Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод наблюдения. 
Психофизиологические особенности индивидуальности школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с использованием специальных методик диагностики проявлений свойств нервной системы не утратил своего значения и другой метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. Этот метод полезен для тех, кто, например, занят обучением, управлением… Читать ещё >

Метод наблюдения. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с использованием специальных методик диагностики проявлений свойств нервной системы не утратил своего значения и другой метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. Этот метод полезен для тех, кто, например, занят обучением, управлением, лечением, кто работает в коллективе и зависит от складывающихся там взаимоотношений. Напомним, что психодиагностические методики определения свойств нервной системы имеют право использовать только специалисты, имеющие психологическое образование. Учитель же для выявления природных особенностей учащихся может использовать только метод наблюдения.

Нами составлены схемы наблюдений, схемы проведения своего рода неэкспериментальных исследований поведения учащихся в ситуациях, в которых довольно четко проявляются «жизненные» показатели таких свойств нервной системы, как сила и подвижность в широком ее понимании. Говоря о проявлениях подвижности в широком смысле, мы, как уже подчеркивалось, имеем в виду и проявления лабильности нервной системы. Это свойство, хотя и по-другому, но в конечном счете на поведенческом уровне определяет также скорость, темп деятельности.

В разработанные нами схемы включены, в основном, ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности. Наблюдения за поведением учащихся в таких ситуациях могут вестись в период школьного обучения. Опытный учитель может довольно точно определить, какими основными свойствами нервной системы обладает тот или иной ученик.

Особенно актуально применение этого метода в начальных классах, так как для школьников этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов (и особенно у дошкольников) имеет определенные сложности, поскольку их анатомо-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или могут не соответствовать их природным предпосылкам.

Как показано в ряде работ, до определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, внешние раздражители для них часто становятся сильным отвлекающим фактором; им свойственна определенная медлительность, нерасторопность. Поэтому, наблюдая за ними, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные, неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут быть индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других — только возрастными. Так, если у ребенка наблюдаются динамические проявления, контрастирующие с возрастными особенностями нервной системы, то с определенной вероятностью можно предполагать, что эта индивидуальная черта будет отличать человека и на следующих возрастных этапах. Это может быть, например, высокая работоспособность, неутомимость, отсутствие тревожности как проявление силы нервных процессов.

Однако у некоторых детей такое же свойство может быть еще недостаточно сформировано и выражено, и в этом случае его жизненные проявления могут быть замаскированы возрастными особенностями.

Маскировка и невозможность установить индивидуальное значение свойства нервной системы по внешним проявлениям будут характерны и в тех случаях, когда последние сходны с возрастными особенностями ребенка. Например, плаксивость, боязливость, раздражительность, быстрая утомляемость школьника младшего класса еще не дают оснований отнести его к представителям слабой нервной системы.

Прежде чем перейти к изложению схем наблюдений, сделаем несколько предварительных замечаний. Как мы уже говорили, помимо крайних проявлений основных свойств, выраженных, например, полюсами «сильный — слабый», «подвижный — инертный», существует множество промежуточных, средних характеристик основных процессов, протекающих в мозге. Поэтому по предложенным критериям можно выделить как представителей крайних групп, так и тех, у кого проявления свойств нервной системы выражены в средней степени. Как показали многие исследования, только у представителей крайних групп чаще всего отмечается неумение адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности. У школьников со средней представленностью свойств нервной системы приспособление к учебным ситуациям происходит относительно гладко, поскольку их природные особенности и требования учебной деятельности не вступают в противоречия.

Чтобы не ошибиться, чтобы быть уверенным в своих оценках, полученных путем наблюдений, учителю необходимо строго выполнять основные требования к методу психологического исследования. Прежде всего, наблюдение должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Учитель должен наблюдать за учащимися в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в их поведении. Например, учитель заметил, что ученик на последнем, шестом уроке невнимателен, плохо слушает объяснения, неудачно отвечает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как слабого по психофизиологическим особенностям? Пока нет, потому что единичного наблюдения недостаточно. Возможно, снижение работоспособности объясняется плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связана с усталостью и возникла из-за каких-то посторонних забот, из-за того, что его мысли далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащегося, он может предположить, что причина его утомления кроется в слабой нервной системе. Мы уже говорили, что именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности — свойства нервной системы.

Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмотреть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить между собой его особенности, обнаруженные в разнообразных условиях. Б. М. Теплов считал, что, если у человека наблюдается несколько психологических проявлений, которые указывают на свойство нервной системы, если они настолько различны по своему жизненному, социальному значению, что трудно найти общий, относящийся к условиям обучения и воспитания источник их возникновения, эти проявления можно интерпретировать как показатели природного свойства нервной системы.

Еще один момент, о котором нужно помнить. Помимо результативной стороны жизненных проявлений основных свойств нервной системы необходимо обращать внимание на их процессуальную, динамическую сторону и рассматривать обе стороны без отрыва друг от друга. Например, люди с сильной и слабой нервной системой различаются степенью работоспособности. Но нельзя по работоспособности, выраженной в продуктивности какой-либо деятельности, судить о характеристике ках силы — слабости. Если слабый хорошо обучен, правильно готовится к работе, владеет специальными компенсаторными способами выполнения, он может по продуктивности деятельности не отличаться от сильного. Но наблюдения за тем, как протекает деятельность, когда наступает и как проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с ним, какой режим работы для него наиболее благоприятен, дадут гораздо больше для характеристики его нервной системы, чем показатели продуктивности работы.

Так, если учитель, беседуя с учеником, наблюдая за ним на уроках и во внеучебное время, замечает, что он быстро, раньше своих сверстников, утомляется, старается соблюдать режим дня, готовит домашние задания небольшими порциями, делая частые перерывы, иногда спит днем и пр., он вполне обоснованно может склониться к тому, чтобы признать такого ученика слабым по природным особенностям.

Итак, было бы ошибкой считать путь неэкспериментального определения свойств нервной системы легким, простым и быстрым. Как писал Б. М. Теплов, «он легче только в том смысле, что он не требует наличия лаборатории, специального оборудования и т. п. Но зато он требует от исследователя не меньше, если не больше, чем лабораторный эксперимент, творческой мысли, длительного и кропотливого собирания материала и умения научно обработать этот материал» [48. — С. 107].

Чтобы получить информацию о проявлениях силы нервной системы, наблюдения ведут по следующей схеме (табл. 1), оценивая уровень проявления силы — слабости (табл. 2).

Итоговые баллы подсчитываются следующим образом: отдельно суммируются баллы со знаком «плюс» и со знаком «минус». Затем из большей суммы вычитается меньшая. Полученный результат и есть показатель силы нервной системы. Например, один учащийся заработал 16 (+16) баллов со знаком «плюс», и 4 (-4) со знаком «минус». Следовательно, из +16 вычитаем -4 и получаем окончательный результат: + 12. Другой учащийся, наоборот, получил -16 и +4 балла; его окончательный результат будет равен -12.

Теперь, для того чтобы сделать вывод о том, каким типом нервной системы (сильным, средним или слабым) обладают наши учащиеся, следует сравнить баллы, полученные по результатам наблюдений, с нормативными данными (полученными эмпирическим путем) — табл. 3.

Оказывается, оба учащихся по проявлениям силы нервной системы оцениваются как средние. Однако стоит обратить внимание на знак, который стоит перед цифрой. Он указывает на то, что в первом случае (когда + 12 баллов) учащийся средний, но ближе к сильному, а во втором (-12) — тоже средний, но ближе к слабому. Из этого следует, что если предполагается в дальнейшем использовать индивидуальный подход к этим ученикам, то он не может быть для них одинаковым.

Теперь рассмотрим схему наблюдений в ситуациях, которые позволяют составить представление о том, как выражена у учащегося такая динамическая особенность, как скорость, темп деятельности, обусловленная подвижностью нервной системы в широком смысле слова (табл. 4, 5).

Таблица 1

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся с сильной и слабой нервной системой (протокол С—С)

Цель наблюдения: оценка проявлений силы — слабости нервной системы в критериальных учебных ситуациях.

Шкала

оценок

Проявление свойств нервной системы

+2 балла.

Проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем.

+ 1 балл.

Проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (слабой нервной системы) проявляется очень редко.

0 баллов.

Проявления сильной и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер

— 1 балл.

Проявления слабой нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявление, характерное для сильной нервной системы, встречается редко.

— 2 балла.

Проявление слабой нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем.

Уровни проявления силы — слабости нервной системы

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Длительное умственное напряжение (трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.).

Для сильной н.с.: характерны отсутствие усталости, длительная работа без перерыва.

+2 +1 0.

При слабой н.с.: быстро нарастает усталость, падает работоспособность, появляется необходимость в перерывах для отдыха.

0 -1 -2.

Продолжительный школьный день (6—7 уроков) Проявления сильной н.с.: усталости нет и к концу школьного дня.

+2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление.

0 -1 -2.

Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.).

Проявления сильной н.с.: умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие состояния дискомфорта в ответственных ситуациях.

+2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: очень большие затруднения, чувство дискомфорта, снижение качества работы (ошибки, которые в обычной ситуации не возникают).

0 -1 -2.

Неудачный ответ, порицание Проявления сильной н.с.: отношение к данной ситуации спокойное, на дальнейшей работе это мало отражается.

+2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.); работа не клеится.

0 -1 -2.

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Необходимость постоянно распределять внимание (например, ученик выполняет самостоятельную работу и одновременно следит за тем, как отвечает одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель) Проявления сильной н.с.: распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей.

+ 2 + 1 0.

Проявления слабой н.с.: большие затруднения, чувство дискомфорта, снижение эффективности работы.

0 -1 -2.

Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня) Проявления сильной н.с.: отвлекающие факторы (шум, разговоры и т. п.) не мешают; эффективность работы не снижается.

+2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: эффективность работы резко падает, значительно возрастает число ошибок, быстро возникает утомление.

0 -1 -2.

Выполнение монотонной, однообразной работы в течение урока Проявления сильной н.с.: очень большие затруднения, особенно к концу урока, раздражение, неудовольствие; активное избегание такой работы; частые отвлечения на другие занятия, на разговоры с соседями и т. д.; низкая продуктивность однообразной работы.

+ 2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: выполняется такая работа с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок.

0 -1 -2.

Выполнение работы по алгоритму Проявления сильной н.с.: большие трудности в работе по алгоритму, по шаблону; часто возникают пропуски, забывчивость при выполнении той или иной операции.

+2 + 1 0.

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Проявления слабой н.с.: высокая эффективность действий по шаблону, алгоритму, единой схеме, работа с удовольствием; обстоятельное, шаг за шагом выполнение заданий в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую.

0 -1 -2.

Выполнение работы, требующей систематизации, планирования Проявления сильной н.с.: отсутствие склонности к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, к планированию своей деятельности.

+2 + 1 0.

Проявления слабой н.с.: ярко выраженная склонность к планированию предстоящей деятельности, составлению планов в письменной форме, а также к работе, требующей систематизации; отдается предпочтение внешним опорам (графикам, схемам, диаграммам, таблицам).

0 -1 -2.

Самоконтроль

Проявления сильной н.с.: игнорирование этой стороны деятельности; выполненные задания не проверяются, поэтому успешность работы в ряде случаев может быть невысокой.

+2 +1 0.

Проявления слабой н.с.: склонность к тщательному контролю выполнения заданий и проверке полученных результатов.

0 -1 -2.

Таблица 3

Нормативные данные проявлений силы — слабости нервной системы

Нервная система

Баллы

Сильная.

+20… + 15

Средняя по силе — слабости.

+ 14…-14

Слабая.

-20…-15

Таблица 4

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся с подвижной и инертной нервной системой (протокол П—И)

Цель наблюдения: оценка проявлений подвижности — инертности нервной системы в критериальных учебных ситуациях.

Шкала оценок

Проявление свойств нервной системы

+2 балла.

Проявление подвижности нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления инертной нервной системы, не встречается совсем.

+ 1 балла.

Проявление подвижности нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (инертной нервной системы) проявляется очень редко.

0 баллов.

Проявления подвижной и инертной нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для подвижной нервной системы, так и для инертной, но они носят эпизодический характер

— 1 балл.

Проявления инертной нервной системы выражены заметно и обнаруживаются в большинстве случаев; проявление, характерное для подвижной нервной системы, встречается редко.

— 2 балл.

Проявление инертной нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается.

Таблица 5

Уровни проявлений подвижности — инертности нервной системы

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Выполнение разнообразных по содержанию и способам решения заданий Проявления подвижной н.с.: большое желание участвовать в подобной работе, и если имеются необходимые знания, эффективность работы высокая.

+ 2 +1 0.

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Проявления инертной н.с.: большие затруднения в подобной ситуации даже при наличии прочно усвоенных знаний; имеются случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимся содержанием и способом решения.

0 -1 -2.

Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов (т. е. темп сопряжен с ситуацией неопределенности) Проявление подвижной н.с.: успешное выполнение заданий в подобной ситуации; правильность ответов не зависит от того, в каком темпе подается материал.

+2 +1 0.

Проявление инертной н.с.: очень большие трудности в работе (иногда полный отказ что-либо делать).

0 -1 -2.

Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске) Проявления подвижной н.с.: успешное выполнение заданий в подобной ситуации.

+2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: характерно начало работы со второго или третьего задания. Пропускается первое, увеличивается тем самым время на подготовку ответа.

0 -1 -2.

Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности

Проявление подвижной н.с.: быстрое переключение внимания на новый вид деятельности, быстрый переход к новой работе.

+ 2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: очень большие трудности; резкое снижение продуктивности работы; состояние дискомфорта, растерянность; подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность выполнения новых заданий возрастает постепенно (к 3—4-му заданию).

0 -1 -2

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Время работы жестко ограничено Проявления подвижной н.с.: при наличии необходимых знаний продуктивность работы высокая; быстрая актуализация требуемых знаний; дефицит времени стимулирует активизацию, мобилизацию сил.

+ 2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: возникновение чувства дискомфорта, стресса; даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая актуализация затруднена. Ученик в таких ситуациях теряется, допускает ошибки.

0 -1 -2.

Однообразная, монотонная работа Проявления подвижной н.с.: очень большие затруднения; быстрая утрата интереса к работе, пресыщенность ею, активное желание разнообразить деятельность.

+ 2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: склонность к такой работе, умение успешно ее выполнять в течение долгого времени.

0 -1 -2.

Длительная работа, требующая большого умственного усилия Проявления подвижной н.с.: неумение долго работать без отвлечений; тенденция быстрого роста и столь же быстрого снижения активности; ее быстрое угасание, утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия, что приводит к низким результатам в работе, носящей длительный характер.

+2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, на внешние помехи; медленное нарастание активности и долгое ее сохранение.

0 -1 -2

Отвлечения от работы Проявления подвижной н.с.: отвлечения из-за общения с другими; стремление вовлекать в свои дела окружающих.

+2 +1 0.

Ситуации и проявления свойств

Уровни проявлений (+2 +1 0 -1 -2)

Проявления инертной н.с.: предпочтение заниматься своими делами в одиночку.

  • 0
  • 1
  • 1—> 1

кз.

Одновременное усвоение нового и повторение старого материала

Проявления подвижной н.с.: предпочтение новому материалу, способность быстро его усваивать и сразу же отвечать; предпочтение книгам, которые читаются впервые; отсутствие склонности возвращаться к пройденному материалу; высокая активность при опросах по новому материалу и низкая активность при повторении пройденного.

+ 2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним; для его усвоения требуется время (например, проработать материал сначала дома); высокая активность в работе по пройденному материалу; лучшее развитие долговременной памяти, чем кратковременной, оперативной.

CN.

Т"Н.

о.

Работа, требующая систематизации, единой схемы

Проявления подвижной н.с.: отсутствие склонности к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планирования деятельности (составления каких-либо графиков и расписаний).

+2 +1 0.

Проявления инертной н.с.: ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, единообразия; стремление тщательно продумать предстоящую работу; наличие подготовительного этапа; умение самостоятельно организовывать свою деятельность, не отвлекаться на посторонние дела, продуманно располагать чертежи, схемы, таблицы и т. д.

0 -1 -2.

Таблица 6

Нормативные данные проявления подвижности — инертности нервной системы

Нервная система

Баллы

Подвижная.

+20… + 15

Средняя по подвижности — инертности.

+ 14…-14

Инертная.

-20…-15

Баллы служащие показателем проявление подвижности — инертности нервной системы, подсчитываются таким же образом, как в протоколе С—С. Далее этот показатель сравнивается с нормативными данными (табл. 6), для того чтобы определить, в какую из групп входит полученный результат. Таким образом, исследователь получает представление о том, каков уровень выраженности свойства нервной системы у наблюдаемого им учащегося.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой