Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи
Диссертация
Потребности и запросы социального развития с конца 1980;х начала 1990;х годов способствовали формированию социально-психологической проблематики, сопряженной с исследованием тех или иных аспектов воинских коллективов (Барабанщиков А.В., 1986; Гуляев В. Н., 1988; Давыдов В. Г., 1986; Железняк Л. Ф., 1979; Съедин С. И., 1981; Утлик Э. П., 1973; Феденко Н. Ф., 1996; Юсов В. Т., 1985 и др.), семейных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
- 1. Основные подходы к изучению проблемы задержки психического развития детей в отечественной и зарубежной литературе
- 2. Проблема ранней диагностики задержки психического развития
- 3. Проблема психологической готовности к обучению в школе
- ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ
- 1. Социально-психологический климат как научное понятие
- 2. Структура и содержание социально-психологического климата семьи
- 3. Особенности социально-психологического климата семьи
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ
- 1. Общая характеристика и программа исследования
- 2. Методы, методика и процедура исследования
- 3. Результаты экспериментального исследования: анализ, обобщение, интерпретация
- 3. 1. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социальнопсихологический климат семьи в зависимости от выраженности и характера ЗПР
- 3. 2. Тип и динамика влияния ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи
Список литературы
- Александрова В.Ю., Суслова Е. А., Александров А. А. Психологические аспекты профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.// Психологический журнал. 1985. — Т.6, № 1. — С. 122−129.
- Алексеева В.Г. Семья как фактор стабилизации кадров. //Социологические исследования. 1983. — № 2. — С.89−96.
- Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис.к.п.н. М, 1985. — 192 с.
- Амбрукайте И. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология.-1981.-№ 5.-0.75−79.
- Амосов Н. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981. — 176 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М. 1982, кн. 1 и 2.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М: Издательство МГУ, 1980. -416с.
- Анохин П.К. Философские аспекты функциональной системы //Философские проблемы биологии. М: Наука, 1973. — С. 272.
- Антология социальной работы. В 5 т. Т.2. Феноменология социальной патологии. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.
- Антология социальной работы. В 5 т. Т. З Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.
- Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях- переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол.журн., 1994.-Т. 15.
- Арцимович Я.М. Современная семья и ее воспитательная функция. -Дис. .канд.философ.нау.~ М., 1990
- Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наук, 1983.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф., Утлик Э. П. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986.
- Бахтина JI. А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.- 1984.-№ 6.-С. 48−56
- Белопольская H.JI. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии//Дефектология. 1984.-№ 5.-С.5−8.
- Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность. //Педология и воспитание. -М, 1928.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М: Издательство МГУ, 1982. — 135 с.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л: Издательство ЛГУ, 1965.-198 с.
- Бодалев А. А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи. //Психологический журнал. 1981. -Т.2, № 4. — С.91−99.
- Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект) -М- Мысль, 1988.-237 с.
- Борич А. Умственно отсталый ребенок в семье //Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами науки/YIII-я научн. сессия по дефектологии и V-e Всес. пед. чтения (секция дефектологии): Тез.докл.-М., 1979.-С.523−524.
- Брушлинский А.В. Психологический анализ мышления как прогназирования. Дисс. .докт.психол.наук. -М., 1977.
- Бурлачук Л.Ф., Морозова С.М.: Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.-С. 161 -163.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. В., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. -М., 1990.
- Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности //Вопросы психологии. 1977. — № 4. -С.64−74.
- Валентинова Н.Г. Влияние взаимоотношений в производственных коллективах на повышение интереса к труду. //Социология в СССР. -T.I.-M, 1965. С.440−456.
- Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М: Финансы и статистика, 1981.-96с.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998.
- Венгер Л.А. Воспрятие и обучение (дошкольный возраст). М, 1969.
- Венгер Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 1
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М: Прогресс, 1988. — 130с.
- Вишневский В. А. Влияние динамики моторных нарушений у больных ДЦП на психическое состояние их родителей //Вопросы клинической психиатрии: Тез.докл.-Кемерово, 1985.С.38−42.
- Вишневский В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка //Журнал невропат, и психиатрии.-1984.-т.84.В.4.-С.563−567.
- Вишневский В.А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП //Вопросы клинической психиатрии: Тез.докл. Кемерово, 1985.С.42−44.
- Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) — В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
- Власова Т.А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей //Дефектология,-1983.-№ 4.-С.4−9.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития.— Дефектология. 1975, № 6.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
- Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Дис. к.п.н. — Л, 1979. — С. 67.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956.
- Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1983, т. 3.
- Генинг М.И. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология.-1973.-№ 6. С.46−53.
- Генке Л.Л., Романова А. И. Опыт организации раннего выявления поражения ЦНС у детей группы риска и их поэтапного лечения //Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез.докл.-Ташкент, 1984.С. 18−19.
- Георгиевский А.Б., Петленко В. П., Сахно А. В., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М: Мысль, 1975. — 277с.
- Говор И. И. Работа вспомогательной школы-интерната с родителями учащихся //Дефектология.-1976.-№ 3.-С.72−78.
- Годлевская А.В. Консультации по вопросам семейной жизни и проблемы стабилизации брака. //Стабильность семьи как социальная проблема. М: Издательство ИСИ, 1978. — С. 192.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -МИздательство МГУ, 1987.- 175с.
- Голод С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. //Молодая семья. М: Статистика, 1977. — С.55−56.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л: Наука, 1984. — С.35, 40, 91, 112, 130.
- Голофаст В., Докторова Л., Божков О. Ориентация на развод и напряженность в семье. //Человек после развода. Вильнюс, 1985. -С.29−66.
- Горянина В.А. Общение в детском коллективе. М., 1996.
- Гребенников И.В. О воспитательном потенциале семьи // Совет.педаг., 1981.-№ 1
- Гребешева И.И., Камсюк Л. Г., Кузнецова В. В. Принципы и организационные особенности «работы с детьми группы социального риска и их семьями // Педиатрия.-1989.-№ 3.-С.62−66.
- Гринина О.В. Программа и методика медико-социального обследования семьи: методическое пособие.-М. :2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1969.-19с.
- Грипизкас Ч.С., Малярова Н. В. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейн ых отношений. //Семья и общество. М: Наука, 1982. — С.99−120.
- Гуляев В.Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству. Дисс. .канд.пед.наук. М., 1988.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
- Дашков И.М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения (тест Люшера). //Диагностика психических состояний в норме и патологии.-Л: Медицина, 1980. С. 115−126.
- Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, 1. М. С. Певзнер. М., 1971 .
- Дичюс П. Развод и его причины в Литовской ССР. //Человек после развода. Вильнюс, 1985. ~ С. 13−20.
- Добровольская Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? //Социологические исследования.-1992.-№ 5.-С. 103−106.
- Добрынина О.А. Проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата семьи. Дисс. .канд.психол.наук. -Новокузнецк, 1992.
- Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.— Дефектология, 1977, № 2.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М: Издательство МГУ, 1979.-С.60.
- Дьячков А.И. Подготовка к жизни, к полезному труду главная задача специальной школы /Специальная школа. — Вып.1.-М., 1955.-С.З-5.
- Егорова Л.В., Феоктистова В. А. и др. Роль тифлопедагога в семейном воспитании дошкольников с нарушениями зрения //Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье.-М., 1979.-С. 127 134.
- Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью В кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников 1971.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
- Ерастова Е.Л. Воспитание слепых детей в семье М.: 1956.-60с.
- Ермаков В.П. Подготовка слепых учащихся к техническому труду //Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье.-М., 1979.-С.40−45.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции. — Дефектология, 1972, № 4.
- Железняк Л.Ф. Основы общей психологии. М.: МГОПУ, 1997.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф.дис.к.п.н. — Л, 1989. — 20с.
- Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М.: Союз, 1996.
- Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М: Союз, 1998.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение: Владос, 1995
- Забродин Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения: монография М: Магистр, 1997
- Захаров А.И. Клинико-психологическая характеристика родителей детей, больных неврозами. //Психология и медицина. М, 1978. — С.267−271.
- Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. //Вопросы психологии. 1981.-№ 3,-С.58−68.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л: Медицина, 1982.-216с.
- Здравомыслов А.Г., Рожин В. П., Ядов В. А. Человек и его работа. -М, 1967.-С.41.
- Зотова О.И., Кольцова B.JI. Социально-психологический климат коллектива. //Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 184−189.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. //Методология и методы социальной психологии. М: Наука, 1977. — С. 173−187.
- Зуйкова Е.М., Кузнецова Н. В. Молодая семья. М., 1994.
- Изард К.Е. Эмоции человека. М: Издательство МГУ, 1980. — 422с.
- Ипполитова М.В. Основные направления научных исследований в реабилитации учащихся с церебральными параличами //IV-e Всес. пед. чтения: Тез.докл.-т.1 .-М., 1976.С.20−23.
- Ипполитова М.В., Усанова Г. К. Готов ли Ваш ребенок к школе? Беседа 1 //Дефектология.-1972.-ЖЗ.-С.87−88.
- Казначеев В. Г1. Биосистема и адаптация. Новосибирск: СО АМН СССР, 1973.-206с.
- Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержками психического развития. Дефектология, 1978, № 3.
- Камсюк Л. Г., Алатырцева С. Г., Мартынов B.JI. Работа детской поликлиники с семьями детей, имеющих неврологическую патологию //Педиатрия.-1986.-№ 10.-С.46−49.
- Камсюк Л.Г., Алатырцева С. Г. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка //Советское здравоохранения.-1986.-№ 1.-С.18−23.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы как болезни личности. //Социальная психология личности. Л: Знание, 1974. — С. 164−171.
- Каткова И.П., Кравченко Н. А. Методика комплексного социально-гигиенического изучения материально-жилищных условий жизни семьи. М., 1976. 19с.
- Келам А. Межсупружеские отношения и факторы, влияющие на них. //Исследования по качеству брака. Проблемы семьи.-Вып.5. Тарту, 1982.-С.103−110.
- Кеэрберг А. Выполнение Функций семьи и удовлетворенность браком. //Проблемы семьи. Тарту, 1982. — С.56−75.
- Киколов А.И. Умственный труд и эмоции. М: Медицина, 1978.-368с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. КГУ, Казань, 1969.
- Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978.
- Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. М: Просвещение, 1988.-208с.
- Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
- Кокс Т. Стресс. М: Медицина, 1981.-216с.
- Колам А., Эббер И. Причини конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации). //Человек после развода. Вильнюс, — 1985. — С.56−67.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса). Минск, 1969.
- Колповская И.К. К вопросу о социальной адаптации выпускников специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефектология.-1980.-№ 6.-С. 13−20.
- Корсунская Б. Д. О семейном воспитании глухого дошкольника //Дефектология.-1971.-№ 2.-С.58−64.
- Космолинский Ф. Г1. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М: Медицина, 1976. — 190с.
- Костючек Н.С.. Воспитание слепого ребенка в семье //Дефектология.- 1969.-№ 5.-С. 82−86.
- Краткий психологический словарь. //Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошовского. М: Политиздат, 1985. — С.206, 366.
- Краткий словарь по социологии. //Под ред. Д. М. Гвимиани, Н. И. Лапина. М: Политиздат, 1989. — 0.6.
- Кричевский Р.Л. Исследование малых групп в американской социальной психологии. //Проблемы зарубежной социальной психологии. М: Издательство МГУ, 1976. — С. 100.
- Крыжановская И. Л. Неблагоприятные семейные условия и особенности клинической картины умственной отсталости у детей школьного возраста //Журнал невропат, и психиатрии им. Корсакова.-1991 .т.91 .в.3.-С.396−402
- Крысько В.Г. Введение в социальную психологию. Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
- Крысько В.Г. Этнопсихология. В 2-х частях. М., 1993.
- Кузьмин Е.С. Руководитель и коллектив. Л., 1979.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л: Издательство ЛГУ, 1967.-С. 108.
- Кузьмин Е.С. Социальная психология и социальное планирование на предприятиях.//Вестник Ленинградского университета, 1971. Вып.З. -№ 17. — С.58−71.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л: Лениздат, 1974. — 167с.
- Кузьмицкая И.И. К вопросу о социальной адаптации и воспитании детей с глубокими поражениями ЦНС /Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии.-М., 1970.-С.93−94.
- Кутсар Д. О неформальной стабильности брака. //Человек после развода. .Вильнюс, 1985. — С.67−71
- Кутсар Д., Тийт Э. Некоторые закономерности формирования семьи. //Проблемы стабильности брака. Тарту, 1980. — С.67.
- Кутсар Д., Тийт Э. Формирование брака по поведенческим признакам. //Проблемы семьи. Тарту, 1982. — С.5−39.
- Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития. — Журн. неврапотол. психиатр, им. Корсакова, 1980, № 3.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: Изд. МГУ, 1985
- Левин Б.М., Петрович М. В. Экономическая функция семьи. М: Финансы и статистика, 1984.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М: Просвещение, 1964. — 343с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М: Издательство МГУ, 1984. — 200с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М: Наука, 1971. -40с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. — С.269.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М: Наука, 1976. — С.64−83.
- Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей. //Формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления. М: Наука, 1972. — С.212−236.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития. — Дефектология, 1972, № 4.
- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — В сб.: Труды психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. М., 1928, т. 1.
- Лутошкин А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978. — С.5.
- Майрамян Р.Ф. Особенности астенических расстройств у матерей, обусловленных длительным психическим стрессом в результате рождения в семье умственно отсталого ребенка //Труды ин-та/Всесоюз. ин-т невропат, и психиатрии. М., 1979. Вып 1, С.161−163.
- Майрамян Р.Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей //III Всерос. съезд невропат, и психиатров: Тез.докл. т2.-М., 1974.С.295−297.
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М: Просвещение, 1958. -369с.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.5. 1951. — 510с.
- Макушенко Р.В. Психокоррекционная работа в конфликтных семьях в условиях поликлиники. // Семья и личность. Тез.докл.Всес.конф., Гродно.-1981.-С.157.
- Малахов Б.Б. Семейная психотерапия сексуальных нарушений у женщин, возникших на разных этапах брака. //Семейная психотерапияпри нервных и психических заболеваниях. Л: Медицина, 1978. — С. 123 128.
- Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с глубокими нарушениями интеллекта //Дефектология.-1982.-№ 3.-С. 19−23.
- Маллер А. Р. Рейдибойм М.Г. Опыт организации реабилитационного центра для детей-инвалидов //Дефектология.-1991.-№ 4.-С.47−50.
- Мансуров Н.С. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1966.
- Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение/Пути совершенствования морально-психологического климата в трудовых коллективах. М., 1982, — С. 11.
- Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в условиях семьи //Дефектология.-1974. № 1. — С.88−92.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, 1992.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1995
- Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика задержки психического развития. М.: изд. н/о «Комлевс-центр» 1993
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Гуманитарные проблемы/ связанные с отклонениями развития у детей //Дефектология. 1988.-№ 5.-С.90−93.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Нравственно-этические проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии //Дефектология.-1989.-№ 3.-С.75−81.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи.-М.: Педагогика, 1991.-160с.
- Мастюкова Е.М., Шварцбах Б., Вальтер У. Ребенок с нарушениями движения церебрального генеза в семье //Дефектология.-1979. № 3.-С.91−98.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л: Наука, 1982.- 104с.
- Мергелян Г. А., Геучет Р. Х., Лебединский Т. П. Анализ контингентов инвалидов с детства.-М., 1981.-128с.
- Микадзе Ю.В., Корсокова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
- Мирский СЛ. Коррекционная направленность трудового обучения в вспомогательной школе // Дефектология.-1986.-№ 1.-С.44−47.
- Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах. Дис.к.п.н. — Л, 1978.- 151с.
- Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого,-Л., 1978.С.13−20.
- Морева Н.А., Зыкова Т. С. Развитие глухого ребенка в семье //Дефектология.-1984.-№ 6.-С.85−90.
- Моченов Г. А., Ночевник М. Н. К вопросу о социально-психологическом климате коллектива. М., 1970. — С.8
- Мюллер И. Как мы воспитываем слепого ребенка в семье //Дефектология. 1973. -№ 3. — С. 90−96.-.
- Мягер В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. //Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. — С.297−310.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л: Издательство ЛГУ, I960. -425с.
- Наенко И.И. Психологический анализ состояний психической напряженности. Автореф.дис.к.п.н. — М, 1970. — 22с.
- Наенко П.И. Психическая напряженность. М: Издательство МГУ, L 1975.- 112с.
- Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития.— Дефектология, 1979, № 2.
- Немов Р. С. Методика исследования социально-психологического климата коллектива //Комплексная программа социально-психологического исследования эффективности коллектива: методическое пособие. Рига, 1982.-С. 115−164.
- Немчин Т.А. «Нервная почва» и нарушение здоровья. //Социальнаяпсихология личности. JI: Знание, 1974. — С. 172−188.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JI: Издательство ЛГУ, 1983. — 167с.
- Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой — психического развития.— Дефектология, 1972, № 5.
- Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.-236с.
- Обозов Н.Н. О внепроизводствснных факторах, определяющих
- И социально-психологический климат в трудовых коллективах
- Социально-психологические факторы повышения производительности труда и эффективности деятельности промышленных предприятий. -Материалы конф., Николаев, 1978. С.94−95.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л: Издательство ЛГУ, 1979.-С.5.
- Обозов Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений. //Психологический журнал. 1982. — Т. З, № 2. — С. 147−151.
- Обозов Н.Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. //Вопросы психологии. 1981. — № 6. -С.98−101.I
- Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 104−110.
- Овчаренко Р.А., Свинцов А. А. и др. Социологический подход к изучению контингента инвалидов с детства //Научно-практ. конф. по проблемам реабилитации инвалидов с детства и профилактики инвалидности: Тез.докл. Л., 1990.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.7. — М.: Советская энциклопедия, 1968.-С.834
- Ольшанский В.Б. Социально-психологический климат в коллективе. //Социальная психология. М: Политиздат, 1975. — С.260−274.
- Ощепкова А. Г1. Социально-психологические явления семейной жизни и их значение для общественной психологии. //Доклады 2-й конференции молодых ученых по общественным наукам. Томск, 1973. — Вып.2. — С. 140−144.
- Ощепкова А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений. Дис.к.ф.н. — Томск, 1974. — С.8, 123.
- Павлова Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы //Дефектология.-1991.-№ 1.-С.53−58.
- Панов A.M. Состояние и перспективы формирования социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации / Соц.работа. -Вып. 1.-М., 1992.
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дис.д.п.н. — Л, 1983. — С.46−48.
- Парыгин Б.Д. Пути изучения социально-психологического климата коллектива. //Научно-техническая революция и социальная психология. -М: Наука, 1981.- 158с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л: Наука, 1981. — С.9, 11, 12.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. -//Дефектология.-1972.-№ 3.
- Певзнер М.С. Мой ребенок не такой как все. //Дефектология.-1971.-№ 2.-С.85−91.
- Петрова В.Г., Розанова Т. В. Значение психологического изучения аномальных детей для совершенствования их обучения и воспитания //Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся.-М., 1982.-С.14.
- Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива. //Вопросы философии. 1973. -№ 12.-С.78.
- Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективах. //Вопросы психологии. 1976. — № 3. -С.8.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М: Просвещение, 1978. 176с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М: Мысль, 1972. — 216 с.
- Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе. //Среднее специальное образование. 1977.-№ 2. — С.45.
- Платонов К.К. Психологический климат на производстве. //Социалистический труд. 1976. — № 11.
- Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития.— Дефектология, 1975, № 6.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998.
- Психологическая теория коллектива. //Под.ред. А. В. Петровского. -М: Педагогика, 1979. С. 36.
- Пушкина И.П., Зухарь В. П. К вопросу о принципах изучения психологической совместимости в малых группах. //Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С. 199.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
- Раку А. И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология.-1977.-№ 4.-С.55−58.
- Раку А. И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы //Дефектология.-1981,-№ 3.-С.83−88.
- Рапопорт С. О системе норм семейного поведения. //Молодая семья. М: Статистика, 1977. — С.62.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Рейг А. Семьи инвалидов //Здоровье мира.-1981 .-№ 1 .-С.8−9.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления).— Дефектология, 1977, № 2.
- Родзинская И.Ю. Материальное благосостояние и стабильность семьи. //Социологические исследования, 1981. -№ 3. — С. 106−112.
- Родионов E.JI. Влияние межличностных взаимоотношений в первичном коллективе на производственную активность его работников. //Управление. Коллектив. Личность. Ученые записки Горьковского университета. 1970. — Вып. 103. — С.22−38.
- Рубахин В.Ф., Филиппов В. В., Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. — 64с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1990.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
- Русалов В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
- Свенцинский A.JI. Социально-психологические проблемы управления. J1: Издательство ЛГУ, 1975. — .Д20с.
- Свенцицкий А.Л. «Социально-психологический климат» первичного производственного коллектива как объект исследования. //Социальная психология и социальное планирование. Л, 1973. — С.23.
- Свенцицкий А.Л. «Социально-психологические проблемы управления», Л., Издательство ЛГУ, 1975
- Свядош A.M., Верб Л. Я., Романовская З. В. О роли консультации по вопросам семейной жизни в укреплении семьи. //Семья в системе нравственного воспитания. Актуальные проблемы воспитания подростков. М: Педагогика, 1979. — С.213−219.233. Семаго М.М.
- Семенов В.Е., Машсро В. П., Тимофеев Ю. Т. Социально-психологический климат в первичном коллективе и производственная эффективность. //Психология производству и воспитанию.-Л, 1977. -С.24−30.
- Семикина Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера. Дисс. .канд.психол.наук. -М.: ВПА, 1990.
- Семья в процессе развития: Материалы Международ, научно-практич. Конференции. М., 1991.
- Сермягина О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. Дис.к.п.н. — Л, 1985. — С. 41.
- Сикорова В.И. Общение в семье как фактор формирования личности.- Автореф.дис.к.ф.н. J1, 1974. — 21 с.
- Силяева Е.Г. Социализация личности с позиции синергетики // Синергетика: человек, общество М.: РАКС, 2000.
- Симеонов С. Социален климат и производительность. София, 1976.
- Славина JI.C. Трудные дети. М.-Ворнеж, 1998.
- Современная семья: проблема, решения, перспективы развития: Материалы международного семинара. М.: Изд-во РГСИ «Союз», 1992.
- Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе //Дефектология.-1990. № 1. — С.9−16.
- Солнцева Л.И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. 2-е изд. М.: ВОС, 1988., 67с.
- Соловьев Н.Я. Развод, его факторы, причины, поводы. //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. — С. 123.
- Соловьев П.Я. Семья в социалистическом общество. М: Политиздат, 1981. — 63с.
- Соловьов Н.Я. Брак и семья в развитом социалистическом обществе.- Автореф.дис.д.ф.н. М, 1980. — 30с.
- Стеценко С.А., Васильева Ю. В., Гордиевская Е. О. Социально-психологическая модель службы профилактики инвалидности с детства //Научно-практ. конф. по проблемам реабилитации инвалидов с детства и профилактики инвалидности: Тез. докл.—Л., 1990.С.
- Столин В.В., Романова Т. М., Бутенко Г. П. Опросник удовлетворенности браком //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.С.54−61.
- Страумита А.Я. Патогенез и диагностика неврозов с функциональными нарушениями сердечной деятельности. Л: Медицина, 1969.
- Судаков К.В. Проблемы эмоционального напряжения современного человека. //НТР и медицина. М, 1973. — С. 119−126.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М. 1974.
- Съедин С.И. Пути формирования здорового нравственного климата в первичных воинских коллективах. М.,. 1981.
- Сысенко В. Служба семьи: проблемы, поиски, решения. //Семья сегодня. М: Статистика, 1979. — С.93−105.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М: Финансы и статистика, 1983−175с.
- Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. -М.: Финансы и статистика, 1981.-С.25, 171−178.
- Тарнопол JI. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния).— Дефектология, 1975, № 6.
- Тийт Э., Тавит А., Кутсар Д., Коэрберг Э. Факторы удовлетворенности браком и его прочности. //Социологические исследования в советской Прибалтике. Вильнюс, 1982. — С. 198−227.
- Тимофеев Ю.Т. Некоторые вопросы психогигиены и физического здоровья личности в свете теории отношений. //Психология личности и малых групп. Экспериментальная и прикладная психология. JI: Издательство ЛГУ, 1977. — Вып.8. — с.33−38.
- Торохтий B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие. М.: МГСУ, 2000.
- Тригер Р.Д. Особенности усвоения русского языка детьми с временными задержками психического развития.— В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
- Тысячная З.К. Семейная психотерапия неврозов. Автореф. дис.к.п.н. — Л, 1979.-20с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н. Новгород: I IГПУ, 1994
- Утлик Э. Г1. Психологические основы руководства воинским коллективом. М.,. 1973.
- Феминология. Семьеведение. Под редакцией Л. Т. Шинелевой. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.
- Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
- Фирсов М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
- Фишман М.Н. Исследования вызванных потенциалов у детей с задержкой психического развития.— Физиология человека, 1981, т. 7 (6).
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л, 1976.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М: Мысль, 1979. — 367с.
- Хван^А.А. Психическая напряженность операторов современных систем управления. Дис.к.п.н. — Новокузнецк, 1987. — 214с.
- Хвостенко Л.И., Черкашин Г. С. Заводская консультация по семейным вопросам. //Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.185−187.
- Цикото Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста //Дефектология.-1970.-№ 1 .-С.78−85.
- Цыпина Н.А. Ошибки в чтении первоклассников с задержкой психического развития.— Дефектология, 1972, № 5.
- Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития.— Дефектология, 1974, № 1.
- Черепанова И.С. Комплексная социально-гигиеническая характеристика многодетных детей: Дисс.канд.мед.наук.-М., 1984.-158с.
- Чуйко Л.В. Браки и разводы. М: Статистика, 1975. — С.95.
- Чулков В. В. Социально-бытовая ориентация как специальный принцип обучения слепоглухих детей //Дефектология.-1991. № 4.-С.38−42.
- Шаумаров Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с задержкой психического развития: Дисс. д-ра псих. наук.-М., 1990. 438с.
- Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Инт-т психологии РАН, 1995
- Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978
- Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассника с задержкой психического развития.— Дефектология, 1974, № 1.
- Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гумантитарология). -М.: Финансы и статистика, 1992
- Шилова Л.С. Характер проведения семейного досуга и удовлетворенность браком. //Стабильность семьи как социальная проблема.-М: Издательство ИСИ, 1978. С.129−135.
- Шорохова Е.В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Шороховой Е.В., Мансурова Н. С. и Платонова К.К. «О проблемах общественной психологии"-М.: 1963
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -Л .-Медицина, 1990.- 190с.
- Эйдинова М.Б. Невропатологический анализ неуспевающих детей массовых и специальных школ.— В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами //Социально-психологические исследования в психоневрологии. JI., 1980.-C.l 100−114.
- Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях: (пер. с нем.) /Под ред. и с послесл. В. М. Михлина. Кишинев: Штиница, 1988.-175с.
- Юсов В.Т. Психолого-педагогическое обеспечение безопасности полетов (предотвращение летных происшествий) в авиационных частях: Моногр. -М.: Воениздат, 1993.
- Юркевич П.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск, 1970.-С.70.
- Юстицкий В.В. Взаимосвязь семьи и труда рабочего при социализме в условиях современной научно-технической революции. Автороф. дис. к.ф.н. — Минск, 1975. — 18с.
- Янкова З.А. Городская семья. М: Наука, 1979. — 182с.
- Янкова З.А., Родзинская И. Ю., Аванесов B.C. Проблемы оценки стабильности брака. //Стабильность семьи как социальная проблема. -М: Издательство ИСИ, 1978. С.50−67.
- Ackerman N. Family therapy in transaction. Boston, 1970.
- Allport F.H. Social Psychology. Boston, 1924.
- Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. 1. Psychological aspects. -New York: Columbia University Press, 1960.
- Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. II. Neutrological and physiological aspects. — New York: Columbia University Press, I960.
- Arrindell W.A. Marital conflict and agoraphobid: Fact or fantasy? -Croningen, 1987.-249 p.
- Bender L. Psyhological problems of Children with organic brain disease. Amer. J. Orthopsychiatry 1949, v. 19.
- Berger M. Pratique des entretiens familiau. Paris: Presses univ de France, 1987. — 124 p.
- Bernard J. The sex game, Englewood Cliffs. Now York: Prentice Hall, 1968.-P. 137.
- Bloom В., Asher S., White S. Marital disruption as a stressor. // Psychological Bulletin. 1978, Vol.85. — P.25, 30−47.
- Campbell A., Converse P., Podgers W. The quality of american life. -New York, 1976.
- Chiriboga D., Roberts J., Stein J. Psychological well, being during marital separation. // J. Divorce. 1978. — Vol.2, N 1. — P.22−23.
- Dunbar F. Emotion and bodily changes. 4 th ed. — New York: Columbia University Press, 1954.
- Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urdana etc.: Univ. Of Illinois Press, 1971.
- Lazarus A.A. Learning theory and the treatment of depression. // Behaviour Research and Therapy. 1968, N 6.
- Levin K., Lepitt R.A. Experimental approach to the study of autocracy and democracy in small groups. New York, 1961.
- Levinger R. Vartial cohesiveness and dissolution: an integrative review. // J. Marriage and Family. 1965. — Vol.27
- Majio K. The social problems of an industrial civilization Harvard University, Graduate School of business administration. Boston, 1945.
- Milman D. Organic behavior disorder. J .Dis.Child., 1956, v.91
- Moede W. Experimentalle Massenpsychologie. Leipzig, 1920.
- Moreno J. Who shall survive. Washington, 1934.
- Morgan M. Marital status, health, illness and service use. // Soc. Sci. med. 1980.-Vol.14, N6.
- Richards K.B., Dabyns H.T. Topography and culture: the case of the Changing cage. // Human Organizations. — 1957. — N 16, P.45−58.
- Stannard D. Changes in american family: Fiction and reality. // Changing images of the Family. / Ed. Y. Tufte, B.Myerhoff. New Hafen, London, 1973.-P.93.
- Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of brain-injured child. -N.Y.: Grune and Stratton, 1947.
- Strother C.R. Minimum cerebral dysfunction: a historical overview in minimal brain dysfunction. Ann. N.Y. Acad.Sci., 1973.
- Tarnopol L. Learning disoders in children. Boston, 1971.
- Van Zelst R.H. Validation of sociometric regrouping procedure. // L. Abnormal and Social Psychology. 1952, N 47.
- Vong P.T. Motivation and emotion: A surrey of the determinants of human and animal activity. New York: Wiley.-1961.