Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Базовые научные понятия общей психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «личность». Личность — это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, т. е. это в буквальном смысле различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нем. Социальное значение понятия личность — это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это… Читать ещё >

Базовые научные понятия общей психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Понятие «индивид». В научной психологической литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом под этим словом авторы подразумевают психическое содержание человека в целом. Это не точно и неправильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид — это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид — это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид — это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь.

Итак, понятие «индивид» (в узком содержательном смысле) — это все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.

2. Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуальнопсихологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность — это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.

3. Понятие «субъект». Субъект — это психологическая характеристика человека, подчеркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект — это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект — это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения.

Итак, субъект — это человек как активная, познающая, психическая и психически автономная единица.

В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.

4. Понятие «личность». Личность — это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, т. е. это в буквальном смысле различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нем. Социальное значение понятия личность — это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность — это социальная, общественная характеристика человека, т. е. это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. А. Н. Леонтьев писал: «Личность — это социальная основа человека». Личность — это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность — это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.

Существует более ста довольно-таки известных определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода, следующее. Личность — это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А. Н. Леонтьев). Личность — это определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б. Г. Ананьев). Личность — это иерархия (ядро, система) мотивов (Л. И. Божович).

Гуманистические психологи считают, что личность — это устремленность к будущему. Личность — это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность — это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», — утверждал Карл Роджерс.

5. Понятие «человек». Человек — это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек» также может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее понятие «человек» прежде всего отражает характерологические отличия людей, т. е. различия на уровне характера, характерологических черт, однако понятие «человек» в большей степени является обобщающим.

Подчеркнем, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов — факторов среды и наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, А. Н. Леонтьев и А. В. Петровский.

Таким образом, человек — это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

6. Понятие «образ». Образ — это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ мира — целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

7. Понятие «отношение». Отношение в самом общем виде это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе как к объекту). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В. Н. Мясищева.

Наряду с этим объект — это фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта. При этом объектное отношение — это взаимозависимость, т. е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние — объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.

  • 8. Понятие «переживание». Переживание: 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.
  • 9. Понятие «общение». Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение также порождается мотивами, образующимися в самом ходе осуществления процесса совместной деятельности. Структура общения выражается в трех основных аспектах общения — коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Итак, процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнера по общению). Общение — это процесс социального взаимодействия людей.
  • 10. Понятие «представление». Представления (англ, imagery) — это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта или картины, открывающиеся так называемому мысленному взору. Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. На ранних этапах развития психологии,

В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались Вильгельмом Вундтом и другими учеными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления человека. В XX веке представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление — это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о какихлибо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой