Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью
Диссертация
Возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой общение, которое ряд авторов называют дефицитным и дефектным, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что — следствием. У подростков результат подобного общения может выражаться в уходах из дома, бродяжничестве, школьных прогулах или отказе от обучения, во лжи, агрессивном поведении… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Одиночество как психологическая проблема
- 1. 1. Гуманитарная традиция исследования феномена одиночества
- 1. 2. Понятие «одиночества» в синонимическом ряду психолого-педагогических понятий
- 1. 3. Интерпретация феномена одиночества в психолого-педагогических исследованиях
- Глава 2. Одиночество в подростковом возрасте как психологопедагогическая проблема
- 2. 1. Психолого-педагогические предпосылки одиночества в подростковом возрасте
- 2. 2. Особенности проявления одиночества у подростков
- 2. 3. Одиночество как фактор асоциальности подростка
- Глава 3. Гипотеза, методы и организация исследования
- 3. 1. Гипотеза и задачи исследования
- 3. 2. Объект и организация исследования
- 3. 3. Методы исследования
- Глава 4. Анализ и интерпретация результатов изучения одиночества у младших и старших подростков с разной социальной направленностью
- 4. 1. Особенности временного одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 2. Особенности постоянного одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 3. Особенности эмоциональной составляющей одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 4. Особенности поведенческой составляющей одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 5. Особенности когнитивной составляющей одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 6. Структурные особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью
- 4. 7. Рекомендации к созданию коррекционной программы по преодолению одиночества у подростков с разной социальной направленностью
Список литературы
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. — 1990. -№ 1. — С.5 — 12.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — С.Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
- Агапов B.C. Становления Я-концепции в системе духовных потребностей подростков. // Автореф. Дис. Канд. Психолог. Наук. Москва, 1994.
- Аливаганов К.М. Соотношение самооценки социальных явлений и нравственностью поведения у младших школьников и подростков. // Автореф. Дис. Канд. Психолог. Наук. СПб, 1993.
- Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
- Антонян Б.М. Психологическое отчуждение личности преступное поведение. — Ереван: Айастан, 1987. — С.36.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М., 1994.
- Башкатов И.П. Психолого-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования групп несовершеннослетних правонарушителей. // Автореф. Дис. Докт. Пед. Наук. Москва, 1991.
- Ю.Безбородова Н. А. Психологическая коррекция личности младшего подростка с отклоняющимся поведением средствами игровой деятельности. // Дис. Канд. Психолог. Наук. Москва, 1997.
- Белецкая Н.П. Беспризорные // Коллективы беспризорных и их вожаки. -Харьков, 1926.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении подростков. Свердловск. -1973.-c.66
- Белозерова Л.И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения. Автореф. дисс. канд. психол.наук. Л.: ЛГПИ, 1983. -19 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). -М.: «Международные отношения», 1990. 336с
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. /Изранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: «Педагогика», 1979. Т.1. — 304 с.
- Блонский П.П. Ивановская улица. / Мои воспоминания. М.: «Педагогика», 1971. — 174с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. // В кн. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. ч.1.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Психологическое исследование. М., 1968.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979, № 2.
- Боулби Д. Психология человека. М.: Мир, 1982. — с.840.
- Бохнях А. Одиночество// Психолог и Я. 1994, № 2. с. 41.
- Васильева В.А., Васильев Ю. А. Семья и девиантное поведение под-рсотков. М., 1993, и др.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М., 1967.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
- Выготский JI.C. Собр.соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — С.269−317.
- Галигузова JI.H. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.101 — 115.
- Гилинский Я.И. «Отклоняющееся поведение» как социальное явление. — В кн.: Человек и общество. Л., 1972. С.113−118.
- Глоточкин А.Д.,. Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. /Под ред. К. К. Платонова. М.: Акад. МВД СССР, 1974. — С.44.
- Грищенко JI.A. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Деев В.Г. Характеристики направленности личности осужденных за насильственные преступления. Рязань: РШВ МВД СССР, 1978.
- Деев В.Г., Егоров В.Е.,. Соколов Н. И. Самооценка и самосознание осужденных. Рязань: РШВ МВД СССР, 1988.
- Деев В.Г., Прокопов М. Д. Методика составления характеристики осужденного к лишению свободы. М.: ВНШ МВД, 1978.
- Добрынина В.И. Вопросы философии. 1985. № 8, — С. 37.
- Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. 2000. — № 4. — С. 28 — 36.
- Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психолог. Наук. Санкт-Петербург, 1996.
- Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.псих.наук. С-Пб., 1996.
- Долгинова О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности // Наш проблемный подросток. — Санкт-Петербург, 1999.
- Дольто Ф. На стороне подростка: Пер. с фр. С.-Пб., 1997.
- Дукат Л.Ю. О некоторых особенностях и философии идеалов в школьном возрасте. // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во акад.пед.наук РСФСР, 1961.C.94−120.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.-364с.
- Зотова О.И., Кольцова В. А. Социально-психологический климат коллектива. / Вопросы психологии, 1979. № 3. С. 184 — 189.
- Иванова Л.Ю. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личного потребления: Социально-педагогический аспект. // Авто-реф. Дис. Канд. Пед. Наук. Москва, 1991.
- Калиненко В.К. Проблемы психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов //Психология беженцев и вынужденных мигрантов: исследования и опыт практической работы. М. Смысл.2001.
- Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. / Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.
- Каптерев П.Ф. О нравственном закаливании. / Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. Дисс. Канд.псих. наук. М., 1972.
- Кле М. Психология подростка.: Пер. с фр. М., 1991.
- Клименко В.В. Состояние организованности классного коллектива как фактор включенности в него педагогически запущенных подростков. Автореф. дисс. Канд. психол. наук. М.: МГУ, 1992. — 16 с.
- Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. М.: Юрид. Лит., 1968.
- Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. -Крачаевск, 2000.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Многоликое одиночество // Популярная психология: Хрестоматия./ Сост. В.Мироненко. М.: Просвещение, 1990. — С. 162 — 171.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
- Красуский B.C., Макаровский Д. Б. Коллективы беспризорных и беспризорные одиночки // Изучение преступности и пенитенциарная практика. Одесса, 1928. — Вып.2. С. 126−142.
- Кривцова С.В. и др. Подросток на перспективе эпох. М.: Генезис, 1997.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Кулакова Т.Т. Подготовка менеджера образования к преодолению отчуждения подростков от семьи и школы. // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Барнаул, 1997.
- Куницына В.Н. и др. Межличностное общение. С.-Пб.: Питер, 2001.
- Курышева О.В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях. // Дис. Канд. Психолог. Наук. Москва, 2000.
- Кутрона К.И. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. -с.З 84−411.
- Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989.
- Левкович В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика. 1973. — № 6., — с. 103.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1976.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Изд.2-е доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983. — С. 195.
- Лишин О.В. Психологические особенности включения подростков в организационно-общественную деятельность. В сб.: Психологические проблемы общественно-полезной деятельности подростков. / Под ред. Д. И. Фельдштейна, М.: АПН СССР, 1980. С. 87 — 116.
- Лозинский С.О. О детях-вожаках // Коллективы беспризорных и их вожаки. Харьков, 1926.
- Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. Дис. Канд. Психолог. Наук. Москва, 2003.
- Малышева С.В., Рождественская. Особенности чувства одиночества у подростков.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. — № 3. — С.63 — 68.
- Методы математической обработки в психологии. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / Сост. В. А. Дорофеев. Ростов-на-Дону. РГПУ, 2001 г.
- Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников.// Психологическая наука и образование, 1998, № 3−4. С. 18−30.
- Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. -с.98−114.
- Миньковский Г. М. Основные направления и этапы развития исследования проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Вопросы борьбы с преступниками. Вып.20. М.:Юрид.лит., 1974. С.42−43.
- Мир детства: подросток. / Под ред. А. Г. Храпковой, М.: Педагогика, 1982.
- Михлин А.С. Изучение личности в ИТУ. М.: Политотдел ИТУ МВД СССР, 1975.
- Миюскович Б. Одиночество: Междисциплинарный подход. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. -М.:Прогресс, 1989. с.52−88.
- Моленда О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков. //Автореф. Дис. Канд. Соц. Наук. Москва, 1992.
- Молканова Т.А. Личность и активность ее общения. В кн.: Некоторые социальные проблемы формирования и развития молодежных коллективов. Тула, 1975. — С. 21 — 40.
- Мольц М. «Я это Я, или как стать счастливым: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
- Мухина B.C. Проблема генезиса личности: Учебное пособие к спецкурсу. МГУ им. В. И. Ленина, 1985.-104 с.
- Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости.// Социальная психология личности. JL, 1974.
- Надирашвили Ш. А. Социальная психология личности. Тбилиси, 1975.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. JI.A. Регуш. С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001.
- Невский И.А. Причины педагогической запущенности школьников и их аномального поведения. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками. Киров, 1978. — С. 14−15.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. С-Пб. Изд-во «Алетейя», 2000.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. — М., 1985.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е междунар. Изд. -СПб.: Питер, 2002. — 640 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Оди Дж. Р. Человек существо одинокое: биологические корни одиночества. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. НЕ.Покровского. — М.:Прогресс, 1989. — с. 129−152.
- Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения // Психологический журнал, 1987, № 4. С. 92−102.
- Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночество и самооценка. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /• Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. — с.169−192.
- Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. — с.152−169.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии, 1984. № 4. С. 15 — 29.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИПП «Приз», 1994.
- Пирожков В.Ф. Психологические основы перевоспитания уч-ся спец. Проф. училищ. М., 1988.
- Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества. / Наука и религия. -М., 1997. № 3. С.32−36.
- Покровский Н.Е. Одиночество в зеркале философской культуры. Перепутья и тупики буржуазной культуры. М.: Политиздат, 1986.
- Покровский Н. Е. Человек, одиночество, гуманизм. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. — с.624
- Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подро-стничестве. // Психологическая наука и образование.- 1998. № 3−4. С.13−18.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопросы психологии, 1996. № 1.
- Поршнев В.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973.
- Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096 е.: ил.
- Психология возрастных кризисов: Хрестоматия /Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 2000.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пузанова Ж.В. Одиночество и общение (Философско-социологический аспект). // Дис. Канд. фил. Наук. Москва, 1995.
- Райский Б.Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград, 1986. -с.ЗО.
- Рассел Д. Измерение одиночества. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. -М. .-Прогресс, 1989. с. 192−227.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994.
- Риснюк Г. М. Проблема делинквентных групп в США (социо-лого-педагогический анализ буржуазных исследований) // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Москва, 1990.
- Розин М.В. О некоторых психологических причинах демонстративно-отклоняющегося поведения подростков. В кн. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. — М., 1990, — с.45
- Рубин 3. Дети без друзей. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. — М.:Прогресс, 1989. с.343−361.
- Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М.: Изд-во Высш.пед.курсов, 1928.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Изд-во: ИМАТОН. С.-Пб, 2001.
- Садлер У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества к аномии. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. -М.:Прогресс, 1989. с.21−52.
- Саламатина И.И. Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Коломна, 2000.
- Селецкий А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев. — 1981. — с.55.
- Сиволобова И.В. Формирование у подростков ценностной ориентации на человека в детских общественных объединениях // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. Волгоград, 2002.
- Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д, Изд-во РГПУ 1997.250 с.
- Слободчиков И.М. Социально-педагогическон прогнозирование одиночества как средство предупреждения дезадаптивного поведения подростков. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Екатеринбург, 2000.
- Смирнов В.Е. Порыв. Мечта: (Очерки по психологии юношеского возраста) // Детство и юность, их психология и педагогика: Педагогический сборник / Под ред. К. Н. Корнилова, Н. А. Рыбникова. М., 1922.
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности// Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: НИИОП, 1981. С. 15−21.
- Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте // Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. Краснодар, 1999.
- Стоюнин В.Я. О воспитании. / Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1991. -С. 137.
- Сухомлинский В.А. Как любить детей. / Избранные произведения: В 5 тт. Киев: «Радянска школа», 1980. — Т.5. — С.380
- Ушатиков А.И. Практические рекомендации по развитию воли у воспитанников ВТК. Рязань: РШВ МВД, 1985.
- Ушатиков А.И. Психология волевой активности несовершеннолетних осужденных. -М.: Акад. МВД СССР, 1984.
- Федорова Г. Г. Подготовка студентов с подростками девиант-ного поведения: Тез. Докл. Науч. Метод. Межвуз. Конф. «Проблемы и перспективы гуманитарного образования в эпоху социальных реформ». СПб, 1997.
- Фейстингер JI. Введение в теорию диссонанса // Современная зарубежная социальная психология. Тесты. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — С.97−111.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
- Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. -М.: Педагогика, 1987. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1995.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490с.
- Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.-144 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. -456с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. // Человек, 1993. № 1.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1964.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.
- Фромм Э. Человек для себя. / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. -Мн.: ООО «Попурри», 1998.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал. 1985. — № 4.
- Чудновский B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.
- Швалб Ю.М., Данчева О. М. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991.
- Шмаров И.В. Социальная адаптация освобожденных от нака-зания.//Сов.государство и право. 1971. № 11.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.
- Янг Д. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение. / Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ.ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М.:Прогресс, 1989. -с.552−594.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. -М.: Республика, 1994.
- Fromm-Reichmann F. Loneliness. Psychiatry, 22, 1−15. 1959.
- Loucks S. Loneliness, affect and self-concept: Construct validity of the Bradley Loneliness Scale. Journal of Personality Assessment, 44(2), 142−147. 1980.
- Lowe C.M. and Damankos F.J. Psychological and sociological dimensions of anomie in a psychiatric population. J. Soc. Psychol., 74, 6574. 1968.
- Merton R.K. Anomie, anomia and social interaction: Contexts of deviant behavior. In: Anomie and Deviant Behavior: A Discussion and Critique. Ed. M.B. Clinard. Glencoe, III.: Free Press. 1964.
- Peplau L.A. and Perlman D. Blueprint for a social psychological theory of loneliness. In: M. Cook and Q. Wilson (Eds.). Love and attraction. Oxford, England: Pergamon. 1979.
- Rogers C.R. The loneliness of contemporary man as seen in «the case of Ellen West». Annals of Psychotherapy, 3, 22−27. 1961.
- Weiss R.S. (Ed.). Loneliness: The Experience of Emotional and Social Isolation. Cambridge: MIT Press. 1973.
- Zilboorg Q. Loneliness. Atlantic Monthly, January 1938, 45−54. 1977.
- Я часто испытываю зависимость от семьи, места учебы, общества, и это тяготит меня.
- Меня порой выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
- Мои чувства, как правило, доставляют мне огорчения, а не радость.
- Иногда сомневаюсь, действительно ли интересно моим знакомым то, что я говорю.
- С детства я окружен заботой и лаской.
- Я тяжело переживаю свое одиночество.
- Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.
- К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.
- Скорее всего, одиночество для меня это наказание судьбы, а не ее благосклонность.
- Думаю, что мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
- Мне кажется, что взрослые сами часто не понимают того, чего они хотят от меня.
- Я склоняюсь к мысли о том, что для меня реально существует проблема «отцов и детей».
- В моем окружении всегда есть тот, кто выслушает и действительно поймет меня.
- Мне кажется, что люди добры ко мне.
- Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.
- В детстве я обычно играл один.
- Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
- У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.
- Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.
- Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
- Я стараюсь избежать одиночества.
- Мои родители могут удовлетворить все мои запросы.
- Когда я испытываю глубокое одиночество, мне нелегко его преодолеть.
- В последнее время у меня возникают проблемы в отношениях с родителями.
- Мне часто трудно понять своих родителей.
- Большинство отношений с окружающими у меня построено на взаимной симпатии, а не на чувстве долга и необходимости.
- Меня тревожит нестабильность нашего общества.
- У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.
- Сейчас мне хотелось бы жить одному, без родительской опеки.
- Только стечение обстоятельств, а не мое желание, могут привести меня к одиночеству.
- Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
- Думаю, что могу определить цели и задачи, которые диктует наше общество.
- Многие запреты взрослых кажутся мне необоснованными.
- Меня устраивает то образование (работа), которое я получаю (имею).
- Свое одиночество я могу сравнить скорее с серым, пасмурным днем, чем с солнечным, ясным утром.
- Я прихожу к выводу, что у меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
- Никому в действительности нет до меня дела.
- Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.
- Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.
- Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.
- Иногда я чувствую себя изолированным от других.
- Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
- Когда я одинок, я чувствую себя спокойным и уравновешенным.
- У меня есть настоящий друг.
- Учеба (работа) приносит мне радость и удовлетворение.
- Среди людей я всегда чувствую себя легко и свободно.
- В последнее время мне трудно разобраться в том, что происходит в нашем обществе.
- Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.
- Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.
- Бывает, мне хочется побыть одному.
- Люди вокруг меня, но не со мной.
- Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.
- Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.54. Вся моя жизнь бесполезна.
- В последнее время мне скучно среди сверстников.
- Общество выстраивает такие преграды, которые мне навряд ли удастся преодолеть, чтобы достигнуть желаемых высот карьеры.
- Общению с людьми я предпочитаю уединение (чтение книги, просмотр TV и т. д.).
- Когда я одинок, я одинок не по своей воле.
- Я часто делюсь своими чувствами и переживаниями со старшими и не боюсь, что не буду поддержан ими.
- Я часто не разделяю взглядов своих сверстников.
- Похоже, мои родители считают, что в жизни самое главное это дело (работа, учеба), а чувства — это не так важно.
- Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим сверстникам то, что я говорю.
- У меня есть единомышленники.
- Одиночество меня не страшит.
- Окружающие взрослые служат для меня примером в том, какой должна быть дружба и любовь.
- Я обычно советуюсь со старшими по всем вопросам.
- Я не сомневаюсь в том, что мои родители понимают меня.
- Мои родители разделяют со мной мои увлечения и интересы.
- Случается, что я не разделяю взглядов окружающих.
- Часто я чувствую себя покинутым.
- Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.
- Мне не хватает поддержки людей, которые бы понимали меня.
- Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.
- К сожалению, я часто «не вписываюсь» в компанию.
- У меня есть приятель, с которым я при желании могу поделиться своими замыслами и планами.
- Меня беспокоит, что у меня нет друга (подруги), которого бы я любила (любил).
- Думаю, что взрослые не готовы принять и понять моих переживаний.
- Когда я одинок, у меня все валится из рук и я ничего не хочу делать.
- К сожалению, оказывается, что в действительности у меня нет друга, с которым мог (могла) бы разделять свою радость или печаль.
- Сейчас я уверен в правильности своего выбора моей будущей (настоящей) профессии.
- Как правило, взрослым нет дела до моих чувств и переживаний.
- Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.
- Общению с людьми я предпочитаю уединение.
- У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
- Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
- Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.
- Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.
- Мне всегда хотелось вести дневник.
- У меня много единомышленников.
- Если я захочу, то легко смогу попасть в ту компанию, которая мне понравилась.
- Мои родители не ограничивают мою свободу.
- В последнее время у меня возникают проблемы в общении со сверстниками.93. Я чувствую, что я одинок.
- Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.95. Мне не с кем поговорить.
- Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.
- Родители одобряют меня в моем выборе друзей.
- Для меня невыносимо быть в одиночестве.
- Лучший отдых для меня чтение книги.
- Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.
- Для меня невыносимо быть одиноким.102. Мне не хватает общения.
- Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.
- Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
- Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
- Я сейчас больше ни с кем не близок.
- Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
- Я чувствую себя покинутым.
- Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
- Я чувствую себя совершенно одиноким.
- Мои социальные отношения и связи поверхностны.
- Не в каждой группе я чувствую себя «своим» и желанным.
- Я постоянно ощущаю себя одиноким.
- Мне не нравиться заниматься каким-либо делом в одиночку.
- Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
- Мне кажется, что окружающие сами часто не знают и не понимают, чего они хотят от меня.116. Я умираю по компании.
- В действительности никто как следует не знает меня.
- Я чувствую себя изолированным от других.
- Я несчастен, будучи таким отверженным.
- Мне трудно заводить друзей.
- Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
- Люди вокруг меня, но не со мной.
- Я редко слушаюсь взрослых.1. Опросник «Одиночество»
- Инструкция: Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
- Напишите свою фамилию и другие данные о себе в верхней части листка для ответов.
- Ознакомившись с утверждением, надо ответить «да» или «нет».
- Иногда сомневаюсь, действительно ли интересно моим знакомым то, что я говорю.
- С детства я окружен заботой и лаской.
- Я тяжело переживаю свое одиночество.
- Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.
- К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.
- Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.
- В детстве я обычно играл один.
- Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
- У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть. 10. Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.
- Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
- Никому в действительности нет до меня дела.
- Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.
- Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.
- Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.
- Иногда я чувствую себя изолированным от других.
- Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
- Мне одиночество больше напоминает серое, пасмурное утро, чем солнечное, ясное утро.
- Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.
- Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.
- Бывает, мне хочется побыть одному.
- Люди вокруг меня, но не со мной.
- Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.
- Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.25.Вся моя жизнь бесполезна.
- Случается, что я не разделяю взглядов окружающих. 27. Часто я чувствую себя покинутым.
- Мне скучно и неинтересно среди сверстников.
- Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.
- Мне не хватает поддержки людей, которые бы понимали меня.
- Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.
- К сожалению, я часто «не вписываюсь» в компанию.
- Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.
- Общению с людьми я предпочитаю уединение.
- У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
- Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
- Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.
- Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.
- Мне всегда хотелось вести дневник.
- У меня много единомышленников.41 .Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.
- Родители одобряют меня в моем выборе друзей.
- Для меня невыносимо быть в одиночестве.
- Лучший отдых для меня чтение книги.
- Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.
- Не в каждой группе я чувствую себя «своим» и желанным.
- Я постоянно ощущаю себя одиноким.
- Мне не нравиться заниматься каким-либо делом в одиночку.
- Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
- Практические рекомендации по организации и проведению тренингов для подростков испытывающим чувство одиночества:
- Формирование базового доверия и самоприянтия. Переживания одиночества, как показывают некоторые исследования, часто наблюдаются у подростков с нарушением базового доверия к людям и низким самопринятием.