Особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде
Диссертация
Экспериментальное исследование показало, что, несмотря на различия в уровне осознанности жизни, в целом показатели испытуемых выборки как по основной шкале, так и по субшкалам теста СЖО, соответствуют тестовым нормам. Это позволило говорить об определенном уровне развитости й смысловой сферы личности, и ее субъектности, и зрелости. В то же время, исследование содержательной стороны направленности… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.,
- 1. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
- 1. 1. Представления о личности как о предмете психологического исследования
- 1. 2. Проблема развития личности в отечественной психологии
- 1. 3. Образовательная среда и ее роль в развитии личности
- 1. 4. Выводы
- 2. ТЕХНИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
- 2. 1. Специфика технизированной образовательной среды
- 2. 2. Влияние технизированной образовательной среды на развитие личности
- 2. 3. Пути гуманизации технизированной образовательной среды
- 2. 4. Выводы
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТЕХНИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.'
- 3. 1. Задачи, методика и результаты экспериментального исследования
- 3. 2. Развитие психологической культуры как способ компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды
- 3. 3. Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. -299с.
- Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф.д. психол. наук. М., 2000. 32 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. 340 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- Аносов В.Д., Лепский В. Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С.7−11.
- Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 1992, № 5. С. 12−25.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 66−76.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С. 140 147.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал № 1, том 20, 1999. С. 619.
- Ариарский М.А., Бутиков Г. П. Прикладная культурология на службе развития личности // Педагогика, 2001, № 8. С. 9−16.
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Издат. Центр «Академия», 2001. 592 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990−367 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с. •
- Бабенко Т.И., Каминский И. И., Скачков А. В. Валеология и образование. Ростов-н/Д., 1997. 148 с.
- Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г. В. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Психологический журнал, 2000, т. 21, № 2. С. 108−112.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002. -251 с.
- Басов М.Я. Общие основы педологии. M.JI., 1931. — 802 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
- Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 175 с.
- Бирюков С.Д. Структура личности / Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор М.: МПСИ: Флинта, 1998.
- Бодалев А.А. Личность и общение // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С. 56−60.
- Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии 2001. — № 2. — С.54−58.
- Большая Советская Энциклопедия, Т. 22. М.: Сов. энцикл., 1975. -628с.
- Большая Советская Энциклопедия, Т. 24. М.: Сов. энцикл., 1976. -608с.
- Большая Советская Энциклопедия, Т. 7. М.: Сов. энцикл., 1972. -608с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 592с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001, № 1. С. 17 24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995, № 4. С. 17−24.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1990. 560 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Психология личности: Сборник статей / Сост. А-Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 204−220.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 284 -298.
- Брушинский А.В. Гуманистичность психологической науки 7/ Психологический журнал, 2000, т. 21, № 3. С.43−48.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности 7 Современная психология: Справочное руководство М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330−346.
- Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 39−43.
- Буданцев Ю.П. Соборная личность //Информационный сборник «Безопасность» № 1,1995. С. 75−79.
- Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии, 2000, № 1. С. 96−108.
- Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002, № 2. С. 28−39,
- Васильева И.А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.- С.80−87.
- Вахромов Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ 2002. — № 2. — С.5−18.
- Вахромов Е.Е. Проблема Человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии, 2002, № 2. С. 30−44.
- Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии, 2001, № 2. С. 154−165.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C.Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1994.
- Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования. Автореф.. канд. филос. наук. Красноярск, 2000.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург!: Деловая книга, 1998. 144 с.
- Ганиева Р.Х. Трансляция субъектности учителя в процессе педагогического взаимодействия. Автореферат дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2004.
- Гинецинский В.И. Экстрагирование и интерпретация базисных понятий психологии // Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 136−143.
- Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения // Психологический журнал 1994. — № 3. — С.43−52.
- Грачев Г. В., Мельник И. К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 68−75.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию М.: Политиздат, 1987.
- Гуманитарные исследования в Интернете / Под редакцией А. Е. Войскунского М., «Можайск — Терра», 2000. — 432 с.
- Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика, 2000, № 10. С. 32−38.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе М : ВШ, 1990.
- Дыхан Л.Б. Педагогические условия валеологизации образовательной среды младших школьников: Дисс.. канд. педагогических наук. Таганрог. 2000.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»)
- Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. 336 с.
- Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика, 2000, № 2. С. 23 31.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1998, № 3. С. 104—114.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии, 2002, № 2. С. 17−30.
- Ивопшна Т.Г. Опыт индивидуализации обучения в альтернативной школе//Школа здоровья. 1997. № 2. — С.62−71.
- Казин Э.М., Панина Т. С., Федоров А. И. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Валеология, 1997, № 3. С. 5−9.
- Казначеев В.П. Проблемы человековедения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. 352 с.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине 20 века. Ростов-н/Д.: Изд. РГПУ, 1994. — 280 с.
- Кларин М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта// Педагогика № 7, 2000. С. 12−18.
- КлимовЕ.А. Основы психологии М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
- Князева M.JI. «Черная культура» и светлый человек // Педагогика, 2001, № 3. С. 97−101.
- Ковалева Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) // Педагогика, 2001, № 2. С. 80−88.
- Колмогорова JI.C. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии, 1999, № 1. С. 83−91.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.
- Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности //Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148−150.
- Концепция информационной безопасности Российской Федерации // Информационный сборник «Безопасность» № 1, 1995. С. 5−30.
- Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. 128 с.
- Коссов Б.Б. Личность:. Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М.: Академический Проект, 2000. — 240с. — (Серия «Gaudeamus»)
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики Ростов/Дону Г Изд-во РГПУ, 1997.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики Ростов/Дону: Изд-во РГПУ, 1997.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НЛП «Ермак», 2003. 365 с.
- Л.Первин, О.Джон. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкогьян под ред. В. С. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000.-607с.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности // Вопросы психологии, 1999, № 3. С. 18−27.
- Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 380 с.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал, 2000, том 21, № 3. С. 73−87.
- Лейкина Е.В. Развитие личности воспитателя дошкольного учреждения в процессе профессиональной деятельности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь.: СевКавГТУ, 2001. 24с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 1- М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2 М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке II Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 178−188.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. — М.: Смысл, 1997.-64с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: «СМЫСЛ», 1992. — 16 с.
- Леонтьев Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 299−331.
- ЮО. Лещенко Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ставрополь.: СевКавГТУ, 2001. -21с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке // Проблемы психологии личности М.: Наука, 1982. С, 4 -10.
- Лызь А.Е., Лызь Н. А., • Эксакусто Т.В. Психология и педагогика: конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 178 с.
- Лызь Н.А. О субъектности и духовности как целевых характеристиках воспитания // Тезисы докладов Всероссийскойнаучной конференции «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: целостный подход. Волгоград: «Перемена», 2004. (в печати)
- Лызь Н.А. Теоретические основы психологического образования // Психология в вузе, 2004, № 1, с. 113−122.
- Маркович Д.Ж. Образование как фактор национальной безопасности // Мир в образовании образование в мире № 1, 2001. С. 78−86.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
- Маслоу Абрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн. ред., вступ. статья й коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.
- Машин В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека//Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 144−149.
- Мелик-Пашаев А. А. Быть «над самим собой». (о третьем измерении человеческой жизни) // Мир психологии 2001. — № 2. — С.102−104.
- Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: Автореферат дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999.
- Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема (некоторые методологические подходы) // Информационный сборник «Безопасность» № 7 9, 1997. С. 29−34.
- Митрохина Е.Ю. Некоторые проблемы социальной информации и ее влияние на общество // Информационный сборник «Безопасность» № 3−4, 1997. С. 129−133.
- Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии, 1990, N6.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Мясищев В. Н. Психология отношений М.: Изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. С. 39−67.
- Надеев А.Т. и др. Грядет социальный взрыв управляемый или неуправляемый // Информационный сборник «Безопасность» № 3 — 4, 1997. С. 5−28.
- Непомнящий А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог: ТРТИ, 1989. 82 с.
- Непомнящий А.В., Опрышко А. А., Познина Н. А. Факторы риска при обучении в искусственных средах // Известия ТРТУ. Тематическийвыпуск «Материалы научно-технической конференции i
- Медицинские информационные системы МИС-2002». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. — № 5(28). — 220с. С.208−210.
- Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. Таганрог: ТРТИ, 1992.
- Непомнящий А.В. Концептуальные основы и практика гуманизации высшего инженерного образования. Дисс.. докт. педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1998.
- Никитюк Б.А., Кузин В. В. Физическое и духовное: мозг разум в связи с физическим совершенствованием человека. К проблематике интегративной антропологии // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 1,1998. С. 2−9.
- Нильсон Н. Искусственный интеллект. М., 1973.
- Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования//Педагогика, 2000, № 9. С. 3−10.
- Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. «КСП+», М.- «Ювента», СПб. (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998, 345 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2. С. 5 19.
- Орлов А.Б. Онтопсихология: основные идеи, цели, понятия и методы //Вопросы психологии, 1994, № 3. С. 150−155.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Основы инженерной психологии: Учебник для технических вузов / Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.- Под ред. Б. Ф. Ломова. — 2-е изд., доп. и перераб.-М: Высш. шк., 1986—448с.: ил.
- Панкратов Р.И. Кандидатская диссертация. Написание, оформление, защита: Методические рекомендации по подготовке и написанию диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2001. — 88 с.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие // Педагогика, 2001. — № 4. — С. 30−44.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова, -М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.
- Петровский А.В. Непрочитанные страницы истории психологии 30-е годы // Психологический журнал. 1998, Т.9. — № 4. — С.125−138.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. i •
- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
- Пидкасистый П.И., ТыщенкоО.Б. Компьютерные системы дистанционного обучения//Педагогика, 2000, № 5. С. 7−13.
- Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 75−86.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М.: Высшая школа, 1984. 174с.
- Познина Н.А. Виртуализация сознания и задачи образования // Известия ТРТУ. Специальный выпуск «Материалы XLVII научной конференции». Таганрог: ТРТУ, 2002. № 1(24). — 310с. С. 168−169.
- Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996.
- Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова, А. В. Рыжов. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 248с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 1998. — 440с.: ил.
- Психология и педагогика развития личности: Монография / Под ред. Е. Н. Шиянова (ответственный редактор), С. В. Бобрышова, О. И. Лепилкиной, В. А. Яшуткина. Москва: Илекса, 2002. — 568 с.
- Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 544 с.
- Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511с. — (Современное образование).j ¦
- Райгородский Д.Я. Психология личности, Т. 1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2000. — 448с.
- Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 31.
- Расторгуев С.П. Информационная война М- Радио и связь, 1999. 416 с.
- Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал, 20 001, том 21, № 3. С. 88−95.
- Решетина С.Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 18−26.
- Розин В.Ф. Методологичекий анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности // Вопросы философии. 1986. -№ 6. С. 90.
- Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г.-336 с.
- Рощин С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского и В. Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 26−32.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.- 512с. (Серия «Мастера психологии»).
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. 463 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704с.
- Руководство практического психолога (психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте) / Под редакцией И. В. Дубровиной. М.: Akademia. 1995.
- Рыпецкий Ю.А., Семенов И. Н., Сидорова А. Ю. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга // Мир психологии, 2001, № 2. С. 177- 186.
- Саймон Г. Наука об искусственном. М., 1972. С. 17.
- Салливан Гарри Стэк. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. СПб.: «Ювента». М.: «КСП+». 1999. — 347 с.
- Сатлейкин П.И. Человек как объект и субъект безопасности // Информационный сборник «Безопасность» № 11,1995. С. 14−25.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал 1984. — № 4. — С.65−74.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика № 5,1994, с. 16−21.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.272 с. -
- Симонов В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования В контексте развития компьютерных технологий: Учеб. пособие к спецкурсу. -Волгоград: Перемена, 1997. 120с,
- Слободчиков В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования образование в мире — 2001. — № 1. — С.14 — 28.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности М.: Школа-Пресс, 1995.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. -397 с.
- Степин B.C. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. -744 с.
- Субетто А. И. Ноосферизм. Т 1. Введение в ноосферизм. СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. — 591с.
- Субетто А.И. Общественный интеллект против общественности // Информационный сборник «Безопасность» № 1, 1995. С. 48−61.
- Субетто А.И. Экобудущее: путь к катастрофе или ноосфере? // Информационный сборник «Безопасность» № 1,1995. С.63−74.
- Теоретические проблемы психологии личности / Ответственный редактор Е. В. Шорохова М., Издательство «Наука», 1974. — 320 с.
- Терсакова А. А Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студента вуза. Дисс. канд. психол. н. Ставрополь, 2002. — 193 с.
- Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 2000, № 1. С. 3−32.
- Третьякова Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме // Мир психологии, 2001, № 2. С. 79 82.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни /Сост. А. П. Полякова, П. П. Апрышко. М.: Республика.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 396 с.
- Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии, 1998. № 6.-С. 18−24.
- Успенский П. Д. Психология возможной эволюции человека- Космология возможной эволюции человека. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. 192 с. -
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. -840с.
- Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни й акме профессионала // Мир психологии, 2001, № 2. С. 104 109.
- Франк С .Л. Смысл жизни. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. 157 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Мн.: «Харвест», 2003. 352 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.:.Педагогика, 1986.
- Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП+», 1997, 720 е., илл.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Т. Культура, эмоции и психическое здоровье//Вопросы психологии 1999. — № 2. — С.61−74.
- Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 2. Субъект деятельности. М.: Российское психологическое общество, 1998.
- Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии // Дисс.. кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2000.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. -(Серия «Мастера психологии»).
- Чеботарева Н.Д. Смысл жизни: «иметь или быть»? // Мир психологии, 2001, № 2. С. 70 79.
- Чудновский В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности // Психология личности: Сборник статей 7 Сост. А. Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003. С. 77−86.
- Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии 2001. — № 2. — С.82−89.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни//Вопросы психологии, 2003, № 3. С. 3−14.
- Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. // Вопросы психологии, 2000, № 1. С. 109−125.
- Шапкин С.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований7/ Психологический журнал, 1999, том 20. № 1. — С.86−102.
- Шевкиев Б. А. Психологическое обеспечение личностно-развивающего образования в техническом колледже: Дисс.. канд. психологических наук. Ставрополь. 2004.
- Шиксентмихали М., Кьюби Р. Телемания это диагноз // В мире науки — 2002.-С.46−51.
- Шимина А.Н. Принципы природосообразности и его философско-педагогический смысл//Педагогика 2001.- № 1.- С.88−90.
- Эмери О., Акоф Р. О целеустремленных системах. Пер. с англ. М., 1974. 234с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии, 1999, № 3. С. 39−47.
- Якушина Е.В. Подростки в интернете: специфика информационного взаимодействия// Педагогика № 4, 2001. С. 55 62.1. Пол1. Возраст1. Специальность
- Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей.
- В жизни я не имею определенных целей и намерений.
- Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной.
- Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие.
- Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться.
- Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал.
- Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.
- Моя жизнь пуста и не интересна.
- Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.
- Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.
- Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.
- Я человек очень обязательный.
- Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.
- Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.
- В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей.
- Мои жизненные взгляды еще не определились.
- Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.
- Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.
- Заполняйте столбцы таблицы постепенно справа налево, предварительно закрыв листом бумаги — заслонкой уже заполненные столбцы. Это избавит Вас от опасности невольного переноса информации с уже заполненных столбцов.
- Каким видам занятий Вы отводите наибольшее/наименьшее время?
- Какие виды занятий наиболее/наименее распространены в Вашей среде (окружении)?
- Какие виды занятий Вы считаете наиболее/наименее полезными для себя?
- Какие виды занятий наиболее/наименее привлекательны для Вас?
- Виды занятий студента в свободное от учебы (работы) время 4. Привлекательность 3. Полезность 2. Распространенность 1. Затраты времени
- Личное общение с друзьями, родственниками
- Просмотр фильмов, телепередач
- Физкультура и спорт, забота о здоровье
- Компьютерные игры, программирование
- Занятие искусством (и в том числе посещение концертов, выставок и пр.)
- Домашний труд, семейные заботы, бытовое самообслуживание
- Интернет (поиск информации, общение и пр.)
- Размышления о жизни, самопознание, самосовершенствование1. Пол Возраст Специальность
- Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
- Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) —
- Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) —
- Здоровье (физическое и психическое)-1. Интересная работа-
- Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) —
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) —
- Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) —
- Наличие хороших и верных друзей-
- Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) —
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) —
- Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) —
- Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) —
- Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) —
- Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) —
- Счастливая семейная жизнь-
- Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) —
- Творчество (возможность творческой деятельности) —
- Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах-
- Воспитанность (хорошие манеры) —
- Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) —
- Жизнерадостность (чувство юмора) —
- Исполнительность (дисциплинированность) —
- Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) —
- Непримиримость к недостаткам в себе и других-
- Образованность (широта знаний, высокая общая культура) —
- Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) —
- Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) —
- Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) —
- Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов-
- Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) —
- Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) —
- Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) —
- Честность (правдивость, искренность) —
- Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)-1. Чуткость (заботливость).