Актуальность темы
исследования. Перед психологией сегодня встает ряд задач, связанных с изучением особенностей развития личности в условиях социального кризиса. Социальная, политическая, экономическая нестабильность, отсутствие основного направления общественного развития, изменение социальных и духовных ценностей актуализируют интерес психологов к проблемам, связанным с жизненным самоопределением.
Актуальность изучения проблемы самоопределения обусловлена также ключевой ролью данного процесса в развитии личности, начало которого лежит в ранней юности. Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском возрасте, связанных с поиском идентичности, определяют ход дальнейшего развития личности и формируют ее жизненный сценарий. Совпадение социального и возрастного кризисов обостряют потребность юношества в более глубоком понимании себя, требуют проявления способности к самоопределению и саморазвитию, что является важнейшим условием их успешной адаптации к быстро меняющейся реальности.
Сложность личностных изменений, связанных с поиском идентичности, выбором направлений саморазвития удваивается у старших школьников, имеющих ограниченные физические возможности. Это период, когда с одной стороны у юношей и девушек с физическими ограничениями происходит наложение проблем, связанных с инвалидностью на возрастные, с другой — это сензитивный период для формирования смысложизненных ориентации как механизмов саморазвития личности.
Важную роль в формировании и развитии личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте играет семья. Как отмечает Д. И. Фельдштейн [142], главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка в частности является взросление — освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель — взросление детей, субъективно имеющая другую направленность — обеспечить это взросление — выступает главной для взрослого мира. В современных условиях качественного усложнения всей системы многоплановых человеческих отношений, в том числе и детско-родительских, достижение этой цели приобретает особую остроту и значимость.
Современное состояние семьи характеризуется как кризисное: снизилась рождаемость, происходит ломка семейных стереотипов и традиций, девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей, что обостряет вечную проблему «отцов и детей». При этом семья была и остается для ребенка группой соотношения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Именно под влиянием образа жизни в семье, родительских оценок и установок развиваются представления ребенка о себе, о мире, о своем будущем, формируются жизненные планы и установки.
Все вышесказанное определило интерес автора к теме исследования: «Родительские установки как фактор личностного самоопределения в ранней юности (на примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями).
Объект исследования: личностное самоопределение юношей и девушек 15−17 лет.
Предмет исследования: родительские установки как фактор личностного самоопределения старшеклассников.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование роли родительских установок как основного фактора личностного самоопределения в ранней юности на основе сравнительного анализа их влияния на личностное развитие здоровых старшеклассников и юношей и девушек с ограниченными физическими возможностями.
Теоретическая гипотеза. Родительские установки являются основным фактором формирования и развития ценностно-смысловой структуры личностного самоопределения в ранней юности.
Эмпирические гипотезы:
— Определенный тип родительской установки оказывает влияние на уровень и содержание смысложизненных и ценностных ориентаций как основных компонентов личностного самоопределения;
— Адекватность и позитивный характер родительских оценок и ожиданий как основных компонентов родительской установки, являются условием успешной идентификации и обособления как двуединого механизма личностного самоопределения;
— Крах родительских ожиданий, неудовлетворенность родительских амбиций, проявляющиеся в противоречивости и негативном характере родительских оценок и отношений, деформируют и тормозят процесс идентификации в ранней юности.
— Содержательные характеристики и уровень личностного самоопределения в ранней юности имеют различия у больных и здоровых юношей и девушек;
— Юноши и девушки с ограниченными физическими возможностями в большей степени, чем их здоровые сверстники испытывают зависимость от родительских установок в процессе личностного самоопределения.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
— концепция психологии целостной личности, определяющая феноменологию родительских установок, жизненных сценариев, самосознания, Я-концепции и идентификации в юношеском возрасте в зарубежной литературе (W. James, 1890- Р. Берне, 1986; Э. Эриксон, 1996; М. Rosenberg, 1979) и в отечественных психологических теориях (И.С. Кон, 1978; 1996; И.И. Чес-нокова, 1977; J1.M. Попов, 1990, 1992, 2000; А. А. Налчаджян, 1988; М. В. Ковальчук, 1987).
При феноменологическом описании самосознания с позиций онтогенетического развития использовались работы по психологии детского и подросткового возраста J1.C. Выготского (1931, 1983, 1995, 1996, 2000), Л.И. Божо-вич (1968), А. Н. Леонтьева (1975), Б. Д. Эльконина (1989).
Обоснование особенностей в условиях аномального развития строилось на основе работ Л. С. Выготского (1983), Б. В. Зейгарник (1969, 1986), Б. С. Братуся (1988), Е. Т. Соколовой (1989), В. В. Ковалева (1995) и др.
В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:
— На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить понимание феноменов «родительские установки» и «личностное самоопределение»;
— Определить показатели и проанализировать содержание и структуру личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте;
— Определить показатели и проанализировать содержание и структуру родительских установок;
— Провести экспериментальное изучение содержания и уровней личностного самоопределения юношей и девушек в возрасте 15−17 лет,.
— Провести экспериментальное изучение особенностей личностного самоопределения юношей и девушек в возрасте 15−17 лет, имеющих ограниченные физические возможности;
— Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между типами и содержательными характеристиками родительских установок и личностным самоопределением юношей и девушек;
— Определить особенности в характере связи между родительскими установками и личностным самоопределением у юношей и у девушек, имеющих ограниченные физические возможности.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: сравнительный метод, констатирующий эксперимент, комплекс методов психологической диагностики, методы первичной и вторичной обработки результатов обследования. Для всех экспериментальных данных рассчитывались элементарные числовые характеристики: мода, медиана, среднее, дисперсия. В последующей обработке результатов эмпирического исследования использовались: корреляционный и факторный анализы. Расчет производился при помощи SPSS версии 11.05.
Достоверность результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийрепрезентативностью выборки обследуемых — 334 человека, использованием системы методов, применением эмпирических и математико-статистических методов обработки данных в соответствии с целями и задачами исследования.
Положения, выносимые на защиту: На защиту выносятся следующие положения:
— «Развивающая» родительская установка тесно взаимосвязана и оказывает позитивное влияние на развитие смыслового компонента личностного самоопределения старшеклассников: общего интереса к смыслу жизни, способности осознавать цели своей жизни, на готовность принимать решения и воплощать их в жизнь, контролировать свою жизнь и управлять ею;
— Влияние «авторитарной» установки носит амбивалентный характер: оптимизирующее воздействие на целевой и эмоциональный компонеты личностного самоопределения: осмысление жизненных целей, восприятие жизни как интересной и насыщенной смыслом и деструктивное воздействие на волевую сферу;
— «Опекающий» тип родительской установки, в особенности ее материнский вариант, является наиболее деструктивным, тормозящим и деформирующим процесс личностного самоопределения;
— Юноши и девушки с ограниченными физическими возможностями в большей степени, чем их здоровые сверстники испытывают зависимость от родительских установок в процессе личностного самоопределения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выявлена, теоретически обоснована и экспериментально исследована взаимосвязь между родительскими установками и личностным самоопределением юношей и девушек 15−17 лет.
— впервые экспериментально выявлено влияние различных типов родительских установок на уровень личностного самоопределения в ранней юности: позитивное влияние «развивающего» типа родительской установки и деформирующее и тормозящее влияние «опекающего типа» на развитие смыслового компонента личностного самоопределения старшеклассников;
— выявлено, что наиболее неблагоприятным типом родительской установки, оказывающем деформирующее влияние на процесс автономизации (обособления) как одного из механизмов личностного самоопределения в ранней юности, является материнский вариант «опекающего» типа родительской установки, последствие которого — инфантилизм, уход в себя, либо протест и отвержение семейных традиций, ценностей и установок;
— установлено, что ценностный компонент личностного самоопределения отражает возрастную направленность и в меньшей степени, чем смысловой, испытывает влияние родительских установок;
— выявлены особенности влияния родительских установок на юношей и девушек с ограниченными физическими возможностями: большая степень зависимости личностного самоопределения больных старшеклассников от родительских оценок и ожиданий по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Теоретическая значимость работы состоит в:
— уточнении понятия «родительская установка» и определении родительской установки как осознанного или неосознанного отношения к ребенку, основанное на оценке его личностных особенностей и поведения, и направляющее определенным образом родительские действия (деятельность);
— выявлении основных структурных компонентов родительской установки: родительское ожидание, оценка, отношение;
— определении основных типов родительских установок, их содержания, а также особенностей их проявления и влияния на личностное самоопределение юношей и девушек 15−17 лет.
— выявлении особенностей влияния родительских установок на личностное самоопределение юношей и девушек 15−17 лет, имеющих ограниченные физические возможности.
— разработке критериев уровня развития личностного самоопределения в ранней юности.
Практическая значимость исследования заключается в:
— выявлении «слабых» мест во взаимодействии родителей и детей в процессе развития личностного самоопределения старшеклассников с целью их психокоррекции;
— выявлении негативных влияний родительских установок на развитие личностного самоопределения старшеклассников с целью их психокоррекции;
— выявлении особенностей негативных влияний родительских установок на развитие личностного самоопределения старшеклассников с ограниченными физическими возможностями с целью их психокоррекции;
— разработке программы для проведения психокоррекционной работы с родителями детей-инвалидов.
Характеристика выборки. Экспериментально-психологическое исследование проводилось на базе Детского реабилитационного центра «Амурский» г. Хабаровска с 1998 по 2003 г. Экспериментальную группу составили 78 семей, имеющих детей с различными нозологическими формами инвалидности (ДЦП, опорно-двигательного аппарата) в возрасте 15−17 лет. Все семьи имели приблизительно одинаковый материальный достаток. Средний возраст родителей — 41 год. Образование: 37% родителей имеют высшее образование- 48% - средне-специальное- 15% - среднее и неполное среднее. Все юноши (32) и девушки (46) имели сохраненную познавательную деятельность и обучались по программе общеобразовательной школы, находились в центре в одной и той же ситуации социально-психологического развития, в одинаковых условиях обучения, воспитания, лечения. В качестве отличительной особенности, объединяющей различные нозологические формы заболеваний испытуемых подростков, можно выделить депривации в развитии, обусловленные тяжестью инвалидизирующего заболевания: в дошкольный период все испытуемые не посещали дошкольные образовательные учреждения, часто госпитализировались, большая часть детей начинали обучение в школе в надомном варианте. Контрольную группу составили 74 семьи, имеющие относительно здоровых детей (без психических и физических патологий в возрасте 15−17 лет): 35 юношей и 39 девушек — учащихся средней школы № 78 Железнодорожного района г. Хабаровска.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью работыиспользованием системы методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследованияэкспериментальной проверкой гипотезыколичественным и качественным анализом экспериментального материала.
Апробация работы осуществлена в научных статьях и докладах:
На Международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, образование. ХХ1 век.» в г. Комсомольск-на-Амуре, 2003 г.- на Региональной конференции «Психология и практика на Дальнем Востоке» в г. Хабаровске, 2002 г., на конференции «Проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими возможностями», г. Нерюнгри, 2003 г., на методологических семинарах кафедры клинической психологии ХГМУ, 2002, 2003 гг.
Результаты теоретического анализ и экспериментального исследования легли в основу разработанного автором тренинга для родителей детей-инвалидов «Я и мой ребенок», а также в программе «Школы матери», работающей на базе Детского лечебно-реабилитационно центра «Амурский» в г. Хабаровске.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (183 наименования) и приложений — 12, иллюстрирована таблицами — 9 и рисунками -6.
Основные выводы по экспериментальному исследованию.
1. Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить основные типы родительских установок:
— «Авторитарные» (подавление воли ребенкастрогость родителейраздражительность родителейосуждение и критика недостатков ребенкавласть матери- «мученичество» родителейгиперсоциализацияускорение развития);
— «Развивающие» (поощрение словесных проявлений ребенкапартнерские отношения родителей и детейпоощрение активности ребенкаучастие в жизни ребенкакооперация);
— «Опекающие» (оберегание ребенка от трудностейзависимость ребенка от материпоощрение зависимости ребенка от родителейподавление агрессивности ребенкаподавление сексуальности ребенкасимбиоз, «жертвенность» родителей, страх причинить вред).
2. Разные типы родительских установок отличаются по своему содержанию и проявлению: родительских оценок, родительского отношения и родительского прогноза:
— преобладание и гармоничность позитивных оценок во всех временных модусах и тенденция повышения родительских оценок ребенка в будущем в группе родителей с «развивающей» установкой;
— противоречивость оценок в группе родителей с «опекающей» установкой;
— преобладание негативных оценок в группе родителей с «подавляющей» установкой.
— Доминирование позитивных родительских установок в целом, что составило 69,8% всей выборки;
— Преобладание и гармоничность позитивных оценок поведения и личностных особенностей ребенка во всех временных модусах в группе родителей с «развивающей» установкой. Представления родителей об идеальном ребенке статистически достоверно (р<0,01) не расходятся с оценками их собственного ребенка в настоящем и будущем, что свидетельствует о достаточной степени принятия своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
— Противоречивость оценок поведения и личностных особенностей ребенка в группе родителей с «опекающей» установкой. Представление «Мой ребенок в настоящем» соотносится с характеристиками «зависимо-послушного» типа личности: благородный, уважительный, доверчивый, несамостоятельный, подозрительный, зависимый, тревожный, неуверенный в себе, не умеющий принимать решения, не имеющий собственного мнения. Представление «Мой ребенок в будущем» (через 5 лет) включает черты «прямолинейно-агрессивного» типа (с оценками до 8 баллов): упрямство и настойчивость в достижении цели, энергичность и непосредственность, требовательность и прямолинейность, вспыльчивость и агрессивность. Представление «Идеальный ребенок» соответствует «независимо-доминирующему» типу личности (с оценками ниже 8 баллов).
— Преобладание негативных оценок поведения и личности ребенка в группе родителей с «подавляющей» установкой. В образах ребенка в настоящем и будущем доминируют негативные личностные характеристики. Оценка ребенка в прошлом носит нейтральный характер.
— Оптимистичность родительских прогнозов и общая тенденция повышения родительских оценок относительно успешности ребенка в будущем в группе родителей с доминированием «развивающих» установок;
— Реалистичность родительского прогноза в группе родителей с «развивающей» установкой вытекающего из согласованности и преемственности родительских оценок в отношении детей-старшеклассников в разных временных модусах;
— Необоснованность завышенного родительского прогноза в группе родителей с «опекающим» типом установки, о чем свидетельствует несоответствие высоких оценок больного ребенка в будущем низким оценкам его личности и поведения в прошлом и настоящем;
— Пессимистичность родительского прогноза в группе родителей с «подавляющей» установкой.
3. Содержание и проявление родительских установок в семьях старшеклассников с ограниченными физическими возможностями имеют свои особенности:
— в семьях больных старшеклассников доминируют «опекающие» родительские установки, в семьях здоровых — «развивающие»;
— согласованность и преемственность родительских оценок в отношении здоровых старшеклассников в разных временных модусах и противоречивость родительских оценок в семьях больных старшеклассниковнегативный образ ребенка в прошлом и настоящем и позитивный образ ребенка в будущем в семьях больных детей связан с ликвидацией разрыва между несостоявшимися родительскими ожиданиям в прошлом и настоящем и ожиданием успешности ребенка в будущем;
— несоответствие высоких родительских ожиданий в семьях больных старшеклассников в будущем возможностям их детей.
4. Личностное самоопределение старшеклассников с низким и высоким уровнем СЖО (группа 1 и группа 2) имеет определенные различия.
В смысловом компоненте между группами были выявлены следующие особенности:
— различия по шкалам: «Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни)», «Ло-кус контроля-жизнь или управляемость жизни» (р<0,001) — в самооценке себя и своей успешности в будущем различий не обнаруженов группе 1 доминирует направленность на будущее и на сверстниковв группе 2 — на будущее и на себя (р<0,05 и р<0,01), что говорит о выраженности эгоистических ориентаций в группе старшеклассников с низким уровнем СЖО.
— высокие показатели по всем факторам в группе 1, что говорит о более высоком уровне развития временной рефлексии и антиципации как важных факторов прогнозирования жизненного пути по сравнению со сверстниками из группы 2 (р<0,01);
— наибольшая выраженность значений для понятия «Будущее» и наименьшее для понятия «Настоящее» (р<0,01) во всей выборке испытуемых, что подтверждает возрастную тенденцию устремленности юношества в будущее;
— отсутствие различий в оценках «Прошлого» и «Настоящего" — «Прошлое» оценивается высоко, оно имеет высокую активность, высокую комфортность и воспринимается как простое. Понятие «Настоящее» имеет высокую активность и силу, низкую сложность. Этот факт подтверждает выводы М. Р. Гинзбурга о том, для юношеского возраста прошлое (ребенок) снято в настоящем, т. е. фактически в настоящем присутствует и настоящее и прошлое. Формирующаяся идентичность в ранней юности охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее;
— различие в оценках «Будущего»: в группе 1 понятие «Будущее» имеет максимально высокую активность, силу и оценку, однако описывается как сложное с отрицанием комфортности, т. е. включает переживание будущего как проблемы. В группе 2 «Будущее» различается по своим интенсивным характеристикам факторов Оценка, Активность, Сила, оно ожидается ими как простое и комфортное, в то время как норма предполагает возникновение сложностей и опасностей, что говорит о недифференцированности образа будущего, его когнитивной простоте и слабости и свидетельствует о низком уровне жизненного прогнозирования.
В ценностном компоненте личностного самоопределения особенности между старшеклассниками с низким и высоким уровнями СЖО проявились в следующем:
— в группе 1 первые ранговые места заняли «по значимости»: «любовь" — «получение образования" — «свобода" — «по доступности» — «общение», «признание и уважение людей», «свобода». По доступности и значимости в группе с высоким уровнем СЖО гармонизировано 14 из 18 ценностейболее гармонизированы: свобода, красота, творчество;
— в группе 2 первые ранговые места заняли: «по значимости»: «любовь», «счастливая семейная жизнь», «материальное благополучие». «По доступности» — «общение», «удовольствия», «любовь». Гармонизированы 5 ценностей из 18. В число наиболее гармонизированных ценностей вошли: удовольствие, любовь, общение.
5. Определены показатели высокого и низкого уровня личностного самоопределения.
Высокий уровень личностного самоопределения в ранней юности при общем высоком интересе к смыслу жизни характеризуется:
— смысловыми ориентациями на выбор и достижение целиглобальностью и обобщенностью устремленийдоминированием направленности на будущее и на сверстниковустремленностью в будущее при одновременном переживании будущего как проблемыболее высоким уровнем временной рефлексии и антиципации как важных факторов прогнозирования жизненного пути по сравнению со сверстниками с низким уровнем СЖО;
— романтической и духовной направленностью ценностных ориентаций.
О низком уровне личностного самоопределения в ранней юности свидетельствуют: отсутствие интереса к смыслу жизнинаправленность смысловых установок на получение удовольствия от жизнинедифференцирован-ность образа будущего, его когнитивная простота и слабость, т. е. низкий уровень временной рефлексии и антиципационной состоятельностигедонистический характер ценностных ориентаций.
6. Особенности личностного самоопределения старшеклассников с ограниченными физическими возможностями по сравнению с их здоровыми сверстнмками проявляются в:
— преобладании в процентном соотношении юношей и девушек с низким и ниже среднего уровнями общего показателя СЖО в группе БС;
— более низком уровне общей осмысленности жизни. В отличие от здоровых сверстников, проявляющих общий высокий интерес к смыслу жизни, имеющих развитые смысловые ориентации на себя как хозяина жизни, на самостоятельный выбор жизненного пути, на процесс жизни и управление им, больные юноши и девушки в своих смысловых ориентациях устремлены на осознание и выбор цели. При этом низкие показатели по шкале «Процесс жизни» и особенно по шкалам «Локус контроля-Я» и «Локус-контроля-жизнь» свидетельствуют о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, о неверии в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни, о нерешительности и зависимости в принятии жизненно важных решений и их исполнении;
— различии по параметрам максимальной оценки себя и оценки своей успешности в будущем (р < 0,05). В группе здоровых старшеклассников эти оценки значительно выше;
— различии по параметрам направленности смысловой установки: установка на других людей, у старшеклассников с ограниченными физическими возможностями отрицательнаяустановка на будущее — больше у здоровых старшеклассниковустановка на прошлое — больше у старшеклассников с ограниченными физическими возможностями;
— невысоких показателях по всем факторам семантического дифференциала (Оценка, Активность, Сила, Упорядоченность, Сложность и Комфортность), что говорит о низком уровне временной рефлексии и антиципацион-ной состоятельности юношей и девушек с ограниченными физическими возможностями;
— наибольшей выраженности значений, как и у здоровых сверстников, для понятия «Будущее» и наименьшее для понятий «Настоящее» и «Прошлое», что соответствует возрастной тенденции устремленности в будущее и подтверждает теоретическое положение о том, что аномальное развитие не отменяет закономерностей онтогенетического развития личности;
— оценке «Прошлого» как пассивного, сложного, мало упорядоченного и некомфортного. Прошлое больных старшеклассников наполнено сложными, неструктурированными, дискомфортными событиями, предполагающими их травматическое содержание.
— отрицательной оценке «Настоящего», которое воспринимается больными как сложное, дискомфортное, слабое и мало упорядоченное, что подтверждает результаты по тесту СЖО и свидетельствует о неудовлетворенности своей жизнью в настоящем;
— оценке понятия «Будущее» как положительного, простого и комфортного (норма предполагает возникновение сложностей и опасностей). Данная тенденция указывает с одной стороны, на компенсаноторный характер восприятия будущего у больных (фантазирование), с другой — на инфантилизм, и низкий уровень жизненного прогнозирования. ф — направленности ценностных ориентаций на здоровье и социальные отношения: первые ранговые места в группе БС заняли «по значимости"-«здоровье», «хорошие и верные друзья», «любовь" — «по доступности» — «познание», «красота», «общение»;
— проявлении у больных старшеклассников как у их здоровых сверстников возрастной тенденции предпочтения ценности любви;
— выборе основной ценности «здоровье», в отличие от здоровых сверстников, у которых первые ранговые места заняли «по значимости»: «любовь», «свобода», «хорошие и верные друзья». Соответственно — «по доступности»: «хорошие и верные друзья», «признание, уважение людей», «свобода»;
— рассогласованности и противоречивости между иерархиями ценностей «по значимости» и «по доступности» в группе БС (16 из 18 ценностей разсогласованы), что свидетельствует о внутриличностном конфликте. Гармонизированы «по значимости» и «по доступности» 2 ценности из 18: «творчество» и «интересная работа» (9-е и 14-е ранговые места). В группе ЗС — 12 ценностей из 18 гармонизированы «по значимости» и «по доступности».
7. Взаимосвязи (как позитивной, так и негативной направленности) между родительскими установками и смысловым компонентом личностного.
Ф самоопределения старшеклассников проявляются в следующем: анализ коэффициентов линейной корреляции по Пирсону типов родительских установок с параметрами СЖО («Цель жизни», «Процесс жизни», «Локус кон-троля-Я», «Локус контроля-жизнь») показал, что из 84 возможных значений значимыми оказались 78 коэффициентов (25 — положительных- 27 отрицательных- 53 — высокого уровня значимости.
Положительные связи высокого уровня значимости (р<0,001) показателей РУ «поощрение активности ребенка», «участие в жизни ребенка», «поощрение словесных проявлений ребенка» («развивающий» тип), «ускорение развития» («авторитарный» тип) со всеми шкалами СЖО позволяет говорить об их оптимизирующем влиянии, как в целом на смысловой компонент личностного самоопределения, на развитие интереса к жизни, так и на отдельные его стороны.
Отрицательные связи высокого уровня значимости (р<0,001) показателей РУ «зависимость ребенка от матери», «симбиоз» («опекающий» тип) и «власть матери», «осуждение» («авторитарный» тип) со всеми шкалами СЖО говорят о высокой степени значимости, прежде всего материнских установок, в личностном самоопределении юношества. Матери, обладающие «опекающей» и «авторитарной» родительскими установками, в большей степени, чем отцы стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущают себя с ним одним целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей жизни, сопротивляются естественному для юношества процессу автономизации. Под влиянием таких установок развивается либо чувство зависимости и беспомощности, либо устойчивого эгоцентризма и инфантилизма. В обоих случаях создается реальная опасность ухода в себя, деформации Конструктивного Я (Яв будущем), бесплодного фантазирования, особенно у юношей и девушек с низким самоуважением.
Отрицательные связи высокого уровня значимости (р<0,001)выявлены: -показателей РУ «поощрение зависимости от родителей» («опекающий» тип) и «подавление воли» («авторитарный» тип) со шкалами «Цель жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», что свидетельствует о кризисе детско-родительских отношений: естественное возрастное стремление юношества к автономии, обособлению вызывает родительский протест и давление. Развитие зависимых отношений с родителями приводит к размыванию Образа-Я и на этой основе к безоговорочному принятию смыслов и ценностей семьи и проживанию преднаписанного родителями жизненного сценария. Либо приводят к конфликту, отчуждению, сопротивлению и тотальному отвержению семейных традиций, ценностей, установок, что усложняет процесс идентификации, удлиняет мучительный поиск жизненного смысла, который может продолжаться на протяжении всей жизни.
— показателей РУ «мученичество» родителей", «подавление агрессивности» со шкалами «Процесс жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», что говорит о ярко выраженной степени отвержения ребенка, связанного с неудовлетворением родительских амбиций. Свидетельствует об испытываемых родителями досаде, чувства недовольства поведением ребенка, его способностями и достижениями. Под давлением таких установок старшеклассник испытывает неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, неверие в свои силы, что лишает его возможности строить самостоятельные планы на будущее.
8. Разные типы родительских установок имеют определенное влияние на личностное самоопределение старшеклассников:
— позитивное влияние большинства показателей «развивающей» установки (все шкалы имеют положительную связь высокого уровня значения с показателями СЖО старшеклассников) на развитие общего интереса к смыслу жизни, способности осознавать цели своей жизни, на готовность принимать решения и воплощать их в жизнь, контролировать свою жизнь и управлять ею;
— двойственный характер влияния «авторитарной» установки: оптимизирующее воздействие таких показателей как «строгость», «ускорение развития», «гиперсоциализация» на осмысление жизненных целей, восприятие жизни как интересной и насыщенной смыслом, на чувство уверенности в собственном будущем и деструктивное воздействие таких показателей как «мученичество», «осуждение», «подавление воли»;
— отрицательное воздействие на смысложизненные ориентации юношества «опекающего» типа родительской установки, особенно таких ее показателей как «зависимость ребенка от матери», «симбиоз», «поощрение зависимости от родителей».
9. Влияние родительских установок в семьях старшеклассников с ограниченными физическими возможностями проявляются в доминировании «опекающего» типа родительских установок (материнский вариант) как последствие переживания родителями «фобии утраты» в период рождения и раннего детства больного ребенка. Матери, в большей степени, чем отцы стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком, ощущают себя с ним одним целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей жизни, сопротивляются естественному для юношества процессу автономизации, что приводит к размыванию Образа-Я, деформации Конструктивного Я (Яв будущем) и усугубляет процессы идентификации и персонификации, которые и без того отягощены последствиями болезни, социальной изоляции, проявляющихся в неадекватной самооценке, уровне притязаний и т. д.
Учитывая доминирование «опекающей» установки в семьях больных детей, а также выявленные отрицательные связи высокого уровня значимости (р<0,001) показателей «опекающего» типа РУ, особенно таких шкал как «зависимость ребенка от матери» и «симбиоз» со всеми шкалами СЖО, можно утверждать, что старшеклассники с физическими ограничениями в большей степени испытывают влияние родительской установки, чем их здоровые сверстники. Развитие зависимых отношений с родителями приводит к безоговорочному принятию смыслов и ценностей семьи и проживанию ими преднаписанного родителями жизненного сценария либо к отчуждению и отвержению семейных традиций и установок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме родительских установок можно сделать следующие выводы.
1. В психологии существует несколько понятий для обозначения прогнозов поведения личности: «установка», «социальная установка», «направленность», «готовность», «диспозиция».
По определению Д. Н. Узнадзе, который одним из первых начал изучение этого феномена, «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоя-Ф нием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Анализируя факт наличия установки в самых различных видах деятельности, Узнадзе и его ученики пришли к выводу, что направленность деятельности определяется ее предуго-товленностью — установкой.
В теории Л. И. Божович, социальная установка рассматривается как од-нопорядковое с понятием направленности личности. Было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению. По мнению Л. И. Божович, направленность личности сама по себе может быть рассмотрена в качестве особой предиспо-• зиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности.
2. Родительская установка представляет собой осознанное или неосознанное отношение к ребенку, основанное на оценке его личностных особенностей и поведения, и направляющее определенным образом родительские действия (деятельность).
3. В исследованиях влияния родительских установок на личность ребенка отмечается, что через родительские установки формируется жизненный сценарий, который «с большей силой толкает человека вперед, навстреф чу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Э.Берн): профессиональный сценарий, предписания относительно своего пола и женитьбы и т. д. Как отмечает Э. Эриксон, слишком ограничивающие родительские установки («тирания долженствования», К. Хорни) препятствуют развитию, проявлению искренности и творческого начала.
4. По данным исследователей наиболее распространенными типами родительских отношений в семьях детей с ограниченными возможностями являются гиперпротекция и фобия утраты (Колпакова Л.М.), которые обусловлены (Майрамян Р.Ф.): изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей (страх, растерянность, сверхбдительность, беспомощность, раздражительность, вспышки гнева, нарушения памяти, концентрации внимания и т. д.) — нарушением взаимодействия с социумом: отказ от общения с близкими и родственниками, отсутствие семейного досуга, замыкание в рамках семьипревышением уровня переносимых нагрузок, связанных с проблемами воспитания ребенка-инвалида (различные соматические заболевания, астенические и вегетативные расстройства).
Теоретический анализ категории «личностного самоопределение» позволяет сделать следующие выводы:
1. Самоопределение выступает, с одной стороны, как процесс социальной детерминации (по К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это процесс осознания личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений), с другой — как его результат.
2. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминациив понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий» (C.JI. Рубинштейн).
3. Механизмом самоопределения является двуединый процесс идентификации и персонификации (A.B. Мудрик): первый механизм по преимуществу обслуживает поведенческий аспект самоопределения, второй — когнитивный (В.Ф. Сафин и Г. П. Ников).
4. Мотивационной основой самоопределения является потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себеформирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования (Л.И. Божович).
5. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, что обусловлено: а) взаимодействием личности и общества. Активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существованияобретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире, т. е. самоопределение. Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и обществаценности и смыслы есть язык этого взаимодействия. б) ведущей ролью ценностей для формирования личности. Ценность обретается личностью, поскольку «. иного способа обращаться с ценностью, кроме ее ценностно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. в) функциями смысловых образований: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь).
Таким образом, ценности и смыслы являются одновременно и основанием развития личности, и его результатом.
6. Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза — на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов и связана с логикой личностного и социального развития подростка: формированием внутренней позиции взрослого человека, осознанием себя как члена общества, необходимостью решать проблемы своего будущего (Л.И. Божович).
7. Самоопределение в ранней юности неразрывно связано с такой существенной возрастной характеристикой как устремленность в будущее.
8. Самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему. В раннем юношеском возрасте личностное самоопределение (т.е. ценностно-смысловое) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения — социального, профессионального, религиозного и т. д.(М.Р. Гинзбург).
9. Самоопределение в раннем юношеском возрасте характеризуется двуплановостью: самоопределение осуществляется «через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» (Л.И. Божович). «Лишенные конкретности искания», объясняются тем, что личностное самоопределение происходит на уровне ценностей, которые вневременны: задавая человеку, представление о будущем, ценность не соотносит его с временной осью. Временное будущее, т. е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей) возникает на уровне не личностного, а социального самоопределения. Отсюда та двойственность личностного самоопределения, которая отмечается многими исследователями.
10. Проблема личностного самоопределения старшеклассников с ограниченными физическими возможностями является их главной проблемой: аномальное развитие не отменяет закономерностей онтогенетического развития личности (Горбатова М.Л., Горячева М. А., Добровольская Т. А., Колпа-кова Л.М. и др.). При этом патогенез формирования личности юношей и девушек с физическими ограничениями накладывает отпечаток на их личностное самоопределение. Своеобразие личностного самоопределения больных старшеклассников в значительной степени обусловлено: социальной депри-вацией, неправильным воспитанием и своеобразием отношения окружающих, что усугубляет течение и последствия возрастного кризиса и способствует формированию комплекса неполноценности, развитию тенденции к самоограничению социальных контактов, приводит к социальной беспомощности и затруднениям в поиске смысложизненных ориентаций (Гончарова О.Л.).