Развитие коммуникативной компетентности преподавателей системы дистанционного обучения средствами социально-психологического тренинга
Методическая система развития коммуникативной компетентности внедрена в учебный процесс Международного банковского института и Санкт-Петербургской акмеологической академии, а также используется при чтении лекций со студентами Ленинградского государственного областного университета им. А. С. Пушкина. Двухлетняя программа повышения квалификации практических психологов в области ведения тренингов… Читать ещё >
Содержание
- Список условных сокращений
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетентности преподавателей в системе дистанционного обучения.
1.1. Особенности системы дистанционного обучения.
1.2. Коммуникативная компетентность в деятельности преподавателей-тьюторов и особенности ее развития.
1.3 Концепция развития коммуникативной компетентности преподавателей-тьюторов в системе повышения квалификации.
1.4. Методологические принципы и организация психологического тренинга в системе повышения коммуникативной компетентности преподавателей.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Организация, объем, методы исследования и их обоснование.
2.1. Методология и организационные принципы проведения экспериментального исследования.
2.2. Условия проведения эксперимента и характеристика исследования.
2.3. Характеристика основных методов психодиагностики.
2.4. Описание формирующего эксперимента и проведения тренинговых занятий.
2.5. Методы математико-статистической обработки данных.
Выводы по главе 2.
Глава 3. Результаты исследования.
3.1. Общая характеристика уровня развития коммуникативной компетентности преподавателей, проходящих подготовку.
3.2. Организация и проведение формирующего эксперимента.
3.3. Результаты оценки влияния формирующего эксперимента на уровень развития коммуникативной компетентности преподавателей.
Выводы по главе 3.
Список литературы
- Акмеология: Учебник /Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2002.
- Альбуханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19−44.
- Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 150с.
- Аллинг Э.Г. Подготовка к общению при помощи видеотренинга // Проблемы подготовки к общению /Под ред. Х.Лийметс. Таллинн: Изд-во ТпедИ, 1979. С. 31−40.
- Аминов Н. А. и др. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. 1992. № 2.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М: Педагогика, 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология М.: МГУ, 1980.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1978.
- Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения -М.: Наука, 1976.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка М.: МГУ, 1979 -149 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.: «REFL-book», 1994.
- Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). СПб., 1996.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) М.: Смысл, 1993.-16 с.
- Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000. -416с.
- Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. — Л., 1977.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бехтерев В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность //Педология и воспитание. М., 1927. С. 91−115.
- Бобнева М.И. Социальные нормы регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения М.: Наука, 1976. -169 с.
- Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации //Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979. — 176 с.
- Бобнева М.И., Шорохова Е. В. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения М.: Наука, 1979−323 с.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки /Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1971. № 1. С. 53−61.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. с. 14.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Наука, 1998.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения.-СПб, Служба доверия, 1994. 315 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб, Социально-психологический центр, 1996.
- Большой энциклопедический словарь т.2. М.- «Советская энциклопедия». 1991.-768 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб, 2000. 304 с.
- Братченко С.Л., Якунин В. А. Развитие личности в общении и межличностный диалог. //Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование М: Мысль, 1979 -292 с.
- Брушлинский А.В. К вопросу о структуре мыслительной задачи // Вопросы психологии. Тезисы докладов на республиканской психологической конференции Киев: 1964.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика М .: 1970.
- Будилова Е.А. Проблемы деятельности в советской психологии. 4 1.-М., 1977.
- Варфоломеева Л.Е. Творческий потенциал личности и уровни его самореализации //Акмеология, 2000, СПб, Санкт-Петербургская Акмео-логическая Академия, 2000. Составление и редакция Кузьминой Н. В., Зимичева A.M. С. 47−49.
- Василенко Т.П. Совершенствование педагогической квалификации преподавателей теоретического обучения учебно-курсовых комбинатов сферы производства. Автореф. канд. дис. Л., 1983.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: «Ось-89», 2000.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
- Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. // Философские науки. Вып. 2.- М.: Высшая школа, 1968. -168 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. Т.З.
- Гальперин П. Я, Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966. С. 236−277.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
- Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. -Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994. 112 с.
- Грабская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методика деловых игр): Методические рекомендации. Киев: ВЗУУП, 1991.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994., — 192 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: 1986.
- Деркач А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя. Автореф. дисс. докт. психол. наук. JL, 1981.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993.
- Дранков А.В., Лебедева Н. М., Миронов Е. А. Интеллектуальный тренинг: методические указания. — Л., 1990.
- Дроздова Т.А. и др. Тренинг общения (Игры для интенсивного обучения) /Т.А. Дроздова, В. Г. Литвинов, К. Ю. Мулин. Омск: Б.И., 1992.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг М.: 1971, — 128с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1975.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: ЛГУ, 1985.
- Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1991.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук.-Л., 1991.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. Киров: «ЭННОМ», 1991 — 95 с.
- Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореферат канд. дис. М.: 1984.
- Захаров В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1989.
- Здравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т. 2 М.: Наука, 1965 — 420 с.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика. 1990.
- Зимичев A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки: Автореф. Дисс.. д-ра психол. Наук. — Киев, 1989.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Игры для интенсивного обучения. / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.
- Ильин Е.п. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. 1995. № 2. Т.16. С. 27−41.
- Исмагилов Р.У., Палагина Е. П. Анализ деятельности преподавателя. Уфа, 1989.
- Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. -СПб.: Речь, 2001.
- Карпухин Н.В., Новик М. М. Особенности организации и проведения тьюториалов. Методическое пособие. СПб, Издательство МБИ, 1998.
- Келих В.Р. Совершенствование коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1998.
- Кирилова Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. СПб., Образование, 1996.
- Ковальчук М.А., Петровская JI.A. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии //Вопр. Психологии. 1982. — № 2.
- Кондаков И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля //Психологический журнал. 1995. том 16. N1. 44−51.
- Копина О.С., Макалистер А. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США. // Вопросы психологии. N5. 1995 г. с. 128−141.
- Костевич JI.C., Лапко А. А. Теория игр. Исследование операций: Учеб. пособие. Минск: Высш. шк., 1982.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. Высшая школа, 1990.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.- Рыбинск, 1993.
- Куликов JI.B. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. 2-е изд., дополненное. -СПб., 1995.- 136 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. JL, 1985.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала / Автор-сост. P.P. Кашапов. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. -448 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989.
- Лебедева Н.М., Палей А. И. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. СПб., 1995.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М.: 1959. -221 с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 .-416с.
- Линдей П., Норман Д. Переработка информации у человека. (Введение в психологию) М :1974.
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека //Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991
- Любимова Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социальные исследования. М.: 1970.
- Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ.- СПб.: Питер, 1996. 685 с.
- Макаров Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа (В досье ведущим тренинги). Вып. 1. СПб: МАПН, 1996.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, Питер, 2003. 592 с.
- Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: «Образование», 1997.
- Материалы по 2-й и 3-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. М., 1997
- Материалы международной конференции «Информационные технологии в открытом образовании».- М., 2001.
- Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализ ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров: КГПИ, 1994.
- Материалы 2-й и 3-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. -М., 1997.
- Мейгас М., Пихо Г., Сеэт М. Проблемы измерения эффекта социально-психологического тренинга. Таллинн, 1983.
- Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / B. J1. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Миккин X. Психологический эффект обратной видеосвязи // Сре-довые условия групповой деятельности / Под ред. Х.Миккина. — Таллинн, 1988.
- Миллер Дж., Галаптер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения М.: Наука 1964.
- Миллер Дж. Психолингвисты //Теория речевой деятельности М .: 1968.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию СПб, ГП «ИМАТОН», 1996 — 56 стр.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.
- Музыченко E.JI. Методы направленного совершенствования деятельности преподавателей вуза в условиях повышения его квалификации, Автореф. канд. дис. JL, 1983.
- Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес. М.: Профиздат, 1995.- 189 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л: ЛГУ, 1979.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов./ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издательство Московского университета, 1997−302 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык». 1984. 815 с.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. Т.1, М.: Наука, 1965 — 509 с.
- Организация и проведение тренинга: Учебное пособие / Под ред. А. В. Федотова. Л., 1991.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986.
- Падэлл Т., Ауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. -СПб: Питер Пресс, 1996.
- Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-79с.
- Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.- 127 с.
- Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. М.: 1978.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ. 1982 -168 с.
- Петровская JI.А., Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие /Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров: ЭННОМ, 1991.
- Петровская Л.А. Компетентность общения. М.: МГУ, 1989.
- Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М, 1985.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология управления. -М.: Воениздат, 1989.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебное пособие. Под общ. ред. А. А. Крылова.- Л.: ЛГУ, 1987.
- Практикум по социально-психологическому тренингу. Под редакцией Б. Д. Парыгина.- СПб.: СКФ, «Россия-Нева», 1994. -176 с.
- Промышленная социальная психология Л.: ЛГУ, 1982 — 205 с.
- Прохоров А.В., Велисер У. Ф., Прочаска Дж.О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. // Вопросы психологии. N 2. 1994. с. 113−122.
- Прихожан A.M. Психология неудачника // Тренинг уверенности в себе. М. 1997.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: МГУ, 1993
- Психогении в экстремальных условиях.- М.: Медицина, 1991.
- Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999.
- Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зимичев А. М. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1993, 172 с.
- Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб, Изд-во СПбГУ, 2001.
- Реан А.А. Психолого-педагогический анализ процесса выбора методов обучения в высшей школе. Дисс. канд. пед. наук. Д., 1983.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- Реан А.А. Профессиональная самооценка личности // Психология: итоги и перспективы: Тезисы докладов научно-практической конференции. 28−31 октября 1996. С. 95−96.
- Регуш JI.A. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 90−92.
- Рейтман У. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов М.: 1968, -187 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.: 1976.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание М.: 1957.
- Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования М .:1958.
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М.:1959.-354 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия М., 1993.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Нижний Новгород, 1994.
- Салкова О.В. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя технического вуза посредством коррекции коммуникативной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. JL, 1986.
- Свенцицкий A. JL Социальная психология управления Л.: ЛГУ, 1986- 175 с.
- Свядощ A.M., Ромен А. С. Применение тренировки в психотерапевтической практике. М., 1966.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. — М.: Учпедгиз, 1953.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2002.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996 -349 с.
- Сидоренко Е. Мотивационный тренинг / Изд-во «Речь» СПб. 2000.
- Сидоренко Е. В.: Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми СПб., 1992.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб, Речь, 2002.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, Речь, 2002
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1992, 268 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.
- Скотт Г. Джини. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 1. -Киев: Издательское общество «Верзилин и К. ЛТД», 1991.
- Скотт Г. Джини. Способы разрешения конфликтов. Выпуск 2 -Киев: ГИИМ, Издательское общество «Верзилин и К. ЛТД», 1991. -208с
- Славская К.А. Мысль в действии. М.: 1968.
- Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенси-тивности /Пер. с англ. СПб: Речь, 2001.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе /Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект», 1997.
- Советский энциклопедический словарь. М., изд-во «Советская энциклопедия» 1981. 1600с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М .: 1968.
- Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов / Анисимова О. М., Дворяшина М. Д., Келась-ев В.Н. и др.- Под ред. Трусова В. П. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. — 160с.
- Социально-психологический тренинг /Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1997.
- Слободской А.Л. О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста: Автореф. канд. дис. Л., 1976, 15с.
- Словарь по этике. М., 1981. 430 с.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1995.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М.: 1961.
- Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск, «Фолиум», 1996. 224 с.
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1994.
- Трусов В.П. Социально психологические исследования когнитивных процессов. — Л., 1980.
- Тутушкина М.К., Рогинский М. Ю. Практическая психология для руководителей Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт. 1992. -186 с.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.-406 с.
- Угрюмова А.И. Проблема человека в буржуазных теориях организации. Киев: 1982.
- Ухтомский А.А. Собр. соч. Л., 1950. Т. 1.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
- Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1983.840 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения-М.: Наука, 1990.
- Форверг М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения. //Психол. журн., 1984. Т.5, вып. 4.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 2.
- Хрящева Н.Ю., Яковлев В. И. Возможности социально-психолоигческого тренинга при решении задачи развития личности руководителя // Тезисы докладов с сообщений на 1-й научно-практической конференции. -Красноярск, 1989, С. 124−128.
- Цандер Э. Практика управления: Пер. с нем. В. П. Воронькова / Общ. ред. P.M. Гринева Обнинск: Титул, 1992 — 240 с.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В.: Психотехнические игры в спорте -М.: ФиС, 1985
- Штульман Э.А. Специфика методического эксперимента // Советская педагогика № 3 1988, с. 61−65.
- Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания. 1987 //Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 158−162.
- Этический кодекс Ассоциации тренинга и психотерапии //Вестник Ассоциации тренинга и психотерапии. 1995. № 1. С. 23−46.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975−295 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
- Якунин В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства. // Вестник ЛГУ, 1979, № 1.
- Якунин В.А., Наследов А. Д. Методическое сопровождение системы интенсивных технологий обучения. Л., 1990.
- Яценко Т.С., Гришин В. В., Семилет Н. В. Результативность активного социально-психологического обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 176−185.
- Abelson R.P. Are attitudes necessary? // Attitudes, conflict and social enhance. New York, 1972.
- Berkowitz L. and Daniels L.R. Affecting the salience of the social responsibility norm: Effect of past help on the response to dependency relationships. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964, 68,275−281.
- Berkowitz L., and Lutterman K.G. The traditionally socially responsible personality. Public Opinion Quarterly, 1968.
- Bledsoe J.C. Personality characteristics differentiating internal and external college women. Journal of Psychology 1979. 81−86.
- Collins B.E., Helmreich R. Studies in forced compliance // J. Pers. Soc. Psychol, vol 1, 1970.
- Gough H., McClosky P., and Meel P. A personality scale for social responsibility. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1952,47, 73−80.
- Harris D. A scale for measuring attitudes of social responsibility in children.-Journal of Abnormal and Social psychology, 1957,55, 322−326.
- Hersch P.D., and Scheibe K.E. Reliability and validity of internal -external control as a personality dimension. Journal of Consulting Psychology, 1967, 609−613.
- Rogers C. Some observations on the organization of personality. American Psychologist, 1947, v.2.