Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая ценность вопроса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дёрнер отмечает, что в реальной деятельности многие признаки ситуации или совсем недоступны тем, кто планирует и принимает решения, или доступны непрямо. Человек стоит, образно говоря, перед матовым стеклом. Он должен выносить решения, касающиеся системы, актуальные признаки которой видит лишь частично, схематически, расплывчато, а иногда и совсем не видит. При этом продуцирование большого числа… Читать ещё >

Психологическая ценность вопроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» вопрос определяется как «высказывание, имеющее целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения» [8, с. 61].

В гносеологическом плане вопрос содержит в себе потребность перехода от незнания к знанию. В логическом аспекте вопрос является средством перехода от суждений с неопределенным термином к суждениям с определенным термином. Вербализация вопроса рассматривается как процесс развития, формирования мысли. Мысль не просто оформляется в речи, но и формируется в ней. Дидактическая ценность вопроса обусловлена необходимостью формировать культуру умственной деятельности человека. Постановка вопроса предполагает в первую очередь выбор направления поисковой деятельности.

Начинать учить мыслить, — подчеркивает Э. В. Ильенков, нужно, прежде всего, с развития способности правильно ставить вопросы [3, с. 15]. Вопрос, по мнению Н. И. Жинкина, — это не разновидность мысли, а разновидность речевого действия, разновидность общения посредством мысли… В вопросительном предложении, как и во всяком другом, сообщается целая группа суждений [2, с. 33]. Сравнительный анализ вопросительных предложений позволил Н. И. Жинкину описать механизм перехода одного вида речи в другой посредством усиления одного вида предикатов и ослабления других. Он говорит об особом.

«предикатном каркасе» как механизме речевого общения. Этот каркас путем усиления, ослабления или снятия предикатов «обрастает живой плотью и кровью убеждения, признания, отклонения, надежды, сомнения, опасения, т. е. всяческой модальностью» [2, с. 32].

Вопрос является средством объективации процесса мышления при решении задач различного типа. Он характеризует мышление не только как процесс, деятельность, но и как познавательную мотивацию. Неслучайно С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что собственно ход мышления создает не только предпосылки для ответа на встающие перед человеком вопросы, но и ставит эти вопросы, создает не только средства дальнейшего движения мысли, но и мотивы, побуждения к нему.

Вопрос занимает центральное место в структуре процесса мышления. Он либо предшествует гипотезе, либо сам выступает как гипотеза, либо следует за ней. Без него невозможен продуктивный поиск и решение проблемы. Система вопросов характеризует динамику процесса мышления, осуществляемого в форме внутреннего или внешнего диалога.

Вопрос, по мнению Н. Б. Шумаковой, является первым и исходным звеном познавательного процесса, первым признаком начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания Он выступает в качестве связующей единицы между общением и мышлением. Вопрос всегда находится на границе между знанием и незнанием и выражает тенденцию перехода от знания неполного и неточного к более полному и точному [10, с. 91].

Проявление творческой активности во многом зависит от психологического климата в ситуации консультирования и от поддерживающей позиции консультанта. Формирование и развитие творческой активности клиента может осуществляться разными путями. Психолог должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности клиента.

Психолог поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого клиента в проявлении творчества. Он учит их осознавать содержание основных характеристик творчества (оригинальность, сообразительность, гибкость). Закрепление приемов творческого мышления осуществляется на фоне создания ситуации успеха. Ошибки клиента рассматриваются как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Сводится к минимуму страх делать ошибки. Поддерживаются попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.

Поощрение творческой активности может осуществляться путем отступления от жесткого плана процедуры консультирования. Основным средством работы с проблемой клиента является организация поиска: консультант учит находить истину. Если клиент задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает? Пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы он сам нашел ответ.

Когда клиент не задает вопроса, тогда психолог сам задает ему вопрос. Начало мысли, начало интеллекта там, где человек видит противоречие, «тайну двойного». Консультант может спрашивать клиента:

«Какие противоречия ты ещё знаешь? С какими противоречиями ты сталкиваешься часто?» От противоречий нежелательно уходить, их надо разрешать. Важно спрашивать как раз о тех условиях, которые сопровождали успешную познавательную деятельность клиента, т. е. спрашивать о затруднениях, сомнениях, интересах и т. д. Вопросы призваны помогать работе мысли, а не констатировать наличные знания.

Дёрнер отмечает, что в реальной деятельности многие признаки ситуации или совсем недоступны тем, кто планирует и принимает решения, или доступны непрямо. Человек стоит, образно говоря, перед матовым стеклом. Он должен выносить решения, касающиеся системы, актуальные признаки которой видит лишь частично, схематически, расплывчато, а иногда и совсем не видит. При этом продуцирование большого числа вопросов, требующих ответа, является неотъемлемым качеством «хорошего» практика в отличие от «плохого», продуцирующего не вопросы, а истины.

Вопросы должны помогать работе мысли, а не просто констатировать наличные знания. Ценно научить клиента понимать, в чем состоит вопрос, до того, как начать отвечать на него. В связи с этим необходимо развитие способности понимать вопросы и способности отвечать на вопросы. Психолог может целенаправленно конструировать и предлагать вопросы, стимулирующие творческое мышление клиента, ориентируясь на определенную структуру, особенности, требования и типы вопросов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой