Снижение ситуативной тревожности как показатель эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза
Диссертация
Анализ качества профессиональной деятельности студентов позволил отметить следующие особенности. Общая тенденция к более строгой оценке педагогической деятельности, как показатель роста требований к практикантам, проявила себя в обеих контрольных группахв экспериментальной группе отмечены более высокие оценки по соответствующим показателям. Качество теоретической подготовки осталось примерно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Специфика психологической подготовки студентов педвуза
- 1. 1. 1. Структура и значение психологической подготовки к педагогической деятельности
- 1. 1. 1. Изучение эффективности современной психологической подготовки педагогов
- 1. 1. 2. Основные тенденции совершенствования психологической подготовки педагогов
- 1. 2. Проблема тревожности в контексте психологической компетентности педагога
- 1. 2. 1. Понятие и виды тревожности
- 1. 2. 2. Взаимосвязь тревожности с другими психическими явлениями
- 1. 2. 3. Влияние уровня психологической компетентности учителя на его психоэмоциональное состояние
- 1. 3. Основные направления коррекции тревожности
- 1. 3. 1. Характеристика психофизиологических приемов регуляции эмоционального состояния
- 1. 3. 2. Психологические направления коррекции тревожности
- 1. 3. 3. Использование активных методов обучения для снижения ситуативной тревожности педагога в процессе профессиональной деятельности
- 1. 4. Выводы по первой главе
- 1. 1. Специфика психологической подготовки студентов педвуза
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
- 2. 1. Организация исследования и общая характеристика испытуемых
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Психологические показатели
- 2. 2. 2. Деятельностные показатели
- 2. 3. Методика проведения формирующего эксперимента
- 2. 3. 1. Психологическое обоснование
- 2. 3. 2. Психодидактическое обоснование
- 2. 3. 3. Специфика организации и проведения занятий
- 3. 1. Исследование проблемы ситуативной тревожности в контексте психологической компетентности выпускников педвуза
- 3. 1. 1. Оценка качества психологической подготовки в педвузе
- 3. 1. 2. Характеристика профессиональной деятельности студентов
- 3. 1. 3. Исследование поведения практикантов в тревогогенных ситуациях как фактора психологической компетентности
- 3. 1. 3. 1. Характеристика тревогогенных ситуаций
- 3. 1. 3. 2. Анализ причин возникновения стрессовых ситуаций в педагогической деятельности
- 3. 1. 3. 3. Исследование мотивов выбора стратегии поведения студентов в тревогогенных педагогических ситуациях
- 3. 2. 1. Исследование психологических особенностей
- 3. 2. 2. Результаты корреляционного анализа
- 3. 2. 3. Характеристика педагогической деятельности практикантов 124 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента: конечный срез
- 3. 3. 1. Характеристика психологических показателей
- 3. 3. 2. Корреляционный анализ психологических параметров
- 3. 3. 3. Характеристика профессиональной деятельности студентов
Список литературы
- Абдуллина O.A. Актуализация психолого-педагогических знаний студентов в процессе практики// Советская педагогика. — 1973. — № 11.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс. д-ра психол. наук.-Казань, 1988.- 397 с.
- Абульханова К.А., Александров Ю. И., Брушлинский A.B. Комплексное изучение человека// Вестник РГНФ. 1996. — № 3. — С. 11−19.
- Адлер X. НЛП: современные психотехнологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. 160 с.
- Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя// Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 116−120.
- Алферов А.Д., Луговой Е. Ф. Учитель в системе психологической службы в школе// Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 74−75.
- Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления: Дис.канд. пед. наук.-М., 1980.- 181с.
- Анисимов О.С., Артыкова Д. К., Рахимов С. Р. и др. Методические рекомендации по совершенствованию педагогического мышления будущих учителей и воспитателей. — Самарканд, 1986. — 48 с.
- Ю.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.-243 с.
- П.Ануфриев А. Ф., Ротанова Т. А. Проблемы совершенствования психологической подготовки в педвузе// Психологический журнал. 1993. -Т. 14.- № 5. -С. 133−135.
- Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дис.канд. психол. наук.- Новосибирск, 2000.- 197 с.
- Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О. М., Шурыгина И. И. Учителя и ученики: два мира? М.: Просвещение. 1982. — 160 с.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. 1992. — Т. 13 — № 5 — С. 111−117.
- Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Л., 1978.- 16 с.
- Белозерцев Е.П. Педагогической образование: реалии и перспективы: вопросы преобразования высшей педагогической школы// Педагогика. -1992. -№ 1−2.-С. 61−65.
- Бенедиктов Б.А., Коломинский Я. Л., Ковалев С. А. Представления педагогов о психологической службе в школе// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 103−109.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб: Междунар. фонд истории науки, 1991. 448 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: (Пер. с англ.)/ Общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс. 1986. — 422 с.
- Блажис Р.-Д. Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов: Дис.канд. психол. наук. — Л., 1987. -206 с.
- Блонский П.П. Как обеспечить будущим учителям знание возрастных особенностей детей// Педагогическое образование. 1934. — № 6.
- Боброва В.Г., Кузьмин H.H. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогического института к воспитательной работе// Советская педагогика. 1979. — № 4. — С. 87−92.
- Богомолова H.H., Петровская JT.A. О методах активной социально-психологической подготовки// Вестник МГУ. Серия 14. — 1977. — № 1. -С.53−61.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников// Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 25−38.
- Бодалев A.A. Психология о личности —М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
- Бодалев A.A., Ковалев Г. А. За системную организацию школьной психологической службы// Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 84−90.
- Божович Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 100−103.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности// Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО МОДЭК. — 1995. — 352 с.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования// Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 49−54.
- Болотов В. А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионально-педагогического образования// Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
- Болтунова Г. М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Автореф.дис. канд. пед. наук. — М., 1991.-16 с.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 52−57.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб, 1999.-528 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Нейролингвистическое программирование. Новосибирск: НГУ, 1992. — 246 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: МОДЭК, 1995. — 256 с.
- Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя (на материале специальных тренинговых групп): Автореф. дисс .канд. психол.наук. Москва, 1995. — 19 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
- Вербицкий A.A. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Москва, 1991. — 55 с.
- Вергилес Г. И., Раев А. И. Показатели готовности к профессиональной педагогической деятельности// Подготовка специалиста в области образования/ Отв. ред Г. А. Бордовский. СПб.: Образование, 1994.- С. 16−31.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Воротникова A.A. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов: Дис.канд. психол. наук. М., 1998. — 206 с.
- Вострокнутова Т.Х. Механизмы личностной и профессиональной саморегуляции у педагогов общеобразовательных и специальных школ: Дис.канд. психол. наук. Казань, 2000. — 172 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения. 1926.-348 с.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях// Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984.-Т.6.-С. 91−318.
- Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дисс.канд. психол. наук. М., 1990. — 244 с.
- Гаврилов В.А. Проблемы самообразования и культуры учебного труда студентов// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе/ Под ред. Гаврилова В. А. Кишинев: Штиинца, 1990.-113 с.
- Гаранькова И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту: Дисс.канд. психол. наук. Уфа, 2000. -216 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 100−111.
- Грау Абало Хорхе Амадо. Психологически аспекты патологической тревожности: Дисс.канд. психол. наук. Москва. 1982. — 214 с.
- Гриндер М. НЛП в педагогике/ М. Гриндер, Л. Лойд. М.: Ин-т общегуманитарн. исслед., 2001. — 307 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1,2. М.: Мир, 1992.
- Гришанов JT.K., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе/ Под ред. Гаврилова В. А. -Кишиневский гос. ун-т. Кишинев: Штиинца, 1990. — 113 с.
- Данилова Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дисс.канд. психол наук. Бишкек, 1997. — 211 с.
- Демидова И.Ф. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей: Автореф. дисс.канд. психол. наук. — СПб. 1993. 19 с.
- Деминцев A.A. О затруднениях учителей в реализации принципа индивидуального подхода в обучении// Советская педагогика. 1977. — № 12. -С. 72−76.
- Деркач A.A. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дисс.докт. психол. наук Д., 1981. — 33 с.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Часть II. Саратов: Изд-во ун-та. 1990. — С. 139−294.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: Изд-во ЛГУ, 1985.-167 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Иванова С.П. Готовность молодого учителя к использованию психологических знаний в практической деятельности// Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях/ Отв. ред. Г. С. Сухобская. М.: Изд-во АПН СССР. 1989. — С. 15−22.
- Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 435 с.
- Ильин Е.П., Постникова М. И., Регуш Л. А. Психологическая подготовка специалиста в области образования// Подготовка специалиста в областиобразования (структура и содержание)/ Отв. ред. Г. А. Бордовский. СПб: Образование. — 1994. — С. 49−65.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности// Материалы IV Всесоюзного общества психологов. Тбилиси, 1971.
- Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога// Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 48−57.
- Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Дисс.докт. психол. наук. — Москва, 1998.
- Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. № 6. — С. 57−65.
- Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей// Вопросы психологии. — 1990.- № 4.-С. 68−74.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 303 с.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. — 576 с.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социальным статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1972. — 26 с.
- Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М.: Наука. — 1983. — 368 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 200 с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1996.-320 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Корнилов К.Н. Методика преподавания психологии в педагогических институтах// Педагогическое образование. 1936. — № 5.
- Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. — Л.: Наука, 1978.-272 с.
- Крупенин И.П., Крохина A.B. Эффективный учитель. Практическая психолоргия для педагогов.- Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1995. -480 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание. 1991. (Сер. Пед. и психол., № 4). — 80 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1967.-183 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1970.-115 с.
- Кузьмина Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации// Психология производству и воспитанию — Л., 1977. — С. 211−224.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 20−26.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель// Вопросы психологии. — 1983. -№ 3.- С. 51−61.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
- Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. P.P. Кашапов. — Ижевск.: Изд-во Удм. ун-та, 1997. — 448 с.
- Лазарус P.C. Теория стресса и психофизиологические исследования// Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 178−209.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344 с.
- Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. 1967. — № 6. — С. 118−130.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание. — 1979. (Сер. Пед. и психол., № 1). — 47 с.
- Лернер И .Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки// Советская педагогика. — 1985. — № 3. — С. 52−57.
- Литвак М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии/ Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 448 с.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.
- Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методика вопроса)// Психологический журнал. -1982. Т. 3. — № 5.-С. 73−81.
- Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями -основа развития их компетентности// Психологическая наука и образование. 1999.-№ 3−4.-С. 23−29.
- Луньков А.И. Сравнительные оценки тематики курса «Общая психология» студентами и преподавателями педагогических институтов// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 85−91.
- Ляудис В.Я. Изменение функций и типа психологических знаний в системе современного образования// Психология сегодня. Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии. Т. 2. Вып. 3. — М., 1996.-С. 185−186.
- Макаревич P.A. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися// Психология учителя. Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 66.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание. — 1977. (Сер Пед и психол., № 2). — 64 с.
- Марищук В.Д., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова JI.K. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.?Просвещение. 1993. 192 с.
- Мартынович М.А. Диагностика и развивающее обучение// Советская педагогика. 1991. — № 4. — С. 38−44.
- Мастеров Б.М. Соотношение «академического» и «практического» подходов в психологической подготовке студентов педвуза// Психологическое сопровождение подготовки специалистов в ВУЗе: Материалы конференции. Новосибирск, 1988. — С. 8−27.
- Матросов В. Два крыла педагога. Беседа Т. Гаген// Учительская газета. 1990.-Авг., № 35.
- Матюшкин А.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.-208 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1961.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека// Хрестоматия по психологии/ Под ред. Петровского A.B.- М.: Просвещение, 1977. С. 298 305.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л., 1980. — 81 с.
- Микулинская М.Я. Использование студентами знаний по психологии при прохождении педагогической практики в школе// Вопросы психологии. — 1958.-№ 1.-С. 164−167.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 200 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Моргун В.Ф. Опыт перестройки психологической подготовки учителей// Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 83−87.
- Морено Дж. Театр спонтанности/ Пер. с англ. Красноярск: Изд-во Фонда ментального здоровья, 1993. 126 с.
- Морозов С.К., Мягков И. Ф. Психологическая служба в педагогическом институте// Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 78−82.
- Мышление учителя/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. 104 с.
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М.: МГУ, 1976. 112 с.
- Наумов П.А. К вопросу об усвоении и сохранении знаний по психологии// Вопросы психологии. 1972. — № 4. — С. 137−141.
- Нечаев H.H. Психолого-педагогические основы формирования, профессиональной деятельности. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1988. 166 с.
- Никитенко В.Н. Противоречия процесса профессионального становления учителей и пути их разрешения// Пути совершенствования психологопедагогической подготовки будущего учителя/ Отв. ред. A.A. Орлов. Тула, 1989.-С. 31−40.
- Никитенко В.Н. Исследование процесса профессионального становления учителей методом «возрастной школы»// Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки студентов/ Отв. ред. A.A. Орлов. -Тула: ТПГИ, 1991. С. 32−39.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя// Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С. 16−26.
- Осницкий A.B. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Дис. канд. психол. наук. СПб, 1999.-181 с.
- Основные направления современной психотерапии/ Под ред. A.M. Боковикова. М.: «Когито-Центр», 2000. — 379 с.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания.- М., 1992. 223 с.
- Петрова Э.М., Хохлов С. И. Вопросы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителей// Вопросы психологии. 1985. — № 6.1. С. 183−184. ^
- Петровская JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. — 168 с.
- Петровский A.B. О совершенствовании психологического образования учителя// Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 3−8.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на Дону: Феникс, 1996. 510 с.
- Полякова Т.С. Исследование дидактических затруднений учителей и средств их предупреждения в процессе обучения в педвузе: Дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1977. — 251 с.
- Потенциал психологической науки — перестройке общества// Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 5−10.
- Практическая психология для менеджеров. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. — 368 с.
- Практическая психология для преподавателей. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. 328 с.
- Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений/ Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание — М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
- Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: (Личностный аспект): Дисс. д-ра психол. наук. — М., 1996. -307 с.
- Прутченков A.C. Тренинг коммуникативных умений// Методическая разработка занятий. М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
- Рахимов А.З. Психодидактика. Учебное пособие. — Уфа: Издательство «Творчество», 1996. 207 с.
- Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. Уфа: Баш ГПИ, 1999. — 246 с.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителя// Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 45−54.
- Регуш JI.А., Ронзин Д. В., Еремеев Б. А. Структура психологической подготовки учителя в системе педагогического образования// Непрерывное педагогическое образование. Вып. 1. — СПб.: Образование, 1993. С. 27−33.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: «Прогресс» «Универс», 1994. — 480 с.
- Ронзин Д.В. Психологическое развитие будущего педагога-практика// Непрерывное педагогическое образование. Вып. 2. — СПб.: Образование, 1993.-С. 8−21.
- Рубинштейн СЛ. Педагогика и психология// Педагогическое образование. 1935.-№ 6.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб: Питер Ком, 1998. — 384 с.
- Сартан Г. Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. — М.: «Компенс-центр», 1992. — 36 с.
- Свядощ A.M. Неврозы. М.: Медицина, 1982. — 368 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982. — 124 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя// Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
- Сосновский Б.А. Професионализация курса психологии в пединституте. «Круглый стол"// Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 102−103.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. научных статей/ Сост. Ханин Ю. Л. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 12−24.
- Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога// Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 88−94.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ./ Научн. ред., предисл. и коммент. Н. Ф. Талызиной. — М.: Педагогика, 1984. 472 с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развития познавательной активности взрослых учащихся// Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 45−47.
- Талызина Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста/ Под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: СГУ. 1987. — 176 с.
- Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся// Вопросы психологии познавательной деятельности/ Отв. ред. И. Л. Баскакова. М.: МГПИ, 1980. — С. 30−40.
- Торопчин И.И., Чернов А. Ю. Методология психологического образования студентов: холономная парадигма// Методы психологии. Т. 3. — Вып. 1. -Ростов-на-Дону. — 1997. — С. 247−249.
- Тулупов И.И., Шевандрин H.H. Психоэстетика как метод исследования сферы выражения личности// Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 49−56.
- Туревская Е.И. Развитие оперативного мышления будущего учителя в ходе решения нестандартных психолого-педагогических задач: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Тула, 2001. — 26 с.
- Туркин B.JT. Актуальные проблемы повышения творческого потенциала учителя. «Круглый стол"// Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 101−102.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 1- М.: Педагогика, 1974. С. 228 556.
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост/ Технический пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: Всесоюзный центр перевода. № перевода М-22 223.-370 с.
- Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
- Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М.: Медицина, 1991. — с. 227 275.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Т. 5. — М.: Прогресс, 1975.
- Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики/ Пер. с англ. Л. А. Чернышевой. — Минск: «Коллегиум», 1992. — 253 с.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. — 18 с.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте// Вопросы психологии. -1978.-№ 6.-С. 94−106,
- Ханин Ю.Л. Межличностная и групповая тревога в условиях значимой совместной деятельности// Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 56−64.
- Харламов И.Ф., Горленко В. П. Педагогическая практика: старые и новые подходы// Педагогика. 1997. — № 4.
- Хасан Б.И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт// Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 79−86.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. / Под ред. Величковского Б. М. М.: Педагогика, 1986. — С. 244−245, 247−248, 251.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия.// Основные направления современной психотерапии/ Под ред. Боковикова A.M. М.: «Когито-Центр», 2000. — 379 с. — С. 224−268.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ/ Пер. с англ. М.: «Прогресс» — «Универс», 1993. — 480 с.
- Чарный Б.М. Основные направления применения психической саморегуляции для оптимизации деятельности студентов в системе обучения научной организации умственного труда// Психолого-педагогическая служба в вузе. Пермь, 1986. — С. 40−45.
- Человек производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя/ В. П. Сочивко, A.A. Крылов, В. В. Громковский и др.- Под ред. A.A. Крылова, В. П. Сочивко. — Л.: Лениздат, 1982. — 174 с.
- Чернышев A.C., Швайко В. В. Подготовка практических психологов в педвузе// Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 176−177.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М.: Логос, 1993.-181 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
- Швалб Ю.М. Диагностика учебной деятельности как средство повышения творческого потенциала учителя. «Круглый стол"/ Вопросы психологии. -1987.-№ 6.-С. 69−70.
- Шикун А.Ф., Шикун A.A. Пропедевтическая психология. Тверь: ТвГУ, 1995.-131 с.
- Шморгун В.Ф. Из опыта совершенствования преподавания психологии в вузе// Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 92−94.
- Шнирман А.Л. О психологической подготовке будущего учителя// Советская педагогика. 1957. — № 6.
- Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. СПб, 1998. — 43 с.
- Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Дисс.. д-ра психол. наук. СПб, 1998. — 344 с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя// Вопросы психологии. 1981. — № 5. — С. 1321.
- Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс, природа и личность. — М.: Медицина, 1985.
- Юрасова E.H. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности и копинг-поведения у студентов-психологов и педагогов в процессе обучения (в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики): Дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1996. — 230 с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников// Вопросы психологии. 1994. — № 2. -С. 64−77.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века: Учебное пособие для высших учебных заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 416 с.
- Bandura A. Psychotherapiy as learning process// Psychological Bulletin, 1961. V. 58. № 2.
- Bandura A. Behavioral psychotherapy// Scientific American, 1967. V.216. № 3.
- Bandura A. Principles of Behavioral Modification. N. Y.: Holt.
- Beck A.T. Cognitive Therapy and Emotional Disoders. N.Y.: Penguin book, 1979.-340 p.
- Borkovec T.D. Physiological and Cognitive Progress in the Regulation of Anxiety. Jn Schwartz G.E. and Shapiro D. Consciousness and Self — Regulation: Advances in Research., V. I. New York. Plenum Press, 1976, p. 261−312.
- Cattel R.B. & Scheier J.H. Handbook for the IPS tanxiety scale (second edition). Champain, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1963.
- Endler N.S. and Parker J.D. The analysis of construct that does not exist: Misundes tanding the Multidimensional nature of trait anxiety. Educational and Phychological Measurment, 1990 (Sum), v. 50, 2, p. 265−271.
- Epstein S. The Measurment of Drive and Conflict in Humans. Theory and Experiment Jn — Jons. M. (ed). — Nebraska symposium on Motivation. Lincoln University of Nebraska Press, 1962, p. 127−206.
- Epstein S. The nature of anxiety wirh emphasis upon its rellationship to expectancy. Jn Ch. Spielberger (Ed) Anxiety: Current trends in theory and research. V. l, New York: Academicak Press, 1972, p. 56−72.
- Fiedler B. Funktion der Psychologie in der Lehrerausbildung. Dokt. Dissertation. Braunschweig. 1976. -251 p.
- Lazarus R. S. Psychological Stress and the Coping Processes. New York: McGraw-Hill, 1966.
- Lazarus R. S. & Opton E. M., Jr. The study of psychological stress. Jn C. D. Spielberger (Ed), Anxiety and Behavior. New York: Academic Press, 1966. -p.p. 225−262.
- Lazarus R. S., Averiii J. R. Emotion and cognition with special reference to anxiety// Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N. Y.: Academic Press, 1972, v. 1.
- Liebert R. M., Morris L. M. Cognitive and emotional components of test anxiety: a distinction and some initial data. — Journal Psychological Reports, 1967, 20, p. 975−978.
- Mandler G., Sarason S. B. A study of anxiety and learning. Journal of Abnot-mal and Social Psychology, 1952, V. 47, p. 1166−1173.
- Meicenbaum D. Cognitive behavior modification. An integrative approach. -N.Y., 1977.
- Moreno J.L. The Viennese origins of the encounter movement// Group Psychotherapy. 1969. — № 22. — p. 7−16.
- Mowrer O.H. Learning Theory and Behavior. N.Y.: John Wiley, 1960.
- Rawson H.E., Blommer K., Kendal A. Stress, anxiety, depression, and physical illness in college students// J. Genet. Psychol. 1994. — Vol. 155. — № 3. — P. 321 330.
- Reinicker H. Verhaltenstherapie// Praxis der Psychotherapie (Hg.: Senf W., Broda M.). Stuttgart-N.Y.: G. Thieme Verlag, 1998. — c. 140−176.
- Sarason J.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information// Anxiety, Current Trends in Theory and Research. N.Y., 1972. V.J.
- Sarason J.G. Test anxiety, attention and the General Problem of Anxiety. Jn -Ch. D. Spielberger, J.G. Sarason (Eds.) Stress and anxiety. New York — London- A. Hasted Press Book, 1975, p. 165−187.
- Schachter S., Singer J.E. Cognitive, social and physiological determinants of emotional state. Phichological Revew, 1962, 69, p. 379−399.
- Schwartz G.E., Davidson R.J. Goleman D.J. Patterning of cognitive and somatic processes in the self — regulation of anxiety: effects of meditation versus exercise. Psychosomatic medicine, 1978., v. 40., 4., p. 321−328.
- Spielberger C.D. (Ed) Anxiety and Behavior. New York, 1966.
- Spielberger C.D. Trait-state anxiety and motor behavior. «Journal at Motor Behavior», 1971, p. 3, 265−279.
- Spielberger Ch.D. The nature and measurment of anxiety. Jn Ch. D. Spielberger, R. Diaz-Guerrero (Eds.), Cross cultural anxiety, W-L, Hemisphere Publisching corporation, 1976. P. 3−12.
- Taylor Y.A. The relationship of anxiety to the conditioned evelig response. — «Journal of Experimental Psychology», 1951, v. 41, 2, p. 81−93.
- Taylor Y.A. Apersonality scale of manifert anxiety. «Journal of Abnormal and Social psychology», 1953, 48, p. 285−290.
- Wolpe J.D., Lazarus A.A. Behavioral therapy techniques. A guide to the treatment of Neuroses. — Oxford: Pergamon Press. 1966.