Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: 1) наблюдение, 2) индивидуальная беседа, 3) анализ документов, имевшихся в администрации школ, 4) пакет психодиагностических методик. В диагностических целях использовались следующие методики: 12 факторный опросник Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана (модифицированный вариант Э. М. Александровской, И.Н. Гильяшевой), тест родительского отношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические подходы к изучению категории индивидуального опыта
    • 1. 1. Категория индивидуального опыта в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Условия формирования индивидуального опыта младших школьников
    • 1. 3. Основные подходы к описанию детско — родительских отношений
    • 1. 4. Методы изучения индивидуального опыта
    • 1. 5. Результаты анализа литературы по проблеме
  • Глава 2. Изучение индивидуального опыта жизни младших школьников
    • 2. 1. Замысел, программа и процедура исследования
    • 2. 2. Методики диагностического обследования
      • 2. 2. 1. Методика, выявляющая стиль родительского отношения
      • 2. 2. 2. Методика исследования прошлого опыта ребенка
      • 2. 2. 3. Методика, выявляющая особенности опыт общения младших школьников
      • 2. 2. 4. Методика исследования психологического благополучия младшего школьника
      • 2. 2. 5. Методика исследования представленности образа Я ребенка в его индивидуальном опыте
      • 2. 2. 6. Методика изучения личностных особенностей младшего школьника
    • 2. 3. Основные результаты опытно — экспериментальной работы
      • 2. 3. 1. Изучение стиля родительского отношения
      • 2. 3. 2. Выделение экспериментальных групп детей
      • 2. 3. 3. Исследование индивидуального опыта жизни
      • 2. 3. 4. Изучение опыта общения младших школьников
      • 2. 3. 5. Исследование актуализации категорий «Добро» и «Зло» в индивидуальном опыте младших школьников
      • 2. 3. 6. Изучение представленности в индивидуальном опыте младшего школьника его самооценки
      • 2. 3. 7. Изучение личностных особенностей младших школьников
    • 2. 4. Обсуждение результатов
  • Глава 3. Опыт создания и проведения коррекционной программы по формированию позитивного отношения к индивидуальному опыту у младших школьников
    • 3. 1. Обзор методов и технологий коррекции отношения к жизни
    • 3. 2. Принципы и задачи построения коррекционной программы
    • 3. 3. Основные методы работы при проведении формирующего эксперимента
    • 3. 4. Структура формирующего эксперимента
    • 3. 5. Изучение результатов влияния коррекционно — развивающей программы
    • 3. 6. Анализ результатов

Становление индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях продолжающейся социальной нестабильности в России внимание к внутренним факторам становления личности в детстве оказываfe ется особенно актуальным. Это требует более глубокого и четкого представления о формировании индивидуального опыта ребенка.

Сложившейся в раннем детстве опыт существенно влияет на различные грани становления сознания и самосознания индивида, является причиной множественных личностных расстройств (3. Фрейд, А. Адлер, А.Н. Фомино-ва, И. Е. Валетов, Л.Б. Филонов). Так, психоанализ 3. Фрейда утверждает важность вытесненных в сферу бессознательного травматических впечатлений раннего детства, связанных с сексуальным опытом. В центре индивидуальной психологии А. Адлера находится «комплекс неполноценности» и воспоминания о событиях, которые сформировали данный комплекс. Представителей телесноориентированной психотерапии (В. Райх) занимаются изучением воспоминаний о формировании образа тела. Бихевиаристы ищут в детских воспоминаниях моменты позитивных и негативных подкреплений, с помощью которых у человека фиксируются те или иные стереотипные фор-щ мы поведения. Гуманистическая психология, в которой предметом исследования является самореализация и самоактуализация личности, прослеживает влияние индивидуального опыта экзестенциальных переживаний на развитие личности.

Бесспорна ведущая роль семьи внутрисемейных отношений в становлении личности ребенка. Как показали исследования М. И. Лисиной и ее учеников, взрослый организует и обогащает опыт ребенка, способствует его осмыслению, вербализации. Взрослый создает перспективу его развития, спо.

I* собствует становлению образа «Я», его совершенствованию и коррекции. Без эмоционально насыщенного, индивидуально адресованного общения взрослого с ребенком индивидуальный опыт последнего не накапливается и не ведет к развитию личности и сознания (Е.О. Смирнова, А.Е. Лагутина).

К тому моменту, когда у личности складывается специфические психологические средства-орудия, необходимые для организации опыта собственной жизни, сам опыт может быть трансформирован и вытеснен из сознания. Каждый этап жизни требует продуктивного включения уже достигнутых уровней развития. В отношении опыта собственной жизни, таких культурно заданных средств в настоящее время не существует.

Большинство исследователей обращаются к индивидуальному опыту взрослого и изучают влияние детских впечатлений и переживаний на особенности личности в настоящем (Ф. Зимбардо, 3. Гелус, Е.П. Ильин). Оказание человеку психологической помощи путем обращения к его детскому индивидуальному опыту, а при необходимости реконструкция и преобразование индивидуального опыта человека используется в различных областях индивидуальной психологии (3. Фрейд, М. Клайн, А. Адлер), а также в работах К. Юнга, Ф. Перлза, А. Асссаджаолли.

При этом индивидуальный опыт самих детей изучается мало и преимущественно с точки зрения его влияния на успешность выполнения учебной деятельности (И.С. Якиманская, Ю.О. Бирюкова).

Возрастной период 9−10 лет, названный П. П. Блонским (8) «препубер-татным детством» имеет свою специфику психогенеза. Развитие ребенка определяется интерференцией внутренних и внешних факторов. Внешние-это изменившаяся социальная ситуация развития — переход из начальной школы в среднюю. Внутренние факторы — предверие пубертатного кризиса 11−12 лет с сопутствующими ему психофизиологическими изменениями. Как пишет Дж. Липсиц, этот возраст стратегически важнейший с воспитательной точки зрения, чрезвычайно чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы в области образования, качества личных отношений, социальных ориентаций, здоровья.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: недостаточной изученностью категории индивидуального опыта человека, большой практической значимостью учета индивидуального опыта человека в оказании психологической поддержки становления его личности, сложностью разработки соответствующих диагностических процедур и диагностических материалов.

Исходя из этого, были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

Объект исследования: младшие школьники в возрасте 9−10 лет.

Предметом исследования является влияние родительского отношения на становление индивидуального опыта младшего школьника, а также на способы его презентации.

Методологической основой работы служит:

— культурно-историческая теория JI.C. Выготского о роли общественно-исторического опыта в формировании высших психических функций;

— учение о закономерностях и условиях развития психики ребенка (Л.И. Божович, Б. Д. Эльконин, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.И. Лисина).

Исходной теоретической основой работы стало положение М. И. Лисиной, развернутое в работах О. Е. Смирновой, А. Е. Лагутиной, о влиянии общения со взрослыми на психическое и личностное развитие ребенка.

Гипотеза исследования: индивидуальный опыт жизни складывается в современной ситуации развития ребенка преимущественно стихийно и является отражением общения со взрослыми в семье.

Целью исследования стала проверка и конкретизация выдвинутой гипотезы. Реализация этой цели определила следующие конкретные задачи исследования:

1. Проанализировать содержание понятия «индивидуальный опыт», раскрыть его феноменологию и параметры описания.

2. Разработать и апробировать методы изучения индивидуального опыта младших школьников.

3. Выяснить качественные особенности индивидуального опыта младших школьников в зависимости от стиля родительского отношения.

4. На основе экспериментального исследования установить взаимосвязь между индивидуальным опытом и личностными особенностями младших школьников.

5. Разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на осознание индивидуального опыта младшими школьниками.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: 1) наблюдение, 2) индивидуальная беседа, 3) анализ документов, имевшихся в администрации школ, 4) пакет психодиагностических методик. В диагностических целях использовались следующие методики: 12 факторный опросник Р. Б. Кеттелла и Р. В. Коана (модифицированный вариант Э. М. Александровской, И.Н. Гильяшевой), тест родительского отношения, А .Я. Варга и В. В. Столина, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, проективные методики, разработанные В. В. Ветровой «Мое самое яркое детское воспоминание», «Добро, Зло, Я», модифицированный вариант диагностической методики PAT JI.H. Собчик.

Особое значение имели тренинговые занятия по формированию положительного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, разработанные на основе программы В. В. Ветровой «Твое здоровье» .

Эффективность коррекционного воздействия проверялась по схеме:

1 .Констатирующий замер в группах детей из разного типа семей;

2.Коррекционно-развивающая работа;

3.Диагностический замер в контрольных и экспериментальных группах, сравнение результатов.

При обработке результатов использовался метод простой группировки данных, осуществлялась оценка статистической значимости полученной информации. Статистическая обработка проводилась с использованием непараметрического критерия Фишера, а также методом ранговой корреляции Спирмена.

Разработанный автором комплекс психологических средств изучения и формирования индивидуального опыта прошел экспериментальную обработку в период с 2000 по 2002 год. Психодиагностическим обследованием было охвачено 165 учащихся младших классов средней школы № 62 г. Чебоксары (в возрасте 9−10 лет — 60 учащихся), а также 144 родителей. Из младших школьников в возрасте 9−10 лет были сформированы две группы, в зависимости от стиля родительского отношения: «принимаемые» дети (ГПД — группа «принимаемых» детей) — «отвергаемые» дети (ГОД — группа «отвергаемых» детей).

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью и апробацией методик изучения индивидуального опыта, представительным проведением констатирующего и формирующего экспериментов, использованием стандартных статистических методик обработки экспериментальных данных — корреляционного анализа, углового преобразования Фишера, использованием апробированных математических пакетов Excel и SPSS.

Новизна исследования состоит:

— описана и конкретизирована категория индивидуального опыта, разработана структура индивидуального опыта, выделены его уровни;

— разработан комплекс психодиагностических методик, позволяющих выделить и изучить различные грани индивидуального опыта младших школьников;

— разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на осознание индивидуального опыта младшими школьниками.

Теоретическая значимость. Результаты исследований расширяют научное представление о структурно-функциональных особенностях категории индивидуального опыта. Проанализировано влияние общения со взрослыми на содержательные характеристики индивидуального опыта младших школьников.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

1 .Создан методический набор для диагностики индивидуального опыта младших школьников.

2.Разработана и проверена на практике модель коррекционно-развивающей программы, направленной на осознание индивидуального опыта младшими школьниками.

3.Полученные результаты и вытекающие из них рекомендации могут быть использованы психологами для коррекции психического развития детей 9−10лет.

Положения выносимые на защиту:

1 .Индивидуальный опыт человека имеет психологическую структуру, включающую:

— определенную форму (объектную и субъектную);

— описывающие его содержательные характеристики (событийность, эмоциональность, открытость, организованность, когнитивная сложность);

— уровни организованности в сознании (целостный, фрагментарный, «пустой»).

2.Характер общения младших школьников со взрослыми влияет на особенности индивидуального опыта и на способы его презентации. Дети, воспитывающиеся в семьях с социально желательными стилями родительского отношения, имеют индивидуальный опыт событийно и эмоционально более насыщенный, чем младшие школьники, воспитывающихся в семьях с социально не желательными стилями родительского отношения.

3.Особенности индивидуального опыта связаны с характеристиками личности ребенка младшего школьного возраста. Дети, имеющие неорганизованные, слабо структурированные формы индивидуального опыта отличаются высоким уровнем тревожности и фрустрированности.

4.Специально организованное, эмоционально насыщенное общение взрослого с ребенком способствует организации, осмыслению индивидуального опыта последнего.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе формирующего эксперимента в школе № 62 г. Чебоксары, на заседании кафедры психологии Mill У, а также в практической деятельности автора и ряде его публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Объем диссертации составляет 156 страниц. Диссертация содержит 35 таблиц и 1 схему. Библиография включает 150 источников, из них 13 на иностранных языках.

Результаты исследования психологического комфорта ребенка (методика «Добро, Зло, Я»).

Степень идентификации ребенка с добром или злом.

Диаметры кружков (в баллах)* КГПД эгпд КГОД ЭГОД.

Добро 4,5 9,3 2,3 7,8.

Я 3,9 8,9 2,7 8,1.

Зло 2,6 2,7 2,3 2,2.

Расстояние между «Я» и «Зло» 4,1 4,8 2,2 5,3.

Расстояние между «Я» и «Добро» 4,3 2,1 3,8 1,5.

Примечание: приведены средние значения по группе в баллах Выделены величины, различия которых статистически достоверны при р<0,05.

Данные показывают, что дети обеих экспериментальных групп дифференцируют такие понятия как добро и зло и могут определить, то место, которое занимают они в его жизни. Результаты свидетельствуют о психологическом благополучии и комфорте детей, принявших участие в коррекционно-развивающей программе. Диаметр кружка «Добро» превышает диаметр кружка «Зло» в ЭГТТД в три раза, а в ЭГОД в четыре раза, в то время как в контрольных группах эти различия не существенны. Также по сравнению с контрольной группами увеличился диаметр кружка «Я», в обеих экспериментальных группах его диаметр приблизительно равен диаметру кружка «Добро». Интересно то, как дети располагают кружки на листе бумаги. Дети КГПД кружок «Я» располагают ближе к кружку «Добро», но при этом расстояние до кружка «Зло» не значительно. Дети КГОД располагают кружок «Я» между кружками «Добро» и «Зло», при этом расстояние между «Я» — «Добро» и «Я» — «Зло» примерно равное. В экспериментальных группах картина несколько иная. Кружок «Я» занимает центральное место на листе. Расстояние между «Я» — «Добро» меньше, чем расстояние между «Я» — «Зло» .

Совокупность результатов приведенных методик позволяет определить уровни представленности индивидуального опыта в сознании младших школьников.

Уровни индивидуального опыта жизни младших школьников (в %).

Представленность индивидуального опыта в сознании КГПД ЭГПД КГОД ЭГОД.

Когнитивно сложный — организованный — 85,7 — 71,4.

Когнитивно сложный-стихийный 42,8 14,3 28,6 28,6.

Когнитивно простой-стихийный 57,2 — 71,4 —.

Примечание: выделены величины, различия которых достоверны при р<0,01.

Как видно из таблицы № 35 индивидуальный опыт младших школьников экспериментальных групп представлен в сознании как когнитивно сложная организованная структура. В отличие от них, в контрольных группах организованные формы индивидуального опыта не представлены.

Результаты методики «12 факторный личностный опросник Р.Б. Кет-телла» .

Заключение

.

Данное диссертационное исследование было посвящено изучению влияния стиля родительского отношения на особенности индивидуального опыта младших школьников. Целью исследования являлась конкретизация определения понятия «индивидуальный опыт», которое представлено в современной научной гуманитарной литературе как многоплановое, многозначное.

Под индивидуальным опытом мы понимаем вид личного опыта человека, представленный в сознании как опыт собственной жизни и проявляющийся в мнестических, проективных, фантазийных впечатлениях и событиях прошлого, а также в наличной вербальной и невербальной активности.

Трудности в изучении индивидуального опыта мы попытались преодолеть используя преимущественно проективные методы исследования, которые в наибольшей степени позволяют проникнуть во внутренний мир ребенка.

Результаты нашего исследования позволили разработать структурную модель индивидуального опыта младших школьников.

Основным критерием, отражающим индивидуальный опыт в сознании, является его сложность, которая определяет степень связи индивида с миром, характер этих связей. Когнитивная сложность складывается из таких характеристик индивидуального опыта как событийность, эмоциональность и чувствительность. Нами разработана специальная шкала для количественного учета данных характеристик.

Проведенное исследование позволило выявить связь семейной ситуации развития ребенка с содержанием индивидуального опыта. Можно констатировать, что в младшем школьном возрасте развитие личности осуществляется в семье, и семья оказывает влияние на особенности приобретения индивидуального опыта детьми. Так индивидуальный опыт детей, воспитывающихся в семьях, где преобладающим стилем родительского отношения является «принятие» отражен в сознании как более сложная структура и может быть охарактеризован как фрагментарный. Он складывается в диалоге с родителями, которые помогают ребенку осмыслить события собственной жизни, и они становятся частью его индивидуального опыта, частью личности.

Индивидуальный опыт младших школьников, воспитывающихся в семьях, где преобладает стиль родительского отношения «отвержение», простой, стихийный. В нем отражены особенности общения ребенка с родителями: вербальная и физическая агрессия, отвержение, одиночество. События собственной жизни не осознаются детьми, не становятся частью сознательного опыта личности.

Младшие школьники чувствительны к новым формам индивидуального опыта, что позволило разработать специальные занятия, направленные на организацию, усложнение индивидуального опыта младших школьников.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1.Стиль отношения в семье влияет на структуру, содержание индивидуального опыта ребенка, а также на такие его характеристики как эмоциональность, событийность, осознанность.

2.Специально организованные занятия способствуют «кристаллизации» индивидуального опыта ребенка обогащению способов контакта с ним.

3.Индивидуальный опыт имеет тесную связь с личностными особенностями младших школьников. Положительные и негативные события, общение со взрослыми и сверстниками, эмоциональное отношение к событиям собственной жизни — отражаются в индивидуальном опыте и влияют на проявление таких личностных качеств как: общительность — замкнутостьтревожность — спокойствиефрустрированность — расслабленностьуверенность — не уверенностьсоциальная смелость — робость.

4.Методы анализа детских воспоминаний, изучения опыта общения ребенка, его психологического благополучия и самоотношения позволяют выявить уровни осознанности индивидуального опыта младшими школьниками, а также его содержательные характеристики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни.— М.: Мысль, 1991.-299с.
  2. А. Понять природу человека— СПб.: Гуманитар, агентство «Акад. проект», 1997.-251с.
  3. .Г. Человек как предмет познания -М.: Наука, 2000—350с.
  4. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982.-318с.
  5. JI.H. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Вопр. психол.—1978. № 1. с.37−50
  6. Р.А. Биографические кризисы личности: Автореферат.канд. психол. наук М., 1994−24с.
  7. Ю.О. Развитие личностного опыта младших школьников в учебном процессе: Диссертация.канд. психол. наук— Волгоград, 2000.-254С.
  8. П.П. Психология младшего школьника.— М.: Ин-т практ. психологии, 1997.-574с.
  9. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.: Междунар. пед. академия, 1995.-209с.
  10. Ю.Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической нау-ке//Психол. журн. 1991. № 6. с.6−1011 .Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности// Вопр. психол.-2002. № 2. с.28−39
  11. А .Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат.канд. психол. наук — М., 1987.-19с.
  12. Ф.Е. Автобиография и личность//Наука и техника—1984. № 2
  13. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций-М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.
  14. Введение в экспериментальную психологию личности — М.: Просвещение, 1985.-153с.
  15. В.В. Обращение к опыту человека как условие оказания ему психологической поддержки// Социальная нестабильность в России. Сб. научных трудов М., 1996.-с.35−44
  16. В.В. Уроки психологического здоровья М.: Смысл, 2000 — 67с.
  17. Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода// Вопр. психол. 1990. № 2. с.3−12
  18. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте — М.: Просвещение, 1991 -90с.
  19. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. сочинений: В 6 т. Т.З.—М.: Педагогика, 1983—367с.
  20. Т.П. О воспитании нравственных чувств— М.: Знание, 1984.-79с.
  21. Гелус 3. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности// Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в дошкольном возрасте-М.: НИИОП, 1980.-С.67−78
  22. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев: Наук, думка, 1988−142с.
  23. Е.И., Кроник А. А. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога.-М.: Школа-пресс, 1993.-109с.
  24. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности — Киев: Наук, думка, 1984.-207с.
  25. М.С. Культурно-историческая психология и «вызовы» постмодернизма// Вопр. психол. 2002. № 3. с.119−131
  26. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х т. Т.4.— М.: Русский язык, 1981.-779с.
  27. Ф.М. Братья Карамазовы — М.: Дрофа: Вече, 2002.-910с.
  28. Т.В., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников// Вопр. психол. 1995. № 2. с.47−58
  29. ЗО.Ермолаева М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста—М.: Ин-т практ. психологии, 1996 -102с.
  30. Ю.М. Психология личности и управления человеческими ресурсами— М.: Финстатинформ: КноРус, 2002—358с.32.3ахаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье// Вопр. психол. 1981. № 3. с.58−68
  31. ЗЗ.Зеньковский В. В. Психология детства — Екатеринбург: Деловая книга, 1995−346с.34.3имбардо Ф. Застенчивость.-М.: Педагогика, 1991.-207с.
  32. С., Пряжников Н. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков// Журн. практич. психол. 1998. № 4. с.52−61
  33. B.C., Онуфриева В. В. Определение индивидуального стиля отношения родителей к детям Владимир: Мир, 1991- 113с.
  34. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования// Вопр. психол. 1992. № 3−4. с. 19−23
  35. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Питер, 2000−508с.
  36. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств//Вопр. психол. 1998. № 6. с.65—74
  37. И.И. Структура процесса учения — М.: Изд-во МГУ, 1986.— 198с.
  38. Е.Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний//Вопр. психол. 1999. № 1. с.69−77
  39. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа — М.: Знание, 1974.-123с.
  40. В.В. Психиатрия детского возраста— М.: Медицина, 1995 — 558с.
  41. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: Автореферат.канд. психол. наук-М., 1988.-16с.
  42. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда// Вопр. психол. 1993. № 1. с. 13−23
  43. Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореферат.канд. психол. наук — М., 1998.—21с.
  44. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования// Человек в системе наук.- М.: Знание, 1989.-е. 132−156
  45. П.В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980. № 1. с. 143−147
  46. П.В. Эволюция философско-националистического подхода к жизненному опыту// Философские науки. 1992. № 1. с.50−63
  47. М. Культурно-историческая психология Наука будущего — М.: Когит-центр: Ин-т психологии, 1992.—431с.
  48. Краткая философская энциклопедия —М.: Прогресс, 1994.-574с.
  49. А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути.-М.: Смысл, 2003−285с.
  50. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности// Психол. журнал, 1983. № 5. с.57−65
  51. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе// Вопрос, психол. 2001. № 4. с.14−30
  52. И.А. и др. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения// Психол. журн. 1986. № 2. с.127−140
  53. А.Е. Особенности осознания своего опыта дошкольниками: Диссертация. .канд. психол. наук М., 1991 -143с.
  54. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы- М.: Высш. школа, 1991 223с.
  55. Н.С. Способность и одаренность в детские годы.— М.: Знание, 1984.-79с.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность- М.: Прогресс, 1983.-365с.
  57. М.И. Проблема онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986 — 143с.
  58. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников- Кишинев: Штиинца, 1983.-111с.
  59. Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореферат.канд. психол. наук- Л., 1975 -23с.63."Life Line" и другие новые методы в психологии жизненного пути/ Под ред. А. Кроника.-М.: Смысл, 1993−279с.
  60. А.С. О воспитании в семье: Избр. педагогические произведения—М.: Педагогика, 195 5.-267с.
  61. М.К. Сознание как философская проблема// Вопр. философии. 1990. № 10. с.3−18
  62. А. Новые рубежи человеческой природы.— М.: Смысл, 1999 — 423с.
  63. Мей Р. Искусство психологического консультирования— М.: Класс, 2001.-132с.
  64. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности-М.: Просвещение, 1985—319с.
  65. Молчанов В.И. Cogito. Синтез. Субъективизм// Вопр. философии. 1996. № 10. с. 133−143
  66. B.C. Детская психология.— СПб.: Просвещение: Санкт-Петербургское отделение, 1992 — 302с.
  67. В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Прогресс, 1960.-367с.
  68. В.Н. Психология отношений.— Москва-Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998.-362с.
  69. Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: Автореф. дис.канд. психол. наук-Киев, 1990.-16с.
  70. Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Диссертация.канд. психол. наук.-М., 1988.-165с.
  71. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет М.: Педагогика, 1992.-160с.
  72. В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности-М.: УРАО, 2000.-315с.77.0бухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы— М.: Тривола, 1998.-351с.
  73. Основы психодиагностики/ Под ред. А. Г. Шмелева.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.-370с.
  74. В.Г. Чувственное, рациональное, опыт —М.: Знание, 1976.—169с.
  75. В.В., Зеленкова Т. В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции//Вопр. психол. 2002. № 3. с.20−32
  76. А.В. Психология развивающейся личности.- М.: Педагогика, 1987.-238с.
  77. . Психология ребенка СПб.: Питер, 2003.-159с.
  78. К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986—254с.
  79. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В. В. Давыдова.— М.: Педагогика, 1990.-168с.
  80. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника: Межвуз. сб. научн. трудов.— Пенза, 1993−86с
  81. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте /Под ред. В. В. Давыдова М.: НИИОП, 1980.-162с.
  82. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека — М.: Прогресс, 1994.-479с.
  83. Н.А., Разумов А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002. № 2. с.48−55
  84. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка -М.: Педагогика, 1988—117с.
  85. C.JI. Основы общей психологии.— СПб.: СПбГУ, 1993 — 152с.
  86. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой-Тбилиси: Мецниереба, 1989—204с.
  87. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера СПб.: СПбГУ, 1993.-152с.
  88. Е.В. Методы математической обработки в психологии — СПб.: Речь, 2000.-349с.
  89. А.Н. Личность как субъект интерпретации — Дубна: Феникс+, 2002.-239с.
  90. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопр. психол. 1986. № 6. с. 14−22
  91. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивности сознания в младшем школьном возрасте//Вопр. психол. 1990. № 3. с.25−36
  92. В.И., Цукерман Г. И. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопр. психол. 1998. № 6. с.3−17
  93. Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет.— М.: Школа-пресс, 1997.-383с.
  94. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности — М.: Инт приклад, психологии, 2000.-511с.
  95. Е.Т., Бурлакова Н.С, Лэонтиу Ф. Связь диффузной тендерной идентичности и когнитивного стиля личности// Вопр. психол. 2002. № 3.с.41−51
  96. Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности/ Семья и формирование личности.—М.: НИИОП, 1981 -96с.
  97. Е.Т., Ильина С. В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией// Психол. журн. 2000. № 5. с.70−81
  98. Е.Т. Проективные методы исследования личности — М.: Изд-во МГУ, 1980.-174с.
  99. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М.: Изд-во МГУ, 1989—213с.
  100. О.Г. Основные подходы к понятию психологического здоровья в современной психотерапии. — М.: Знание, 1999—169с.
  101. А.С. Как быть родителем.- М.: Педагогика, 1986 — 157с.
  102. А.С. Профилактика детских неврозов М.: Изд-во МГУ, 1988.-198с.
  103. В.В. Самосознание личности — М.: Прогресс, 1983 -252с.
  104. С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка// Формирование взаимоотношений в детском саду и семье М.: Педагогика, 1987.-102- 129с.
  105. Н.Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста// Формирование личности в онтогенезе/ Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: АПН СССР, 1991.-159с.
  106. А.Б. психология ностальгии: Автореферат.канд. психол. наук.-М., 1994.-163с.
  107. Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми.- Пущено: НЦБИ АН СССР, 1982.-40с.
  108. А.Н. Причина эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и условия его преодоления: Автореферат.канд. психол. наук Н. Новгород, 2000—21с.
  109. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности— М.: Прогресс, 1987.-232с.
  110. А. Детский психоанализ.— М. и др.: Питер, 2003.—476с.
  111. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ- М.: Азбука-классика, 2003.-478с.
  112. Э. Душа человека.- М.: Назрань: ACT, 1998.-670с.
  113. Г. Т. Семья глазами ребенка— М.: Педагогика, 1989.-154с.
  114. К. Невротическая личность нашего времени СПб.: Питер, 2002−224с.
  115. О.В. Диагностика структуры самосознания младшего школьника: Диссертация.канд. психол. наук.- М., 1990.-164с.
  116. А.К. Формирование Я-концепции в младшем школьном возрасте//Журнал практического психолога. 1997. № 2. с. 28−34
  117. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопр. психол. 1998. № 3. с. 17—31
  118. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.— М.: Фирма «Интерпакс», 1995.-286с.
  119. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей/Под ред. В. Н. Келасьева.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.-194с.
  120. ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии-М.: Просвещение, 1977.-253с.
  121. О.А. Влияние социального отчуждения на формирование жизненного опыта личности: Диссертация.канд. филос. наук — М., 1990.-167с.
  122. Ю. Переосмысление прошлого. Опыт собственной жизни// Вопр. философии. 1995. № 5. с.22−26
  123. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия СПб.: Питер, 2000.-506с.
  124. Д.Б. Избранные психологические труды — М.: Педагогика, 1989.-554с.
  125. Юнг К. Аналитическая психология и психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-504с.
  126. Юнг К. Психология бессознательного М.: ACT: Канон, 1998 — 397с.
  127. А.В. Системный кризис психологии//Вопр. психол. 1999. № 2. с.3−11
  128. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-М.: Сентябрь, 1996−95с.
  129. П.И. Анализ ранних детских воспоминаний как проективный метод исследования личности в норме и патологии// Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины: Сб. науч. трудов СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2000.-224с.
  130. Abramson Q. The use of the time lines and life line in work with chronically mentally people. «Health and Social Work. 1991. Feb., Vol.16 (1)
  131. Assagioll R. Psychosynthesis. N.Y., 1976
  132. Burke M., Mathews A. Autobiographical Memory and Clinical Anxiety. «Cognition and Emotion». 1992 (Jan.). Vol.6
  133. Clark A. Early experience: myth and evidenoc-London, 1976
  134. Ferman J., Filldman R. Decodiny children’s Expressions of affect// Ch. Dev. 1982. № 3. Vol. 53
  135. Howes M., Siegcl M., Brown F. early childhood memories: Accuracy and affect: Cogninijn, 47,1993
  136. Loftus E. The reality of memories// American Psychologist. 1993. Vol.48. P. 518−537
  137. Thompson C.P., Skowronski J.J., Larsen S.F., Betz A.L. Autobiographical memory: Remembering What and Remembering When. Lawer-ence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, New Jersey 1996
  138. Tulving E. Elements of Episodic Memory. N.Y., 1983.
  139. Wallace J.B. Reconsidering the Life Review. The Social Construction of Talk about the Past. Gerontologist, 1992(Feb).
  140. Wagenaar W.A. Identifying Ivan. A case study in legal psychology. Harvester, Wheatshoaf, Great Britain, 1988.
  141. Weyd S.H., Garry M., Rid L.C., Lindsey E.F. The illusion of illusory memory. Applied Cognitive Psychology, 8., 1993.
  142. Williams J.M.G. Autobiographical Memory in Suicide Attempters. Journal of Abnormal Psychology, May, 1986. Vol. 95(2).
Заполнить форму текущей работой