Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проведение контент-анализа. 
Качественные и количественные методы исследования в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от целей контент-анализа процедуры конкретных исследований могут отличаться. Однако существует общая схема, следование которой позволяет снизить воздействие побочных переменных. При проведении контент-аналитического исследования традиционно придерживаются следующих этапов: В качестве единицы изучения следует выделять признаки текста или структурные единицы, которые были бы… Читать ещё >

Проведение контент-анализа. Качественные и количественные методы исследования в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контент-аналитическое исследование является, во-первых, качественным исследованием и, лишь во-вторых, количественным. Первым шагом на пути исследования документа является понимание его содержания, особенностей связи его характеристик с отдельными аспектами социально-психологической реальности. Основным «инструментом» проведения качественного этапа контент-анализа является личность самого исследования — его знания, интуиция, опыт. В силу уникальности личности исследователя и изучаемых документов каждое контентаналитическое исследование уникально и, разумеется, субъективно. Субъективность проведения контент-аналитического исследования является одновременно достоинством и недостатком метода. Благодаря субъективности организации сбора и интерпретации данных, исследователь способен проникнуть в сущность изучаемого психологического явления; и она же может стать причиной ошибок.

Для обеспечения объективности извлечения содержащейся в тексте информации, В. М. Сороковин выделил следующие правила, которым должна отвечать процедура контент-анализа (цит. по: [Проблемы…, 1970]):

  • 1) необходимо точно определить объективные границы текста, его тип и коррелятивные связи с отражаемыми в нем социальными явлениями;
  • 2) в качестве единицы изучения следует выделять признаки текста или структурные единицы, которые были бы репрезентативны по отношению ко всему тексту и его отдельным существенным частям;
  • 3) единицы анализа должны содержать тождественные индикаторы по всему тексту;
  • 4) единицы анализа должны быть рекуррентными, т. е. должны иметь повторяемость (или ее возможность) по всему тексту, а также тождественность признаков, определяющих их качество;
  • 5) единицы анализа и их признаки должны быть удобными для измерения, счета и сравнения, т. е. поддаваться формализации.

При соблюдении отмеченных правил влияние субъекта на материал исследования будет сведено к минимуму.

В зависимости от целей контент-анализа процедуры конкретных исследований могут отличаться. Однако существует общая схема, следование которой позволяет снизить воздействие побочных переменных. При проведении контент-аналитического исследования традиционно придерживаются следующих этапов:

  • 1) определение задач, теоретической основы и объекта исследования, разработка категориального аппарата, выбор соответствующих качественных и количественных единиц анализа;
  • 2) составление кодировочной инструкции;
  • 3) пилотажная кодировка текста;
  • 4) кодировка всего массива исследуемых текстов;
  • 5) статистическая обработка полученных количественных данных;
  • 6) интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

Рассмотрим специфику каждого этапа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой