Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя
Диссертация
Полученные результаты дополняют существующие разработки по проблемам профессионального самосознания, выявлению его компонентов и уровней развития. Обнаружено, что учителя с различным уровнем профессионального самосознания отличаются выраженным своеобразием структуры интегральной индивидуальности и психологических свойств на различных её уровнях. Эмпирически подтверждено теоретическое положение… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональное самосознание учителя как предмет интегрального исследования индивидуальности
- 1. 1. Проблема самосознания в западных психологических школах
- 1. 2. Проблема самосознания в отечественной психологии
- 1. 3. Понятие профессионального самосознания учителя
- 1. 4. Интегральная индивидуальность учителя и её развитие
- 1. 5. Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
- 1. 6. Постановка проблемы и задачи исследования
- Глава 2. Организация и методики исследования
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Методика исследования профессионального самосознания учителя
- 2. 3. Методики исследования разноуровневых индивидуальных свойств учителей
- Глава 3. Результаты исследования профессионального самосознания в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение
- 3. 1. Результаты исследования психологической структуры профессионального самосознания учителя
- 3. 2. Результаты исследования профессионального самосознания в структуре интегральной индивидуальности учителя
- Глава 4. Развитие профессионального самосознания и структуры интегральной индивидуальности учителей
- 4. 1. Изменение индивидуальных свойств и структуры интегральной индивидуальности учителей в результате формирующего эксперимента
- 4. 2. Два вида личностных изменений среди учителей в ходе формирующего эксперимента
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе / Под ред. К.А. Абуль-хановой-Славской, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М., 1995. С. 10−28.
- Активные методы в работе школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В.М., 1990.
- Аминов Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Н. Психодиагностика педагогических способностей. М., 1994.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов). Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 1994. 26 с.
- Анищук Е.В. Эмоциональность учителя начальных классов как фактор эффективности процесса общения. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988.- 16 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Методологический проблемы формирования и развития личности. -М., 1981.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. Т.13. — 1992. — № 5. — С. 12−25.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: Переосмысливание, преобразование ситуаций и психологисекая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. Т. 15. С. 3−18.
- Асадуллина С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1984.- 104 с.
- Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). СПб., 1996.
- Бахур В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986. — 192с.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Техника профессионального поведения. М.: Народное образование, 1994. — 144 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990.-318 с.
- Берлянд И.С. Развитие самосознания и теория игры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1987. — С.144 -172.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб, 1992.
- Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.- 176 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем / Ред. В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. -М., 1969.-С. 23−82.
- Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1993. 20 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель. М.: Просвещение, 1991. — 141 с.
- Блатнер Г. Психодрама: В 2-х частях. Пермь, 1993.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989. 16 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, — 1983. — 272 с.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65−70.
- ЗЬБожович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Болыпаков В.Н. Психотренинг. СПб, 1992.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). Киев: КГПИИЯ, 1991. — 187 с.
- Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. — С. 63−76.
- Борденюк О.В. Психологические факторы профессионального самосовершенствования будущих учителей. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Киев, 1983. 24 с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 79 с.
- Борищевский М.И. Теоретические вопросы самосознания личности // Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980. — С.5−38.
- Бороздина А.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. Т.13. № 4. — 1992. — С. 99−100.
- Брагина В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодёжи. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1976−21 с.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопр. психологии, № 5,1997.
- Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1983.
- Братченко С. Л. диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997. — 68 с.
- Брушлинский А.В. К психологии субъекта // Первые межвузовские научные Ломовские чтения. 17−20 декабря 1991 г.: Тезисы докл. М., 1991. С. 19−20.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (Статья вторая) // Психологический журнал. 1992. № 6. Т. 13. С. 14−32.
- Бубер М. Я и Ты. Пер. с нем. М.: Высш. шк., 1993. — 173 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 е.: (Серия «Мастера психологии»)
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга. 1999. — 364 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М: Изд. МГУ, 1984. — 200 с.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории. //Московский психотерапевтический журнал, 1992. № 1. С. 15−32.
- Васюра С.В. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников-подростков): Дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1997.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя. Дисс. канд. психол. наук. М.: 1995.
- Вектор взаимодействия. // Человек, № 2,1995. С. 14−34.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М: Педагогика, 1987. 184 с.
- Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников). Автореферат дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 1997. 24 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.З. М: Педагогика, 1983.-368 с.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
- Вяткин Б.А., Хрусталёва Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Вяткин Б.А., Щукин М. Р. Основные итоги и перспективы развития учения B.C. Мерлина об интегральной индивидуальности человека // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия I. Психология. 1995. — № 1. — С. 3−15.
- Вяткин Б.А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. -Т. 17. № 5.-С. 69−75.
- Вяткин Б.А., Хотинец В. Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. Пермь: изд-во Ш НУ. 1997
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С.102−109.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1997.-336 с.
- Глуханюк Н.С. Психологические особенности развития деятельности и личности инженера-педагога. Дисс. .канд. психол. наук. Екатеринбург, 1991.- 169 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т.2. М.: Мир, — 1992. — 376 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Гоноболин Ф.П. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопр. психологии. 1975.-№ 1. — С.101−111.
- Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 1992.
- Грачёва Л.В. Тренинг участия. СПб., 1992.
- Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии //Психологический журнал. № 4. — 1988. — С.22−32.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа Прогресс-Универс, 1995. — 336 с.
- Доценко E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
- Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. Проблемы начинающих учителей. М.: Прогресс, 1983. 288 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Емельянов Ю. Н. Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. Л., 1983.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.- 166 с.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. дис. -локт. психол. наук. М, 1989. 44 с.
- Ильин Е.П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности II Личность и деятельность. Л., 1982. (Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2).
- Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. М., 1989.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. С. 89−120.
- Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — С.231−254.
- Казарова Т.В. Этический анализ самосознания личности. Автореф. дис. .канд. филос. Наук. М., 1987. 21 с.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991.- 136 с.
- Калмыкова Е.В. Эмпирическая оценка адекватности самосознания // Психологические исследования социального развития личности. М.: ИПРАН СССР, 1991. — С.138−150.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1997. -21 с.
- Кислова Г. И. Развитие наблюдательности в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.-СПб., 1995.
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знание, 1986. 79 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Рос-тов-на Дону: «Феникс». 1996. 512 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1995.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1980.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41−49.
- Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. 1989. Т. 2. — № 1. — С. 127−136.
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: Теория, методология, практика. Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. -М., 1991.
- Ковапьчук М.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1982. — № 2. — С. 140−146.
- Кожухарь Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения учителей (мотивационный аспект). Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1993. 20 с.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Л.: 1980. -14 с.
- Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. -Новосибирск: Наука, 1985. 263 с.
- Колобкова А.И. Особенности самооценки в связи с критическим событием потерей и отсутствием работы (на материале работающих и безработных граждан Германии). Дисс. .канд. психол. наук, Пермь, 1999.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат.-1984. — 335 с.
- Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1989. Вып. 4. № 27. С. 26−32.
- Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — N 1. — С. 107−114.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопр. психол. 1990, № 2. С. 62−69.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг. М., 1997.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд. МГУ, 1991. — 207с.
- Крупенин А.Л., Крохина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995.480 с.
- Крылов А.Н. «Образ-Я» как фактор развития личности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1984. 20 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. -1983. № 2. — С.51−59.'
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. — Т. З, № З.-С. 3−14.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода: (Окончание) // Психологический журнал. -1982. Т. З, № 4. — С. 3−13.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.- Рыбинск, 1993.
- Лебедева Н.М., Палей А. И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. СПб., 1995.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. -352 с.
- Лемехова Р.А. Нестареющий учитель: факторы творческой молодости. // Молодой учитель в системе непрерывного образования / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с. / Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 31−45.
- Ломов Б.Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук / Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989. — С. 513.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 446 с.
- Ломов Б.Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром // Психологический журнал. 1989. № 3. Т. 10. С. 3−6.
- JIooc В. Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы) // Психологический журнал. 1982. — N 5. — С.73−81.
- Лысенко Ю.Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. .д-ра психол. наук. -СПб., 1992.
- Макшанов С.И. Профессиональный тренинг // Психология профессиональной подготовки: Колл. Монография / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1993. С. 44−81.
- Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997. — 238 с.
- Макшанов С.И. Тренинг в менеджменте // Психология менеджмента: Колл. монография / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997. С. 80−113.
- Макшанов С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: СПб.: Образование, 1998. Ч. 1. 85 с.
- Марголина Т.И. Конфликтность как метаиндивидуальная характеристика учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Пермь, 1996. 24 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-208 с.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя // Сов. педагогика. 1986. № 6.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя. // Сов. педагогика. 1990. № 8.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. 1995. № 6.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. -304 с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1995. 160 с.
- Мейгас М, Пихо Г., Сеэт М. Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга // Проблемы практической психологии / Под ред. X. Миккина. Таллин, 1984. — С.43−63.
- Мелибруда Е.Я. Я Ты — Мы. М., 1986.
- Меновщиков В.Ю. Социально-психологические аспекты подготовки среднего медицинского персонала: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -СПб, 1995.
- Мерлин B.C. Самосознание // Проблемы экспериментальной психологии личности: Уч. записки. Т.77. — Вып. 6. — Пермь, 1970. — С.164−192.
- Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество» //Вопр. психологии, 1975. № 5. — С. 3−12.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.
- Мерлин B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности // Проблемы личности. М., Наука, 1982.
- Мерлин B.C. Личность и общество. Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1990.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь: ПГПИ, 1988.-80 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996. -448 с.
- Миронова Т.Л. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1985.-21 с.
- Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания. Автореф. дис.. доктора психологических наук. М., 1999. 42 с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С.58−63.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Автореф. дис. .доктора психологических наук. М., 1995. 43 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
- Михайлов Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида -М.: Наука, 1990. 221 с.
- Молоканов М.В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических психологов (инструкторов учебно-тренировочных групп). Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1994. 18 с.
- Морено 3. Обзор психодраматических техник // Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 1. — С.47−62.
- Московский психотерапевтический журнал: гештальт-выпуск. № 3, 1994.
- Мышление учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа» // Психологический журнал. 1990. № 5. Т. 11. С. 74−78.
- Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамики //Московский психотерапевтический журнал. 1993. — № 3. — С.5−24.
- Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1986. 19 с.
- Оборина Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. М., 1992.
- Ольшанский Д.Б. Об экспериментальном изучении структуры самосознания // Новые исследования в психологии. 1984. — № 2. — С. 17−22.
- Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 2. -С. 52−55.
- Орлов А.Б. Фасилитатор и группа. // Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1994.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. Психологии. 1995. — № 2. — С. 5−18.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 286 с.
- Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 53−57.
- Осухова Н.Г. Тренинг самосознания как средство формирования гуманистических установок учителя // Диагностика и развитие педагогических способностей: Межвуз. Сб. научн. Тр. Н. Новгород, 1992. С. 102−111.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.351 с.
- Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. СПб., 1993.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
- Перлз Ф. гештальт-подход и Свидетель терапии.
- Петренко В.Ф., Нистратов А. А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики // Исследование проблем речевого общения. -М., 1979. С. 21−39.
- Петренко В.Ф., Шмелев, А.Г. Построение методики «личностный семантический дифференциал» // Речь и познавательные процессы. -Алма-Ата, 1982.
- Петренко В.Ф. Психосементика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. -208 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М: Изд. МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. — 216 с.
- Петрулите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1985.- 16 с.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 128 с.
- Попова Т.А. Роль профессиональных предпочтений в развитии индивидуальности практического психолога образования //Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования. Пермь, 1996. С.72−73.
- Праведникова И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: Дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 1993.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 272 с.
- Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. М.: Изд. МГУ, 1982. — 288 с.
- Реан А.А. Профессиональная самооценка личности. // Психология: Итоги и перспективы: Тезисы докладов научно-практической конференции. 28−31 октября 1996. С. 95−96.
- Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 90−92.
- Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М.: Эйдос, 1996. 64 с.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. М.: Гиль-Эстель, 1993. 225 с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.-320 с.
- Розен Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. -Краснодар, 1977. С. 169−174.
- Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1997 — 296 с.
- Романенко O.K. Практическая гештальт-терапия. М., 1995.
- Ронзин Д.В. Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика. М., 1992.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд. АН РСФСР, 1959.-352 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.-415 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Руденко Г. И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1996.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла 95. Руководство по использованию. — СПб.: НПЦ «Психодиагностика», ГП «ИМАТОН», 1995. 94 с.
- Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности. // Психологический журнал, т. 7, № 4, 1986, с. 23−35.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания молодого учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1986. -16 с
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
- Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна, 1996.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997, -192 с.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. С. 319−345.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.-142 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в функции творческого мышления и саморазвития личности // Вопр. психологии. 1983. — № 2. -С.35−42.
- Семёнова Н.Д. Этические основы психотерапии. Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1997.
- Семилет Н.В. Динамика социально-перцептивных характеристик субъекта общения (в группах активного социального обучения). Авто-реф. дис. .канд. пеихол. наук. М., 1988. 17 с.
- Сидоренко Е.В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995. С. 99−106. (Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 14.)
- Скворцов JI.B. Культура самосознания. М: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Сластенин В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. — № 3. — С.52−58.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Политиздат, 1989. — 215 с.
- Социально-психологический тренинг / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1997.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М: Политиздат, 1972. 303 с.
- Спиркин А.Г. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.
- Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореферат дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 1992.
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. .д-ра психол. наук. -М., 1994.
- Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях: Дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1991.
- Тугаринов В.П. Философия сознания. (Современные вопросы). М.: Мысль, 1971.- 199 с.
- Фам Т. Н. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1989.- 17 с.
- Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. М.: Генезис, 1999. — 256 е.: ил.
- Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. -1984.-Т. 5.-№ 4.-С. 57−64.
- Франки В. Доктор и душа. СПб.: «Ювента», 1997. 288 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. 455 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. -448 с.
- Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. -Минск: Полифакт, 1991. 78 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1997.-416 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.-664 с.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М, 1986. — С.31−46.
- Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998. — 252 с.
- Хломов Д.Н. Русский гештальт // Гештальт-92 / Под ред. Д.Н. Хло-мова, Н. Б. Долтополова, Н. Б. Кедровой. М., 1992. — С.5−9.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1994. М: Прогресс-Универс, 1993. — 480 с.
- Хотинец В.Ю. Роль этнического самосознания в развитии интегральной индивидуальности // Вестник I JUL ПУ, 1995. -Сер.1, «Психология». С. 32−44.
- Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе. // Вопросы психологии, № 3, 1998.
- Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания. // Психологический журнал, № 1,1999.
- Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя. Дис. .канд .психол. наук. Пермь, 1993.
- Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1992.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1985. 160 с.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности //Проблемы сознания. М., 1966. — С.228−240.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977.- 144 с.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. М.: Наука, 1982. С. 121−126.
- Шавир П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя // Сов. педагогика. 1985. — № 8 — С.92−97.
- Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. 18 с.
- Шафажинская Н.Е. Психологические особенности формирования профессионального самосознания будущего учителя // Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза /Межвузовский сборник. М.: Изд. МГПИ, 1985. — С.33−39.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М, 1966. С.217−228.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. — 128 с.
- Щукин М.Р. Учёт особенностей самооценок при формировании индивидуального стиля трудовой деятельности. Пермь, 1981.
- Этический кодекс Ассоциации тренинга и психотерапии // Вестник Ассоциации тренинга и психотерапии. 1995. № 1. С. 23−46.
- Яценко Т.С., Гришин В. В., Семилет Н. В. Результативность активного социально-психологического обучения // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 176−185.
- Adler A. The practice and theory of individual psychology. New York: Harcourt, Brace, 1927.
- Adler A. Understanding human nature. Garden City, NY: Garden City Publishing, 1927.
- Allport G.W. Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, CT: Yale University Press, 1955.
- Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rine-hart and Winston, 1961.
- Anglaiter A., Wiggins J.S. It’s what you ask and how you ask it: an item-metrik analysis of personality Questionnaires. In: A. Anglaiter and J.S. Wiggins (eds): Personality Assessment via Questionnaires. Springer-Verlag. Heidelberg. 1986
- Bales R.F. Interaction Process Analysis: A method for the study of small groups. Reading, Mass: Addison-Wesleu, 1960.
- Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. New-York: Holt, Rinehart & Winston, 1970.
- Bandura A. Self regulation of motivation and action through goal systems. In L.A.Pervin (Ed.). Goal concepts in personality and social psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988.
- Bandura A. Social cognitive theory. In R. Vasta (Ed.). Annals of child development (Vol. 6, pp. 1−60). Grenwich, CT: JAI Press, 1989a.
- Bandura A. Human agency in social cognitive theory. American Psychologist, 44, 1175−1184, 1989b.
- Blumberg A. & Golembiewski, R.T. Learning and change in groups. Baltimore, Md.: Penguin, 1976.
- Bradford L.P., Gibb J.R., & Benne, K.D. (Eds.). T-group theory and the laboratory method. New York: Wiley, 1964.
- Cambell J.P. & Dunnette M.D. Effectiveness of T-group experiences in managerial training and developpment. Psychological Bulletin, 1968, 70, 73 104.
- Cooly C. Human Nature and Social Order. N.Y., 1964
- Erikson E.H. Identity: Youth and crisis. New York: Norton, 1968.
- Fromm E. Escape from freedom. New York: Avon, 1941/1956.
- Fromm E. The sane society. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1955.
- Fromm E. The art of loving. New York: Harper and Row, 1956/1974.
- Fromm E. The revolution of hope. New York: Harper and Row, 1968.
- Goldstein A.P., Heller K., & Sechrest L.B. Psychotherapy and the psychology of behavior change. New-York: Wiley, 1966.
- Homans G.C. The human group. New-York: Harcourt, 1950.
- Homey K. Self- analysis. New York: Norton, 1942.
- Johnson, D., & Johnson, F. Joining together: Group theory and group skills. New York: Prentice Hall, 1975.
- Jourard S.M. The transparent self: Self disclosure and well-being. Princeton, N.J.: VanNostrand, 1964.
- Jung C.G. The structure of the psyche. In the collected works of C.G.Jung (vol.8). Princeton, NJ: Princeton University Press, 1931/1969.
- Kellerman H.C. Group psychotherapy and personality. New York: Grune & Stratton, 1979.
- Kirkpatrick D. L. Techniques for evaluating training programs // Journal of the American Society of Training Directors. 1959.
- Lakin M. Interpersonal encounter: Theory and practice in sensitivity training. New York: McGraw Hill, 1972.
- Lewin K. Field theory in social science: Selected theoretical papers (D. Cartwright, Ed.). New York: Harper & Row, 1951.
- Lewin K. Group decisions and social change. In T.M. Newcomb & E.L. Hartley (Eds.), Readings in social psychology. New York: Henry Holt, 1947.
- Lewin. K., Lippit R. & White, R.K. Patterns of aggressive behavior in an experimentally created social climate. Journal of Social Psychology, 1939, 10, 271−299.
- Lewin К. Resolving Social Conflict. New-York: Harper, 1948.
- Lieberman, M.A., Yalom, I.D., & Miles, M. Encounter groups: First Facts. New York: Basic Books, 1973.
- Maslow A.H. The farther reaches of human nature. New York: Viking Press, 1971.
- Maslow A.H. Towards a psychology of being (2nd ed.). New York: D. Van Nostrand, 1968.
- Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
- Mead G.H. The individual and The Social Self. Unpubliched Work George Herbert Mead / Ed. By D.L. Miller. Chicago and London: The Universiti of Chicago Press, 1982.
- O’Day R. The T-group trainer: A study of conflict in the exercise of authority. In G.S.Gibbard, JJ. Hubbard & R.E.Mann (Eds.), Analysis of groups. San Francisco: Jossey — Bass, 1974.
- Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McGraw-Hill, 1959.
- Rogers C.R. Interpersonal relationships USA 2000. Journal of Applied Behaviorial Science, 1968, 4,208−269/
- Rogers C.R. Carl Rogers on encouter groups. New York: Harper and Row, 1970.
- Rosenbaum M. & Berger M. (Eds.), Group psychotherapy and group function. New York: Basic Books, 1975.
- Rost D.H., Hoberg K. Itempositionveraenderungen in Personenlichkeits-frageboegen: Methodischer Kunstfehler oder tolerierbare Praxsis? // Diag-nostika. 1997. — № 43 (2). — S. 97−112.
- Rotter J.B. Generalised expektancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80 (entire No. 609). 1966.
- Slavson S. Personality qualifications of a group psychotherapist. International Journal of Group Psychotherapy, 1962, 12, 411−420.
- Vorverg M. Sozialpsychologisches Verhaltentraining. In: H. Yiebscy & V. Vorverg (Hsg) Sozialpsychologie. Berlin: DVW, 1980
- Wexley K.N. Latham G.P. Developing and training human resources in an organisation. Santa Monica. Calif.: Goodyear Publishing, 1980.
- Whitaker D.S., & Lieberman, M.A. Psychotherapy through the group process. New York: Atherton, 1964.
- Yalom I.D. The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic Books, 1975.
- Yalom I.D. Theory and practice of group psychotherapy (2nd ed.). New York: Basic Books, 1975.
- Стратегия тренинга направлена на актуализацию и наполнение новыми смыслами индивидного, социального и личностного уровней профессионального самосознания участников. nz
- В качестве основы содержательного блока тренинга можно использовать программу развития профессионального самосознания учителей И. В. Вачкова (1995, 1999). Его программа состоит из трёх взаимосвязанных тематических блоков.