Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методическая система развития коммуникативной компетентности внедрена в учебный процесс Международного банковского института и Санкт-Петербургской акмеологической академии, а также используется при чтении лекций со студентами Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина. Двухлетняя программа повышения квалификации практических психологов в области ведения тренингов… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений

Глава 1. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетентности преподавателей в системе дистанционного обучения.

1.1. Особенности системы дистанционного обучения.

1.2. Коммуникативная компетентность в деятельности преподавателей-тьюторов и особенности ее развития.

1.3 Концепция развития коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов в системе повышения квалификации.

1.4. Методологические принципы и организация психологического тренинга в системе повышения коммуникативной компетентности преподавателей.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Организация, объем, методы исследования и их обоснование.

2.1. Методология и организационные принципы проведения экспериментального исследования.

2.2. Условия проведения эксперимента и характеристика исследования.

2.3. Характеристика основных методов психодиагностики.

2.4. Описание формирующего эксперимента и проведения тренинговых занятий.

2.5. Методы математико-статистической обработки данных.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Результаты исследования.

3.1. Общая характеристика уровня развития коммуникативной компетентности преподавателей, проходящих подготовку.

3.2. Организация и проведение формирующего эксперимента.

3.3. Результаты оценки влияния формирующего эксперимента на уровень развития коммуникативной компетентности преподавателей.

Выводы по главе 3.

Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена задачами, которые решают преподаватели системы дистанционного обучения (СДО) в процессе своей практической деятельности, и значением коммуникативной компетентности для успешного выполнения этих задач.

Проблема повышения квалификации преподавателей является одной из центральных проблем как педагогической психологии, так и акмеологии профессиональной деятельности. Разработке этой проблемы были посвящены работы J1.C. Выготского, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, В. А. Якунина и других авторов. Классическими работами Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна показано, что коммуникативные свойства личности развиваются благодаря опыту общения и являются личностной характеристикой коммуникации.

Дистанционная форма обучения, обладая значительным преимуществом, занимает все более важное место на рынке образовательных услуг. Она предполагает самостоятельное обучение студентов по специально подготовленным учебным пособиям и контактное взаимодействие студентов с преподавателем-тьютором по изучаемым материалам. Именно тьюториалы, как периоды преподавательской поддержки, призваны оказать помощь студентам в изучении учебного материала и их подготовке к экзаменам. Н. В. Карпухин и М. М. Новик [69,С.9] определяют тьюториал как «живое общение преподавателя-тьютора в индивидуальной или групповой форме со слушателями, связанное с вопросами изучения учебно-методических материалов».

Как показывает практика, в силу специфики дистанционного обучения далеко не все преподаватели, имеющие даже большой опыт преподавательской деятельности в системе высшей школы, готовы работать в качестве тьюторов. В значительной степени — это связано с недостаточным уровнем развития коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность — это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Формирование коммуникативной компетентности преподавателей, уже имеющих практический опыт работы, в отличие от первоначальной подготовки, имеет свои особенности, так как при этом происходит перестройка уже сложившейся системы личностных и профессиональных стереотипов и установок. Решить данную задачу возможно только тогда, когда процесс обучения преподавателя в системе повышения квалификации будет построен с учетом механизма изменения существующих установок личности.

Тьютор должен обладать качествами преподавателя, консультанта и менеджера, что требует в их профессиональной подготовке (переподготовке) использования методов, которые способствовали бы развитию умения управлять групповыми процессами, расширению знаний о групповой динамике и повышению уровня коммуникативной компетентности.

Постановка и актуальность проблемы позволили определить объект, предмет, цель, задачи, гипотезу исследования, определить адекватные методы сбора информации и обработки результатов.

Цель исследования — состояла в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методическую систему совершенствования коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов, максимально ориентированную на особенности объекта обучения и условия обучения в процессе повышения квалификации.

Объектом исследования являлись преподаватели, проходящие переподготовку в системе повышения квалификации.

Предмет исследования — закономерности развития коммуникативной компетентности в процессе психолого-педагогической подготовки преподавателей в системе повышения квалификации.

Гипотеза исследования:

1. Основными структурными элементами коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов являются: показатели социального интеллекта, уровень субъективного контроля личности, а также индивидуально-психологические особенности регуляции поведения, некоторые личностные свойства.

2. Формирование коммуникативной компетентности принципиально возможно при подготовке преподавателей в системе повышения квалификации при условии построения занятий, ориентированных на реконструкцию их поведения и закономерностей установок личности в общении.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи исследования:

1. Изучить структуру и значение коммуникативной компетентности преподавателей для их профессиональной деятельности в учебных заведениях.

2. Определить критерии оценки коммуникативной компетентности преподавателей.

3. Разработать методологию развития коммуникативной компетентности преподавателей в системе повышения квалификации.

4. Разработать и апробировать программу проведения занятий по развитию коммуникативной компетентности преподавателей в процессе повышения квалификации.

Методологической основой исследования явились: философское положение о диалектическом способе и системном подходе к процессу познанияфундаментальные положения психологии и педагогики в области коммуникативной компетентности, нормативного поведения личности, теории установки, социальных норм, воспитания и обучения личности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, J1.C. Выготского, Н. Я. Гальперина, А. Г. Ковалева, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядова и других авторов.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись теоретические и эмпирические методы:

— теоретические — изучение, отбор и систематизация психологических, педагогических и философских материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз результатов исследования, выстраивание программы социально-психологического тренинга;

— эмпирические — включенного наблюдения, исследовательской беседы, констатирующего и формирующего эксперимента;

— диагностические — анкетирование, тестирование;

— математические методы обобщения результатов исследования с использованием параметрической математической статистики, корреляционного, факторного, дисперсионного и множественного регрессионного анализа.

Экспериментальной базой исследования являются преподаватели, проходящие переподготовку в Международном банковском институте. Всего было обследовано 125 человек.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологией исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных цели, задачам и этапам научно-исследовательской работырепрезентативностью выборки обследованныхапробацией теоретических разработок и практических рекомендаций на практикестатистической обработкой и математическим анализом данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Предложена модель развития коммуникативной компетентности преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение в системе повышения квалификации;

2. Обоснованы основные критерии оценки коммуникативной компетентности преподавателя дистанционной формы обучения,.

3. Выделен интегральный показатель уровня развития коммуникативной компетентности и предложена формула его расчета;

4. Определены основные условия и пути эффективного развития коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов в процессе повышения квалификации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть учтены при разработке учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей-тьюторов.

2. Экспериментально обоснована, разработана и внедрена программа развития коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов в процессе повышения квалификации в виде авторского курса «Методика ведения тренинга», разработаны и апробированы авторские тренинги «Партнерское общение», «Повышение коммуникативной компетентности».

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными критериями оценки уровня коммуникативной компетентности преподавателя при осуществлении дистанционного образования являются: уровень субъективного контроля личности, общительность, нор-Ш мативность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уровень доминантности, оценка социального интеллекта.

2. Система развития коммуникативной компетентности преподавателей в процессе их психолого-педагогической подготовки в системе повышения квалификации, ориентированная на диспозиционную структуру построения поведения личности.

Апробация основных положений выводов и рекомендаций осуществлялась на заседаниях кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина, научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Международного банковского института, Санкт-Петербургской акмеологи-ческой академии (1996;2001 г.). Основные положения исследования изложены в методических рекомендациях по изучению дисциплины «Методика ведения тренинга».

Методическая система развития коммуникативной компетентности внедрена в учебный процесс Международного банковского института и Санкт-Петербургской акмеологической академии, а также используется при чтении лекций со студентами Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина. Двухлетняя программа повышения квалификации практических психологов в области ведения тренингов внедрена в систему дополнительного образования Рижского педагогического университета.

Выводы по главе 3.

1. Предварительная психодиагностика преподавателей, проходящих подготовку, позволила определить личностные особенности участников эксперимента, показатели социального интеллекта, выявить преобладающий тип локуса контроля в разнообразных жизненных ситуациях. Статистически значимые различия у мужчин и женщин выявлены по фактору В (интеллект) и фактору Q3 (импульсивность — контроль желаний) по тесту Р. Кеттелла. По тесту Дж. Гилфорда, УСК и Т. Лири на этапе предварительной диагностики статистически значимых различий выявлено не было.

2. Корреляционный и множественный регрессионный анализы позволили выявить факторы, которые образуют «интегральный показатель коммуникативной компетентности», который можно вычислить по формуле:

1кк=-1,283+0,25 в+1КО+0,25Ид+0,283Ин, где Екк — интегральный показатель коммуникативной компетентности,.

G — фактор «сила Сверх-Я» по тесту 16 PF Кеттелла;

КО — композитная оценка по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта»;

Ид — интернальность в области достижений по тесту УСК Е.Ф.

Бажина;

Ин — интернальность в области неудач по тесту УСК.

3. Для оценки влияния формирующего эксперимента на развитие коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов был использован сравнительный анализ результатов предварительной и постдиагностики в экспериментальной группе. Анализ показал, что формирующий эксперимент не вызвал значимых изменений на уровне основных свойств личности, но привел к статистически значимым изменениям по всем показателям социального интеллекта, по показателям общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач, а также на шестой октант по тесту Т. Лири (доверчивость — послушность — зависимость).

4. Анализ данных психодиагностики контрольной и экспериментальной групп показал, что по тесту Р. Кеттелла и тесту Т. Лири статистически значимых различий выявлено не было. Различия на уровне статистической значимости выявлены по следующим показателям:

— по тесту Гилфорда — все 5 показателей социального интеллекта;

— по тесту УСК — по показателям общей интернальности, интернальности в области достижений и интернальности в области неудач.

5. Интегральный показатель коммуникативной компетентности в контрольной группе не изменился, в то время как в экспериментальной группе в результате' формирующего эксперимента изменился на уровне статистической значимости. На основании статистически значимых изменений Zkk в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента можно говорить о том, что предложенная программа подготовки преподавателей способствует развитию их коммуникативной компетентности.

Практические рекомендации.

Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения должна включать в себя как общие методологические аспекты проведения тьюториалов, так и специальную психологическую подготовку в форме социально-психологического тренинга.

Деятельность тьюторов в целом можно оценивать по следующим составляющим:

• организаторская: организация действия и поступков своих и слушателей, организация эффективной обратной связи по учету мнений, знаний, интересов студентов и уровня усвоения учебной информации;

• коммуникативная: построение партнерского межличностного взаимодействия, регулирование процесса адекватного восприятия и понимания слушателями друг друга и тьютора;

• рефлексивная: умение анализировать и адекватно оценивать свою деятельность, корректировать процессы самооценки, самоотношения и саморегуляции поведения;

• конструктивная (технологическая): умение строить учебный процесс и проектировать его развитие с учетом индивидуализации обучения.

Оценка уровня коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения может осуществляться на основании следующих критериев: уровня субъективного контроля личности, общительности, нормативности, эмоциональной устойчивости, оценки социального интеллекта, характеристик самоконтроля, уровня доминантности.

Для развития коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения эффективным методом в системе повышения квалификации является социально-психологический тренинг по программе, представленной в Приложении 1.

Для организации и проведения психологического тренинга повышения коммуникативной компетентности необходимо адаптировать предложенную.

132 программу тренинга в соответствии с запросом конкретного образовательного учреждения, системой организации учебного процесса, личностными особенностями участников группы и ведущего психологический тренинг.

При проведении занятий методом социально-психологического тренинга необходимо учитывать прошлый опыт слушателей в контексте специфики их профессиональной деятельности. Подбор тематики занятий должен осуществляться дифференцированно в каждой группе слушателей, исходя из анализа ситуаций, вызывающих затруднения в коммуникативной деятельности преподавателей.

В качестве ведущего психологический тренинг в системе повышения квалификации преподавателей дистанционного обучения могут выступать лица, имеющие высшее психологическое образование, а также прошедшие специальную подготовку в области ведения тренинговых групп.

Наиболее эффективным является проведение психологического тренинга в группах по 12−15 человек с использованием видеозаписи и общей продолжительностью занятий около 40 часов (5 дней по 8 часов). Для закрепления положительных результатов тренинга через 3−6 месяцев целесообразно проведение повторного тренинга по модифицированной программе.

При отборе педагогических кадров для системы дистанционного обучения целесообразно проводить психодиагностические исследования с использованием 16-факторного опросника Р. Кеттелла, теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, опросника УСК и личностного опросника Т. Лири и определением интегрального показателя коммуникативной компетентности.

Социально-психологический тренинг может проводиться и с целью диагностики профессионально важных качеств личности преподавателей-тьюторов, определения уровня профессионализма личности. В этом случае в программу тренинга должны быть включены специальные диагностические модули, например, проведение неструктурированной дискуссии или различных ролевых ситуаций, связанных с моделированием профессиональной деятельности.

Для успешной реализации диагностической функции тренинга, целесообразно проведение не фрагментарного, а программированного тренинга, представляющего собой совокупность программ, специально разработанных применительно к особенностям профессионалов различных специальностей и специфике деятельности конкретной организации.

Для решения диагностических задач помимо стандартизированных тестовых методик также могут применяться и другие методы:

1. экспертная оценка успешности решения участниками группы тренинга идентичных профессиональных задач до тренинга и после него;

2. социометрический опрос;

3. анализ письменных работ участников группы;

4. анализ видеоматериалов тренинга;

5. формализованное интервью, позволяющее получить субъективные показатели оценки уровня развития умений до проведения и по окончании тренинга;

6. психосемантическое измерение;

7. ситуативная психодиагностика.

Для поддержания коммуникативных навыков и дальнейшего развития коммуникативной компетентности преподавателей в периоды между повышениями квалификации могут проводиться занятия в балинтовских группах или по обучающим программам для самостоятельного совершенствования коммуникативной компетентности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеология: Учебник /Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−44.
  3. А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 150с.
  4. Э.Г. Подготовка к общению при помощи видеотренинга // Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х.Лийметс. Таллинн: Изд-во ТпедИ, 1979. С. 31−40.
  5. Н. А. и др. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. 1992. № 2.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М: Педагогика, 1980.
  7. Г. М. Социальная психология М.: МГУ, 1980.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1978.
  9. В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения -М.: Наука, 1976.
  10. А.Г. Деятельность и установка М.: МГУ, 1979 -149 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  12. Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: «REFL-book», 1994.
  13. Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). СПб., 1996.
  14. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) М.: Смысл, 1993.-16 с.
  15. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000. -416с.
  16. Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. — Л., 1977.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  18. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность //Педология и воспитание. М., 1927. С. 91−115.
  19. М.И. Социальные нормы регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения М.: Наука, 1976. -169 с.
  20. М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979. — 176 с.
  21. М.И., Шорохова Е. В. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979−323 с.
  22. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки /Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1971. № 1. С. 53−61.
  23. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. с. 14.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Наука, 1998.
  25. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения.-СПб, Служба доверия, 1994. 315 с.
  26. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб, Социально-психологический центр, 1996.
  27. Большой энциклопедический словарь т.2. М.- «Советская энциклопедия». 1991.-768 с.
  28. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб, 2000. 304 с.
  29. С.Л., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностный диалог. //Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988.
  30. А.В. Мышление и прогнозирование М: Мысль, 1979 -292 с.
  31. А.В. К вопросу о структуре мыслительной задачи // Вопросы психологии. Тезисы докладов на республиканской психологической конференции Киев: 1964.
  32. А.В. Психология мышления и кибернетика М .: 1970.
  33. Е.А. Проблемы деятельности в советской психологии. 4 1.-М., 1977.
  34. Л.Е. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации //Акмеология, 2000, СПб, Санкт-Петербургская Акмео-логическая Академия, 2000. Составление и редакция Кузьминой Н. В., Зимичева A.M. С. 47−49.
  35. Т.П. Совершенствование педагогической квалификации преподавателей теоретического обучения учебно-курсовых комбинатов сферы производства. Автореф. канд. дис. Л., 1983.
  36. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: «Ось-89», 2000.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
  38. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. // Философские науки. Вып. 2.- М.: Высшая школа, 1968. -168 с.
  39. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т.З.
  40. Гальперин П. Я, Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. С. 236−277.
  41. В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
  42. А.С. Системная концепция психики и общей психологии. -Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. 112 с.
  43. И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методика деловых игр): Методические рекомендации. Киев: ВЗУУП, 1991.
  44. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994., — 192 с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.
  46. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя. Автореф. дисс. докт. психол. наук. JL, 1981.
  47. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  48. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.
  49. А.В., Лебедева Н. М., Миронов Е. А. Интеллектуальный тренинг: методические указания. — Л., 1990.
  50. Т.А. и др. Тренинг общения (Игры для интенсивного обучения) /Т.А. Дроздова, В. Г. Литвинов, К. Ю. Мулин. Омск: Б.И., 1992.
  51. Д.И. Психические явления и мозг М.: 1971, — 128с.
  52. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1975.
  53. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: ЛГУ, 1985.
  54. Ю. Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1991.
  55. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.-Л., 1991.
  56. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.
  57. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. Киров: «ЭННОМ», 1991 — 95 с.
  58. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореферат канд. дис. М.: 1984.
  59. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1989.
  60. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2 М.: Наука, 1965 — 420 с.
  61. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика. 1990.
  62. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки: Автореф. Дисс.. д-ра психол. Наук. — Киев, 1989.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  64. Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
  65. Е.п. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. № 2. Т.16. С. 27−41.
  66. Р.У., Палагина Е. П. Анализ деятельности преподавателя. Уфа, 1989.
  67. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. -СПб.: Речь, 2001.
  68. Н.В., Новик М. М. Особенности организации и проведения тьюториалов. Методическое пособие. СПб, Издательство МБИ, 1998.
  69. В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998.
  70. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб., Образование, 1996.
  71. М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопр. Психологии. 1982. — № 2.
  72. И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля //Психологический журнал. 1995. том 16. N1. 44−51.
  73. О.С., Макалистер А. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США. // Вопросы психологии. N5. 1995 г. с. 128−141.
  74. JI.C., Лапко А. А. Теория игр. Исследование операций: Учеб. пособие. Минск: Высш. шк., 1982.
  75. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  76. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.
  77. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. Высшая школа, 1990.
  78. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.- Рыбинск, 1993.
  79. JI.B. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. 2-е изд., дополненное. -СПб., 1995.- 136 с.
  80. Ю.Н. Психология обучения взрослых. JL, 1985.
  81. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор-сост. P.P. Кашапов. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. -448 с.
  82. В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989.
  83. Н.М., Палей А. И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. СПб., 1995.
  84. А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
  85. А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
  86. А.Н. Проблемы развития психики М.: 1959. -221 с.
  87. Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 .-416с.
  88. П., Норман Д. Переработка информации у человека. (Введение в психологию) М :1974.
  89. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека //Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991
  90. Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. М.: 1970.
  91. Д. Социальная психология / Перев. с англ.- СПб.: Питер, 1996. 685 с.
  92. Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа (В досье ведущим тренинги). Вып. 1. СПб: МАПН, 1996.
  93. А.Г. Общая психология. СПб, Питер, 2003. 592 с.
  94. С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997.
  95. Материалы по 2-й и 3-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. М., 1997
  96. Материалы международной конференции «Информационные технологии в открытом образовании».- М., 2001.
  97. Г. И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров: КГПИ, 1994.
  98. Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. -М., 1997.
  99. М., Пихо Г., Сеэт М. Проблемы измерения эффекта социально-психологического тренинга. Таллинн, 1983.
  100. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / B. J1. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  101. X. Психологический эффект обратной видеосвязи // Сре-довые условия групповой деятельности / Под ред. Х.Миккина. — Таллинн, 1988.
  102. Дж., Галаптер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения М.: Наука 1964.
  103. Дж. Психолингвисты //Теория речевой деятельности М .: 1968.
  104. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию СПб, ГП «ИМАТОН», 1996 — 56 стр.
  105. К. Психология ответственности. Л., 1983.
  106. E.JI. Методы направленного совершенствования деятельности преподавателей вуза в условиях повышения его квалификации, Автореф. канд. дис. JL, 1983.
  107. М.Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995.- 189 с.
  108. Н.Н. Межличностные отношения. Л: ЛГУ, 1979.
  109. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  110. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издательство Московского университета, 1997−302 с.
  111. С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык». 1984. 815 с.
  112. В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. Т.1, М.: Наука, 1965 — 509 с.
  113. Организация и проведение тренинга: Учебное пособие / Под ред. А. В. Федотова. Л., 1991.
  114. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986.
  115. Т., Ауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. -СПб: Питер Пресс, 1996.
  116. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-79с.
  117. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.- 127 с.
  118. .Д. Научно-техническая революция и личность. М.: 1978.
  119. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ. 1982 -168 с.
  120. JI.А., Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие /Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров: ЭННОМ, 1991.
  121. Л.А. Компетентность общения. М.: МГУ, 1989.
  122. В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М, 1985.
  123. Я.В. Личность и коллектив: психология управления. -М.: Воениздат, 1989.
  124. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебное пособие. Под общ. ред. А. А. Крылова.- Л.: ЛГУ, 1987.
  125. Практикум по социально-психологическому тренингу. Под редакцией Б. Д. Парыгина.- СПб.: СКФ, «Россия-Нева», 1994. -176 с.
  126. Промышленная социальная психология Л.: ЛГУ, 1982 — 205 с.
  127. А.В., Велисер У. Ф., Прочаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. // Вопросы психологии. N 2. 1994. с. 113−122.
  128. A.M. Психология неудачника // Тренинг уверенности в себе. М. 1997.
  129. А.С. Тренинг личностного роста. М.: МГУ, 1993
  130. Психогении в экстремальных условиях.- М.: Медицина, 1991.
  131. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999.
  132. Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зимичев А. М. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1993, 172 с.
  133. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001.
  134. А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб, Изд-во СПбГУ, 2001.
  135. А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе. Дисс. канд. пед. наук. Д., 1983.
  136. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  137. А.А. Профессиональная самооценка личности // Психология: итоги и перспективы: Тезисы докладов научно-практической конференции. 28−31 октября 1996. С. 95−96.
  138. JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 90−92.
  139. У. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов М.: 1968, -187 с.
  140. C.JI. Проблемы общей психологии М.: 1976.
  141. СЛ. Бытие и сознание М.: 1957.
  142. СЛ. О мышлении и путях его исследования М .:1958.
  143. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.:1959.-354 с.
  144. К. Групповая психотерапия М., 1993.
  145. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Нижний Новгород, 1994.
  146. О.В. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя технического вуза посредством коррекции коммуникативной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. JL, 1986.
  147. Свенцицкий A. JL Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986- 175 с.
  148. A.M., Ромен А. С. Применение тренировки в психотерапевтической практике. М., 1966.
  149. И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. — М.: Учпедгиз, 1953.
  150. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002.
  151. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996 -349 с.
  152. Е. Мотивационный тренинг / Изд-во «Речь» СПб. 2000.
  153. Е. В.: Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми СПб., 1992.
  154. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб, Речь, 2002.
  155. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, Речь, 2002
  156. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1992, 268 с.
  157. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
  158. Г. Джини. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 1. -Киев: Издательское общество «Верзилин и К. ЛТД», 1991.
  159. Г. Джини. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2 -Киев: ГИИМ, Издательское общество «Верзилин и К. ЛТД», 1991. -208с
  160. К.А. Мысль в действии. М.: 1968.
  161. Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенси-тивности /Пер. с англ. СПб: Речь, 2001.
  162. М. Тренинг уверенности в себе /Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект», 1997.
  163. Советский энциклопедический словарь. М., изд-во «Советская энциклопедия» 1981. 1600с.
  164. А.Н. Внутренняя речь и мышление М .: 1968.
  165. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Анисимова О. М., Дворяшина М. Д., Келась-ев В.Н. и др.- Под ред. Трусова В. П. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. — 160с.
  166. Социально-психологический тренинг /Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1997.
  167. А.Л. О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста: Автореф. канд. дис. Л., 1976, 15с.
  168. Словарь по этике. М., 1981. 430 с.
  169. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995.
  170. .М. Проблемы индивидуальных различий М.: 1961.
  171. С.Н. Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, «Фолиум», 1996. 224 с.
  172. Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1994.
  173. В.П. Социально психологические исследования когнитивных процессов. — Л., 1980.
  174. М.К., Рогинский М. Ю. Практическая психология для руководителей Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт. 1992. -186 с.
  175. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.-406 с.
  176. А.И. Проблема человека в буржуазных теориях организации. Киев: 1982.
  177. А.А. Собр. соч. Л., 1950. Т. 1.
  178. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
  179. Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1983.840 с.
  180. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения-М.: Наука, 1990.
  181. М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. //Психол. журн., 1984. Т.5, вып. 4.
  182. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 2.
  183. Н.Ю., Яковлев В. И. Возможности социально-психолоигческого тренинга при решении задачи развития личности руководителя // Тезисы докладов с сообщений на 1-й научно-практической конференции. -Красноярск, 1989, С. 124−128.
  184. Э. Практика управления: Пер. с нем. В. П. Воронькова / Общ. ред. P.M. Гринева Обнинск: Титул, 1992 — 240 с.
  185. Н. В., Пахомов Ю. В.: Психотехнические игры в спорте -М.: ФиС, 1985
  186. Э.А. Специфика методического эксперимента // Советская педагогика № 3 1988, с. 61−65.
  187. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания. 1987 //Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 158−162.
  188. Этический кодекс Ассоциации тренинга и психотерапии //Вестник Ассоциации тренинга и психотерапии. 1995. № 1. С. 23−46.
  189. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975−295 с.
  190. В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
  191. В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства. // Вестник ЛГУ, 1979, № 1.
  192. В.А., Наследов А. Д. Методическое сопровождение системы интенсивных технологий обучения. Л., 1990.
  193. Т.С., Гришин В. В., Семилет Н. В. Результативность активного социально-психологического обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 176−185.
  194. Abelson R.P. Are attitudes necessary? // Attitudes, conflict and social enhance. New York, 1972.
  195. Berkowitz L. and Daniels L.R. Affecting the salience of the social responsibility norm: Effect of past help on the response to dependency relationships. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, 68,275−281.
  196. Berkowitz L., and Lutterman K.G. The traditionally socially responsible personality. Public Opinion Quarterly, 1968.
  197. Bledsoe J.C. Personality characteristics differentiating internal and external college women. Journal of Psychology 1979. 81−86.
  198. Collins B.E., Helmreich R. Studies in forced compliance // J. Pers. Soc. Psychol, vol 1, 1970.
  199. Gough H., McClosky P., and Meel P. A personality scale for social responsibility. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1952,47, 73−80.
  200. Harris D. A scale for measuring attitudes of social responsibility in children.-Journal of Abnormal and Social psychology, 1957,55, 322−326.
  201. Hersch P.D., and Scheibe K.E. Reliability and validity of internal -external control as a personality dimension. Journal of Consulting Psychology, 1967, 609−613.
  202. Rogers C. Some observations on the organization of personality. American Psychologist, 1947, v.2.
Заполнить форму текущей работой