Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие музыкальных способностей: На прим. 
муз. звуковысотного восприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

144 ностей как свойств функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию. Соотнесение способностей с психическими функциями дало возможность обратиться к проблеме оперативности психического отражения как тонкому приспособлению его к особенностям отражаемых объектов действительности, существенных для выполнения определенных действий в соответствии с задачей. Оперативность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема музыкальных способностей в истории психологии
    • 1. 1. Основные проблемы психологии музыкальных способностей
    • 1. 2. Анализ отдельных музыкальных способностей
  • ГЛАВА 2. Способности и их развитие в деятельности
    • 2. 1. Сущность способностей- оперативность как общий механизм развития способностей в деятельности
    • 2. 2. Музыкальные способности как оперативное проявление общих способностей
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение развития музыкального звуковысотного восприятия
    • 3. 1. Планирование эксперимента, методика
    • 3. 2. Сравнительное изучение звуковысотного и музыкального звуковысотного восприятия
      • 3. 2. 1. Определение различий между звуковы-сотным и музыкальным звуковысотным восприятием (1 серия эксперимента)
      • 3. 2. 2. Определение различий в звуковысотном и музыкальном звуковысотном восприятии у испытуемых с разным опытом музыкальной деятельности (2 серия эксперимента).ИЗ
      • 3. 2. 3. Выявление зависимости величины различий в звуковысотном восприятии от опыта музыкальной деятельности
    • 3. 3. Развитие общих способностей звуковысотного восприятия по отношению к требованиям музыкальной деятельности
    • 3. 4. Об операционных механизмах музыкального звуковысотного восприятия

Развитие музыкальных способностей: На прим. муз. звуковысотного восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема музыкальных способностей неоднократно привлекала внимание исследователей, находясь на стыке многих наук — психологии, педагогики, музыкознания, социологии и эстетики. Исследователи изучали проблемы сущности музыкальности и музыкальных способностей (20- 24- 31- 64- 116- 134- 151- 156- 209). возрастной динамики музыкальных способностей (46- 51- 154- 155- 186- 202 и др.), структуры музыкальности, диагностики её компонентов (16- 32- 47- 68- 75- 76-.81- 86- 137- 142 и др.), развития музыкальных способностей (27- 28- 36−38- 56- 73- 99 и др.), роль специального обучения и профессиональной деятельности в развитии музыкальных способностей (21- 72- 85- 103- 121- 125- 132- 170−172 и др.), зависимость музыкальных способностей от особенностей нервной системы человека (17- 87- 108- 203 и др.), взаимосвязи музыкальных способностей с другими способностями человека (83- 128- 196- 208 и др.)¦

Под музыкальными способностями обычно понимаются способности к музыкальной деятельности. В их роли фактически выступают психические функции — восприятие, память, мышление, хотя это не всегда постулируется явно, и даже отрицается. Нерешенность вопроса сущности музыкальных способностей ведет к недостаточной разработке проблемы их развития в музыкальной деятельности. Остаются вне поля зрения исследователей сами психологические механизмы развития музыкальных способностей, соотношение в них общих и специальных моментов. Решение этих проблем необходимо для перехода к проблемам диагностики музыкальных способностей, музыкального обучения. Знание о сущности, структуре и закономерностях развития музыкальных способностей дает возможность теоретически обоснованно подойти к созданию условий для раскрытия индивидуальности человека.

Неразработанность в теоретическом плане отмеченных проблем обусловило выбор темы исследования: «Развитие музыкальных способностей (на примере музыкального звуковысотного восприятия)» .

Цель исследования — определить психологические механизмы развития музыкальных способностей на примере музыкального звуковысотного восприятия.

Объект исследования: общие способности звуковысотного восприятия.

Предмет исследования: музыкальное звуковысотное восприятие в процессе развития.

В своем исследовании мы опираемся на теоретические положения отечественной психологии способностей, разработанные С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, учения Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева о развитии психических функций, концепции оперативности психического отражения Д. А. Ошанина. Теоретической основой в понимании сущности, структуры, генезиса психических способностей является концепция способностей, разработанная В. Д. Шадриковым. Под способностями понимаются свойства функциональных систем, реализующие определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и реализации деятельности. Структуру способностей составляют функциональные, операционные и мотивационные механизмы, а развитие способностей заключается в развитии этих механизмов.

Гипотеза исследования: одним из путей развития музыкальных способностей есть развитие операционных механизмов общих способностей звуковысотного восприятия.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ общих и музыкальных способностей.

2. Раскрыть структуру способностей и механизмы их развития.

3.Разработать методику, адекватную гипотезе исследования.

4. Провести сравнительный анализ звуковысотного и музыкального звуковысотного восприятия.

5.Показать механизм развития музыкальных способностей на основе общих способностей (на примере музыкального звуковысотного восприятия).

6. Выявить операционные механизмы музыкального звуковысотного восприятия.

Методы исследования: Исследование организовано методом поперечных срезов. В проведении экспериментальной части были использованы методы беседы, эксперимента, а также оригинальная методика, разработанная в целях исследования. Для обработки данных применялись количественные и качественные методы — регрессионный анализ, параметрические и непараметрические критерии (^критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок, критерий X2), контент-анализ.

Новизна и теоретическая значимость. В исследовании выявлена психологическая сущность музыкальных способностей, показаны механизмы развития способностей в музыкальной деятельности, определено соотношение в них «общего» и «специального», экспериментально изучена зависимость меры «общего» и «специального» от опыта музыкальной деятельности в музыкальном звуковысотном восприятии, выявлена роль операционных механизмов музыкального звуковысотного восприятия.

Практическая значимость. Результаты исследования способствуют разработке методов диагностики и развития музыкальных способностей, что позволит индивидуализировать музыкальное обучение и деятельность.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальные способности есть оперативное проявление общих психических способностей в отношении предмета музыкальной деятельности.

2.Оперативность (на примере звуковысотного восприятия) заключается во включенности в процесс музыкального звуковысотного восприятия оперативных образов — ладовых эталонов, упорядочивающих акустическую информацию, а также операционных механизмов, адекватных музыкальному материалу.

3. Проявление оперативности в музыкальном звуковысотном восприятии увеличивается с возрастанием опыта музыкальной деятельности.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в выступлениях на научно-практической конференции Пе-добщества ДГПИ «Концепция непрерывного образования и совершенствование учебного процесса» (Махачкала, 1991), Всероссийской научно-практической конференции «Мир глазами детей» (Махачкала, 1992), научно-практической конференции «Проблемы совершенствования обучения и воспитания в образовательных учреждениях республики Дагестан» (Махачкала, 1993), республиканской науч-но-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя» (Тула, 1994), научно-методической конференции «Профессиональная подготовка учителя музыки и проблемы музыкального воспитания в школах Дагестана» (Махачкала, 1994), на кафедре психологии младшего школьника МПГУ им. В. И. Ленина (22. 06.95).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы из 215 наименований, из них 30 на иностранных языках. Работа содержит 5 таблиц и 7 рисунков. Общий объем — 166 машинописных страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.Музыкальное звуковысотное восприятие является развитием общей способности звуковысотного восприятия в музыкальной деятельности.

2.Развитие музыкального звуковысотного восприятия заключается в придании черт оперативности звуковысотному восприятию по отношению к особенностям предмета музыкальной деятельности. Эта оперативность выражается в формировании средств и способов звуковысотного восприятия, отражающих наиболее существенные для достижения цели музыкальной деятельности признаки звуков: а) оперативным образом в музыкальном звуковысотном восприятии выступает эталон лада, наиболее адекватный ладовой организации звуков в музыкеб) операционными механизмами, соответствующими музыкальному звуковысотному восприятию, являются перекодирование в пространственные схемы и другие зрительные образы, примеривание к эталону, включение в ладовый контекст.

3.Степень развития оперативных черт в звуковысотном восприятии зависит от величины опыта музыкальной деятельности: с возрастанием опыта увеличивается точность приспособления к ладовой организации звуков музыки, соответственно увеличивается вклад оперативности в музыкальное звуковысотное восприятие.

Настоящее исследование представляет собой попытку рассмотрения общего механизма развития способностей в деятельности, в частности, музыкальных способностей. Понимание развития способностей неотделимо от понимания психологической сущности способ.

— 144 ностей как свойств функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию. Соотнесение способностей с психическими функциями дало возможность обратиться к проблеме оперативности психического отражения как тонкому приспособлению его к особенностям отражаемых объектов действительности, существенных для выполнения определенных действий в соответствии с задачей. Оперативность психического отражения служит преодолению избыточности и неопределенности ситуаций для человека. Универсальность человека по отношению к меняющейся среде является его природным свойством, выработанным в процессе эволюционного развития. Наделенный от природы общечеловеческими способностями психического отражения, он имеет возможность гибко использовать их в многообразных условиях жизнедеятельности. Оперативность дает ключ к пониманию развития психического отражения в направлении к тонкому приспособлению к предмету деятельности. Путем такого приспособления общие психические способности приобретают черты специальных, и в этом случае можно говорить о специальных способностях, как о способностях к специальным видам деятельности.

В исследовании установлено, что музыкальные способности являются оперативным проявлением общих способностей. Это один из бесчисленных вариантов развития психического отражения, причем в этих вариантах всегда сохраняется инвариант — сущность психических способностей. Музыкальные способности — это свойства функциональных систем, реализующих функции восприятия, сохранения и переработки музыкального материала.

Музыкальное звуковысотное восприятие, как одна из музыкальных способностей, является развитием общей способности звуковысотного восприятия в музыкальной деятельности. Это развитие заключается в придании ему черт оперативности по отношению к особенностям предмета музыкальной деятельности.

Музыкальное произведение, являющееся предметом музыкальной деятельности, состоит из звуков. В исследовании показано, что, с одной стороны, эти звуки имеют такую же физическую природу, как и остальные звуки окружающей среды, то есть они обладают акустическими параметрами, свойственными звукам как физическим явлениям. Акустические параметры отражаются в психологических характеристиках высоты, тембра, громкости, длительности. С другой стороны, звуки музыки имеют дополнительные психологические характеристики, связанные с их особой организацией. Чем более специфичнее для музыки свойство звука, тем более тонкой организацией оно обладает. Наиболее существенна для музыкальной деятельности высота звука. Система качественных отношений высот звуков выражается в ладовой организации. Лад — основа интонации, которая, в свою очередь, свертывает на себе музыкальный художественный образ — содержание музыкального произведения. Так как создание музыкального образа является целью музыкальной деятельности, восприятие ладовых тяготений — это важнейшая музыкальная способность, и поэтому музыкальное (ладовое) звуковы-сотное восприятие послужило моделью музыкальных способностей в экспериментальном исследовании.

Показано, что ладовый слух развивается из общей способности звуковысотного восприятия путем придания ему черт оперативности. Оперативность звуковысотного восприятия заключается в формировании оперативного образа — ладового эталона. Ладовый эталон содержит необходимые и достаточные для достижения цели музыкальной деятельности параметры высотной организации звуков. Высота, как наиболее значимое свойство, требует и соответствую.

— 146 щих способов звуковысотного восприятия. Такими способами являются операционные механизмы звуковысотного восприятия. Экспериментально установлено, что к их числу принадлежат перекодирование в пространственные схемы и другие зрительные образы, приме-ривание к эталону, включение в ладовый контекст.

Все эти оперативные черты звуковысотного восприятия складываются в процессе взаимодействия с музыкальным материалом в музыкальной деятельности. Как установлено в экспериментальном исследовании, чем больше такой опыт, тем больше возможности для формирования приспособительных к предмету деятельности средств и способов восприятия. С возрастанием опыта увеличивается точность приспособления к ладовой организации звуков музыки, соответственно, увеличивается доля оперативных проявлений в музыкальном звуковысотном восприятии. В этом и проявляется роль музыкальной деятельности как условия для развития операционных черт звуковысотного восприятия. Экспериментальное исследование подтвердило гипотезу об оперативном развитии общих способностей как одного из механизмов развития музыкальных способностей.

В настоящем исследовании показано оперативное развитие музыкальных способностей на примере звуковысотного восприятия. Представляет интерес изучение развития и других способностей в музыкальной деятельности, выявление оперативного преобразования памяти, мышления, других видов восприятия. Возможно также более широкое экспериментальное исследование взаимосвязи и взаимозависимости оперативных проявлений в музыкальные способности и музыкальным образованием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы).-М.: МП «Информполиграф», 1994.- 322 с.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 380 е.
  3. .Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.-С.16−78.
  4. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982.- С. 7−31.
  5. А. Психологическое тестирование: В 2 т. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-320 е. — Т. 2.- 336 с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.-М.: Наука, 1980, — 197 с.
  7. Н.П. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности //Диагностика профессиональных и познавательных способностей: Сб. науч.тр. /Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: ИП АН, 1988.-С.170−184.
  8. Н.П. Компенсация в системе познавательных психических функций //Психологические закономерности профессионализации: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. Н. П. Ансимовой.- Ярославль: ЯГПИ, 1991. С.3−20.
  9. М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музы- 148 кального мышления /Сост. и ред. М. Г. Арановский.- М.: Музыка, 1974, — С. 90−128.
  10. М.Г. О психологических предпосылках предмет-но-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления /Сост. и ред. М. Г. Арановский.- М.: Музыка, 1974, — С. 252−271.
  11. И. Артемьева Т. Н. Методологический аспект проблемы способностей, — М.: Наука, 1972, — 184 с.
  12. .Г. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация //Асафьев Б. Г. Избранные труды: В 5 т. -Т. 5, — М.: АПН РСФСР, 1958, — С. 163−276.
  13. В.А. Динамика зрительного восприятия.- М.: Наука, 1990.-240 с.
  14. К.В., Похилько В. И. Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов //Системный характер сенсорно-перцептивных процессов. М.: ИП АН, 1988, — С. 103−148.
  15. В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) //Белобородова В.К., Алиев Ю. Б., РигинаГ.С. Музыкальное восприятие школьников, — М.: Педагогика, 1975, — С.6−35.
  16. .Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей //Вопросы психологии.- 1992.- N 5, — С.94−100.
  17. М.П. Физиологические основы ладового чувства //Вопросы теории и эстетики музыки, — Л.: Музгиз, 1962.- Вып.1.-С.52−124.
  18. Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спецпрак-тикум по социальной психологии, — М.: МГУ, 1992, — 60 с.
  19. Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества.- Ростов н/Д.: РГУ, 1983, — 173 с.
  20. Л. JI. Проблемы психологии музыкальных способностей (пути и перспективы исследований) //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983.-С.151−165.
  21. Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: Автореф. дис.. д-ра психол. наук, — Киев, 1989, — 44 с.
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989, — 200 с.
  23. Н.Ф. Восприятие искусства, М.: АН СССР, 1990.-176 с.
  24. П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 245−247.
  25. А. Виды абсолютного слуха //Homo musicus: Альманах музыкальной психологии '95, — М.: Мое.гос.коне., 1995.-С.17−28
  26. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.-336 с.
  27. H.A. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1967.- 415 с.
  28. Витанова-Сталева Л. Развитие музыкально-мыслительной деятельности у детей (интуитивное и сознательное восприятие) //Музыкальное искусство и формирование нового человека.-Киев: Музычна Украйина, 1982, — С.172−182.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления /Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
  30. A.A. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звуков //Музыкальное искусство и наука /Под.ред. E.B.Назайкинского. Вып. 1, — М.: Музыка, 1970. — С. 11−38.
  31. A.A. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. дис.. канд. психол.наук.- М., 1972.-36 с.
  32. A.A. К проверке музыкально-интеллектуальных способностей абитуриентов //Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны.- Клайпеда, 1985, — С. 63−65.
  33. Р. Экспериментальная психология.- М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1950.- 798 с.
  34. Г. Восприятие времени //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. Т. 2, — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.- С. 859−875.
  35. Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, — 368 с.
  36. И.П. Музыкальный слух //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч. зап. N 399.- М.: МГПИ, 1970. -С.157−171.
  37. И.П. Чувство ритма и его развитие //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч. зап. N 399, — М.: МГПИ, 1970.- С.141−156.
  38. И.П. Музыкальная память //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч.зап. N 406, — М.: МГПИ, 1972.- С. 132−163.
  39. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки.- СПб., 1875, — 595 с.
  40. С.А. Слух: Введение в психологическую и физиологическую акустику. М.: Медицина, 1984.- 352 с.
  41. Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Педагогика, 1976.- 256 с.
  42. Ю.Б. О восприятии высоты звука: Дис.. канд. психол. наук. М., 1960, — 106 с.
  43. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 494 с.
  44. . Что такое психология: В 2 т. Т. 2. — М.: Мир, 1992, — 376 с.
  45. Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1993.- 306 с.
  46. Л.В. Оценивание детьми ладовых тяготений в процессе восприятия музыки //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С.126−129.
  47. Л.В., Николаева Е. В. К вопросу о методике измерения уровня музыкального развития школьников //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей.-М.: МГПИ, 1974, — С. 146−214.
  48. Н. Обобщение как элемент художественного мышления //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост.Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украйина, 1989, — С. 47−54.
  49. А.А. Образная сфера человека, М.: ИП АН, 1992, — 194 с.
  50. Р. Основы психологического эксперимента.- М.: МГУ, 1982, — 464 с.
  51. А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Дис.. д-ра психол. наук.- М., 1989. 444 с.
  52. А.Л. Музыкальная психология,— М.: ИВ Магистр, 1993.- 192 с.
  53. С.Г. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук, М., 1985.- 20 с.
  54. Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях.-Л.: Медицина, 1973.- 141 с.
  55. П.И. Проблемы диагностики перцептивных способностей //Диагностика познавательных способностей /Отв. ред.
  56. B.Д.Шадриков.- Ярославль: ЯГПИ, 1986.- С.31−38.
  57. Л.Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки //Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете, М.: МГПИ, 1985.- С. 116−121.
  58. Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ,— М.: Статистика, 1973, — 392 с.
  59. Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990, — Ч. 1, — 140 е.- 4.2. — 160 с.
  60. В.Н. Способности и жизнедеятельность //Индивидуальность и способности, — М.: ИП РАН, 1994, — С.71−81.
  61. В.Н. Структура и логика психологического исследования.- М.: ИП РАН, 1994.- 163 с.
  62. Дыс Л. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украйина, 1989.1. C.35−44.
  63. Г. Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с творческим коллективом.- М.: Музыка, 1988.-80 с.
  64. Д.Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.- С.22−31.
  65. A.M. О механизме звуковысотного слуха //Вопросы психологии, 1983.- N2.- С. 118−124.
  66. A.M. Роль пространственно-акустической анизотропности в слуховом восприятии //Принципы порождающего процесса восприятия /Под ред. А. М. Миракяна.- М.: НИИ ОПП, 1992.-С.171−187.
  67. A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте //Сенсорное воспитание дошкольников /Под. ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.-М.: АПН РСФСР- 1963.- С.30−56.
  68. А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982, — С. 50−80.
  69. A.B. Диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1986, — 16 с.
  70. Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992.- 19 с.
  71. Е.П. Двигательная память и память на движения синонимы? — //Вопросы психологии.- 1990, — N 4, — С.134−140.
  72. Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990, — 303 с.
  73. В.И. О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа //Психологический журнал, — 1986.1. Т. 7, — N 3.- С. 150−154.
  74. И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками //Музыкальное воспитание в школе.- Вып.11, — М.: Музыка, 1976, — С. 48−53.
  75. Г. Н. Ладовое чувство и фиксированная установка //Экспериментальные исследования по психологии установки: В 2 т, — Т.1.- Тбилиси.: АН ГССР, 1958.- С. 439−455.
  76. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Дис.. канд. искусствовед. -М., 1989.- 165 с.
  77. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека: В 2 т. Т. 2. Способности, — Л.: ЛГУ, 1960.-304 с.
  78. А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки.- Киев: Наукова думка, 1986, — 189 с.
  79. И. К вопросу о понятийности музыкального мышления //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс, — Киев: Музычна Украйина, 1989, — С. 28−34.
  80. Ю. Интонация и образ в музыке //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского.- М.: Музыка, 1965, — С. 35−52.
  81. Е.П. К вопросу о диагностике восприятия музыкального произведения старшими школьниками //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.- М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 137−139.
  82. Е.П. Психологическое воздействие искусства на де- 155 тей школьного возраста: Дис.. д-ра психол. наук.-М., 1990, — 295 С.
  83. Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязи художественного и общего развития личности //Психологический журнал, — 1991.- Т. 12.- N 1.- С. 108−117.
  84. В.А. Психология математических способностей школьников,— М.: Просвещение, 1968, — 431 с.
  85. И.А. Комплексное исследование музыкальной (фортепианной) одаренности у детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993, — 16 с.
  86. И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности //Вопросы психологии, — 1995, — N 2, — С. 59−65.
  87. И.А. Проявление музыкальных способностей //Способности и склонности /Под ред. Э. А. Голубевой.- М.: Педагогика, 1989, — С. 137−150.
  88. Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьников //Вопросы психологии, — 1985, — Т.6.-N 1, — С.9−18.
  89. Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971, — 277 с.
  90. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства //Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т,-Т.2.- М.: Педагогика, 1983. С. 232−239.
  91. А.Н. Проблемы развития психики,— М.: МГУ, 1981.-584 с.
  92. А.Н., Овчинникова О. В. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей, — Доклады АПН РСФСР.-1958.-N 3, — С. 43−48.
  93. Ликлайдер Дж.K.P. Основные корреляты слухового стимула //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. Т. 2.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.- С. 580−642.
  94. П. Норман Д. Переработка информации у человека,— М.: Мир, 1976.-550 с.
  95. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии,— М.: Наука, 1984, — 444 с.
  96. .Ф., Беляева A.B., Носулено В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах.- М.: Наука, 1986.- 128 с.
  97. H.H. Нарастание дифференциации как закономерность развития психических процессов //Психологический журнал.- 1985, — Т. 6.- N 1.- С. 20−25.
  98. А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.- 374 с.
  99. Ф. Практические проблемы музыкального воспитания //Музыкальное воспитание в странах социализма.- Л.: Музыка, 1975.- С.192−220.
  100. Л.А. О системе средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского.- М.: Музыка, 1965.-С.225−263.
  101. Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции.-М.: Музыка, 1991, — 79 с.
  102. Мак-Адаме С. Перцептивная организация звуковой среды //Проблемы экологической психоакустики. М.: ИП АН, 1991.-С.28−50.
  103. Н.В. Закономерности звуковысотного мышления и их проявления в процессе пения по нотам: Автореф. дис. .канд. искусствовед. Киев, 1980.- 24 с.
  104. В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки,— М.: Музыка, 1976, — 253 с.
  105. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки /Под ред. Максимова.- М.: Музыка, 1980.- С. 141−155.
  106. В.В. Музыкальное мышление и логос жизни //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования.- Киев: Музычна Украйина, 1989, — С.18−28.
  107. В.В. Интонационная форма музыки,— М.: Композитор, 1993.- 262 с.
  108. А.И. Особенности развития звуковысотного и ритмического слуха первоклассников различных типологических групп: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1974, — 17 с.
  109. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека //Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988.1. С.307−320.
  110. М.К. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления //Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке.-Л.: Музыка, 1990.- С.117−147.
  111. В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования //Проблемы экологической психоакустики. М.: ИП АН, 1991.-С.240−246.
  112. Музыкальная акустика /Под ред. Н. А. Гарбузова.- М.: Муз-гиз, 1954.- 236 с.
  113. ИЗ. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т.З.- М.: Сов. энциклопедия, 1976, — 1103 с.
  114. Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс, — Киев.: Музычна Украйина, 1989.- 178 с.
  115. Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1990, — 672 с.
  116. В.Н., Готсдинер А. Л. Что есть музыкальность? //Сов. музыка. 1975.- N 2, — С. 81−85.
  117. Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.- 383 с.
  118. Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха //Воспитание музыкального слуха.- М.: Музыка, 1977.- С.25−78.
  119. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //Восприятие музыки /Под.ред.В. Н. Максимова.-М.: Музыка, 1980.- С.91−111.
  120. Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988.-254 с.
  121. С.И. Формирование музыкальности у младших школьников: Автореф. дис.. канд.психол. наук. Киев, 1980.-26 с.
  122. О.И. Исследования по психологии художественного творчества, М.: МГУ, 1972, — 154 с.
  123. В.Н. Психология слухового восприятия,— М.: Наука, 1988, — 216 с.
  124. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В.П.Столи-на, — М.: МГУ, 1987, — 303 с.
  125. В.Д. Формирование музыкального познания, — Кишинев: Штиинца, 1988, — 157 с.
  126. Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Дис.. д-ра психол. наук, — М., 1972.- 372 с.
  127. В.И. Музыкальная психология,— М.: ТОО «Пассим», 1994.- 304 с.
  128. И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности //Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: НИИ ОП, 1976, — С. 4−11.
  129. С.Я. Анализ музыкального мышления старших подростков //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 129−132.
  130. Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982, — 336 с.
  131. Проблемы музыкального мышления /Сост. и ред. М.Г.Арановс-кий, — М.: Музыка, 1974.- 336 с.
  132. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск: НГК, 1986, — Вып. 4.
  133. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  134. В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики //Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск: НГК, 1986.-Вып.4.- С.56−69.
  135. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М.: Музыка, 1989. 141 с.
  136. Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- 181 с.
  137. Римский-Корсаков H.A. Обязательное и добровольное обучение- 160 в музыкальном искусстве //Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки.- СПб.: Тип. Стасюлевича, 1911.-С.49−73.
  138. М.С. Значение психологической теории для изучения понимания в различных видах познавательной деятельности //Психологические проблемы диагностики /Отв. ред. М. С. Роговин, Л. П. Урванцев.- Ярославль: ЯГУ, 1985, — С.4−30.
  139. С.Л. Основы психологии.- М.: Учпедгиз, 1935.-480 с.
  140. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. 1. 488 е.- Т. 2.- 328 с.
  141. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории //Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973, — С.220−235.
  142. В.А. К вопросу о причинах забывания музыкального материала //Вопросы психологии, — 1981, — N 2.- С.100−105.
  143. Л.Р. Особенности развития музыкального восприятия.- Тбилиси: Мецниерба, 1987.- 66 с.
  144. Л.Л. Психологическая сущность понятия //Познавательные процессы в деятельности /Отв. ред. Л. П. Урванцев.-Ярославль: ЯГУ, 1987, — С.55−65.
  145. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и музыкального восприятия //Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. Т. 1. — Л.: Сов. композитор, 1980.- С. 212−234.
  146. А.Н. Музыка как вид искусства //Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т.- Т.2.- Л.: Сов. композитор, 1981, — С.11−230.
  147. Способности и склонности: Комплексные исследования /Под- 161 ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989, — 200 с.
  148. С.С. Математика, измерение и психофизика //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т.-Т.1.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, I960, С. 19−89.
  149. O.A. Музыкальные способности: Проблемы теории: Учеб. пособие для студентов музыкальных и педагогических учебных заведений.- Махачкала.: ДГПИ, 1994, — 39 с.
  150. М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры //Развитие музыкального восприятия школьников, — М.: НИИ ХВ, 1971.- С. 11−21.
  151. Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей //Вопросы психологии.- 1987.- N 3.- С.115−121.
  152. Г. С. Особенности профессионального мышления современного молодого музыканта //Психологический журнал.-1991, — Т. 12.- N 3.- С. 103−107.
  153. Г. С. Психология музыкальной потребности: Автореф. дис.. д-ра искусствовед.- М., 1991.- 47 с.
  154. К.В. К отногенезу чувства музыкального ритма //Генезис сенсорных способностей /Под ред. л.А.Венгера.-М.: Педагогика, 1976.- С.19−67.
  155. К.В. Онтогенез музыкальных способностей,— М.: Педагогика, 1988.- 176 с.
  156. .М. Психология музыкальных способностей //Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1985, — С. 4 2 2 2 2
  157. .М. Способности и одаренность //Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1985, — С.15−41.
  158. .М. Музыкальная память //Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965, — С. 886.- 162
  159. .М. Музыкальный слух //Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. С.892−893.
  160. Т. О пространственно-временной модели в одноголосии и многоголосии //Восприятие музыки /Под ред. В. Н. Максимова.- М.: Музыка, 1980, — С. 156−166.
  161. С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения,— Кишинев.: Штиин-ца, 1989, — 124 с.
  162. Ч.А. Физика музыкальных звуков,— М.: Легкая индустрия, 1976, — 184 с.
  163. Ю.Н. Учение о гармонии.- М.: Музыка, 1966, — 224 с.
  164. Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады.- М.: Музыка, 1971, — 110 с.
  165. Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. М. Музыка, 1978.- 168 с.
  166. Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: Факты, гипотезы, проблемы //Психологические закономерности профессионализации /Под ред. Н. П. Ансимовой.-Ярославль: ЯГПИ, 1991.- С.31−39.
  167. В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980, — 282 с.
  168. В.Н. Музыка как вид искусства: В 2 ч.- Ч.1.- М.: Мое.гос.коне., 1990.- 138 с.
  169. Н. Язык и мышление,— М.: МГУ, 1972.- 122 с.
  170. Ю.А. Диагностика музыкального воображения //Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В.Цеханский.- Новосибирск: НГК, 1986.-Вып. 4.- С. 70−76.
  171. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис.. д-ра психол. наук, — Казань, 1989.425 с.
  172. Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
  173. В.Д. Проблемы профессиональных способностей //Психологический журнал, — 1982, — Т.З.- N 5.- С.13−26.
  174. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности i/L: Наука, 1982.- 185 с.
  175. В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- С. 7−21.
  176. В.Д. Деятельность и способности.- М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.- 320 с.
  177. В.Д., Ансимова Н. П. Проблемы диагностики профессиональных способностей //Проблемы индустриальной психологии /Отв. ред. А. В. Карпов, М. М. Князев. Ярославль: ЯГУ, 1983, — С.99−109
  178. В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей //Диагностика профессиональных и познавательных способностей /Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина.-М.: ИП АН, 1988.- С. 5−27.
  179. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика.- М.: Педагогика, 1990, — 176 с.
  180. М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы, — М.: Педагогика, 1981, — 264 с.
  181. В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1989,-25 с.
  182. Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже.183 184 185 186 187.188,189,190,191 192 193 194 195- 164
  183. Вып. 5.- М.: Прогресс, 1975, — 282 с.
  184. Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962. -310 с.
  185. Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1993, — 26 с.
  186. .М. Как жизнь //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965, — С. 95−133. Bentley A. Musical Ability in Children and its Measurement. -London: Harrap, 1966. — 151 p.
  187. Dixcon W., Burns E.M. Absolute Pitch //The Psychology of Music .- N.Y. etc.: Academ. press, 1982.- P. 431−451. Drake R.M. Drake Musical Aptitude Test. Chicago: Science Research A’sociates, 1954.
  188. Gordon E. Musical Aptitude profile. Boston: Houghton Mifflin, 1965.
  189. Gordon E. The Psychology of Music Teaching.- N.Y.: Prentice Hall, 1971, — 138 p.
  190. Gordon E.E. Primary Measures of Music Audiation.-Chicago: G.I. A., 1979.
  191. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Materials as- 165 a Measure of Musical Aptitude.- 2. Test Construction and Result .- Helsinki: Institute of Education.- Research Bulletin.- 1975, — N. 43. 19 p.
  192. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Materials as a Measure of Musical Aptitude.-5. Summary and Conclusions Helsinki: Institute of Education. Research Bulletin.-1980, — N. 52.- 33 p.
  193. Kelly L., Sutton-Smith B. A Study of Infant Musicsl Productivity //Music and Child Development.-N. Y.: Springer, Cop.1987.-P. 35−53.
  194. Kries J. Wer ist Musicalich? Gedanken zur Psychologie den Tonkunst- Berlin: Springer, 1926.- 154 s.
  195. Kurt E. Musicpsychologie.- Berlin, 1931.- 323 s.
  196. J. & Dykema P.W. Kwalwasser-Dykema Music tests. N. Y.: Fisher, 1930.
  197. Meyer M. Uber Tonverschmelzung und die Theorie der Consonanz //Zelts, fur Psychol.- 1898, — 17.
  198. Music and Child Development /Ed. by J.C.Peery et al. -N.Y. etc.: Springer, Cop. 1987.- 267 p.
  199. Music, Wind and Brain: The Neuropsychology of Music /Ed. by M.Clynes.- N.Y.- London: Plenum Press, 1982.- 430 p.
  200. Seashore C. The Psychologyj) f Musical Talent .- N.Y.: Silber Burdett and Co, 1919.- 289 p.
  201. Seashore C. The Psychology of Music. N.Y.and L.: McGraw Hill, 1938, — 408 p.
  202. Shepard R.N. Structural Representation of Musical Pitch //The Psychology of Music.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982.-P.344−390.
  203. Shuter R. The Psychology of Musical Ability. L.: Methuen, 1968, — 347 p.
  204. Shuter-Dyson R. Musical Ability //The Psychology of Music.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982. P. 391−412.
  205. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. L., N.Y.: Methuen, 1981.- 354 p.
  206. Stumpf C. Tonpsychology. Leipzig: Hirzel, 1883−1890.
  207. Szende 0. Intervalle Hearing: its Nature and Pedagogy. -Budapest: Acad, kiado, 1977, — 178 p.
  208. The Psychology of Music /Ed. by D.Deutsch.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982, — 542 p.
  209. Willems E. Les bases psychologiques de 1' education musicale.- Paris: Presses Univeritaires de France, 1956, — 142 p.
  210. Wing H. Test of Musical Ability and Appreciation. An Investigation in to the Measurement, Distribution and Development of Musical Capacity. 2d ed. -Cambridge: Univ. Press, 1968.- 98 p.
  211. Zenatti A. Le development genetique de la perception musicale. Paris: Centre national de la recherche seientifique, 1969, — 110 p.
Заполнить форму текущей работой