Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Зона ближайшего развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зону ближайшего развития задает ребенку взрослый, и это касается не только отдельных функций, отдельных качеств, но и личности в целом. Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) зону ближайшего развития, организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. Поэтому одним из центральных… Читать ещё >

Зона ближайшего развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Один из важных вопросов образования — вопрос о соотношении обучения и развития. Известные мыслители, педагоги, психологи издавна обращали внимание на единство и взаимообусловленность накопления знаний, навыков и развития способностей, творческого начала в ребенке. Так, К. Д. Ушинский защищал необходимость объединения главных задач образования — усвоение суммы знаний и развитие способностей. Он указывал на то, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях и что каждая наука развивает человека именно своим содержанием.

Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии ребенка и ввел понятие «зона ближайшего развития». «Процессы развития не совпадают с процессами обучения… процессы развития идут вслед за процессом обучения, создающего зоны ближайшего развития» [3, с. 51].

Понимание ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для практики образования: обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т. е. на то, что уже сложилось и составляет «вчерашний день», а на зону ближайшего развития — на «завтрашний день». Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает их с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется небольшой толчок, чтобы шаг был сделан.

Если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит эта задача находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта от ее решения не будет, в лучшем случае удастся лишь «натаскать» ребенка на выполнение подобных заданий или действий.

Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза, чем зона актуального развития, которая показывает лишь то, что ребенок уже может.

Зону ближайшего развития задает ребенку взрослый, и это касается не только отдельных функций, отдельных качеств, но и личности в целом. Взрослый человек (родитель, воспитатель, учитель) задает (создает) зону ближайшего развития, организуя ведущую деятельность ребенка, обеспечивающую развитие основных психологических новообразований на данной ступени онтогенеза. Поэтому одним из центральных факторов психического и личностного развития ребенка является его общение и сотрудничество с взрослым.

Вспомним, что сотрудничество относится к межличностному взаимодействию и означает «работать вместе, принимать участие в общей, совместной деятельности». Именно такое сотрудничество, совместное детско-взрослое взаимодействие делает возможным овладение растущим человеком культурно заданными предметами, действиями, любой деятельностью и отношениями.

Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития интеллектуальных, познавательных способностей ребенка.

Общение взрослого с ребенком — тоже сотрудничество, и оно прежде всего ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных качеств ребенка, его потребностей, интересов, мировосприятия и пр.

В реальном взаимодействии со взрослым ребенок попадает в обе зоны — зону интеллектуального и зону личностного ближайшего развития. Развивающие возможности этих зон определяются уровнем общекультурного и личностного развития самого взрослого, его способностью ввести ребенка в мир знаний, в мир психологической культуры и в мир человеческих отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой