Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Целостный подход к анализу трудностей ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, Адлер считает, что необходимо всякий раз анализировать всю совокупность факторов, которые могут приводить к нарушениям развития. Прежде всего необходимо изучить факторы наличия у ребенка органических неполноценностей. В целом Адлер склонен всегда рассматривать повышенное чувство неполноценности «в совокупности с недоразвитием отдельных частей организма» (Адлер А., 1998, с. 316). Другими… Читать ещё >

Целостный подход к анализу трудностей ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, Адлер считает, что необходимо всякий раз анализировать всю совокупность факторов, которые могут приводить к нарушениям развития. Прежде всего необходимо изучить факторы наличия у ребенка органических неполноценностей. В целом Адлер склонен всегда рассматривать повышенное чувство неполноценности «в совокупности с недоразвитием отдельных частей организма» (Адлер А., 1998, с. 316). Другими факторами формирования у ребенка чувства неполноценности Адлер называет ранние страхи, а также «боязнь впасть в положение женской роли», которая связана с неправильным пониманием ребенком значения половых ролей и т. п. Все эти факторы могут формировать склонность ребенка к бунту и неповиновению. У таких детей развивается страсть чувствовать себя значительным, склонность к унижению других детей и даже взрослых, а также может развиваться Эдипов комплекс как форма проявления мужского протеста.

В не меньшей мерс необходимо изучать социальное окружение ребенка и его влияние на развитие. Так, Адлер считает одним из решающих факторов — влияние на ребенка матери. Именно она формирует у ребенка чувство общности. При нарушениях этих отношений могут складываться отклонения в развитии ребенка. Например, Адлер пишет, что у сыновей мужеподобных матерей в последующем развивается боязнь женщин, поскольку в детстве у них сформировался образ женщины, которая хочет всегда «быть на вершине» (Адлер А., 1998).

Неправильное воспитание Адлер считает решающим фактором при формировании неврозов у детей и вообще отклонений от правильной линии развития. Две крайности, к которым приводит неправильное воспитание, проявляющиеся в поведении ребенка, — это излишне выраженное послушание и неповиновение. В последнем случае мы наблюдаем реакции открытого протеста у ребенка. Такие дети сами докучают другим и в то же время считают, что их преследуют. Здесь мы обнаруживаем постоянную зависть и нспрскращающуюся борьбу за власть. В случае излишне послушного ребенка стремление ребенка к власти осуществляется более скрытым образом. Таковы два крайних характерных типа невротического развития по Адлеру.

Для настоящего понимания трудностей ребенка педагогу, согласно Адлеру, необходимо уделять внимание как внутреннему миру ребенка, так и изучению социальных отношений, в которые включен ребенок и которые детерминируют его развитие. Понимание трудностей детей изнутри их самосознания необходимо в силу того, что дети развиваются в соответствии с их неосознаваемой интерпретацией того положения, которое они занимают во взаимоотношениях со своим окружением. Об особенностях и трудностях развития ребенка многое могут рассказать его субъективные отношения к другим людям, товарищеские и дружеские отношения. Это, согласно Адлеру, те социальные чувства, которые впоследствии определят его отношение к любви и браку (у взрослых людей их отношение к любви и браку Адлер считает одним из важнейших диагностических критериев их развития). Важно также определить общую характеристику ребенка в его отношении к людям (от дружественности до враждебности), его отношение к социальной реальности, к социальным нормам, правилам, социальным (и половым) ролям, учебе, работе. Все эти факторы в совокупности могут дать целостное представление о самосознании ребенка.

Не меньшее значение для диагностики развития ребенка приобретает, по Адлеру, и объективный анализ ситуации развития ребенка. Сюда включается анализ структуры семьи, эмоциональной атмосферы в семье, значение данного ребенка в семье, его положение в ней, отношение к нему ближайшего окружения и, конечно, анализ порядка рождения. Уже по одному месту ребенка в семейной иерархии можно понять его некоторые особенности. Например, по стремлению быть в центре внимания можно узнать младшего ребенка в семье, а по вере ребенка в силу законов, по деспотизму, консервативным позициям ребенка можно определить позицию старшего ребенка (когда-то свергнутого с престола) и т. д. В конечном счете необходимо данные анализа самосознания ребенка (взгляд изнутри самосознания) совместить с данными объективного анализа ситуации развития ребенка и построить целостную картину, описывающую трудности ребенка как изнутри восприятия ребенком себя и окружающих, так и извне — со стороны объективной ситуации, в которой происходит развитие ребенка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой