Психологические условия адаптапции старшеклассников к новой социальной действительности
Диссертация
Теоретическую основу исследования составляет психологическая теория деятельности, развитая в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и восходящая к учению Л. С. Выготского о роли социальной ситуации развития в формировании личности. Кроме того, в исследовании использованы представления А. В. Запорожца о роли ориентировочно-исследовательской деятельности в развитии ребенка, а также… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. ПРЕДМЕТ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Факторы, влияющие на успешность адаптации к новой социальной действительности
- 2. Подход к проблеме адаптивности с точки зрения психологической теории деятельности
- 3. Старший школьный возраст и проблема самоопределения
- 4. Гипотеза и организация исследования
- Глава. //.АДАПТАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ОКАЗАВШИХСЯ В НОВОЙ ДЛЯ НИХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- 1. Общая характеристика адаптационных психологических синдромов
- 2. Методики качественного исследования психологических особенностей старшеклассников, оказавшихся в новой для них социальной действительности
- 3. Психологические особенности старшеклассников с разными адаптационными психологическими синдромами
- Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПОИСКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И УРОВНЯ ОПТИМИЗМА
- 1. Методика исследования
- 2. Контингент испытуемых
- 3. Результаты эксперимента
- 4. Обсуждение результатов
- Глава IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- 1. Система построения групповой работы
- 2. Задачи групповой работы
- 3. Методы и результаты групповой работы со старшеклассниками
Список литературы
- Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2- Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -367 с.
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 56−66.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985. М., 1986, с. 80−160.
- Богомолова Н.Н. Групповая дискуссия // Социально-психологичес-кий климат коллектива / Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981, с. 41−76.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 23−34.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровья, 1989. -168 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 199 с.
- Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии, 1994, № 4, с. 82−92.
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 20−29.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 90 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2, М.: Педагогика, 1982, с. 235−269.
- Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983, с. 244−385.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 44 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т. 1, с. 441−469.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. 102 с.
- Гараи Л., Кечки М. О психологическом статусе деятельности и социального отношения (К вопросу о преемственности между теориями А. Н. Леонтьева и Л.С.Выготского) // Психологический журнал, 1990. Т. 11, № 5, с. 17−26.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Спб: АО «Сфера», 1994. 160 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19−26.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 43−52.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, 1992, № 1−2, с. 22−33.
- Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 2, с. 25−31.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 213 с.
- Джрназян Л.Н. О некоторых аспектах психосоциальной эволюции советского общества // Психологический журнал, 1990. Т. 11, № 5, с. 106−113.
- Дубовская Е.М., Иванов М. А. Социально-психологические характеристики самодеятельных музыкальных ансамблей // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1990, № 4, с. 51−57.
- Дубровина И.В. (ред.). Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987.- 181 с.
- Запорожец А.В. Мышление и деятельность ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. I. М.: Педагогика, 1986, с. 191−199.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1986, с. 5−227.
- Запорожец А.В. Роль ориентировочной деятельности и образа в формировании и осуществлении произвольных движений. // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. И. М., 1986, с. 228−233.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 2, с. 41−51.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. 304 с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 13−23.
- Колга В. Проблемы личности: Идеология и психология // Вопросыпсихологии, 1990, № 4, с. 141−147.
- Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207 с.
- Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: РАН, 1993.- 196 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983, с. 94−231.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. И. М.: Педагогика, 1983, с. 281−302.
- Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983, с. 243−246.
- Лисина М.И. (ред.). Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. Нейро-пси-хологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 480 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология (от рождения до старости). М.: Педагогика, 1995.
- Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: АО «ВНИИМП-ВИТА», 1995. 114 с.
- Петровский А.В. (ред.). Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. 238 с.
- Подцьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. -262 с.
- Полонский И.С. О некоторых социально-психологических факторах деятельности стихийных групп подростков и юношей // Личность и группа. Л., 1971, с. 124−138.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности // М.: Знание, 1982. -96 с.
- Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
- Рождественская Н.А. Как понять подростка. М.: Роспедагентство, 1995.-76 с.
- Розин В.М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 104 с.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
- Ротенберг B.C. и Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Изд-во?, 1984.? с
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, изд. 2. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ., 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, № 2, с. 37−49.
- Собкин B.C., Грачева A.M., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, 1990, № 4, с. 23−31.
- Соколова Е.Е. Конфликт между идеалом и реальностью: к психологии восприятия социалистических идей в России//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 1993, № 4,с. 49−55.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -325 с.
- Туревская Р. А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 1990, № 4, с. 57−64.
- Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков II Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 27−33.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1985, № 6.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Фельдштейн Д.И. (ред.). Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. 236 с.
- Фрумин И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 24−32.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии, 1992, № 3−4, с. 7−13.
- Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989, с. 258−280.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте (I Избранные психологические труды. М.:
- Педагогика, 1989, с. 60−77.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М.: АПН СССР, 1981, с. 3−13.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -329 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-291 с.
- Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности//Психологический журнал, 1981, № 4, с. 141−149.
- Arieli, М. Cultural transition through total education // M. Gottes'mann (Ed), Cultural Transition: The Case of Immigrant Youth. Jerusalem: Magnes Press, Hebrew University, 1988, p. 103−120.
- Aycan, Z., & Berry, J.W. Cross-cultural adaptation as a multifaceted phenomenon // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 157.
- Berry, J.W. Acculturation and psychological adaptation: An overview // A-M.Bouvy, F.J.R. van de Vijver, P. Boski, & P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994, p. 129−141.
- Berry, J.W., & Annis, R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation // Journal of Cross-Cultural Psychology, 1974, 5, p. 382−406.
- Berry, J.W., Kim, U., Minde, Т., & Mok, D. Comparative studies of acculturative stress // International Migration Review, 1987, 21, p. 491−511.
- Boski, P. Psychological acculturation via identity dynamics:
- Consequences for subjective well-being // A-M.Bouvy, F.J.R.van de Vijver, P. Boski, and P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets &Zeitlinger, 1994, p. 197−215.
- Brandes, B.J. Achievement Competence Training: Field Test and Evaluation. Philadelphia, Pennsylvania: Research for Better Schools, Inc., 1974.
- Feuerstein, R. Cultural difference and cultural deprivation //
- N.Bleichrodt & P. Drenth (Eds.), Contemporary Issues in Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1991, p. 21−33.
- Feuerstein, R. The theory of structural cognitive modifiability // B.Z.Pressein (Ed.). Learning and Thinking Styles: Classroom interaction. Washington, DC: National Education Association, 1990, p. 68−134.
- Feuerstein, R., Rand, Y., Hoffman, M.B., & Miller, R. Instrumental EnricHTHSnt: An Intervention Program for Cognitive Modifiability. Baltimore: University Park Press, 1980.
- Furnham, A., & Bochner, S. Culture Shock: Psychological Reactions to unfamiliar environments. London: Methuen, 1986.
- Horowitz (Ed). The Soviet Man in an Open Society. Lanham New York — London: University Press of America, 1989. — 373 p.
- Jerusalem, M. Stress, emotions and health in critical life transitions // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 15−16.
- Katz D., & Braly, K.W. Racial stereotypes of 100 college students // Journal of Abnormal Social Psychology, 1933, v. 28, p. 280−290.
- Kozulin, A. & Presseisen, B.Z. Mediated learning experience and psychological tools: Vygotsky’s and Feuerstein’s perspectives in a study of student learning // Educational Psychologist, 1995, 30 (2), p. 67−75.
- Kozulin, A., & Venger, A. Immigration without adaptation: The psychological world of Russian immigrants in Israel // Mind, Culture, and Activity, 1994, v. 1, № 4, p. 230−238.
- Kozulin, A., & Venger, A. Psychological and learning problems in immigrant children from the former Soviet Union // Journal of Jewish Communal Service, 1993, v. 70, № 1, p. 64−72.
- Kraus, J. Some social factors and the rates of psychiatric hospitaladmissions of immigrants in New South Wales // Medical Journal of Australia, 1969, 56, p. 17−19.
- Lakin, M. Interpersonal Encounter: Theory and Practice in Sensitivity Training. New York: McGraw-Hill, 1972.
- Muhlin, G. Mental hospitalisation of the foreign-born and the role of cultural isolation // International Journal of Social Psychiatry, 1979, 28, p. 258−276.
- Norfolk, D. Executive stress. New York: Warner Books, 1989. 255 p.
- Palmer, J.O. Patterns of perceived reactions to frustration among adolescents // Genetic Psychology Monographs, 1972, 85, p. 133−153.
- Redfield, R., Linton, R., & Herskovits, M.H. Memorandum on the study of acculturation // American Anthropologist, 1936, 38, p. 149−152.
- Rogler, L., Cortes, D., & Malgady, R. Acculturation and mental health status among Hispanics // American Psychologist, 1991, 46, p. 585−597.
- Rosenzweig, S., Ludwig, D.J., & Adelman, S. Retest reliability of the Rosenzweig pictire-frustration study and similar semiprojective techniques // Journal of Personality Assessment, 1975, 39, p. 3−12.
- Schmitz, P.G. Acculturation and adaptation processes amongimmigrants in Germany // A-M.Bouvy, F.J.R.van de Vijver, P. Boski, & P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-Cultural Psychology. Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994, p. 142−157.
- Schmitz, P.G. National and cultural identity problems of immigrants // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 133.
- Seligman, M.E.P. Learned Optimism. New York: Knopf, 1991.
- Shouval, R., Duek, E., & Ginton, A. A multiple-choice version of the sentence-completion method //Journal of Personality Assess., 1975, 38, p. 41−49.
- Thomae, H. and Lehr, U. Stages, Crises, Conflicts, and Life-span Development // Human Development and the Life Course. Hillsdale, N.J., 1986, p. 429−444.
- Van Oudenhoven, J.P., & Eisses, A.-M. Integration and assimilatiori of
- Moroccan immigrants in Israel and the Netherlands // IV European Congress of Psychology. July 2−7, 1995, Athens, Greece. Book of Abstracts. Athens: Ellinika Grammata, p. 132.
- Venger, A., & Kozulin, A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR // Newsletter of The International Center for the Enhancement of Learning Potential, 1992, v. 1 (l), p. 6−7.
- Yalom, I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. New York: Basic Books, Inc., 1975. 529 p.