Развитие музыкальных способностей: На прим.
муз. звуковысотного восприятия
Диссертация
144 ностей как свойств функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию. Соотнесение способностей с психическими функциями дало возможность обратиться к проблеме оперативности психического отражения как тонкому приспособлению его к особенностям отражаемых объектов действительности, существенных для выполнения определенных действий в соответствии с задачей. Оперативность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема музыкальных способностей в истории психологии
- 1. 1. Основные проблемы психологии музыкальных способностей
- 1. 2. Анализ отдельных музыкальных способностей
- ГЛАВА 2. Способности и их развитие в деятельности
- 2. 1. Сущность способностей- оперативность как общий механизм развития способностей в деятельности
- 2. 2. Музыкальные способности как оперативное проявление общих способностей
- ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение развития музыкального звуковысотного восприятия
- 3. 1. Планирование эксперимента, методика
- 3. 2. Сравнительное изучение звуковысотного и музыкального звуковысотного восприятия
- 3. 2. 1. Определение различий между звуковы-сотным и музыкальным звуковысотным восприятием (1 серия эксперимента)
- 3. 2. 2. Определение различий в звуковысотном и музыкальном звуковысотном восприятии у испытуемых с разным опытом музыкальной деятельности (2 серия эксперимента).ИЗ
- 3. 2. 3. Выявление зависимости величины различий в звуковысотном восприятии от опыта музыкальной деятельности
- 3. 3. Развитие общих способностей звуковысотного восприятия по отношению к требованиям музыкальной деятельности
- 3. 4. Об операционных механизмах музыкального звуковысотного восприятия
Список литературы
- Абрамян В.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы).-М.: МП «Информполиграф», 1994.- 322 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 380 е.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1989.-С.16−78.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982.- С. 7−31.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-320 е. — Т. 2.- 336 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы.-М.: Наука, 1980, — 197 с.
- Ансимова Н.П. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности //Диагностика профессиональных и познавательных способностей: Сб. науч.тр. /Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: ИП АН, 1988.-С.170−184.
- Ансимова Н.П. Компенсация в системе познавательных психических функций //Психологические закономерности профессионализации: Межвуз. сб. науч. тр. /Под ред. Н. П. Ансимовой.- Ярославль: ЯГПИ, 1991. С.3−20.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музы- 148 кального мышления /Сост. и ред. М. Г. Арановский.- М.: Музыка, 1974, — С. 90−128.
- Арановский М.Г. О психологических предпосылках предмет-но-пространственных слуховых представлений //Проблемы музыкального мышления /Сост. и ред. М. Г. Арановский.- М.: Музыка, 1974, — С. 252−271.
- И. Артемьева Т. Н. Методологический аспект проблемы способностей, — М.: Наука, 1972, — 184 с.
- Асафьев Б.Г. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация //Асафьев Б. Г. Избранные труды: В 5 т. -Т. 5, — М.: АПН РСФСР, 1958, — С. 163−276.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия.- М.: Наука, 1990.-240 с.
- Бардин К.В., Похилько В. И. Многомерность сенсорного пространства простых акустических сигналов //Системный характер сенсорно-перцептивных процессов. М.: ИП АН, 1988, — С. 103−148.
- Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) //Белобородова В.К., Алиев Ю. Б., РигинаГ.С. Музыкальное восприятие школьников, — М.: Педагогика, 1975, — С.6−35.
- Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей //Вопросы психологии.- 1992.- N 5, — С.94−100.
- Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства //Вопросы теории и эстетики музыки, — Л.: Музгиз, 1962.- Вып.1.-С.52−124.
- Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спецпрак-тикум по социальной психологии, — М.: МГУ, 1992, — 60 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества.- Ростов н/Д.: РГУ, 1983, — 173 с.
- Бочкарев Л. JI. Проблемы психологии музыкальных способностей (пути и перспективы исследований) //Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука, 1983.-С.151−165.
- Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания: Автореф. дис.. д-ра психол. наук, — Киев, 1989, — 44 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989, — 200 с.
- Бучило Н.Ф. Восприятие искусства, М.: АН СССР, 1990.-176 с.
- Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 245−247.
- Веллек А. Виды абсолютного слуха //Homo musicus: Альманах музыкальной психологии '95, — М.: Мое.гос.коне., 1995.-С.17−28
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.-336 с.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1967.- 415 с.
- Витанова-Сталева Л. Развитие музыкально-мыслительной деятельности у детей (интуитивное и сознательное восприятие) //Музыкальное искусство и формирование нового человека.-Киев: Музычна Украйина, 1982, — С.172−182.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления /Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989.-224 с.
- Володин A.A. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звуков //Музыкальное искусство и наука /Под.ред. E.B.Назайкинского. Вып. 1, — М.: Музыка, 1970. — С. 11−38.
- Володин A.A. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Автореф. дис.. канд. психол.наук.- М., 1972.-36 с.
- Воскресенский A.A. К проверке музыкально-интеллектуальных способностей абитуриентов //Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны.- Клайпеда, 1985, — С. 63−65.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология.- М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1950.- 798 с.
- Вудроу Г. Восприятие времени //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. Т. 2, — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.- С. 859−875.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983, — 368 с.
- Гейнрихс И.П. Музыкальный слух //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч. зап. N 399.- М.: МГПИ, 1970. -С.157−171.
- Гейнрихс И.П. Чувство ритма и его развитие //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч. зап. N 399, — М.: МГПИ, 1970.- С.141−156.
- Гейнрихс И.П. Музыкальная память //Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Уч.зап. N 406, — М.: МГПИ, 1972.- С. 132−163.
- Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки.- СПб., 1875, — 595 с.
- Гельфанд С.А. Слух: Введение в психологическую и физиологическую акустику. М.: Медицина, 1984.- 352 с.
- Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Педагогика, 1976.- 256 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука: Дис.. канд. психол. наук. М., 1960, — 106 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 494 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. — М.: Мир, 1992, — 376 с.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.- М.: Прометей, 1993.- 306 с.
- Горюнова Л.В. Оценивание детьми ладовых тяготений в процессе восприятия музыки //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С.126−129.
- Горюнова Л.В., Николаева Е. В. К вопросу о методике измерения уровня музыкального развития школьников //Вопросы подготовки учителя-музыканта и музыкальное воспитание детей.-М.: МГПИ, 1974, — С. 146−214.
- Горюхина Н. Обобщение как элемент художественного мышления //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост.Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украйина, 1989, — С. 47−54.
- Гостев А.А. Образная сфера человека, М.: ИП АН, 1992, — 194 с.
- Готсданкер Р. Основы психологического эксперимента.- М.: МГУ, 1982, — 464 с.
- Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Дис.. д-ра психол. наук.- М., 1989. 444 с.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология,— М.: ИВ Магистр, 1993.- 192 с.
- Гребельник С.Г. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности: Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук, М., 1985.- 20 с.
- Гублер Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях.-Л.: Медицина, 1973.- 141 с.
- Губочкин П.И. Проблемы диагностики перцептивных способностей //Диагностика познавательных способностей /Отв. ред.
- B.Д.Шадриков.- Ярославль: ЯГПИ, 1986.- С.31−38.
- Дмитриева Л.Г. К вопросу об активизации мышления младших школьников в процессе восприятия музыки //Вопросы профессиональной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете, М.: МГПИ, 1985.- С. 116−121.
- Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ,— М.: Статистика, 1973, — 392 с.
- Дружинин В. Н. Психологическая диагностика способностей: Теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990, — Ч. 1, — 140 е.- 4.2. — 160 с.
- Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность //Индивидуальность и способности, — М.: ИП РАН, 1994, — С.71−81.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования.- М.: ИП РАН, 1994.- 163 с.
- Дыс Л. Музыкальное мышление как объект исследования //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс. Киев: Музычна Украйина, 1989.1. C.35−44.
- Ержемский Г. Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с творческим коллективом.- М.: Музыка, 1988.-80 с.
- Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.- С.22−31.
- Зальцман A.M. О механизме звуковысотного слуха //Вопросы психологии, 1983.- N2.- С. 118−124.
- Зальцман A.M. Роль пространственно-акустической анизотропности в слуховом восприятии //Принципы порождающего процесса восприятия /Под ред. А. М. Миракяна.- М.: НИИ ОПП, 1992.-С.171−187.
- Запорожец A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте //Сенсорное воспитание дошкольников /Под. ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.-М.: АПН РСФСР- 1963.- С.30−56.
- Запорожец А.В., Зинченко В. П. Восприятие, движение, действие //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982, — С. 50−80.
- Зелинский A.B. Диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1986, — 16 с.
- Зотова Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992.- 19 с.
- Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения синонимы? — //Вопросы психологии.- 1990, — N 4, — С.134−140.
- Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990, — 303 с.
- Кауфман В.И. О роли деятельности личности в формировании и развитии слухового образа //Психологический журнал, — 1986.1. Т. 7, — N 3.- С. 150−154.
- Кевишас И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками //Музыкальное воспитание в школе.- Вып.11, — М.: Музыка, 1976, — С. 48−53.
- Кечхуашвили Г. Н. Ладовое чувство и фиксированная установка //Экспериментальные исследования по психологии установки: В 2 т, — Т.1.- Тбилиси.: АН ГССР, 1958.- С. 439−455.
- Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Дис.. канд. искусствовед. -М., 1989.- 165 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека: В 2 т. Т. 2. Способности, — Л.: ЛГУ, 1960.-304 с.
- Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки.- Киев: Наукова думка, 1986, — 189 с.
- Котляревский И. К вопросу о понятийности музыкального мышления //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс, — Киев: Музычна Украйина, 1989, — С. 28−34.
- Кремлев Ю. Интонация и образ в музыке //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского.- М.: Музыка, 1965, — С. 35−52.
- Крупник Е.П. К вопросу о диагностике восприятия музыкального произведения старшими школьниками //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.- М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 137−139.
- Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на де- 155 тей школьного возраста: Дис.. д-ра психол. наук.-М., 1990, — 295 С.
- Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязи художественного и общего развития личности //Психологический журнал, — 1991.- Т. 12.- N 1.- С. 108−117.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников,— М.: Просвещение, 1968, — 431 с.
- Курбатова И.А. Комплексное исследование музыкальной (фортепианной) одаренности у детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993, — 16 с.
- Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности //Вопросы психологии, — 1995, — N 2, — С. 59−65.
- Левочкина И.А. Проявление музыкальных способностей //Способности и склонности /Под ред. Э. А. Голубевой.- М.: Педагогика, 1989, — С. 137−150.
- Лейтес Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьников //Вопросы психологии, — 1985, — Т.6.-N 1, — С.9−18.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971, — 277 с.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства //Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т,-Т.2.- М.: Педагогика, 1983. С. 232−239.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики,— М.: МГУ, 1981.-584 с.
- Леонтьев А.Н., Овчинникова О. В. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей, — Доклады АПН РСФСР.-1958.-N 3, — С. 43−48.
- Ликлайдер Дж.K.P. Основные корреляты слухового стимула //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. Т. 2.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.- С. 580−642.
- Линдсей П. Норман Д. Переработка информации у человека,— М.: Мир, 1976.-550 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии,— М.: Наука, 1984, — 444 с.
- Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носулено В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах.- М.: Наука, 1986.- 128 с.
- Луковников H.H. Нарастание дифференциации как закономерность развития психических процессов //Психологический журнал.- 1985, — Т. 6.- N 1.- С. 20−25.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.- 374 с.
- Лысек Ф. Практические проблемы музыкального воспитания //Музыкальное воспитание в странах социализма.- Л.: Музыка, 1975.- С.192−220.
- Мазель Л.А. О системе средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского.- М.: Музыка, 1965.-С.225−263.
- Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк об основах музыкального искусства и его эволюции.-М.: Музыка, 1991, — 79 с.
- Мак-Адаме С. Перцептивная организация звуковой среды //Проблемы экологической психоакустики. М.: ИП АН, 1991.-С.28−50.
- Малиборский Н.В. Закономерности звуковысотного мышления и их проявления в процессе пения по нотам: Автореф. дис. .канд. искусствовед. Киев, 1980.- 24 с.
- Медушевский В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки,— М.: Музыка, 1976, — 253 с.
- Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» //Восприятие музыки /Под ред. Максимова.- М.: Музыка, 1980.- С. 141−155.
- Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни //Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования.- Киев: Музычна Украйина, 1989, — С.18−28.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки,— М.: Композитор, 1993.- 262 с.
- Медянников А.И. Особенности развития звуковысотного и ритмического слуха первоклассников различных типологических групп: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 1974, — 17 с.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. К проблеме «общего» и «специального» в художественно-творческой одаренности человека //Искусствознание и психология художественного творчества /Отв. ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1988.1. С.307−320.
- Михайлов М.К. О некоторых психологических механизмах музыкального мышления //Михайлов М. К. Этюды о стиле в музыке.-Л.: Музыка, 1990.- С.117−147.
- Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования //Проблемы экологической психоакустики. М.: ИП АН, 1991.-С.240−246.
- Музыкальная акустика /Под ред. Н. А. Гарбузова.- М.: Муз-гиз, 1954.- 236 с.
- ИЗ. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т.З.- М.: Сов. энциклопедия, 1976, — 1103 с.
- Музыкальное мышление: Сущность, категории, аспекты исследования /Сост. Л. И. Дыс, — Киев.: Музычна Украйина, 1989.- 178 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1990, — 672 с.
- Мясищев В.Н., Готсдинер А. Л. Что есть музыкальность? //Сов. музыка. 1975.- N 2, — С. 81−85.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.- 383 с.
- Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха //Воспитание музыкального слуха.- М.: Музыка, 1977.- С.25−78.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания //Восприятие музыки /Под.ред.В. Н. Максимова.-М.: Музыка, 1980.- С.91−111.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988.-254 с.
- Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников: Автореф. дис.. канд.психол. наук. Киев, 1980.-26 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества, М.: МГУ, 1972, — 154 с.
- Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия,— М.: Наука, 1988, — 216 с.
- Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В.П.Столи-на, — М.: МГУ, 1987, — 303 с.
- Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания, — Кишинев: Штиинца, 1988, — 157 с.
- Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Дис.. д-ра психол. наук, — М., 1972.- 372 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология,— М.: ТОО «Пассим», 1994.- 304 с.
- Петухова И.А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности //Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: НИИ ОП, 1976, — С. 4−11.
- Поволоцкий С.Я. Анализ музыкального мышления старших подростков //Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы, М.: НИИ ХВ, 1982.- С. 129−132.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982, — 336 с.
- Проблемы музыкального мышления /Сост. и ред. М.Г.Арановс-кий, — М.: Музыка, 1974.- 336 с.
- Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск: НГК, 1986, — Вып. 4.
- Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Яро-шевского.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Ражников В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики //Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск: НГК, 1986.-Вып.4.- С.56−69.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.- М.: Музыка, 1989. 141 с.
- Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- 181 с.
- Римский-Корсаков H.A. Обязательное и добровольное обучение- 160 в музыкальном искусстве //Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки.- СПб.: Тип. Стасюлевича, 1911.-С.49−73.
- Роговин М.С. Значение психологической теории для изучения понимания в различных видах познавательной деятельности //Психологические проблемы диагностики /Отв. ред. М. С. Роговин, Л. П. Урванцев.- Ярославль: ЯГУ, 1985, — С.4−30.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии.- М.: Учпедгиз, 1935.-480 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989.- Т. 1. 488 е.- Т. 2.- 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории //Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973, — С.220−235.
- Салин В.А. К вопросу о причинах забывания музыкального материала //Вопросы психологии, — 1981, — N 2.- С.100−105.
- Самсонидзе Л.Р. Особенности развития музыкального восприятия.- Тбилиси: Мецниерба, 1987.- 66 с.
- Соловьев Л.Л. Психологическая сущность понятия //Познавательные процессы в деятельности /Отв. ред. Л. П. Урванцев.-Ярославль: ЯГУ, 1987, — С.55−65.
- Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и музыкального восприятия //Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. Т. 1. — Л.: Сов. композитор, 1980.- С. 212−234.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства //Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т.- Т.2.- Л.: Сов. композитор, 1981, — С.11−230.
- Способности и склонности: Комплексные исследования /Под- 161 ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989, — 200 с.
- Стивене С.С. Математика, измерение и психофизика //Экспериментальная психология /Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т.-Т.1.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, I960, С. 19−89.
- Таллина O.A. Музыкальные способности: Проблемы теории: Учеб. пособие для студентов музыкальных и педагогических учебных заведений.- Махачкала.: ДГПИ, 1994, — 39 с.
- Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры //Развитие музыкального восприятия школьников, — М.: НИИ ХВ, 1971.- С. 11−21.
- Тарасов Г. С. О коммуникативной природе музыкальных способностей //Вопросы психологии.- 1987.- N 3.- С.115−121.
- Тарасов Г. С. Особенности профессионального мышления современного молодого музыканта //Психологический журнал.-1991, — Т. 12.- N 3.- С. 103−107.
- Тарасов Г. С. Психология музыкальной потребности: Автореф. дис.. д-ра искусствовед.- М., 1991.- 47 с.
- Тарасова К.В. К отногенезу чувства музыкального ритма //Генезис сенсорных способностей /Под ред. л.А.Венгера.-М.: Педагогика, 1976.- С.19−67.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей,— М.: Педагогика, 1988.- 176 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т.1.- М.: Педагогика, 1985, — С. 4 2 2 2 2
- Теплов Б.М. Способности и одаренность //Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1985, — С.15−41.
- Теплов Б.М. Музыкальная память //Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965, — С. 886.- 162
- Теплов Б.М. Музыкальный слух //Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965. С.892−893.
- Титова Т. О пространственно-временной модели в одноголосии и многоголосии //Восприятие музыки /Под ред. В. Н. Максимова.- М.: Музыка, 1980, — С. 156−166.
- Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения,— Кишинев.: Штиин-ца, 1989, — 124 с.
- Тэйлор Ч.А. Физика музыкальных звуков,— М.: Легкая индустрия, 1976, — 184 с.
- Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии.- М.: Музыка, 1966, — 224 с.
- Тюлин Ю.Н. Натуральные и альтерационные лады.- М.: Музыка, 1971, — 110 с.
- Тюлин Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. М. Музыка, 1978.- 168 с.
- Урванцев Л.П. Влияние профессиональной деятельности на психику: Факты, гипотезы, проблемы //Психологические закономерности профессионализации /Под ред. Н. П. Ансимовой.-Ярославль: ЯГПИ, 1991.- С.31−39.
- Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980, — 282 с.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: В 2 ч.- Ч.1.- М.: Мое.гос.коне., 1990.- 138 с.
- Хомский Н. Язык и мышление,— М.: МГУ, 1972.- 122 с.
- Цагарелли Ю.А. Диагностика музыкального воображения //Психологические и педагогические проблемы музыкального образования /Отв. ред. В.Цеханский.- Новосибирск: НГК, 1986.-Вып. 4.- С. 70−76.
- Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис.. д-ра психол. наук, — Казань, 1989.425 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей //Психологический журнал, — 1982, — Т.З.- N 5.- С.13−26.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности i/L: Наука, 1982.- 185 с.
- Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей /Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.- С. 7−21.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности.- М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.- 320 с.
- Шадриков В.Д., Ансимова Н. П. Проблемы диагностики профессиональных способностей //Проблемы индустриальной психологии /Отв. ред. А. В. Карпов, М. М. Князев. Ярославль: ЯГУ, 1983, — С.99−109
- Шадриков В.Д., Дружинин В. Н. Системный подход к измерению способностей //Диагностика профессиональных и познавательных способностей /Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина.-М.: ИП АН, 1988.- С. 5−27.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика.- М.: Педагогика, 1990, — 176 с.
- Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы, — М.: Педагогика, 1981, — 264 с.
- Шкаликов В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1989,-25 с.
- Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресс, Ж.Пиаже.183 184 185 186 187.188,189,190,191 192 193 194 195- 164
- Вып. 5.- М.: Прогресс, 1975, — 282 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: АПН РСФСР, 1962. -310 с.
- Юсупов Ф.М. Принципы конструирования невербальных тестов способностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1993, — 26 с.
- Ярустовский Б.М. Как жизнь //Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965, — С. 95−133. Bentley A. Musical Ability in Children and its Measurement. -London: Harrap, 1966. — 151 p.
- Dixcon W., Burns E.M. Absolute Pitch //The Psychology of Music .- N.Y. etc.: Academ. press, 1982.- P. 431−451. Drake R.M. Drake Musical Aptitude Test. Chicago: Science Research A’sociates, 1954.
- Gordon E. Musical Aptitude profile. Boston: Houghton Mifflin, 1965.
- Gordon E. The Psychology of Music Teaching.- N.Y.: Prentice Hall, 1971, — 138 p.
- Gordon E.E. Primary Measures of Music Audiation.-Chicago: G.I. A., 1979.
- Karma K. The Ability to Structure Acoustic Materials as- 165 a Measure of Musical Aptitude.- 2. Test Construction and Result .- Helsinki: Institute of Education.- Research Bulletin.- 1975, — N. 43. 19 p.
- Karma K. The Ability to Structure Acoustic Materials as a Measure of Musical Aptitude.-5. Summary and Conclusions Helsinki: Institute of Education. Research Bulletin.-1980, — N. 52.- 33 p.
- Kelly L., Sutton-Smith B. A Study of Infant Musicsl Productivity //Music and Child Development.-N. Y.: Springer, Cop.1987.-P. 35−53.
- Kries J. Wer ist Musicalich? Gedanken zur Psychologie den Tonkunst- Berlin: Springer, 1926.- 154 s.
- Kurt E. Musicpsychologie.- Berlin, 1931.- 323 s.
- Kwalwasser J. & Dykema P.W. Kwalwasser-Dykema Music tests. N. Y.: Fisher, 1930.
- Meyer M. Uber Tonverschmelzung und die Theorie der Consonanz //Zelts, fur Psychol.- 1898, — 17.
- Music and Child Development /Ed. by J.C.Peery et al. -N.Y. etc.: Springer, Cop. 1987.- 267 p.
- Music, Wind and Brain: The Neuropsychology of Music /Ed. by M.Clynes.- N.Y.- London: Plenum Press, 1982.- 430 p.
- Seashore C. The Psychologyj) f Musical Talent .- N.Y.: Silber Burdett and Co, 1919.- 289 p.
- Seashore C. The Psychology of Music. N.Y.and L.: McGraw Hill, 1938, — 408 p.
- Shepard R.N. Structural Representation of Musical Pitch //The Psychology of Music.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982.-P.344−390.
- Shuter R. The Psychology of Musical Ability. L.: Methuen, 1968, — 347 p.
- Shuter-Dyson R. Musical Ability //The Psychology of Music.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982. P. 391−412.
- Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. L., N.Y.: Methuen, 1981.- 354 p.
- Stumpf C. Tonpsychology. Leipzig: Hirzel, 1883−1890.
- Szende 0. Intervalle Hearing: its Nature and Pedagogy. -Budapest: Acad, kiado, 1977, — 178 p.
- The Psychology of Music /Ed. by D.Deutsch.- N.Y. etc.: Acad. Press, 1982, — 542 p.
- Willems E. Les bases psychologiques de 1' education musicale.- Paris: Presses Univeritaires de France, 1956, — 142 p.
- Wing H. Test of Musical Ability and Appreciation. An Investigation in to the Measurement, Distribution and Development of Musical Capacity. 2d ed. -Cambridge: Univ. Press, 1968.- 98 p.
- Zenatti A. Le development genetique de la perception musicale. Paris: Centre national de la recherche seientifique, 1969, — 110 p.