Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Группа — слабоинфантильные — способность контролировать эмоции носит ситуативный и неустойчивый характерналичие жизненных целей, но трудности в планировании способов их достижениявысокая трудовая мотивацияпри поиске работы ориентация на благоприятное стечении обстоятельствактивность в поисках работы ситуативнаянравственные ценности преобладают над материальнымиситуативная возможность поступиться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие учения об инфантилизме в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Научно-теоретический обзор проблемы инфантилизма в зарубежной психологии
    • 1. 2. Теоретический анализ проблемы инфантилизма в отечественной психологии
    • 1. 3. Социально-психологические аспекты инфантилизма безработной молодежи
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей проявления инфантилизма у безработной молодежи
    • 2. 1. Организация и проведение исследования
    • 2. 2. Разработка и апробация опросника «Уровень выраженности инфантилизма» (УВИ)
    • 2. 3. Особенности проявления инфантилизма у безработной молодежи
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Преодоление проявлений инфантилизма у безработной молодежи
    • 3. 1. Проблема социально-психологических условий преодоления инфантилизма у безработной молодежи
    • 3. 2. Программа преодоления инфантилизма у безработной молодежи
    • 3. 3. Исследование эффективности социально-психологических условий преодоления инфантилизма у безработной молодежи
  • Выводы по третьей главе

Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена существованием в России острой проблемы роста молодежной безработицы. По данным Служб занятости более половины безработных составляет молодежь. Среди многих причин, обуславливающих рост безработицы, большую роль играют политические, социально-экономические, социально-психологические причины. В свою очередь, одной из социально-психологических причин, влияющих на высокий уровень безработицы, является инфантилизм молодежи.

Проблемой инфантилизма занимались представители отечественной и зарубежной науки. Так, обоснованию содержания понятия, классификации и возможным причинам появления и развития инфантилизма посвящены работы зарубежных авторов: Э. Ласега (1868), П. Лоррена (1871), Г. Антона (1913), З. Фрейда (1927), Э. Крепелина (1920), Г. Штутте (1968), Р. Корбо (1967) и др. В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: Л. С. Выготский (1933), А. Гурьева (1996), В. В. Ковалев (1979), В. В. Лебединский (1985), А. Е. Личко (1985), К. К. Платонов (1984), Г. Е. Сухарева (1959), С. В. Шакурина (2003) и др.

В отечественной социальной психологии инфантилизм рассматривают в контексте проблемы «социализации» и «социальной зрелости» личности Б. Г. Ананьев (1971), Г. М. Андреева (2004), С. А. Беличева (1994), И. С. Кон (1982), Ю. А. Косолапов (2006), В. С. Могун (2001) и др. Вместе с тем, следует отметить, что в социальной психологии на сегодняшний день проблема инфантилизма в молодежной среде недостаточно изучена. Имеются лишь отдельные научные труды, посвященные проблеме безработицы и занятости населения. Особый интерес исследователи испытывали к «группам риска»: слабозащищенным категориям безработных, так называемому «женскому лицу» безработицы и молодежи (Е.И.Алешина, 1992; Г. И. Ефремова, 2002; Н. П. Ивченкова, 1992; Л. А. Саенко, 2005; Г. Н. Соколова, 1993).

Исходя из этого, актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами: наличием противоречий в понимании феномена инфантилизма в научной отечественной и зарубежной литературеналичием различных точек зрения на содержание понятия и его возрастные границыне разработанностью проблемы инфантилизма безработной молодежи в социальной психологииотсутствием научных данных о социально-психологических условиях преодоления инфантилизма у молодых безработныхотсутствием системы психологических мероприятий, специальных программ, тренингов по преодолению инфантилизма.

Теоретическая и практическая значимость проблемы инфантилизма безработной молодежи и определили выбор темы диссертационного исследования «Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи».

Объект исследования: особенности инфантилизма безработной молодежи.

Предметом исследования являются социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи.

Целью работы является разработка и обоснование социально-психологических условий преодоления инфантилизма у безработной молодежи.

Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

1) провести теоретический анализ научных исследований, раскрывающих социально-психологические аспекты инфантилизма, разработать его модель, выделить его структурные компоненты и основные характеристики у безработной молодежи, а также уточнить сущность и особенности инфантилизма;

2) разработать диагностический инструментарий, выявляющий уровень выраженности инфантилизма;

3) обосновать социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи, разработать и апробировать комплексную дифференцированную программу преодоления инфантилизма личности.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

1. Инфантилизм представляет собой комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, низкой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизме, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения.

2. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма предполагают реализацию специально разработанной программы и технологий, развивающий характер которых релевантен структурным компонентам инфантилизма, и направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др.

Методологической основой являются 1) принцип детерминизма (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др). В соответствии с этим принципом существует четкая связь между инфантильным поведением безработной молодежи и его причиной- 2) принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн). Психические свойства инфантильной личности и особенности ее поведения включаются в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняется местами, образуя единство- 3) принцип комплексного подхода (Б.Г.Ананьев). Для нашего исследования этот подход проявляется как в интеграции знаний об инфантилизме различных направлений и отраслей научных исследований, так и при составлении комплексной дифференцированной программы направленной на преодоление инфантилизма у безработной молодежи- 4) принцип дифференцированного подхода. На основании данного принципа предлагаются дифференцированные варианты программы для групп молодых безработных с различным уровнем выраженности инфантилизма.

Теоретическую базу исследования составили: исследования, посвященные феномену инфантилизма в отечественной и зарубежной науке (Л.С.Выготский, А. Гурьева, В. В. Ковалев, В. В. Лебединский, А. Е. Личко,.

A.В.Петровский, К. К. Платонов, Г. Е. Сухарева, М. Г. Ярошевский, Г. Антон, Э. Ласег, П. Лоррен, Э. Крепелин, Р. Корбо, З. Фрейд, Г. Штутте и др.) — теория социальной психологии и психологии личности (А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, С. А. Беличева, П. П. Блонский, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Косолапов, А. Н. Леонтьев,.

B.С.Могун, О. А. Тихомандрицкая, Л. Б. Филонов, В. А. Ядов, и др.) — психологические труды, рассматривающие эмоциональную сферу человека (Г.Арнольд, В. Вундт, К. Изард, Д. Клейн, Линдсей-Хебб, К. Обуховский, Д. Раппопорт, К. Роджерс, С. Томкинс, В. К. Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер

C.Л.Рубинштейн, А. М. Свядощ, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, и др.) — исследования в области волевых процессов (П.И.Иванов, Е. П. Ильин, В. К. Калин, К. Н. Корнилов, А. Ц. Пуни, Е. И. Рогов, П. А. Рудик, И. М. Сеченов, В. И. Селиванов и др.) — разработки по проблеме психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, влияние психологической коррекции на развитие личности (К.Роджерс, К. Рудестам, Р. Кочунас и др.) — теории, рассматривающие отношение личности к труду (Е.А.Климов, Н. С. Пряжников и др.) — положения о существовании различных био-психо-социальных уровней личности человека (А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев) — труды телесно-ориентированного направления в психотерапии и экзистенциальной психологии (В.Райх, А. Лоуэн, М. Фельденкрайс, В. Франкл и др.).

Методы и методики исследования.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы и методики исследования: теоретическое осмысление и анализ трудов отечественных, и зарубежных авторов по проблеме исследованияэмпирическое исследованиеколичественный и качественный анализ полученных результатовдиагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж. Роттера, адаптированная Е. Ф. Бажинымтест «Потребность достижений», разработанная Ю. М. Орловымметодика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана- «Ценностные ориентации» М. Рокичаопросник «Уровень выраженности инфантилизма», разработанный А. А. Серегиной. Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета (^айэйса-б" и «М8-Ехсе1».

Этапы работы. На первом этапе (2002;2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ научных исследований по изучаемой проблематике, были определены проблема исследования, цель, задачи работы, сформулирована гипотеза.

На втором этапе (2003;2004 гг.) был разработан и реализован план экспериментальной работы, в ходе которого была организована и проведена диагностика уровней выраженности инфантилизма у безработной молодежи, а также проведен количественный и качественный анализ его проявлений.

На третьем (2004;2006 гг.) этапе были разработаны социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи. Были сформулированы выводы диссертации и даны рекомендации по теме исследования.

База исследования: безработные люди обоего пола в возрасте от 24 до 30 лет, обратившиеся в Центры занятости населения г. Москвы. Общий объем выборки 111 человек.

Научная новизна исследования:

1. Обобщено и конкретизировано и уточнено определение инфантилизма.

2. Разработана структурно-динамическая модель инфантилизма, включающая структурные компоненты, уровни, их характеристики, социально-психологические детерминанты.

3. Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены социально-психологические условия, реализация которых способствует преодолению инфантилизма у безработной молодежи.

4. Предложена авторская методика (опросник «УВИ») для выявления уровня выраженности инфантилизма.

5. Разработана дифференцированная и комплексная программа, направленная на преодоление инфантилизма, включающая различные формы индивидуальной и групповой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Инфантилизм — это комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, слабой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости личности от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизме, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения.

2. Структурно-динамическая модель инфантилизма включает: психологический компонент (незрелость эмоционально-волевой сферы, слабая потребность в достижениях, отсутствие трудовой мотивации, слабо развитая способность рефлексии), социальный компонент (несамостоятельности решений и действий, зависимости личности от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизм, не сформированность преодолевающего поведения), физический компонент.

3. Социально-психологические условия предполагают реализацию специально разработанной программы и технологий, развивающий характер которых релевантен структурным компонентам инфантилизма безработной молодежи, и направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др.

Внешние условия — это создание организационной среды посредством комплекса целенаправленных, организационных мероприятий, направленных на снижение уровня выраженности инфантилизма личности безработной молодежи (воздействие на взаимосвязанные структурные компоненты инфантилизмаразработка и реализация программы, направленной на преобразование структурных компонентов и характеристик инфантилизма личности, с учетом дифференцированного подхода для каждой группы инфантильных безработныхиспользование в программе форм, методов и направлений профориентационной и других работдиагностика и выявление уровней выраженности инфантилизма).

Внутренние условия — целенаправленное воздействие на изменение компонентов инфантилизма и характеристик личности молодых безработных (развитие эмоционально-волевой сферы посредством специально организованных занятий с постепенным усложнением физической нагрузки и дополнительных заданий на стадии утомленияформирование трудовой мотивации и мотивации участия в программеразвитие преодолевающего поведения, созданием ситуаций, требующих приложения определенных усилий в преодолении трудностейразвитие ценностных ориентаций и рефлексииразвитие ответственности, формирование потребности в достижениях).

Теоретическая значимость исследования:

В результате анализа существующих теоретических подходов феномена инфантилизма, а также особенностей его проявления в ситуации безработицы, разработана модель инфантилизма, выявлены и собраны воедино основные характеристики инфантилизма, которые могут быть положены в основу исследования проявлений инфантилизма у молодых безработных, уточнена его дефиниция.

Практическая значимость исследования:

1. Разработанный опросник «УВИ» (Серегина А.А., 2004), в основе которого лежит уточненная характеристика инфантилизма, его структурных компонентов и уровней выраженности, может применяться в процессе комплексной диагностики личности, и использоваться практическими психологами ЦЗН.

2. Специально созданная комплексная программа, основанная на принципе дифференцированного подхода для различных групп безработных, может использоваться в практической деятельности психологов при работе с молодежью.

3. Полученные результаты и практические выводы могут использоваться психологами в практике психологического консультирования, в тренинговом процессе, в превентивной профилактической работе, а так же применяться педагогами, социологами, антропологами и другими специалистами в русле общей развивающей работы с детьми, подростками и молодежью.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлена методологическими и теоретическими предпосылками исследованияопорой на достижения современной социальной психологиииспользованием комплекса надежных методов и методик, адекватных предмету и задачам исследованиякорректным применением статистических методов обработки данных исследованиярепрезентативностью выборки.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на 1-П научно-практических конференциях «Человек в трудной жизненной ситуации» (28 декабря 2003 г., 8 декабря 2004 г., г. Москва), на II Международном симпозиуме «Имиджелогия-2005» (17−19 мая 2005 г., г. Москва), на Социально-педагогическом конгрессе «Актуальные проблемы семьи» (9−10 апреля 2006 г., г. Москва), на XI Симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и Акме» (19−20 апреля 2006 г., г. Москва), на VI.

Международном социальном Конгрессе (22−25 ноября 2006 г., г. Москва), на заседаниях кафедры социальной психологии РГСУ (г. Москва, 2003;2006 гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной объем содержания диссертации — 204 машинописных страниц. Библиографический список использованной литературы состоит из 242 наименований, из которых 8 — на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован 23 рисунками и 5 таблицами.

Выводы:

1. В третьей главе были сформулированы и обоснованы социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи:

1) Внешние условия — это создание организационной среды посредством комплекса целенаправленных, организационных мероприятий, направленных на снижение уровня выраженности инфантилизма личности:

— комплексное воздействие на взаимосвязанные структурные компоненты инфантилизма: психологический, социальный и физическийразработка и реализация программы, направленной на преобразование структурных компонентов и характеристик инфантилизма личности, с учетом дифференцированного и комплексного подхода для каждой группы инфантильных безработных;

— использование в программе форм, методов и направлений профориентационной и других работ, оказывающих влияние на структурные компоненты и характеристики инфантилизма личности;

— диагностика и выявление различных уровней выраженности инфантилизма.

2) Внутренние условия — целенаправленное воздействие на изменение психологического, социального и физического компонентов инфантилизма и его характеристик личности молодых безработных непосредственно при участии в программе по преодолению инфантилизма:

— развитие эмоционально-волевой сферы посредством специально организованных занятий с постепенным усложнением физической нагрузки и дополнительных заданий на стадии утомления;

— для развития трудовой мотивации и формирования мотивации участия в программе необходимо изначально опираться на принцип удовольствия, а так же использовать элементы соревнования;

— для развития преодолевающего поведения создавать ситуации, требующие приложения определенных усилий в преодолении трудностей;

— для развития ценностных ориентаций и рефлексии необходимо ставить перед участниками такие задачи, решение которых приведет к формированию желания и потребности формулировать жизненные и профессиональные ценности, проводить их анализ и рефлексию;

— провоцировать ситуации необходимости принятия на себя ответственности;

— для повышения показателя потребности в достижениях создавать на занятиях обстановку, способствующую осознанию жизненных и профессиональных целей, и нахождению ресурсов для их осуществления.

2. На основании выделенных структурных компонентов инфантилизма, его характеристик и уровней выраженности, была реализована комплексная, дифференцированная программа, направленная на преодоление инфантилизма у безработной молодежи.

3. На основании позитивной динамики социально-психологических характеристик инфантилизма была установлена эффективность социально-психологических условий его преодоления у безработной молодежи.

Так, группа слабоинфантильных до участия в программе имела средний показатель инфантилизма равный 37,6 баллов. После участия в программе этот показатель уменьшился до 30 баллов. Группа среднеинфантильных до участия в программе демонстрировала средний балл выраженности инфантилизма равный 76,3 балла. После участия в программе наблюдалась также положительная динамика, и средний показатель инфантилизма стал равным 53,2 баллам. Сильноинфантильные молодые безработные до участия в программе показывали в среднем 106,2 баллов по опроснику «УВИ». После участия в программе этот показатель существенно снизился и стал равен 63 баллам. Таким образом, можно говорить о снижении инфантильных проявлений у всех групп безработных.

Изменились также показатели рабочей мотивации по методике В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности». Произошло повышение показателя рабочей мотивации у всех групп. У группы слабоинфантильных он с отметки в 53,2 балла поднялся до 57,9 баллов по среднему значению. У группы среднеинфантильных этот показатель возрос с 52 до 58,5 баллов. Показатель же в группе сильноинфантильной молодежи с 39,2 баллов поднялся до 45,1 баллов. Полученные результаты также положительно характеризуют созданные социально-психологические условия преодоления инфантилизма.

Полученные данные по методике «УСК» Дж. Роттера указывают на повышение интернальности у участников программы почти всем шкалам, хотя по некоторым наблюдается отсутствие явного сдвига. Так показатель «Ио» у группы слабоинфантильных с 40,8 балла вырос до 45,9 бала, у среднеинфантильной группы показатель по данной шкале увеличился с 22,2 балла до 33,9 балла, а у группы сильноинфантильных с 10,5 балла возрос до 19,2 балла.

По показателю «потребность достижений» произошли следующие изменения: в группе слабоинфантильных до участия в программе показатель был равен 11,9 баллам, а после участия 12,4 баллов при отсутствии сдвиговв группе среднеинфантильных с 12,4 балла он увеличился до 13,8 балловв группе сильноинфантильных с 11,5 балла он возрос до 12,5 баллов.

4. На основании полученных результатов исследования можно утверждать, что созданные социально-психологические условия способствуют частичному или полному преодолению инфантилизма у молодых безработных и могут быть рекомендованы для работы с безработной молодежью в Центрах занятости населения.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволило достигнуть поставленной цели, а именно, разработать и обосновать социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи.

В исследовании были решены поставленные теоретические и практические задачи:

— в соответствии с первой задачей диссертационного исследования был проведен теоретический анализ научных исследований, раскрывающих социально-психологические аспекты инфантилизма, на основании чего были выделены его модель, структурные компоненты и его основные характеристики у безработной молодежи, а также была уточнена сущность, структура и особенности инфантилизма;

— в соответствии со второй задачей был разработан диагностический инструментарий (опросник «УВИ» Серегина А. А., 2004), выявляющий уровень выраженности инфантилизма безработной молодежи;

— в соответствии с третьей задачей были обоснованы социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи, на основании чего была разработана и апробирована программа преодоления инфантилизма у безработной молодежи.

В результате теоретического анализа, эмпирического исследования, формирующего эксперимента, была подтверждена общая гипотеза о том, что:

1. Инфантилизм можно представить как комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, низкой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизме, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения.

2. Социально-психологические условия предполагают реализацию специально разработанной программы и технологий, развивающий характер которых релевантен по отношению к уровням и структурным компонентам инфантилизма, и направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим общим выводам по диссертации:

1. В диссертационной работе был проведен теоретический анализ научных исследований, раскрывающих социально-психологические аспекты инфантилизма, на основании чего были выделены его структурные компоненты и характеристики. Была уточнена сущность, структура и особенности инфантилизма. Инфантилизм — это комплекс характеристик личности, выражающихся в незрелости эмоционально-волевой сферы, задержке нравственного и социального созревания, отсутствии трудовой мотивации, низкой потребности в достижениях, несамостоятельности решений и действий, зависимости от других, хаотичности поведения, позиции иждивенчества, гедонизме, а также слабо развитой способности рефлексии при явно доминирующей потребности в удовольствии и развлечении, не сформированностью преодолевающего поведения.

2. Предложена структурно-динамическая модель инфантилизма, которая включает: психологический компонент (незрелость эмоционально-волевой сферы, слабая потребность в достижениях, отсутствие трудовой мотивации, слабо развитая способность рефлексии), социальный компонент (отсутствие трудовой мотивации, позиция иждивенчества, не сформировано преодолевающее поведение и др.), физический компонент.

3. Выявлены характеристики уровней выраженности инфантилизма у безработной молодежи. Определены группы молодых безработных, имеющие различные уровни его выраженности. Дано социально-психологическое описание этих групп.

1 группа — неинфантильные — высокий уровень развития эмоционально-волевой сферы, способность контролировать свои эмоции, развитое самообладание, ясность и перспективность целейдисциплинированность, смелость, инициативность, решительностьвысокая трудовая мотивация, устойчивое стремление найти интересную работунравственные ценности преобладают над материальными, устойчивость принципов, значимость ценностей здоровья, любви, интересной работы, твердой воли, ответственностиценность развлечений не значимы, удовольствие связано с обдумыванием последствийвысокий уровень развития рефлексииактивное стремление к рациональному поведению, упорядочиванию своей жизниактивное стремление к преодолению препятствийвысокая степень независимости, самостоятельностиуровень потребности достижений около 60% от максимального значения.

2 группа — слабоинфантильные — способность контролировать эмоции носит ситуативный и неустойчивый характерналичие жизненных целей, но трудности в планировании способов их достижениявысокая трудовая мотивацияпри поиске работы ориентация на благоприятное стечении обстоятельствактивность в поисках работы ситуативнаянравственные ценности преобладают над материальнымиситуативная возможность поступиться своими принципами ради удовлетворения своих потребностейполучение удовольствия не всегда связано с обдумыванием последствийстремление во всем получить удовольствиеситуативный характер рефлексиистремление к порядку и рациональности несколько размытостремление избежать трудные жизненные ситуациисобственные «слабости» преодолеваются не всегда успешноотносительная независимость, снижение активностисниженное чувство личной ответственности во всех сферах жизниуровень потребности достижений несколько ниже и равен 54%.

3 группа — среднеинфантильные — низкая способность контролировать свои эмоцииумеренная импульсивностьслабое самообладаниенеконкретность жизненных целей и неуверенность в возможности их достиженияхаотичность в плане и средствах достижения целинедисциплинированностьневысокая трудовая мотивацияслабая активность в поисках работыожидают помощи со стороныпрослеживается тенденция преобладания материальных ценностей над нравственнымивозможность совершения правонарушениястремление получать удовольствие без обдумыванияполучение удовольствия — одна из целей жизниразвлечения могут носить противоправный характерлучше получается оценивать последствия поступка, чем причины, приведшие к этому поступкусклонность к спонтанности, необдуманностиупорядоченность раздражаетпассивность перед трудностямипреобладание иждивенческой позиции, нежелание брать на себя ответственностьсторонники гражданского бракавысокая степень зависимостиуровень потребности достижений самый низкий среди групп и равен около 54% от возможного максимального значения.

4 группа — сильноинфантильные — крайне слабая способность контролировать свои эмоцииимпульсивностьотсутствие самообладаниянеясность жизненных целей и плановнедисциплинированность, безынициативность, пассивность, нерешительностьслабая трудовая мотивацияработа — возможность приятно провести времяпри материальном обеспечении не стали бы работатьотсутствие стремления сделать карьеруотдых и развлечения доминируют над трудовой деятельностьюматериальные ценности доминируют над морально-нравственными ценностямивозможность совершения правонарушения ради удовлетворения своих потребностейстремление получить сразу все здесь и сейчас и «безвозмездно" — не анализируются последствия, связанные с получением удовольствияполучение удовольствия — цель жизниживут одним днемочень слабо развита способность рефлексииналичие ограничений сильно раздражаетпассивность перед трудностямиявная позиция иждивенчества во всех сферах жизни, зависимость, безответственностьсчитают, что родители или близкие должны обеспечивать всем необходимым для достойного существованиясторонники гражданского бракауровень потребности достижений около 45%.

4. Создан диагностический инструментарий, выявляющий уровень выраженности инфантилизма у безработной молодежи (опросник «УВИ» А. А. Серегина, 2004).

5. Разработаны и обоснованы социально-психологические условия, способствующие преодолению инфантилизма у молодых безработных, которые предполагают реализацию специально разработанной программы и технологий, развивающий характер которых релевантен по отношению к структурным компонентам инфантилизма, и направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др.

Внешние условия — это создание организационной среды посредством комплекса целенаправленных, организационных мероприятий, направленных на снижение уровня выраженности инфантилизма личности:

— комплексное воздействие на взаимосвязанные структурные компоненты: психологический, социальный и физический;

— разработка и реализация программы, направленной на преобразование структурных компонентов и характеристик инфантилизма личности, с учетом дифференцированного подхода для каждой группы инфантильных безработных;

— использование в программе форм, методов и направлений работы, оказывающих влияние на структурные компоненты и характеристики инфантилизма личности;

— диагностика и выявление различных уровней выраженности инфантилизма.

Внутренние условия — целенаправленное воздействие на изменение психологического социального и физического компонентов инфантилизма и его характеристик личности молодых безработных непосредственно при участии в программе по преодолению инфантилизма:

— изменение эмоционально-волевой сферы посредством постепенного усложнения физической нагрузки и содержания занятий, а так же предлагать дополнительные задания на стадии утомления;

— при развитии трудовой мотивации необходимо опираться на первоначальный принцип удовольствия, а так же использовать элементы соревнования;

— создавать ситуации, требующие определенных усилий в преодолении трудностей с целью развития преодолевающего поведения;

— создавать условия для постоянной рефлексии ситуации и себя в ней;

— провоцировать ситуации необходимости принятия на себя ответственности.

На основе выводов были сделаны следующие практические рекомендации:

— сотрудникам и практическим психологам ЦЗН рекомендовать использовать социально-психологические условия преодоления инфантилизма для работы с молодежью в рамках деятельности «Клуба, ищущих работу»;

— практическим психологам ЦЗН рекомендовать включать опросник «УВИ» (Серегина А.А., 2004) в комплексную диагностику личности молодых безработных;

— рекомендовать включить в программу повышения квалификации сотрудников ЦЗН материал по проблеме инфантилизма молодых безработных и социально-психологических условиях его преодоления;

— предложить ввести в программу подготовки психологов материал исследования в качестве спецкурса «Инфантилизм безработной молодежи»;

— в общегосударственном масштабе рекомендуется проведение работы по преодолению инфантилизма на всех этапах социализации человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Юнг К.Г. и др. Психоанализ детского возраста. М.: Государственное издательство, 1924. — 143с.
  2. Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях//Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 28−37.
  3. А. Наука жить: Пер. с англ. и нем./А.Адлер- Сост. и общ. ред. A.A. Юдина. Киев: Port Royal, 1997. — 288 с.
  4. В.Н. Стиль действования: импульсивность -управляемость//Вопросы психологии. 1982. — № 3. — С. 121−126.
  5. В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования//вопросы психологии. 1988. — № 3. — С.23−34.
  6. B.JI. О психическом инфантилизме//Военно-медицинский журнал. 1966. — № 9. — С.32−35.
  7. М. А. Гришанович Т.В. Я сам строю свою жизнь/Под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.: Речь, 2001.-216 с.
  8. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  9. Альбуханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1988. С. 137 145.
  10. Альбуханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности//Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.92−138.
  11. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности//Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365 с.
  12. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  13. .Г. О психологических эффектах социализации// Человек и общество. Проблемы социализации индивида. JL: ЛГУ, 1971. — 355 с.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2004. -366 с.
  15. Н.С. Особенности профессионального самоопределения молодежи//МГСУ научные записки. 2001. -№ 1.-С.120−123.
  16. Анисимов J1.H. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М.: Юрид. лит., 1988. — 128 с.
  17. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии//Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 21−29.
  18. П.К. Эмоции//Психология эмоций. Тексты. — М., 1984. -С. 172−177.
  19. Г. О расстройствах развития у детей. М.: Наука, 1913 — 74 с.
  20. А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  21. A.B. Ограничение безработицы и социальная защита рабочей молодежи в годы НЭПА//Актуальные проблемы отечественной и всеобщей истории: Сборник статей и тезисов. Выпуск 4. Москва, «Социум», 2001. — С. 17−25.
  22. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: «СМЫСЛ», 1993. — 16 с.
  23. Г. Н. Идеолого-политический инфантилизм как психологическая проблема. Хабаровск.: Издат. центр ДВ HAH, 2003. -177 с.
  24. Н.Е., Фролов Б. С. К вопросу о диагностике и экспертизе инфантилизма//Сб. науч. работ Хабаровского окружного военного госпиталя. Хабаровск, 1967. — № 5. — С.258−261.
  25. С.А. Основы превентивной психологии/Междисциплинарный подход в исследовании социализации. -М.: Редакц.-исслед. центр консорциума «Соц.здоровье России», 1994.-221 с.
  26. П.П. О так называемой моральной дефективности//Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. Т. 1.
  27. A.A., Малькова З. А., Новиков А. И., Караковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. М., 1991.-98 с.
  28. В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
  29. B.C., Похвощев В. А. Молодежь России: проблемы занятости (методологические и методические аспекты). М.: Российский учебный центр, 1995. — 163 с.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 528 с.
  31. М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-208 с.
  32. М.И. Психический инфантилизм (краткая история и современное состояние проблемы)//Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. -1971.- Вып. 10. С. 1579−1588.
  33. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  34. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 200 с.
  35. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось — 89,1999. — 176 с.
  36. Н.С. Технология социальной адаптация безработных//Профессиональный потенциал. 2001. — № 4. — С. 21−26.
  37. М.В. Профессиональная адаптация молодежи//Психология личности и образ жизни. M., 1987.- С. 117−121.
  38. Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. Ред. A.A. Грецанов. -M.: АСТМН: Современный литератор, 2001. 1312 с.
  39. Л.С. Основы педологии/Под ред. М. А, Левиной. Л.: Ин-т артель, 1935. — 133 с.
  40. JI.C. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. — 304с.
  41. Л.С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926. — 348 с.
  42. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии/Под ред. В. В Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  43. Ю.Б. О природе человеческой воли//Психологический журнал. 2005. — № 3. — С. 15−24.
  44. С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
  45. Н.С., Колобкова А. И., Печеркина A.A. Психология безработицы: введение в проблему. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 84 с.
  46. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  47. А.И. Психическая работоспособность и формирование профессиональной направленности молодежи//Наука и школа. 2004. — № 2. -С.8−11.
  48. Гуг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста. Л.: Сеятель, 1926.-218 с.
  49. В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — 208 с.
  50. В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. — 309 с.
  51. И.В. Проблемы безработицы среди молодежи Нижегородского региона//Народонаселение. 2001. — № 2. — С. 161−165.
  52. Ю.Н. Социология контркультуры Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М.: Наука, 1980. — 264 с.
  53. И.И. Соматотропная недостаточность. М.: ИндексПринт, 1998.-302 с.
  54. А.О. Синдром психического инфантилизма//Дефектология. 1997. — № 2. — С.75−80.
  55. В.В., Ляпунова Е. Ю. Молодежь и безработица. Сывтывкар, 1997. 64 с. (Научные доклады: Серия препринтов/Сывтывкарский ун-т: № 10−97.)
  56. В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985−2001 годы. М.: Изд-во МГСУ, 2002. — 672 с.
  57. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь- М.: Смысл, 2002. — 80 с.
  58. В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Методические указания/ЛГТУ. Л., 1990. — 180 с.
  59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. -М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  60. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ЦО личности//Социология в СССР. М., 1965. Т.2. — С.126−129.
  61. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -169 с.
  62. Е.В. Девиантология. М., 2003. — 288с.
  63. О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения молодежи//Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С.30−33.
  64. В. Ценностные установки молодежи. Что их определяет? //Человек и труд. 1994. — № 6. — С. 75−77.
  65. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО, 1998. -144 с.
  66. Д.А. Значение современной диагностики психического инфантилизма в условиях военной службы//Международный медицинский журнал. 2002. — Вып.8. -№ 1−2. — С.63−66.
  67. Д.А. Скрытая дыхательная недостаточность при психическом инфантилизме//Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2000. — № 1. -С.69−74.
  68. Д.А. Суицидальные происшествия юношей при психическом инфантилизме и другой пограничной психопатологии//Соционика, ментология и психология личности. -2000. № 3. — С.41−43.
  69. П.И. Психология. М.: Учпедгиз, 1956. С. 403.
  70. Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. — С.37−39.
  71. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности//Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань: РГПИ, 1986. — С.14−26.
  72. Е.П. О соотношении понятий характеризующих волевую активность человека//Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. — Симферополь, 1984. — С.140−142.
  73. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности//Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. — С.88−91.
  74. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  75. JI.H., Татаркина Ю. Н. Социально-психологический тренинг. Учебное пособие/Алт. Гос.техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2004. — 142 с.
  76. Имиджелогия 2004: Феноменология, теория, практика. Материалы второго Международного симпозиума имиджелогии/Под ред. Е. А. Петровой. — М.: РИЦ, АИМ, 2004. -360 с.
  77. Инфантилизм личностный//Психология. Словарь/Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — С.149.
  78. Инфантилизм социальный//Краткий словарь по психологии/Авт.-сост. П. Д. Павленок. М., 1998. — 267 с.
  79. Е.И. К вопросу о различных вариантах психического инфантилизма у детей//Материалы научной конференции по психоневрологии детского возраста. JL, 1965. -С. 59−62.
  80. Ф.С. Основы профессионального консультирования. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 256 с.
  81. В.К. На путях построения теории воли//Психологический журнал. 1981. — Т.2. — № 5. — С.92−99.
  82. Jl.В., Медведев М. И. Нейрорадиологические аспекты инфантильных спазмов//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. — Вып.7. — № 1. — С.37−40.
  83. A.M., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — 83 с.
  84. С.А. Границы возможностей психологического консультирования//Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.50−57.
  85. С.А., Одегов Ю. Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финанстатинформ, 1998. — 694 с.
  86. Э.Г. Социальная реабилитация студентов вузов с астеническими состояниями и явлениями парциального инфантилизма//Материалы пятого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М, 1969. — С. 49−51.
  87. Киренская-Берус A.B., Ларькина Е. Г. и др. Нейрофизиологические исследования полушарной организации спектра ЭЭГ при психическом инфантилизме у подростков//Физиология человека. 2001. — том 27, № 6. — С. 4451.
  88. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, Издат. об-ние «ЮНИТИ», 1998. — 350 с.
  89. Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности/ЛПсихологический журнал. -2005. № 3. — С.94−101.
  90. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 287 с.
  91. Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащегося/Рец. Т. Н. Курбатова, Б. А. Федоришин. М.: Провинция, 1990. — 159 с.
  92. Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии//Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 5−8.
  93. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993. 96 с.
  94. В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков//Актуальные проблемы психоневрологии детского. М, 1973.- С.157−162.
  95. В.В. Основные психипатические синдромы у детей и подростков. М.: ЦОЛИУВ, 1979. — 20 с.
  96. В.В. Психиатрия детского возраста (руководство для врачей). М.: Медицина, 1979. — 608 с.
  97. В.В. Психогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков// Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968. — С.119−131.
  98. В.В. Психогенные патологические формирования личности у детей и подростков. М.: ЦОЛИУВ, 1976. — 24 с.
  99. В.В., Емельянова A.C., Леденев Б. А., Буторина Н.Е.//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1976. Вып.10. — С. 1687−1694.
  100. Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 185 с.
  101. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.:, Просвещение, 1982. — С. 9
  102. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека//Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С.5−12.
  103. М. Инфантилизм // БМЭ. 2-е изд. — М., 1959. — Т.Н. — С.678−682.
  104. К.H. К вопросу о воспитании воли//Советская педагогика. 1942. — № 5−6. — С.52−57.
  105. З.В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  106. Е.В. О неформальных объединениях молодежи/С.В. Косарецкая, НЛО. Синягина. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 159 с.
  107. Ю.А. Зрелость личности и самоотношение: монография. Липецк: Липецкий гос.пед. ун-т, 2006. — 258 с.
  108. Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический Проект- Трикста, 2004.- 464 с.
  109. А.Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп в условиях безработицы: Дис. На соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.05. -СПб., 2001. 186 с.
  110. Краткий словарь по социологии/Под ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Р. Наумова. М.: Политиздат, 1989. — 479 с.
  111. Э. Медицинская психология. М.: Жизнь и знание, 1927. — 349 с.
  112. Э. Об истерии. Л.: Практическая медицина, 1924. — 144 с.
  113. Э. Строение тела и характер. Киев: Государственное издательство Украины, 1924. — 234 с.
  114. А. Психологическая механика. М.: Начало, 1913. — 125 с.
  115. Д.Н. Критические периоды формирования личности//Здоровье, развитие, личность. М., 1990. — С.220−225.
  116. И9.Кузьминова. Т. В. Стратегия управления безработицей в России на современном этапе (системный подход). Калуга: изд-во РИА «ВАШ ДОМ», 2003.-272с.
  117. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
  118. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 169с.
  119. С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие/С.И. Левикова.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  121. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. — 280 с.
  122. А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). -Л.: Медицина, 1985. 416 с.
  123. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 1999. — 416 с.
  124. Е.В. История психологии отношений: Дис.. докт. психол. наук. СПб., 1995. — С.57.
  125. . Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
  126. В.В. Немедикоментозные методы терапии инфертильности и сексуальной дисгармонии при генитальном инфантилизме: Дис. .канд. мед. Наук: 14.00.01/Харьк. Мед. Ин-т. Харьков., 1989 — 160 с.
  127. Э.В., Менделевич В. Д. Психический инфантилизм и необъяснимое бесплодие//Социальная и клиническая психиатрия. 1996. -Вып.6. — № 3. — С.29−33.
  128. С. И. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. СПб., 1993. — 4.1. — 180 с.
  129. Ю.А. О роли психофизического инфантилизма в патологии поведения подростков-правонарушителей//Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. -М., 1968. С.170−173.
  130. Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе. М.: АПК и ППРО, 2005. — 208 с.
  131. К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.445−446.
  132. Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Эксмо, 2003. — 208с.
  133. Д.А. Молодежный рынок труда и молодежная безработица// Социально-экономические вопросы становления рыночных отношений/ Сборник статей аспирантов. 4.1. — Из-во СПб ун-та экономики и финансов. -СПб.- 1997.-С. 116−118.
  134. Д.В. Молодежная безработица и ее социальные последствия: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.01 /Санкт-Петербургский гос. унив. экономики и финансов. СПб., 1998. -17 с.
  135. А.Ф. К вопросу о синдроме психо-физического инфантилизма в дошкольном возрасте//Вопросы психоневрологии детей и подростков. М., 1936.-С.211−233.
  136. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 446 с.
  137. B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения / Под ред. В. А. Ядова Россия: трансформирующееся общество. -М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — С. 430−448.
  138. B.C., Гимпельсон В. Е. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда//Социологичесие исследования, 1993 г.-№ 9. С.73−84.
  139. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов/Ю М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и др.- под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004.-256 с.
  140. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. -192 с.
  141. Мотивация и личность. 3-е изд./Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-352 с.
  142. В.А. Особенности осознания себя и своих действий несовершеннолетними с психическим инфантилизмом в юридически значимых ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01/Международная акад. психологических наук. Ярославль, 2001. -19 с.
  143. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды/В.Н. Мясищев- Под ред. A.A. Бодалева. Воронеж- М.: НПО «Модэк" — Изд-во ин-та практич. психологии, 1998. — 363 с.
  144. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.:Наука, 1988. 200 с.
  145. Недовольство культурой //Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренес санс, 1992
  146. P.C. Основы психологического консультирования.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-528 с.
  147. Р. С. Психология. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
  148. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. 264 с.
  149. Е.А. К вопросу о сужении группы конституциональных психопатий//Вопросы детской психиатрии. М, 1940. — С. 28−38 155.0сухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  150. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 169 с.
  151. В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М.: Изд-во РАГС, 2005. — 384 с.
  152. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. Заведений профтехобразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1984. -174 с.
  153. К.К. Психологический практикум: Учеб. пособие для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высш. школа, 1980. — 165 с.
  154. H.H. Формирование волевого развития личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с оздоровительной направленностью в условиях Севера: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. -Якутск, 1998.- 164с.
  155. И.И., Хижняк О. О., Левчук Л. П. Задержка полового развития мальчиков. М.: Знание-М, 2000. — 108 с.
  156. Г. С. Занятость как проблема теоретические подходы: Препринт. Новосибирск: ЦСА, 1997. — 22 с.
  157. A.C. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  158. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.
  159. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения: Учебное пособие/Авт сост. T.JI. Бука, M.JI. Митрофанова. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 128 с.
  160. Психологическое сопровождение выбора профессии/Под. ред. JT.M. Митиной. -М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.- 184 с.
  161. Психология социальности: Межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. Е. А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2005. 164 с.
  162. Психопатические расстройства у подростков. Республиканский сборник научных трудов- под ред. А. Е, Личко. Л.: Изд. Ленинградского науч.-исслед. ин-та им. Бехтерева, 1987. — 144 с.
  163. В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2005.-224 с.
  164. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте//Психология и современный спорт. М., 1973. — С. 36−38.
  165. А.Ц. О самовоспитании воли спортсмена//Проблемы психологии спорта. -М., 1962. С.58−61.
  166. В.В. Социологические подходы к анализу рынка труда: спрос на труд//Рос. Экон. журнал. 1995. № 3. — С.86.
  167. Н.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности//Психологический журнал. 1981. -Т.2. -№ 5.- С.92−99.
  168. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа)/Под. ред. П. В. Акинина, C.B. Степановой. -Ставрополь: Сервисшкола, 2002. С. 76.
  169. Е.И. Эмоция и воля. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-240 с.
  170. Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 336 с.
  171. Л.О. Особенности формирования рынка труда молодежи//Экономика и коммерция. № 1. — 1993. — С. 18−22.
  172. С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940. — 596 с.
  173. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. — Т. II.-С. 187.
  174. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1973.-703 с.
  175. Ш. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  176. П.А. Воля и волевые действия//Психология/Учебное пособие для институтов физкультуры. М.: ФиС, 1974. С.205−220.
  177. П.А. Воля и ее воспитание//Ученые записки ГЦОЛИФК. Вып. 1.-М., 1954. С.91−95.
  178. Русская молодежь, демографическая ситуация, миграции. Сб. статей. Руководитель коллектива, составитель и автор вступительной статьи Е. С. Троицкий, М., АКИРН, 2004, 314 с.
  179. .А., Гришина Е. А. Российская молодежь сегодня: десять основных проблем//Молодежная политика. Информационный бюллетень. -М., 1999, № 196−197, С. 5−48.
  180. Ю.Р. Ценностное содержание жизненных планов молодежи.-М., 1987.-С. 145−148.
  181. JI.A. Семья безработного: реалии, проблемы, социально-педагогическая поддержка: монография. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2005.- 155 с.
  182. О. Занятость молодежи стратегическая проблема//Человек и труд. — 2003. — № 3. — С. 29−32.
  183. В.И. Проблема воли в советской психологии//Вопросы психологии 1964. — № 1. — С.83−93.
  184. В.И. К вопросу о понятии воли в психологии//Проблемы формирования личности и волевой процесс. М., 1968, С.96−110.
  185. В.И. Волевая регуляция активности личности//Психологический журнал. 1982. Т.З. — № 4. — С. 14−25.
  186. И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1947. С. 298.
  187. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2001. — 234с.
  188. . Т. Психические изменения при инфантилизме//БМЭ. 2-е изд. — M., 1959. — Т. 11. — С.682−684.
  189. Г. В. Инфантилизм//Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.- М.- Харьков- Минск, 1999.-С.301−302.
  190. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических обследований)/Отв. ред. В. И. Шубкин. М.: Институт социологии РАН, 1999. — 210 с.
  191. Социология молодежи/Под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1996. С. 32.
  192. И.В. Безработная молодежь в социальной структуре и политической жизни современного российского общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. -20 с.
  193. Т.И. Репродуктивная функция женщин с генитальным инфантилизмом. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1980. — 83 с.
  194. Е.И. Комплексная психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых с психическим инфантилизмом церебрально-органического генеза. Психол. аспект: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.04/М., 1994. 142 с.
  195. У.Ш. Роль ценностных ориентаций в процессе социализации-профессионализации личности студента в системе физкультурного образования/Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 2000. — С. 137−144.
  196. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 3 т-М.: Медгиз, 1955−1959. -406 с. Т.2
  197. Г. Е., Шенфиль И. Б. Инфантильно-грацильный тип телосложения, его соматопсихические особенности//Вопросы педологии и детской психоневрологии. М., 1928. — С.45−57.
  198. П.А. Лечение инфантильных спазмов//Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1999. — Вып.44. — № 3. — С.23−30.
  199. И., Димитров X., Кръестников А. и др. Психогигиена и психопрофилактика. София, 1969.
  200. Технология социальной работы. Учебное пособие. 4.1./Под ред. Профессора П. Я. Циткилова. Новочеркасск Ростов н/Д. 1998. — 272 с.
  201. , Х.Г. Личностная характеристика безработного и ее влияние на процесс принятия решения по дальнейшему трудоустройству: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук: 19.00.01. -Тверь., 2002.- 19 с.
  202. О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2000. — 254 с.
  203. В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. -479 с.
  204. Тренинг развития жизненных целей/Под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.: Речь, 2001.-224 с.
  205. Д.Н. Мотивация в период, предшествующий волевому акту//Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.85−88.
  206. Н.И. О роли биологических и социальных факторов в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя//Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. -М., 1968. С.107−118.
  207. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.-368 с.
  208. Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера//Психология формирования и развития личности. М., 1981, — 162 с.
  209. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 338 с.
  210. Фрейд Зигмунд. Избранное: Пер. с нем. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 352 с.
  211. X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. -Т.1.-407 с- Т.2.-392 с.
  212. М.Я. //Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 1969. — Вып.12. — С.1881−1883.
  213. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г./ Под ред. Е. А. Петровой. М., 2004. — 260 с.
  214. Человек и его работа (социологические исследования)/Под ред. А. Г. Здравомыслова и др.- М., 1967.-392 с.
  215. A.C. Миграция населения и сырьевая безработица. -Апатиты (Мурман. обл.): Кольск. науч. центр им. С. М. Кирова, 2006.-216 с.
  216. В.И. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2003. — 239 с.
  217. Р.Х. Психология перестройки. Казань: Тат. книжн. изд-во, 1988.- 182 с.
  218. A.A. Аналитический обзор исследований понятий психическая зрелость, нарушение развития и психический инфантилизм//Журнал прикладной психологии. 2002. — № 3. — С.45−51.
  219. С.Д. Типологические особенности личности безработных: Дис.кан. психол наук: 19.00.11.-М, 2000−245 с.
  220. С.В. Социально-психологическая профилактика преддивиантного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. .кан. психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2003. — 253 с.
  221. Т. Социальная психология.- Ростов н/Дону.: Изд-во «Феникс», 2002. 544 с.
  222. .В. Особенности судебно-психиатрической оценки психического инфантилизма//Практка судебнопсихиатрической эксперитизы. -М, 1970.-С.З-11.
  223. Г. Психиатрия детского и юношеского возраста/ЛСлиническая психиатрия. М., 1967. — С. 678−779.
  224. А., Мкртчян Г. Проблемы молодежного рынка труда/Юбщество и экономика. № 10. — 2001. — С. 142−154.
  225. Я.А. Физическая работоспособность человека и пути его развития. М.: Влениздат, 1966. — С. 92.
  226. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  227. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска. М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (HAH), 2004. — 352 с.
  228. И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей (по катамнестическим данным)//Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1959. — Вып.7. — С 863−867.
  229. Homburger А. Vorlesungen uber Psychopathologie des Kindesalters. -Berlin, 1926.
  230. Kelly K.D. Youth, humanism and technology. New York, London, 1972.
  231. Klein Doris. Man-child A study of the infantilization of man. New York etc.: McGraw-Hill book co. Cop. 1970 — XVI, 362 c.
  232. Kronfeld A. Uber psychosexuellen Infantilismus. Leipzig, 1921.
  233. Leongard K. Grundlagen der Psichiatrie. Stutgart. — 1948.
  234. Parsons T., Platt G. Higher education and chanding socialization. -New York, 1972.
  235. StekelW. Psychosexueller Infantilismus. Berlin, 1922.
  236. Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984.1. Бланк ответов1. Ф.И.0.1. Возраст Дата. Образование
Заполнить форму текущей работой