Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задержка психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возрастная динамика психического развития детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза определяется как тяжестью поражения центральной нервной системы, так и временем возникновения дефекта. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако при умственной отсталости это ярче выражено. Церебральная астения, которая присутствует при… Читать ещё >

Задержка психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При поступлении детей в младшую школу достаточно типичной становится ситуация фиксации у детей задержки психического развития. Данный диагноз — обобщенная констатация нарушений возрастно-нормативной модели развития, которая могла быть вызвана различными причинами.

В формировании современных представлений о задержке психического развития у детей можно выделить несколько этапов. В начале XX в. указывалось, что школьные неудачи детей могут быть обусловлены плохим состоянием здоровья (Ф. Л. Касторский, Д. Д. Бекарюков). Попытки классифицировать детей с трудностями в обучении, вызванными не умственной отсталостью, были предприняты уже в 20-е гг. XX в. Ж. Филипп и П. Бонкур описали так называемых субнормальных учеников. И. Борисов выделил группу детей с «пониженным общим развитием», которых он отграничивал от детей-олигофренов и педагогически запущенных. А. Бине и Т. Симон описали группу «псевдоненормальных» .

В 40-х гг. XX в. выделяются дети с «задержкой развития» (С. И. Федоров), с «замедленным темпом развития» (Н. И. Озерецкий). Таким образом, уже в то время проводились активные попытки качественной оценки состояния развития стойко неуспевающих учащихся.

В западных странах выделение детей с затруднениями в обучении традиционно основывается преимущественно на данных психометрии. В настоящее время широкое распространение получила градация, предложенная Д. Векслером, который выделяет «слабый интеллект», «пограничные случаи слабоумия», «слабоумие» .

В структуре психического дефекта у детей с задержкой психического развития на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

Клинико-психологический подход к оценке уровня развития познавательной деятельности и состояния нервнопсихической сферы (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева) позволяет выделить следующие виды отклонений в развитии:

  • • психофизический и психический инфантилизм;
  • • интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
  • • интеллектуальные нарушения при церебральных астениях различного происхождения;
  • • интеллектуальные нарушения при психопатоподобном и психопатическом поведении;
  • • вторичные интеллектуальные трудности в связи с поражением отдельных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного), а также при дефектах речи, чтения, счета и письма;
  • • интеллектуальные нарушения в связи с неблагополучными условиями среды и воспитания;
  • • прогрессирующие интеллектуальные нарушения па определенных этапах прогредиентных нервно-психических заболеваний;
  • • формы интеллектуальной недостаточности, которые возникли в результате перенесенного мозгового заболевания, закончившегося органической деменцией.

Т. А. Власова и М. С. Певзнер к задержке психического развития относят следующие состояния:

  • • нарушение темпа развития (психический и психофизический инфантилизм), при котором в психическом состоянии на передний план выступает отставание развития эмоционально-волевой сферы, обусловленное недоразвитием лобных долей головного мозга. Инфантилизм может быть осложнен некоторыми другими расстройствами, вызванными вовлечением гипофизарно-диэнцефальных отделов мозга или гормональной системы и ведущими к более выраженным задержкам психического развития;
  • • астенические, прежде всего церебрастенические, состояния, которые ведут к вторичной задержке психического развития[1].

В дальнейшем Т. А. Власова и К. С. Лебединская дополнили представление о задержке психического развития положением о том, что стойкие ее формы связаны с органическим поражением центральной нервной системы; последнее имеет место не только при органическом инфантилизме и церебрастеническом симптомокомплексе, но и при ряде других энцефалопатических синдромов[2]. Этому соответствуют состояния, обозначаемые термином «минимальная мозговая дисфункция» .

Психологические исследования детей с задержкой психического развития (Н. А. Менчинская, Т. В. Егорова, З. Муратханова) установили связь недостатков памяти, внимания, напряженности и целенаправленности психических процессов с низким уровнем развития мышления. У этой категории детей отмечаются выраженные нарушения деятельности (М. С. Певзнер, Н. А. Менчинская, В. В. Ковалев, Г. И. Жаренкова, Л. Тарнопол и др.). При неосложненных формах инфантилизма школьная дезадаптация обусловлена недостаточной сформированностью произвольной деятельности (М. С. Певзнер, Т. А. Власова). При органическом инфантилизме возможно недоразвитие познавательной деятельности (М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, И. А. Юркова). Трудности в усвоении общеобразовательной школьной программы при церебрастении связаны, главным образом, с быстро наступающим утомлением, истощением, вялостью.

Важной особенностью детей с задержкой психического развития, отличающей их от детей-олигофренов, являются лучшие возможности переноса усвоенных приемов и навыков на решение новых аналогичных задач и более эффективное использование помощи взрослого (Т. А. Власова и М. С. Певзнер).

В современной отечественной психопатологии и психиатрии классификация задержек психического развития строится на этиопатогенетическом принципе, когда форма задержки психического развития определяется причиной ее возникновения. Например, В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы задержки психического развития: дизонтогенетическую, энцефалопатическую задержку психического развития в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и др.), культуральную форму задержки психического развития, обусловленную ранней социальной депривацией, педагогической запущенностью и др.[3]

В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта задержки психического развития:

  • • конституционального происхождения;
  • • соматогенного происхождения;
  • • психогенного происхождения;
  • • церебрально-органического генеза[4].

И. И. Мамайчук отмечает, что клинико-психологическая структура каждого варианта задержки психического развития отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений[5] (табл. 6.3).

Задержка психического развития конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Термин «инфантилизм» был введен французским невропатологом Е. Laseguc в 1864 г. для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. Немецкий психиатр G. Anton (1908) применил термин «инфантилизм» по отношению к детям с задержкой психического развития. В современной психиатрической литературе термином «психический инфантилизм» обозначают личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психофизическим инфантилизмом находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Их эмоции отличаются яркостью и живостью, наблюдаются преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, повышенная внушаемость и недостаточная самостоятельность. Особые трудности дети с психофизическим инфантилизмом испытывают в начале обучения в школе. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, усидеть на уроке, подчиняться правилам дисциплины.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психофизическим инфантилизмом проявляется в особенностях их интеллектуальной недостаточности. У них наблюдается преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Исследования показали у них достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности[6]. Немаловажное место в структуре задержки психического развития у детей с психофизическим инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается. Это указывает на зависимость интеллектуальной продуктивности от мотивации у детей с психофизическим инфантилизмом.

При соматогенной форме задержки психического развития, так же как и при психофизическом инфантилизме, наблюдается эмоциональная незрелость. Если при психофизическом инфантилизме эмоциональная незрелость обусловлена, как правило, незрелостью мозга, то при соматогенной форме задержки психического развития причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, в значительной степени негативно отражается на умственной работоспособности. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.

Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребенка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами задержки психического развития. Причина данной формы задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В западной литературе эта форма задержки психического развития описывается как «ранний детский органический синдром», «минимальная мозговая дисфункция». Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленного остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

Возрастная динамика психического развития детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза определяется как тяжестью поражения центральной нервной системы, так и временем возникновения дефекта. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако при умственной отсталости это ярче выражено. Церебральная астения, которая присутствует при задержке психического развития церебрально-органического генеза, проявляется в повышенной утомляемости, в недоразвитии свойств внимания и памяти. В сравнении с другими формами задержки психического развития здесь наблюдается выраженное недоразвитие устойчивости, точности и распределения.

Нейропсихологические исследования детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза[7] позволили установить, что в основе данного дефекта лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостыо психических функций. При выраженном органическом поражении мозга прослеживаются более грубые нейродинамические расстройства, выражающиеся в инертности психических процессов. Кроме того, наблюдается первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций. У детей отмечается определенная парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций[8].

Н. К. Корсакова и Ю. В. Микадзе выделили две причины, обусловливающие недостаточную сформированность отдельных функциональных систем психики ребенка: «иррегулярность» психического развития ребенка (отклонение от нормального развития, неравномерность в развитии психических функций) и «минимальные дисфункции мозга», при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом[9].

Психологические параметры задержки психического развития (по И. И. Мамайчук)[10]

Формы задержки психического развития.

Клинико-психологические проявления.

Нейропсихологические особенности.

Психофизический инфантилизм.

Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелость.

Нарушение динамики умственной работоспособности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.

Соматогенная форма.

Сформированность психических процессов. Астения, раздражительная слабость.

Снижение динамики умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях.

Психогенная форма.

При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.).

Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.

Задержка психического развития церебральноорганического генеза.

Недоразвитие психических процессов и функций, что приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности. Частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.

Нарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительнопространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств: внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

И. И. Мамайчук, учитывая психолого-педагогические параметры, выделяет четыре основные группы детей с задержкой психического развития:

  • • дети с относительной сформированностью психических процессов, но со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с задержкой психического развития вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами задержки психического развития;
  • • дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой задержки психического развития церебрально-органического генеза, с выраженной задержкой психического развития соматогенной формы и с осложненной формой психофизического инфантилизма;
  • • дети с явным нарушением интеллектуальной продуктивности, по со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса);
  • • дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой задержки психического развития церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности[10].

Важно понимать, чем адекватнее ставится диагноз задержки психического развития по характеру причин задержек, тем эффективнее могут быть подобраны методы и программы коррекции и компенсации. Задержки психического развития в большинстве случаев при формировании специальной коррекционно-развивающей программы в школе и оптимальной социальной ситуации развития в семье могут быть выправлены в младшей школе.

  • [1] Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
  • [2] Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. Отбор детей во вспомогательную школу: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
  • [3] Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.
  • [4] Лебединская К. С. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  • [5] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.
  • [6] Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.
  • [7] Марковская И. Ф. Клинико-нейрофизиологическая характеристика задержки психического развития церебрально-органического генеза // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 28−52; Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985; Корсакова Н. К. Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997; Мамайчук И. И., Симонова Н. М. Нейронсихологическая коррекция школьников с резидуально-органической недостаточностью // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997; Шипицына Л. М. Нейропсихологический анализ высших психических функций у детей с отклонениями в развитии // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия. М., 1997; и др.
  • [8] Марковская И. Ф. Указ. соч. С. 28−52.
  • [9] Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Указ. соч.
  • [10] Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004.
  • [11] Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой