Личностное развитие опосредованное интернетом
Опытность игроков оказалась позитивно связанной с мотивацией саморазвития, ухода от социума (от бытовых и социальных проблем) и конформизма (игроками он осознается в меньшей степени, чем не игроками), и негативно связанной с мотивацией предпочтения компьютера. Кроме того, у опытных игроков самооценка в целом выше, чем у неигроков, а идеальные и реальные компоненты структуры Я-образа сливаются… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Деятельность опосредованная интернетом: понятие и виды
- Глава II. Познавательная деятельность
- Глава III. Игровая деятельность
- Глава IV. Коммуникативная деятельность
- Заключение
- Список используемой литературы
Компьютеры и информационные системы находят применение во. все новых областях человеческой практики, оказывая воздействие на психические процессы и трансформируя не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом. С психологической точки зрения, при взаимодействии человека с системами информатики происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее знаковыми системами. В соответствии с культурно-исторической теорией развития психики, психические функции разделяются на натуральные и высшие; последние развиваются с помощью специальных психологических орудий — Л. С. Выготский называл их знаками… .
О.К.Тихомиров вслед за Л. С. Выготским пишет о трансформации и усложнении строения высших психических функций в процессе освоения. и применения человеком новых информационных технологий — появлении таких психических функций, которые характеризуются работой не только со знаками, но и со знаковыми системами.
Как отмечают многие авторы, существенную роль в преобразовании деятельности в настоящее время играют технологии, связанные с применением Интернета.
Целью данной работы является исследование развития личности опосредованное интернетом.
Задачи исследования:
— определение видов опосредованной деятельности;
— изучение познавательной опосредованной;
— изучение игровой деятельности;
— изучение коммуникативной деятельности.
Глава I. Деятельность опосредованная интернетом: ее виды.
Воздействие процессов информатизации на деятельность может происходить как прямо, через трансформацию и оосредствование деятельности и появление новых ее видов, так и косвенно, через многократное опосредствование некомпьютеризированных видов деятельности. Такое косвенное многократное опосредствование может происходить, например, при просмотре рекламных клипов или фильмов, созданных с помощью средств компьютерной графики.
Психологические механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом тщательного анализа. При этом на смену локальному анализу, предметом которого являются отдельные психические процессы, навыки, операции или конкретные действия, пришел анализ преобразований на глобальном уровне, в том числе преобразований мотивационно-личностной сферы пользователей информационных технологий и их личности в целом, а также психологических механизмов, отвечающих за такое преобразование. При этом следует учитывать, что информатизированная деятельность оказывает дифференцированное воздействие на другие виды деятельности: одни преобразования могут накладываться на другие, приводя и к нейтрализации психологических последствий информатизации, и к их усилению .
Продолжая данную линию исследования, рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную. Этим разновидностям деятельности соответствуют глобальные изменения (трансформации) личности, которые привлекли в последнее время внимание широкой публики и в меньшей степени исследователей:
1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2. Увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т.н. игровая наркомания;
3. Увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант, т.н. Интернет-аддикция — своеобразная (нарко)зависимость. от Интернета.
Перечисленные последствия применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом фунаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы. Тем самым задача данной статьи ограничивается рассмотрением соответствующей феноменологии и формулированием некоторых положений. При этом авторы исходят из того, что лишь в своих крайних проявлениях такого рода личностные преобразования носят всецело негативный характер; вопреки распространенному мнению, они могут вести к позитивному развитию личности.
Глава II. Познавательная деятельность в Интернете.
Интернет и WWW предоставляют множество возможностей осуществления познавательной деятельности посредством, например, гипертекстовой навигации. Отдельной познавательной задачей может выступать выяснение организации работы Интернета как конгломерата взаимосвязанных компьютерных сетей, закономерностей хранения, сортировки, индексирования и пересылки информационных массивов, реализации поисковых механизмов и процедур, функционирования обеспечивающих такую работу информационных протоколов, телекоммуникационных устройств и программ и т. п. Профессиональные знания такого рода — удел специалистов по информационным и коммуникационным технологиям, а гипертрофированное (далеко выходящее за пределы профессиональной необходимости) увлечение поиском и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство .
Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет, широко известна лишь мифология хакеров, созданная главным образом журналистами. Масс-медиа предлагают считать наиболее характерными действиями хакеров разработку и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты информационных массивов или совершение краж (информации, денежных средств и т. п.) с помощью компьютерных сетей, а наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров — асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. По-видимому, представленная в популярных изданиях точка зрения на хакерство как на однозначно негативное направление личностного развития является односторонней.
Современные исследователи подчеркивают, что для суперпрограммистов работа с кмпьютером подчинена внутренней мотивации, а при назывании образных ассоциаций, которые вызывает у них компьютер, доминируют образы, связанные с творением новой реальности или «особого мира». Нередко можно услышать мнение, что все наиболее удачные и полезные идеи в области программного обеспечения были в свое время выдвинуты и безукоризненно реализованы именно хакерами.
На смену одержимым программистам пришли новые поколения хакеров, которые и стали популярным сюжетом средств массовой информации. В массовом сознании сложилось несколько образов хакеров, которые лишь частично перекрываются. Примерами могут служить мстительный составитель компьютерных вирусов, задавшийся целью вывести из строя компьютеры и системы своих явных или вымышленных недругов; любознательный подросток, с легкостью преодолевающий все препятствия в блужданиях по Сети и случайно ставящий мир на грань краха; удачливый жулик, сумевший перехитрить самые современные охранные системы; благородный Робин Гуд, противостоящий злоумышленникам и возвращающий информационно обездоленным людям скрытую от них информацию; гениальный злодей, упорно ищущий способ установить господство над миром посредством взаимосвязанных компьютеров и информационных систем, и т. д. Поскольку во всех случаях речь идет о натурах незаурядных и во многом таинственных, то в подростковой среде сложилось представление о хакерстве как о привлекательном и модном стиле поведения.
Видоизменилось не только представление о хакерах, но и содержание их деятельности. Умелые и многознающие компьютерные «маги», как их часто называют, по-прежнему верны правилу, выраженному следующим образом: нелегальный хакерский поступок должен быть совершен простыми или даже элементарными средствами, но требующими огромных знаний и высокого мастерства. Однако наряду с магами — фанатичными знатоками всего, что относится к информационным технологиям, — хакерами стали себя именовать новички сравнительно низкой квалификации. При наличии общедоступного специализированного инструментария — например, «пособия по хакингу» вместе с набором программ для тестирования и взлома систем защиты, — почти любой «продвинутый» пользователь Интернета способен вооружиться и поохотиться на плохо защищенную информацию. Таким образом, достичь привлекательного для хакера результата можно психологически различающимися способами: самостоятельно разработать оригинальный метод атаки на систему защиты программных продуктов или сайтов либо действовать неоригинально и применить готовую технологию взлома .
Итак, современные хакеры различаются по степени оригинальности действий и применяемых ими орудий. Можно классифицировать хакеров и по критерию квалифицированности. Так, умелые профессиональные хакеры часто специализируются в конкретных областях (фрикинг, хакинг, кардинг и т. д.), хотя при этом стараются не терять квалификацию и в других сферах деятельности, они совершенствуют свои знания и готовы применять их бескорыстно, хотя не отказываются от заказов
Согласно предлагаемым самими хакерами оценкам, их деятельность подчиняется не только познавательной мотивации, ее они называют чаще всего, — но и целому ряду других мотивов, среди которых корысть (в которой хакеров постоянно обвиняют), стремление добиться признания своих способностей, выразить себя, стать лучшим среди хакеров, добиться уважения., проявить себя, получить от общества то, что оно задолжало, доказать свое превосходство над компьютерами. Едва ли правомерно утверждать, что наличествует некая типичная хакерская мотивация.
Иерархия мотивационных образований занимает одно из ведущих мест в формировании личности. Если рассмотреть приведенный выше и, наверное, заведомо не полный набор актуальных мотивов и мотивировок, побуждающих деятельность хакеров, то следует сделать вывод, что в плане направления психического развития они амбивалентны (кроме разве что мотивов стяжательства или мести). В самом деле, и познавательный мотив, и мотив самовыражения вполне могут способствовать и позитивной в социальном плане, и негативной трансформации личности. Тем самым вне своих крайних проявлений (как-то преступных действий) хакерство не является негативной личностной аномалией.
Список литературы
- Арестова О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. (1996). Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология.. 4, с. 14−20.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Е. (1998). Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, Т. 19,. 1, с. 89−100.
- Войскунский А.Е. (1997) Групповая игровая деятельность в Интернете// Психологический журнал, т. 20,. 1, с. 126−132.
- Иванов Д.В. (1999). Критическая теория и виртуализация общества // Социс,. 1, с. 32−40.
- Коул М. (1997).Культурно-историческая психология.- М.: Когито-центр.
- Лепский В.Е., Рапуто А. Г. (1999). Моделирование и поддержка сообществ в Интернете (препринт). — М.: Институт психологии РАН. — с.44−50.
- Маркоф Дж., Хефнер К.(1996). Хакеры.- Киев: Полиграфкнига.
- Маслов О.Р., Пронина Е.Е.(1998) Психика и реальность: типология виртуальности.// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта, с. 211−225.
- Носов Н.А. (1995) Психологические виртуальные реальности.- М.: Институт человека РАН. — 195 с.
- Розин В.М.(1997). Воздействие аудиовизуальной информации и культуры на человека // Информационно-психологическая безопасность.- М.: Институт системного анализа РАН, с. 35−43.
- Чудов Г. С. (1998). MUD. современная форма виртуальной реальности // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.. М., с. 295−305.
- Шапкин С.А. (1999). Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, том 20, .1, с. 86−102
- Янг К.С. (2000). Диагноз. интернет-зависимость // Мир Internet,. 2, с. 24−29.
- Выготский Л.С. (1983) Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.3 — М.: Педагогика. — с.133−163.
- Н.Б.Березанская Н. Б, О. К. Тихомиров О.К., Райков В. Л. (1975) // Психологические исследования творческой деятельности.
- Карсанова Е. (1999) Хакеры за справедливость // Московские новости .8, 1999.