Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие психики в филогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы… Читать ещё >

Развитие психики в филогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Филогенез (от греч. «фило» — род, племя и «генезис» — рождение, происхождение) — процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • 1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;
  • 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
  • 3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);
  • 4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
  • 5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика есть только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе — у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
  • 6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе.

  • 1. На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.
  • 2. На перцептивной стадии психики животных (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие), и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
  • 3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать ее развитие в ближайшем будущем. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хишников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Но психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения сознания были груд и язык. Сознание и способность быть личностью — те качества, которые отличают человека от животных. Но возникают они на определенной стадии культурной эволюции человека, вот почему их нет у животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие.

психические функции" — специфически человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, в процессе социальной и культурной эволюции человечества. Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, и только последние 22 поколения читают напечатанные книги, а из них лишь 5 поколений — при электрическом освещении.

Материальная и духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой