ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π₯арактСристика ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½ психологичСского исслСдования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ стратСгии: 1) рандомизация — распрСдСлСниС испытуСмых ΠΏΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ случайным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ (Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ эту ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΡŽ использовал Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… исслСдованиях Π . Π€ΠΈΡˆΠ΅Ρ€); 2) ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ — составлСниС эквивалСнтных ΠΏΠ°Ρ€ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ; 3) ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ — составлСниС эквивалСнтных ΠΏΠ°Ρ€… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π₯арактСристика ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½ психологичСского исслСдования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ освоСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π³Π»Π°Π²Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

  • β€’ основы ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ выдвиТСния психологичСских Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π· ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ;
  • β€’ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ трСбования ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅, Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, структуру ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психологичСского исслСдования ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ личности ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-мСтодичСскиС ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-этичСскиС трСбования ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹;
  • β€’ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π° Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ эмпиричСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ

  • β€’ планирования, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ психологичСского экспСримСнта;
  • β€’ ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ психологичСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€;
  • β€’ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ стСпСни примСнимости ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ психологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ.

Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π°, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ психологичСского исслСдования

ΠŸΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ психологичСского исслСдования Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, которая формулируСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ знакомства психолога с Ρ„актичСским ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ ΠΏΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ) ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ (Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ) потрСбности.

Научная (ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ) ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° прСдставляСт собой ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° исслСдования — Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅, Π½Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ исслСдоватСля. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Π°Ρ ситуация Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎ психологичСскоС явлСниС, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ объяснСнию Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π³ΠΎΡΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ всСгда присутствуСт, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Π΄Π²Π° «ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой диалСктичСскоС ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ — извСстная Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚ная. Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ — Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ качСство исслСдоватСля, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚СматичСски ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ, Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π½Π°ΡƒΠΊΡƒ, Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡ‹ΠΌΠΈ с Π΅Π΅ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ½Π° подчиняСтся Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Как писал А. Π“Π΅Ρ€Ρ†Π΅Π½, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° унивСрситСтов — эго «Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ вопросы, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ»[1].

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° — это становящССся Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅. Π Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ начинаСтся с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Ρ‚. Π΅. с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ стрСмится ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ психолог Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ экспСримСнта.

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° — это Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованноС ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, слуТащСС для объяснСния ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ психологичСского Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°, явлСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅Π³ΠΎ знания Π½Π΅ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΠΌΡ‹. Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° прСдставляСт собой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ истинноС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅, сохраняя ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Ρ€Π΅Π²ΡˆΠ΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅.

По ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ нСсколько ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π΄ΠΈΠ°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… (ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ…). Π’Ρ‹Π±ΠΎΡ€ достовСрной Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΈΠ· Ρ€ΡΠ΄Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… связан с ΠΌΠ΅Ρ‚одологичСскими трудностями, ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, Π½ΠΎ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌΡƒ счСту Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ число ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ истинности Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π°Π²Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠΉ. ΠŸΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΎΠΊΡ состоит Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ противорСчия, присущиС чСловСчСскому ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ явлСниям ΠΈ ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌ. Π­Ρ‚ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ стороны ΠΈ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ тСорСтичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ.

Π“ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ проходят Ρ‚Ρ€ΠΈ стадии развития. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ — стадия вСроятности Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° авторская идСя ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ правдоподобия Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ 50%. На Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ стадии — обоснования Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ — происходит ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСских оснований Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… гипотСтичСских ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ стадия — ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ — опрСдСляСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π° тСорСтичСской ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ подтвСрТдСния ΠΈΠ»ΠΈ опровСрТСния. Если слСдствия ΠΈΠ· Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ достовСрном ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, это Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π° подтвСрТдаСтся, Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ случаС ΠΎΠ½Π° опровСргаСтся.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ психолог Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-тСорСтичСскиС ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° исслСдования Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

Под влияниСм Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ формулируСтся ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, Ρ‚. Π΅. Ρ†Π΅Π»ΡŒ исслСдования Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… эмпиричСских условиях. Π•Π΅ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ:

  • β€’ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° исслСдования:
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° исслСдования;
  • β€’ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€, конструированиС инструмСнта рСгистрации;
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ срСдств, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ воздСйствия;
  • β€’ организация ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Ρ‹ экспСримСнта (Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ ΠΏΠ»Π°Π½Π° ΠΈΠ»ΠΈ «Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½Π°» экспСримСнта);
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π»Π³ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° дСйствий ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², ΡƒΠ³Ρ€ΠΎΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ валидности;
  • β€’ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ, накоплСния ΠΈ Ρ…ранСния Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…;
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ….

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ аспСкты ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ исслСдования. Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ° — это Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° исслСдования. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° испытуСмых.

ΠžΠ΄ΠΈΠ½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ испытуСмый Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ носитСля ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡΠΈΡ‚уациях, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π°, Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ различиями ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π½Π΅Π±Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ исслСдованиС Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎ ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΡƒ ΠΈ Ρ‚рСбуСтся мноТСство ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ± (Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ). Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° испытуСмый являСтся Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (Ρ‚Π°Π»Π°Π½Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠ°Π½Ρ‚, Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊ, ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ больной). Π’-Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ…, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ‚ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ трСбуСтся особая ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мастСрство). И, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, Π²-Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Ρ…, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Π½ Π½Π΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ экспСримСнта с ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… испытуСмых Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ.

Π­ΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ привлСкаСтся Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских исслСдованиях Π² ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв. Она комплСктуСтся ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ схСмам:

  • Π°) схСма формирования ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°ΠΌ экспСримСнта;
  • Π±) схСма исслСдования ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°Ρ…;
  • Π²) схСма «ΠΏΠ°Ρ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄ΠΈΠ·Π°ΠΉΠ½Π°», ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π°ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ тСстирования ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ эквивалСнтныС ΠΏΠ°Ρ€Ρ‹ испытуСмых с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈΡ… Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°ΠΌ экспСримСнта;
  • Π³) «ΡΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π½Π½Π°Ρ» схСма, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° всС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°ΠΌ экспСримСнта (провСряСтся влияниС нСзависимой ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ° Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… условиях).

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ формирования ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ эквивалСнтности ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ рСпрСзСнтативности.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ (ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ валидности) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ (ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ исслСдуСтся Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ студСнтах Π²ΡƒΠ·Π°, Π΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π½Π° ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ΅ воСннослуТащих ΠΈ Ρ‚. Π΄.).

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ эквивалСнтности испытуСмых (ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ валидности) опрСдСляСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π»Π΅Π½Π° Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ характСристики испытуСмых, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ исслСдовании трСвоТности Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ обучСния Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ с ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ характСристиками.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ рСпрСзСнтативности (ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ внСшнСй валидности) опрСдСляСт ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π³Π΅Π½Π΅Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ совокупности. Она выраТаСтся качСствСнно (ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Ρƒ, ΠΏΠΎΠ»Ρƒ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-дСмографичСским характСристикам ΠΈ Ρ‚. Π΄.) ΠΈ количСствСнно.

ΠŸΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ стратСгии: 1) рандомизация — распрСдСлСниС испытуСмых ΠΏΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ случайным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ (Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ эту ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΡŽ использовал Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… исслСдованиях Π . Π€ΠΈΡˆΠ΅Ρ€); 2) ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ — составлСниС эквивалСнтных ΠΏΠ°Ρ€ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ; 3) ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ с ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ — составлСниС эквивалСнтных ΠΏΠ°Ρ€ ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΏΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°ΠΌ экспСримСнта (Π”ΠΆ. КэмпбСлл ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ способ формирования ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ); 4) стратомСтричСский ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Ρ€Π°Π½Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ прСдставитСлСй ΠΈΠ· Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… страт; 5) ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅; 6) Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, примСняСмоС Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ конструирования структуры Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии со ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ популяции; 7) ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ для провСдСния экспСримСнта (производится, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° конструированиС Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠΈ ослоТнСно ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ совокупности); 8) ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡ†Π΅Π² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ участиС испытуСмых Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² экспСримСнта (ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ряд нСдостатков, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ «ΡΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΡƒ» ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ошибок: Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ стрСмятся ΠΊ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском экспСримСнтС люди, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ спСцифичСскими личностными особСнностями, Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ — Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ экспСримСнта ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ мСсто «ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ» ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ„ΠΎΠ½).

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ проСктирования исслСдования основноС мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° изучСния. БобствСнно говоря, содСрТаниС Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠ° исслСдования Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ΅. Научная психологичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ своС ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π² Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Π΅, ΠΈ Π² Ρ‚Π΅ΠΌΠ΅ исслСдования ΠΈ, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ экспСримСнта.

Основной Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ экспСримСнта, ΠΊΠ°ΠΊ извСстно, являСтся ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ тСорСтичСских изысканий. ИмСнно ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ достовСрности Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹. Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ экспСримСнта Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнной связи ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… (явлСниС «Π» являСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ «Π’»). ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° «ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ» — это ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Π°Ρ ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ проблСматичная ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ психологии. ЭмпиричСскими ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнной связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ двумя Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вия Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ, Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ статистичСской связи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ рСгистрация связи «Π» ΠΈ «Π’» ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π· ΠΎΠ± ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ….

Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ исслСдования модСлируСтся ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° «Π» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ психологичСского инструмСнта рСгистрируСтся слСдствиС — «Π’». Π’ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π° «Π» являСтся нСзависимой ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ (ΠΠ—ΠŸ), Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ «Π’» — зависимой (Π—ΠŸ).

НапримСр, Ссли срСдний ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (коэффициСнт ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — IQ) учащихся составлял 105 IQ-Π±Π°Π»Π»ΠΎΠ², Π° ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Π° — 110, Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ с ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠ»Π΅ΠΉ вСроятности ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ явился ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ уровня ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС Π΅ΡΡ‚ΡŒ нСзависимая пСрСмСнная, Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° — зависимая ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ пСрСмСнная, ΠΈΠ»ΠΈ слСдствиС Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Π°.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ соврСмСнной ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ извСстная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»Π° К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π° ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ (Π’) ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (f) личности (Π ) ΠΈ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (S) (Π’ = f (P; S)). ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ психологичСском исслСдовании устанавливаСтся Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ R = f (s), Π³Π΄Π΅ «R» — ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ испытуСмого, рСакция, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ (зависимая пСрСмСнная) ΠΈ «s» — ситуация, стимул, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° (нСзависимая пСрСмСнная). Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация воздСйствуСт Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, вызывая ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ психологичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

На ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅, ΠΏΠ°Ρ€Π°Π»Π»Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ с Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ внСшниС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ эффСкта, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ². ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ, манипулируя нСзависимой ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ внСшниС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ относят ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ (систСматичСскоС нСсанкционированноС исслСдоватСлСм смСщСниС Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ²) ΠΈ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (случайныС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ сущСствСнноС влияниС Π½Π° ΡΠ²ΡΠ·ΡŒ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ «Π» ΠΈ «Π’»),.

  • [1] Π‘ΠΌ.: Π₯Π°Ρ€Π»Π°ΠΌΠΎΠ² И. Π€. ПСдагогика. М., 1999. Π‘. 232.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ