Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоциональная сфера. 
Психология подросткового возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако не только в ситуации аффекта поведение подростка и его эмоции соответствуют значимой потребности (например, потребности в автономии). Это могут быть также и ситуативные, сиюминутные желания, и относительно длительные увлечения. Важно, что они, как и аффект, полностью поглощают подростка, он как бы ничего больше не видит и не слышит. Хотя сила и острота желаний — характерные черты… Читать ещё >

Эмоциональная сфера. Психология подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эмоциональная сфера в подростковом возрасте отличается целым рядом особенностей. Отчасти они обусловлены факторами биологического созревания, однако решающее значение, конечно, имеют характерные для этого периода психологические особенности, прежде всего такие, как становление нового уровня самосознания, Я-концепции, интеллекта, интересов, ценностных ориентаций, специфика общения со взрослыми и сверстниками, наконец, социальная ситуация развития в целом.

Характерная для подростков эмоциональная нестабильность, неуравновешенность может проявляться в частой смене настроения, которая в одних случаях будет лишь поверхностно затрагивать жизнь подростка, придавая ей определенную окраску, тонус, а в других может стать основным содержанием его переживаний, подчиняя себе его деятельность и взаимоотношения с окружающими. Все зависит от психологического и социального контекста, в который будет эта неуравновешенность включена.

Противоречивые психологические стремления, достаточно частые в подростковом возрасте (например, конфликт между стремлением утвердить свою взрослость и боязнью последствий этого), могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам — остро протекающим, относительно кратковременным эмоциональным состояниям, характеризующимся возбуждением, бурным и сильным проявлением отрицательных эмоций и утратой волевого контроля, повышенной импульсивностью.

По сравнению с кратковременными «вспышками», которые можно наблюдать у младших детей, аффективные реакции подростков имеют гораздо более сильный и в определенном смысле более разрушительный характер — характер «взрыва». Особенностью аффекта, как известно, является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания. Эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, а разрядка происходит в виде активного выброса эмоций. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.

Для понимания специфики эмоционального реагирования в подростковом возрасте чрезвычайно важно учитывать такое свойство аффекта, как создание «аффективных следов» травмировавшего опыта. Эти аффективные следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (пусть даже лишь в некоторых деталях) с ситуацией, вызвавшей аффект. В результате разрядка аккумулированного отрицательного опыта может возникать и без реальной причины и по самым незначительным, с точки зрения стороннего наблюдателя, поводам. Однако для подростка такой повод совсем не мелок, что объясняется в числе прочего повышенной чувствительностью подростка к ситуациям, актуализирующим важную для него потребность, например потребность в самоутверждении. Впрочем, слишком часто повторяющиеся аффективные вспышки свидетельствуют о значительном неблагополучии подростка и требуют углубленной работы психолога, а нередко и консультации у психоневролога.

Однако не только в ситуации аффекта поведение подростка и его эмоции соответствуют значимой потребности (например, потребности в автономии). Это могут быть также и ситуативные, сиюминутные желания, и относительно длительные увлечения. Важно, что они, как и аффект, полностью поглощают подростка, он как бы ничего больше не видит и не слышит. Хотя сила и острота желаний — характерные черты подросткового возраста, и подобные явления, когда они проявляются ситуативно, не должны вызывать особого опасения, но частое их повторение свидетельствует об определенном инфантилизме, об отсутствии достаточно сильных конкурирующих мотивов.

Важно учитывать и такое свойство эмоций подростка, как тенденция к самоподкреплению. Подросток может бояться или, напротив, стремиться остаться один на один со своими переживаниями, но главным при этом является его неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, неважно — позитивную или негативную. В психологии и медицине это описывается как проявление особой ригидности подростковых эмоций: их негибкости, косности, инертности, тенденции к самоподдержанию. Подросток как бы «купается» в собственной печали и даже в собственном гневе, эти переживания вызывают у него особое удовольствие, а избавление от эмоций, даже отрицательных, может стать неприятным и вызвать отвержение.

Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, в переживании бурных эмоций, жажде острых ощущений, новых и сильных, с чем бывают связаны достаточно рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке, а иногда и первое знакомство с наркотиками.

Становление эмоциональной сферы находится в тесной связи с бурно развивающимися в этом возрасте воображением, фантазиями, мечтами подростка. Обсуждая проблему развития воображения в период отрочества, Л. С. Выготский фиксировал внимание на двух, по его мнению, основных в этом возрасте его формах: пластической и эмоциональной. Главное их различие определяется материалом, из которого строятся фантазии. Пластическое воображение он называет объективным, поскольку оно пользуется преимущественно внешними впечатлениями, а эмоциональное — субъективным, поскольку оно строится из элементов внутренней жизни[1].

Характер воображения подростков тесно связан с их эмоциями. Рассмотрим в этом контексте действие двух законов: закона общего эмоционального знака и закона эмоциональной реальности воображения.

Сущность закона общего эмоционального знака, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что любая эмоция стремится воплотиться в соответствующие ей образы. Иными словами, эмоция как бы обладает способностью подбирать впечатления или образы, созвучные тому настроению, которое владеет человеком в данный момент. Эти созвучные эмоции впечатления имеют тенденцию объединяться, несмотря на то что никакой иной связи между ними в общем-то нет.

Закон эмоциональной реальности воображения говорит об обратном влиянии фантазии на эмоции и чувства. И пусть эта фантазия не соответствует действительности, но вызываемые ей эмоции и чувства реально переживаются человеком. В силу этого закона фантазии становятся для подростка настолько реальными, что он непроизвольно пытается воплотить их в жизнь либо в каких-то конкретных делах, либо в рассказах о них. На этом основан такой жанр подросткового фольклора, как так называемые байки. Рассказчик и его слушатели одновременно и верят в них, и понимают их условность. Это отличает подростковые байки от намеренной лжи, равно как и от тех случаев, когда подросток, повинуясь какому-то безотчетному импульсу, стремится воплотить свою фантазию в жизнь, пусть хотя бы только на словах, пытается выдать свою фантазию за действительность. Описанные феномены подчас бывает нелегко различить. Помочь в этом может понимание мотивов этого «вранья».

В отрочестве фантазии и мечты начинают занимать место игры. Они, по сути дела, представляют собой внешнюю игру, перенесенную во внутренний план. Подобно тому, как маленький ребенок в игре принимал роль всемогущего героя, подросток, мечтая, воображает себя свободным от тех недостатков, отрицательных комплексов и переживаний, с которыми он плохо справляется в жизни. Мечта имеет чрезвычайно важное значение для развития в период отрочества, так как способствует «возвышению потребностей», создает идеальные образы «потребного будущего». Недаром в литературе склонность к мечтательности описывают как наиболее типичную черту подросткового и раннего юношеского возрастов.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях подростков. В этом возрасте обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе или в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям, связан с особенностями эмоциональной жизни подростка и прежде всего с потребностью в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова культовых песен являются своего рода ответом на многие волнующие подростка вопросы. Рок-музыкант Ди Снайдер, автор уже цитировавшейся нами книги, пишет, вспоминая подростковые годы: «Когда я записывал песню „Нам это не подходит“, я изливал злобу на тех, кто постоянно заставлял меня „шагать в ногу“. Я прекрасно помню, как удирал от этих призывов и разговоров в свою комнату и включал проигрыватель. Слушая рок-н-ролл — и притом громко, по крайней мере, настолько громко, как позволяли родители и двадцатипятидолларовый проигрыватель, — я хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы чувств»1. Нередко увлечение группами, как и другие всепоглощающие страсти, является заменой общению, способом найти ответы на наиболее значимые вопросы. «Когда я рос, за помощью обратиться было некуда. Я не мог поговорить ни с родителями, ни с друзьями, ни с учителями и получал ответы на некоторые из моих вопросов в песнях любимых героев рок-н-ролла Элиса Купера и Роберта Планта из „Лед Зеппелин“. Рок-н-ролл был моим единственным другом»[2].

  • [1] См.: Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. С. 30.
  • [2] Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое местов жизни. С. 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой