Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Актуализация социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на кафедрах военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН им. Петра Великого, общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета, акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социальной перцепции как составляющей библиотечного невербального общения
    • 1. 1. Генезис знаний о социальной перцепции в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 1. 2. Специфика общения в библиотеке
    • 1. 3. Социально-перцептивный компонент библиотечного общения
    • 1. 4. Невербальное поведение в структуре социального восприятия
      • 1. 4. 1. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения
      • 1. 4. 2. Виды невербального общения
  • Выводы по первой главе

Глава 2. Социально-перцептивная компетентность библиотечных сотрудников вузов в невербальном общении 2.1 Сущность, структура, модель социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении. 115

2.2 Критерии, показатели и уровни актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза.148

2.3 Модель актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении. 152

Выводы по второй главе. 158

Глава 3. Эмпирическое исследование процессов актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении

3.1 Организация и методы исследования структуры и динамики процессов актуализации социально-перцептивной компетентности сотрудников библиотеки вуза. 161

3.2 Оптимизация алгоритма и технологии актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей. 195

3.3 Результаты контрольно-диагностического этапа исследования.213

Выводы по третьей главе. 222

Актуализация социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация в обществе, реформирование системы высшего профессионального образования, модернизация библиотечного дела требуют новой парадигмы развития вузовских библиотек.

Специфика деятельности библиотек высших учебных заведений заключается в том, что они, являясь важными и необходимыми подразделениями вузов, должны ориентировать свою деятельность на цели и задачи этих образовательных учреждений.

Постоянно увеличивающийся объем и изменяющееся содержание знаний, умений и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников высшей школы на рынке труда, предъявляют новые требования к образовательным учреждениям, а значит, и библиотекам, входящим в их структуру.

Увеличивается внимание к гуманитарным аспектам библиотечного обслуживания, повышается статус отдельной личности. «За последние двадцать лет библиотека стала научным полигоном для изучения общения разных субъектов в сложной системе общественных отношений в ракурсе библиотечно-информационной деятельности» (В.А. Бородина).

Библиотеки должны содействовать формированию профессиональной и социальной компетентности выпускников, научить их ориентироваться в непрерывно возрастающем потоке информации. От уровня обслуживания библиотеками пользователей (профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов, учебно-вспомогательного персонала) зависит качество учебно-образовательного процесса, так как основной целью функционирования библиотеки является информационное обеспечение учебной, научной и воспитательной деятельности.

Для продуктивного функционирования библиотеки учебного заведения необходимы высококвалифицированные библиотечно-информационные кадры. Библиотечные сотрудники должны обладать не только сугубо специфическими профессиональными знаниями, умениями и навыками по комплектованию фонда, систематизации документов, каталогизации и т. д., но и быть компетентными коммуникаторами — ведь основным атрибутом библиотечно-библиографического обслуживания является общение.

Библиотекарь должен быть хорошо подготовлен к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей, продуктивному общению с пользователями. Для этого ему необходимо умение дифференцированно подходить к людям, владеть навыками понимания участников библиотечного общения.

Поэтому важнейшей составляющей профессиональной компетентности библиотекаря является социально-перцептивная компетентность. В процессе восприятия человека особое значение имеют невербальные особенности объекта познания. Вследствие этого так значима информированность библиотечного специалиста о способах интерпретации невербальной информации, развитие достаточного уровня способности к пониманию невербального поведенческого репертуара партнеров по общению, а также умение использовать невербальные проявления собственного экспрессивного поведения для обеспечения эффективной коммуникации.

Невербальное поведение является важнейшим источником информации о человеке, ведь в нем проявляются прежде всего неосознаваемые, неконтролируемые паттерны поведения его личности. Благодаря экспрессивному поведению партнера по общению удается понять его индивидуальные качества, сформировать его образ. Адекватная интерпретация невербальной информации, поступающей от пользователей, позволяет определить их цели и потребности, предсказать возможные модели поведения читателей. Эти способности и умения обязательны в деятельности библиотекаря. Таким образом, современный библиотечный специалист для обеспечения качества библиотечного обслуживания должен обладать развитой социально-перцептивной компетентностью в невербальном общении.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследованию проблемы социальной перцепции посвятили свои труды Г. М. Андреева,.

А. А. Бодалев, Н. В. Казаринова, В. Н. Князев, В. Г. Крысько, В. Н. Куницына, Л. Г. Лаптев, Д. Майерс, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, А. В. Филиппов, Н. И. Шевандрин и др.

Общие проблемы невербального общения раскрыты в работах М. С. Андрианова, И. Н. Горелова, Н. В. Казариновой, Г. В. Колшанского, Г. Е Крейдлина, Ю. С. Крижанской, В. Н. Куницыной, В. А. Лабунской, A.A. Леонтьева, О. В. Москаленко, А. Ю. Панасюка, Б. Д. Парыгина, Е. А. Петровой, В. М. Погольши, Е. В. Руденского, В. П. Третьякова, Н. И. Шевандрина и др.

Интерпретацию и понимание невербального поведения рассматривали в своих исследованиях Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, В. А. Барабанщиков, Г. В. Гриненко, Е. А. Ермолаева, В. А. Лабунская, В. П. Морозов, Г. В. Парам ей, О. О. Пугачевский, Е. И. Фейгенберг и др.

Проблема обучения интерпретации невербальной информации раскрыта в трудах Н. Р. Битяновой, Ю. Н. Емельянова, В. А. Лабунской, Т. А. Шкурко, Э. А. Эм и др.

Возможности развития коммуникативной компетентности посредством социально-психологического тренинга изучали И. Я. Атватер, В. В. Воронин, А. Б. Добрович, Н. М. Гаджиева, Ю. Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кислинская, Е. В. Кузнецова, В. А. Лабунская, Г. И. Марасанов, Е. В. Мелибруда, Н. И. Никитина, Ю. В. Пахомов, Л А. Петровская, К. Роджерс, К. Рудестам, А. П. Ситников, A.C. Спиваковская, Л. А. Степнова, В. В. Столин, В. Сатир, Н. В. Цзен, Т. Р. Яценко и др.

В настоящее время проблему библиотечного общения исследуют многие ученые: Г. А. Алтухова, И. А. Богданова, М. Г. Вохрышева, А. Л. Гончаров, Е. Ю. Гулина, М. Я. Дворкина, В. В. Дрыбин, С. А. Езова, Т. Н. Ивлева,.

Н.В.Клименкова, И. А. Мейжис, Е. В. Смолина, Э. Л. Шапиро и др. Однако анализ литературы по проблемам библиотечного общения позволяет сделать вывод, что тема развития социально-перцептивной компетентности не изучена в должной мере. Можно назвать лишь отдельные работы, авторы которых (Г. А. Алтухова, И. А. Мейжис, С. А. Езова, Спирина Н. М. и др.) рассматривают особенности невербального поведения и его восприятия в качестве отдельного аспекта других более широких вопросов. Проблема социально-перцептивной компетентности сотрудников библиотек вузов в невербальном общении поднимается впервые.

Наблюдение и анализ профессиональной деятельности библиотекарей и студентов во время прохождения учебной и производственной практики, собственный опыт работы в колледже культуры и библиотеках вузов показывают, что недостаточное внимание к проблеме библиотечного общения в процессе обучения приводят к тому, что у многих работников библиотек отмечаются серьезные затруднения в коммуникативной деятельности, интерпретации поведения партнеров по общению, в том числе и невербального. Таким образом, исходя из теоретического и практического анализа проблемы, можно констатировать, что в библиотечном сообществе сложилось следующее противоречие: библиотечная профессия входит в число тех сфер деятельности, для которых социально-перцептивная компетентность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности и базовой предпосылкой успешности выполнения профессиональных обязанностей, однако данные исследований этого вопроса говорят о недостаточном уровне ее сформированности у библиотечных специалистов.

Это и определило выбор темы диссертационного исследования: «Актуализация социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении».

Объект исследования: социально-перцептивная компетентность библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении.

Предмет исследования: процесс актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей, повышения эффективности интерпретации невербального поведения партнеров по общению в работе с читателями.

Гипотеза исследования:

Социально-перцептивная компетентность в невербальном общении является инвариантом профессионализма библиотечных специалистов.

Важнейшим из условий актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников в вузе является создание ее модели.

Модель актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников в невербальном общении будет наиболее продуктивна, если в ней учтены структура социально-перцептивной компетентности библиотекаря, показатели ее развития, условия и факторы, детерминирующие успешность ее актуализации.

Актуализация социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении обеспечивается использованием эффективных технологий обучения, формирующих систему знаний о библиотечном общении, коммуникативной деятельности, навыки владения коммуникативными техниками, умения декодировать и посылать невербальные сообщения с целью достижения должного результата библиотечного обслуживания, создания и поддержания аффилиационных отношений с пользователями, с коллегами.

Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

Уточнить и конкретизировать понятия «библиотечное общение», «невербальная компетентность» и «социально-перцептивная компетентность библиотечных сотрудников в невербальном общении.

2. Разработать модели невербальной и социально-перцептивной компетентности библиотекаря.

3. Обосновать критерии, показатели и уровни сформированности социально-перцептивной компетентности библиотекаря в невербальном общении.

4. Выявить условия и факторы, обеспечивающие актуализацию социально-перцептивной компетентности библиотекаря в невербальном общении.

5. Экспериментально апробировать программу актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вузов в невербальном общении.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философско-этические гуманистические идеи о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развитиядиалектико-материалистическое учение о роли активной деятельности и общения в личностном развитии человекадеятельностно-личностный подход к проблеме общениянаучные положения об общении как одной из высших форм человеческой активности.

Базой для решения проблемы настоящего исследования являются: общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и ее современные направления, связанные с изучением феноменов социально-перцептивной компетентности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, Е. А. Яблокова и др.);

— психологические теории и концепции, раскрывающие природу восприятия в процессе общения (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

В.С.Агеев, Л. И. Анцыферова, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.);

— исследования в области психологии межличностного познания и социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев,.

A.И.Донцов, Ю. М. Жуков, В. В. Знаков, В. Н. Князев, Г. А. Ковалев, Р. Л. Кричевский, А. А. Кроник, О. Г. Кукосян, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская,.

B.Н.Мясищев, Л. А. Петровская, А. А. Реан, В. П. Хараш и др.);

— исследования в области невербального общения (A.A. Акишина, Т. А. Акишина, A.C. Андрианов, Е. М. Верещагин, Н. И. Горелов, Г. Е. Крейдлин, В. А. Лабунская, Г. В. Колшанский, Ю. С. Степанов и др.;

— научные работы в сфере библиотечного общения, коммуникативной компетентности библиотекаря (Г. А. Алтухова, В. А. Бородина, Е. Ю. Гениева, М. Г. Вохрышева, М. Я. Дворкина, С. А. Езова, И. А. Мейжис, Ю. П. Мелентьева, Н. М. Спирина и др.).

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач использовался широкий спектр методов психологического исследования. На теоретическом уровне применялись методы анализа и синтеза (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный), обобщение опыта, абстрагирование, моделирование. В процессе эмпирического исследования был проведен экспериментально-констатирующий, формирующий и контрольно-диагностический эксперименты.

Эмпирическая база исследования: сотрудники библиотек высших учебных заведений г. Москвы.

Исследование проводилось в течение четырех лет и включало три этапа. На первом этапе (2007;2008гг.) — поисково-теоретическом — основной целью явилось обоснование проблемы с изучением уровня ее разработанности в теории и состояния дел на практике, определялась цель, гипотеза, задачи исследования. На этом этапе осуществлялось изучение и теоретический анализ философской, психологической и библиотековедческой литературы по теме исследования.

На втором этапе (2008;2009гг.) была разработана программа эксперимента. Проводился констатирующий эксперимент с целью установления уровня социально-перцептивной компетентности библиотекарей. Разрабатывались и уточнялись условия актуализации социально-перцептивной компетентности в невербальном общении. Осуществлялась разработка специального учебного курса, направленного на повышение социально-перцептивной компетентности библиотекарей и программа тренинга.

На третьем этапе (2009;2011гг.) проводились формирующий и контрольно-диагностический эксперименты. Осуществлялась обработка и обобщение полученных теоретических и экспериментальных данных, их систематизация, обосновывались выводы исследования, оформлялась рукопись диссертации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

1. Проведено комплексное психологическое исследование библиотечных сотрудников вуза с целью выявления их социально-перцептивного потенциала.

2. Впервые знания, умения воспринимать, понимать, оценивать деловых партнеров по невербальным проявлениям рассматриваются как инвариант профессионализма библиотечного специалиста.

3. Определено понятие «невербальная компетентность библиотечного сотрудника» как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватную интерпретацию невербальных сигналов пользователя и умелое использование невербальных проявлений собственного поведения для продуктивного решения коммуникативных, перцептивных и интерактивных задач библиотечного общения.

4. Разработана содержательно-функциональная модель невербальной компетентности библиотечных сотрудников вуза.

5. Предложена модель социально-перцептивной компетентности сотрудника библиотеки и модель ее актуализации. Социально-перцептивная компетентность библиотечного сотрудника в невербальном общении понимается как целостная, интегрированная система индивидуальных ресурсов, необходимых для самопознания и познания на основе внешних невербальных проявлений личностных черт, особенностей поведения, эмоциональных состояний пользователей с целью осуществления продуктивного библиотечного обслуживания.

6. Определены критерии, показатели и уровни развития социально-перцептивной компетентности библиотекарей.

7. Теоретически обоснованы и практически апробированы способы повышения уровней социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены и обоснованы особенности процесса актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вузов в невербальном общении.

2. Проведен анализ ретроспективы знаний о невербальном языке и современных направлений в исследовании невербального общения.

3. Осуществлен научно-теоретический анализ понятий «библиотечное общение», «социальная перцепция», «невербальное общение», «невербальное поведение», «невербальная коммуникация», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность», «социально-перцептивная компетентность».

4. Рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия вербальных и невербальных средств общения, виды невербального общения.

5. Определена роль невербального поведения в структуре социального восприятия.

6. Выявлены особенности невербального общения библиотечно-информационных специалистов с пользователями вузовских библиотек.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано программно-целевое обеспечение процесса актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников в невербальном общенииэкспериментально апробированы стратегии актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей в невербальном общенииопределены критерии, уровни и показатели актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общенииописаны условия и факторы эффективного развития необходимых для адекватно понимания экспрессивного поведения партнеров по общению (библиотекарей и пользователей вузовской библиотеки) умений и навыков.

Результаты исследования могут быть непосредственно использованы в практике профессиональной деятельности библиотекарей, в процессе организации повышения их профессиональной квалификации.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечена релевантностью методологии характеру поставленной цели и задач, реализацией комплексной методики исследования, взаимосвязью теоретических и практических положений, широтой и многообразием источниковедческой базы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-перцептивная компетентность сотрудников библиотек вузов в невербальном общении представляет собой вид профессиональной компетентности, проявляющийся во взаимодействии мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального, рефлексивного и деятельностного компонентов, уровень сформированности которых выражается определенной степенью владения знаниями, умениями, навыками и опытом в области познания партнера по общению по его невербальным проявлениям и прогнозирования его дальнейших действий, а также наличием личностных качеств, детерминирующих успешность этих процессов.

2. Критерии и показатели социально-перцептивной компетентности персонала библиотек вуза выражают основные признаки подготовленности библиотекарей к восприятию, пониманию и оценке себя, читателей, коллег на основе их невербального поведения в процессе библиотечно-библиографического обслуживания.

3. Программно-целевое обеспечение актуализации социально-перцептивной компетентности сотрудников библиотек вузов учитывает составляющие разработанной модели.

4. Для эффективной организации процесса актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей, умений интерпретации выразительного поведения личности читателя необходима разработка и внедрение в систему повышения квалификации специальных занятий, целью которых является знакомство библиотечных специалистов с общими сведениями о невербальном общении и обучение их интерпретации и пониманию экспрессивных проявлений личности, а также использованию невербальных средств для самопрезентации в процессе профессионального общения.

5. Наиболее продуктивным методом актуализации социально-перцептивной компетентности является социально-психологический тренинг.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на кафедрах военной акмеологии и кибернетики Военной академии РВСН им. Петра Великого, общей психологии и психологии труда Российского государственного социального университета, акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор выступал с докладами и научными сообщениями на семинарах и методических занятиях с сотрудниками научных библиотек вузов г. Москвы и г. Костромы. Результаты диссертационого исследования были внедрены в процесс повышения квалификации библиотечных специалистов вузовских библиотек Военной академии РВСН им. Петра Великого, Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, Академии социально-экономического развития.

Выводы по третьей главе.

Структура, сущность, условия и факторы, критерии, показатели и уровни социально-перцептивной компетентности библиотечного сотрудника вуза в невербальном общении были изучены нами в процессе экспериментального исследования.

Был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление особенностей социально-перцептивной компетентности библиотекарей, уровень развития ее компонентов.

Отбор диагностических методик был определен предметом, целями и задачами исследования.

Проведенное исследование подтвердило правильность теоретически определенной нами модели социально-перцептивной компетентности библиотечного сотрудника вуза в невербальном общении, модели и алгоритма ее актуализации.

Определенные критерии и показатели сформированности социально-перцептивной компетентности продемонстрировали слабую развитость того или иного компонента, что позволило нам подобрать систему методов обучения для ликвидации пробелов в структуре социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов.

Особое внимание следовало уделить развитию мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

С целью актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников был проведен формирующий эксперимент. Научно-теоретический анализ исследуемой проблемы позволил нам определить пути актуализации компетентности библиотекарей в восприятии, понимании, оценке и прогнозирования поведения их деловых партнеров по экспрессивным признакам.

Нами был сделан вывод, что эффективным методом обучения является социально-психологический тренинг. Была поставлена сложная задача обучить участников эксперимента интерпретации невербальных сигналов, повысить их заинтересованность в общении с посетителями библиотек, научить рефлексии.

Разработана программа тренинга, определены его цели, задачи, принципы. По завершению формирующего эксперимента был проведен контрольно-диагностический эксперимент.

Полученные данные свидетельствуют, что влияние обучения с помощью социально-психологического тренинга проявилось в развитии умений интерпретации невербальной информации, повысился уровень потребности создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, мотивации к взаимодействию с пользователями. На низком уровне развития деятельностного компонента социально-перцептивной компетентности после тренинга осталось 39,2% участников эксперимента, что свидетельствует о том, что для полного развития данного компонента необходимо проведение циклов тренинговых занятий, более длительных по времени и более ориентированных на реальную библиотечную практику. Мы подготовили программу спецкурса для актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей в невербальном общении. Для каждого участника тренинга был подготовлен индивидуальный план развития социально-перцептивной компетентности в невербальном общении.

По результатам тренинга наблюдается положительная динамика в развитии мотивационного, эмоционального, когнитивного и деятельностного компонентов социально-перцептивной компетентности.

Такие результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа актуализации социально-перцептивной компетентности способствует более глубокому осознанию библиотекарями потребности в общении с читателями, с коллегами, в формировании устойчивого интереса к ним, в стремлении к всестороннему познанию людей.

Заключение

.

Полнота и качество информационного обеспечения учебной, научной и воспитательной деятельности высших учебных заведений во многом зависит от уровня профессионализма сотрудников вузовских библиотек.

Проблема общения в деятельности библиотекарей вузов занимает особое место. Сформированность социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов является одним из показателей уровня эффективности их взаимодействия с пользователями библиотечных услуг: профессорско-преподавательским составом, докторантами, аспирантами, магистрантами, студентами, учебно-вспомогательным персоналом. Навыки интерпретации экспрессивного поведения читателей, умение прогнозировать дальнейшее развитие коммуникативной ситуации позволяет библиотечным специалистам наилучшим образом представить себя как профессионалов, с наименьшими издержками добиться высоких результатов в своем труде.

Оптимальной средой для развития у сотрудников библиотеки социально-перцептивных навыков и умений является система постоянного повышения квалификации при условиях высокой мотивации библиотекарей на профессиональный рост, на самосовершенствование, раскрытие личностно-профессионального потенциала.

В диссертационном исследовании осуществлен анализ основных психологических особенностей актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов, определены условия оптимизации этого процесса.

Разработано программно-целевое обеспечение процесса повышения социально-перцептивной компетентности, выделены критерии, уровни и показатели актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении.

Обоснованные теоретические представления положены в основу разработки и апробации программ обучения библиотекарей вузов, социально-психологического тренинга, индивидуальных планов развития социально-перцептивной компетентности в невербальном общении, направленных на повышение эффективности профессиональной коммуникативной практики.

Социально-психологический тренинг, реализация планов развития, кураторство наставников рассматриваются интегративно как комплексная психолого-акмеологическая технология раскрытия социально-перцептивного потенциала специалистов вузовских библиотек на основе культивирования процессов самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Установлен характер и особенности динамики профессионального общения библиотечных специалистов с читателями в зависимости от стиля их экспрессивного самовыражения, мотивации на сотрудничество.

Определено понятие «невербальная компетентность библиотечного сотрудника» как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватную интерпретацию невербальных сигналов пользователя и умелое использование невербальных проявлений собственного поведения для продуктивного решения коммуникативных, перцептивных и интерактивных задач библиотечного общения.

Разработана содержательно-функциональная модель невербальной компетентности, включающая следующие компоненты: в содержательном контексте: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный, деятельностный;

— в функциональном контексте: информационный, интегративный, регулятивно-координационный, экспрессивный, перцептивный, коммуникативно-контрольный, компонент самовыражения.

Предложена модель социально-перцептивной компетентности сотрудника библиотеки и модель ее актуализации. Социально-перцептивная компетентность библиотечного сотрудника в невербальном общении понимается как целостная, интегрированная система индивидуальных ресурсов, необходимых для самопознания и познания на основе внешних невербальных проявлений личностных черт, особенностей поведения, эмоциональных состояний пользователей с целью осуществления продуктивного библиотечного обслуживания.

Теоретически обоснованы и практически апробированы способы повышения уровней социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении.

Теоретические и эмпирические результаты диссертационной работы подтвердили правильность выдвинутых гипотез, постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту, и позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вуза в невербальном общении является актуальной в условиях модернизации системы профессионального образования.

2. Социально-перцептивная компетентность в невербальном общении является инвариантом профессионализма библиотечных специалистов.

3. Важнейшим из условий актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников в вузе является создание ее модели.

4. Модель актуализации социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников в невербальном общении будет наиболее продуктивна, если в ней учтены структура социально-перцептивной компетентности библиотекаря, показатели ее развития, условия и факторы, детерминирующие успешность ее актуализации.

5. Уровень развития социально-перцептивной компетентности библиотекарей в невербальном общении зависит от мотивационно-ценностного отношения библиотекарей к проблеме библиотечного общения, от их направленности на взаимодействие с читателями.

6. В осуществлении профессионального обучения, повышении квалификации следует уделять внимание не только работе по развитию способностей, повышению уровня знаний, умений и навыков (ресурсной стороны социально-перцептивной компетентности), но и на формирование мотивационной составляющей компетентности библиотечных специалистов как субъектов своего профессионального роста.

7. Использование эффективных обучающих технологий обеспечивает компетентность в социальном восприятии.

8. В целях актуализации социально-перцептивной компетентности библиотекарей в невербальном общении целесообразно применять активные методы обучения: блиц-игры, интерактивные, деловые, имитационные игры, моделирующие ситуации профессионального общения, видеопрактикумы, видеотренинги и др.

9. Наиболее эффективной формой повышения уровня социально-перцептивной компетентности является социально-психологический тренинг с последующей разработкой индивидуальных планов развития.

10. Для эффективной организации процесса совершенствования социально-перцептивной компетентности библиотекарей, умений интерпретации выразительного поведения личности читателя необходимо внедрение в систему повышения квалификации специального курса, целью которого является знакомство библиотечных специалистов с общими сведениями о невербальном общении и обучения их интерпретации и пониманию экспрессивных проявлений личности, а также использованию невербальных средств для самопрезентации в процессе профессионального общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Деятельность и психология личности. М.: МГУ, 1980.
  2. К.А. Психологические проблемы социального мышления //Психол. журн. 1995. — № 1. — С.73−79.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие. -М.: Просвещение, 1990. -256 с.
  4. В. А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря: моногр./ В. А. Азарова. Самара: СГАКИ, 1998.- 146с.
  5. А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: ЭКОР, 1995. — 96 с.
  6. Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977. — 160 с.
  7. Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л., 1969.
  8. Акмеологические аспекты профессионала /Под общ. ред.А. А. Деркача. -М.: РАГС, 1993.-223 с.
  9. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века /Под общ.ред.А. А. Деркача. М.: РАГС, 2001. — 460 с.
  10. А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание, 1991.- 164 с.
  11. Г. А. Профессиональная этика библиотекаря. М.: МГУКИ, 2000.- 112 с.
  12. Г. А. Речевая культура библиотекаря. М.: Профиздат, 2001. -96 с.
  13. Н.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2006. — 304 с.
  14. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977. — 380 с.
  15. .Н. Практикум общения. // Библиотекарь. 1981. — № 12. — С. 56−57.
  16. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология в XX столетии/ Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, J1. А. Петровская. М.: МГУ, 2001. — 380 с.
  17. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции //Вопр. психол. 1977. — № 2. — С.3−14.
  18. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. — 225 с.
  19. И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии. 2006. — N. 3. — С. 78−86.
  20. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2001.
  21. Анисимов О. С. Игровое моделирование социально-перцептивных взаимодействий //Развитие социально-перцептивной компетентности личности/Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.25−32.
  22. Л. И. Проблемы психотонической активности и научного наследия Анри Валлона/ Психологический журнал. 1981. -N. 1. — С. 154 159.
  23. Е.Ю. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений/Е.Ю. Артемьева, Г. А. Ковалев, Н. В. Семилет //Вопросы психологии. -1988. № 6. — С. 23−39.
  24. М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком// Психология межличностного познания./ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
  25. Асеев В. Г. Концепция А.А.Бодалева и проблема значимостных механизмов личностного общения //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. -С.39−47.
  26. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: РАГС, 1993. — 156 с.
  27. М.Д. Библиотекарь и читатель: Обновить взаимоотношения // Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика: Сборник. -М.: Кн. палата, 1990. С.30−37.
  28. A.B. Динамика развития социально-перцептивных умений учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2004. — 19 с.
  29. В.А. Восприятие выражений лица. М.: Институт психологии РАН, 2009. — 448 с.
  30. Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М.: Просвещение, 1989. — 230 с.
  31. Т. Лицо и личность. СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
  32. И.Э. Проблемы социальной перцепции в контексте имиджа политического лидера //Развитие социально-перцептивной компетентности личности. /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.59−67.
  33. Л. И. К вопросу о типологии читателей /Л. И. Беляева// Проблемы социологии и психологии чтения: Сб. ст. М.: Книга, 1975. — С. 143−161.
  34. Э. Транзактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 480 с.
  35. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  36. Бесконфликтное общение: возможности и реальность: Пособие для работников библиотек / ЧОУНБ НМО, ЧГИИиК- Сост. В. Н. Штыхван, З. В. Руссак. Челябинск, 2001. — 58с.
  37. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: Методическое пособие/ РНБ- Сост. М. И. Губанова, О. С. Либова. СПб., 1993. — 130с.
  38. Библиотечная профессиология. Проблемы становления и развития: Сб. научн. трудов. СПб., 1992. — 138 с.
  39. В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997. -176 с.
  40. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  41. И. А. Понимание в процессе коммуникации библиотекаря и читателя: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03/ И. А. Богданова. М., 2002.
  42. В.М. Оценка внешности человека. М.: ACT- Харьков:2301. Торсинг, 2004. 254 с.
  43. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта- Наука, 1998. — 176 с.
  44. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. JL: ЛГУ, 1982.-220 с.
  45. A.A. Личность и общение. Избранные психологические труды. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 326 с.
  46. A.A. Психология межличностного общения. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.-90 с.
  47. A.A. О познавательных процессах в общении. //Когнитивная психология (Материалы финско-советского симпозиума). М.: МГУ, 1986. -С. 196−205.
  48. A.A. Психология общения. М.- Воронеж: МПСИ- МОДЕКД996. — 380 с.
  49. A.A. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из фактров эффективности его работы //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998.-С.З-19.
  50. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 160 с.
  51. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996.-472 с.
  52. Е.Л. Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2005. — 26 с.
  53. А. В. Типы поведения библиотекарей в зависимости от владения языком невербального общения /А. В. Болтырева //Молодые в библиотечном деле. 2006. N. 12. — С. 44−49.
  54. Г. К. К каждому свой ключик //Библиотека. 2001. — № 11−12. -С.26−27.
  55. В.А. Библиотекарь-консультант по работе с читателями. Л.: ЛГИК, 1989.-26 с.
  56. Бородина В. А. Библиотечное обслуживание. М.: Либерея, 2004. — 168с.
  57. В.А. Квалитология библиотечного общения //Научн. и техн. б-ки. 2005. — № 10. — С. 47−60.
  58. В.А. Методологические и теоретические вопросы общения библиотекаря и читателя //Библиотекарь и читатель. Рига, 1987. — С. 7−9.
  59. В.А. Общение библиотекаря с читателями в условиях ЦБС. -СПб.: ЛГИК, 2001.-36с.
  60. Г. В. Психология делового общения. ИНФРА-М, 1999.
  61. В.А. Психология чтения. СПб.: СПбГАК, 2004. -79 с.
  62. Бородина В. А. Теоретические и методические вопросы общения библиотекаря с читателем в специальных библиотеках //Психологические и социологические аспекты деятельности НТБ и служб НТИ. Рига, 2002. — С. 12−14.
  63. В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий /
  64. В. В. Брежнева, В. А. Минкина- СПбГУКИ. СПб.: Профессия, 2004. — 304 с. — (Серия «Библиотека»).
  65. Р., Байноу Д. Методы проведения интервью. Интервью по компетенциям. М.: Гиппо, 2009. — 208 с.
  66. С. Практическое искусство чтения лиц. М.: Эксмо, 2003. — 128 с.
  67. А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. М.: Владос, 2000. — 192 с.
  68. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  69. И. О педагогическом такте библиотекаря // Книга летом: Метод, рекомендации. М.: Книга, 2003 — 294с.
  70. М.Е. О характерах людей. М.: Академический проект- Мир, 2008. — 639 с.
  71. И.В. Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004. — 260 с.
  72. И.Э. Оптимизация системы оценивания социальноперцептивной компетентности госслужащих: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1999.-24 с.
  73. И.Э., Снегирев М. Е. Место самооценки в совершенствовании социально-перцептивной компетентности руководителей //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.59−66.
  74. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -М.: МГУ, 1973.-246 с.
  75. И.К. Шифры дресс-кода. Российская формула бизнес-этикета. СПб.: Вектор, 2007. — 160 с.
  76. В. В. Развитие коммуникативной компетентности специалиста: учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. -138 С.
  77. В.В., Сысоенко А. Н. Развитие коммуникативной компетентности управленца средствами акмеологического тренинга М.: Lege Artis, 2004. — 56 с.
  78. М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М., 1989. — С. 12.
  79. М. Г. Компетентностный подход к культурологическому образованию / М. Г. Вохрышева //Культура и образование в информационном обществе: материалы междунар. науч. конф., Краснодар 16−18 сент. 2003 г. Краснодар, 2003. — С. 385−388.
  80. Вяликова Г. С. Стимулы формирования профессиональной компетентности учителя. М.: МГОУ, 2006. — 280 с.
  81. Е.Э. Психология телесности. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 192 с.
  82. Е.Я. Организационная культура библиотеки. М.: Профиздат- МГУК, 2002. — 56 с.
  83. Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. — 208 с.
  84. Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  85. Л.Н. Методика оценки культуры обслуживания читателей вбиблиотеках // Теоретические проблемы работы с читателями и оптимизация подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации. М.: МГИК, 2002. — С. 55−64.
  86. A.JI. Теоретико-методологические основы изучения профессионального библиотечного общения: автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1998.- 16с.
  87. В. А. Особенности межличностного познания государственных служащих, работающих в общественных приемных: дис.. канд. психол. наук: 19.00.05/ В. А. Гордиенко. М.: РАГС, 2003. — 174с.
  88. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М.: Высшая школа, 1980.- 197 с.
  89. H.H., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991. — 240 с.
  90. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -240 с.
  91. В.И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент): автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / В. И. Грачев.-Л., 1991.- 16 с.
  92. Е. Ю. Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно информационных специалистов: тендерный аспект: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03. — Самара, 2009.
  93. A.C. Феномен профессионализма как объект социальной перцепции //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.66−77.
  94. Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.- 371 с.
  95. М. Я. Роскошь и нищета библиотечного общения //Библиотекарь. 1990.-№ 11.-С. 18−20.
  96. М.Я. Эффективность и качество работы с читателями. М.: МГИК, 2001 -32с.
  97. Ю.М. Ассессмент персонала. СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
  98. A.A. Акмеологические резервы развития творческого потенциалаличности. M.: РАГС, 2000. — 280 с
  99. A.A. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. M.: РАГС, 2001.
  100. A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.:РАУ, 1993.- 123 с.
  101. ДеркачА.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 391с.
  102. A.A. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999.-65 с.
  103. A.A. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. -126 с.
  104. A.A., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. -М., 1996.
  105. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32с
  106. C.B., Левин В. А. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2004. -250 с.
  107. И.К., Джерилевская М. А. Особенности восприятия библиотекарем себя и читателя //Библиотековедение. 1993. — № 1. — С.40−46.
  108. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в коммуникативных ситуациях. М.: Прометей, 2000. — 180 с.
  109. Диагностика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. //Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2001. — С.486−490.
  110. А. Б. Общение: наука и искусство. М.: Книга, 2005. — 322с.
  111. Е.В. Психология манипуляции. М.: Че Ро, 1997. — 344 с.
  112. С.А. Грани библиотечного общения. М.: Профиздат, 2002.- 160 с.
  113. С.А. Культура общения библиотекарей. М.: Либерея, 2004. -144с.
  114. С.А. Мир библиотечного общения. М.: Литера, 2010.-251 с.
  115. Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.-230 с.
  116. Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1992.
  117. H.H. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: дис.. канд. психол. наук. М., 1997.- 169 с.
  118. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1991. — 91 с.
  119. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: Некоторые итоги исследования //Психол. журн. 1993. — Т.14, № 4. — С.4−15.
  120. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 1997. — 235 с.
  121. Е. Н. Деловое общение. В 2-х т. Т.2. — М.: Дело, 2002.- 720 с.
  122. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994. -290 с.
  123. И. А. Сущность и структура социально-перцептивных способностей //Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки». 2004.1. С.25−37.
  124. И. Ф. Структуры межличностных отношений в читательском объединении //Библиотековедение. 1993. — N. 5−6. — С. 49−55.
  125. C.B. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -278 с.
  126. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.-552 с.
  127. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. -458 с.
  128. Е. И., Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
  129. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
  130. С.Ф. Станьте проницательнее. М.: Дашков и К- Наука-Спектр, 2010.- 192 с.
  131. А.П. Познай свое лицо. М.: Медицинская книга, 2007. — 126 с.
  132. A.B. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности госслужащих (теория, методология, технология). М.: РАГС, 1999.-460 с.
  133. Н. В. Библиотекарь в общении с читателями //Массовая библиотека. 1993: теория и практика: Сб. М., 1993. — С. 9 — 15.
  134. Н. В. Руководство самообразовательным чтением в условиях научно-технического прогресса: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03. М.: МГИК, 1983. — 17с.
  135. Е.А. Социальная перцепция: объяснение и понимание.//Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.134−145.
  136. Н. Язык тела. Чтение мыслей на языке телодвижений. М.: ACT- Астрель, 2007.- 191 с.
  137. Г. А. Теория социально-психологического воздействия./Юсновы социально-психологической теории /Под общ. ред. Г. М. Андреевой. М.: МГУ, 1995. — С.352−145.
  138. Коллектив. Личность. Общение.: Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Е. С Кузьмина и В. С. Семенова. Л.: ЛГУ, 1972. — 240 с.
  139. Г. В. Паралингвистика. -М.: Наука, 1974. 81 с.
  140. Л. Д. Социально-психологические технологии в работе современной публичной библиотеки. M., Либерея, 2003. — 150с.
  141. C.B. Психолого-педагогические проблемы понимания людьми друг друга //Психология межличностного познания /Под ред. A.A. Бодалева.-М.: Наука, 1981. С.158−174.
  142. М.Ю. Обман в деловом общении. Методы диагностики. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005. 224 с.
  143. Л.А. Перцептивные механизмы затрудненного взаимодействия в психологическом консультировании: автореф. дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2006. — 23 с.
  144. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение. Методика, тесты, тренинги. Метод рек. /РБА. М., 1993. — 93с.
  145. М. Невербальная коммуникация. Теория, функция, язык и знак. М.: Гуманитарный центр, 2009. — 248 с.
  146. Л. Ф. Профессиональное общение библиотекаря: психолого-педагогический аспект: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 /Л. Ф. Красинская. М., 1993. — 16 с.
  147. М.В., Осетрова Н. В., Самара Н. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы. М.: Вершина, 2006. — 208 с.
  148. Г. Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. -М.: Series minor, 2005. 224 с.
  149. Г. Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной: дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19/Г. Е. Крейдлин. -М., 2000.
  150. Э. Строение тела и характер. М.: ЭКСМО, 2003. — 416 с.
  151. Ю. С., Третьяков Ю. С. Грамматика общения. М.: Смысл- Академический проект, 1999. — 279с.
  152. В. Г. Социальная психология: схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  153. Кузнецова E. B Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. — 19 с.
  154. В.А. Кинофизиогномика. Л.: ЛГПИ, 1978. — 175 с.
  155. Н. В. Профессионализм личности и преподавателя мастера производственного обучения. -М., 1990.
  156. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов — н/Д: РГУ, 1981. -278 с.
  157. В.Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия //Прикладные проблемы социальной психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова. M.: Наука, 1983. — С.158−172.
  158. В.И. Индивидный тест «Словесный портрет». Владивосток: ДГУ, 1988.-248 с.
  159. В.Н. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. — 360 с.
  160. В. Н. Межличностное общение /В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  161. В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение //Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПБ, 1995.
  162. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л., 1985. -218 с.
  163. М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: Эксмо, 2001. — 144 с.
  164. В.В., Стовичек Г. В. Лицо человека: анатомия, мимика. М.: Медицина, 1988. — 272 с.
  165. В. Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе) /В. Л. Кургузов. Улан-Уде, ВСГТУ. — 536.
  166. В.А. Интрепретация и коррекция невербального поведения в общении //Эмоциональные и познавательные характеристики общения. -Ростов-наУД, 1991. С. 74−108.
  167. В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов — н/Д: Феникс, 2009. — 344с.
  168. В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход. Ростов — н/Д: РГУ, 1986. — 136 с.
  169. В.А. Невербальные паттерны ролевого поведения. //Психол. вестник РГУ, 1997. Вып.2. — С. 467 — 486 с.
  170. Лабунская В А. Особенности развития способности к психологической интрепретации невербального поведения //Вопр. психол. 1987. № 3.- С.70−77.
  171. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов- н/Д: Феникс, 1999. —608 с.
  172. А. Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследованию. Социологические исследования. — 2004. -N.2.-C. 115−123.
  173. Д. Тело человека. М.: Медицина, 2002. — 345 с.
  174. Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации: стратегии и навыки. СПб., Питер, 2001.
  175. A.A. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Г. М. Андреевой. М.: Наука, 1975. — С.45−62.
  176. Д. Чужая душа потемки? Как прочесть мысли любого человека. СПб.: Питер, 2010.- 184 с.
  177. Е.В. Психологические средства оптимизации невербального общения личности : дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 2003. — 156 с.
  178. А. Ф. История античной эстетики (в 8-ми т.) Т. 4. Аристотель и поздняя классика /А. Ф. Лосев.- М.: Фолио- ACT, 2000. — 880с.
  179. Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.051. Е. В. Лушпаева. М., 1989.
  180. В.В. Психология восприятия /В.В. Любимов. М.: Эксмо- ЧеРо- МПСИ, 2007. — 472 с.
  181. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред.
  182. Д.В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004. — С. 29−39.
  183. В.Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб.: Питер, 1997. — 364 с.
  184. O.E. Акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2011.—24 с.
  185. В.Л. Психологические основы формирования профессионально-значимых качеств: автореф. дис.докт. психол. наук.-Л., 1982. 32 с.
  186. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. -308 с.
  187. В.А. Социально-перцептивное значение компетентности и ее воздействие на жизнедеятельность человека //Вестник Университета. Серия социология и управление персоналом /Под ред. A.B. Филиппова. М.: ГУУ, 2006.-№ 7(23).-С. 21−28.
  188. В.А. Модель и динамические особенности социально-перцептивной компетентности в профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2007. -20 с.
  189. С. Г. Библиотечное общение как диалог //Сов. библиотековедение. 1990. — № 6. — С. 43−51.
  190. С. Г. Библиотечное обслуживание как диалог //Библиотековедение. 2001. — № 6. — С. 43−51.
  191. С.Г. Диалог в библиотеке //Библиотекарь. 1984. — № 4. -С. 32−33.
  192. С. Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама. -М.: Либерея, 2004. 95с.
  193. О.И. Перцептивная значимость невербальных характеристик человека в малых группах с разным уровнем совместимости: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003. — 25 с.
  194. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  195. Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г. М. Андреевой,
  196. A.И.Донцова. М.: МГУ, 1981.-295 с.
  197. Межличностное общение: Хрестоматия /Под ред. Н. В. Казариновой,
  198. B.М.Погольши. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
  199. И.А. Коммуникативные навыки библиотекаря //Научные и технические библиотеки. 2004. — № 6. — С. 42−52.
  200. И. А. Социально-психологические особенности возникновения и развития читательских объединений //Библиотековедение. 1993. — № 5−6. -С. 43−49.
  201. И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. Николаев, 1994. — 192 с.
  202. Ю. П., Дворкина М. Я. К вопросу о библиотечном этикете: Постановка проблемы //Библиотека. 1995. — № 11. — С. 45- 47.
  203. В. А. Библиотечная конфликтология: приглашение к продолжению дискуссии//НТБ. 2001.- № 10.- С. 22−35.
  204. H.A. Социально-перцептивные и личностные корреляты поведенческих типов, А и Б: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2007.-23 с.
  205. E.H. Социально-психологическая интрепретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17 с.
  206. Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. -СПб.: Речь, 2007.-336 с.
  207. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. -М.: ИПРАН, 1998.- 189 с.
  208. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования. М.: ИП РАН, 2011. — 528 с.
  209. В.П., Васильева А. Г. Невербальный слух и эмпатия //Труды Института психологии РАН. Т. 1. — Кн. 2. — М., 1995. — С. 253−260.
  210. Д. Библия языка телодвижений. М.: Эксмо, 2010. — 672 с.
  211. В.М. Методологические основы количественного изучения явлений в библиотековедческих исследованиях //Методы исследований в библиотечной теории и практике. СПб.: ЛГИК, 1991. — С. 50−59.
  212. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ -Изд-во НПО «МОДЕК», 1995. — 155 с.
  213. Д., Карлинс М. Я вижу, о чем вы думаете. Мн.: Попурри, 2009.-336 с.
  214. Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 576с.
  215. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: МАПН, 1998.-464 с.
  216. И.Б. Формирование социально- перцептивных и других профессионально-важных качеств под влиянием профессии //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С. 167−173.
  217. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Российский фонд фундаментальных исследователей, инст. пед. инноваций РАО. — М., 1995. -239 с.
  218. М., Холл Дж. Невербальное общение. Полное руководство/ М. Нэпп, Дж. Холл. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. -512с.
  219. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного познания /Под ред. Г. М. Андреевой. М.: МГУ, 1981. — С.80−92.
  220. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.- 192 с.
  221. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой.М., Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987. — 360 с.
  222. A.B. Особенности социальной перцепции лица человека, предъявляемого на экране монитора: автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 2009.-21 с.
  223. H. Е. Социально-психологические механизмы развития аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис.. канд. психол. наук: 19.00.13: 19.00.05 /Н. Е. Паевская. М.: РАГС, 2009. -182с.
  224. Э. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. -528 с.
  225. А.Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Ростов — н/Д: Феникс, 2007. — 272 с.
  226. А.Ю. Современному руководителю. Психотехнологии профессионального общения с персоналом и клиентами. Волгоград: Инфолио, 2008. — 256 с.
  227. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991.- 108 с.
  228. В.Н. Восприятие и интрепретация внешности людей //Вопр. психол. 1974. — № 2. — с.59−64.
  229. А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание ИВЭСЭП, 2001.
  230. А.П. Имидж делового человека. СПб.: ИВЭСЭП- Знание, 2007. — 490 с.
  231. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПБ.: Питер, 2001. — 206 с.
  232. Е.Б. Социально-психологическая концепция имиджа как интерсубъектного взаимодействия. М.: РАГС, 2004. — 580 с.
  233. Е.А. Визуальная психодиагностика личности в работе практического психолога. М.: РИЦ АИМ, 2007. — 131 с.
  234. Е. А. Психология имиджа: психосемиотический подход //Психология как система направлений. Ежегодник Российского психологического общества. 2002. — Т.9, вып. 2.
  235. Е.А., Коробцева H.A. Язык одежды, или как понять человека поего одежде. M.: ТАНДЕМ- ГНОМ-ПРЕСС, 1998. — 224 с.
  236. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 226 с.
  237. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Эксмо, 2007. — 272 с.
  238. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. М.: Эксмо, 2005. — 416 с.
  239. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1981.
  240. М.А., Рутер O.A. Невербальные средства общения. Ростов -н/Д: Феникс, 2004. — 352 с
  241. Познание и общение./Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1988. — 280 с.
  242. A.B. О неоднозначности перцептивной оценки и эффектов различных воздействий на личность //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ.ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. -С. 189−194.
  243. C.B. Визуальное наблюдение. СПб.: Речь, 2002. — 320 с.
  244. .Д. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -240 с.
  245. Практикум по социальной психологии /Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2008.-208 с.
  246. Проблемы американских библиотекарей (по страницам зарубежных профессиональных журналов) //Науч. и техн. б-ки, 1996. № 12, — С. 12−18.
  247. Психолого-педагогические и рефлексивные технологии /А.А.Деркач, Н. В. Кузьмина, А. Э. Манушин. М.: РАУ, 1985. — 296 с.
  248. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практ. пособие
  249. Рос. гос. б-ка- Сост.: Е. В. Губина, О. В. Решеникова, Г. Н. Сартан. -М.: Просвещение, 2004. 152с.
  250. Психологический контакт библиотекаря с читателями /Рос. гос. б-ка- Сост. О. В. Решетникова. М.: Книга, 2003. — 96 с.
  251. Психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко- Под общ. ред. А. В.
  252. , М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  253. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития /Под ред. А. А. Реана. СПб., 2005. — 416с.
  254. О.О. Коммуникативно-личностные смыслы интерпретации невербального поведения: дис.. канд. психол. наук. Ростов — н/Дону, 2003.- 169 с.
  255. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом /Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 640 с.
  256. Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — 248с.
  257. Развитие толерантности кадров управления: Учебно-методическое пособие /Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 310 с.
  258. Т.А. Психодиагностические методы изучения личности.
  259. М.: Моск. псих. соц. институт- Флинта, 2003. — 389 с.
  260. A.A. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента //Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С.58−60.
  261. А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -СПб.: «прайм- ЕВРОЗНАК», 2004.
  262. Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
  263. E.H. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения //Современная психология /Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Луч, 1999. — С.508−523.
  264. К. Сигналы тела. М.: София, 2009. — 256 с.
  265. Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 429 с.
  266. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -С. 180.
  267. Е. В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ «Сибирское соглашение», 2000. — 224 с
  268. В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
  269. X. Ваше тайное оружие в общении. М.: Инфра-М, 1996. — 345 с.
  270. И.М. Психологические особенности понимания и интрепретации невербального поведения человека юношами и девушками с психопатоподобным поведением: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Н.Новгород, 2005. 25 с.
  271. Е.С. Комплексная визуальная диагностика. М.: ACT- Астрель, 2007. — 284 с.
  272. Е.В. Общение как среда для саморазвития личности. Монография. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 192 с
  273. И.Н. Социально- перцептивная компетентность как компонента психолого-акмеологической культуры рефлексивного правления //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред.
  274. А.А.Деркача. М.: Луч, 1998. — С. 199−207.
  275. З.Ф. Вербальные и невербальные компоненты в формировании образа лица человека: дис.. канд. психол. наук. Л., 1985. -160 с.
  276. Г. В. Интерпретации невербального поведения в связи с социально-психологическими особенностями личности: дис.. канд. психол. наук. Ростов — н/Д, 2001.- 168 с.
  277. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПБ.: Речь, 2000.-350 с.
  278. Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимдействии. СПб.: Речь, 2002. — 208с.
  279. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: АН СССР, 1970.- 141 с.
  280. Ю.В. Особенности восприятия руководителем личностно-профессиональных характеристик сотрудников в ходе командного взаимодействия //Развитие социально-перцептивной компетентностиличности /Под общ.ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.210−215.
  281. Н.Ю. Социальная перцепция и профессиональная компетентность педагога //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ.ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. -С.215−220.
  282. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехники. М.: Технол. Шк. Бизнеса, 1995. — 429 с.
  283. Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов — н/Д: РГУ, 1997. — 280 с.
  284. Е.Т. Экспресс-психодиагностика. Введение в целостную психологию. Методики и тесты. Самара: Бахрах — М, 2005. — 320 с.
  285. Е. В. Общение как фактор эффективности индивидуальной работы с читателями: автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 /Е. В. Смолина. Л., 1989. — 16с.
  286. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
  287. Соколова-Бауш Е. О. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1999. — 24 с.
  288. Л. Говори свободно. Создавая совершенный голос. М.: Добрая книга, 2006. — 480 с.
  289. И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. -280 с.
  290. Социальная психология: практикум /Г.М. Андреева, Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др.- Под ред. Т. В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2009. -480 с.
  291. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. Монография /Под общей редакцией академика А. А. Бодалева. М.: МГУ ПП, 1999.
  292. А., Пеленицкын А. Оценка персонала: психологические и психофизиологические методы. М.: Эксмо, 2009. — 240 с.
  293. Справочник библиотекаря /Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. -СПб.: Профессия, 2004. 448 с.
  294. С.Ю. Развитие рефлексивной культуры как фактор повышения социально-коммуникативной компетнтности педагогов //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. — С.221−226.
  295. С.С. Язык внешности. М.: Эксмо, 2005. — 416 с.
  296. Л.А. Социальный и семантический интеллект и их роль в социально-перцептивной компетнтности руководителя //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача.-М.: Луч, 1998. С.226−231.
  297. Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих: дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.13./ Л. А. Степнова. М., 2003.
  298. Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания. М.: МГИК, 2002. — 100с.
  299. Э. Р. О психологической подготовке библиотекаря -профессионала //Науч. и техн. б-ки. 1998. — № 11. — С. 57−60.
  300. Е.А. Развитиие социально-перцептивной компетнтности в системе профессионального общения //Развитие социально-перцептивной компетентности личности /Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Луч, 1998. -С.231−237.
  301. И.С. Искусство грима: Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992. — 175 с.
  302. В. И. Полевые заметки визуального психодиагноста. Киев: Ника-Центр, 2006. — 312 с.
  303. Технологии развития профессионального самопознания личности: психолого-акмеологический практикум /A.A. Деркач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнева. Астрахань: АГУ, 2000. — 289 с.
  304. Н., Лицо зеркало души. Физиогномика для всех. — СПб.: Питер, 2010.-239 с.
  305. Е.И. Педагогические условия развития социальноперцептивной компетентности будущих педагогов в процессе высшего профессионального образования: дис.. канд. психол. наук. Череповец, 2002.- 161 с.
  306. К. Деловой язык жестов: универсальный код бизнес-успеха и благополучия женщин. М.: ACT- Астрель, 2007. — 221 с.
  307. Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск., 1995.
  308. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) //Вопр. психол., 1982. № 5. — С.144−147.
  309. Р. О чем говорят лица. СПб.: Питер, 1997. — 280 с.
  310. Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. — 1239 с.
  311. Н.В. Формирование умений невербального общения у будущих учителей начальных классов: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.- 16 с.
  312. A.JI. Формирование социально-перцептивной компетентности социальных педагогов в процессе обучения в вузе: автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 2005.-45 с.
  313. Л.И. Психология развивающейся личности. М.- Воронеже МПСИ, 1996.-460 с.
  314. Д., Практическое пособие по развитию компетенций. М.: Карьера Пресс, 2011. — 640 с.
  315. Физиогномика и язык тела. М.: Эксмо, 2004. — 592 с.
  316. К. Оценка и обратная связь. М.: HIPPO PUBLISHING LTD, 2006.-288 с.
  317. С.А. Развитие социально-перцептивных качеств персонала предприятий малого бизнеса: автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2009. -25 с.
  318. М. Искусство чтения по лицу. Мн.: Попурри, 2004. — 176 с.
  319. К.Н. Восприятие личности в межнациональном общении.
  320. Философские и социологические исследования /Под ред. М. С. Кагана. JL: ЛГУ, 1974.-С. 86−94.
  321. К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер, 2003.-496 с.
  322. Г., Каринч М. Как разоблачить лжеца. М.: Добрая книга, 2006. -280 с.
  323. М., Беккер Б., Битти Р. Оценка персонала. М.: Вильяме, 2007. -432 с.
  324. А. С. Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации /А.С.Чачко Киев: Наукова Думка, 1984. — 192с.
  325. A.C. Истоки и предпосылки формирования библиотечной профессиологии // НТБ СССР. 1988. — N.8. — С.3−12.
  326. А. С. Развивающая библиотека в информационном обществе./ А. С. Чачко. М.: Либерия, 2004. — 87с.
  327. Е. А. Тендерный и качественный подходы в социологическом исследовании библиотечной коммуникации// Библиотековедение. 2008. — N. 3. — С. 29−32.
  328. И.В. Костюм как невербальная социокультурная система. Автореф. дис.. канд. соц. наук. М., 2004. — 22 с.
  329. Э. Л. О психологии творчества и информационных потребностях //Науч.- техн. Информация. Сер. 2. — 1988. — N. 2. — С. 2 — 4.
  330. Э. Л. Формирование информационных потребностей и методика уточнения их запросов //Сов. библиогр. 1974. — N.4. — С.33 — 40.
  331. В.М. Имеджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. — 576 с.
  332. Н.Б., Белопольский В. И. О функциях взора человека в межличностном взаимодействии //Вопр. психол. познания и общения. -Краснодар, 1985. с. 185−191.
  333. А. Язык тела. М.: Прогресс, 1996. — 274 с.
  334. Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М.: Инфра-М, 1992. — 247 с.
  335. П. Узнай лжеца по выражению лица /П. Экман, У. Фризен. -СПб.: Питер, 2010. 272 с.
  336. Эм Е. А. Развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук. -Карачаевск, 2005. 22 с.
  337. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар, кн. изд-во, 2003. — 192с.
  338. Е.А. Некоторые подходы к определению места акмеологии в системе наук о человеке //Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика /Под ред. А. А. Деркача. М., 1998.
  339. Язык жестов /Сост. А. А. Мельник. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 448 с.
  340. П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. — 368 с.
  341. Akert R.M., Panter А.Т. Extraversion and the ability to decode nonverbal communication // Per. and individ. Differ. 1988, 9. -1 6. P. 965−972.
  342. Bass D.M. Comes M. Higgins D. Lauterbach K. Tactics of manipulations. //Jornal of Personality and Social Psycho-ogy. 1987. — Vol.52. — P. 1219−1229.
  343. Birdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philadelphia, 1970.
  344. Bonner L., Burton A.M., Bruce V. Getting to know you: How we learn new faces.// Visual Cognition, 2003, 10 (5). P. 527−536.
  345. Charles E. Osgood&Oliver Treng (eds), Language, Meaning and Culture: The Selected Papers of C.E.Osgood. Praeger Publishers, 1990. 560 p.
  346. Kendon A. Introduction: Current Issues in the Study of «Nonverbal» Communication 1−56 // Kendon A., ed. Nonverbal communication, Interaction, and Gesture: Selections from «Semiotica». The Hague, 1981.
  347. Key M. R. Nonverbal Communication Today. (Current Research), 1982.
  348. La France M., Mayo C. Moving Bodies. Nonverbal Communication in Social
  349. Relationships. Monterey, California, 1978.
  350. Lyons J. Human language, 49−98 // Non-verbal Communication. (Ed.) -R.Hinde, Cambridge, 1972.
  351. McKelvie S.J. The role of eyes and mouth in the memory of a face.//American Jornal of Psychology, 1976, 89(2). P. 311−323.
  352. Montepare J.M., Opeyo A. The relative salience of psysiognomic cues in differentiating faces: a methodological tool.// Jornal of Nonverbal Behavior, 2002, № 26. P. 49−59.
  353. Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction // Lang, and Commun., 3−2, 1983. P. 129−140.
  354. Sebeok Th. A Studies in Semiotics. Contribution to the doctrine of sings. -Lisse, Indiana University, 1976.
  355. P. & Machotka P. Messages of the body. New York: The Free Press. 1974.
Заполнить форму текущей работой