Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия адаптапции старшеклассников к новой социальной действительности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составляет психологическая теория деятельности, развитая в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и восходящая к учению Л. С. Выготского о роли социальной ситуации развития в формировании личности. Кроме того, в исследовании использованы представления А. В. Запорожца о роли ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии ребенка, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. ПРЕДМЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Факторы, влияющие на успешность адаптации к новой социальной действительности
    • 2. Подход к проблеме адаптивности с точки зрения психологической теории деятельности
    • 3. Старший школьный возраст и проблема самоопределения
    • 4. Гипотеза и организация исследования
  • Глава. //.АДАПТАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В НОВОЙ ДЛЯ НИХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Общая характеристика адаптационных психологических синдромов
    • 2. Методики качественного исследования психологических особенностей старшеклассников, оказавшихся в новой для них социальной действительности
    • 3. Психологические особенности старшеклассников с разными адаптационными психологическими синдромами
  • Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОИСКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И УРОВНЯ ОПТИМИЗМА
    • 1. Методика исследования
    • 2. Контингент испытуемых
    • 3. Результаты эксперимента
    • 4. Обсуждение результатов
  • Глава IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Система построения групповой работы
    • 2. Задачи групповой работы
    • 3. Методы и результаты групповой работы со старшеклассниками

Психологические условия адаптапции старшеклассников к новой социальной действительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конец XX века знаменуется бурными и нередко кризисными социальными и политическими процессами, приводящими к весьма значительным изменениям социальной действительности. Условия жизни больших масс людей резко изменяются. Эти изменения затрагивают практически все сферы жизни: идеологическую, политическую, экономическую, социальную, демографическую. Увеличивается число эмигрантов и беженцев, у которых условия жизни меняются особенно резко.

Не удивительно, что в последние годы во всем мире все большее внимание уделяется изучению факторов, влияющих на адаптацию личности к изменяющейся жизненной ситуации. Вместе с тем, до сих пор недостаточно изучены психологические условия, определяющие адаптацию разных возрастных групп к изменению социальной действительности. Это относится, в частности, к старшему школьному возрасту, имеющему особое значение в развитии личности. Именно в этот возрастной период окончательно складывается человеческая личность, определяются ее социальные и профессиональные установки, жизненная позиция, общее отношение к миру. Указанными факторами и определяется актуальность проведенного нами исследования.

Предметом исследования является процесс адаптации к резкому изменению социальной действительности. Этот процесс рассматривается с точки зрения позиции субъекта, определяющей общий характер его деятельности.

Объект исследования — старшеклассники. Исследование проводилось как кросс-культурное: в нем сопоставлялись старшеклассники, постоянно проживающие в России, с их сверстниками, эмигрировавшими из России в Израиль.

Цель исследования состояла в выявлении интегрального показателя, определяющего успешность адаптации старшеклассников к новой социальной действительности. Мы намеревались также наметить пути диагностики, профилактики и коррекции дезадаптации старшеклассников при резком изменении условий жизни.

Теоретическую основу исследования составляет психологическая теория деятельности, развитая в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и восходящая к учению Л. С. Выготского о роли социальной ситуации развития в формировании личности. Кроме того, в исследовании использованы представления А. В. Запорожца о роли ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии ребенка, а также разработанная В. С. Ротенбергом концепция поисковой активности.

Согласно гипотезе исследования, центральную роль в успешной адаптации старшеклассников к новой б социальной действительности играет деятельность социального самоопределения. Она представляет собой специфичную для данного возраста форму проявления поисковой активности, совершающейся в системе «ребенок — общество» .

Задачи исследования определялись его гипотезой. Они состояли в следующем:

1) проанализировать психологические условия адаптации старшеклассников к новой социальной действительности.

2) выявить индивидуально-типологические особенности дезадаптацииразработать методы количественной оценки уровня поисковой активности старшеклассников;

3) разработать принципы профилактики и коррекции дезадаптации на основе определения уровня поисковой активности старшеклассников;

4) разработать систему работы со старшеклассниками, направленной на развитие у них предпосылок деятельности социального самоопределения;

5) провести экспериментальную проверку гипотезы о том, что условием успешной адаптации старшеклассников является установка на поисковую активность.

Для решения этих задач нами использовались методы лабораторного эксперимента и полевого (естественного) эксперимента в специально организованных условиях. Эксперимент дополнялся наблюдением и неформальными беседами со старшеклассниками и их родителями.

Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что оно вносит вклад в психологическую теорию деятельности, освещая проблему соотношения индивидуальнопсихологических, микрои макросоциальных факторов в становлении личности.

Научная новизна исследования определяется тем, что это одна из первых попыток применить теорию деятельности к изучению того, какое влияние на развитие личности оказывает конкретное социальное окружение. Таким образом, проведенное исследование позволяет обогатить эту теорию данными, относящимися к области кросс-культурных исследований и изучения психологического стресса.

Достоверность выводов обеспечивается использованием широкого спектра методов, позволяющих провести как количественный, так и качественный анализ полученных результатов. При обработке результатов использовались методы вариационной статистики (непараметрические критерии достоверности различий, корреляционный анализ).

Практическое значение исследования состоит в том, что на его основе разработаны эффективные методы диагностики, профилактики и коррекции неблагоприятных сдвигов в психологическом статусе юношества в ситуации резкого изменения социальной действительности.

Внедрение результатов исследования в практику. Полученные результаты послужили основой для проведения научно-практического семинара, направленного на организацию Белорусской психологической службы (Минск, май 1995 г.) и для разработки рекомендаций по практической работе с подростками и молодежью. На основе этих результатов организована сеть молодежноподростковых клубов и психологических групп в разных городах Израиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологическим условием успешной адаптации к новой социальной действительности является установка личности на поисковую активность.

2. Специфическая для старшего школьного возраста форма проявления поисковой активности при резком изменении условий жизни — это деятельность социального самоопределения. Она направлена на ориентировку в новых социальных условиях и сознательную выработку своей позиции в этих условиях.

3. Условием профилактики и коррекции дезадаптации старшеклассников, оказавшихся в новой для них социальной действительности, является формирование у них предпосылок деятельности социального самоопределения. Важнейшей из этих предпосылок является повышение уровня поисковой активности.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории теоретических и экспериментальных проблем психологии развития Психологического института РАО, докладывались на IV Европейском психологическом конгрессе (Афины, 1995).

Данные, полученные в исследовании, отражены в опубликованных работах диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка литературы и двух Приложений, содержит четыре таблицы и два рисунка.

Заключение

.

В проведенном исследовании намечен новый подход к пониманию психологических механизмов, обеспечивающих адаптацию старшеклассников к новой для них социальной действительности.

Экспериментально проверена гипотеза о том, что успешная адаптация обеспечивается в тех случаях, когда у старшеклассников достаточно высок уровень поисковой активности, которая служит важнейшей предпосылкой для специфической деятельности социального самоопределения.

Эта деятельность представляет собой одну из форм ориентировки в человеческих отношениях (деятельности в системе «ребенок — общество» [73]), наряду с младенческой деятельностью непосредственно-эмоционального общения, дошкольной сюжетно-ролевой игрой и подростковой деятельностью межличностного общения. Таким образом, при необходимости адаптации к резко изменившимся социальным условиям описанное Д. Б. Элькониным чередование двух линий развития — ориентировки в человеческих отношениях и ориентировки в предметных отношениях — нарушается. В этом случае в нормальный ход психического развития «вклинивается» новая деятельность. Заметим, что механизм «вклинивания» новой деятельности описан Д. Б. Элькониным как общеисторическая закономерность.

74]. В данном случае этот же механизм проявляется на индивидуальном уровне.

Параллельность с «нормальным» процессом детского развития наблюдается и в том, что функции деятельности социального самоопределения сходны с функциями других деятельностей в системе «ребенок общество». Подобно тому, как эти деятельности служат преодолению «больших» возрастных кризисов, деятельность социального самоопределения служит преодолению личностного кризиса, вызванного резким изменением социальной действительности.

Нам представляется, что продемонстрированная в настоящем исследовании зависимость деятельности от социальных условий является проявлением общих закономерностей, относящихся и к другим возрастным периодам. Мы полагаем, что сложившаяся в советской психологии относительно жесткая «привязка» видов деятельности к определенным возрастам возникла из-за недостатка кросс-культурных данных, освещающих зависимость деятельности ребенка от конкретных социальных условий его жизни. Эти условия можно определить как «микросоциальную ситуацию развития» (отталкиваясь от введенного Л. С. Выготским более общего понятия «социальная ситуация развития» [15]) .

Заметим, что в последние годы многие авторы считают наиболее перспективным направлением развития психологической теории деятельности ее интеграцию с культурно-исторической теорией Выготского [20], [25], [33]. Поэтому можно думать, что благодаря многочисленным кросс-культурным исследованиям, начатым в последние годы, схема соотношения между видами деятельности и возрастом будет частично пересмотрена и станет более гибкой. Мы надеемся, что наше исследование явится одним из толчков к такому пересмотру.

В настоящем исследовании мы детально осветили лишь одну (согласно нашей гипотезе — центральную) характеристику деятельности социального самоопределения: ее поисковую (ориентировочную) направленность. Другие характеристики даны лишь описательно. Их детальное исследование — задача дальнейшей работы. Тем не менее, представленные в этом исследовании данные, на наш взгляд, достаточно убедительно подтверждают выдвинутую гипотезу.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Психологическим условием успешной адаптации старшеклассников к новой социальной действительности является деятельность социального самоопределения. Она представляет собой специфическую форму проявления поисковой активности, направленной на ориентацию в человеческих отношениях.

2. Анализ процессов адаптации к изменившимся условиям жизни с точки зрения психологической теории деятельности позволяет структурировать большое количество эмпирических данных, накопленных в кросс-культурных исследованиях последних лет.

3. Для выявления старшеклассников, которые при резком изменении условий жизни попадают в группу риска, то есть потенциально подвержены дезадаптации, может быть с успехом использована методика «Ситуации», позволяющая определить наличие или отсутствие установки на поисковую активность.

4. В исследовании показано, что эффективным способом повышения поисковой активности старшеклассников и создания у них предпосылок деятельности социального самоопределения является групповая психологическая работа. Она становится особенно эффективной в сочетании с деятельностью молодежного клуба, позволяющей закрепить достижения групповой работы.

5. Выявлены и описаны психологические синдромы дезадаптации. Показано, что они определяются взаимодействием между общей установкой старшеклассника на ассимиляцию или на консервацию, с одной стороны, и конкретными обстоятельствами его жизни в новых социальных условиях — с другой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Психологическое тестирование: Книга 2- Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  2. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -367 с.
  3. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 56−66.
  4. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985. М., 1986, с. 80−160.
  5. Н.Н. Групповая дискуссия // Социально-психологичес-кий климат коллектива / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981, с. 41−76.
  6. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  7. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 23−34.
  8. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
  9. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровья, 1989. -168 с.
  10. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 199 с.
  11. А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 82−92.
  12. А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 20−29.
  13. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
  14. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2, М.: Педагогика, 1982, с. 235−269.
  15. Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983, с. 244−385.
  16. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
  17. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 44 с.
  18. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 1, с. 441−469.
  19. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. 102 с.
  20. Л., Кечки М. О психологическом статусе деятельности и социального отношения (К вопросу о преемственности между теориями А. Н. Леонтьева и Л.С.Выготского) // Психологический журнал, 1990. Т. 11, № 5, с. 17−26.
  21. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Спб: АО «Сфера», 1994. 160 с.
  22. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19−26.
  23. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 43−52.
  24. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992, № 1−2, с. 22−33.
  25. В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 2, с. 25−31.
  26. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 213 с.
  27. Л.Н. О некоторых аспектах психосоциальной эволюции советского общества // Психологический журнал, 1990. Т. 11, № 5, с. 106−113.
  28. Е.М., Иванов М. А. Социально-психологические характеристики самодеятельных музыкальных ансамблей // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1990, № 4, с. 51−57.
  29. И.В. (ред.). Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987.- 181 с.
  30. А.В. Мышление и деятельность ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1986, с. 191−199.
  31. А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1986, с. 5−227.
  32. А.В. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений. // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. И. М., 1986, с. 228−233.
  33. В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 2, с. 41−51.
  34. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
  35. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 13−23.
  36. В. Проблемы личности: Идеология и психология // Вопросыпсихологии, 1990, № 4, с. 141−147.
  37. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  38. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
  39. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: РАН, 1993.- 196 с.
  40. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983, с. 94−231.
  41. А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. И. М.: Педагогика, 1983, с. 281−302.
  42. А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983, с. 243−246.
  43. М.И. (ред.). Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
  44. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. Нейро-пси-хологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 480 с.
  45. B.C. Возрастная психология (от рождения до старости). М.: Педагогика, 1995.
  46. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: АО «ВНИИМП-ВИТА», 1995. 114 с.
  47. А.В. (ред.). Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. 238 с.
  48. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -262 с.
  49. И.С. О некоторых социально-психологических факторах деятельности стихийных групп подростков и юношей // Личность и группа. Л., 1971, с. 124−138.
  50. Ю.А. Воображение и способности // М.: Знание, 1982. -96 с.
  51. Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994.
  52. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  53. Н.А. Как понять подростка. М.: Роспедагентство, 1995.-76 с.
  54. В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 104 с.
  55. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  56. B.C. и Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Изд-во?, 1984.? с
  57. С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
  58. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ., 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  59. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, № 2, с. 37−49.
  60. B.C., Грачева A.M., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, 1990, № 4, с. 23−31.
  61. Е.Е. Конфликт между идеалом и реальностью: к психологии восприятия социалистических идей в России//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 4,с. 49−55.
  62. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -325 с.
  63. Р. А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1990, № 4, с. 57−64.
  64. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков II Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 27−33.
  65. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, № 6.
  66. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  67. Д.И. (ред.). Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. 236 с.
  68. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 24−32.
  69. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
  70. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, № 3−4, с. 7−13.
  71. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 258−280.
  72. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (I Избранные психологические труды. М.:
  73. Педагогика, 1989, с. 60−77.
  74. Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: АПН СССР, 1981, с. 3−13.
  75. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  76. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -329 с.
  77. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-291 с.
  78. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности//Психологический журнал, 1981, № 4, с. 141−149.
  79. Arieli, М. Cultural transition through total education // M. Gottes'mann (Ed), Cultural Transition: The Case of Immigrant Youth. Jerusalem: Magnes Press, Hebrew University, 1988, p. 103−120.
  80. , Z., & Berry, J.W. Cross-cultural adaptation as a multifaceted phenomenon // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 157.
  81. Berry, J.W. Acculturation and psychological adaptation: An overview // A-M.Bouvy, F.J.R. van de Vijver, P. Boski, & P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994, p. 129−141.
  82. , J.W., & Annis, R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology, 1974, 5, p. 382−406.
  83. Berry, J.W., Kim, U., Minde, Т., & Mok, D. Comparative studies of acculturative stress // International Migration Review, 1987, 21, p. 491−511.
  84. Boski, P. Psychological acculturation via identity dynamics:
  85. Consequences for subjective well-being // A-M.Bouvy, F.J.R.van de Vijver, P. Boski, and P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets &Zeitlinger, 1994, p. 197−215.
  86. Brandes, B.J. Achievement Competence Training: Field Test and Evaluation. Philadelphia, Pennsylvania: Research for Better Schools, Inc., 1974.
  87. Feuerstein, R. Cultural difference and cultural deprivation //
  88. N.Bleichrodt & P. Drenth (Eds.), Contemporary Issues in Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1991, p. 21−33.
  89. Feuerstein, R. The theory of structural cognitive modifiability // B.Z.Pressein (Ed.). Learning and Thinking Styles: Classroom interaction. Washington, DC: National Education Association, 1990, p. 68−134.
  90. Feuerstein, R., Rand, Y., Hoffman, M.B., & Miller, R. Instrumental EnricHTHSnt: An Intervention Program for Cognitive Modifiability. Baltimore: University Park Press, 1980.
  91. , A., & Bochner, S. Culture Shock: Psychological Reactions to unfamiliar environments. London: Methuen, 1986.
  92. Horowitz (Ed). The Soviet Man in an Open Society. Lanham New York — London: University Press of America, 1989. — 373 p.
  93. Jerusalem, M. Stress, emotions and health in critical life transitions // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 15−16.
  94. D., & Braly, K.W. Racial stereotypes of 100 college students // Journal of Abnormal Social Psychology, 1933, v. 28, p. 280−290.
  95. , A. & Presseisen, B.Z. Mediated learning experience and psychological tools: Vygotsky’s and Feuerstein’s perspectives in a study of student learning // Educational Psychologist, 1995, 30 (2), p. 67−75.
  96. , A., & Venger, A. Immigration without adaptation: The psychological world of Russian immigrants in Israel // Mind, Culture, and Activity, 1994, v. 1, № 4, p. 230−238.
  97. , A., & Venger, A. Psychological and learning problems in immigrant children from the former Soviet Union // Journal of Jewish Communal Service, 1993, v. 70, № 1, p. 64−72.
  98. Kraus, J. Some social factors and the rates of psychiatric hospitaladmissions of immigrants in New South Wales // Medical Journal of Australia, 1969, 56, p. 17−19.
  99. Lakin, M. Interpersonal Encounter: Theory and Practice in Sensitivity Training. New York: McGraw-Hill, 1972.
  100. Muhlin, G. Mental hospitalisation of the foreign-born and the role of cultural isolation // International Journal of Social Psychiatry, 1979, 28, p. 258−276.
  101. Norfolk, D. Executive stress. New York: Warner Books, 1989. 255 p.
  102. Palmer, J.O. Patterns of perceived reactions to frustration among adolescents // Genetic Psychology Monographs, 1972, 85, p. 133−153.
  103. Redfield, R., Linton, R., & Herskovits, M.H. Memorandum on the study of acculturation // American Anthropologist, 1936, 38, p. 149−152.
  104. Rogler, L., Cortes, D., & Malgady, R. Acculturation and mental health status among Hispanics // American Psychologist, 1991, 46, p. 585−597.
  105. Rosenzweig, S., Ludwig, D.J., & Adelman, S. Retest reliability of the Rosenzweig pictire-frustration study and similar semiprojective techniques // Journal of Personality Assessment, 1975, 39, p. 3−12.
  106. Schmitz, P.G. Acculturation and adaptation processes amongimmigrants in Germany // A-M.Bouvy, F.J.R.van de Vijver, P. Boski, & P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994, p. 142−157.
  107. Schmitz, P.G. National and cultural identity problems of immigrants // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 133.
  108. Seligman, M.E.P. Learned Optimism. New York: Knopf, 1991.
  109. Shouval, R., Duek, E., & Ginton, A. A multiple-choice version of the sentence-completion method //Journal of Personality Assess., 1975, 38, p. 41−49.
  110. Thomae, H. and Lehr, U. Stages, Crises, Conflicts, and Life-span Development // Human Development and the Life Course. Hillsdale, N.J., 1986, p. 429−444.
  111. Van Oudenhoven, J.P., & Eisses, A.-M. Integration and assimilatiori of
  112. Moroccan immigrants in Israel and the Netherlands // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 132.
  113. , A., & Kozulin, A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR // Newsletter of The International Center for the Enhancement of Learning Potential, 1992, v. 1 (l), p. 6−7.
  114. Yalom, I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. New York: Basic Books, Inc., 1975. 529 p.
Заполнить форму текущей работой