Психологические основы становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника
Диссертация
В ходе исследования создана методика изучения уровня готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника. Эта методика является многоплановой. Она позволяет определить уровень сформированности профессионального интереса к изучению проблем становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника- — знаний студента о познавательных способностях, общих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
- 1. 1. Психологические основы развития познавательных способностей дошкольника
- 1. 2. Проблема становления готовности педагога дошкольного образования к развитию познавательных способностей дошкольника
- 1. 3. Модель готовности педагога дошкольного образования к развитию познавательных способностей дошкольника
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
- 2. 1. Программа исследования и характеристика исходного уровня готовности студента к развитию познавательных способностей дошкольника
- 2. 2. Научно-методическое оснащение вузовского процесса освоения студентом психологических основ развития познавательных способностей дошкольника
- 2. 3. Результаты становления готовности педагога дошкольного образования к развитию познавательных способностей дошкольника
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 72−75.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк //Вопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 111−131.
- Акимова, М. К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту / М. К. Акимова // Вопросы психологии. 1997. — № 2. -С. 86−92.
- Алферов, Ю. С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограм-ме учителя / Ю. С. Алферов, Е. Г. Осовский // Советская педагогика.- 1971.-№ 2.-С. 83−91.
- Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Драгмар Альтхауз, Эрна Дум- под ред. В. В. Юр-тайкина. М.: Просвещение, 1984. — 62 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-С. 15−32.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
- Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М., 1964. — 304 с.
- Ананьев, Б. Г. Развитие психофизиологических функций / Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. М.: Педагогика, 1972. — 246 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование. В 2 т. / А. Ана-стази- под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 366 с.
- Андрющенко, Д. В. Повышение психологической компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях группового взаимодействия / Д. В. Андрющенко, И. А. Логинова // Психологическая наука и образование.-2001.-№ 1.-С. 107−109.
- Антонова, Г. П. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения / Г. П. Антонова, 3. И. Икунина, И. П. Антонова и др. // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 12−21.
- Аркин, Е. А. Письма о воспитании детей (переписка с родителями). / Е. А. Аркин. -5-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. — 125 с.
- Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / Е. А. Аркин- под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, г 1968.-445 с.
- Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. — 184 с.
- Ачилов, М. Нравственное формирование будущего учителя / М. Ачилов. Ташкент, 1979. — 328 с.
- Багаева, И. Д. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности : метод, реком. / И. Д. Багаева,
- Н. В. Кузьмина, Ю. С. Шапошникова. Усть-Каменогорск, 1989.-161 с.
- Батурин, Н. Психодиагностика в России / Н. Батурин // Вестник практической психологии. 2004. — № 1. — С. 24−27.
- Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
- Бездухов, В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, О. В. Правдина, С. Е. Мишина. Самара: Изд-во СГПУ, 2001.-132 с.
- Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования / К. Ю. Белая. М.: АСТ, 1996. — 393 с.
- Белобрыкина, О. А. Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998. — 240 с.
- Белова, Е. С. Одарённые дети / Е. С. Белова // Дошкольное воспитание. 1991.-№ 4.-С. 68−75.
- Белова, Е. С. Одарённые дети / Е. С. Белова // Дошкольное воспитание. 1991.-№ 5.-С. 75−78.
- Белова, Е. Одарённость и дошкольное детство в ракурсе психологических исследований / Е. Белова, И. Ищенко // Дошкольное воспитание. -1994. № 9. — С. 54−57.
- Белова, Е. С. Проявление одарённости в дошкольном возрасте /Е. С. Белова // Дошкольное воспитание. 1998. — № 2.-С. 27−29.
- Белоус, В. П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников / В. П. Белоус // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 36−45.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М., 1995. — 336 с.
- Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
- Бине, А. Измерение умственных способностей / А. Бине. -СПб.: Союз, 1998.-432 с.
- Битянова, Н. Р. Психология личностного роста / Н. Р. Битя-нова. М.: МПА, 1995. — 64 с.
- Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 174 с.
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком /А. А. Бодалев. -М.: МГУ, 1982. 199 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. М.: МПА, 1995.-328 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). Психологическое исследование / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Варданян, Г. А. Опыт диагностики зоны ближайшего развития / Г. А. Варданян // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей М.: НИИОПП, 1981. — С. 130−145.
- Варданян, Ю. В. Педагогика: программа учебного курса / Ю. В. Варданян. Саранск, 1997. — 36 с.
- Варданян, Ю. В. Пропедевтика учебно-познавательной деятельности студентов: программа вводного учебного курса / Ю. В. Варданян, В. В. Грачев. М.: СГИ, 1996. — 15 с.
- Варданян, Ю. В. Психология мотивации: учебное пособие к спецкурсу / Ю. В. Варданян. Москва: Mill У, 1999. — 40 с.
- Варданян, Ю. В. Разработка программы и методики педагогического исследования: метод, рекомендации / Ю. В. Варданян. М.: Прометей, 1989. — 68 с.
- Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян- под научн. ред. В. А. Сластенина. М., 1998. — 180 с.
- Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): автореф. дис. д-ра пед. наук / Юлия Владимировна Варданян. М., 1999. — 38 с.
- Варенцова, Н. С. Возрастные особенности усвоения грамоты детьми 5 и 6 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук / Наталья Сергеевна Варенцова. М., — 1978. — 23 с.
- Васильева, Т. Г. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей 5−7 лет с формой и величиной предметов:автореф. дис.. канд. пед. наук / Татьяна Георгиевна Васильева.-М., 1973.-23 с.
- Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
- Величковский, Б. М. Психологические проблемы изучения интеллекта / Б. М. Величковский, М. Е. Капица // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987. -С. 120−141.
- Венгер, Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) /Л. А. Венгер. -М.: Просвещение, 1969. 365 с.
- Венгер, Л. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард. -М.: Педагогика, 1972. 142 с.
- Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1973. — 96 с.
- Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1986.-224 с.
- Венгер, Л. А. Развитие понимания причинности у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер // Вопросы психологии. -1958. -№ 2. -С. 87−99.
- Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание.- 1982. -№ 3. -С. 46−52.
- Венгер, Н. Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов / Н. Б. Венгер // Вопросы психологии. 1970. -№ 4. — С. 77−86.
- Веракса, Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте / Н. Е. Веракса, А. И. Булычева // Вопросы психологии. 2003. -№ 6. -С. 17−31.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
- Ветлупша, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлуги-на. М.: Педагогика, 1968. — 395 с.
- Видинеев, Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. М.: Мысль, 1989. — 173 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. -442 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования /Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, 1956. — 430 с.
- Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 3.- С. 5−328.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2 / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — С. 5−361
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — Т. 6. — 396 с.
- Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. М.: Изд-во Московского университета, 1978. — 118 с.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. -1969.-№ 1.-С. 15−26.
- Гальперин, П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления
- П.Я.Гальперин //Вопросы психологии. 1966. — № 4. -С. 128−135.
- Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. — Т. 1. — С. 441−469.
- Гальтон, Ф. Наследственность таланта: законы и последствия / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996. — 281 с.
- Гезел, А. Умственное развитие ребёнка. Методика и диагностика умственного развития от рождения до шести лет /А. Гезел.-М.-Л.: Гос. изд., 1930.-370 с.
- Гельвеций, К. А. Об уме / К. А. Гельвеций. М.: Государственное социально-экономическое государство, 1938. — 395 с.
- Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1976. — 256 с.
- Гершензон, Е. М. О государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования / Е. М. Гершензон, С. Е. Каменецкий, А. Н. Мансуров и др. //Наука и школа. -№ 3.- 1998.-С. 2−10.
- Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — 532 с.
- Гильбух, Ю. 3. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика / Ю. 3. Гильбух. Киев: Изд-во POBO, 1992.-84 с.
- Гильбух, Ю. 3. Феномен умственной одаренности / Ю. 3. Гильбух, О. Н. Гарнец, С. Л. Коробко // Вопросы психологии. -1990. -№ 4. С. 147−155.
- Гильмеева, Р. X., Сибгатуллина И. Ф. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении или что можно сказать об одаренности сегодня / Р. X. Гильмеева, И. Ф. Сибгатуллина. -Казань: Медицина, 1997. 284 с.
- Глотова, Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования / Г. А. Глотова. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1992.-128 с.
- Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубе-ва. М.: Педагогика, 1993. -103 с.
- Голубева, Э. А. Способности и склонности: комплексные исследования / Э. А. Голубева, В. В. Печенков, Е. П. Гусева- под общ. ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 199 с.
- Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М., 1968.-260 с.
- Горюнова, Т. А. Подготовка и использование педагогических кадров / Т. А. Горюнова. М.: Изд-во МГПИ, 1988. — 88 с.
- Гостдинер, А. Л. К проблеме многосторонних способностей /А. Л. Гостдинер // Вопросы психологии. 1991. -№ 4.-С. 82−88.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 382 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Высшее образование в России.-1996.-№ 1.-С. 48−64.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника поспециальности «31 100 Педагогика и методика дошкольного образования». М., 2000. — 25 с.
- Грачев, В. В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования: автореф. дис.канд. пед. наук / Владимир Викторович Грачев. М., 1998. -18 с.
- Гурова, Л. Л. Когнитивно личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности / Л. Л. Гурова //Вопросы психологии. -1991. -№ 6. — С. 14−20.
- Гурова, Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
- Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гут-кина. -М.: Образование, 1996. -160 с.
- Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного ' творчества / А. Н. Давидчук. М.: Просвещение, 1976. — 79 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов- М.: Педагогика, 1972. 424 с.
- Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора / Ч. Дарвин. М.: Просвещение, 1986. — 384с.
- Детский практический психолог: программы и методические материалы / О. А. Шаграева, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда- под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Академия, 2001.-256 с.
- Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина- под ред. Т. И. Бабаевой. изд. 2-е, перераб. — М.: Акцидент, 1996. — 224 с.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-336 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников / JI. А. Венгер, В. В. Холмовская. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д. Б. Эльконин, JI. А. Венгер. М.: НИИОПП, 1981.-157 с.
- Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования: тез. докл. Всерос. научн, — практич. конф. Йошкар-Ола: МГПИ, 1996. — 132 с.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников- под ред. JI. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978.-96 с.
- Добудько, Т. В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования / Т. В. Добудько. Самара: СамГПУ, 1999. -340 с.
- Догонова, В. В. Самообразование в системе профессиональной подготовки будущего учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Валентина Викторовна Догонова. Минск, 1994. -18 с.
- Доровской, А. И. Сто советов по развитию одарённости детей. Родителям, воспитателям, учителям / А. И. Доровской. -М.: Рос. пед. аген-во, 1997. 307 с.
- Дошкольная педагогика: методика и организация комплексного воспитания в детском саду- под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
- Дружинин, В. Н. Метафорические модели интеллекта / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. -№ 6. — С. 44−53.
- Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. М.: Академия, 1996. — 224 с.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
- Дурова, Н. В. Формирование фонематического восприятия у детей пятого года жизни в детском саду: автореф. дис. канд. пед. наук / Наталья Валентиновна Дурова. М., 1984. — 24 с.
- Дьяченко, О. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5−7 лет / О. Дьяченко, А. Булычёва // Дошкольное воспитание. 1995. — № 3. -С. 24−36.
- Дьяченко, О. М. К вопросу об использовании схематизированного образа как средства решения пространственных задач в дошкольном возрасте / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1973. -№ 2. — С. 89−98.
- Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова //Вопросы психологии. 1980. — № 2. -С. 107−114.
- Дьяченко, О. М. Проблема индивидуальных различий в ин-, теллектуальном развитии ребёнка / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 25−29.
- Ендовицкая, Т. В. О звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста / Т. В. Ендовицкая // Доклады АПН РСФСР. 1959. — № 5. — С. 75−80.
- Журова, JI. Е. Обучение грамоте в детском саду / JI. Е. Журо-ва. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1978. — 151 с.
- Закон РФ об образовании. М.: Новая школа, 1992. — 48 с.
- Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, JI. А. Венгер, В. П. Зинченко и др. М.: Педагогика, 1967. -322 с.
- Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972. -№ 4. — С. 37−42.
- Запорожец, А. В. Развитие восприятия и деятельность / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. 1967. — № 1. -С. 11−16.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
- Зинченко, В. П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.-608 с.
- Злоцкий, Г. В. Подготовка учителей на математических факультетах университетов / Г. В. Злоцкий // Педагогика. -1992.-№ 7.-С. 59−61.
- Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебное пособие / Е. М. Иванова. -М.: Изд-во МГУ, 1987.-208 с.
- Иванова, Е. М. Технология психологической оценки профессионала / Е. М. Иванова // Вопросы психологии. 1991. -№ 4.-С. 35−42.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей детского сада / JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова и др.- под ред. J1. А. Венгера, О. М. Дьяченко М.: Просвещение, 1989. -127 с.
- Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова, JI. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002. — 142 с.
- Изотова, Ф. В. О методах педагогического руководства в процессе формирования у детей конструктивных навыков и умений / Ф. В. Изотова // Дошкольная педагогика. J1.: Изд-воЛГПИ, 1967,-С. 129−145.
- Ильина, Г. А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников / Г. А. Ильина // Вопросы психологии. -1959.-№ 5.-С. 134−144.
- Ильин, Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1987. — № 2. -С. 37−47.
- Исаева, Н. И. К вопросу о модели специалиста-психолога образования / Н. И. Исаева // Развивающаяся психология основа гуманизации образования: материалы I Всерос. научно-методич. конф. — М.: Российское психологическое общество, 1998.-С. 87−88.
- Исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер. М.: Педагогика, 1971. — 394 с.
- Истоки: базисная программа развития ребенка дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- на-учн. ред. JI. А. Парамонова, К. В. Тарасова, А. Н. Давидчук и др. — М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
- История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. дошкольная педагогика и психология / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
- Калмыкова, 3. И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики / 3. И. Калмыкова // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975,-С. 10−29.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Знание, 1981.- 185 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Кан-Калик. Грозный: ЧИГУ, 1976. — 285 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Каппони, В. Сам себе взрослый, ребенок и родитель (перевод с чешского) / В. Каппони, Т. Новак. СПб.: Питер, 1995.- 192 с.
- Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. Воронеж: МОДЭК, 1999. — 336с.
- Карпов, В. Ю. Критерии интеллектуального развития детей /В. Ю. Карпов, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. -1985.-№ 2.-С. 52−59.
- Киреенко, В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Киреенко. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 304 с.
- Кларин, М. В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания / М. В. Кларин // Педагогика. 1998. -№ 1. — С. 34−40.
- Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Клименко, В. В. Как воспитывать вундеркинда / В. В. Клименко. Харьков- СПб.: Фолио, 1996. — 463 с.
- Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
- Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение: учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 367 с.
- Коваль, Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дис.. д-ра психол. наук /Нина Александровна Коваль. М., 1997. — 464 с.
- Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования / Г. М. Коджаспирова. М.: Альфа, 1993.- 120 с.
- Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Т. П. Колодяжная. Часть I. — Ростов-н/Д.: Учитель, 2002. -128 с.
- Комарова, Э. С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений: автореф. дис.. канд. пед. наук / Эвилина Семеновна Комарова. М., 1978. — 25 с.
- Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. Спб.: ПРАЙМ — ЕВРОЗНАК. — 2003. — 512 с.
- Концепция высшего педагогического образования. М., 1988.-38 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного образования. JI.: НИИ ООВ, 1988.-43 с.
- Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников / Г. А. Корнеева // Вопросы психологии. 1978.-№ 2.-С. 91−101.
- Костылева, Н. Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизациишколы: автореф. дис.канд. пед. наук / Надежда Егоровна
- Костылева. Казань, 1997. — 22 с.
- Костюк, Г. С. Избранные психологические труды /Г. С. Костюк- под ред. Л. Н. Проколиенко, АПН СССР. — М.: Педагогика, 1988.-303 с.
- Котова, И. Б. Философские основания современной педагогики /И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1994. — 65 с.
- Краевский, В. В. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов / В. В. Краевский, В. М. Полонский. Самара, 1992. — 52 с.
- Краевский, В. В. Повышение квалификации педагогических кадров / В. В. Краевский // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 55−58.
- Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.-431 с.
- Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании: сборник статей и речей / Н. К. Крупская. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 376 с.
- Крутецкий, В. А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития / В. А. Крутецкий- под ред. В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1978.-С. 206−221.
- Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968.-431 с.
- Крутецкий, В. А. Психология: учебное пособие для пед. уч-щ / В. А. Крутецкий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-336 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 303 с.
- Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. JI.: Знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей /Н. В. Кузьмина.-Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.
- Кузьмина, Э. М. Модель дидактической подготовки педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности / Э. М. Кузьмина, М. П. Боброва. -http: // database, delphi.ru / text / magaz / pedagog / pedagog5 / a08.html.
- Кулагина, И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности / И. Ю. Кулагина. М.: ТЦ Сфера, 1999.- 192 с.
- Кухарев, Н. В. На пути к профессиональному совершенству / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990 — 159 с.
- Лаврентьева, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Лаврентьева, Т. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984.- 127 с.
- Лаврентьева, Т. В. Развитие линейного глазомера у дошкольников /Т. В. Лаврентьева // Формирование восприятия у дошкольников. М.: Просвещение, 1968, — С. 117−153.
- Леви, В. Л. Искусство быть другим / В. Л. Леви. М.: Знание, 1991.-256 с.
- Леви, В. Л. Нестандартный ребёнок / В. Л. Леви. М.: Просвещение, 1992. — 352 с.
- Левина, M. M. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности / M. М. Левина. -Минск, 1996.-232 с.
- Лейтес, Н. С. Бывают выдающиеся дети / Н. С. Лейтес // Семья и школа. 1990. — № 3. — С. 33−35.
- Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес // Избранные труды М., Воронеж: Ин-т практической психологии- МОДЕК, 1997. — 448 с.
- Лейтес, Н. С. Способности и одарённость в детские годы / Н. С. Лейтес. М.: Знание, 1984. — 79 с.
- Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971. — 280 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. T. I / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — 390 с.
- Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1960. — № 1. — С. 7−17.
- Леонтьев, А. Н. Природа и формирование психических свойств и процессов у человека / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1955. -№ 1. — С. 29−35.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Лернер, Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям) / Г. И. Лернер. М.: Изд-во МГУ, 1980. -135 с.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1981. -165 с.
- Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду / А. М. Ле-ушина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1965. — 192 с.
- Лидере, А. Г. Феномены Пиаже и их действительные источники /А. Г. Лидере // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология-1980.-№ 3.-С. 18−31.
- Лидере, А. Г. Формирование обобщенного способа сравнения множеств у дошкольников / А. Г. Лидере // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1978. — № 3. — С. 25−37.
- Линькова, Н. П. Откуда берутся изобретатели / Н. П. Линь-кова М.: Знание, 1977. — 95 с.
- Лисовский, В. Т. Личность студента / В. Т. Лисовский, А. 3. Дмитриев. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1974. — 184 с.
- Литвинюк, А. А. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и ее схеме: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / Александр Александрович Литвинюк. М., 1970. — 17 с.
- Лиштван, 3. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / 3. В. Лиштван. М.: Учпедгиз, 1971. — 175 с.
- Лобанова, Н. Н. Профессиональная компетентность педагога /Н. Н. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара — Санкт-Петербург: СамПГУ, 1997. — 106 с.
- Локк, Д. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1 /Д. Локк. — М., 1960.-263 с.
- Ломброзо, Чезаре. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. М.: Республика, 1996. — 398 с.
- Ломов, Б. Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению / Б. Ф. Ломов // Известия АПН РСФСР. Вып. 86. — 1956. -С. 207−221.
- Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.-127 с.
- Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика 2001. — № 10. — С. 56−61.
- Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. -М.: Просвещение, 1968.-373 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. -М., 1993.- 192 с.
- Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
- Материалы первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. М.: Политиздат, 1984. — с. 65.
- Материалы симпозиума по вопросам разработки диагностических методов определения уровня умственного развития детей. Рига: Зинатне, 1970.
- Матушанский, Г. У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г. У. Матушанский, Ю. В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. -2001.-№ 2.-С. 26−31.
- Матюшкин, А. М. Загадки одарённости / А. М. Матюшкин. -М.: Школа пресс, 1995. — 127 с.
- Машин, В. А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека / В. А. Машин // Вопросы психологии. 1994. -№ 3.-С. 144−149.
- Медяник, Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития личности студента в процессе педагогической практики: автореф. дис.. канд. пед. наук / Галина Александровна Медяник. Тольятти, 2000. — 18 с.
- Международный семинар по проблеме способностей // Вопросы психологии. 1985. -№ 2. — С. 183−186.
- Мелхорн, Г. Гениями не рождаются: общество и способности человека: кн. для учителя: пер. с нем. / Г. Мелхорн, X. Г. Мелхорн. М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
- Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Менчинская, Н. А. Психологические основы развивающего обучения и новые программы / Н. А. Менчинская // Советская педагогика. 1968. — № 6. — С. 21−38.
- Мильруд, Р. П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей / Р. П. Мильруд // Вопросы психологии. -1990.-№ 1.-С. 77−86.
- Миронова, М. Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя / М. Н. Миронова // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
- Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях /Л. М. Митина//Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-С. 28−38.
- Митина, Л. М. Психологические особенности внутрилично-стных противоречий учителя / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 3−16.
- Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. М. Митина. -М.: Академия, 2004. 320 с.
- Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал /Л. М. Митина. -М.: Дело, 1994.-216 с.
- Михайлова, Т. В. К вопросу о воспитании профессионально-педагогической направленности студентов / Т. В. Михайлова // Проблемы формирования профессиональнопедагогической направленности будущего учителя. Алма-Ата, 1980.-С. 172.
- Монтессори / М. В. Богуславский, Г. В. Корнетов. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили- Москов. госуд. пед. ун-т, 1999.-220 с.
- Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.-240 с.
- Мухина, В. С. Проблема генезиса личности / В. С. Мухина. -М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. 104 с.
- Мясищев, В. Н. Проблема способностей в советской психологии и её ближайшие задачи / В. Н. Мясищев // Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 5 — 14.
- Невская, Л. И. Психологические предпосылки обучения детей дошкольного возраста слитному чтению: автореф. дис. канд. пед. наук / Лидия Ивановна Невская. М., 1976. — 24 с.
- Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед учеб. заведений. В 3 кн. / Р. С. Немов. 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1997.- Кн. 1. — 688 с- Кн. 2 — 608 с- Кн. 3. — 632 с.
- Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика / Н. И. Непомнящая. М.: Владос, 2001. — 192 с.
- Непомнящая, Н. И. Психологический анализ обучения детей 3−7 лет (на материале математики) / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1983. — 113 с.
- Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет /Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 161 с.
- Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма: к разработке региональной концепции непрерывного педагогического образования Подмосковья- под ред. Т. В. Новиковой. М., 1994. — 32 с.
- Нечаев, Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / Н. Н. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 166 с.
- Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду / В. Г. Нечаева. М.: Учпедгиз, 1961. 160 с.
- Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б. П. Никитин. 3-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1991. -160 с.
- Новоторцева, Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду: популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы /Л. Ф. Обухова. 2-е изд. — М.: Тривола, 1996. — 360 с.
- Обухова, Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против / Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 191 с.
- Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка) /Л. Ф. Обухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -152 с.
- О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. — 1996.-№ 1.-С. 3−36.
- Одарённые дети: пер. с англ.- общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого- предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- О педологических извращениях в системе Наркомпросов: постановление ЦКВКП (б) от 4 июня 1936 г. // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1972.-С. 143−146.
- Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе: межвуз. сб.научн. тр. Саранск, 1993.-144 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М., 1984. — 112 с.
- Парамонова, JI. А. Конструирование / JI. А. Парамонова //Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1985. — С. 226−260.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т. 3.-880 с.
- Педагогический словарь. М.: АПН СССР, 1960. — Т. 1. — 774 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровский, А. В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-416 с.
- Петьков, В. А. Формирование профессионально значимых качеств личности учителя трудового обучения в процессе физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / Валерий Анатольевич Петьков. Москва, 1990. — 16 с.
- Пиаже, Ж. Генезис элементарных логических структур классификации и сериации / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. М., 1963. — 450 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. -М&bdquo- 1969.-659 с.
- Пилюгина, Э. Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом: автореф. дис.. канд. пед. наук / Эмма Георгиевна Пилюгина. М., 1971. — 18 с.
- Пиявский, С. Определяем творческий потенциал / С. Пияв-ский // Детское творчество. 1998. — № 2 — С. 8−9.
- Платон. Государство. Законы. Политика / Платон. М.: Мысль, 1998.-798 с.
- Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1972.-312 с.
- Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъя-ков. М.: Педагогика, 1977. — 271 с.
- Поддъяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н. Н. Поддъяков. -Волгоград: Перемена, 1995. 48 с.
- Поздняк, JI. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / JI. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. М.: Академия, 1999. — 320 с.
- Пономарев, Я. А. Знание, мышление и умственное развитие /Я. А. Пономарев. -М.: Просвещение, 1967. 264 с.
- Пороцкая, Е. А. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей / Е. А. Пороцкая // Дошкольное воспитание. 1995. — № 2. — С. 42−56.
- Приходько, П. Т. Пути в науку (беседы по организации труда начинающих студентов) / П. Т. Приходько. М.: Знание, 1973.-86 с.
- Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиямипространственного моделирования) — под ред. JI. А. Венгера. -М. :НИИОПП, 1980.-85 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /М. М. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 208 с.
- Программа «Детский сад дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова // Современные программы для дошкольных образовательных учреждений- под ред. Т. И. Ерофеевой. -М.: Академия, 1999. — С. 46−59.
- Программа «Золотой ключик» / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Современные программы для дошкольных образовательных учреждений- под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.-С. 186−187.
- Программа «Одаренные дети». Саранск: б.и. — 2002. — 18с.
- Программа «Одаренный ребенок»: основные положения
- Исследовательский центр семьи и детства РАО. Дет. центр ' Л. А. Венгера- JI. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.- науч. рук. JI. А. Венгер. М.: Новая школа, 1995. — 64 с.
- Программа «Развитие»: основные положения / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, О. М. Астаскова и др. М.: Новая школа, 1994.-63 с.
- Программа развития образования Республики Мордовия на 2002−2006 годы / Министерство образования Республики Мордовия. Саранск: б. и., 2002. — 88 с.
- Программа «Триз» / Альтшуллер Г. С., Шустерман М. // Современные программы для дошкольных образовательных учреждений- под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. — С. 127−143.
- Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура- под ред. JI. А. Венгера. Киев: Рад. шк., 1985.- 128 с.
- Проскура, Е. В. Роль обучения в формировании сериацион-ных действий у дошкольников / Е. В. Проскура // Вопросы психологии. 1969. -№ 1. — С. 37−45.
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512 с.
- Психолог в детском саду. М.: ИНТОР, 1995. — 64 с.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования- под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 с.
- Психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мясищев. -М.: Педагогика Пресс, 1988. — 440 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника- под ред. JT. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. -295 с.
- Психология одарённости детей и подростков / Н. С. Лейтес. -М.: Академия, 1996.-416 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Д. В. Ушаков. М.: Per Se, 2000. — 80 с.
- Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. М.: Институт Психологии РАН, 2004. -424 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.-544 с.
- Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. — 478 с.
- Радуга: программное и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду /Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Л. Дгусарова, Е. В. Соловьева, Л. А. Топоркова и др. М.: Просвещение, 1997.-271 с.
- Развитие и диагностика способностей / В. Н. Дружинин,
- B. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — С. 77−84.
- Развитие личности ребёнка / под ред. А. М. Фонарёва. М.: Прогресс, 1987.-272 с.
- Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений //Дошкольное воспитание. 1996. — № 5. — С. 3−14.
- Репина, Т. А. О некоторых методиках изучения звуковысот-ной чувствительности у детей дошкольного возраста /Т.А.Репина //Доклады АПН РСФСР. 1961. — № 4.1. C. 101−105.
- Решетова, 3. А. Психологические основы профессионального обучения / 3. А. Решетова. М.: Изд-во Моск. ун-та. -1985.-207 с.
- Рогов, Е. И. Личность в педагогической деятельности /Е. И. Рогов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. — 1994. -240 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. /С.Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. Т. 1.-486 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рудовская, И. А. Взаимосвязь умственного развития и формирования сотрудничества / И. А. Рудовская // Дошкольное воспитание. 1982. -№ 9. — С. 31−35.
- Савенков, А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства / А. И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 1999.-220 с.
- Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2002. — 160 с.
- Савенков, А. И. Что такое детская одарённость / А. И. Савенков // Дошкольное воспитание. 1998. — № 4. — С. 20−24.
- Саккулина, Н. П. Рисование в детском саду / Н. П. Саккулина. М.: Просвещение, 1965. — 214 с.
- Салмина, Н. Г. Усвоение начальных математических понятий при разных видах материализации объектов и орудий действия / Н. Г. Салмина, Л. С. Колмогорова // Вопросы психологии. 1980.-№ 1. — С. 47−56.
- Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения: сборник- под ред. А. М. Юркова. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1991. — 176 с.
- Самоукина, Н. В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс+, 2000. -192 с.
- Сенсорное воспитание дошкольников / А. В. Запорожец, А. П. Усова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 226 с.
- Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
- Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей /А. Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с.
- Ситаров, В. А. Изучение профессиональной активности личности будущего учителя / В. А. Ситаров. М.: Прометей, 1990.-45 с.
- Скаткин, М. Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. -М.: Педагогика, 1981.-208 с.
- Сластенин, В. А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы / В. А. Сластенин // Наука и школа. 1998. -№ 2. — С. 8−16.
- Сластенин, В. А. Индивидуальный план-программа профессиональной подготовки / В. А. Сластенин, В. В. Грачев. -М.: Изд-во МГПИ, 1989. 26 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -Пресс, 1997.-512 с.
- Сластенин, В. А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя: сб. научн. тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена / В. А. Сластенин- под ред. А. И. Щербакова. Вып. 1. Л., 1976. — С. 39−45.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / Л. В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.-368 с.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 501 с.
- Смирнова, Е. В семье растёт вундеркинд / Е. Смирнова // Семья и школа. 1979. — № 8. — С. 44−46.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
- Спиваковская, А. С. Нарушение игровой деятельности /А. С. Спиваковская. -М.: ПОЛИУС, 1980. 160 с.
- Способности и деятельность: межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ, 1989. 149 с.
- Старов М. И. Формирование системы отношений учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис.. д-ра пед. наук / Михаил Иванович Старов. Тамбов, 1996. — 409 с.
- Столяренко, JI. Д. Педагогическая психология / JI. Д. Столя-ренко. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
- Стрелкова, J1. П. Уроки сказки / J1. П. Стрелкова. М.: Педагогика, 1990.-128 с.
- Стренберг, Р. Триархическая теория интеллекта / Р. Стрен-берг // Иностранная психология. 1996. — № 6. — С.54−61.
- Субботина, J1. Ю. Игры для развития и обучения. Дети 5−10 лет /Л. Ю. Субботина. Ярославль: Академия развития, 2001. -128 с.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлин-ский. Киев: Рад. шк., 1988.-271 с.
- Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
- Тарабарина, Т. И. И учеба, и игра: математика: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / А. П. Усова, Н. П. Сакулина. М.: Просвещение, 1965. -188 с.
- Тепленькая, X. М. Формирование понятий о принадлежности к классу и соотношениях классов у детей 6−7 лет /X. М. Тепленькая // Вопросы психологии. 1966. — № 5. -С. 138−141.
- Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1 / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика, 1985. 329 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада- под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
- Тихомирова, Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5−7 лет / Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 144 с.
- Тушканова, О. И. Подготовка к школе. Развитие внимания: пособие для детей 5−7 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Центр психологии и педагогики, 1998. — 24 с.
- Тушканова, О. И. Подготовка к школе. Развитие мышления: Пособие для детей 5−7 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Центр психологии и педагогики, 1998. — 22 с.
- Тушканова, О. И. Подготовка к школе. Развитие одаренности: пособие для детей 5−7 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Центр психологии и педагогики, 1998. — 16 с.
- Тушканова, О. И. Подготовка к школе. Развитие памяти: пособие для детей 5−7 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Центр психологии и педагогики, 1998. — 16 с.
- Тушканова, О. И. Подготовка к школе. Развитие речи: пособие для детей 5−7 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Центр психологии и педагогики, 1998. — 24 с.
- Уарте, X. Исследование способностей к наукам / X. Уарте- пер. с исп. А. И. Рубина. М.: Изд-во АНСССР, 1960. — 319 с.
- Уман, А. И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учебное пособие / А. И. Уман. -Орел: ОПЖ, 1993.- 128 с.
- Умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддъяков. -М.: Педагогика, 1972. 288 с.
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. — 336 с.
- Ушакова, О. Развитие словесного творчества детей 6−7 лет /О.Ушакова // Дошкольное воспитание. 1972. — № 9. -С. 22−32.
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети»: реализация и перспективы // Одаренный ребенок. 2003. -№ 3. -С. 51−60-№ 4.-С. 16−22.
- Фонарев, А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С. 88−93.
- Формирования восприятия у дошкольника / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер. М.: Просвещение, 1968. — 278 с.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 140 с.
- Хализеева, Л. М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников / Л. М. Хализеева // Вопросы психологии. -1978. -№ 3. С. 141−143.
- Хеллер, К. А. Лонгитюдное исследование одаренности / К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд // Вопросы психологии.-1991.-№ 2.-С. 127−130.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1997.-392с.
- Холодная, М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. -№ 5. — С. 121−128.
- Храмова, Г. М. Теория и практика организации совместно-распределенной деятельности как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя
- Г. М. Храмова, С. В. Мелешина. Саранск, 1998. — 115 с.
- Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.
- Художественное творчество в детском саду / Н. А. Вет-лугина. -М.: Просвещение, 1974. 175 с.
- Цеханская, Л. И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке / Л. И. Цеханская // Дошкольное воспитание. 1976. -№ 6. — С. 44−51.
- Цеханская, Л. И. Овладение построением и использованием графических моделей в дошкольном возрасте / Л. И. Цеханская // Дошкольное воспитание. 1977. — № 12. — С. 37−42.
- Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. В. Черемошкина. -Ярославль: Академия развития, 1997. 224 с.
- Чудновский, В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1986. -№ 3. — С. 78−89.
- Чудновский, В. Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типов нервной системы у детей дошкольного возраста / В. Э. Чудновский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 228 с.
- Чуприкова, Н. И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) /Н. И. Чуприкова //Вопросы психологии. 1995. — № 4. -С. 65−84.
- Чуприкова, Н. И. Психология умственного развития: принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1997.-480 с.
- Чуприкова, Н. И. Системно-структурный подход к умственному развитию и некоторые вопросы психологической теории / Н. И. Чуприкова // Индивидуально-психологическиеособенности детей младшего школьного возраста. Пенза: Изд-во ПГПУ. — 1995. — С. 3−28.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологическую теорию обучения / В. Д. Шадриков. Ярославль: ЯГУ, 1981. — 71 с.
- Шадриков, В. Д. От способностей природных к духовным способностям / В. Д. Шадриков // Прикладная психология. -2000.-№ 1.-С. 1−15.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шадриков, В. Д. Психологический анализ деятельности / В. Д. Шадриков. Ярославль: ЯГУ, 1979. — 90 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. изд. 2-е. — М.: Логос, 1996 — 320 с.
- Шадриков, В. Д. Способности, одаренность, талант / В. Д. Шадриков // Развитие и диагностика способностей- отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: Наука, 1991. — С. 7−22.
- Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. -М., Воронеж: Институт практической психологии- МОДЭК, 1997.-288 с.
- Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательные политики / В. Д. Шадриков. М., 1993. — 181 с.
- Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьякова, Н. П. Капустин. М.: Академия, 2001.-384 с.
- Шевченко-Ни, А. П. Общепедагогическая подготовка студентов гуманитарных вузов: учебное пособие / А. П. Шевченко-Ни- Самара, 1992. 142 с.
- Щербаков, А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего профессионального образования / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1967.-266 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 1960. — 326 с.
- Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. -М.: Знание, 1976.-64 с.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. -304 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. С-Питербург.: Летний сад, 2000. — 416 с.
- Якушева, Г. М. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога /Г.М.Якушева // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. -С. 122−124.
- Ярошевский, М. Г. Психология в XX столетии / М. Г. Яро-шевский. М.: Политиздат. 1971. — 368 с.
- Allport G. W., Odbert Н. S. Trait-names: a psycholexical studi //Psychological monographs. 1936. V. 47. № 1 .
- Baldwin, A. L. The role of an «ability» construct in a theory of behavior. In: Talent and society, ed. by D.C. Mc. Clelland, A.L. Baldwin a. o., Princeton 1958. 560 p.
- Getzels J. Creativity and intelligence / J. Getzels, W. Philip. N.Y., 1962.-412 p.
- Gilford, I. P. Measurement of creativity / Gilford, I.P. // Exploration in Creativity. N. Y, 1967. P. 281−287.
- Perleth Ch., Heller K. A. The Munich longitudinal study of gift-edness // Subotnik R.F., Arnold K.D. (eds.) Beyond Terman: contemporary longitudinal studies of giftedness and talent. Norwood, 1994. P. 77−114.
- Renzulli, J. S. The three-ring conception giftedness: a developmental model for creative productivity/ J. S. Renzulli // Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.) Conceptions of giftedness. N.Y., 1986. P. 53−92.
- Thurstone, L. L. Factorial studies of intelligence / L. L. Thurstone, T. G. Thurstone // Psychometric Monographs. 1941. № 2.
- Torrance, E. P. Crowing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study/ E. P. Torrance // Creative child and adult quarterly. 1980. 5. P. 148−170.
- Torrance, E. P. Education and the Creative Potential / E. P. Torrance. Minneapolis 1967.-167 p.
- Vernon, Ph. E. The measurement of abilities / Ph. E. Vernon, N.Y., 1961.-238 p