Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемные формы общения младших школьников со сверстниками

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственно вопросами детской агрессивности в зарубежной психологии занимались: А. Бандура, К. Бютнер, А. Гуггенбюль, Г. Парене и др. Среди отечественных авторов следует упомянуть: Е. И. Бережкову, Е. Л. Голенищеву, Л. Э. Зотову, С. Л. Колосову, А. С. Копового, И. А. Ленденеву, Е. С. Морозову, Т. В. Слотину, А. И. Фурманова и др. Актуальность исследования. Отклонения в поведении детей — одна… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Агрессивность и агрессивное поведение: виды, основные теории в психологии
    • 1. 2. Основные проявления и причины агрессивности у младших школьников
  • ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
    • 2. 1. Влияние неблагополучной семейной ситуации на формирование агрессивной формы поведения младших школьников в коллективе сверстников
    • 2. 2. Синдром гиперактивности у детей младшего школьного возраста как фактор формирования проблемных форм общения со сверстниками
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРОБЛЕМНОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
    • 3. 1. Цель, задачи и содержание методик исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблемные формы общения младших школьников со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Отклонения в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Данной проблемой занимались выдающиеся ученые: Ж.-Ж. Руссо, К. Лоренц, Р. Докинз, Г. Маркузе, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Доллард, Э. Эриксон, Ф. Перлз, А. Бандура и др.

Проблемы агрессии в психологии изучались как зарубежными исследователями (А.Басс, А. Бандура, Л. Берковитц, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, З. Фрейд и др.), так и отечественными учёными (С.Н.Ениколопов, Н. Д. Левитов, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и др.).

Непосредственно вопросами детской агрессивности в зарубежной психологии занимались: А. Бандура, К. Бютнер, А. Гуггенбюль, Г. Парене и др. Среди отечественных авторов следует упомянуть: Е. И. Бережкову, Е. Л. Голенищеву, Л. Э. Зотову, С. Л. Колосову, А. С. Копового, И. А. Ленденеву, Е. С. Морозову, Т. В. Слотину, А. И. Фурманова и др.

В нашей работе мы говорим не об агрессивности как устойчивой личностной черте, а об агрессивных проявлениях в общении ребенка со сверстниками.

Согласно наиболее принятым представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Выявлению детской агрессивности посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов диагностики агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в консультативной практике. Нередко психолог в ситуации консультирования получает несколько иную картину развития ребенка, отличающуюся от реальной, так как в ответах детей часто имеют место социально желательные тенденции.

В этом плане важным представляется вопрос о необходимости надежных методов диагностики личностных особенностей, а в данном случае — агрессивных тенденций ребенка.

В связи с вышесказанным, диагностика агрессивности в поведении у младших школьников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития — взаимоотношениями ребенка со сверст-никами в процессе типичных для данного возраста видов деятельности.

Объект исследования: агрессивность младших школьников как проблемной формы общения.

Предмет исследования: источники проблемных форм общения младших школьников.

Цель исследования: исследовать агрессивность как проблемную форму общения младших школьников и источники ее проявления.

Гипотеза исследования: на формирование агрессивных форм поведения младших школьников существенное влияние оказывают следующие факторы:

• наличие у ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;

• неблагополучная семейная ситуация развития ребенка.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в общении младших школьников со сверстниками;

2) Рассмотреть основные формы и причины агрессивности у младших школьников;

3) Проанализировать источники агрессивного поведения младших школьников в структуре межличностного общения со сверстниками;

4) Экспериментально исследовать влияние отдельных факторов на проявление агрессивности в общении младших школьников со сверстниками.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

— эмпирическое исследование агрессивного поведения у младших школьников с использованием проективных методик: «Тест руки» (Вагнер), Фрустрационный тест С. Розенцвейга;

— содержательная интерпретация и количественный анализ резуль-татов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования за-ключается в следующем.

1. Обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста и показаны различия в степени их значимости.

2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей младшего школьного возраста.

3. Обоснована необходимость изучения влияния факторов на проявления агрессивности в общении младших школьников со сверстниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений системы народ-ного образования, для чего разработаны и апробированы:

— программа диагностики агрессивности у детей младшего школьного возраста, которая может быть рекомендована для применения в образовательных учреждениях.

Научно-теоретические и эмпирические материалы исследования, созданный диагностический инструментарий позволяют психологам и педагогам, работающим в школах, приобрести знания о причинах возникновения трудностей в поведении детей, основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. А., Миронова Е. В. Психологический практикум: Диагностика агрессивного поведения/ Отв. ред. Н. Н. Палагина: Кыргызско-Российский Славянский университет. — Бишкек, 2002. — 47 с.
  2. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб., 2004. — 316 с.
  3. Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — «Речь», 2005. — 97 с.
  4. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
  5. И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2002.
  6. К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.
  7. О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе//Психологический журнал. — 2007, № 4.
  8. А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми).
  9. Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.// Вопросы психологии, 2000, № 1.
  10. И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. — 2003. — № 5.
  11. Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». — СПб., 1996.
  12. Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. — 2007, № 6.
  13. К. Агрессия. — М., 2004.
  14. М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов / Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984.
  15. Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков. //Социальная и клиническая психиатрия. — 2007, № 4.
  16. М. А. Игротерапия общения. — М.: Гном-Пресс, 2002.
  17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Под ред. Д. Л. Райгородского. — Самара, 2008.
  18. А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2009.
  19. Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей. — М., 2005.
  20. Е. О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2002. — № 1.
  21. А.Н. Агрессивное поведение у детей. — М., 2004.
  22. И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. — Минск, 2006.
  23. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2007.
  24. Е. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). — М.: СТИ, 2000.
Заполнить форму текущей работой