Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование установок личности на сохранение и изменение в зависимости от опыта взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Около половины, всех респондентов, отнесённых' нами к типу личности, ориентированному насохранение* являются" школьниками" (52%). Встречаемость данного типа снижается, практически"в.два раза, у студентов и работающих. Можно предположить, .что данная закономерность связана с опытом взаимодействий: личность подростков находится в стадии* формирования и это заставляет их стремиться к сохранению «Я… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г. Проблема изучения личности в психологии
    • 1. 1. Проблема личности в отечественной и зарубежирй психологии
  • Г. Г. К, Анаїшз личности как структурного образования
    • 1. 1. 2. Анализ личности при построении типологиш
    • 1. 2. Механизмы формирования и регуляции поведения личности
    • 112. 1Єредаї как фактор регуляции’поведения личности:.38?
      • 1. 2. 2. Установка, как механизм регуляции поведения личностиі
  • Г. З і .Установкиїна сохранение: иизменение как основа изучения^ личности-.л
    • 1. 3. 1і. Проявление-установочных реакций в поведении личности.!. 541.3.2. Соотношение установок на сохранение и изменение в личности.-------. 59>
  • Глава 2. Экспериментальное исследование проявления установок личности на сохранение и изменение
    • 2. 1. Организация и- программа проведения эмпирического исследования
    • 2. 2. Характеристика используемых методик
    • 2. 3. Исследование специфики проявления установок на сохранение и изменение в зависимости? от. феномена среды
    • 2. 4: Исследование значимости^ феноменов среды
    • 215. Факторный анализ установок на сохранение и-изменение среды
    • 2. *6. Особенности проявления установок на сохранение и изменение у мужчин и женщин
      • 2. 7. Исследование установок с использованием корреляционного анализа:.Ю
      • 2. 8. Типы личности на основе установок на изменение и сохранение

Исследование установок личности на сохранение и изменение в зависимости от опыта взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследованияИзучение личности является одной из основных проблем, к которой обращаются психология, философия, социология, историялитература. Исследователей интересует как формируется и развивается личность, какова ее структура и типичные проявления. Теории, изучающие: структуру личности, выделяют определенные элементы^ личности, и описывают их взаимосвязи. Изучение личности, чаще всего, связано с поиском какого-либо константного^ признака, свойства, качества, позволяющего проследить, его у человека или группы людей, что дает возможность выделить и описать типологическую группу. Именно устойчивость признака, свойства или качества, позволяет личности оставаться в чем-то постоянной-, однако в своих проявлениях она имеет и определенную долю изменчивости. Изменчивость и устойчивость — значимые диспозиции личности. Поэтому представляется важным взглянуть на личность сквозь призму этих категорий;

Тенденции, ведущие к устойчивости или изменчивости личности,' проявляются в связи с воздействием окружающего мира, который* достаточно устойчив и, в тоже времяизменчивНарастание объема изменений в мире, увеличение их скорости, ведет, к постановке: вопроса о реагировании личности на изменениявстает проблема принятия или отвержения личностью измененийпоиска механизмов, позволяющих личности меняться или оставаться неизменной. Нас интересует соотношение устойчивого-и изменчивого^ в личности, возможность построения? типологии личности с точкизрения* преобладания в личности той или иной тенденции. Принимая" двойственность природы человекав которой сочетаются тенденция к сохранению-и тенденция к изменениюмы рассматриваем условия развития и проявление этих тенденций в каждой личности.

Иначе, говоря, можно сформулировать проблему: каким образом сосуществуют в человеке тенденции к изменению и сохранению, что определяет преобладание одной или другой тенденции и возможно ли нахождение их в гармонии. Нас интересует проблема наличия связи опыта взаимодействий человека, со средой и проявления тенденций на сохранение «Я» и изменение «Я». Исследование данной проблемы необходимо связано с изучением диспозиций личности.

Таким образом, актуальность проводимого исследования! определяется рядом противоречий: между интенсивностью социальных изменений инеобходимостью* сохранения: «Я" — между сложившимисятеоретическими^ представлениями? о личности ипроисходящими реальными? изменениямиличностных структур. Мы считаемчто изучение характеристик личности на основе анализа тенденций к сохранению3 или изменению поможет, выявить не только общие закономерности развития личности, но и выйти на новые: исследовательские темы: адаптацияобучение и подготовка к принятию личностью инновацийИсследование этих проблем позволит понять формирование личностных черт и особенностей поведения, возникающих: в, процессе социальных перемен, как отдельного человека, так и социальных групп. Актуальность, исследования в практическом плане связана с процедурой психологического консультирования людей, переживающих ситуации переменпрограммами адаптации молодых людей, заканчивающих школы или ВУЗы.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ: проблемы устойчивого' и изменчивого связан, с пониманием личности в психологии. Сложилась традиция рассматривать личность как устойчивую систему социально-значимыхчерт, характеризующих индивида: как члена той или иной общности, а также как индивидуального носителя этих черт. Множественность, определений личности породила. и множество психологических теорий личности. Все они, на наш взгляд, могут быть объединены в два направления исследований личности:

1) анализ личности как структурного образованиягде выделяют разные элементы личности;

2) разработка различных типологизаций личности.

Изучение личности как структурного образования предполагает различные подходы к пониманию элементов этой структуры. Взависимости от выделенных элементов строятся разные варианты структуры, отраженные в теориях личности. Можно выделить следующие основные направления исследований структуры личности: Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, С. Аш рассматривали личность как конструкт, выделяя основной, центральный элемент вокруг которого объединяются все остальные элементы. Иной подход к анализу структур личности предложен в рамках динамических теорий личности, где внимание акцентируется не столько на поиске стержневых элементов личности и сопутствующим им вариативным элементам, сколько на рассмотрении вопроса о соподчинении элементов, входящих в структуру личности. Изучение процессов взаимодействия, соподчинения и влияния структур личности друг на друга является центральной проблематикой психоаналитической традиции (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Выделением относительно независимых компонентов личности, уровней или блоков личности занимались У. Джемс, К. К. Платонов, Б. Г. Ананьев. Данное направление исследований, в рамках подхода к личности как структуре, связан с поиском рядоположенных компонентов, составляющих личность и анализом уровней структуры личности.

Второе направление, связанное с изучением типов личности, продолжает интенсивно разрабатываться не только в психологии, но и в социологии, литературе. Так, в литературе XIX века проблемой типов занимались В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др. Их наследие остается предметом дискуссий для многих современных исследователей до сих пор. Из числа социологических и социально-психологических исследований данной проблемы можно назвать труды М. Вебера, В. А. Ядова, Е. В. Шороховой, Э. Фромма и других авторов, которые внесли большой вклад в систематизацию научных представлений по типологизации личности.

В рамках психологических исследований типов личности, объединение в классы (типы) происходит на основе одного или нескольких критериев. Единой типологии личности до сих пор не разработано, поскольку не найден универсальный критерий для типологизации. Признаком типологизации были внешние характеристики (строение тела, особенности выражения лица, типичные позы и т. п.) — Э. Кречмер, У. Шелдонбиопсихические характеристики (сила нервной системы, скорость протекания реакций и др.) — И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицына также психологические характеристики (направленность личности, черты характера и т. д.) — К. Г. Юнг, К. Леонгард, Э.Фромм.

Типологии позволяют унифицировать многообразие проявлений человеческой личности через выделение некоего типичного, наиболее характерного для" группы субъектов признака или качества. Изучая личность, необходимо обратить внимание на проблему соотношения в ней устойчивого и изменчивого. Для* этого важно рассмотреть механизмы развития, формирования личности и механизмы регуляции поведения личности. Можно выделить" несколько групп теорий, описывающих процесс формирования, личности: теории преформизматеории признающие приоритет социального началатеории двух факторовтеории взаимодействия двух факторов. Первые находят источник развития в генетической программе человека, именно она все предопределяет. Отсюда вытекает идея о максимальной устойчивости личности, полной" предопределенности личности. Вторые- (бихевиоризм), в противоположность такому представлению, признают преимущество социального начала, где личность человека — это лишь слепок среды. Именно в рамках би-хевиоральных теорий можно говорить о максимальной изменчивости личности, ведь источник развития находится во вне. Двухфазные теории, детерминации развитияличности (В.Штерн) представляют собой компромиссный вариант между теориями «наследственности» и теориями «среды». В них рассматриваются два источника типического в личности — и биологический, и социальный. Принципиально иной подход к вопросу предложен в рамках концепций взаимодействия двух факторов (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Процесс развития личности детерминирован не только биологическими и социальными факторами, которые находятся в диалектическом взаимодействии. Проблема формирования устойчивого и изменчивого, как индивидуального и типического, в личности связана в этих теориях, прежде всего, с анализом активности человека: то есть человек не просто впитывает опыт, а сам определяет и влияет на то, что будет усвоено.

Таким образом, изучая механизмы регуляции поведения личности, обеспечивающие ее устойчивость и изменчивость, необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы. В’качестве таких механизмов, регуляции выступают установки, аттитюды и ценностные ориентации. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной, психологии достаточно-хорошо разработано само понятие установки, сформированы представления об отдельных компонентах и функциях установки. Установка рассматривается? в структуре личности как многоуровневое системное образование. Разработкой вопросов, связанных с изучением установок (set), занимались Д. Н. Узнадзе,.

A.С.Прангишвили, Ш. А. Надирашвили. Термин «аттитюд» вводят в научный оборот У. Томас и Ф.Знанецкий. Г. Олпортом были определены основные черты аттитюда, признные «всеми исследователями, это: состояние, предваряющее действие и направляющее его. М. Смитом была установлена трехкомпо-нентная структура аттитюда, в которой выделены: когнитивный (осознание объекта установки), аффективный (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему) и поведенческий- (последовательное поведение по отношению к объекту) ^ компоненты. У. МакГюир,.

B.Штребе, Дж. Стефенсон, М. Хьюстон, Г. М. Андреева исследовали основные функции аттитюдов: эго-защитную, самореализации, приспособительную и функцию знания! Теории, пытающиеся связать аттитюды и реальное поведение человека, разрабатывались М. Рокичем, А. Айзеном, М. Фишбайном, Д. Бемом, в отечественной психологии — В. А. Ядовым (концепция иерархической структуры диспозиций личности).

Поиск опосредующего звена между субъективным и объективным, преодоление постулата непосредственности поведения человека разрабатывались также А. Г. Асмоловым, В'.Н.Мясищевым (диспозиция личности), А. В. Петровским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. И. Божович (направленность личности) — Н. А. Берштейном (модель потребного будущего) и другими.

Впсихологии личности понятие установки зачастую сопрягается с такими понятиями-, какдиспозициятенденцияориентациявлечение и др. Л.И.Божович^а затем-М-С.Неймарк, экспериментально>показали, что в мотивации деятельностичеловека обнаруживаются доминирующие тенденциикоторые Л. И:Божович рассматривает как внутреннюю позицию личности или ее направленность, а М. С. Неймарк уточняет, что эта направленность есть постоянное доминирование определенных, мотивовсоздающих не только целенаправленность поведения, но и целенаправленность всейжизнисубъекта. К. ГЛОнг в качестве основной аналитической единицы психики человека вводит понятие5 врожденной установки к избирательному восприятиюпереживанию и возможному поведению? (экстраверсия и интроверсия), Э. Фромм рассматривает установки через, противоположно направленныетенденции: некрофилию — биофилию, нарциссизм -. альтруизм. А. Лэнгле, характеризуя общее отношение человека к жизни, говорит об экзистенциальной' и неэкзистенциальной тенденциях в установках. Ведущие отечественные психологи А. Н. Леонтьев и А. Г. Асмолов рассматривают личность как носительницу двух, тенденций: тенденции? к сохранению, воспроизведению родовогоопыта и тенденции к изменениюрасширенному воспроизводству, что обеспечивает: появление инноваций в социальной системе и в самой личности.

Все-это приводит нас к мысли о возможности и необходимости изучения? тенденций, личности на сохранение и изменение через изучение: соответствующих установок. Известно, что установка не равна поведению и обусловлена, как внутренними, так и внешними факторами. Изучение: проявлений тенденций личности на сохранение и изменение предполагает анализ, факторов среды, обеспечивающих или препятствующих проявлению установочных реакций. Опыт взаимодействия со средой может определять особенности проявленияустановок личности на сохранение и изменение.

Методологическая основа исследования:

• идея А. Н. Леонтьева и А. Г. Асмолова о том, что личность является носительницей двух тенденций: тенденции к сохранению, воспроизведению родового опыта системы и тенденции к изменению, что обеспечивает появление в системе инноваций;

• диспозиционная концепция регуляции поведения личности В. А. Ядова, в которой, в зависимости от среды и потребностей личности, выделяются>четыре уровня диспозиций личности, обеспечивающих регуляцию ее поведения;

• концепция среды О. Н. Яницкого и футурологический подход Э. Тоффлера, позволяющие операционализировать понятие «среда».

Цель работы: исследовать степень выраженности и соотношение установок на сохранение и изменение в группах людей с разным опытом взаимодействия.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Описать проявления установок на изменение и сохранение при взаимодействии с феноменами среды.

2. Создать методику для выявления выраженности) установок личности на сохранение и изменение.

3. Выявить типичные проявления установок на сохранение и изменение у людей с разным опытом взаимодействия.

Объект исследования: установки людей с разным опытом взаимодействия.

Предмет исследования: тенденции на сохранение и изменение, проявляющиеся в виде установочных реакций, отражающих типические характеристики личности.

Эмпирическая база: люди с разным опытом взаимодействий, где опыт взаимодействий рассматривается нами по следующим параметрам: длительность и интенсивность.

Показателем параметра «длительность взаимодействия» человека со средой, является возраст: продолжительность жизни повышает вероятность освоения человеком культурно-исторического опыта.

Параметр «интенсивность взаимодействий» может быть выражен через количество и качество контактов человека. Индикатором интенсивности социальных взаимодействий является количество освоенных социальных ролей (школьник, студент, работник, супруг (а), родитель и т. д.).

Соответственно^ наша выборка исследования состоит из группы старшеклассников средних образовательных учреждений (группа с минимальным опытом взаимодействий), студенты ВУЗов-(промежуточная группа) и работающих специалистов (группа с большим опытом взаимодействий).

Гипотезы исследования:

1. Личность является носителем двух тенденций: тенденции сохранения.

Я" и тенденции изменения «Я», находящихся в постоянном взаимодействии1 друг с другом. Доминирование одной тенденции определяется опытом взаимодействия и предполагает подспудное наличие второй тенденции, присутствие которой и выступает условием развития личности.

2. Доминирование одной из тенденций связано с опытом взаимодействия личности со средой, ее развитием и не исключает проявления в личности второй тенденции.

3. Доминирование в-личности одной из тенденций (на сохранение или из-, менение) проявляется как готовность копределенному действию, то есть как установочная реакция. Реализация той или иной установки в ситуации взаимодействия ведет к формированию моделей поведения, со временем закрепляющихся и становящихся устойчивыми чертами личности.

4. Анализ установочных реакций может быть использован как одно из оснований для построения типологии личности, поскольку позволяет выявить типичные поведенческие реакции личности и устойчивые личностные черты.

Положения, выносимые на защиту:

1. Доминирование того или иного установочного механизма (установка на сохранение или установка на изменение) связано с опытом взаимодействия: чем меньше опыт взаимодействия личности со средой, тем в большем количестве феноменов среды доминирует установка на изменение. И наоборот: больший опыт взаимодействия личности, способствует преобладанию установки на сохранение в большем количестве феноменов среды.

2. Среда, как фактор, обуславливающий установочные реакции, может быть изучена через совокупность феноменов («объекты взаимодействия», «субъекты взаимодействия», «ситуации взаимодействия», «организации», «информационные потоки»), одни из которых способствуют проявлению установок на сохранение, другие — облегчают реализацию установок на изменение.

3. Многократное проявление установочных реакций во взаимодействии с определенными феноменами среды, закрепляется в типичном поведении человека и, в дальнейшем, в устойчивых личностных чертах.

4. Существуют различия в проявлении личностных черт в зависимости от преобладающего установочного механизма: у людей с преобладанием экст-равертированности ярче выражена направленность на изменение, а среди людей с преобладанием интровертированности — направленность на сохранение.

Организация эмпирического исследования.

1 этап: 2005 — 2006 гг. Теоретический анализ психологической, социально-психологической, философской литературыразработка методики (авторской анкеты) для выявления выраженности установок личности на сохранение и изменение. Для формулирования вопросов и вариантов ответов к ним, был проведен опрос на случайной выборке (44 человека).

2 этап: 2006 — 2007 гг. Апробация методики и проведение пилотажного исследования на выборке, сходной с эмпирической базой исследования (41 человек) — проверка методики на валидность и надежность.

3 этап: 2007 — 2008 гг. Проведение основного этапа сбора данных. В исследовании приняли участие 358 человек, проживающих в Екатеринбурге и его городах-спутниках. Из них, 120 старшеклассников средних образовательных учреждений (возраст 14−16 лет), 131 студент третьего курса (возраст 20 — 21 год) и 107 работающих специалистов (возраст 29 — 40 лет).

4этап: 2008 — 2010 гг. Обработка массива полученных данных и интерпретация полученных результатов. Основными методами статистической обработки данных являлись: 1) методы первичной описательнойстатистики- 2) критерий хи-квадрат Пирсона-. 3)'факторный, анализ- 4) коэффициент корреляции Пирсона- 5) критерий Фишера. Обработка количественных данных проводилась с помощью, программы Microsoft Excel 2007, пакета программ статистической обработки SPSS 13.0.

Методы исследования.

В исследовании была использована следующая батарея методик:

1. Методика «Выявление установок на сохранение и изменение феноменов среды» (разработана автором);

2. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF);

3. Методика диагностики мотивации к успеху и к избеганию неудач (Т.Элерс).

Научнаяновизна исследования.

1. Получила развитие идея А. Н. Леонтьева и А. Г. Асмолова о двух тенденциях, носителем которых является человек — это тенденции на изменение и сохранение. Изучение данных тенденции личности возможно через анализ проявления установочных реакций на сохранение и изменение. Мы не просто фиксируем наличие этих установок, но рассматриваем их во взаимосвязи, в качестве механизма становления и развития личности. Выявлены и описаны факторы, формирующие установки на сохранение «Я» и изменение «Я».

2. Предложен вариант операционализации понятия «среда», которая представляется нам как набор феноменов: «объекты взаимодействия», «субъекты взаимодействия», «ситуации взаимодействия», «организации», «информационные потоки». Нами были выявлены взаимосвязи того или иного феномена среды с преобладанием установки на сохранение или установки на изменение.

3. Эмпирически выявлены основные личностные черты, связанные с проявлением тенденций на изменение и сохранение в, виде установочных реакций. Так, интроверсия и высокая тревожность связаны с направленностью личности на сохранение, а экстраверсия и низкая, тревожность — с направлен-ностьюна изменение.

4. Создан и получил подтверждение на надежность, и валидность инструментарий, позволяющий исследовать установки личности на сохранение «Я» и изменение «Я» с учетом различных феноменов среды («объекты взаимодействия», «субъекты взаимодействия», «ситуации взаимодействия», «организации», «информационные потоки»).

Теоретическаященность исследования.

В работе предложен вариант построения, типологии проблем исследования, личности в отечественной и зарубежной психологии. Развивается идея об установках личности через обращение к рассмотрению не только внутренних детерминант, но и внешних (анализ фактора «среда»). Операционализация понятия «среда» делает возможным его использование в исследованиях личности, а также для. объяснения формирования и развития личности.

Практическая ценность исследования.

Представленный в работе обзор типологии проблем исследованиям личности может быть использован в качестве методического пособия? для студентов психологических факультетов при изучении курсов «Психология личности», «Социальная психология личности», «Дифференциальная психология». Использованная в работе авторская методика может применяться в исследовательских целях и в психодиагностической практике для изучения типичных способов взаимодействия личности со средой. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования по вопросам адаптации и принятия человеком общественных изменений и изменений в индивидуальной жизни.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на совместных заседаниях кафедры общей психологии и психологии личности и кафедры социальной психологии и психологии управления, а также на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах:

• Международная научно-практическая конференция «Векторы развития современной России» (Москва, 2006, 2007);

• Межвузовская научно-практическая конференция «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт — Петербург, 2006, 2007);

• XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов -2008» (Москва, 2008);

• У-я, У1-я, УП-я научно-практические конференции «Психология: от теории к практике» (Екатеринбург, 2008, 2009, 2010) — УШ-я и 1Х-я Всероссийские научно-практические конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2009, 2010);

• П-я научная конференция стипендиатов Оксфордского Российского Фонда «Диалог культур: традиции и новации» (Екатеринбург, 2010);

• Научно-практическая конференция «Демографическая политика в регионе: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2010);

• П-я Всероссийская научная конференция «Современная психодиагностика в период инноваций» (Челябинск, 2010).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 17 работ, из них.

3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из 2 глав, введения, заключения, библиографического списка литературы, включающего 161 наименование, из них 22 на иностранных языках, и приложений. Основной текст диссертации изложен на 133, страницах и содержит 24 таблицы, 6 рисунков. В приложении представлены материалы, не вошедшие в основной текст рукописи.

Общие выводы эмпирического исследования.

1. Феномены среды имеют разную природу и различную субъективную значимость для людей, они не являются' однопорядковыми, рядоположенными элементами. На примере нашей выборки, было обнаружено, что наиболее значимым феноменом среды во всех исследуемых группах является такой феномен* среды, как «субъекты взаимодействия». Кроме того, для исследуемых групп была, выявлена существенная^ значимость, феномена «организации». Если обратиться к специфике восприятия субъективной-ценности, феноменов в зависимости от опыта взаимодействий, то для школьников «наиболее значимым1 является такой феномен среды как «объекты взаимодействия», а для работающих респондентов — «ситуации взаимодействия» и «информационные потоки».

2. В целом, для всей исследуемой выборки характерно преобладание установки на изменение. Установки на сохранение и изменение по-разному проявляются относительно феноменов среды. При этом, доминирование установки на изменение связанно со следующими феноменами среды: «объекты взаимодействия», «информационные потоки» и «ситуации взаимодействия». Доминирующая установка на сохранение у респондентов связана с феноменом среды «субъекты.взаимодействия».

3.. Установки на отдельные феномены среды в совокупности образуют устойчивые установочные реакции, которые могут быть рассмотрены как проявление тенденций личности на сохранение и изменение. С помощью факторного анализа были выделены личностные факторы, отражающие направленность «Я» на изменение или на сохранение (изменчивость «Я» и устойчивость «Я»).

4. Если обратиться к анализу выраженности тенденций личности на изменение и сохранение, то можно увидеть преобладание показателей фактора изменчивость «Я» над показателями фактора устойчивость «Я», в целом по выборке и для каждой из групп в отдельности. Скорее всего, это отражение реалий современного мира, который «призывает» к постоянным изменениям.

5. Показатели личностных установочных факторов увеличиваются в зависимости от опыта взаимодействий. Мы полагаем, что данную закономерность можно объяснить тем, чт<? личность школьника ещё находится в. стадии формирования, в то время как студенты и более взрослые люди проявляют большую активность относительно среды. Данные исследования позволили выявить и тендерные различия: по всем установочным факторам показатели женщшгвыше-.чем показатели мужчин. ,.

6- Устойчивость «Я» прямо пропорционально-связана с тревожностью личности: чем выше тревожность, тем выше показатель устойчивости «Я" — Что касается изменчивости «Я», то здесь существует обратно пропорциональная связь. То есть чем ниже тревожность, тем выше: стремление человека к: изменчивости. Мы склонны видеть в данной закономерности отражение защитного механизма: чем выше тревожность, тем выше желание человека сохранить и закрепить имеющееся, что, в конечном счёте, приводит к формированию установки на сохранение «Я». И наоборот, чемниже тревожность, тем выше: стремление человека к поиску нового, что становится4 основой^ для развитияш закрепления установки на изменение «Я».

7. По фактору «экстраверсия — интроверсия» значимых связей выявлено4 не былоно на уровне тенденции можно видеть, что устойчивость, «Я» в большей степени связана с интроверсией,. а изменчивость «Я» с экстраверсией. Это также подтверждает нашу идею о формировании личностью защит по отношению к среде: чем больше человек стремится к устойчивости собственного «Я», тем больше он опирается на себя и собственные ресурсы. И наоборот, ориентация на изменение собственного «Я» направляет фокус интереса и внимания человека во вне. Изменчивость «Я» связана с беспечностью: чем выше беспечность, тем выше показатель изменчивости Я. Устойчивость «Я» связана с подозрительностью и высокой социальной проницательностью, расчётливостью. Информационной фактор не имеет значимых корреляций с личностными факторами, зато ситуативная изменчивость прямо пропорционально связана с настойчивостью и напористостью.

8. Существует связь между выраженностью тенденций на сохранение и изменение и особенностями мотивации человека. Чем выше устойчивость «Я», тем-выше ориентация человека на успех. Как мы знаем, устойчивость. «Я» также связана с тревожностью? Возможно, опора на себя, свои5 силы заставляет человека стремиться к успеху. И наоборот: чем выше изменчивость «Я" — темшиже ориентация на*успех. Кроме того, чем выше изменчивость «Я», — тем выше мотивация на избегание неудач.

9. Около половины, всех респондентов, отнесённых' нами к типу личности, ориентированному насохранение* являются" школьниками" (52%). Встречаемость данного типа снижается, практически"в.два раза, у студентов и работающих. Можно предположить, .что данная закономерность связана с опытом взаимодействий: личность подростков находится в стадии* формирования и это заставляет их стремиться к сохранению «Я», через, накопление всего, с чем они встречаются, познавая^ мир и самих себя. В то время как в группе студентов и работающих респондентов, людей такого типа почти в два раза меньше. Вероятность появления типа личности, ориентированного на* изменение в* зависимости от опыта взаимодействий практически одинакова во всех группах. Однако, существует небольшой" перевес в студенческой группе (40%). Студенческую группу часто называют маргинальной, поскольку существует определённая оторванность от прежнего образа жизни и неукоренённость в новом. Возможно, этим и объясняется преобладание именно студентов в личностном типе, ориентированным на изменение.

Заключение

.

Данная работа посвящена, исследованию установок личности на сохранение и изменение в зависимости от опыта взаимодействия. В * теоретическом анализе показано, что личность представляет собой явление, которое столь многообразно и трудно определяемо, что ее изучение предполагает разные направления исследования: с одной стороны, это поиск элементов, составляющих структуру личности, с другой — поиск особого способа упорядочивания* многообразия — типологизации. Кроме того, формирование и развитие личности обусловлено не столько внешними (телосложение) или внутренними (тип нервной системы) факторами, о чём говорили многие исследователи, сколько их диалектикой, что обязывает рассматривать. человека в совокупности его внутренних характеристик и внешних ситуаций.

Личность, как отмечал А. Н. Леонтьев, выступая активной структурой в1! развивающейся системе отношений, оказывается носителем двух тенденций: тенденции к сохранению, воспроизведению родового опыта и тенденции к изменению, «расширенному воспроизводству», что обеспечивает появление инноваций. Соответственно мы предполагаем, что эти тенденции обнаруживаются* в виде установок на сохранение и изменение и проявляются как предрасположенность индивида или группы индивидов определённым образом реагировать, на явления действительности, его (их) некоторую систему оценок, представлений объектов среды, а также готовность действовать по отношению к ним определённым образом.

Для достижения поставленной цели и решения задач была разработана авторская анкета «Выявление установок на сохранение и изменение феноменов среды». Надежность пунктов анкеты была проверена с помощью методов математической статистики.

Подводя итог проведённого исследования можно констатировать, что гипотезы нашего исследования нашли эмпирическое подтверждение и могут быть конкретизированы в следующих выводах:

1. Противоречивое единство тенденций на сохранение и изменениехарактеристики существования человека. Преобладание одной тенденции определяетсяопытом взаимодействияи предполагает подспудное наличие второй" тенденции, существование которой и является: условием! развития: личности. В форм & установочных реакций выражаются* отношениячеловекакак^ способ сопричастного бытияусловие выявления и реализации скрытого в нём:

2. При рассмотрении установок на отдельные феномены среды («объекты взаимодействия», «субъекты, взаимодействия», «ситуации взаимодействия"^ „организации“, „информационные потоки“) необходимо > учитывать, что установки на сохранение и изменение по-разному проявляются? относительно феноменов"среды, а также данные феномены, среды не являются однопоряд-ковымирядоположенными элементами среды-, они имеют разную» субъективную значимость для людей;

3. Установки на отдельные феномены среды в совокупности образуют устойчивые установочные факторы, которые могут быть рассмотрены каквыражение направленности личности, отражающие ориентированность «Я» на изменение илина сохранение-. Данные: выводы подтверждены, факторным, анализом- • ' '.

4. Особенности выборки испытуемых, связанные с опытом взаимодействия (школьники, студенты, работающие люди), и с полом испытуемых, влияют на: показатели личностных установочных факторов. Поэтому вероятность проявления установок на изменение или установок на сохранение отличается в исследуемых группах. ,.

5. Существуют различия выраженности личностных черт в зависимости от доминирующей установки. Так, испытуемые, с установкой-на сохранение более подозрительны и тревожны. Их показатели выраженности^ мотивации на успех выше, чем у людей с преобладающей установкойша’изменениеМотивация на избегание неудач^, напротив, ниже у людей с установкой на сохранение и выше у респондентов с установкой на изменение.

Результаты проведённого исследования могут быть использованы как для дальнейшей исследовательской работы (например, разработка типологии личности), так и для практической деятельности (например, консультативная работа, разработка адаптационных программ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. М., 2001'.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и жизненная позиция? личности / К. А. Абульханова-Славская. — М., 1988.
  3. А. Юг Основы смысловой, теории сознания / А. Ю. Агафонов. — СПб.: Речь, 2003.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для* врачей, психологов и учителей / А. Адлер. — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002.
  5. Г. Исследования человеческой> психики: Почему" мы ведем себя именно так / Г. Айзенк, М. Айзенк- Пер. А. Озерова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Г. Ю. Структура личности = The Structure of Human Personality / Г. Ю. Айзенк- Пер. с англ. О'. Исаковой, И. Авидон, О. Шеховцова, А. Шишко.— СПб.: Ювента: КСП+, 1999.
  7. Д. Т. Проблема метода исследования установки // Д. Н. Узнадзе классик советской психологии. Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе — Тбилиси, 1986.
  8. . Г. (1907−1972). Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев — М.: Наука, 2000.9: Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / А. Анастази, Кн. 1. -М., 1982.
  9. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы: Избр. психол. тр. / Г. М. Андреева- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. -М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1999.
  10. Г. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1978.
  11. А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  12. А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  13. А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  14. А. Г. Проблема установки в необихевиоризме: прошлое и настоящее. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / А. Г. Асмолов — Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е., Журавлева. М., Наука, 1977.,
  15. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  16. А. Г. Ранние этапы развития понятия установки / А. Г. Асмолов // Психологические исследования. М., Вып. 6, 1974.,
  17. А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М., 2007.
  18. К. И. Коллапс смысла понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в психологии и философии / К. И. Ашхамахов //Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2009.-№ 2.-С. 13−17.
  19. Н. А. Оценочная функция психики / Н. А. Батурин. М.: ИП РАН, 1997.
  20. С. М. Методика и техника фокусированного интервью / С. М. Белановский. М., 1993.
  21. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл — Пер. с англ., под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999.
  22. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович --М., 1969.
  23. Л. И. Проблемы формирования личности: Избр: психол. тр. / Л. И: Божович — Под ред. Д: И: Фельдштейна. — М.- Воронеж: Ин-т практической психологии — МО ДЭК, 1995.
  24. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
  25. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2007.
  26. П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  27. Г. А. Интерсубъективность бессознательного / Г. А. Глотова, Н. С- Минаева.—Екатеринбург, ИзДтво Урал, ун-та, 2005.
  28. Г. А. К вопросу о системной природе установки / Г. А. Глотова // Психологический вестник Уральского государственного: университета- Екатеринбург. 2008. — Вып.6. — С. 206−223.
  29. С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Харвест, 2001.
  30. В. В. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения / В. В. Давыдов // А. Н. Леонтьев и современная психология: (сб. статей памяти- А-.Н. Леонтьева). — М.: Изд-во Моск. ун-та- 1983.
  31. Дерябо- С. Д. 4 Экологическая' педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В*. А. Левин- Ростов, н/Д- 1996.
  32. У. Психология: / У. Джемс- Пер. с англ. М.: Педагогика, 2014.
  33. Дорфман Л! Я. Методологические-основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л". Я. Дорфман. М.: Смысл- Издательский" центр «Академия», 2005.
  34. А.В. Формирование установки позитивного отношения’личности к природе в условиях интенсивных социокультурных изменений / А. В. Дугин // Вестник Томского5 государственного педагогического, университета. 2006. — № 6. — С.41−44.
  35. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюрк-гейм- Пер. с франц., сост., послеслов. и прим. А. Б. Гофмана. — М.: Канон- 19 951
  36. М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И: Еникеев. — М^: Прогресс, 2010.
  37. О. И. Проблема сохранения личности в условиях современного- общества / О. И. Жукова // Вестник, Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. — № 2. — С.114 — 120.
  38. Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева. М.: Институт психологии РАН- 2006.
  39. Г. В. Ригидность в норме и патологии / Г. В. Залевский — Томск, 1993.
  40. Г. В. Фиксированные формы поведения- индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии) /
  41. Г. В. Залевский М. — Томск: Томский государственный университет, 2004.
  42. F. Большие города и духовная жизнь / Г. Зиммель. // Логос. -2002.-N¾.-С. 23−34.
  43. Зинченко В1 П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? Образ и деятельность / В. П. Зинченко. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  44. Имедадзе И: В. Категория поведения и теория установки: Автореф- докт. дис. по психологии / И: В: Имедадзе. Тбилиси, 1989.
  45. Т. Т. Проблема, бессознательного и теория установки школы Д.Н.1 Узнадзе: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования / Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе. Тбилиси, Т. 4, 1985.
  46. . Д. А. Теория личности4. Психология-личных конструктов = A Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs / Д: А. Келли.- Науч. ред., пер. с англ. А. А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000.
  47. А. Г. Психические особенности человека: В 2 т. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев- Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Т. 1, Характер. JI.: Изд-во ЛГУ, 1957.55- Кон И. С. Дружба. 4-е издание, доп. — СПб.: Питер, 2005.
  48. Кон И., С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. Мч.: Время, 2009.
  49. Кон И. С-. Ребёнок и общество / И. С. Кон. М: Академия, 2003.
  50. И. М. Диагностика профессиональных установок подростков / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 122−130.
  51. Е. Ю. Психология жизненных ориентаций. человека / Е. Ю. Коржова. СПб.: Изд-во PXFA, 2006
  52. Г. Г. Проблема личности в культурно-исторической психологии / Г. Г. Кравцов // Культурно-историческая психология. -2006. — № 1. — С. 18−25.
  53. Э. Строение тела и характера = Korperdau und Charakter / Э. Кречмер. М.: ЭКСМО, 2003.
  54. В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин.-М., 1990.
  55. К. Акцентуированные личности / К. Леонгард — Пер. с нем. В. М. Лещинской. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  56. А. А. Деятельный' ум. (Деятельность, Знак, Личность) / А. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 2001.
  57. А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001.
  58. А. Н. Избранные психологические произведения: В двух томах / А. Н. Леонтьев- Под ред. В. В: Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М. Педагогика, 1983.
  59. Леонтьев А. Hl Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев — Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.
  60. А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Мир психологии. 2003. — N4.-С. 11−18.
  61. А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
  62. Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. 2011. — № 1. -С.3−27.
  63. К. Образ города / К. Линч. М., 1995.
  64. У. Общественное мнение / У. Липпман. М., «Институт фонда Общественное мнение», 2003.
  65. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов.-М.,* 1984.
  66. В. И. Математические методы в психологии: Учеб. пособие для вузов / В: И. Лупандин. 3-е изд., перераб. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.
  67. Методы социальной психологии: учеб. пос. для вузов / Н. С. Минаева, Э. Л. Боднар, Д. В. Пивоваров- Под общ. ред. Минаевой Н. С. М:: Академический проект, 2007.
  68. Н. С. Установки и стереотипы в поведении человека. Методические указания / Н. С. Минаева. Екатеринбург, 2010.
  69. О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М., 2001.
  70. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 РР, ЖРС), СРО). Руководство Челябинск, 2000.
  71. Мухина-В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В: С. Мухина. 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2000.
  72. В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мяси-щев- Под ред. А. А. Бодалева. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1998.
  73. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвили. — Тбилиси, 1974.
  74. А. Д. Математические методы психологического исследова1ния. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов СПб.: «Речь», 2004.
  75. А. В. Психология в обеспечении информационной безопасности личности и общества / А. В. Непомнящий // Известия Таганрогскогогосударственного радиотехнического университета. 2005. — Т.51 № 7. — * С.111−117.
  76. В. Н. Проблема личности в психологии / В. Н. Непопалов- //Личность. Культура. Общество. 2004. -. № 4 — Т. VI. — С. 62−71.89.* Нийт Т. Человек в физической и социальной среде / Т. Нийт. Таллинн, — 1983.
  77. Р. Р. Психология среды как контекст проблемы самореализации личности / Р. Р. Нишмухаметов // Успехи современного естествочзнания.-2006.-№ 4.-С. 45−45.
  78. А. С. Симпозиум «Развитие личности: социокультуоный и возрастной аспекты» на IV съезде российского психологического общества «психология будущему России» / А. С. Обухов // Развитие личности. -2008.-№ 1.-С. 243−247.
  79. Г. Становление личности: Избр. тр. / Г. Олпорт — Пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М.:I1. Смысл, 2002.
  80. Г. В. Социальное поведение / Г. В". Осипов // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. I
  81. Л. Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: монография
  82. Л. Н. Павлова, В. В. Игнатова- Сиб. гос. технич. ун-т. Красноярск, 2002.
  83. В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. — М.: Российский открытый университет, 1992.
  84. Д. В. Основные категории онтологии / Д. В. Пивоваров. — Екатеринбург, Из-во Урал, ун-та, 2003.
  85. Платон. Диалоги: пер. с древнегреч. / Платон. М.- Харьков: ACT- Фолио, 2003.
  86. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов- Отв. ред. А. Д. Глоточкин- АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1986.
  87. А. С. Исследование по психологии установки / А. С. Прангишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1967.
  88. К. С. Трансформация ценностей как индикатор изменения общества и личности / К. С. Романова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2008. № 8. — С.165−179.
  89. С. JI. Бытие и сознание- Человек и мир / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003.
  90. Рубинштейн С. JL О восприятии времени и пространства / С. JI. Рубинштейн // Мир психологии. 1999. — N 4. — С. 16−25.
  91. С. JI. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002.
  92. С. Ю. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF). Руководство по использованию / С. Ю. Руковишников, М. В. Соколова. Санкт-Петербург, 1995.
  93. Г. С. Интерперсональная теория психиатрии / Г. С. Салливан, пер. с англ. СПб., 1999.
  94. Е. В. Методы математической обработки в психологи / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000.
  95. Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. СПб.: Питер, 2002.
  96. П. А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию / П. А. Сорокин — Пер. с англ. М. В. Соколовой- Вступ. ст. М. В. Соколовой. // Мониторинг общественного мнения. — 2004. N 2. — С. 101 110.
  97. П. А. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа / П. А. Сорокин, Р. К. Мертон- Пер. Н. В. Романовского. // Социологические исследования. 2004. — N 6. — С. 112−119.
  98. . М. Избранные труды: В 2 т. / Б. М. Теплов- АПН СССР. Т. 2. -М. Педагогика, 1985.
  99. . М. Психология и психофизиология индивидуальных, различий: избр. психол. тр. / Б. М. Теплов — Рос. акад. образования, Моск. пси-хол.-соц. ин-т- под ред. М. Г. Ярошевского. М.- Воронеж: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та — МОДЭК, 2004.
  100. Тоффлер Э/ Шоюбудущего / Э. Тоффлер — Авт. предисл. и науч. ред. П. С. Гуревич- Пер. с англ*.: Е. Руднева-и др. М.: ACT, 2001.
  101. Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе- отв. ред. И. В: Име-дадзе — пер. с груз. Е. Ш. Чомахидзе. — М1.- СПб.: Смысл- Питер, 2004″.
  102. Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.
  103. Д. Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе- Под ред. Ш. А. Нади-рашвили, В. К. Цаава- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. — М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1997.
  104. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и-др. М., 1989:
  105. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: Сб. произведений: Пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001'.
  106. Фрейд 3. Основной инстинкт / 3. Фрейд М.: Олимп- Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.
  107. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения- Я и Оно- Неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998.
  108. Э. Душа человека / Э.Фромм. М., 1992.
  109. Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм- Под ред. Д. А. Леонтьева.-М.: Смысл, 1995.
  110. Г. Современный факторный анализ / Г. Харман. М., 1972.
  111. М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ / М. Хейдеметс // Средовые условия групповой деятельности. Таллинн, 1988.
  112. И. В. Изучение личности* в зарубежной психологии / и. В. Хитрова // Современные гуманитарные исследования. 2007. — № 5. — С. 246−249.
  113. К. С., Линдсей Г. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей — Пер. И. Б. Гриншпун. Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2004.
  114. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни- Пер. с англ. В. В. Старовойтова- Предисл. П. С. Гуревича. М.: Айрис-пресс, 2004.
  115. Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл., Д. Зиглер. — СПб, 2002.
  116. Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России / Р. И.' Цвылев. — М.: Наука, 1996.
  117. М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. М., 1989.
  118. В. А. Влияние институциональных изменений семьи на демографическую и этническую структуры общества / В. А. Чуланов // Теория1 и практика общественного развития. 2009. — № 2. — С.6−16.
  119. С. В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного, синтеза: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00:11 / С. В. Шефель — Ростов, гос. ун-т. — Ростов-на-Дону: Б., 2003.1 с
  120. М. А. Саморазвитие личности: история и современное состояние проблемы в отечественной психологии / М. А. Щукина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009^ - № 1−1. — С. 154−164.
  121. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1966.
  122. Ядов В: А1: О диспозиционной регуляции социального поведения^личности". Методологические проблемы социальной психологии: / В': А. Ядов! -Mi, 1975.
  123. Ядов В". А. Россия как трансформирующееся-" общество: (Резюме многолетней дискуссии социологов) / В. А. Ядов. // Общество и экономика. — 1999. -N"10/11. — С. 65−72.
  124. В. А. Саморегуляцияiи прогнозирование социального поведения личности: / В. А. Ядов. Л., 1979.
  125. О. Н. Экологическая психология/ О. Н. Яницкий. М., 1996.
  126. Abel son R. P. Script processing in attitude formation and decision making / J. D. Carrol and S. W. Payne (eds). Cognition- and' social Behavior. Hillsdale. — New Jersey, 1976.141*. Allport F. H. Social-Psychology / F. H. Allport. Boston- 1978:
  127. Allport G.W. Attitudes /G. Murchison (ed.) Handbook of Social Psychology-Worcester, Mass: Clark University Press, 1935.
  128. Bidart C. L’Amitie, un lien social / С. Bidart. La Decouverte, 1997.
  129. Feldman S. R. Understanding psychology / S. Feldman. NY., 1987.
  130. M. (ed.) Readings in attitude theory and measurement / M: Fishbein —N.Y.: Wiley, 1967.
  131. Forse M. Les reseaux de sociabilite: un etat des lieux / M. Forse // Annee sociologque.—1991. — № 41.
  132. Gillmor D. We the Media: Grassroots journalism by the people, for the people / D. Gillmor. Sebastorol: GA, 2006.
  133. Hayes N. Psychologan introduction / N. Hayes, S. Orrell. London and NY, 1989.
  134. Heran F. Trouver a qui parier: ie sexe et l’age de nos interlocuteurs, in collectif / F. Heran Donnees sociales 1990.
  135. Hovland C.I. Judgmental phenomena and scales of attitude measurement: item displasement in Thurstone scales / C. I. Hovland, M. Sherif // J. Abnorm. soc. psychol. -1952. № 47. — P.822−832.
  136. Jones W. H. Advances in personal relationships / W. H. Jones, D. Perlman. — London, 1987.
  137. Keen A. The cult of the amateur: How today’s Internet is killing our culture / A. Keen. N.Y., 2007.
  138. Loftus.E. P. Psychology / E. P. Loftus, C. B. Wortman. NY., 1983.154: Maisonneuve J. Psychosociologie de l’amitie / J. Maisonneuve, L. Lamy -Puf, 1993.
  139. Plotnik R. Introduction to psychology / R. Plotnik. NY, 1989.
  140. Toffler A. The Third Wave / A. Toffler. N. Y., 1980.
  141. Tuckman B.W. A tripartite model of motivation for achievement: attitude. Drive. Strategy /B.W. Tuckman. Boston, 1999.
  142. Turkle S. Life on the screen: Identity in the age of the Internet / S. Turkle. -N.Y., 1995.
  143. Vargas P. T. Using partially structured attitude measures to enhance the attitude-behavior relationship / P: T. Vargas, W. Hippel, R. E. Petty // PSPB. -Vol. 30, № 2, February, 2004.
  144. Viseu A. A. Multidisciplinary approach to the mutual shaping process in electronic identities or «We shape the tools and thereafter they shape us» / A. A. Viseu. Preprint, 1999
Заполнить форму текущей работой