Кросскультурные факторы выгорания
Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала. К сожалению, данные, полученные разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связанос тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома… Читать ещё >
Кросскультурные факторы выгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особый интерес представляют исследования, в которых изучаются межнациональные различия синдрома выгорания. По полученным данным сравнительного исследования (Schaufeli, Yanczur, 1994), у польских медсестер наблюдался более высокий уровень выгорания по сравнению с их голландскими коллегами. Авторы объясняют это межнациональными различиями в образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т. д. Несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными в обеих выборках, а вот аспекты рабочей ситуации и личностные характеристики оказываются менее важными.
Химл, Джейратн и Тиниес[1] обследовали свыше 1000 норвежских и американских социальных работников. Согласно полученным данным, норвежские специалисты имели более высокий уровень выгорания, чем их американские коллеги. Также наблюдались межнациональные различия во взаимосвязях выгорания с разными стрессорами. Авторы объясняли это различиями в структуре деятельности социальных работников.
Исследование менеджеров показало, что уровень выгорания у израильских менеджеров ниже, чем у американских (Schaufeli, Dierendonck, 1993). Это весьма неожиданный результат, так как жизнь в Израиле считается более стрессогенпой, чем в США. При объяснении данных результатов авторы утверждали, что израильские менеджеры получают большую поддержку и от института семьи и друзей, и от сильного ощущения социальной сплоченности, которые характерны для израильского общества.
Сравнительное исследование оценок выгорания па американской и голландской нормативных выборках выявило: у американцев были более высокие средние оценки, но шкалам эмоционального истощения и деперсонализации, при этом они меньше сообщали о редуцировании персональных достижений (Dierendonck, Schaufeli, 1995). Авторы объясняют это несколькими причинами.
Американцы оказались более склонными к выбору крайних вариантов ответов; похожие различия в стилях ответов наблюдались и ранее в кросс-культурных исследованиях. Возможно, работа в Северной Америке более стрсссогепная, нежели в Европе. Например, как правило, оценки выгорания у выборок американских медсестер (особенно по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации) выше, чем у их коллег в таких европейских странах, как Франция, Германия, Италия, Великобритания, Ирландия. Только в Польше наблюдаются сходные с Северной Америкой величины выгорания. Это можно понять так, что американское общество в отличие от европейских стран более ориентировано па достижения. Если в США придается большее значение индивидуальным достижениям, следует ожидать и превышающего показатели в других странах числа случаев выгорания, где с меньшей вероятностью возможно увидеть успех карьеры, приравненный к личному успеху, например в Нидерландах.
Сравнительное исследование (Schutte et al., 2000) работников лесной промышленности из Финляндии (п — 8529), Швеции (п — 267) и Нидерландов (п — 259) показало отсутствие значимых различий между респондентами финской и шведской выборок. Однако по сравнению с Финляндией и Швецией респонденты из Нидерландов имели более низкие оценки, но шкалам истощения и цинизма. Кроме того, голландцы по сравнению с финнами продемонстрировали по шкале профессиональной успешности оценки выше. Авторы пришли к выводу, что наиболее благополучными относительно выгорания следует считать респондентов из Нидерландов.
Итак, определенные межнациональные различия существуют, но их источник не всегда очевиден, поэтому результаты подобных исследований требуют осторожности в интерпретации.
Обобщение результатов эмпирических исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования (табл. 2.1).
Факторы риска выгорания.
Таблица 2.1
Личностные факторы. | Ситуативные требования. | Профессиональные требования. |
Переживание несправедливости. | Социальное сравнение и оценки других. | Когнитивно сложные коммуникации. |
Хроническое переживание одиночества. | Несправедливость, неравенство взаимоотношений. | Эмоционально насыщенное деловое общение. |
Переживание социальной незащищенности. | Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными. | Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности. |
Переживание социально-экономической нестабильности. | «Трудные» ученики, клиенты, партнеры. | Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям. |
Переживание социальной и межличностной изоляции. | Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура. | Поиск новых решений. |
Личностные факторы. | Ситуативные требования. | Профессиональные требования. |
Неконструктивные модели преодолевающего поведения. | Внутрифирменные и межличностные конфликты. | Высокая ответственность за дело и за других. |
Высокая мотивация власти, высокая аффилиация. | Ролевые конфликты, ролевая неопределенность. | Самоконтроль и волевые решения. |
«Трудоголизм», поведение типа А. | Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и др. видов поддержки. | Неинтересная или нелюбимая работа. |
Слабая «Я-концепция», низкая самооценка. | Перегрузки. | Бюрократизм и «бумажная» работа. |
Низкая эмпатия и социальный интеллект. | Недогрузки. | Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска. |
Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач. | ||
Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания. |
Выводы. Многочисленность исследований, посвященных проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых, выгорание представляет собой вариант многофакторного производственного (рабочего) стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых, последствия профессионального выгорания оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную, жизнь «выгоревших». В-третьих, последствия выгорания плохо сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадровых ресурсов.
Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала. К сожалению, данные, полученные разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связанос тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома выгорания, а во-вторых, применительно к разным видам профессий.
- [1] Himle D. P. Jayaratnc S., Thyness P. Predictors of job satisfaction, burnout and turnoveramong social workers in Norway and the USA: A cross-cultural study // InternationalSocial Work. 1986. V. 29.