Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кросскультурные факторы выгорания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала. К сожалению, данные, полученные разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связанос тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома… Читать ещё >

Кросскультурные факторы выгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особый интерес представляют исследования, в которых изучаются межнациональные различия синдрома выгорания. По полученным данным сравнительного исследования (Schaufeli, Yanczur, 1994), у польских медсестер наблюдался более высокий уровень выгорания по сравнению с их голландскими коллегами. Авторы объясняют это межнациональными различиями в образовании, условиях работы, зарплате, социальной поддержке и т. д. Несмотря на такие различия, основные корреляты выгорания (неопределенность, дисбаланс между вкладом и результатом и др.) остаются идентичными в обеих выборках, а вот аспекты рабочей ситуации и личностные характеристики оказываются менее важными.

Химл, Джейратн и Тиниес[1] обследовали свыше 1000 норвежских и американских социальных работников. Согласно полученным данным, норвежские специалисты имели более высокий уровень выгорания, чем их американские коллеги. Также наблюдались межнациональные различия во взаимосвязях выгорания с разными стрессорами. Авторы объясняли это различиями в структуре деятельности социальных работников.

Исследование менеджеров показало, что уровень выгорания у израильских менеджеров ниже, чем у американских (Schaufeli, Dierendonck, 1993). Это весьма неожиданный результат, так как жизнь в Израиле считается более стрессогенпой, чем в США. При объяснении данных результатов авторы утверждали, что израильские менеджеры получают большую поддержку и от института семьи и друзей, и от сильного ощущения социальной сплоченности, которые характерны для израильского общества.

Сравнительное исследование оценок выгорания па американской и голландской нормативных выборках выявило: у американцев были более высокие средние оценки, но шкалам эмоционального истощения и деперсонализации, при этом они меньше сообщали о редуцировании персональных достижений (Dierendonck, Schaufeli, 1995). Авторы объясняют это несколькими причинами.

Американцы оказались более склонными к выбору крайних вариантов ответов; похожие различия в стилях ответов наблюдались и ранее в кросс-культурных исследованиях. Возможно, работа в Северной Америке более стрсссогепная, нежели в Европе. Например, как правило, оценки выгорания у выборок американских медсестер (особенно по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации) выше, чем у их коллег в таких европейских странах, как Франция, Германия, Италия, Великобритания, Ирландия. Только в Польше наблюдаются сходные с Северной Америкой величины выгорания. Это можно понять так, что американское общество в отличие от европейских стран более ориентировано па достижения. Если в США придается большее значение индивидуальным достижениям, следует ожидать и превышающего показатели в других странах числа случаев выгорания, где с меньшей вероятностью возможно увидеть успех карьеры, приравненный к личному успеху, например в Нидерландах.

Сравнительное исследование (Schutte et al., 2000) работников лесной промышленности из Финляндии (п — 8529), Швеции (п — 267) и Нидерландов (п — 259) показало отсутствие значимых различий между респондентами финской и шведской выборок. Однако по сравнению с Финляндией и Швецией респонденты из Нидерландов имели более низкие оценки, но шкалам истощения и цинизма. Кроме того, голландцы по сравнению с финнами продемонстрировали по шкале профессиональной успешности оценки выше. Авторы пришли к выводу, что наиболее благополучными относительно выгорания следует считать респондентов из Нидерландов.

Итак, определенные межнациональные различия существуют, но их источник не всегда очевиден, поэтому результаты подобных исследований требуют осторожности в интерпретации.

Обобщение результатов эмпирических исследований разных авторов позволяет выделить три группы факторов риска синдрома выгорания: личностные, ситуативные и профессиональные требования (табл. 2.1).

Факторы риска выгорания.

Таблица 2.1

Личностные факторы.

Ситуативные требования.

Профессиональные требования.

Переживание несправедливости.

Социальное сравнение и оценки других.

Когнитивно сложные коммуникации.

Хроническое переживание одиночества.

Несправедливость, неравенство взаимоотношений.

Эмоционально насыщенное деловое общение.

Переживание социальной незащищенности.

Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами и подчиненными.

Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности.

Переживание социально-экономической нестабильности.

«Трудные» ученики, клиенты, партнеры.

Адаптация к новым людям, меняющимся профессиональным ситуациям.

Переживание социальной и межличностной изоляции.

Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура.

Поиск новых решений.

Личностные факторы.

Ситуативные требования.

Профессиональные требования.

Неконструктивные модели преодолевающего поведения.

Внутрифирменные и межличностные конфликты.

Высокая ответственность за дело и за других.

Высокая мотивация власти, высокая аффилиация.

Ролевые конфликты, ролевая неопределенность.

Самоконтроль и волевые решения.

«Трудоголизм», поведение типа А.

Дефицит административной, дружеской, социальной, профессиональной и др. видов поддержки.

Неинтересная или нелюбимая работа.

Слабая «Я-концепция», низкая самооценка.

Перегрузки.

Бюрократизм и «бумажная» работа.

Низкая эмпатия и социальный интеллект.

Недогрузки.

Отсутствие готовых решений, необходимость творческого поиска.

Низкая профессиональная мотивация, мотивация избегания неудач.

Эмоциональная неустойчивость, нереалистичные ожидания.

Выводы. Многочисленность исследований, посвященных проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых, выгорание представляет собой вариант многофакторного производственного (рабочего) стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых, последствия профессионального выгорания оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную, жизнь «выгоревших». В-третьих, последствия выгорания плохо сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадровых ресурсов.

Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно-ролевыми и личностными особенностями персонала. К сожалению, данные, полученные разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связанос тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома выгорания, а во-вторых, применительно к разным видам профессий.

  • [1] Himle D. P. Jayaratnc S., Thyness P. Predictors of job satisfaction, burnout and turnoveramong social workers in Norway and the USA: A cross-cultural study // InternationalSocial Work. 1986. V. 29.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой