Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика структуры Я-концепции в процессе психологической коррекции у больных шизофренией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я-концепция является важнейшей мишенью психологической коррекции. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Концепция человека относительно самого себя — это шаблон поведения, которому принадлежит важная роль в построении многих других сложных форм деятельности. Изменение Я-концепции является одним… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений, используемых в работе
  • ГЛАВА I. ФЕНОМЕН Я-КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ
    • 1. 1. Проблема Я-концепции в психологии
      • 1. 1. 1. Понятие Я-концепции
      • 1. 1. 2. Исследование Я-концепции с позиций системного подхода
      • 1. 1. 3. Особенности Я-концепции больных шизофренией
    • 1. 2. Значение Я-концепции в психотерапии и психологической коррекции
    • 1. 3. Психотерапия и психологическая коррекция с учётом Я-концепции в лечении больных шизофренией
    • 1. 4. Проблема оценки эффективности психологической коррекции больных шизофренией
  • Резюме к главе I
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Концептуальная модель исследования
    • 2. 2. Программа исследования
    • 2. 3. Характеристика объекта исследования
    • 2. 4. Методы исследования
      • 2. 4. 1. Методы изучения медико-социального статуса больных
      • 2. 4. 2. Психодиагностические методы исследования Я-концепции
      • 2. 4. 3. Методы оценки эффективности психологической коррекции
    • 2. 5. Методы психологической коррекции

    ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ Я-КОНЦЕПЦИИ И ЕЁ ДИНАМИКИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ. 89 3.1.Структура Я-концепции у больных шизофренией с учётом показателей медико-социального статуса.

    3.1.1. Характеристики когнитивной, эмоциональной и мотивационно-поведенческой составляющих Я-концепции.

    3.1.2. Взаимосвязи характеристик когнитивной, эмоциональной и мотивационно-поведенческой составляющих Я-концепции: анализ результатов ранговой корреляции Сипрмена г б.

    3.1.3. Сравнительный анализ когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов Я-концепции с учетом различий медико-социального статуса больных.

    3.2. Структура Я-концепции по результатам факторного анализа.

    3.3. Динамика Я-концепции после психофармакологического лечения и психологической коррекции.

    3.3.1. Динамика характеристик когнитивной, эмоциональной и мотивационно- поведенческой составляющих Я-концепции

    3.3.2. Анализ динамики Я-концепции по результатам ранговой корреляции Спирмена г б.

    3.3.3. Динамика структуры Я-концепции по результатам факторного анализа.

    ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.

    ГЛАВА V. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ.

    5.1. Цели и задачи психологической коррекции.

    5.2. Этапы психологической коррекции.

    5.2.1 Индивидуальная психологическая коррекция.

    5.2.2. Групповая психологическая коррекция.

    5.3. Оценка эффективности психологической коррекции.

    5.3.1. Объективная оценка эффективности психологической коррекции по данным психодиагностический методик.

    5.3.2. Объективная оценка эффективности психологической коррекции по данным клинической шкалы.

    5.3.3. Субъективная оценка эффективности психологической коррекции по данным шкалы качества жизни.

Динамика структуры Я-концепции в процессе психологической коррекции у больных шизофренией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время существует значительный разрыв между теоретически признаваемыми возможностями психотерапии больных шизофренией и реальным внедрением этих методов в практику работы психиатрической клиники. На значение психотерапии в лечении психозов указывали такие известные ученые как С. С. Корсаков (1889), Ю. В. Каннабих (1934), а в более позднее время М. М. Кабанов (1985, 1999), Б. Д. Карвасарский (1990, 2000),.

A.П. Коцюбинский (1992, 1998), В. Д. Вид (1995), Б. А. Казаковцев (1996), U. Baumann, М. Perrez (1998) и др. Однако до сих пор психотерапевтические подходы не находят должного применения. Одной из причин такого расхождения является недостаточная адаптированность имеющихся психотерапевтических методов и приемов к терапии и реабилитации больных шизофренией с учётом специфических для них изменений личности.

Я-концепция, отношение к себе, является ядром личности, центральным системообразующим фактором, объединяющим другие отношения человека, и играет направляющую роль в его социальном функционировании. (Мясищев В.Н., 1954, 1995; Ананьев Б. Г., 1968; Кон И. С., 1978, 1984; Столин.

B.В., 1983; Пантилеев С. Р., 1991, 1993; Берне Р., 1986; Rogers С., 1951, 1961; Rosenberg М., 1965; Samuels S.C., 1977 и др.). Большинством авторов признается, что шизофренический процесс оказывает существенное влияние на формирование и развитие Я-концепции, придавая ей качественное своеобразие, искажая ее иерархическую структуру, входящие в нее элементы и характер их взаимосвязей (Критская В.П., Мелешко Т. К., 1988; Бурно М. С., 1989; Поляков Ю. Ф., 1991; Холмогорова А. Б., 1993; Бурковский Г. В., Кабанов М. М., 1995; Вид В. Д., 1995, 2001; Bertalanffi L., 1968; Schilder P., 1968; Pankow G., 1972; Fransella F., Bannister D., 1977; Federn P., 1979; Laing R.D., 1995; Klein M., 1997; Rogers C., 1997). Однако имеющиеся исследования носят разрозненный характер, что не позволяет внедрить полученные теоретические данные в широкую практику лечения и реабилитации больных шизофренией.

Исследование особенностей структуры Я-концепции больных шизофренией с позиций интегративного подхода позволяет выявить расстройства ее целостной системной организации, преодолеть процесс дезинтеграции, расщепления личности, нарушения ее централизующих функций, характерных для шизофрении, найти пути восстановления целостности личности посредством целенаправленной психологической коррекции Я-концепции. Разработка и внедрение модели психологической коррекции, основанной на проведенных исследованиях структуры Я-концепции и динамики ее восстановления под воздействием комплекса специально подобранных методов, приемов и техник, позволит повысить эффективность лечения и реабилитации данной группы больных.

В настоящей работе предпринята попытка изучения системных характеристик Я-концепции больных шизофренией по трем ее составляющим: когнитивному, эмоциональному и мотивационно-поведенческому компонентам.

Цель работы состоит в определении структуры Я-концепции и ее динамики в процессе психологической коррекции у больных шизофренией (параноидной формы).

Предмет исследования: структура Я-концепции больных шизофренией и ее динамика в процессе психологической коррекции.

В качестве объекта исследования выступили больные шизофренией параноидной формы (Р 20.0 согласно МКБ-10), пациенты Тверского областного клинического психоневрологического диспансера, получающие сходное психофармакологическое лечение, всего 110 человек, среди которых были выделены основная группа (70 человек) — больные, прошедшие психологическую коррекцию, и контрольная (40 человек) — не прошедшие.

Были сформулированы следующие гипотезы для эмпирической проверки:

1. Больным шизофренией параноидной формы (Р 20.0 согласно МКБ-10) свойственны системные нарушения Я-концепции по трем ее компонентам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому, а именно — нарушение целостности и сбалансированности знаний и представлений о себе, дисгармоничность эмоционального отношения к себе, снижение мотивации в социальном поведении.

2. Направленная психологическая коррекция способствует восстановлению нарушенной Я-концепции, что ведет к улучшению социальной адаптации, повышению качества ремиссии.

Цель и гипотеза определили содержание задач исследования:

1. Исследование когнитивного компонента Я-концепции (системы знаний и представлений о себе);

2. Исследование эмоционального компонента Я-концепции (самоотношения);

3. Исследование мотивационно-поведенческого компонента Я-концепции (мотивации в социальном поведении);

4. Сравнительный анализ когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов Я-концепции у больных шизофренией в сопоставлении с показателями медико-социального статуса;

5. Изучение взаимосвязей характеристик когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого компонентов и общей структуры Я-концепции;

6. Разработка программы психологической коррекции с учётом особенностей Я-концепции больных шизофренией, оценка её эффективности;

7. Исследование динамики трёх составляющих компонентов, их взаимосвязей и общей структуры Я-концепции в процессе психологической коррекции.

Методологической и теоретической основой исследования стали концепция отношений В. Н. Мясищева, выделявшего три компонента в отношениях личности (когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий), взгляды Б. Д. Карвасарского на личность больного как целостную биопсихосоциальную структуруинтегративная теория человека В. Н. Панфёрова, методологические принципы клинической психологиии (Платонов К.К.): детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, структурности, личностного подхода. При исследовании структуры Я-концепции мы также опирались на теорию личностных конструктов G. Kelly, теорию самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, ряд методических принципов системного подхода (Волков П.П.- Ломов Б. Ф. и др.). Программа психологической коррекции составлена в соответствии с интегративным подходом в психотерапии (Карвасарский Б.Д.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в России впервые было проведено исследование структуры Я-концепции больных шизофренией по трем составляющим её компонентам: когнитивному, эмоциональному и мотивационно-поведенческому с учетом показателей медико-социального статуса. Впервые разработана оригинальная программа психологической коррекции больных шизофренией, учитывающая, выявленные в результате проведенного нами эмпирического исследования, нарушения структуры Я-концепции. Впервые исследована динамика восстановления структуры Я-концепции под воздействием направленной психологической коррекции у больных шизофренией.

Теоретическая значимость. В работе показано, что для больных шизофренией характерно нарушение трех составляющих компонентов Я-концепции:

• когнитивного — неустойчивость, противоречивость, непоследовательность и фрагментарность системы знаний и представлений о себе, повышенная жесткость, либо размытость границ «Я»;

• эмоционального — дисгармоничность самоотношения, преобладание негативного, амбивалентного и непоследовательного эмоционального отношения к себе;

• мотивационно-поведенческого — преобладание мотивации избегания неудач, страха социального отвержения, слабая выраженность мотивации социального одобрения.

• Также нарушена общая структура Я-концепции (её целостность, интегрированность). Данные характеристики Я-концепции могут являться мишенями психологической коррекции больных шизофренией. Практическая ценность работы заключается в возможности внедрения в практику здравоохранения полученных результатов. Применение предложенного комплекса экспериментально-психологических методик изучения Я-концепции позволяет расширить методы клинико-психологической диагностики индивидуально-психологических особенностей больных шизофренией. Полученные данные об особенностях Я-концепции больных шизофренией представляют значимость для практикующих клинических психологов, психотерапевтов и психиатров, т.к. позволяют целенаправленно планировать процесс психотерапии. Внедрение программы психологической коррекции с учетом специфики Я-концепции больных шизофренией и введение дополнительных методов комплексной оценки её эффективности позволяют расширить возможности терапевтических и социально-реабилитационных воздействий на данный контингент больных.

Положения, выносимые на защиту: 1. Предложенная модель Я-концепции у больных шизофренией, включающая когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты, позволяет выявить особенности структуры Я-концепции при данном заболевании (в результате соответствующего психодиагностического исследования) и осуществить направленную психологическую коррекцию.

2. У больных шизофренией параноидной формы нарушены целостность и интегрированность Я-концепции, а именно:

— когнитивная составляющая характеризуется хаотичностью, неустойчивостью, дезинтегрированностью, разбалансированностью системы знаний и представлений о себе, нарушением границы «Я»;

— эмоциональная составляющая характеризуется дисгармоничностью, амбивалентностью, преобладанием негативного отношения к себе;

— мотивационно-поведенческая составляющая характеризуется значительным преобладанием страха социального отвержения над стремлением к принятию, слабо выраженной мотивацией социального одобрения, преобладанием мотивации избегания неудач.

3. Направленная психологическая коррекция, имеющая в качестве мишеней три составляющих Я-концепции, способствует восстановлению целостности Я-концепции как системы, гармонизации функционирования ее компонентов и элементов.

4. Восстановление целостности и сбалансированности системы Я-концепции у больных шизофренией ведет к повышению уровня социального функционирования, улучшению качества ремиссии, повышению качества жизни больных.

выводы.

1. Для больных шизофренией характерно нарушение Я-концепции: трех составляющих ее компонентов (когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого), их взаимосвязей и общей структуры Я-концепции — её целостности и интегрированности.

2. Когнитивный компонент Я-концепции имеет следующие особенности: неустойчивость, противоречивость, непоследовательность и фрагментарность системы знаний и представлений о себе, повышенная жесткость, либо размытость границ «Я».

3. Эмоциональный компонент Я-концепции характеризуется дисгармоничностью самоотношения, нарушением его структуры и иерархии, преобладанием негативного, амбивалентного и непоследовательного эмоционального отношения к себе.

4. Мотивационно-поведенческий компонент Я-концепции отражает реализацию нарушенной системы представлений о себе и дисгармоничного самоотношения, в поведении преобладает мотивация избегания неудач, страх социального отвержения, слабо выражена мотивация социального одобрения.

5. Существует взаимосвязь мотивационно-поведенческих и когнитивных характеристик Я-концепции, проявляющаяся в том, что поведение больных, имеющих фрагментарную систему представлений о себе, мотивируется высоким страхом социального отвержения. Взаимосвязь мотивационно-поведенческих и эмоциональных составляющих Я-концепции проявляется в том, что при склонности к самообвинению, поведение больных в обществе обусловлено страхом социального отвержения, пониженной ориентацией на социальное одобрение, а при высокой внутренней конфликтностивыраженным стремлением к избеганию неудач.

6. Когнитивная и эмоциональная составляющие являются определяющими факторами в структуре Я-концепции. Это свидетельствует о том, что снижение мотивации в социальном поведении у больных шизофренией вызвано нарушением системы представлений о себе, неадекватным негативным и амбивалентным отношением к себе.

7. Предложенный нами набор психодиагностических методик изучения Я-концепции, а также программа психологической коррекции являются адекватными и эффективными в практике работы психолога с больными шизофренией. В результате применения направленной психологической коррекции, имеющей в качестве мишеней три составляющих Я — концепции, произошло значимое повышение целостности, интегрирован ности, и сбалансированности Я-концепции. Это выразилось в повышении чёткости представлений о себе, гармонизации эмоционального отношения к себе, формировании адекватной мотивации в социальном поведении. Кроме этого, у больных наблюдалось улучшение симптоматического состояния и социального функционирования, повышение осознания болезни и субъективной оценки качества жизни, снижение уровня когнитивных искажений.

8. После психофармакологического лечения, не включающего психологическую коррекцию, у больных сохранились выявленные нарушения Я-концепции: при незначительном улучшении когнитивных характеристик, на достоверном уровне понизилось самоуважение, повысились негативное отношение к себе и страх социального отвержения. Движущими силами поведения остались внутренняя конфликтность, самообвинение, ценность и принятие неадекватного образа «Я», а компенсаторными механизмаминекритичное подражание, либо противопоставление себя другим людям.

9. У больных шизофренией с малой продолжительностью и прогредиентностью заболевания, имеющих высшее образование и проживающих в собственной семье, отмечается наиболее адекватное формирование Я-концепции: в меньшей степени нарушена целостность и сбалансированность системы знаний о себе, более выражено эмоционально-позитивное отношение к себе. То есть с нарастанием дефекта и социальной изоляции происходит усиление дезинтеграции и дисгармоничности Яконцепции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Я-концепция является центральным системообразующим фактором в личности. Малоизученными являются аспекты Я-концепции больных шизофренией и ее воздействие на проведение и выбор методов психотерапии этой группы больных,.

Я-концепция является важнейшей мишенью психологической коррекции. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Концепция человека относительно самого себя — это шаблон поведения, которому принадлежит важная роль в построении многих других сложных форм деятельности. Изменение Я-концепции является одним из основополагающих механизмов психологической коррекции личности. В процессе психотерапии происходят следующие её изменения: 1) в когнитивной сфере — самоосознание через получение новой информации о самом себе и о проблемах- 2) в эмоциональной — изменение самооценки путем констатации того, как человек чувствует и мыслит о самом себе в отношении какой-то проблемы- 3) в поведенческой — самоосвобождение посредством принятия решения и убежденности по поводу изменения поведения, укрепления веры в способность измениться.

Доминирующим в литературе является представление о том, что психологическая коррекция не в состоянии вылечить больного шизофренией, но может в известной степени предотвращать рецидивы заболевания, оказывая, таким образом, влияние на течение процесса. Основными задачами психотерапии при шизофрении являются: предотвращение изоляции больных в обществе и аутизациисоциальная активация и смягчение реакций больных в ответ на ситуации, связанные с болезнью и лечениемформирование критического отношения к болезни и дезактуализация психотических переживанийпрофилактика явлений внутрибольничного госпитализма.

В настоящей работе предпринята попытка изучения системных характеристик Я-концепции больных шизофренией (параноидная форма F 20.0) по трем ее составляющим: когнитивному, эмоциональному и мотивационно-поведенческому компонентам. Также рассматривается ее динамика в процессе психологической коррекции.

С помощью психодиагностических методик установлено, что у больных шизофренией когнитивная составляющая Я-концепции имеет следующие особенности: рыхлость всей системы личных конструктов, и в сфере «Я», низкую сбалансированность конструктов в обобщённых конструктахфакторах, низкую артикулированность, нарушенные границы «Я». Эмоциональная составляющая Я-концепции характеризуется негативным отношением к себе. Высокий уровень аутосимпатии, самоувернности и низкий уровень самоуничижения характерен для пациентов, имеющих закрытое, защитное отношение к себе и низкий уровень рефлексии, что может быть обусловлено снижением критичности у больных шизофренией. Мотивационно-поведенческая составляющая Я-концепции характеризуется значительным преобладанием страха социального отвержения над стремлением к принятию, низким уровнем потребности в социальном одобрении, преобладанием мотивации избегания неудач.

В структуре Я-концепции наиболее тесно связаны между собой параметры, отражающие эмоционально-позитивное отношение к себе, целостность и сбалансированность системы представлений о себе, негативное отношение к себе, формирующее преобладающую мотивацию социального поведения. Поведение больных в значительной степени определяется уровнем внутренней конфликтности и самообвинения, т. е. негативного отношения к себе. Выявленные особенности Я-концепции необходимо учитывать в работе с больными шизофренией.

Наше исследование показало, что проведение только психофармакологического лечения в некоторой степени снижает дезинтегрированность Я-концепции пациентов, однако может приводить к развитию «эффекта гоепитализма» в связи с усилением противоречивости самоотношения и трудностями дальнейшей социальной адаптации. Для восстановления нарушенной структуры Я-концепции необходимо проведение направленной психологической коррекции, мишенями которой являются когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий компоненты Я-концепции.

Специфика данной программы: четкая структуризация пациентами представлений о себе посредством техник, обучающих вербализации собственных мыслейакцент на позитивных сторонах личностизакрепление нового опыта в поведенческом тренинге, опора на креативные способности и интересы пациентовнаучение социальному поведению, чёткому выражению своих эмоций и мыслей через копирование модели вербального и невербального поведения ведущих. В процессе психологической коррекции стимулировалось творчество больных, обладающее целебными механизмами восстановления целостности личности. Практика проведения психологической коррекции с больными шизофренией показала, что привнесение именно творческого компонента, а не простая тренинговая отработка навыков, создает у больных мотивацию к посещению занятий, преодолению трудностей в решении внутриличностных и межличностных проблем.

Исследование динамики Я-концепции и эффективности проведенной психологической коррекции с помощью объективных и субъективных критериев оценки показало, что учет особенностей Я-концепции больных шизофренией повышает эффективность психологической коррекции, что делает возможным более широкое ее внедрение в практику лечения и реабилитации соответствующей группы больных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 368 с.
  2. A.A. Современная психотерапия: курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. — 334 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  4. .Г. Психология и проблема человекознания: Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалёва. М.- Воронеж: МОДЭК, 1996.-383 с.
  5. О.Н., Шильштейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я». // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996.- № 4. — С. 49−52.
  6. Арт-терапия: Хрестоматия / Сост. и общ ред. А. И. Копытин. СПб.: Питер, 2001.-315 с.
  7. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд. МГУ, 1979. — 151 с.
  8. В.А. Системная организация и развитие психики. // Психологический журнал. 2003. — № 1. — С. 29−46.
  9. В.А. Ломов Б.Ф.: Системный подход к исследованию психики. // Психологический журнал. 2002. — № 4. — С. 27−38.
  10. И.Э. Структура личности: Методологический анализ. Киев.: Наукова думка, 1986. — 127 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
  12. Биологическая кибернетика. / А. Б. Коган, Н. П. Наумов, Б. Г. Режабек, О. Г. Чораян / под ред. А. Б. Когана М.: Высшая школа, 1977. — 402 с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.- 270 с.
  14. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология: руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. — 448 с.
  15. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. Ребер Артур: Пер с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — Т. 2. (П-Я). — 560 с.
  16. Боровиков В.П. STATISTICA: Искусство анализа данных на компьютере. -СПб: Питер, 2001.-276 с.
  17. Бубер Мартин Я и Ты: пер. с нем. / Мартин Бубер. Послесл. П. С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1993. 173 с.
  18. Г. В., Кабанов М. М. Психологическая и социальная адаптация больных малопрогредиентной шизофренией: пособие для врачей. СПб, 1995.-22 с.
  19. М.Е. Краткосрочная терапия творческим самовыражением дефензивно-шизотипических пациентов: Пособие для врачей. М.: Минздрав РФ, 1998. — 16 с.
  20. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. -302 с.
  21. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: Изд. МГУ, 1991.-141 с.
  22. Вид В. Д. Психотерапия шизофрении (2-е изд.). СПб: Питер, 2001. — 432 с.
  23. Вид В. Д. Раскрывающая реконструктивная психотерапия больных малопрогредиентной шизофренией: Пособие для врачей. СПб, 1995.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд. МГУ, 1990.-283 с.
  25. В.М. Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98». Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 1997. — 144 с.
  26. В.М. Методология применения решеток G. Kelly дляперсонального самоанализа//Теория и практика медицинской психологии и психотерапии / Под общей редакцией М. М. Кабанова. СПб: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1994. — С. 92−95.
  27. . История шизофрении. М. — СПб, 2000. — 304 с.
  28. Т.В., Мальков Н. Р. Диагностика некоторых психологических характеристик в процессе ФГП больных малопрогредиентной шизофренией // Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психически больных.-Л., 1984.-С. 118−120.
  29. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера М.: Медицина, 1990.-384 с.
  30. Д.Д., Калитеевская Б. Р. Групповая психотерапия при вялотекущей шизофрении у подростков // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1988. — С. 78−82.
  31. Ю.Т. Об одном из вариантов психотерапии в реабилитации больных шизофренией // Актуальные вопросы реабилитации психически больных и профилактики их инвалидизации. Томск, 1986. — С. 16−19.
  32. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2000.-318 с.
  33. Н. М. Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. М.: Медицина, 2000.-544 с.
  34. М.Л. Исследование дисфункциональных отношений у больных неврозами и их динамика в процессе психотерапии: Дисс. канд. психол. наук / Санкт-Петерб. НИИ им. В. М. Бехтерева. СПб, 2001.
  35. .В. Патопсихология. М., 2000.
  36. В.П. Миры сознания и структуры сознания // Вопросы психологии. 1991.-№ 3.-С. 47−51.
  37. К. Факторный анализ. М.: «Прогресс», 1968. — 635 с.
  38. В.Б. Психотерапия шизофрении // Психическое здоровье. Санкт-Петербург 2000: Материалы конференции, 20−21 апреля 2000 г. — СПб: Изд. СПбГТУ, 2000. — С. 175 — 176.
  39. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 368 с.
  40. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 508 с.
  41. .В., Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция В. Н. Мясищева и медицинская психология. СПб: «Сенсор», 1999. — 76 с.
  42. Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — Гл. XI. — С. 231 -254.
  43. Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений // Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера М.: Медицина, 1990. — Гл. V. — С. 89 — 120.
  44. М.М. Реабилитация психически больных. — Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985. — 216 с.
  45. М.М., Лнчко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 311 с.
  46. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А. Л. Тулупьева. СПб: «Речь», 2002. — 134 с.
  47. Ю.В. История психиатрии. М.: Медгиз, 1928.-317 с.
  48. И. Сочинения: В 6 тт. М., 1966. — Т. 6. — С. 365.
  49. Г. И., Б. Дж. Сэдок Клиническая психиатрия: Пер с англ. М.: Медицина, 1994. -Т. 1. — 671 с.
  50. Г. И., Сэдок Б. Дж. Краткое руководство по клинической психиатрии: Пер с англ. М., 1996.
  51. Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1998.
  52. Клиническая психиатрия: Пер с англ. доп. / Гл. ред. Т. Б. Дмитриева. — М.: ГОЭТАР, МЕДИЦИНА, 1998. 505 с.
  53. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. -СПб: Питер, 2002.- 1312с.
  54. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. — 960 с.
  55. М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. СПб: Б.С.К., 1997. — 96 с.
  56. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  57. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Знание, 1978. — 286 с.
  58. Ю.А. Рецензия: Раймер Ф. Возможности и границы психотерапии в психиатрическом стационаре // Журнал невропатологии и психиатрии. 1981. -№ 11. -С. 1738−1739.
  59. А.И. Основы арт-терапии. СПб, 1999.
  60. С.С. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954.
  61. А.П. Современные проблемы вялотекущей шизофрении (по материалам «Круглого стола» в Психоневрологическом институте им.
  62. В.М. Бехтерева) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб, 1992. — № 4.
  63. М.М., Николаева В. В. Мотивация при шизофрении. М.: Изд. МГУ, 1978.-88 с.
  64. В.П., Савина Т. Д. Экспериментально-психологическое исследование психической деятельности у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983. — Вып. 12.
  65. В.П., Мелешко Т. К. Проблемы регуляции психической деятельности при шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1988. — Вып.7.
  66. JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению (2-е изд., дополненное). СПб, 1995. — 136 с.
  67. Н.Г. О корректности применения факторного анализа и критериях факторизации. // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 138−142.
  68. С. Психотерапия в медицине на современном этапе развития: возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1988.-С. 13−18.
  69. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  70. Г. В., Семке A.B., Бессараб С. П. Социально-трудовая адаптация больных шизофренией с различной клинической структурой .негативных расстройств в ремиссиях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1991. — Вып.1.
  71. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1999.-350 с.
  72. И.С. Структура и динамика самооценки больных эндогенными психозами с депрессивными состояниями в процессе восстановительного лечения: Дисс.. канд. мед. наук / Лен. НИИ им. В. М. Бехтерева. Л., 1990.-222 с.
  73. Р. Расколотое «Я»: Пер. с англ. СПб: Белый кролик, 1995. — 352 с.
  74. Г. И. Социально-психологический тренинг: методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. М.: Совершенство, 1998.- 208 с.
  75. Материалы IV ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков и взрослых: состояние и перспективы». СПб: ИМАТОП, 2002. — 272 с.
  76. А.А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. — 288 с.
  77. Т.К. Особенности деятельности у больных шизофренией в ситуации общения // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. — Вып. 12.
  78. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  79. П.Г., Щербина Е. А., Абрамова В. А. Реабилитация личности при шизофрении, эпилепсии и последствиях черепно-мозговой травмы. — Киев: Здоровья, 1991. 170 с.
  80. Э.И. Прогностические критерии мотивационных характеристик больных шизофренией в индустриальной реабилитации: Дисс. .канд. наук. Томск, 1984.
  81. Ф.Г. Сознание и самосознание. М.: Знание, 1991. — 211 с.
  82. В.Г. Влияние активности и ригидности на процесс формирования мотивов у больных шизофренией с различными типами адаптации: Дисс. .канд. наук. Томск, 1990.
  83. В.К., Самохина Т. В. Клинико-психологическое исследование групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. J1., 1979.-С. 135−138.
  84. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  85. В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные вопросы медицинской психологии. Л., 1974.
  86. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1995. — 356 с.
  87. Надирашвилли J1.A. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: «Мецниереба», 1974. — 170 с.
  88. К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма: Пер. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 303 с.
  89. Наследов, Тарасов Применение математических методов в психологии. -СПб: СПбГУ, 2001.
  90. А.И., Шибакова T.JI. Клиника, терапия и реабилитация больных вялотекущей (психопатоподобной) шизофренией с утраченной трудоспособностью // Журнал невропатологии и психиатрии. 1986. — № 6.-С. 914−918.
  91. Н.Ф. Роль состояния самосознания больных шизофренией в их социальной адаптации: Дисс.. канд. мед. наук / Ставропольский мед. ин-т. Ставрополь, 1992. — 156 с.
  92. Т.Д. Рецензия: Хубер Г. Терапия, реабилитация и профилактика шизофренных заболеваний // Журнал невропатологии и психиатрии. -1981. № 3. — С. 468−470.
  93. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  94. С.Н. Некоторые клинико-социальные аспекты дифференциальной диагностики шизофрении // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1991. — Вып.1.
  95. Особенности иррациональных установок у больных неврозом. // Материалы второго съезда психиатров, наркологов и психотерапевтов Чувашской республики. Чебоксары, 2000.
  96. Г. П., Беляев Б. С. Клиническая характеристика и прогностическая оценка изменений личности при бредовом расстройствеу больных шизофренией. // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова 1985. — Вып. 12.
  97. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: «СМЫСЛ», 1993.-32 с.
  98. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд. МГУ, 1991.- 108 с.
  99. В.Н. Психология человека: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 253 с.
  100. Е.И. Введение в психологическую коррекцию и психотерапию: учебное пособие. СПб, 1997. — 65 с.
  101. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд. МГУ, 1988. — 208 с.
  102. A.B. Вопросы истории и теории психологии: избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 271 с.
  103. Ю.Ф. Место психологической коррекции в процессе реабилитации больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1987. — Вып. 7.
  104. Ю.Ф., Алфимова Н. В. Проблемы и перспективы участия психолога в прогнозировании заболевания шизофрении // Вестник МГУ. Психология. 1993. — № 1.
  105. Ю.Ф., Критская В. П., Мелешко Т. К. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.:Изд. МГУ, 1991. -254 с.
  106. Ю.Ф., Кузьмина СЛ. и др. О социальной поддержке в системе межличностных взаимодействий здоровых испытуемых и больных юношеской малопрогредиентной шизофренией // Вестник МГУ. Психология. 1995. — № 1.
  107. Ю.Ф., Хломов Л. П., Слоневский Ю. П. Место психологической коррекции в процессе реабилитации больных шизофренией //Журнал невропатологии и психиатрии. 1987. — № 7. — С. 1059−1064.
  108. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-205 с.
  109. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб, 2000.
  110. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбова. М.: Академический Проект ОППЛ, 2003. — 880 с.
  111. И., Стенгерс Изабелла. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 431с.
  112. Принцип системности в психологических исследованиях, / Отв. ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990. — 182 с.
  113. Психическое здоровье. Санкт-Петербург 2000 год: Материалы конференции, 20−21 апреля 2000 года. — СПб: Изд-во СПбГТУ, 2000. — 228 с.
  114. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб: «Ювента», Институт тренинга, 1999. — 256 с.
  115. Психологическая и социальная адаптация больных малопрогредиентной шизофренией: Пособие для врачей. СПб: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1995.
  116. Психологической словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  117. Психология XXI века. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI века» / Под. ред. A.A. Крылова. СПб: Питер, 2000. — 506 с.
  118. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 491 с.
  119. Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского- Самара: БАХРАХ-М, 2003. 672 с.
  120. Психология XXI в. (Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции «Психология XXI в.») / Под ред. A.A. Крылова. СПб, 2000.
  121. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общ. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер Ком, 1999. — 752 с.
  122. Психотерапия: учебник (2-е изд.) / В. А. Абабков, Г. Л. Исурина и др./ под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. — 672 с.
  123. К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М.: «Рефл-бук" — Киев: «Ваклер», 1997.-317 с.
  124. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. -712с.
  125. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер с англ. / Общ ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. -М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  126. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  127. Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М.- СПб: Ювента, 1999.-346 с.
  128. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. 656 с.
  129. Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. — М.: Гардарика, Смысл, 1998. -192 с.
  130. С.Ф. Структура личности и шизофрения // Проблемы личности. М., 1970. — Т. 2.
  131. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб: Социально-психологический центр, 1996.-349 с.
  132. Системные аспекты психической деятельности / Под ред. К. В. Судакова М.: ЭДИТОРИАЛ УРСС, 1999. — 270 с.
  133. Системный подход и психиатрия / Г. Я. Авруцкий, Ю. А. Александровский, Д. Д. Венедиктов и др. — под общ. ред. П. П. Волкова -Минск: Вышейша школа, 1976. 398 с.
  134. Ф.И., Якупова Г. А. Клинический анализ эффекта направленной психокоррекционной работы у больных шизофренией // Новое в теории и практике реабилитации психически больных. Л., 1985. -С. 123−125.
  135. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд. МГУ, 1976.- 128 с.
  136. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд. МГУ, 1989.-213 с.
  137. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: ЗУЯ -Аргус, 1995.-359 с.
  138. Специализированная шкала для определения качества жизни: пособие для врачей и психологов / Под ред. М. М. Кабанова. — СПб: НИИ им. В. М. Бехтерева, 1999.
  139. В.В. Самосознание личности. М.: Изд. МГУ, 1983. — 286 с.
  140. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.
  141. А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб: Питер, 2002.-334 с.
  142. А.П. Методы поведенческой психотерапии: учеб. пособие для врачей-слушателей. Л., 1987.
  143. С.Н., Юклянюк В. В. Потребности, мотивы и эмоции личности. -Тверь: Чудо, 2001.- 138 с.
  144. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько М., Знание, 1987. — 217 с.
  145. Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб: Наука, 1992.-232 с.
  146. Г. Синергетика: Пер. с англ. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  147. Г. Современный факторный анализ. -М., 1972.
  148. X. Мотивация и деятельность: Пер с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 406 с.
  149. А.Б. Психотерапия шизофрении за рубежом. // Московский психотерапевтический журнал. 1993. -№ 1. — С. 77−112.
  150. JI., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб, Питер Пресс, 2000. — 606 с.
  151. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: АН СССР, Ин-т психологии, 1977. — 144 с.
  152. Л.Ф. Теоретические и практические аспекты психологического консультирования: учебное пособие. СПб: Изд. Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, 1996. -108 с.
  153. Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов н/Д.: ACT- Феникс, 1999.-540 с.
  154. Э. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 652 с.
  155. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / Под ред. Ю. Ф. Полякова. -М., 1982.
  156. Дж. Гештальт, ведущий к пробуждению. СПб, 1994. -144с.
  157. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969.-317 с.
  158. И. Групповая психотерапия. Теория и практика: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
  159. SPSS Base 8.0 для Windows: Руководство пользователя. M.: СПСС Русь, 1998.- 751 с.
  160. Alanen Y., Kakkolainen V., Rasimus R. et al. Developing a global psychotcherapeutic approach to schizophrenia: results of a 5 year follow-up. // Yale J. Biol. Med. 1985. — V. 58, N 4. — P. 383−402.
  161. Bagnell H.R. Integrative processing a biological foundation for psychoterapy. // Psychiatry. 1999. — V.62, N 3. — P. 273−289.
  162. Bandura A. Self-effecacy mechanisms in human agency. // American Psychologist. 1982.-N37.-P. 122−147.
  163. Baumann U. Wie objektiv ist die Wirksamkeit der Psychotherapie. // In Ch. Mundt, M. Linden, W. Barnett (Hrsg.) Psychotherapie in der Psychiatrie. -Berlin: Springer, 1998.
  164. Baumeister R.F., Smart L., Boden J.M. Relation of threatened egotism to violence and aggression: The dark side of high self-esteem. // Psychological Review. 1996.-N 103.-P. 5−33.
  165. Bateson G., Mead M. Balinese character: a photographic anayisis (Le Caractere balinais: une anayise photographique). New York: Acad, sciences, 1942.
  166. Beck A.T. Depression. New York: Harper & Row, 1967.
  167. Beck A.T., Clark D.A. Anxiety and depression: An information processing perspective. // In R. Schwarzer, R.A. Wicklung (Eds.) Anxiety and self-focused attention. New York: Harwood, 1991. — P. 41−54.
  168. Bebbington P.E., Bowen J., Hirsch S.R., Kuipers E.A. Schizophrenia and psychosocial stress. // In S.R. Hirsch & D.R. Weinberger (Eds.) Schizophrenia. Oxford: Blackwell Science, 1995. — P. 587−604.
  169. Beck A.T. Cognitive therapy nature and relation to behavior therapy. // Behavior Therapy. — 1970. — N 1. — P. 184−200.
  170. Brenner H.D., Kraemer S., Hermanutz M., Hodel В. Cognitive treatment in schizophrenia. // In E.R. Straube, К. Hahlweg (Eds.) Schizophrenia: Concepts, vulnerability and intervention. Heidelberg: Springer, 1990. — P. 161−191.
  171. Buber Martin Ich und Du. Koln, 1966.
  172. Burns Robert B. Self-concept development and education. London, 1982.
  173. Cooley C. H. Human Nature and the Social Order. New York: Scribners, 1912.
  174. De Jesus Mari J., Streiner D.L. An overview of family interventions and relapse in schizophrenia: Meta-analysis of research findings. // Psychological Medicine. 1994. — N 24. — P. 565−578.
  175. Dixon L. B., Lehman A. F. Family interventions for schizophrenia. // Schizophrenia Bulletin. 1995.-N21.-P. 631−643.
  176. Erikson E. H. Identily and the Life Cycle. New York: IUP, 1959.
  177. Erikson E. H. Identily, Youth and Crisis. New York: Norton, 1968.
  178. Fransella F., Bannister D. A manual for repertory grid technique. London, New York, San Francisco: Academic Press, 1977.
  179. Freimuth M. Integrating group psychotherapy and 12-steep work: a collaboratiwe apporach. // Int. Group. Psychotcher. 2000. — V. 50, N 3. — P. 297−314.
  180. Gabbard G.O. Psychotherapiy of personality disorders. II J. Psychother. Pract. Res. 2000. — V. 9, N 1. — P. 1 -6.
  181. Gunderson J. G., Frank A.F., Katz H.M., Vannicelli M.L., Frosch J.P., Knapp P.H. Effects of psychotherapy in schizophrenia: II. Comparative outcome of two forms of treatment. // Schizophrenia Bulletin. 1984. — N 10. -P. 564−598.
  182. Hafner H. Rehabilitation Schizophrener: Ergebnisse eigener Studien und selektiver Uberblik. // Zeitschrift fur Klinische Psychologie. 1988. — N 17. -S. 187−209.
  183. Hahlweg K., Durr H., Muller U. Familienbetreuung schizophrener Patienten.- Weinheim: Beltz, 1995.
  184. Halford W.K., Hayes R.L. Social skills training with schizophrenic patients. // In D.J. Kavanagh (Ed.) Schizophrenia: An overview and practical handbook.- London: Chapman & Hall, 1992. P. 375−392.
  185. Higgins E.T., Klein R., Strauman T. Self-concept discrepancy theory: A psychologiacal model for distinguishing among different of depression and anxiety. // Social Cognition. 1985. -N 3. — P. 51−76.
  186. Higgins E.T., Roney C.J.R., Crowe E., Hymes C. Ideal versus ought predilections for approach and aviodance distinct self-regulatory systems. // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. -N 66. — P. 276−286.
  187. Hill C.E. et al. Client concealment and self-presentation in therapy: comment on Kelly. // Psychol. Bull. 2000. — V. 126, N 4. — P. 495−500.
  188. Hornung W.P., Holle R., Schulze Monking H., Klingberg S., Buchkremer G. Psychoedukativ-psychotherapeutische Behandlung schizophrener Patienten und ihrer Bezugspersonen. // Nervenartz. 1995. — N. 66. — S. 828−834.
  189. Huber W. Using integrative approacheks in psychotherapy. // Psychother. Psychosom. Med. Psychol. 2000. — V. 64, N 1. — P. 2−13.
  190. Kieserg A., Hornung W.P. Psychoedukatives Trainung fur schizophrene Patienten: Ein verhaltenstherapeutisches Behandlungsprogramm zur Rezidivprophylaxe. Tubingen: DGVT — Verlag, 1994.
  191. Kluft R.P. An overviw of the psychtheratpy of dissaociaticve identity disorder. // Am J. Psychotcher. 1999. — V. 53, N 3. — P. 289−319.
  192. Kinch J. W. A formalized theory of the self concept. // American Journal of Sociology, 88.- 1963.- P. 481−486.
  193. Kelly A. E. Helpig construct dissirable identitesra self-presentational-view of psychoteraphy. // Psychol. Bull. 2000. — V. 126, N 4. — P. 495−500.
  194. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. New York, Norton, 1955.-V. 1,2.
  195. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. // A theory of personality. New York, 1995. — V. 1.
  196. Leger D., Quera-Salva M.A., Philip P. // Pharmaco Economics Supplement. 1996.- V.10, N.l. — P.39−46.
  197. Lehman A.F. Vocational rehabilitation in schizophrenia. // Schizophrenia Bulletin. 1995. — N. 21. — S. 645−656.
  198. Laing R. D. Le Moi divise. Paris: Trad, fr., Stock, 1970.
  199. Makhlouf-Norris F., Jones H.G., Norris H. Articulation of the conceptual structure in obsessional neurosis. // British Journal of social and clinical Psychologi. 1970. — N l.-P. 264−274.
  200. Meares R. Priming and projeective identification. // Bull Menninger Clin. -2000.-V. 64, N l.-P. 76−90.
  201. McGrath I. et al. Fortninghtly review. Treatment of schizophrenia. // BMI. -1999.- T. 16, V. 319, N72.-P. 1045−48.
  202. Mead G. H. Mind, Self and Society, Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1934.
  203. Ogrodniczuk I.S. et al. Use of transference interpretations in dynamically oriented idividual psychotherapiy for patients with personality disorders. // J. Personal. Disord. 1999. — V. 13, N 4. — P. 297−311.
  204. Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt therapy. New York: Julian Press, 1951.
  205. Paar G.H. et al. Psychosomatic rehabilitation. Self-image, reabilitative concepts, Psychoterapeutic apporaches, need vs. demand issnes. // Psychoteher. Psychosom. Med. Psychol.- 1999. V. 49, N 9−10.-P. 295−301.
  206. Pankow G. Image du corps et structures familiales schez les psychotiques. // Inf. Psych., 1972. — V. 48, N 2. — P. 131−270.
  207. Pilkonis P., Imber S., Lewis P., Rubinsky P. A comparative outcome study of individual, group and conjoint psychotherahy. // Arch. Gen. Psychiat. -1984.-N41.-P. 431—437.
  208. Prochaska J.O., DiClemente C.C., Norcross J.C. In search of how peoples chence. // American Psychologist. 1992. — N 47. — P. 1102−1114.
  209. Peter K., Hajek G. Kognitive Verhaltenstherapie mit Schizophrenen. Erfahrungen und Probleme bei der Ervolgsmessung. // XII Psychotherapiekongress der DDR mit internationaler Beteiligung. Berlin, 1989.-S. 99.
  210. Reynolds L., Hoult J. The relatives of the mentally ill. A comparative trial of communiti-oriented and hospital-oriented psychiatric care. // J. nerv. ment. Dis. 1984.-N 172.-P. 480−489.
  211. Rohrle B. Soziale Netzwerke und Soziale Uberstutzung. Weinheim: Beltz Psychologie Verlags Union, 1994.
  212. Rosenberg M. Society and adolescent self-image. P.U.P., 1965.
  213. Schilder P. L’Image du corps (1950). Paris: Trad, fr., Gallimard, 1968.
  214. Seligman M.E. What you can change and what you caht. The comlete guide to successful self-improvement. New York: Knopf, 1994.
  215. Singer M.T., Wynne L.C., Toohey M.L. Communication disorders and the families of schizophrenics. // In Wynne L.C., Cromwell R.L., Matthysse S. (Eds.) The nature of schizophrenia: New approaches and treatment. New York: Wiley Medical, 1978.
  216. Samuels S.C. Enhancing self-concept in child-hood. New York, 1977.
  217. Stein L., Test M. Alternative to mental hospital treatment: I. Conceptual model treament program and clinical evaluation. // Arch. Gen. Psvchiat. 1980. -N37.-P. 392−397.
  218. B. (ed.) Quality of Life Assessment in Clinical Trials. New York, 1991.
  219. Strupp H.H. Psychoanalysis, «Focal psychotherapy», and the nature of the therapeutic influence. // Arch. Gen. Psychiatry. V. 32, N 1. — P. 127−135.
  220. Thara K., Howard L.A.//Acta Psychyatr.Scand. 1989.- V.80. — P. 267 271.
  221. Tarrier N., Barrowclough C., Vaughn C. et. al. The community management of schizophrenia. A controlled trial of a behavioral intervention with families to reduce relapse // Brit. J. Psychiat. 1988. — N 4. — P. 383 — 402.
  222. Weiner N. Outcome of psychoanalytically oriented group psychotherapy // Group. 1984. — N 2. — P. 3 — 12.
  223. Wilson B.L. et al. Music therapy assessment in school settings: a preliminary invesligayion. // J. Music Ther. 2000. — V. 37, N 2. — P. 95−117.
  224. Witkin H.A. A manual for the embedded figures test. Palo Alto, 1971.
  225. Witkin H.A. Psychological differentianion. New York, 1974.
  226. Witkin H.A., Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior. // Psychol. Bull. 1977. — V. 84.
  227. Witkin H.A., Goodenough D.R., Airman Ph.K. Psychological differentiation: current status. New York, 1977.
  228. КО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА «КЕЛЛИ-98»
  229. Формирование списка персонажей. Инструкция № 1: Выберите из числа знакомых Вам людей девять человек, играющих (игравших) определенную роль в вашей жизни.
  230. Протокол методики «Келли-98» (В.Н. Воробьев, 1998)
  231. Год рожденияРод деятельностиПовод обращения
Заполнить форму текущей работой