Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребности и запросы социального развития с конца 1980;х начала 1990;х годов способствовали формированию социально-психологической проблематики, сопряженной с исследованием тех или иных аспектов воинских коллективов (Барабанщиков А.В., 1986; Гуляев В. Н., 1988; Давыдов В. Г., 1986; Железняк Л. Ф., 1979; Съедин С. И., 1981; Утлик Э. П., 1973; Феденко Н. Ф., 1996; Юсов В. Т., 1985 и др.), семейных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. Основные подходы к изучению проблемы задержки психического развития детей в отечественной и зарубежной литературе
    • 2. Проблема ранней диагностики задержки психического развития
    • 3. Проблема психологической готовности к обучению в школе
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ
    • 1. Социально-психологический климат как научное понятие
    • 2. Структура и содержание социально-психологического климата семьи
    • 3. Особенности социально-психологического климата семьи
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ
    • 1. Общая характеристика и программа исследования
    • 2. Методы, методика и процедура исследования
    • 3. Результаты экспериментального исследования: анализ, обобщение, интерпретация
      • 3. 1. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социальнопсихологический климат семьи в зависимости от выраженности и характера ЗПР
      • 3. 2. Тип и динамика влияния ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи

Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В последние десятилетия в нашей стране отмечается неуклонный рост числа детей (до 20−30% от популяции младшего школьного возраста) с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в социально-психологической помощи и длительном коррекционно-развивающем обучении в условиях школы и семьи. В настоящее время, учитывая масштабность, социальную и психологическую значимость, проблема ЗПР вышла далеко за рамки школы и решать ее можно только при совместных усилиях психологов, педагогов, психоневрологов, государственных и общественных организаций, направленных на оказание помощи этим детям и их семьям.

Для правильного осуществления и постоянного совершенствования такой комплексной работы необходимо четко знать, что представляет собой социально-психологический климат семьи, который является важным фактором не только эффективности функций жизнедеятельности семьи (прежде всего воспитательных), но и состояния ее здоровья в целом.

Особое социальное значение приобретает, в то же время, изучение влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи, поскольку от него зависит трудовая деятельность ее членов.

Изучение этого влияния в настоящее время так же необходимо для улучшения как системы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР, так и системы социально-психологической помощи их семьям.

Вместе с тем, до настоящего времени в отечественной и зарубежной литературе специальные научные труды, посвященные изучению данной проблемы, еще не представлены.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема влияния детей с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи до настоящего времени не исследована.

Вместе с тем, следует отметить, что проблема задержки психического развития детей осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. (Власова Т.А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А., 1984). Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно — около 30 лет назад (Певзнер М.С., 1966; Власова Т. А., Певзнер М. С., 1967; Тригер Р. Д., 1971, 1972; Цыпина Н. А., 1972, 1974; Егорова Т. В., 1973; Сухарева Г. Е., 1974; Шевченко С. Г., 1974; Власова Т. А., Лебединская К. С., 1975; Поддубная Н. Г., 1975; Калмыкова З. И., 1975, 1978; Рейдибойм М. Г., 1977; Насонова В. И., 1979; Лубовский В. И., 1980, 1989; Выготский Л. С., 1983; Ульенкова У. В., 1994).

В этих работах изучались вопросы этиологии, диагностики, индивидуальных психологических особенностей, неподготовленности к школьному обучению, школьной неуспеваемости, школьной дезадаптации, коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития.

До этого дети исследовались, главным образом, с психоневрологических и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности (Strauss A., Lehtinen L., 1947; Bender L., 1949; Milman D., 1956; Kirk S., Kirk W., 1971; Tarnopol L., 1975).

Несмотря на очевидность научной и практической значимости изучения проблемы задержки психического развития детей, ряд важных аспектов рассматриваемой проблемы еще недостаточно изучен. Среди них наиболее неизученным является социально-психологический аспектвлияние ребенка с 3IIP на социально-психологический климат семьи.

Сравнительный анализ научных работ, связанных с изучением социально-психологического климата, позволяет отметить, что широко развернувшиеся в нашей стране (с начала 1960;х годов) исследования в производственных коллективах оказывались весьма не полными без изучения других коллективов, прежде всего, семейных коллективов и семейной социальной политики.

Потребности и запросы социального развития с конца 1980;х начала 1990;х годов способствовали формированию социально-психологической проблематики, сопряженной с исследованием тех или иных аспектов воинских коллективов (Барабанщиков А.В., 1986; Гуляев В. Н., 1988; Давыдов В. Г., 1986; Железняк Л. Ф., 1979; Съедин С. И., 1981; Утлик Э. П., 1973; Феденко Н. Ф., 1996; Юсов В. Т., 1985 и др.), семейных коллективов и социальной семейной политики (Алешина Ю.Е., 1987; Антонов А. И., 1996; Арцемович ЯМ., 1990; Васильева Э. К., 1981; Гребенников И. В., 1981; Добрынина О. А., 1984, 1985, 1987; Жуков В. И., 1994;2000; Панов A.M., 1992; Свердлов Г. М., Рясинцев В. А., 1958; Семикина Т. А., 1990; Торохтий B.C., 1996, 1999, 2000; Фирсов М. В., 1999, 2000; Харчев А.Г.- Шинелева J1.T., Зуйкова Е. М., Кузнецова Н. В., 1997; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990 и др.).

Научных работ, посвященных изучению социально-психологического климата семьи ребенка с задержкой психического развития, до сих пор не опубликовано.

Актуальность, важность изучения проблемы, ее практическая значимость, недостаточная научно-теоретическая разработанность, а также наш пятилетний опыт работы психологом в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — семьи детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования — влияние детей с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи.

Цель его состояла в том, чтобы изучить сущность, специфику и психодинамику влияния ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьиопределить основные направления по оказанию помощи ребенку и его семье с учетом влияния на нее ребенка.

Задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать основные психологические и социально-психологические проблемы задержки психического развития детей.

2. Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи.

3. Экспериментально обосновать влияние ребенка на социально-психологический климат семьи: а) в зависимости от выраженности задержки его психического развитияб) в зависимости от характера ЗПР ребенка.

4. Определить тип и динамику влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию помощи ребенку и его семье с учетом влияния на нее ребенка.

Гипотеза исследования. Выдвинуто предположение о том, что ребенок с задержкой психического развития длительное время оказывает существенное негативное влияние на социально-психологический климат семьи, которое проявляется по типу информационно-эмоционального психологического стресса. Динамика этого влияния определяется спецификой проявления задержки психического развития ребенка, а степень же влияния зависит от характера и выраженности ЗПР самого ребенка.

Методологической основой исследования явились методологические принципы психологии — единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), развития психики (А.А. Ананьев, Л. И. Анцыферова и др.), а также исходные теоретические положения и принципы отечественной психологической науки: о системном строении психических феноменов и о важности системного подхода к их изучению (П.К. Анохин, В. Б. Швырков, Б. Ф. Ломов, В. М. Русалов, Т. Ф. Базылевич и др.) — о психических функциях в контексте личностных образований (Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, К.К. Платонов) — о субъекте психической деятельности (А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов) — о сущности и своеобразии социально-психологических феноменов (Г.М. Андреева, А. И. Донцов, В.Г. КрыськоН.Н. Обозов, А.В. Петровский) — о личностно-социально-деятельностном подходе к анализу психики (А.В. Барабанщиков, Л. Ф. Железняк, Е. А. Климов, Г. Д. Луков, Б. Ф. Парыгин, А. В. Петровский, Н.Ф. Феденко).

Теоретической базой исследования стали: а) работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению проблемы задержки психического развития детей (L. Bender, S. Kirk, W. Kirk, L. Lehtinen, D. Milman, A. Strauss, T.A. Власова, Л. С. Выготский, Т. В. Егорова, З. И. Калмыкова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, В. И. Насонова, М. С. Певзнер, Н. Г. Поддубная, М. Г. Рейдибойм, Г. Е. Сухарева, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко и др.) — б) труды ученых, в которых рассматриваются различные аспекты социально-психологического климата, межличностных, в том числе и супружеских, отношений (Ю.Е. Алешина, Г. М. Андреева, А. И. Антонов, А. В. Барабанщиков, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, В. В. Бойко, Е. М. Борисова, Э. К. Васильева, А. Н. Волкова, О. А. Добрынина, О. И. Зотова, А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лутошкин, Г. А. Моченов, М. Н. Ночевник, В. Г. Ольшанский, А. П. Ощепкова, В.Н.

Панферов, Б. Ф. Парыгин, A. J1. Свенцицкий, М. М. Семаго, О. С. Сермягина, В. В. Столин, В. А. Сысенко, B.C. Торохтий, Э. П. Утлик, Ю. Л. Ханин, А. Г. Харчев, В. М. Шепель, Е. В. Шорохова, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и.

ДР-).

Методической основой исследования является комплекс методов и методик, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутой гипотезы, включающий: теоретический анализ литературы по проблеме исследованияизучение документации о ребенке и его семье с использованием контент-анализаиндивидуальные беседы с детьми, родителями, родственникаминаблюдение детей и родителейанкетный опрос и интервьюметод экспертных оценок, психологический эксперимент, метод тестирования: применялись — тест-опросник удовлетворенности браком (ТУБ) В. В. Столина, T.JI. Романовой, Г. П. Бутенкометодика «Типовое состояние семьи» Э. Г. Эйдемиллера — В. В. Юстицкогоопросник САН, адаптированный Р. С. Немовым, тест-опросник ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина). Для анализа и интерпретации полученных данных также использовались различные математические, статистические методы обработки информации.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1996;2001 годах и состояло из четырех этапов. На первом этапе была сформулирована тема исследования и составлена его программа: определены объект, предмет, цели, задачи и разработана гипотеза исследования, выбраны методы сбора информации и обработки данных, осмыслена технология проведения экспериментальной работы.

На втором этапе исследования осуществлялись: системный анализ основных проблем ЗПР детей в контексте их важности и значимости для семьи ребенкаанализ и обобщение результатов отечественных и зарубежных социально-психологических исследований по проблеме социально-психологического климата семьи.

На третьем этапе сначала проводилось экспериментальное исследование социально-психологического климата семей контрольной группы (семей детей без задержки психического развития), а затем — семей экспериментальной группы (семей детей с задержкой психического развития). При этом осуществлялось изучение влияния ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи в зависимости от выраженности и характера ЗПР у них. Определялись также тип и динамика влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи.

На четвертом этапе проводились: обработка, анализ, обобщение и интерпретация полученных данныхапробация и внедрение результатов исследованияформулировка выводов и разработка практических рекомендацийоформление диссертационной работы.

Процедура экспериментального исследования включала изучение: социально-психологического климата семей контрольной группысоциально-психологического климата семьи при первичном обращении родителей с детьми с целью зачисления детей в тот или иной класс учебно-воспитательного комплексасоциально-психологического климата семьи после получения родителями официального сообщения о постановке ребенку диагноза «задержка психического развития» (ЗПР) и необходимости для него коррекционно-развивающего обучениясоциально-психологического климата семьи в динамике проводимого коррекционно-развивающего обучения ребенка.

Всего в исследовании участвовало 428 человек — 150 детей и их родителей. Экспериментальную группу составили 98 семей детей с ЗПР 6−9 лет, обучающихся в начальных классах коррекционно-развивающего обучения Учебно-воспитательного комплекса № 1607 г. Москвы. Контрольная группа включала 50 семей детей 6−9 лет без задержки психического развития, обучающихся в параллельных начальных классах этого же Учебно-воспитательного комплекса. По материальному фактору, возрастным данным и образовательному уровню родителей существенных различий между семьями контрольной и экспериментальной группы не отмечалось.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения современной психологии, репрезентативностью выборки испытуемых, применением комплекса апробированных, взаимно дополняющих друг друга, методов исследования, сравнительным анализом полученных результатов, их количественной и качественной обработкой, апробацией в условиях практической деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:

• разработаны теоретико-методологические основы научного осмысления динамики социально-психологических процессов, происходящих в семьях под влиянием детей с задержкой психического развития, что позволяет совершенствовать представления о закономерностях функционирования малых социальных групп;

• впервые в психологической науке проведено специальное исследование практически важной проблемы, связанной с влиянием ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи;

• выявлена специфика влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи и установлена зависимость между социально-психологическим климатом семьи, с одной стороны, и характером, выраженностью ЗПР ребенка — с другой;

• осуществлен системный анализ основных психологических и социально-психологических проблем ЗПР детей;

• проанализированы и обобщены результаты отечественных и зарубежных научных исследований по проблеме социально-психологического климата семьи;

• определены направления повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР и оказания своевременной адекватной социально-психологической помощи их семьям.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-психологический климат семьи — это ее обобщенная, интегративная характеристика, которая отражает специфику взаимоотношений, эмоционально-психологическую атмосферу и уровень ситуативной тревожности внутри нее. В ней проявляются степень удовлетворенности супругов основными аспектами своей жизнедеятельности и взаимодействия, их активность и самочувствие в разнообразных обстоятельствах, различные (порой весьма тревожные для общества) настроения самих родителей и их ребенка.

2. Ребенок с задержкой психического развития в течение продолжительного времени оказывает существенное негативное влияние на социально-психологический климат семьи. Степень такого влияния в значительной мере определяется характером и выраженностью самой ЗПР, своеобразием ее протекания и отношения к ней супругов.

3. Воздействие ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи проявляется по типу информационно-эмоционального психологического стресса, проявления которого включают три стадии: 1) тревоги, 2) неустойчивой адаптации, 3) устойчивой адаптации.

4. Неблагоприятный социально-психологический климат семьи, где есть ребенок с задержкой психического развития, способствует развитию у ее членов стрессогенных расстройств и отрицательно сказывается на проведении коррекционно-развивающего обучения ребенка, особенно в домашних условиях, препятствует его благоприятной адаптации к социальному и бытовому окружению.

5. Ранняя диагностика задержки психического развития ребенка, его эффективное коррекционно-развивающее обучение, своевременная адекватная социально-психологическая помощь семье с учетом специфики социально-психологического климата в ней являются важнейшими направлениями оказания помощи не только детям, но и их семьям.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивались их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения современной психологии, репрезентативностью выборки испытуемых, применением комплекса апробированных, взаимно дополняющих друг друга, методов исследования, сравнительным анализом полученных результатов, их количественной и качественной обработкой, апробацией в условиях практической деятельности.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют выработать более оптимальный подход к ребенку с ЗПР и его семье в процессе коррекционно-развивающего обучения и оказания социально-психологической помощи. На их основе могут быть созданы программы коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР в школе и семье с учетом влияния ребенка на ее социально-психологический климат. Они необходимы воспитателям и педагогам образовательных учреждений для улучшения работы с детьми с ЗПР и их родителями с учетом влияния на них детей, а также полезны для более эффективной деятельности психологических служб по работе с детьми с ЗПР и их семьями. Разработанные в диссертации научно-практические рекомендации являются основой для более глубокой и развернутой теоретикометодологической разработки проблемы преодоления трудностей, возникающих в таких семьях, могут быть использованы органами социальных, психологических, медицинских и образовательных служб при планировании, совершенствовании деятельности по оказанию помощи детям с ЗПР и их семьям с учетом влияния этих детей на социально-психологический климат семьи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации отражены в публикациях автора, в докладах на научных годичных чтениях МГСУ (1999), на научно-практических конференциях (1998;2000), городских психолого-педагогических конференциях (Москва, 1998;2000), при обсуждении материалов диссертации, аттестации, на заседаниях совета факультета психологии, кафедры социальной психологии МГСУ (19 982 000), на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума УВК (Москва, 1998;2001), на выездной расширенной коллегии управления образования ЮЗО г. Москвы (2000), на московской психолого-педагогической конференции «Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии» (2001).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось: в ходе психологической и коррекционной работы с воспитанниками групп и классов коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития, их семьями, воспитателями, педагогамипри планировании и проведении системы мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развитияпри разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития с учетом их влияния на социально-психологический климат семьи.

Структура диссертации обусловлена ее общей концепцией, целью, задачами и логикой исследования. Она включает введение, три главы (глава I — «Системный анализ основных психологических проблем.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Ребенок с задержкой психического развития длительное время оказывает значительное негативное влияние на социально-психологический климат семьи. Степень такого влияния ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи определяется характером и выраженностью ЗПР.

2. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи проявляется по типу информационно-эмоционального психологического стресса, имеющего три стадии:

Первая стадия — стадия тревоги.

Вторая — стадия неустойчивой адаптации.

Третья — стадия устойчивой адаптации.

3. Социально-психологический климат семьи — это внутренняя социально-психологическая среда семьи, в которой и посредством которой члены семьи могут оказывать друг на друга взаимное влияние.

4. В семьях детей с неблагоприятным характером, неудовлетворительной динамикой ЗПР не отмечается компенсации имевшихся нарушений социально-психологического климата семьистадия неустойчивой адаптации пролонгируется в хроническое стрессовое состояние. В этих семьях появляются различные стрессогенные расстройства: невротические состояния, неврозы, астено-невротические проявления.

5. Неблагоприятный социально-психологический климат семьи ребенка с задержкой психического развития отрицательно сказывается на проведении коррекционно-развивающего обучения ребенка, особенно в домашних условиях.

6. Динамика социально-психологического климата семьи определяется динамикой ЗПР ребенка.

7. В условиях системного кризиса российского общества, порождающего множество нервно-психических перегрузок для многих семей, негативное влияние ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи оказывается фактором, дестабилизирующим жизнедеятельность семей (и тем самым значительной части общества), а поэтому требующим тщательного изучения в интересах оказания необходимой помощи семье и ребенку.

Практические рекомендации для психологических служб, образовательных учреждений, органов социальной защиты.).

1. Семьи детей с неблагоприятным характером умеренно выраженных ЗПР, с неблагоприятным социально-психологическим климатом, нуждающиеся в своевременной и длительной социально-психологической помощи, следует рассматривать как объект социальной защиты.

2. Ранняя диагностика ЗПР и своевременное начало коррекционно-развивающего обучения детей должны быть важнейшими направлениями оказания помощи не только детям с ЗПР, но и их семьям.

3. Официальное сообщение родителям о констатации у ребенка диагноза ЗПР, необходимости проведения его длительного системного коррекционно-развивающего обучения в условиях школы и семьи рекомендуется представлять в максимально щадящей форме с индивидуальным подходом в каждом конкретном случае, по возможности, в процессе психотерапевтической беседы с ними.

4. Психопрофилактической работе в семье ребенка с ЗПР должно предшествовать изучение социально-психологического климата семьи.

5. Рекомендуется создание диагностико-консультативных пунктов социально-психологической помощи семьям детей с ЗПР при образовательных учреждениях.

6. Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в школьных и домашних условиях рекомендуется разрабатывать с учетом социально-психологического климата семьи.

7. При планировании и проведении системы мероприятий коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР необходимо знать и учитывать не только индивидуально-психологические особенности детей, но и социально-психологический климат их семей.

8. Для коррекции негативного влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи рекомендуется наряду с коррекционно-развивающим обучением ребенка оказывать своевременную адекватную социально-психологическую помощь его семье.

Направлениями дальнейшего исследования проблемы могут быть:

• разработка технологии проведения коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях школы и семьи с учетом влияния ребенка на социально-психологический климат семьи;

• совершенствование системы социально-психолого-педагогической помощи семьям детей с задержкой психического развития с учетом влияния ребенка с ЗПР на социально-психологический климат семьи;

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ю., Суслова Е. А., Александров А. А. Психологические аспекты профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.// Психологический журнал. 1985. — Т.6, № 1. — С. 122−129.
  2. В.Г. Семья как фактор стабилизации кадров. //Социологические исследования. 1983. — № 2. — С.89−96.
  3. Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис.к.п.н. М, 1985. — 192 с.
  4. И. Основы дефектологии для родителей аномальных детей // Дефектология.-1981.-№ 5.-0.75−79.
  5. Н. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981. — 176 с.
  6. А. Психологическое тестирование. М. 1982, кн. 1 и 2.
  7. Г. М. Социальная психология. М: Издательство МГУ, 1980. -416с.
  8. П.К. Философские аспекты функциональной системы //Философские проблемы биологии. М: Наука, 1973. — С. 272.
  9. Антология социальной работы. В 5 т. Т.2. Феноменология социальной патологии. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1995.
  10. Антология социальной работы. В 5 т. Т. З Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М. В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.
  11. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: МГУ, 1996.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях- переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол.журн., 1994.-Т. 15.
  13. Я.М. Современная семья и ее воспитательная функция. -Дис. .канд.философ.нау.~ М., 1990
  14. Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференциальной психофизиологии. М.: Наук, 1983.
  15. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф., Утлик Э. П. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986.
  16. JI. А. Формы участия семьи в работе по устранению недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология.- 1984.-№ 6.-С. 48−56
  17. H.JI. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии//Дефектология. 1984.-№ 5.-С.5−8.
  18. В.М. Влияние коллектива на личность. //Педология и воспитание. -М, 1928.
  19. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М: Издательство МГУ, 1982. — 135 с.
  20. А.А. Восприятие человека человеком. Л: Издательство ЛГУ, 1965.-198 с.
  21. А. А., Обозов Н. Н., Столин В. В. О службе семьи. //Психологический журнал. 1981. -Т.2, № 4. — С.91−99.
  22. В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект) -М- Мысль, 1988.-237 с.
  23. А. Умственно отсталый ребенок в семье //Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами науки/YIII-я научн. сессия по дефектологии и V-e Всес. пед. чтения (секция дефектологии): Тез.докл.-М., 1979.-С.523−524.
  24. А.В. Психологический анализ мышления как прогназирования. Дисс. .докт.психол.наук. -М., 1977.
  25. Л.Ф., Морозова С.М.: Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.-С. 161 -163.
  26. Г. В., Карабанова О. В., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. -М., 1990.
  27. Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности //Вопросы психологии. 1977. — № 4. -С.64−74.
  28. Н.Г. Влияние взаимоотношений в производственных коллективах на повышение интереса к труду. //Социология в СССР. -T.I.-M, 1965. С.440−456.
  29. Э.К. Образ жизни городской семьи. М: Финансы и статистика, 1981.-96с.
  30. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. М., 1998.
  31. Л.А. Воспрятие и обучение (дошкольный возраст). М, 1969.
  32. Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 1
  33. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.
  34. К. Проблемы супружеского благополучия. М: Прогресс, 1988. — 130с.
  35. В. А. Влияние динамики моторных нарушений у больных ДЦП на психическое состояние их родителей //Вопросы клинической психиатрии: Тез.докл.-Кемерово, 1985.С.38−42.
  36. В. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка //Журнал невропат, и психиатрии.-1984.-т.84.В.4.-С.563−567.
  37. В.А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП //Вопросы клинической психиатрии: Тез.докл. Кемерово, 1985.С.42−44.
  38. Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) — В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
  39. Т.А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей //Дефектология,-1983.-№ 4.-С.4−9.
  40. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития.— Дефектология. 1975, № 6.
  41. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  42. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.
  43. А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости. Дис. к.п.н. — Л, 1979. — С. 67.
  44. Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956.
  45. Л.С. Собр. соч. М., 1983, т. 3.
  46. М.И. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология.-1973.-№ 6. С.46−53.
  47. Л.Л., Романова А. И. Опыт организации раннего выявления поражения ЦНС у детей группы риска и их поэтапного лечения //Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тез.докл.-Ташкент, 1984.С. 18−19.
  48. А.Б., Петленко В. П., Сахно А. В., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М: Мысль, 1975. — 277с.
  49. И. И. Работа вспомогательной школы-интерната с родителями учащихся //Дефектология.-1976.-№ 3.-С.72−78.
  50. А.В. Консультации по вопросам семейной жизни и проблемы стабилизации брака. //Стабильность семьи как социальная проблема. М: Издательство ИСИ, 1978. — С. 192.
  51. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -МИздательство МГУ, 1987.- 175с.
  52. С.И. Социально-психологические и нравственные ценности семьи. //Молодая семья. М: Статистика, 1977. — С.55−56.
  53. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л: Наука, 1984. — С.35, 40, 91, 112, 130.
  54. В., Докторова Л., Божков О. Ориентация на развод и напряженность в семье. //Человек после развода. Вильнюс, 1985. -С.29−66.
  55. В.А. Общение в детском коллективе. М., 1996.
  56. И.В. О воспитательном потенциале семьи // Совет.педаг., 1981.-№ 1
  57. И.И., Камсюк Л. Г., Кузнецова В. В. Принципы и организационные особенности «работы с детьми группы социального риска и их семьями // Педиатрия.-1989.-№ 3.-С.62−66.
  58. О.В. Программа и методика медико-социального обследования семьи: методическое пособие.-М. :2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1969.-19с.
  59. Ч.С., Малярова Н. В. Социально-терапевтическая деятельность в области брачно-семейн ых отношений. //Семья и общество. М: Наука, 1982. — С.99−120.
  60. В.Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству. Дисс. .канд.пед.наук. М., 1988.
  61. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  62. И.М., Устинович Е. А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения (тест Люшера). //Диагностика психических состояний в норме и патологии.-Л: Медицина, 1980. С. 115−126.
  63. Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, 1. М. С. Певзнер. М., 1971 .
  64. П. Развод и его причины в Литовской ССР. //Человек после развода. Вильнюс, 1985. ~ С. 13−20.
  65. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? //Социологические исследования.-1992.-№ 5.-С. 103−106.
  66. О.А. Проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата семьи. Дисс. .канд.психол.наук. -Новокузнецк, 1992.
  67. С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.— Дефектология, 1977, № 2.
  68. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М: Издательство МГУ, 1979.-С.60.
  69. А.И. Подготовка к жизни, к полезному труду главная задача специальной школы /Специальная школа. — Вып.1.-М., 1955.-С.З-5.
  70. Л.В., Феоктистова В. А. и др. Роль тифлопедагога в семейном воспитании дошкольников с нарушениями зрения //Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье.-М., 1979.-С. 127 134.
  71. Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью В кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников 1971.
  72. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
  73. Е.Л. Воспитание слепых детей в семье М.: 1956.-60с.
  74. В.П. Подготовка слепых учащихся к техническому труду //Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье.-М., 1979.-С.40−45.
  75. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции. — Дефектология, 1972, № 4.
  76. Л.Ф. Основы общей психологии. М.: МГОПУ, 1997.
  77. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф.дис.к.п.н. — Л, 1989. — 20с.
  78. В.И. Потенциал человека: индекс социального развития россиян. М.: Союз, 1996.
  79. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М: Союз, 1998.
  80. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов и университетов- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение: Владос, 1995
  81. Ю.М. Очерки теории психической регуляции поведения: монография М: Магистр, 1997
  82. А.И. Клинико-психологическая характеристика родителей детей, больных неврозами. //Психология и медицина. М, 1978. — С.267−271.
  83. А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. //Вопросы психологии. 1981.-№ 3,-С.58−68.
  84. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л: Медицина, 1982.-216с.
  85. А.Г., Рожин В. П., Ядов В. А. Человек и его работа. -М, 1967.-С.41.
  86. О.И., Кольцова B.JI. Социально-психологический климат коллектива. //Вопросы психологии. 1977. — № 3. — С. 184−189.
  87. О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. //Методология и методы социальной психологии. М: Наука, 1977. — С. 173−187.
  88. Е.М., Кузнецова Н. В. Молодая семья. М., 1994.
  89. К.Е. Эмоции человека. М: Издательство МГУ, 1980. — 422с.
  90. М.В. Основные направления научных исследований в реабилитации учащихся с церебральными параличами //IV-e Всес. пед. чтения: Тез.докл.-т.1 .-М., 1976.С.20−23.
  91. М.В., Усанова Г. К. Готов ли Ваш ребенок к школе? Беседа 1 //Дефектология.-1972.-ЖЗ.-С.87−88.
  92. Казначеев В. Г1. Биосистема и адаптация. Новосибирск: СО АМН СССР, 1973.-206с.
  93. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с задержками психического развития. Дефектология, 1978, № 3.
  94. Л. Г., Алатырцева С. Г., Мартынов B.JI. Работа детской поликлиники с семьями детей, имеющих неврологическую патологию //Педиатрия.-1986.-№ 10.-С.46−49.
  95. Л.Г., Алатырцева С. Г. Участие семьи в восстановительном лечении ребенка //Советское здравоохранения.-1986.-№ 1.-С.18−23.
  96. .Д. Неврозы как болезни личности. //Социальная психология личности. Л: Знание, 1974. — С. 164−171.
  97. И.П., Кравченко Н. А. Методика комплексного социально-гигиенического изучения материально-жилищных условий жизни семьи. М., 1976. 19с.
  98. А. Межсупружеские отношения и факторы, влияющие на них. //Исследования по качеству брака. Проблемы семьи.-Вып.5. Тарту, 1982.-С.103−110.
  99. А. Выполнение Функций семьи и удовлетворенность браком. //Проблемы семьи. Тарту, 1982. — С.56−75.
  100. А.И. Умственный труд и эмоции. М: Медицина, 1978.-368с.
  101. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. КГУ, Казань, 1969.
  102. А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978.
  103. А. Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972
  104. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979
  105. С.В. Психология современной семьи. М: Просвещение, 1988.-208с.
  106. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
  107. Т. Стресс. М: Медицина, 1981.-216с.
  108. А., Эббер И. Причини конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации). //Человек после развода. Вильнюс, — 1985. — С.56−67.
  109. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса). Минск, 1969.
  110. И.К. К вопросу о социальной адаптации выпускников специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефектология.-1980.-№ 6.-С. 13−20.
  111. . Д. О семейном воспитании глухого дошкольника //Дефектология.-1971.-№ 2.-С.58−64.
  112. Космолинский Ф. Г1. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М: Медицина, 1976. — 190с.
  113. Костючек Н.С.. Воспитание слепого ребенка в семье //Дефектология.- 1969.-№ 5.-С. 82−86.
  114. Краткий психологический словарь. //Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошовского. М: Политиздат, 1985. — С.206, 366.
  115. Краткий словарь по социологии. //Под ред. Д. М. Гвимиани, Н. И. Лапина. М: Политиздат, 1989. — 0.6.
  116. Р.Л. Исследование малых групп в американской социальной психологии. //Проблемы зарубежной социальной психологии. М: Издательство МГУ, 1976. — С. 100.
  117. И. Л. Неблагоприятные семейные условия и особенности клинической картины умственной отсталости у детей школьного возраста //Журнал невропат, и психиатрии им. Корсакова.-1991 .т.91 .в.3.-С.396−402
  118. В.Г. Введение в социальную психологию. Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
  119. В.Г. Этнопсихология. В 2-х частях. М., 1993.
  120. Е.С. Руководитель и коллектив. Л., 1979.
  121. Е.С. Основы социальной психологии. Л: Издательство ЛГУ, 1967.-С. 108.
  122. Е.С. Социальная психология и социальное планирование на предприятиях.//Вестник Ленинградского университета, 1971. Вып.З. -№ 17. — С.58−71.
  123. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л: Лениздат, 1974. — 167с.
  124. И.И. К вопросу о социальной адаптации и воспитании детей с глубокими поражениями ЦНС /Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии.-М., 1970.-С.93−94.
  125. Д. О неформальной стабильности брака. //Человек после развода. .Вильнюс, 1985. — С.67−71
  126. Д., Тийт Э. Некоторые закономерности формирования семьи. //Проблемы стабильности брака. Тарту, 1980. — С.67.
  127. Д., Тийт Э. Формирование брака по поведенческим признакам. //Проблемы семьи. Тарту, 1982. — С.5−39.
  128. К.С. Клинические варианты задержки психического развития. — Журн. неврапотол. психиатр, им. Корсакова, 1980, № 3.
  129. В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: Изд. МГУ, 1985
  130. .М., Петрович М. В. Экономическая функция семьи. М: Финансы и статистика, 1984.
  131. Н.Д. О психических состояниях человека. М: Просвещение, 1964. — 343с.
  132. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М: Издательство МГУ, 1984. — 200с.
  133. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975.-304с.
  134. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М: Наука, 1971. -40с.
  135. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
  136. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. — С.269.
  137. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М: Наука, 1976. — С.64−83.
  138. .Ф. Совместная (групповая) деятельность людей. //Формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления. М: Наука, 1972. — С.212−236.
  139. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития. — Дефектология, 1972, № 4.
  140. А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — В сб.: Труды психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. М., 1928, т. 1.
  141. А.Н. Психологический климат первичного производственного коллектива. Кострома, 1978. — С.5.
  142. Р.Ф. Особенности астенических расстройств у матерей, обусловленных длительным психическим стрессом в результате рождения в семье умственно отсталого ребенка //Труды ин-та/Всесоюз. ин-т невропат, и психиатрии. М., 1979. Вып 1, С.161−163.
  143. Р.Ф. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей //III Всерос. съезд невропат, и психиатров: Тез.докл. т2.-М., 1974.С.295−297.
  144. А.С. Воспитание гражданина. М: Просвещение, 1958. -369с.
  145. А.С. Собрание сочинений. Т.5. 1951. — 510с.
  146. Р.В. Психокоррекционная работа в конфликтных семьях в условиях поликлиники. // Семья и личность. Тез.докл.Всес.конф., Гродно.-1981.-С.157.
  147. .Б. Семейная психотерапия сексуальных нарушений у женщин, возникших на разных этапах брака. //Семейная психотерапияпри нервных и психических заболеваниях. Л: Медицина, 1978. — С. 123 128.
  148. А. Р. Социально-трудовая адаптация лиц с глубокими нарушениями интеллекта //Дефектология.-1982.-№ 3.-С. 19−23.
  149. А. Р. Рейдибойм М.Г. Опыт организации реабилитационного центра для детей-инвалидов //Дефектология.-1991.-№ 4.-С.47−50.
  150. Н.С. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. Ярославль, 1966.
  151. Н.С. Морально-психологический климат и его изучение/Пути совершенствования морально-психологического климата в трудовых коллективах. М., 1982, — С. 11.
  152. Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в условиях семьи //Дефектология.-1974. № 1. — С.88−92.
  153. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, 1992.
  154. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1995
  155. И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагностика задержки психического развития. М.: изд. н/о «Комлевс-центр» 1993
  156. Е.М., Московкина А. Г. Гуманитарные проблемы/ связанные с отклонениями развития у детей //Дефектология. 1988.-№ 5.-С.90−93.
  157. Е.М., Московкина А. Г. Нравственно-этические проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии //Дефектология.-1989.-№ 3.-С.75−81.
  158. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи.-М.: Педагогика, 1991.-160с.
  159. Е.М., Шварцбах Б., Вальтер У. Ребенок с нарушениями движения церебрального генеза в семье //Дефектология.-1979. № 3.-С.91−98.
  160. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л: Наука, 1982.- 104с.
  161. Г. А., Геучет Р. Х., Лебединский Т. П. Анализ контингентов инвалидов с детства.-М., 1981.-128с.
  162. Ю.В., Корсокова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.
  163. СЛ. Коррекционная направленность трудового обучения в вспомогательной школе // Дефектология.-1986.-№ 1.-С.44−47.
  164. Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах. Дис.к.п.н. — Л, 1978.- 151с.
  165. Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях/ Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого,-Л., 1978.С.13−20.
  166. Н.А., Зыкова Т. С. Развитие глухого ребенка в семье //Дефектология.-1984.-№ 6.-С.85−90.
  167. Г. А., Ночевник М. Н. К вопросу о социально-психологическом климате коллектива. М., 1970. — С.8
  168. И. Как мы воспитываем слепого ребенка в семье //Дефектология. 1973. -№ 3. — С. 90−96.-.
  169. В.К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия. //Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина, 1979. — С.297−310.
  170. В.Н. Личность и неврозы. Л: Издательство ЛГУ, I960. -425с.
  171. И.И. Психологический анализ состояний психической напряженности. Автореф.дис.к.п.н. — М, 1970. — 22с.
  172. П.И. Психическая напряженность. М: Издательство МГУ, L 1975.- 112с.
  173. В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с задержкой психического развития.— Дефектология, 1979, № 2.
  174. Р. С. Методика исследования социально-психологического климата коллектива //Комплексная программа социально-психологического исследования эффективности коллектива: методическое пособие. Рига, 1982.-С. 115−164.
  175. Т.А. «Нервная почва» и нарушение здоровья. //Социальнаяпсихология личности. JI: Знание, 1974. — С. 172−188.
  176. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. JI: Издательство ЛГУ, 1983. — 167с.
  177. Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой — психического развития.— Дефектология, 1972, № 5.
  178. В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.-236с.
  179. Обозов Н.Н. О внепроизводствснных факторах, определяющих
  180. И социально-психологический климат в трудовых коллективах
  181. Социально-психологические факторы повышения производительности труда и эффективности деятельности промышленных предприятий. -Материалы конф., Николаев, 1978. С.94−95.
  182. Н.Н. Межличностные отношения. Л: Издательство ЛГУ, 1979.-С.5.
  183. Н.Н., Обозова А. Н. Диагностика супружеских затруднений. //Психологический журнал. 1982. — Т. З, № 2. — С. 147−151.
  184. Н.Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. //Вопросы психологии. 1981. — № 6. -С.98−101.I
  185. А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. //Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 104−110.
  186. Р.А., Свинцов А. А. и др. Социологический подход к изучению контингента инвалидов с детства //Научно-практ. конф. по проблемам реабилитации инвалидов с детства и профилактики инвалидности: Тез.докл. Л., 1990.
  187. С.И. Словарь русского языка. Изд.7. — М.: Советская энциклопедия, 1968.-С.834
  188. В.Б. Социально-психологический климат в коллективе. //Социальная психология. М: Политиздат, 1975. — С.260−274.
  189. Ощепкова А. Г1. Социально-психологические явления семейной жизни и их значение для общественной психологии. //Доклады 2-й конференции молодых ученых по общественным наукам. Томск, 1973. — Вып.2. — С. 140−144.
  190. А.П. Социально-психологический аспект семейно-брачных отношений. Дис.к.ф.н. — Томск, 1974. — С.8, 123.
  191. Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы //Дефектология.-1991.-№ 1.-С.53−58.
  192. A.M. Состояние и перспективы формирования социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации / Соц.работа. -Вып. 1.-М., 1992.
  193. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дис.д.п.н. — Л, 1983. — С.46−48.
  194. .Д. Пути изучения социально-психологического климата коллектива. //Научно-техническая революция и социальная психология. -М: Наука, 1981.- 158с.
  195. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л: Наука, 1981. — С.9, 11, 12.
  196. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. -//Дефектология.-1972.-№ 3.
  197. М.С. Мой ребенок не такой как все. //Дефектология.-1971.-№ 2.-С.85−91.
  198. В.Г., Розанова Т. В. Значение психологического изучения аномальных детей для совершенствования их обучения и воспитания //Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся.-М., 1982.-С.14.
  199. А.В. К построению социально-психологической теории коллектива. //Вопросы философии. 1973. -№ 12.-С.78.
  200. А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективах. //Вопросы психологии. 1976. — № 3. -С.8.
  201. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М: Просвещение, 1978. 176с.
  202. К.К. О системе психологии. М: Мысль, 1972. — 216 с.
  203. К.К. О формировании психологического климата в коллективе. //Среднее специальное образование. 1977.-№ 2. — С.45.
  204. К.К. Психологический климат на производстве. //Социалистический труд. 1976. — № 11.
  205. Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития.— Дефектология, 1975, № 6.
  206. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998.
  207. Психологическая теория коллектива. //Под.ред. А. В. Петровского. -М: Педагогика, 1979. С. 36.
  208. И.П., Зухарь В. П. К вопросу о принципах изучения психологической совместимости в малых группах. //Материалы 4-го Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С. 199.
  209. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
  210. А. И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология.-1977.-№ 4.-С.55−58.
  211. А. И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомогательной школы //Дефектология.-1981,-№ 3.-С.83−88.
  212. С. О системе норм семейного поведения. //Молодая семья. М: Статистика, 1977. — С.62.
  213. М. Помощь трудным детям. М., 1987.
  214. А. Семьи инвалидов //Здоровье мира.-1981 .-№ 1 .-С.8−9.
  215. М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления).— Дефектология, 1977, № 2.
  216. И.Ю. Материальное благосостояние и стабильность семьи. //Социологические исследования, 1981. -№ 3. — С. 106−112.
  217. E.JI. Влияние межличностных взаимоотношений в первичном коллективе на производственную активность его работников. //Управление. Коллектив. Личность. Ученые записки Горьковского университета. 1970. — Вып. 103. — С.22−38.
  218. В.Ф., Филиппов В. В., Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. — 64с.
  219. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  220. С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1990.
  221. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1995.
  222. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  223. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
  224. A.JI. Социально-психологические проблемы управления. J1: Издательство ЛГУ, 1975. — .Д20с.
  225. А.Л. «Социально-психологический климат» первичного производственного коллектива как объект исследования. //Социальная психология и социальное планирование. Л, 1973. — С.23.
  226. А.Л. «Социально-психологические проблемы управления», Л., Издательство ЛГУ, 1975
  227. A.M., Верб Л. Я., Романовская З. В. О роли консультации по вопросам семейной жизни в укреплении семьи. //Семья в системе нравственного воспитания. Актуальные проблемы воспитания подростков. М: Педагогика, 1979. — С.213−219.233. Семаго М.М.
  228. В.Е., Машсро В. П., Тимофеев Ю. Т. Социально-психологический климат в первичном коллективе и производственная эффективность. //Психология производству и воспитанию.-Л, 1977. -С.24−30.
  229. Т.А. Социально-психологические аспекты укрепления семьи офицера. Дисс. .канд.психол.наук. -М.: ВПА, 1990.
  230. Семья в процессе развития: Материалы Международ, научно-практич. Конференции. М., 1991.
  231. О.С. Социально-психологические предпосылки межличностной напряженности в семье. Дис.к.п.н. — Л, 1985. — С. 41.
  232. В.И. Общение в семье как фактор формирования личности.- Автореф.дис.к.ф.н. J1, 1974. — 21 с.
  233. Е.Г. Социализация личности с позиции синергетики // Синергетика: человек, общество М.: РАКС, 2000.
  234. С. Социален климат и производительность. София, 1976.
  235. JI.C. Трудные дети. М.-Ворнеж, 1998.
  236. Современная семья: проблема, решения, перспективы развития: Материалы международного семинара. М.: Изд-во РГСИ «Союз», 1992.
  237. Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе для слепых на современном этапе //Дефектология.-1990. № 1. — С.9−16.
  238. Л.И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. 2-е изд. М.: ВОС, 1988., 67с.
  239. Н.Я. Развод, его факторы, причины, поводы. //Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. — С. 123.
  240. П.Я. Семья в социалистическом общество. М: Политиздат, 1981. — 63с.
  241. Н.Я. Брак и семья в развитом социалистическом обществе.- Автореф.дис.д.ф.н. М, 1980. — 30с.
  242. С.А., Васильева Ю. В., Гордиевская Е. О. Социально-психологическая модель службы профилактики инвалидности с детства //Научно-практ. конф. по проблемам реабилитации инвалидов с детства и профилактики инвалидности: Тез. докл.—Л., 1990.С.
  243. В.В., Романова Т. М., Бутенко Г. П. Опросник удовлетворенности браком //Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 2.С.54−61.
  244. А.Я. Патогенез и диагностика неврозов с функциональными нарушениями сердечной деятельности. Л: Медицина, 1969.
  245. К.В. Проблемы эмоционального напряжения современного человека. //НТР и медицина. М, 1973. — С. 119−126.
  246. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М. 1974.
  247. С.И. Пути формирования здорового нравственного климата в первичных воинских коллективах. М.,. 1981.
  248. В. Служба семьи: проблемы, поиски, решения. //Семья сегодня. М: Статистика, 1979. — С.93−105.
  249. В.А. Супружеские конфликты. М: Финансы и статистика, 1983−175с.
  250. В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. -М.: Финансы и статистика, 1981.-С.25, 171−178.
  251. JI. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния).— Дефектология, 1975, № 6.
  252. Э., Тавит А., Кутсар Д., Коэрберг Э. Факторы удовлетворенности браком и его прочности. //Социологические исследования в советской Прибалтике. Вильнюс, 1982. — С. 198−227.
  253. Ю.Т. Некоторые вопросы психогигиены и физического здоровья личности в свете теории отношений. //Психология личности и малых групп. Экспериментальная и прикладная психология. JI: Издательство ЛГУ, 1977. — Вып.8. — с.33−38.
  254. B.C. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. Учебное пособие. М.: МГСУ, 2000.
  255. Р.Д. Особенности усвоения русского языка детьми с временными задержками психического развития.— В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
  256. З.К. Семейная психотерапия неврозов. Автореф. дис.к.п.н. — Л, 1979.-20с.
  257. У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н. Новгород: I IГПУ, 1994
  258. Утлик Э. Г1. Психологические основы руководства воинским коллективом. М.,. 1973.
  259. Феминология. Семьеведение. Под редакцией Л. Т. Шинелевой. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.
  260. М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  261. М.В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  262. М.Н. Исследования вызванных потенциалов у детей с задержкой психического развития.— Физиология человека, 1981, т. 7 (6).
  263. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л, 1976.
  264. А.Г. Брак и семья в СССР. М: Мысль, 1979. — 367с.
  265. Хван^А.А. Психическая напряженность операторов современных систем управления. Дис.к.п.н. — Новокузнецк, 1987. — 214с.
  266. Л.И., Черкашин Г. С. Заводская консультация по семейным вопросам. //Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.185−187.
  267. Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста //Дефектология.-1970.-№ 1 .-С.78−85.
  268. Н.А. Ошибки в чтении первоклассников с задержкой психического развития.— Дефектология, 1972, № 5.
  269. Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития.— Дефектология, 1974, № 1.
  270. И.С. Комплексная социально-гигиеническая характеристика многодетных детей: Дисс.канд.мед.наук.-М., 1984.-158с.
  271. Л.В. Браки и разводы. М: Статистика, 1975. — С.95.
  272. В. В. Социально-бытовая ориентация как специальный принцип обучения слепоглухих детей //Дефектология.-1991. № 4.-С.38−42.
  273. Г. Б. Социально-психологические проблемы молодой семьи выпускников специальной школы для детей с задержкой психического развития: Дисс. д-ра псих. наук.-М., 1990. 438с.
  274. В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Инт-т психологии РАН, 1995
  275. В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978
  276. С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассника с задержкой психического развития.— Дефектология, 1974, № 1.
  277. Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
  278. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гумантитарология). -М.: Финансы и статистика, 1992
  279. Л.С. Характер проведения семейного досуга и удовлетворенность браком. //Стабильность семьи как социальная проблема.-М: Издательство ИСИ, 1978. С.129−135.
  280. Е.В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  281. Е.В., Мансурова Н. С. и Платонова К.К. «О проблемах общественной психологии"-М.: 1963
  282. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. -Л .-Медицина, 1990.- 190с.
  283. М.Б. Невропатологический анализ неуспевающих детей массовых и специальных школ.— В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.
  284. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами //Социально-психологические исследования в психоневрологии. JI., 1980.-C.l 100−114.
  285. Юн Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях: (пер. с нем.) /Под ред. и с послесл. В. М. Михлина. Кишинев: Штиница, 1988.-175с.
  286. В.Т. Психолого-педагогическое обеспечение безопасности полетов (предотвращение летных происшествий) в авиационных частях: Моногр. -М.: Воениздат, 1993.
  287. П.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. -Минск, 1970.-С.70.
  288. В.В. Взаимосвязь семьи и труда рабочего при социализме в условиях современной научно-технической революции. Автороф. дис. к.ф.н. — Минск, 1975. — 18с.
  289. З.А. Городская семья. М: Наука, 1979. — 182с.
  290. З.А., Родзинская И. Ю., Аванесов B.C. Проблемы оценки стабильности брака. //Стабильность семьи как социальная проблема. -М: Издательство ИСИ, 1978. С.50−67.
  291. Ackerman N. Family therapy in transaction. Boston, 1970.
  292. Allport F.H. Social Psychology. Boston, 1924.
  293. Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. 1. Psychological aspects. -New York: Columbia University Press, 1960.
  294. Arnold M.B. Emotion and personality. Vol. II. Neutrological and physiological aspects. — New York: Columbia University Press, I960.
  295. Arrindell W.A. Marital conflict and agoraphobid: Fact or fantasy? -Croningen, 1987.-249 p.
  296. Bender L. Psyhological problems of Children with organic brain disease. Amer. J. Orthopsychiatry 1949, v. 19.
  297. Berger M. Pratique des entretiens familiau. Paris: Presses univ de France, 1987. — 124 p.
  298. Bernard J. The sex game, Englewood Cliffs. Now York: Prentice Hall, 1968.-P. 137.
  299. Bloom В., Asher S., White S. Marital disruption as a stressor. // Psychological Bulletin. 1978, Vol.85. — P.25, 30−47.
  300. Campbell A., Converse P., Podgers W. The quality of american life. -New York, 1976.
  301. Chiriboga D., Roberts J., Stein J. Psychological well, being during marital separation. // J. Divorce. 1978. — Vol.2, N 1. — P.22−23.
  302. Dunbar F. Emotion and bodily changes. 4 th ed. — New York: Columbia University Press, 1954.
  303. Kirk S., Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urdana etc.: Univ. Of Illinois Press, 1971.
  304. Lazarus A.A. Learning theory and the treatment of depression. // Behaviour Research and Therapy. 1968, N 6.
  305. Levin K., Lepitt R.A. Experimental approach to the study of autocracy and democracy in small groups. New York, 1961.
  306. Levinger R. Vartial cohesiveness and dissolution: an integrative review. // J. Marriage and Family. 1965. — Vol.27
  307. Majio K. The social problems of an industrial civilization Harvard University, Graduate School of business administration. Boston, 1945.
  308. Milman D. Organic behavior disorder. J .Dis.Child., 1956, v.91
  309. Moede W. Experimentalle Massenpsychologie. Leipzig, 1920.
  310. Moreno J. Who shall survive. Washington, 1934.
  311. Morgan M. Marital status, health, illness and service use. // Soc. Sci. med. 1980.-Vol.14, N6.
  312. Richards K.B., Dabyns H.T. Topography and culture: the case of the Changing cage. // Human Organizations. — 1957. — N 16, P.45−58.
  313. Stannard D. Changes in american family: Fiction and reality. // Changing images of the Family. / Ed. Y. Tufte, B.Myerhoff. New Hafen, London, 1973.-P.93.
  314. Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopathology and education of brain-injured child. -N.Y.: Grune and Stratton, 1947.
  315. Strother C.R. Minimum cerebral dysfunction: a historical overview in minimal brain dysfunction. Ann. N.Y. Acad.Sci., 1973.
  316. Tarnopol L. Learning disoders in children. Boston, 1971.
  317. Van Zelst R.H. Validation of sociometric regrouping procedure. // L. Abnormal and Social Psychology. 1952, N 47.
  318. Vong P.T. Motivation and emotion: A surrey of the determinants of human and animal activity. New York: Wiley.-1961.
Заполнить форму текущей работой