. психол. наук.-М., 1988.-165с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет М.: Педагогика, 1992.-160с.
- Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности-М.: УРАО, 2000.-315с.77.0бухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы— М.: Тривола, 1998.-351с.
- Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.-370с.
- Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт —М.: Знание, 1976.—169с.
- Петухов В.В., Зеленкова Т. В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции//Вопр. психол. 2002. № 3. с.20−32
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности.- М.: Педагогика, 1987.-238с.
- Пиаже Ж. Психология ребенка СПб.: Питер, 2003.-159с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986—254с.
- Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1990.-168с.
- Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника: Межвуз. сб. научн. трудов.— Пенза, 1993−86с
- Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /Под ред. В. В. Давыдова М.: НИИОП, 1980.-162с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека — М.: Прогресс, 1994.-479с.
- Рождественская Н.А., Разумов А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002. № 2. с.48−55
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка -М.: Педагогика, 1988—117с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии.— СПб.: СПбГУ, 1993 — 152с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой-Тбилиси: Мецниереба, 1989—204с.
- Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера СПб.: СПбГУ, 1993.-152с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб.: Речь, 2000.-349с.
- Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации — Дубна: Феникс+, 2002.-239с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопр. психол. 1986. № 6. с. 14−22
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивности сознания в младшем школьном возрасте//Вопр. психол. 1990. № 3. с.25−36
- Слбодчиков В.И., Цукерман Г. И. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопр. психол. 1998. № 6. с.3−17
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет.— М.: Школа-пресс, 1997.-383с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности — М.: Инт приклад, психологии, 2000.-511с.
- Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С, Лэонтиу Ф. Связь диффузной тендерной идентичности и когнитивного стиля личности// Вопр. психол. 2002. № 3.с.41−51
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности/ Семья и формирование личности.—М.: НИИОП, 1981 -96с.
- Соколова Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией// Психол. журн. 2000. № 5. с.70−81
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности — М.: Изд-во МГУ, 1980.-174с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М.: Изд-во МГУ, 1989—213с.
- Соловьева О.Г. Основные подходы к понятию психологического здоровья в современной психотерапии. — М.: Знание, 1999—169с.
- Спиваковская А.С. Как быть родителем.- М.: Педагогика, 1986 — 157с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов М.: Изд-во МГУ, 1988.-198с.
- Столин В.В. Самосознание личности — М.: Прогресс, 1983 -252с.
- Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка// Формирование взаимоотношений в детском саду и семье М.: Педагогика, 1987.-102- 129с.
- Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста// Формирование личности в онтогенезе/ Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: АПН СССР, 1991.-159с.
- Фенько А.Б. психология ностальгии: Автореферат.канд. психол. наук.-М., 1994.-163с.
- Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми.- Пущено: НЦБИ АН СССР, 1982.-40с.
- Фоминова А.Н. Причина эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Автореферат.канд. психол. наук Н. Новгород, 2000—21с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности— М.: Прогресс, 1987.-232с.
- Фрейд А. Детский психоанализ.— М. и др.: Питер, 2003.—476с.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ- М.: Азбука-классика, 2003.-478с.
- Фромм Э. Душа человека.- М.: Назрань: ACT, 1998.-670с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка— М.: Педагогика, 1989.-154с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени СПб.: Питер, 2002−224с.
- Хухлаева О.В. Диагностика структуры самосознания младшего школьника: Диссертация.канд. психол. наук.- М., 1990.-164с.
- Цапкин А.К. Формирование Я-концепции в младшем школьном возрасте//Журнал практического психолога. 1997. № 2. с. 28−34
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопр. психол. 1998. № 3. с. 17—31
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.— М.: Фирма «Интерпакс», 1995.-286с.
- Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей/Под ред. В. Н. Келасьева.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.-194с.
- ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии-М.: Просвещение, 1977.-253с.
- Шабанова О.А. Влияние социального отчуждения на формирование жизненного опыта личности: Диссертация.канд. филос. наук — М., 1990.-167с.
- Шеррер Ю. Переосмысление прошлого. Опыт собственной жизни// Вопр. философии. 1995. № 5. с.22−26
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия СПб.: Питер, 2000.-506с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1989.-554с.
- Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-504с.
- Юнг К. Психология бессознательного М.: ACT: Канон, 1998 — 397с.
- Юревич А.В. Системный кризис психологии//Вопр. психол. 1999. № 2. с.3−11
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-М.: Сентябрь, 1996−95с.
- Яничев П.И. Анализ ранних детских воспоминаний как проективный метод исследования личности в норме и патологии// Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины: Сб. науч. трудов СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000.-224с.
- Abramson Q. The use of the time lines and life line in work with chronically mentally people. «Health and Social Work. 1991. Feb., Vol.16 (1)
- Assagioll R. Psychosynthesis. N.Y., 1976
- Burke M., Mathews A. Autobiographical Memory and Clinical Anxiety. «Cognition and Emotion». 1992 (Jan.). Vol.6
- Clark A. Early experience: myth and evidenoc-London, 1976
- Ferman J., Filldman R. Decodiny children’s Expressions of affect// Ch. Dev. 1982. № 3. Vol. 53
- Howes M., Siegcl M., Brown F. early childhood memories: Accuracy and affect: Cogninijn, 47,1993
- Loftus E. The reality of memories// American Psychologist. 1993. Vol.48. P. 518−537
- Thompson C.P., Skowronski J.J., Larsen S.F., Betz A.L. Autobiographical memory: Remembering What and Remembering When. Lawer-ence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, New Jersey 1996
- Tulving E. Elements of Episodic Memory. N.Y., 1983.
- Wallace J.B. Reconsidering the Life Review. The Social Construction of Talk about the Past. Gerontologist, 1992(Feb).
- Wagenaar W.A. Identifying Ivan. A case study in legal psychology. Harvester, Wheatshoaf, Great Britain, 1988.
- Weyd S.H., Garry M., Rid L.C., Lindsey E.F. The illusion of illusory memory. Applied Cognitive Psychology, 8., 1993.
- Williams J.M.G. Autobiographical Memory in Suicide Attempters. Journal of Abnormal Psychology, May, 1986. Vol. 95(2).