Формирование пространственного образа у слепых школьников с использованием средств наглядности
Диссертация
Предлагаемая нами теоретическая модель формирования пространственного образа с использованием средств наглядности на занятиях по ориентированию осуществляется в три этапа. Каждый этап направлен на формирование психологических качеств, определяющих эффективность решения поставленной цели, конкретных задач с использованием системы средств наглядности, методов и форм их использования, т. е… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования пространственного образа на основе средств наглядности при развитии пространственной ориентировки у слепых школьников
- 1. 1. Понятие образа и наглядности, их значение в процессе познания учебного материала слепыми
- 1. 2. Место, роль и функции средств наглядности в формировании пространственного образа на занятиях по ориентированию и мобильности у слепых учащихся
- 1. 3. Классификация средств наглядности, используемых для формирования пространственного образа у незрячих школьников на занятиях по ориентировке
- 1. 4. Методы и организация исследования
- Глава II. Особенности формирования пространственного образа на различной наглядной основе и оперирования им в процессе пространственной ориентировки слепых детей
- 2. 1. Возрастные особенности
- 2. 2. Индивидуальные различия
- Глава III. Формирование пространственного образа у слепых школьников на различной наглядной основе в процессе специальных занятий по ориентировке и мобильности
- 3. 1. Теоретическая модель формирования пространственного образа у слепых детей на занятиях по ориентированию
- 3. 2. Эффективность формирования пространственного образа при использовании системы средств наглядности на занятиях по пространственной ориентировке у слепых школьников
Список литературы
- Алексеев О Л. Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся. — Свердловск: Издательство АПН РСФСР, 1964.-44с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.-М. Медицина, 1975.-447с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М. :Просвещение, 1964.-304 с.
- Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении//Советская педагогика.-М., 1967.-№ 5.-С.79−83
- Бабанский Ю.К., Оптимизация процесса обучения. Общий дидактический аспект.- М.: Просвещение, 1977.-254с.
- Бюрклен К. Психология слепых.-М.: Учпедгиз, 1934.
- Бубнова Т.В. Особенности формирования пространственных представлений у учащихся школ для слепых и слабовидящих детей // Дефектология.-М.: Педагогика. 1970.-№ 4.-С.13−20.
- Болтянский В .Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. Советская педагогика.-М., 1970,-№ 5.-С.47−60.
- Величковский Б.М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии.-М., 1986.-№ 3.-С.103−108.
- Ю.Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Обобщенный доклад по опубликованным работам автора, представленный к защите по совокупности на соискание степени доктора психологических наук.-М., 1972.-57с.
- Биллей П. Психология слепых.-M.-JI.: Учпедгиз, 1931.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского.-М. :Просвещение, 1979.
- Веккер JI.M., Лапе Ю. П. К проблеме построения осязательного образа.// Вопросы психологии.-М., 1961, № 5.
- Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте// проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова,
- М.Издательство АПН РСФСР, 1961.-С.78−83.
- Выготский Л.С. О психологических системах // Собр.соч.,-М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-487с.
- Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте// Избранные психологические исследования.-М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.-449с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Издательство АПН РСФСР, 196'0.-500с.
- Валович М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний // Советская педагогика.-М., 1979, № 9.-С.62−70.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач.-Воронеж, 1976.
- Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека.-М.:Высш.школа, 1969.-472с.
- Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой и др., — М.: Просвещение, 1967.
- Денискина В.З. Особенности усвоения знаний, умений и навыков по математике учащимися подготовительных и первых классов для школ слепых детей: Тезисы докладов восьмой юбилейной сессии по дефектологии.-М., 1979.-С.166−167.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Справ.-метод.пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1990,-223 с.
- Ермаков В.П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике.-М.: Просвещение, 1978.-119 с.
- Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. Уч.пособие.-М.: ВОС, 1988.-48с.
- Ермаков В.П. Научные основы обучения слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и ее роль в подготовке к трудовой деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1986.-42с.
- ЗО.Земцова М. И. Пути компенсации слепоты, — М.: АПН РСФСР, 1956,-419с.31.3анков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.-М.: Учпедгиз, 1960.-304 с. 32.3оричев Д. И. Особенности обучения слепых детей географии.-М.: Учпедгиз, 1950.-125 с.
- Зоричев Д.И. Формирование пространственных представлений при изучении рельефной карты в школах для слепых детей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.34.3ак А. З. Развитие теоритического мышления у младших школьников.-М., 1984.
- Иоффе А.Ф. Развитие анатомических воззрений в XX в. // Под знаменем марксизма.-М., 1934, № 4.-103 с.
- Койман В.И. Проблемы мобильности и использования слепыми трости // Труды роттердамской конференции по изучению проблемы ориентации слепых. Части П-У.-М.: Изд-во Всесоюз. торг. палаты, 1966, — С.23−25.
- Кольбуш Е.А. Овладение пространства слепыми детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста // Реабилитационная работа со слепыми слабовидящими.-Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1988, — С.67−74.
- Конобеевский Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Костючек Н.С. Особенности восприятия у слепых детей младшего школьного возраста. Известия АПН РСФСР,-вып. 90.-М., 1957.
- Костючек Н.С. Роль речи в формировании представлений учащихся начальной школы слепых // Особенности познавательной деятельности слепых.-М., 1958, — С.93−124.
- Краткий дефектологический словарь.-М.: Просвещение, 1964.
- Коваленко Б.И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. Вып.1.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, С.242−366.
- Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения // СПб: РГПУ им А. И. Герцена, 1991.-186 с.
- Кручинин В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Дис. д-ра психол.наук.-М., 1992,-348 с.
- Кручинин В.А. Теоретические основы формирования пространственной ориентировки у слепых детей в процессе школьного обучения: Автореф. Дис. д-ра психол.наук.-М., 1992,-32 с.
- Кручинин В.А. Пространственная ориентировка у детей с нарушениями зрения // Материалы IX научной сессии по дефектологии: Тез.докл.-М.: Изд-во АПН СССР, 1983.- С.78−79.
- Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках и специальных занятиях // Совершенствование физического воспитания слепых и слабовидящих школьников.-М.: Изд-во АПН СССР, 1987, — С.71−76.
- Кручинин В.А. Динамика возрастных изменений в пространственной ориентировке у детей с глубокими нарушениями зрения // Дефектология,-1988.-№ 3.- С.31−36.
- Кручинин В. А. Пути формирования навыков пространственной ориентировки у учащихся школ слепых // Материалы X научной сессии по дефектологии: Тез. докл.-М.: Изд-во АПН СССР, 1990, — С.33−34.
- Кручинин В.А. Роль второй сигнальной системы в пространственной ориентировке детей с глубокими нарушениями зрения // Развития двигательной функциональной подготовленности школьников.-Свердловск: СПГИ, 1990.-С. 90−95.
- Кручинин В.А., Никольская Т. Н. Реализация принципа наглядности в процессе обучения двигательным действиям и пространственной ориентировке слепых детей // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии.-Красноярск: КГПИ, 1991.- С.36−42.
- Кручинин В.А., Солнцева Л. И. Психологические аспекты обучения ориентированию и мобильности в пространстве детей школьного возраста // Дефектология.-1992.-№ 2, — С.3−6.
- Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.-Саратов: Сам.изд., 1926.-154с.
- Клушина Н.В. Формирование пространственных и геометрических представлений у слепых детей .-М.: Просвещение, 1984.-120 с.
- Клушина Н.В. Первоначальные геометрические представления у слепых детей // Особенности познавательной деятельности у слепых.-М., 1958.-С.82−92.
- Коменский Я.А. Избр.пед.соч., 1955.
- Коменский Я.А. Избр.пед.соч., 1939, Т.1.
- Краткий словарь иностранных слов / Под ред. Лехина И. В. и проф. Петрова Ф.Н.-М., 1950.
- Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых,-М.: Педагогика, 1969.-295с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. -М:Наука, 1978.-С.196−211.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих.-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.-225 с.
- Литвак А.Г. Теретические вопросы тифлопсихологии,— Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.-155 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у школьников.-М., 1959.
- Лекторский В.А. Единство эмпирического и теоретического в научном познании / Проблемы научного метода.-М., 1964.
- Лурия А.Р. Об устойчивости психологических функций в процессе развития ребенка // Вопросы психологии.-М., 1962,-№ 3.
- Муратов Р.С. Фотоэлектрический протез для слепых. Авт. свидтельство № 83 038,1948.
- Муратов Р.С. Компенсация и коррекция дефекта зрения при помощи технических средств в процессе школьного обучения слепых и слабовидящих: Автореф. дис. д-ра пед.наук.-М., 1970.-40 с.
- Моргулис И.С. Заметки с уроков в младших классах школы для детей с нарушением зрения//Дефектология.-М., 1993.-№ 5.-С.25−28.
- Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников.-М.: Просвещение, 1968.
- Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения // Сов.педагогика.-М., 1975.
- Мандельштам Л.И. Пол.собр.трудов.-Л., 1950. Т.5.
- Немов Р.С. Психология. Учебн. для студ. высш.пед.учебн.завед. в 2кн.-М.: Просвещение. Владос., 1994.-496с.
- Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке.-М.: ВОС, 1982.-116с.
- Найсер У. Познание и реальность.-М.: Прогресс, 1981.-23 с.
- Никольская Т.Н., Борловская И. П. Формирование пространственной ориентировки на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня школы-интерната. Сборник материалов научно-практической конференции. Н.Новгород.:НГПУ, 1992. -С.26−27.
- Новикова JI.A. Влияние нарушения зрения и слуха на функциональное состояние мозга.-М.: Изд-во Педагогика, 1966.-318 с.
- Никольская Т.Н., Кручинин В. А. Использование изобразительной наглядности в формировании пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения // Сборник материалов научно-практической конференции.- Н. Новгород: НГПУ, 1992, — С.54−55.
- Никольская Т.Н. Классификация средств наглядности для обучения пространственной ориентировке детей с нарушением зрения: Сборник материалов научно-практической конференции, — Н. Новгород: НГПУ, 1994.-С.37−41.
- Никольская Т.Н., Романова М. А. Технология применения средств наглядности как эффективной формы обучения слепых детей пространственной ориентировке: Сборник материалов научно-практической конференции, — Н. Новгород: НГПУ, 1994.- С.41−46.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.-М., 1981.-С.88−103.
- Павлов И.П. Ответ физиолога психологам // Избр.произв.-М., 1949.-76с.
- Плаксина Л.И. Формирование математических представлений детей сIамблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.-М., 1978.- С.48−59.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1983.-231с.
- Педагогика / Под ред. Г. Нойнер и др. .-М.: Просвещение, 1978.-286с.
- Пирогов Н.И. Избранные пед.соч.-М.: Изд-во Учпедгиз, 1952.-704с.
- Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.-200с.
- Першин В.Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения.-М.: ВОС, 1985.-73 с.
- Пальтов А.Е. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха.-МГПИ им. В. И. Ленина, 1986.
- Петров Ю. И. Садчиков А.П. Блинникова И. В. Особенности ориентировки незрячих в пространствен).-М.: ВОС, 1989.-70 с.
- Рощин Б. Радиоэлектроника и медицина. «Известия», № 231 (15 319) от 29 сентября 1966.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .-М.: Учпедгиз, 1946.-704с.
- Сборник по реабилитации слепых / под ред. А. Г. Литвака.-М.: ВОС, 1982.-116 с.
- Сверлов B.C. Компенсаторная преспособляемость у слепых // Проблема компенсаторных преспособлений.-М.: Изд-во Учпедгиз, 1965.
- Сверлов B.C. Ощущение припятствия и его роль в ориентировке слепых.-М.: Изд-во Учпедгиз, 1949.-112 с.
- ЮО.Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. -М.- Изд-во Учпедгиз, 1951.-151с.
- Сверлов B.C. Тифлотехника.-М.: Изд-во Учпедгиз, 1960.-152с.
- Ю2.Семенов JI.A., Шлыков В. П. Азбука движения для слепых детей.-М.:ВОС, 1984.-68 с.
- Семенов JI.А., Солнцева Л. И. Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов.-М.: ВОС, 1991.-43с.
- Солнцева Л.И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности.-М.: ВОС, 1989.-80 с.
- Солнцева Л.И. Теоритические и практические аспекты коррекционной воспитательной работы в школе слепых на современном этапе // Дефектология.-М., 1990.- № 1, — С.9−16.
- Юб.Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.-М.: Педагогика, 1980.-192с.
- Славин А.В. Наглядный образ в структуре познаний.-М.: Просвещение, 1971.-266 с.
- Ю8.Скороходова О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.
- Соколова А.В. Использование средств наглядности в школе слабовидявщих.-М.: Просвещение, 1987.
- Ю.Смирнов А. А. Избранные психологические труды.-М., 1987.-Т.1.111 .Тупоногов Б. К. Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слепых и слабовидящих детей.-М.: Институт коррекционной педагогики РАО, 1995.
- Ш. Теплов Б. М. Ум полководца. В сб.: Проблемы индивидуальных различий,-М., 1961.
- ПЗ.Тиновский И. Р. и Мошенников Н. В. Универсальный спортивный снаряд с ориентирующим устройством для занятий физультурой в младших классах школ слепых и слабовидящих детей. CTJI НИИТ ЛПН СССР, — Свердловск, 1966.
- Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе. Под ред. А. А. Кывырялга, А. В. Батаршева.-М.: Высш.шк., 1990.
- Ш. УшинскийК.Д. Соч.-М.-Л., 1949,-т.б.
- Фридман JI.M. Наглядность и моделирование в обучении.-М.: Знание, 1984.-80 с.
- Хопренинова Н.Г. Исследования пространственных представлений слепых: Дис. канд.пед.наук.-М., 1953.
- Шаповаленко С.Г. Вопросы теории и практики создания средств обучения и использование их в общеобразовательной школе: Кн.: Вопросы теории практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся.-М., 1980, — С.4−25.
- Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Восприятие пространства и времени.-JI.: Наука, 1969.- С.32−35.
- Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретитические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии.-М., 1968, — № 4, — С. 18−28.
- Шемякин Ф.Н. К вопросу о топографических представлениях у слепых // Советская невропсихиатрия.-М., 1941.-Т.4.-С. 605−606.
- Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-Т.1, — С.140−192.123 .Шемякин Ф. Н. О психологии пространственных представлений //Ученые записки НИИ психологии.М.: НИИ психологии, 1940.-Т.1.
- Шаповаленко С.Г. Вопросы теории и практики создания средств обучения и исползование их в общеобразовательной школе. Кн.: Вопросы теории практики создания и исползования средств наглядности для обучения учащихся.-М., 1980, — С.4−28.
- Шардаков М.Н. Мышление школьника.-М.: Просвещение, 1963.-255 с. 126. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974,1. С.55−65.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.-М.: Педагогика, 1980.-240с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979.
- Berg V. Orientation and mobility for the partially. The Braille Forum, Vol. XXI, 1983, p.20−21.
- Brix G. He gives the blind the gibt of inner vision. «Readers digest', August, 1961.
- Einstein A. Mein Weltbild. Amsterdam, 1934, N.-Y., 1954, p.5.
- Granberg L. Sensory air for the Blind Electronics, 1946, vol.19, S. l 15−121.
- Gombs P. He gives the blind the gibt of inner vision. «Readers digest', August, 1961.
- Kay L. Active Energy Radiating Sistems vitrasonic Yudans for the Blind in J.L. Ylark (ed). Broceedinge of the International Yongress of Technology and Blindness. -New York: 1963, vol.1. S.137−156.
- Kay L. Vitrasonic mobility aids for blind rocecdings of the Rotterdam mobility research conference. New York: 1965, S.9−16.
- Krah W. Anschaulichkein. «WZHVB GSR». I-g X (1961), H.2/2, S.143.
- Katz D. Der Autbau der Yastwelt. Berlin, 1925.
- Lenzen V. Gausality in Natural Science. N-Y., 1954, p.5.
- Pawelzig G., Rochler G., Schulz G. «Wer den Begrift», «Anschaulichkeit», «WZHVB GSR», S.155.
- Suhrweiz H. Zur lautsprachlichen Entwicklung blinder Schulkinder 2 Wissen Schaftliche Konferens des Institutes fur Londerschulwesen der Humboldt -Universitat zu Berlin von. 9 bis 11 yuli, 1963, «Vork und Wissen», S.52−54.
- Straass G. Modell und Erkenntnis. Iena, 1963, S.78.
- Twersky V. Sound Flashlight fo the Blind Electronics 1958, vol.21, N11, S.99−106.
- Wenzlaff В., Matthes K., Partey H. 1st Anschaulichkein Fur das naturwissenschaftliche Erkennen notwendig. ««WZHVB GSR», S. 149.
- Wundt W. Logik. 2 Bd. «logik der exakten wissenschaflen». 3.Aufl. Stuttgart, 1907, S.304.