Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное исследование показало, что, несмотря на различия в уровне осознанности жизни, в целом показатели испытуемых выборки как по основной шкале, так и по субшкалам теста СЖО, соответствуют тестовым нормам. Это позволило говорить об определенном уровне развитости й смысловой сферы личности, и ее субъектности, и зрелости. В то же время, исследование содержательной стороны направленности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • 1. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
    • 1. 1. Представления о личности как о предмете психологического исследования
    • 1. 2. Проблема развития личности в отечественной психологии
    • 1. 3. Образовательная среда и ее роль в развитии личности
    • 1. 4. Выводы
  • 2. ТЕХНИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Специфика технизированной образовательной среды
    • 2. 2. Влияние технизированной образовательной среды на развитие личности
    • 2. 3. Пути гуманизации технизированной образовательной среды
    • 2. 4. Выводы
  • 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТЕХНИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.'
    • 3. 1. Задачи, методика и результаты экспериментального исследования
    • 3. 2. Развитие психологической культуры как способ компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды
    • 3. 3. Выводы

Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Вхождение образовательных систем высшего профессионального образования Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что в частности выражается в подписании Правительством РФ Болонской декларации, требует готовности к достаточно жесткой конкуренции на мировом рынке образовательных услуг, объем которого в настоящее время оценивается суммой, значительно превышающей сто миллиардов американских долларов в год, что, собственно, и делает этот рынок весьма привлекательным для российских образовательных учреждений высшего профессионального образования. Эта конкуренция требует определения вполне объективных критериев оценки качества образования и собственно разработки системы обеспечения этого качества. Но уже сейчас ясно, что вновь востребованные рынком труда. инженерные кадры должны характеризоваться не только наличием специальных, профессиональных знаний и навыков, но и социально-психологическими умениями, способностью к научному, творческому мышлению, общим уровнем личностного развития. Эти требования всегда входили в противоречие с желанием преподавателей — технических специалистов — уделить главное внимание только специальной подготовке, что приводит к обратному эффекту — технизации не только образовательной среды высшего учебного заведения, но и развитию технократического мышления, снижению значимости и актуализации творческого начала личности.

Огромную роль в технизации образовательной среды вуза играют новые информационные технологии и средства их реализации — персональные компьютеры, системы телекоммуникации, мировые информационные сети, в частности Интернет, и др. Значимость этих технологий определяется уже тем, что их внедрение в учебный процесс вуза часто приобретает характер некой агрессивной технической экспансии, проходящей под флагом модернизации образовательных систем. Эта экспансия привела к появлению другого противоречия — между теоретически и практически доказанной приоритетностью непосредственного опыта в обучении и его реальным вытеснением из практики обучения именно средствами новых информационных технологий. Проблеме разрешения этого противоречия посвящены работы многих исследователей (Г.Н. Александров, А. Г. Асмолов,.

A.В. Антонов, Е. В. Бондаревская, С. Венир, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов,.

B.П. Зинченко, Т. П. Зинченко, Н. Б. Ковалева, И. Б. Котова, Г. Л. Смолян, O.K. Тихомиров, В. Д. Шадриков, и мн. др.), но считать эту задачу решенной на настоящий момент не представляется возможным.

В соответствии с этим актуальность настоящей работы определяется, прежде всего, ее непосредственной связью с конкретной задачей реализации в учебном процессе технического вуза ведущих образовательных идей: гуманизации и гуманитаризации образования, личностно ориентированного обучения и др.

Указанные противоречия между потребностями практики и возможностями их обеспечения в технизированной среде высшего учебного заведения и обусловили проблему настоящего диссертационного исследования — поиск и анализ особенностей развития личности студента в технизированной образовательной среде вуза и их использование для обеспечения развития студентов в образовательной системе технического вуза.

Решение данной проблемы и является целью настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования: развивающаяся личность студента в условиях технизированной образовательной среды вуза.

Предмет исследования: особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде.

Гипотезы данного исследования состоят в следующем:

1. Развитие личности в условиях технизированной образовательной среды вуза обладает отличительными особенностями по сравнению с развитием личности в условиях образовательных систем, основанных на преимущественном использовании для обучения непосредственного опыта с реальными объектами, а не с их техническими моделями.

2. Основываясь на принципах дуализма и относительности, можно предположить, что эти особенности в плане развития личности несут в себе как положительный, так и отрицательный потенциал, с учетом чего и должны строиться стратегии развития личности в технизированной образовательной среде.

3. Важнейшими способами обеспечения не снижения уровня развития личности в технизированной образовательной среде могут быть следующие: увеличение внешних социальных контактов студентов, расширение круга общения студентов, развитие психологической культуры личности студента.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования.

1. Рассмотреть понятийный аппарат, философское, социально-психологическое и педагогическое содержание и обоснование проблемы развития личности в общем и, в частности, в образовательной среде.

2. Выявить особенности технизированной образовательной среды и изучить возможность ее рассмотрения в качестве детерминанты развития личности студента.

3. Охарактеризовать влияние других факторов и аспектов жизнедеятельности на развитие личности студентов, обучающихся в технизированной образовательной среде.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей развития личности в технизированной образовательной среде.

5. Показать пути компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды на процесс развития-личности.

Методологической основой исследования явились следующие принципы психологии: системности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — развития (Л.И. Анцыферова, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин, И. Б. Котова, Е. Н. Щиянов и др.) — активности (К.А. Абульханова-Славянская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. П. Зинченко, В. А. Петровский и др.) — детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теории развития личности (Л.И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, И. Б. Котова, Б. Б. Коссов, А. Н. Леонтьев, Д А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский и др.) — исследования в области психологии личности, действующей в условиях использования новых информационных технологий (Т.Н. Александров, А. В. Антонов, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, С. Венир, Б.С. ГершунскийВ.В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. В. Непомнящий, В. М. Симонов, В. В. Рубцов и др.), работы в области информационно-психологической безопасности личности (В.Д. Аносов, Г. В. Грачев, А. К. Грязнов, Е. Л. Доценко, А. А. Журин, Т. Н. Колесникова, В. Е. Лепский, Н. А. Лызь, И. К. Мельник, А. В. Непомнящий, С. П. Расторгуев, С. К. Рощин, Г. Л. Смолян, А. А. Стрельцов и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

— эмпирические методы: психологический эксперимент, наблюдение, тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности;

— математико-статистические методы, содержательная интерпретация и количественный анализ результатов;

— методы новых информационных технологий.

База исследования и контингент испытуемых. Исследования проводились на базе государственного, образовательного учреждения.

Таганрогский государственный радиотехнический университет". Всего в исследовании приняло участие более 400 студентов различных направлений и специальностей подготовки.

Этапы исследования. Исследование проведено в период с 2 ООО г. по 2004 г.

На первом этапе (с 2000 по 2001 гг.) проводился анализ литературы по проблеме развития личности и факторов такого развития, определялся концептуальный замысел исследования, включая цели, задачи и гипотезы, осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.

На втором этапе (с 2002 по 2003 гг.) теоретически и практически изучались особенности образовательной среды в техническом вузе, проводился выбор методов и подбор методик эмпирического исследования, планировался и проводился эксперимент.. •.

На третьем этапе (2003;2004 г.) осуществлялась обработка полученных результатов, оформление рукописи диссертации, апробация и внедрение результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важнейшими неразрывными составляющими процесса развития личности являются: становление ценностно-смысловой сферы личности и развитие субъектности, понимаемой как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, творчество, и др.

2. Технизированная образовательная среда, характеризующаяся тем, что в ней преимущественно происходит актуализация рационально-логической сферы личности в ущерб эмоциональной, интуитивной, а также «сужение» процесса общения за счет уменьшения в его структуре доли перцептивных и интерактивных контактов, имеет в плане развития личности и другие особенности положительного и отрицательного характера, что позволяет рассматривать ее как детерминанту развития личности.

3. Студенческая молодежь (18 — 19 лет), обучающаяся в техническом вузе имеет высокий уровень личностного развития, но студенты, обучающиеся в технизированной образовательной среде и ориентирующиеся на сферу досуга, связанную с информационными технологиями, характеризуются более низким уровнем осознанности жизни, чем студенты^ предпочитающие в качестве досуга личностное общение и сферу искусств.

4. Компенсация негативного влияния технизированной образовательной среды на процесс развития личности должна осуществляться в контексте общей психологической подготовки студентов и развития их психологической культуры, т. е. путем создания внутренних предпосылок и механизмов снижения внешних негативных влияний.

Научная новизна заключается в • том, что в плане изучения особенностей технизированной образовательной среды определены как ее положительные аспекты влияния на развитие личности студентов (сокращение времени на обучениевозможность организации дистанционного обучения тех слоев населения, которые не имеют по той или иной причине возможности непосредственно обучаться в том или ином образовательном учрежденииспособствование формированию системно-информационного представления о мире, пониманию сущности информационных процессов в технике, природе, обществе у учащихсяспособствование развитию познавательных процессов), так и отрицательные (у студентов, проводящих большую часть времени за ПЭВМ, снижается потребность в межличностных отношениях, возникает желание уйти от объективной реальностивозникающее вследствие увеличения информационных потоков «сжатие» социального времени является одной из причин алгоритмизации деятельностипостоянное общение с компьютером ведет к стандартизации мыслительной деятельности, снижению креативности). Показаны некоторые пути компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды на процесс развития личности: расширение социальных контактов студентов, расширение круга общения, повышение психологической культуры личности.

Теоретическое значение работы состоит в том, «что в диссертации проанализированы существующие в психологической науке подходы к пониманию личности и ее развитиявведено понятие технизированной образовательной среды и обоснована правомерность ее рассмотрения как детерминанты развития личностивыявлены условия негативного влияния технизированной образовательной среды на развитие личности в процессе обучения и показаны пути компенсации этого влияния.

Практическое значение работы заключается в том, что в ней показаны конкретные практические пути снижения негативного влияния технизированной образовательной среды на развитие личности, показана возможность использования для этих целей курса «педагогика и психология», входящего в программу профессиональной подготовки студентов в качестве федерального компонента образовательного стандарта.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут использоваться в системе управления вузом для решения задачи повышения качества подготовки специалистов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (Ростов н/Д., 2002), на У Международной научно-практической конференции «Информационная безопасность» (Таганрог, 2003), на XLIX научно-технической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и сотрудников ТРТУ (Таганрог, 2004) и др. Полученные результаты также использовались в работе со студентами технических специальностей ТРТУ и обсуждались в работе областного семинара «Нормативно-правовая база реализации, государственной молодежной ю политики. Основы организаторской деятельности. Формы работы с молодежью» (Азов, 2001) .

Публикации: По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав собственных исследований по теме и заключения. Работа изложена на 145 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц и дополнительно снабжена приложениями с данными эксперимента.

3.3. ВЫВОДЫ.

Общий вывод по результатам исследований заключается в том, что технизированная образовательная среда оказывает негативное влияние на развитие личности в случае «тотальности» технизации всей сферы жизнедеятельности.

Сравнение результатов исследования личностно-смыслового развития и особенностей психологической культуры студентов технических и гуманитарных специальностей позволило сделать вывод о незначительно повышенном уровне осознанности жизни последних, а также большей выраженности интересов в области научно-психологических знаний и знаний о себе.

Экспериментальное исследование показало, что хотя характеристики психологической культуры и показатели личностного развития, определяемые по тесту СЖО, у студентов гуманитарных специальностей выше, чем у студентов технических специальностей, в целом развитие последних не претерпевает существенных деформаций. Одна из причин этого — компенсация негативного влияния технизированной образовательной среды досугом, ориентированным на личностное общение и сферу искусства.

Следует также отметить, что несмотря на различия в уровне осознанности жизни, в целом показатели испытуемых выборки как по основной шкале, так и по субшкалам теста СЖО, соответствуют тестовым нормам (менее восьмой части студентов технических специальностей имеют заниженный показатель по общей шкале). Это позволяет говорить об определенном уровне развитости и смысловой сферы личности, и сформированное&tradeсубъектности, и ее зрелости. Однако результаты, полученные с помощью теста СЖО, не позволяют сделать вывод о содержательном наполнении смысловой сферы личности.

Использовав разработанный опросник, мы показали, что ориентированность досуга на сферу информационных технологий сопровождается более низкими показателями личностного развития и, наоборот, ориентированность на сферу искусства и личного общения связана с более высоким уровнем осознанности жизни. В данной выборке испытуемые воспринимают сам процесс жизни как более интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Среди них более распространено представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.

Это позволяет нам сделать предположение о том, что, оказывая влияние на направленность интересов, возможна коррекция личностного развития. Однако основная проблема заключается в том, что технизированная образовательная среда, ограничивая поле деятельности, способствует концентрированию интересов студентов, на сфере, связанной с информационными технологиями. Поэтому основным направлением компенсации такого влияния должно быть создание условий для расширения сферы интересов, во-первых, в сферу искусства, творческого самовыражения, во-вторых, самопознания й познания других людей. По сути, во втором случае речь идет о развитии психологической культуры личности.

Психологическая подготовка, рассматриваемая как средство развития психологической культуры студентов, обладает возможностями влияния на направленность личности, создавая тем самым предпосылки для снижения негативного влияния технизированной образовательной среды на развитие личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ научной литературы и проведенные экспериментальные исследования позволил нам в качестве основного положения принять тезис о том, что становление ценностно-смысловой сферы личности и развитие субъектности по сути являются важнейшими неразрывными составляющими процесса развития личности. Само развитие представляется как процесс качественного изменения человека, благодаря которому в нем непрерывно совершенствуется процесс принятия решений во взаимодействии с антропогенными, социальными и природными системами на всех уровнях их функционирования — физическом, биологическом, социальном. При этом, ценностно-смысловая сфера личности является главным индикатором уровня развития личности.

Образовательная среда, как составляющая среды в общем понимании, является одним из факторов развития личности и ее основной ролью в этом развитии является формирование не только профессиональной компетентности, но главное ценностно-смысловой сферы личности учащихся, что обеспечивает ведущую роль субъектности в развитии личности.

Технизированная образовательная среда имеет свою специфику, т.к. в такой среде обучение строится не только на непосредственном опыте учащегося, как результате педагогического взаимодействия, но и за счет технических средств, которые будучи включенными в традиционную систему обучения используются как органопроекции преподавателя и для создания моделей изучаемых объектов. Таким образом, обучение, в котором посредником выступает техника, ведется в системе символов и знаков (моделей), что неизбежно ведет к снижению полноты восприятия непосредственной информации, в связи с чем передаваемый опыт связан с многократным кодированием информации, навыками и умениями работы с формализованными моделями, ограничивает развитие эмоциональноценностных отношений. В соответствии с этим, технизированная образовательная среда характеризуется тем, что в ней преимущественно происходит актуализация рационально-логической сферы личности в ущерб эмоциональной, интуитивной, а также «сужение» процесса общения за счет уменьшения в его структуре доли перцептивных и интерактивных аспектов.

Проведенный анализ особенностей влияния технизированной образовательной среды на личность учащегося позволил выявить как положительные аспекты применения техники в образовании, так и отрицательные. В качестве основных положительных аспектов выделены следующие: сокращение времени на обучениевозможность организации дистанционного обучения тех слоев населения, которые не имеют по той или иной причине возможности непосредственно обучаться в желаемом образовательном учрежденииспособствование формированию системно-информационного представления о мире, пониманию сущности информационных процессов в технике, природе, обществе, у учащихсяспособствование развитию познавательных процессов.

В качестве основных отрицательных аспектов применения техники в образовательном процессе выделены следующие: у студентов, проводящих большую часть времени за ПЭВМ, снижается потребность в межличностных отношениях, возникает желание уйти от объективной реальностивозникающее вследствие увеличения информационных потоков «сжатие» социального времени является одной из причин алгоритмизации деятельностипостоянное общение с компьютером ведет к стандартизации мыслительной деятельности, снижению креативности.

Таким образом, технизированная образовательная среда влияет на развитие эмоциональной, ценностно-смысловой, когнитивной сфер личности, следовательно, может рассматриваться в качестве детерминанты личностного развития.

Экспериментальное исследование показало, что, несмотря на различия в уровне осознанности жизни, в целом показатели испытуемых выборки как по основной шкале, так и по субшкалам теста СЖО, соответствуют тестовым нормам. Это позволило говорить об определенном уровне развитости й смысловой сферы личности, и ее субъектности, и зрелости. В то же время, исследование содержательной стороны направленности личности (системы ценностных ориентаций) выявило, что высокий уровень СЖО не гарантирует высокого уровня духовности. Но, т.к. в цели и задачи данного исследования не входило изучение проблемы влияния технизированной образовательной среды на содержательное наполнение системы ценностей человека, на развитие его духовности, то данная проблема может служить предметом дальнейших исследований в этой области.

Однако, возвращаясь к целям и задачам нашей работы, необходимо отметить, что в ходе проводимого исследования выяснилось, что ориентированность досуга на сферу информационных технологий сопровождается более низкими показателями личностного развития и, наоборот, ориентированность на сферу искусства и личного общения связана с более высоким уровнем осознанности жизни. Это позволило нам сделать предположение о том, что, оказывая влияние на направленность интересов студентов, можно корректировать их личностное развитие. Однако основная проблема заключается в том, что технизированная образовательная среда, ограничивая поле осознанной деятельности, способствует концентрированию интересов студентов, на сфере, связанной с технически организованными информационными технологиями. Поэтому основным направлением компенсации такого влияния должно быть создание условий для расширения сферы интересов, во-первых, в сферу искусства, творческого самовыражение, во-вторых, самопознания и познания других людей. По сути, во втором случае речь идет о развитии психологической культуры личности.

Проведенное в процессе психологической подготовки студентов исследование динамики их взглядов, установок, интересов, связанных с их саморазвитием, показало, что психологическая подготовка студентов технических специальностей в рамках дисциплины «Психология и педагогика», как основное средство развития психологической культуры личности, обладает возможностями влияния на направленность личности, создавая тем самым предпосылки для снижения негативного влияния технизированной образовательной среды на личностное развитие.

Таким образом, можно констатировать, что поставленные в исследовании задачи решены, в процессе их решения выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение, что отражено в положениях вынесенных на защиту, кроме того, намечены основные пути развития тематики настоящего исследования, направленные на формирование психологической компетенции студентов технических вузов, как средства обеспечения эффективного развития личности в технизированной образовательной среде и на изучение влияния технизированной образовательной среды на содержательное наполнение системы ценностей человека, на развитие его духовности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. -299с.
  2. Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф.д. психол. наук. М., 2000. 32 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. 340 с.
  4. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  5. В.Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С.7−11.
  6. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992, № 5. С. 12−25.
  7. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 66−76.
  8. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С. 140 147.
  9. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал № 1, том 20, 1999. С. 619.
  10. М.А., Бутиков Г. П. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика, 2001, № 8. С. 9−16.
  11. А.С. Философские основания понимания личности. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 592 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
  14. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990−367 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с. •
  16. Т.И., Каминский И. И., Скачков А. В. Валеология и образование. Ростов-н/Д., 1997. 148 с.
  17. Н.Г., Иванченко Г. В. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Психологический журнал, 2000, т. 21, № 2. С. 108−112.
  18. И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002. -251 с.
  19. М.Я. Общие основы педологии. M.JI., 1931. — 802 с.
  20. Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
  21. А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 175 с.
  22. С.Д. Структура личности / Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.
  23. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор М.: МПСИ: Флинта, 1998.
  24. А.А. Личность и общение // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С. 56−60.
  25. А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии 2001. — № 2. — С.54−58.
  26. Большая Советская Энциклопедия, Т. 22. М.: Сов. энцикл., 1975. -628с.
  27. Большая Советская Энциклопедия, Т. 24. М.: Сов. энцикл., 1976. -608с.
  28. Большая Советская Энциклопедия, Т. 7. М.: Сов. энцикл., 1972. -608с.
  29. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592с.
  30. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560с.
  31. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001, № 1. С. 17 24.
  32. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. С. 17−24.
  33. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1990. 560 с.
  34. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
  35. .С. К проблеме человека в психологии // Психология личности: Сборник статей / Сост. А-Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 204−220.
  36. .С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 284 -298.
  37. А.В. Гуманистичность психологической науки 7/ Психологический журнал, 2000, т. 21, № 3. С.43−48.
  38. А.В. Психология субъекта и его деятельности 7 Современная психология: Справочное руководство М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330−346.
  39. А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 39−43.
  40. Ю.П. Соборная личность //Информационный сборник «Безопасность» № 1,1995. С. 75−79.
  41. Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии, 2000, № 1. С. 96−108.
  42. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002, № 2. С. 28−39,
  43. И.А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.- С.80−87.
  44. Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ 2002. — № 2. — С.5−18.
  45. Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии, 2002, № 2. С. 30−44.
  46. Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии, 2001, № 2. С. 154−165.
  47. Ю.Г., Поликарпов B.C.Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994.
  48. Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования. Автореф.. канд. филос. наук. Красноярск, 2000.
  49. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург!: Деловая книга, 1998. 144 с.
  50. Р.Х. Трансляция субъектности учителя в процессе педагогического взаимодействия. Автореферат дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2004.
  51. В.И. Экстрагирование и интерпретация базисных понятий психологии // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 136−143.
  52. М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Психологический журнал 1994. — № 3. — С.43−52.
  53. Г. В., Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 68−75.
  54. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию М.: Политиздат, 1987.
  55. Гуманитарные исследования в Интернете / Под редакцией А. Е. Войскунского М., «Можайск — Терра», 2000. — 432 с.
  56. Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000, № 10. С. 32−38.
  57. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе М : ВШ, 1990.
  58. Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: Дисс.. канд. педагогических наук. Таганрог. 2000.
  59. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»)
  60. В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. 336 с.
  61. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика, 2000, № 2. С. 23 31.
  62. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1998, № 3. С. 104—114.
  63. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии, 2002, № 2. С. 17−30.
  64. Т.Г. Опыт индивидуализации обучения в альтернативной школе//Школа здоровья. 1997. № 2. — С.62−71.
  65. Э.М., Панина Т. С., Федоров А. И. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Валеология, 1997, № 3. С. 5−9.
  66. В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. 352 с.
  67. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине 20 века. Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. — 280 с.
  68. М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика № 7, 2000. С. 12−18.
  69. КлимовЕ.А. Основы психологии М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  70. M.JI. «Черная культура» и светлый человек // Педагогика, 2001, № 3. С. 97−101.
  71. Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика, 2001, № 2. С. 80−88.
  72. JI.C. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии, 1999, № 1. С. 83−91.
  73. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.
  74. О.А. Феномен субъектности в психологии личности //Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148−150.
  75. Концепция информационной безопасности Российской Федерации // Информационный сборник «Безопасность» № 1, 1995. С. 5−30.
  76. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 128 с.
  77. .Б. Личность:. Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. — 240с. — (Серия «Gaudeamus»)
  78. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997
  79. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997
  80. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997.
  81. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики Ростов/Дону Г Изд-во РГПУ, 1997.
  82. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики Ростов/Дону: Изд-во РГПУ, 1997.
  83. Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. 365 с.
  84. Л.Первин, О.Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкогьян под ред. В. С. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000.-607с.
  85. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии, 1999, № 3. С. 18−27.
  86. И. Методология исследовательских программ. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 380 с.
  87. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал, 2000, том 21, № 3. С. 73−87.
  88. Е.В. Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь.: СевКавГТУ, 2001. 24с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 1- М.: Педагогика, 1983.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2 М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  91. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке II Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 178−188.
  92. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
  93. Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. — М.: Смысл, 1997.-64с.
  94. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: «СМЫСЛ», 1992. — 16 с.
  95. Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 299−331.
  96. ЮО. Лещенко Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь.: СевКавГТУ, 2001. -21с.
  97. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  98. .Ф. Проблема личности в советской психологической науке // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С, 4 -10.
  99. А.Е., Лызь Н. А., • Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 178 с.
  100. Н.А. О субъектности и духовности как целевых характеристиках воспитания // Тезисы докладов Всероссийскойнаучной конференции «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: целостный подход. Волгоград: «Перемена», 2004. (в печати)
  101. Н.А. Теоретические основы психологического образования // Психология в вузе, 2004, № 1, с. 113−122.
  102. Д.Ж. Образование как фактор национальной безопасности // Мир в образовании образование в мире № 1, 2001. С. 78−86.
  103. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  104. Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья й коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.
  105. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека//Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 144−149.
  106. Мелик-Пашаев А. А. Быть «над самим собой». (о третьем измерении человеческой жизни) // Мир психологии 2001. — № 2. — С.102−104.
  107. Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
  108. Е.Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема (некоторые методологические подходы) // Информационный сборник «Безопасность» № 7 9, 1997. С. 29−34.
  109. Е.Ю. Некоторые проблемы социальной информации и ее влияние на общество // Информационный сборник «Безопасность» № 3−4, 1997. С. 129−133.
  110. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии, 1990, N6.
  111. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Мясищев В. Н. Психология отношений М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. С. 39−67.
  112. А.Т. и др. Грядет социальный взрыв управляемый или неуправляемый // Информационный сборник «Безопасность» № 3 — 4, 1997. С. 5−28.
  113. А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог: ТРТИ, 1989. 82 с.
  114. А.В., Опрышко А. А., Познина Н. А. Факторы риска при обучении в искусственных средах // Известия ТРТУ. Тематическийвыпуск «Материалы научно-технической конференции i
  115. Медицинские информационные системы МИС-2002». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. — № 5(28). — 220с. С.208−210.
  116. А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог: ТРТИ, 1992.
  117. А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. Дисс.. докт. педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1998.
  118. .А., Кузин В. В. Физическое и духовное: мозг разум в связи с физическим совершенствованием человека. К проблематике интегративной антропологии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 1,1998. С. 2−9.
  119. Н. Искусственный интеллект. М., 1973.
  120. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования//Педагогика, 2000, № 9. С. 3−10.
  121. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. «КСП+», М.- «Ювента», СПб. (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998, 345 с.
  122. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 5 19.
  123. А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы //Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 150−155.
  124. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  125. Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов / Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. — 2-е изд., доп. и перераб.-М: Высш. шк., 1986—448с.: ил.
  126. Р.И. Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. — 88 с.
  127. В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие // Педагогика, 2001. — № 4. — С. 30−44.
  128. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова, -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.
  129. А.В. Непрочитанные страницы истории психологии 30-е годы // Психологический журнал. 1998, Т.9. — № 4. — С.125−138.
  130. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  131. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. i •
  132. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
  133. П.И., ТыщенкоО.Б. Компьютерные системы дистанционного обучения//Педагогика, 2000, № 5. С. 7−13.
  134. А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 75−86.
  135. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М.: Высшая школа, 1984. 174с.
  136. Н.А. Виртуализация сознания и задачи образования // Известия ТРТУ. Специальный выпуск «Материалы XLVII научной конференции». Таганрог: ТРТУ, 2002. № 1(24). — 310с. С. 168−169.
  137. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996.
  138. Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова, А. В. Рыжов. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 248с.
  139. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576с.
  140. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998. — 440с.: ил.
  141. Психология и педагогика развития личности: Монография / Под ред. Е. Н. Шиянова (ответственный редактор), С. В. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. А. Яшуткина. Москва: Илекса, 2002. — 568 с.
  142. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 544 с.
  143. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511с. — (Современное образование).j ¦
  144. Д.Я. Психология личности, Т. 1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2000. — 448с.
  145. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 31.
  146. С.П. Информационная война М- Радио и связь, 1999. 416 с.
  147. А.А. Акмеология личности // Психологический журнал, 20 001, том 21, № 3. С. 88−95.
  148. С.Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 18−26.
  149. В.Ф. Методологичекий анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности // Вопросы философии. 1986. -№ 6. С. 90.
  150. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г.-336 с.
  151. С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 26−32.
  152. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.- 512с. (Серия «Мастера психологии»).
  153. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
  154. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704с.
  155. Руководство практического психолога (психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте) / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Akademia. 1995.
  156. Ю.А., Семенов И. Н., Сидорова А. Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга // Мир психологии, 2001, № 2. С. 177- 186.
  157. Г. Наука об искусственном. М., 1972. С. 17.
  158. Салливан Гарри Стэк. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. СПб.: «Ювента». М.: «КСП+». 1999. — 347 с.
  159. П.И. Человек как объект и субъект безопасности // Информационный сборник «Безопасность» № 11,1995. С. 14−25.
  160. В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал 1984. — № 4. — С.65−74.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  162. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика № 5,1994, с. 16−21.
  163. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.272 с. -
  164. В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования В контексте развития компьютерных технологий: Учеб. пособие к спецкурсу. -Волгоград: Перемена, 1997. 120с,
  165. В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования образование в мире — 2001. — № 1. — С.14 — 28.
  166. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995.
  167. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. -397 с.
  168. B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. -744 с.
  169. А. И. Ноосферизм. Т 1. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. — 591с.
  170. А.И. Общественный интеллект против общественности // Информационный сборник «Безопасность» № 1, 1995. С. 48−61.
  171. А.И. Экобудущее: путь к катастрофе или ноосфере? // Информационный сборник «Безопасность» № 1,1995. С.63−74.
  172. Теоретические проблемы психологии личности / Ответственный редактор Е. В. Шорохова М., Издательство «Наука», 1974. — 320 с.
  173. А. А Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студента вуза. Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 193 с.
  174. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2000, № 1. С. 3−32.
  175. Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме // Мир психологии, 2001, № 2. С. 79 82.
  176. Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни /Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко. М.: Республика.
  177. Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 396 с.
  178. И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. № 6.-С. 18−24.
  179. П. Д. Психология возможной эволюции человека- Космология возможной эволюции человека. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. 192 с. -
  180. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. -840с.
  181. А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни й акме профессионала // Мир психологии, 2001, № 2. С. 104 109.
  182. С .Л. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 157 с.
  183. В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  184. Э. Человек для себя. Мн.: «Харвест», 2003. 352 с.
  185. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.:.Педагогика, 1986.
  186. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП+», 1997, 720 е., илл.
  187. А.Б., Гаранян Н. Т. Культура, эмоции и психическое здоровье//Вопросы психологии 1999. — № 2. — С.61−74.
  188. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 2. Субъект деятельности. М.: Российское психологическое общество, 1998.
  189. К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Дисс.. кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  190. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. -(Серия «Мастера психологии»).
  191. Н.Д. Смысл жизни: «иметь или быть»? // Мир психологии, 2001, № 2. С. 70 79.
  192. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Психология личности: Сборник статей 7 Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 77−86.
  193. В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии 2001. — № 2. — С.82−89.
  194. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни//Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 3−14.
  195. Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. // Вопросы психологии, 2000, № 1. С. 109−125.
  196. С.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований7/ Психологический журнал, 1999, том 20. № 1. — С.86−102.
  197. . А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже: Дисс.. канд. психологических наук. Ставрополь. 2004.
  198. М., Кьюби Р. Телемания это диагноз // В мире науки — 2002.-С.46−51.
  199. А.Н. Принципы природосообразности и его философско-педагогический смысл//Педагогика 2001.- № 1.- С.88−90.
  200. О., Акоф Р. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М., 1974. 234с.
  201. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии, 1999, № 3. С. 39−47.
  202. Е.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия// Педагогика № 4, 2001. С. 55 62.1. Пол1. Возраст1. Специальность
  203. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
  204. В жизни я не имею определенных целей и намерений.
  205. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
  206. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.
  207. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
  208. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
  209. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
  210. Моя жизнь пуста и не интересна.
  211. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
  212. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
  213. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
  214. Я человек очень обязательный.
  215. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
  216. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
  217. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.
  218. Мои жизненные взгляды еще не определились.
  219. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
  220. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
  221. Заполняйте столбцы таблицы постепенно справа налево, предварительно закрыв листом бумаги — заслонкой уже заполненные столбцы. Это избавит Вас от опасности невольного переноса информации с уже заполненных столбцов.
  222. Каким видам занятий Вы отводите наибольшее/наименьшее время?
  223. Какие виды занятий наиболее/наименее распространены в Вашей среде (окружении)?
  224. Какие виды занятий Вы считаете наиболее/наименее полезными для себя?
  225. Какие виды занятий наиболее/наименее привлекательны для Вас?
  226. Виды занятий студента в свободное от учебы (работы) время 4. Привлекательность 3. Полезность 2. Распространенность 1. Затраты времени
  227. Личное общение с друзьями, родственниками
  228. Просмотр фильмов, телепередач
  229. Физкультура и спорт, забота о здоровье
  230. Компьютерные игры, программирование
  231. Занятие искусством (и в том числе посещение концертов, выставок и пр.)
  232. Домашний труд, семейные заботы, бытовое самообслуживание
  233. Интернет (поиск информации, общение и пр.)
  234. Размышления о жизни, самопознание, самосовершенствование1. Пол Возраст Специальность
  235. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
  236. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) —
  237. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) —
  238. Здоровье (физическое и психическое)-1. Интересная работа-
  239. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) —
  240. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) —
  241. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) —
  242. Наличие хороших и верных друзей-
  243. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) —
  244. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) —
  245. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) —
  246. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) —
  247. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) —
  248. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) —
  249. Счастливая семейная жизнь-
  250. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) —
  251. Творчество (возможность творческой деятельности) —
  252. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах-
  253. Воспитанность (хорошие манеры) —
  254. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) —
  255. Жизнерадостность (чувство юмора) —
  256. Исполнительность (дисциплинированность) —
  257. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) —
  258. Непримиримость к недостаткам в себе и других-
  259. Образованность (широта знаний, высокая общая культура) —
  260. Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) —
  261. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) —
  262. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) —
  263. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов-
  264. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) —
  265. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) —
  266. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) —
  267. Честность (правдивость, искренность) —
  268. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)-1. Чуткость (заботливость).
Заполнить форму текущей работой