Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуализированные сообщества. 
Зоопсихология и сравнительная психология. Т 2

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй период жизни (примерно с 10-го по 20-й день) кормовые железы пчелы дегенерируют, и ее работа в качестве кормилицы заканчивается. Но к этому времени достигают наивысшего развития восковые железы, производящие строительный материал для сотов, и пчелы приступают к строительству. Другими функциями пчел этого возраста являются приемка и «упаковка» в ячейки нектара, а также размельчение… Читать ещё >

Индивидуализированные сообщества. Зоопсихология и сравнительная психология. Т 2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стабильные замкнутые группировки, обитающие на одном месте или совершающие периодические кочевки, как правило, представляют собой сообщества с упорядоченной структурой взаимоотношений между особями. Такие сообщества называются «индивидуализированными», или «персонифицированными», поскольку каждый член сообщества знает всех остальных «персонально». Структура взаимоотношений животных в индивидуализированных сообществах основана на системе иерархии и ритуализации агрессии.

Сообщества подобного типа, с большей или меньшей сложностью взаимоотношений в них, характерны для множества видов. Сложные индивидуализированные сообщества имеют многие виды хищных млекопитающих, добывающие пищу коллективной охотой. Это, например, гиены, львы, волки, гиеновые собаки и др. Основой таких группировок, как правило, служат семейные группы, к которым могут примыкать и неродственные животные. Ядром стаи обычно бывает группа достаточно опытных, немолодых животных, которые давно знают друг друга и находятся в «дружеских» отношениях. В подобных группах наблюдаются сложные иерархические отношения, а высшую ступень иерархии занимает вожак. Типичным для индивидуализированных сообществ является участие многих его членов в воспитании подрастающего молодняка, а также забота старших особей о целостности сообщества и безопасности его членов. Характерно для них и распределение ролей животных в группе. У таких высших позвоночных как человекообразные обезьяны и дельфины, практически отсутствует агрессия по отношению к чужакам, и их сообщества приобретают некоторые черты, характерные для открытых групп. Степень многообразия и пластичности отношений в сообществе животных тесно связана с уровнем их психического развития. В сообществах выскоорганизованных животных взаимопомощь и сотрудничество играют более важную роль, чем агрессивность, связанная с поддержанием иерархической структуры.

Структурированность сообществ животных в большой степени зависит от пространственной структуры популяций и их динамики.

В сообществах высокоорганизованных животных отмечается так называемое разделение ролей. Это явление характерно для волков и гиеновых собак, львов, человекообразных обезьян и др. Разделение ролей в сообществе заключается в том, что отдельные члены группы в разных ситуациях выполняют вполне определенные функции. Такое наблюдается, например, при совместной охоте волков, когда одни звери выполняют функции загонщиков, а другие лежат в засаде и ждут, когда загонщики выгонят на них крупную добычу, например оленя.

Весьма наглядным примером разделения ролей служит семейная группа гиеновых собак. Группа обычно представляет собой взрослую пару с детенышами, подросших щенков из прошлых выводков, иногда в состав группы входят и другие, как правило, родственные особи. Эта группа обычно обитает на вполне определенной территории, границы которой бдительно охраняются. Ежедневно часть группы отправляется на охоту, часть особей остается выполнять функции сторожей и охранять территорию от вторжения чужаков, некоторые собаки выполняют функции нянек и присматривают за подрастающими щенками. Добытую пищу охотники доставляют на территорию стаи. На следующий день все повторяется, но часто звери меняются ролями. Вчерашние охотники остаются охранять территорию, а бывшие сторожа и няньки отправляются на охоту. Таким образом, разделение ролей в стае гиеновых собак обычно носит характер своеобразного дежурства. Иногда одни и те же звери специализируются на какой-то одной функции, например уходе за детенышами и игре с ними. В разных ситуациях на первый план могут выходить особи, более способные к тому или иному виду деятельности, например, зверь получивший травму, в течение какого-то времени не может охотиться и исполняет роль сторожа. Такие отношения называют «ролевой иерархией». В целом весьма важной особенностью поведения этих животных оказывается их потенциальная способность выполнять все функции, необходимые для полноценной жизни группы. Возможность выполнения разных ролей в сообществе определяется у каждой особи сложнейшим сочетанием видовых, наследственных ФКД и поведения, основанного на индивидуальном и социальном опыте. На «результирующей» влияния опыта и врожденных задатков и основана роль каждого индивидуума в сообществе.

Подобное разделение ролей существует и у бобров. Члены семьи бобров, обитающие в одной хатке, по очереди следят за бобрятами, помогая им учиться плавать, находить вход и выход из хатки и т. д. Другие бобры приносят в хатку пищу, охраняют бобрят на берегу. Звери, не занятые заботой о молодняке, занимаются строительством, поддержанием уровня воды в запруде, заготовкой кормов. В целом разделение ролей в сообществах животных, несомненно, делает их социальные отношения более сложными и многообразными. Нужно отметить, что важной особенностью сообществ млекопитающих, в которых наблюдается разделение ролей, является то, что отдельные особи могут в зависимости от ситуации выполнять разные функции и жесткая специализация у них, как правило, отсутствует. Это отличает их от сообществ общественных насекомых, где существует так называемая эусоциальность.

Семья общественных насекомых — муравьев, пчел, шмелей, термитов, ос — отличается целым рядом особенностей. Внутри семьи отчетливо выделяются разные группы насекомых, выполняющие вполне определенные функции, а иногда даже отличающиеся друг от друга строением. В семье есть самка (матка или царица), непрерывно продуцирующая яйца, многочисленные рабочие, выполняющие работу по строительству гнезда и заготовке пищи, выращиванию потомства, охране гнезда и т. д. Семьи насекомых разных видов бывают разными по своему составу и разнообразию выполняемых ими функций. Наиболее сложным и многообразным из изученных насекомых оказывается поведение медоносных пчел и некоторых видов муравьев. В качестве примера рассмотрим семью медоносных пчел. В пчелиной семье сформировалось три типа особей: матка, рабочие пчелы и трутни. Самцы-трутни появляются в процессе роения (деления семьи). В их функции входит оплодотворение вышедших из куколок маток. После этого трутни погибают, а молодая оплодотворенная самка с частью старой семьи покидает улей. Этот процесс называется роением. Матка практически непрерывно откладывает яйца, уход за которыми осуществляют рабочие пчелы-няньки. Рабочие пчелы представляют собой недоразвитых самок и выполняют действия, направленные на поддержание жизни пчелиной семьи. Ни одна из особей, входящих в состав пчелиной семьи, не способна к самостоятельному существованию. Поэтому пчелиную семью рассматривают как биологическую единицу, все члены которой тесно связаны друг с другом, — это целостный, единый организм. Группы особей, связанные определенными функциями, фактически исполняют роль отдельных органов и их систем. В этом и заключается эусоциальность. Рабочие пчелы по мере старения обычно много раз меняют род своих занятий. Это бывает связано с физиологическим развитием организма пчелы. Данный процесс был досконально изучен немецким ученым, лауреатом Нобелевской премии Карлом фон Фришем.

Жизнь рабочей пчелы от «рождения» до смерти можно разделить па три периода. В первый период жизни (примерно с 1-го по 10-й день) пчела работает внутри улья и называется улъевой пчелой. Она чистит ячейку и подготавливает ее для откладки нового яйца. Через несколько дней в голове пчелы полностью развиваются кормовые железы, производящие «маточное молочко» из запасов перги. С этого момента пчелы становятся «кормилицами». К концу этого периода жизни пчела впервые покидает улей и устремляется в ориентировочный полет, продолжающийся примерно пять минут. Этого времени оказывается достаточно для запечатления в ее памяти местности, окружающей улей. В дальнейших ориентировочных полетах пчела продолжает знакомиться с местностью; после этого она может перейти к выполнению обязанностей, связанных с пребыванием вне улья.

Во второй период жизни (примерно с 10-го по 20-й день) кормовые железы пчелы дегенерируют, и ее работа в качестве кормилицы заканчивается. Но к этому времени достигают наивысшего развития восковые железы, производящие строительный материал для сотов, и пчелы приступают к строительству. Другими функциями пчел этого возраста являются приемка и «упаковка» в ячейки нектара, а также размельчение челюстями и уплотнение обножки, состоящей из пыльцы, сброшенной в ячейки пчеламисборщицами. Занимаются они также уборкой всевозможного мусора, а нередко и тел погибших пчел, которые выносят из улья и выбрасывают, отлетев на некоторое расстояние. В конце этого периода жизни некоторые пчелы берут на себя охрану летка. Они внимательно ощупывают усиками всех входящих пчел, защищают жилище от ос и других грабителей меда и мгновенно бросаются в атаку, если человек, лошадь или иной потенциальный враг слишком приблизится к улью.

В третий период жизни (примерно с 20-го дня и до конца жизни) пчела становится сборщицей. Она вылетает за взятком, чтобы приносить в улей нектар и пыльцу цветов.

Таким образом, цикл работ, выполняемых пчелой в течение ее жизни, находится в прямой зависимости от ее физического состояния и возраста. Возврат к выполнению прежних функций обычно невозможен. Однако в некоторых случаях, при острой потребности пчелиной семьи в форсировании тех или иных работ, возможно ускоренное созревание тех или иных желез.

Интересно, что явление эусоциальности отмечено и у одного из видов млекопитающих — восточноафриканского грызуна голого землекопа (Hetemcephalus glaber) (рис. 11.3).

Голые землекопы.

Рис. 11.3. Голые землекопы.

Подобно многим видам муравьев, эти грызуны живут колониями с единственной плодовитой самкой. Их колония представляет собой многокилометровую сеть подземных ходов в очень твердой почве. Сходство с муравьями усиливается тем, что запутанная система туннелей и гнездовых камер колонии создается на основе совместной деятельности ее членов. При рытье нор зверьки выстраиваются «конвейером», в котором переднее животное выполняет роль «проходчика», а далее следуют «откатчики» и «переносчики почвы». Они прорывают эти длинные туннели наугад, в разных направлениях, обеспечивая тем самым отыскание пищи — сочных клубней многолетних растений. Колонии голых землекопов насчитывают до 250 животных, у других видов млекопитающих такие крупные, сложно интегрированные группировки не известны. Наблюдения в лаборатории позволили выявить еще одну удивительную черту этих животных, которую до сих пор наблюдали только у общественных насекомых. Феномен заключается в том, что специализация зверьков меняется в зависимости от возраста и размеров. Молодые животные (в возрасте двух-трех месяцев), специализируются на «обслуживающих» операциях. Позднее эти же зверьки становятся фуражирами, а затем, вырастая, могут быть «охранниками», выполнять работу по выбрасыванию грунта или даже начать размножаться. Самый удивительный аспект жизни голых землекопов — особенности их размножения. У большинства самок этих грызунов (как и у многих видов общественных перепончатокрылых) репродуктивные функции подавлены, однако в отличие от насекомых самки грызунов не стерильны. Если матка погибает, ее место занимает одна из рабочих самок. Когда самкаработница преобразуется в производительницу, у нее меняется и поведение, и внешний вид. Тело вытягивается за счет удлинения позвонков. Став маткой, такая самка приобретает способность подавлять половую активность других самок, а сама может приносить до пяти пометов в год, многократно спариваясь с разными самцами. Матка может также заставить «лентяев» работать, причем тем более активно, чем меньше зверьков действительно работает в данный момент[1].

  • [1] Цит. по: Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. М., 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой